Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"
На доске плакат:
“Имеет каждый век отличительную черту. Нынешний ознаменовался революционными
идеями.
Дух преобразования заставляет… везде умы клокотать.
П.Пестель”
Цели урока:
- воссоздать колорит эпохи, показать факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма;
- раскрыть понятие высокого в истории и поэзии;
- показать героику подвига, воссоздать их групповой портрет;
- раскрыть романтику их творчества, углубить понятие революционного романтизма;
- ввести понятие революционного романтизма.
Оборудование:
- портреты декабристов, их высказывания, анализируемые тексты, дневники, письма, произведения поэтов-декабристов; толковые словари;
- Библия, исторические документы(программные документы “Союза благоденствия и др.)
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Декабризм можно рассматривать как антиправительственный мятеж офицеров, т.е. вести речь об идеологических взглядах участников “Союза Спасения”, “Союза благоденствия”, о подготовке и ходе вооружённого выступления на Сенатской площади 14.12.1825 года, о казни, ссылке. Но декабризм можно рассматривать и как фактический исторический поступок. Яркой особенностью поведения декабристов было то, что это были люди действия, реального поступка. Готовность к поступку – самая заметная черта в облике декабристов. Литературным центром декабристов было “Вольное общество любителей российской словесности”, в сфере влияния декабристских идей находилась “Зелёная лампа”, свою литературную политику”(Н.Тургенев,М.Орлов, Н.Муравьёв) пытались проводить в “Арзамасе”, а когда эта попытка окончилась неудачей, Н.И.Тургенев создаёт “Журнальное общество”.Их печатными органами были “Труды “Вольного общества любителей словесности “, альманах А.Бестужева и К.Рылеева“Полярная звезда”(1823-1825г.г.), “Мнемозина” В.Кюхельбекера(1824г.),“Русская старина” А.Корниловича и В.Сухорукова(1825г.)Среди декабристов-литераторов были и разногласия, но было и принципиальное сходство, позволяющее говорить о системе декабристских эстетических идей. Поэты-декабристы способствовали развитию русской гражданской поэзии. Они с большей поэтической силой говорили о революционной роли поэзии, о преобладающем значении идеи в художественном произведении . В лирике и поэмах они показали образ положительного героя, который должен стать образцом патриотизма, мужества, свободолюбия. Наследство декабристов перешло к людям 60-х годов. Н.Шелгунов помещает статью К.Рылеева “Гражданин” в своей прокламации “К молодому поколению”. Некрасов откликается на рылеевскую формулу гражданского служения своими прославленными словами: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”– и пишет поэму о декабристах. При очевидной общностидекабристской поэзии каждый поэт шёл своим путём и сказал своё слово. Среди них В. Раевский, В.Кюхельбекер обратили взоры к истории, вниманию к слову.
2. Чтение учителем стихотворения А.Одоевского “умирающий художник”.
Вопросы:
– Каким вам видится А.Одоевский?
– Почему песня не допета?
– О чём говорит метафора “…кистью смелой”?
3. сообщение цели урока:
1. а) воссоздать эпоху декабризма в личностях поэтов и их творчестве, постигнуть, героику их подвига, высокий строй их душ;
б) понять смысл их противоречий; работа над высказываниями А.Бестужева-Марлинского и П.Пестеля.
Высказывания:
1. “Наша революция не будет стоить ни одной капли крови, ибо произведётся одной армией, без участия народа “(А.А.Бестужев – Марлинский”).
2. “С народом всё можно, без народа ничего нельзя “(П.Пестель).
Вопросы:
– О какой революции идёт речь? Что вы о ней знаете?
– Почему спopным оказался вопрос о народе? (выводы по каждому этапу урока дети записывают в тетрадь)
Ответы:
– Патриоты и свободолюбцы, декабристы много думали о тяжёлой судьбе народа, мечтали о его освобождении;
– боязнь самостоятельного народного движения , неверие в его силы (народ – слепая и неорганизованная сила), мысли о том, что “бурный мятеж” способен смести всё; – поиск средств, которые привели бы к победе революции без участия народных масс. Понимание наиболее продвинутыми декабристами, что это невозможно.
3. Работа с историческими документами.
Декабристы воспитаны на идеях Просвещения, они избирают путь тайных обществ (работа над приложением №2.Они лежат у каждого на парте).
Вывод:
Они верили в силу разума и считали возможным и необходимым воздействовать на “общее мнение”, прежде всего посредством литературы (введение понятия “народность”). Народный дух, героика видится декабристам в фольклоре, русском героическом эпосе.
4. Сравнительный анализ литературных текстов.
Вспомним творение русского героического эпоса (“Слово о полку Игореве”)
– Каковы его ведущие моменты?
Перед вами текст. Это “Мстислав Мстиславович (П. Катенин).
– Каков жанр произведения? (Историческая баллада)
– Что можно сказать о его назначении? (Акцент на внутреннем мире личности)
– Что роднит балладу П.Катенина со “Словом…”? (Стилистика)
Как проявляется в творчестве П.Катенина народность? (Внимание к русскому национальному хаpaктеру)
5. Работа с ключевым словом урока – “высокое”.
Роль языка. Вновь обратимся к Уставу. В нём был целый раздел “ Слово…”
Учитель зачитывает цитату: “ Посредством слова можно превозносить добродетель, унижать порок и показывать презрение к слабости. Члeны, занимающиеся словесностью, должны на произведения свои налагать печать изящного, не теряя из вида ,что истинно изящное есть всё то, что возбуждает в нас высокие и к добру увлекающие чувства.
–Какая мысль привлекла в этом пункте Устава ваше внимание?(Мысль о высоком).
6. Работа со словарём.
– Что есть “высокое”? Найдите в толковом словаре ответ и запишите в тетради. – А ЧТО есть “высокое” в истории? – Составьте самостоятельно словарную статью к слову “высокое” в его историческом понимании. – А в литературе? Какие жанры можно отнести к высоким? (Баллада, ода).
Обратите внимание, что в литературе столь же высокий по своему внутреннему содержанию образ Поэта.
– Сопоставительный анализ поэтического текста и библейского.
– Как тема Поэта решалась в литературе?
– Как в поэзии Кюхельбекера? – Почему “Участь поэта” – ода?
– В чём идеал поэта-декабриста? (Словом заставить задрожать тиранов)
Ещё одна грань в творчестве декабристов – образ поэта-пророка.
Работа со словарем.
– Кто такой “пророк”? Записать в тетрадь.
Следует правильно понять и оценить пристрастие поэтов-декабристов к темам и образам, заимствованным из Библии. “Библия и Евангелие есть республиканский кодекс в устах искусного толкователя? (вспомнить об этом): стихотворение Г.Державина “Властителям и судиям”.
А теперь обратимся к стихотворению Ф.Глинки. По жанру – это послание. – К кому оно обращено? (Глинка обращается к Богу как к гражданину, который сочувствует идеалам политической борьбы. Он призывает к активности, к действиям. Псалмы Глинки будили гневные эмоции, они звучали как призыв к действиям сограждан. Это литература призвана воспитывать.)
– Как называются произведения, где ярко подчёркнуты назидательные, воспитывающие читателя цели?
– К какому литературному произведению можно отнести такую литературу?
Вывод: Глинка убеждён, что с помощью искусства можно разрешать конфликты между человеческими страстями нравственным долгом. Аллегория его насыщена атмосферой эмоций, обращена в глубины человеческой души, он открывает её сокровенную тайну. – Какую? (Разлад между земным бытиём и мечтой об идеале.)
– Какому литературному направлению это свойственно? (Элегии.) “Уже занимается заря свободы словесности и нравственности”.
– Что знаете о жанре элегии?
– Каков её лирический герой?
А теперь проследим мысли, чувства и настроения лирического героя стихотворения “К NN”.
– Что нового привносит поэт в жанр элегии? (Гражданственность, самоотречение от любви во имя долга, облик революционного романтика.)
7. Углубление историко-эстетических понятий.
“Ежедневная мысль, постоянная его идея была пробудить в душах своих соотечественников чувство любви к Отечеству…”
К.Рылеев (один из руководителей восстания) скажет о себе: “Я не поэт, но гражданин”. – В каком произведении мы встречались с концепцией воспитания гражданина? (В “Путешествии из Петербурга в Москву” А.Радищева)
– Каким видит гражданина Рылеев?
Анализ оды “Я ль буду в роковое время…”
8. Итог урока.
А) Поэтическое творчество декабристов было одним из элементов их значимого, героического поведения. Несмотря на высокое значение их поэзии для истории русской литературы, всё-таки главный вклад декабристов в русскую культуру состоит в создании совершенно нового в России типа человека – человека, обладающего острым чувством собственного достоинства, человека, настроенного на решительные поступки, человека слова и дела. Развитие декабристской литературы было насильственно прервано. Она была разгромлена вместе с политическим движением. История декабризма, а вместе с тем и история декабристской литературы, не заканчивается 14.12 1825г.
Чтение стихотворения В.Кюхельбекера как продолжение идей и идеалов декабризма “Тень Рылеева”.
Приложение 1, Приложение 2
Список литературы.
- Антология “Декабристы”, т. 1. Л.,1975 г.
- А.Корнилов. Курс истории России XIX в., М.,1993.
- Литература в схемах и таблицах.
- Библия.
- Ожегов. Словарь русского языка.
Методическое обоснование урока.
При составлении урока учитывалась специфика каждого гуманитарного предмета: литературы и истории, т.к. они в системе выполняют очень важную функцию. История раскрывает прострaнcтвенно-временные и причинно-следственные связи мирового процесса. Учащиеся изучают части эволюционного развития общества . Литература позволяет установить диалог в историко-культурном прострaнcтве .Дети учатся выражать мироощущения в слове, становятся участниками развития общечеловеческой культуры. Задания на уроке составлялись, исходя из указанных предметных особенностей. Так, в уроке присутствовали сравнительный анализ литературных текстов, поэтического и библейского, наблюдались закономерности историко-литературного процесса, причинно-следственные связи происходящих в истории событий и явлений. Художественные идеи времени связывались с предшествующими и последующими звеньями историко-литературного процесса, изменялись во времени и хранили память об истоках. Работа с эстетически параллельными текстами на уроке позволяет осмыслить не только идеи времени в различных формах и жанрах, но и творческую и авторскую индивидуальность. Положительную роль на уроках сыграла работа со словарём. Учащиеся увидели картину литературного развития в целом.
Понимания исторической эпохи дают высказывания А.Бестужева-Марлинского и П.Пестеля, К.Рылеева, а также работа с историческими документами – Уставом “Союза благоденствия”, чтение Библии и Евангелие, введение понятия “народности”, работа с ключевым словом на уроке-“высокое”. Углубление историко-эстетических понятий происходит при анализе оды К.Рылеева “Я ль буду в роковое время”, где её постоянной идеей было “пробудить в душах своих соотечественников” чувство любви к Отечеству и как итог – чтение стихотворения В.Кюхельбекера “Тень Рылеева” – продолжение идей и идеалов декабристов.
Урок истории разработан для учащихся 5-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
28 03 2024 6:27:41
На основе анализа документального материала автор учит учащихся определять роль, значение, а также давать оценку действиям советского руководства во главе со Сталиным в организации победы над фашистской Германией. На основании зарубежных источников изучать и сопоставлять различные оценки роли советского руководства в Великой Отечественной войне....
27 03 2024 19:38:42
Программа элективного курса рассчитана на изучение истории своего родного края – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, его роли и места в российской и всемирной истории. Курс является интегрированным, так как предполагает свободное владение основным материалом и базовыми понятиями смежных предметов: отечественной и всеобщей истории, географии, литературы....
26 03 2024 19:41:29
Представлены хаpaктеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....
25 03 2024 0:38:30
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
24 03 2024 19:38:51
Целью урока является создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления. Учащиеся читают тексты, выделяют главную мысль и работают с кластером. Они должны подойти к важному выводу, что жизнь человека недолговечна, и прожить ее надо не бесцельно. ...
23 03 2024 10:44:50
Данный курс направлен на повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета; знакомство учащихся с основными вопросами семейного права; оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне....
22 03 2024 6:34:35
Урок подводит учащихся к причинам восстания Спартака, поражения; формирует критическое мышление учащихся многоуровневым анализом исторического документа, иллюстративного материала, картографические, хронологические умения и навыки, умения выделять в тексте главное, делать элементарные выводы; воспитывает чувство справедливости, гуманного отношения к людям, интерес к предмету....
21 03 2024 22:24:40
Лекция учителя сопровождается презентацией с гиперссылками на сайты в Интернете. Учитель по своему усмотрению может использовать дополнительный материал. Может предложить презентацию для самостоятельного изучения, если ученик отсутствовал. Ссылки на сайты можно предложить ученикам для подготовки сообщений по теме или подготовки учебных проектов....
20 03 2024 15:46:59
Открытый интегрированный урок в 5-м классе предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Предлагаемый вниманию учителей урок сопровождается компьютерной презентацией и набором заданий (вопросов), которые направлены на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности, воображения, коммуникативных навыков. Задания даны в игровой форме превращая урок в интересное познавательное путешествие в мир первобытного человека....
19 03 2024 21:40:14
Данный урок проводится для подведения итогов по изучению раздела "Древнейшие государства Индии и Китая". По аналогии можно подготовить итоговые или повторительно-обобщающие уроки по всем темам и для всех классов, усложняя содержание и задания в зависимости от возрастной группы....
18 03 2024 7:16:58
Познавательная игра "Отмена крепостного права в России" может использоваться учителями истории на повторительно-обобщающих уроках по данной теме. Она построена с учетом тех знаний, которые учащиеся получили во время уроков, а также дополняет их новыми интересными фактами. В игре учащиеся не просто заучивают материал, а рассматривают его с различных сторон, раскладывая на многообразные логические ряды....
17 03 2024 6:33:27
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
16 03 2024 2:43:18
Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования УТДК и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь УТДК; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....
15 03 2024 5:29:19
Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность всего педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся. ...
14 03 2024 14:12:22
Урок изучения нового материала для 6-го класса разработан с учётом возрастных особенностей детей. Сопровождается мультимедийной презентацией и различными методами: объяснение учителя, работа с картой, групповая исследовательская работа. Дети работают с историческим документом, читают отрывок из «Повести временных лет» о расселении славян. Урок насыщен заданиями творческого и исследовательского хаpaктера. В конце занятия даётся домашнее занятие....
13 03 2024 17:28:37
В современных условиях развитие продуктивных технологий в сфере образования становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Широкое распространение получают активные методы обучения. Интеpaктивные методы представляют собой систему правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение....
12 03 2024 11:16:47
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
11 03 2024 11:33:55
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
10 03 2024 1:26:17
Когда в 5-м классе начинается систематическое преподавание истории, учитель должен определить уровень знаний и умений, необходимых для работы с картой. Если такие знания и умения отсутствуют или присутствуют лишь фрагментарно, нужно формировать их заново....
09 03 2024 12:53:35
Урок изучения нового материала в 9-м классе. На уроке проходит групповая работа при ответе на главный вопрос учебного занятия. Заполняется опopная схема. Урок способствует воспитанию патриотизма, интереса к прошлому, формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
08 03 2024 20:22:16
Работа подготовлена к научно-пpaктической конференции по истории. Данный материал можно использовать для подготовки к внеклассному мероприятию по истории, к классному часу по данной тематике, использовать на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война. В конспекте работы используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
07 03 2024 11:49:19
Работа посвящена развитию познавательной активности учащихся при изучении летописных документов Древней Руси. ...
06 03 2024 15:27:39
Урок изучения нового материала, с использованием дополнительного художественно–исторического материала с целью привития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся. Урок построен на театрализации представления двух исторических личностей в форме переклички фактов. ...
05 03 2024 20:20:24
В статье с позиции учителя-пpaктика показаны формы учебной интеграции уроков истории, их типы, а также позитивное значение интегрированных уроков, которые позволяют преодолевать разобщенность научного знания по дисциплинам....
04 03 2024 4:56:11
Занятие с целью ознакомления с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815‒1825 годов, выяснение причин отказа от дальнейших реформ....
03 03 2024 20:25:12
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
02 03 2024 14:25:45
В статье рассматривается роль пpaктикума на уроках обществознания при подготовке к экзаменам в классах, работающих по программе базового уровня. В качестве приложения (аргументации) к основной статье прилагаются примеры разработанных авторских пpaктикумов. Основная цель – поиск эффективных форм занятий деятельностного типа через обсуждение в педагогическом сообществе....
01 03 2024 12:51:24
Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. «Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-пpaктической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....
29 02 2024 2:47:32
Цель урока – определить, как проявился русский хаpaктер в деятельности советских людей в тылу фронта, в партизанском движении, в плену врага в годы Великой Отечественной войны, постичь своеобразие национального русского хаpaктера на примере судьбы человека, прошедшего испытания войной (М.Шолохов. «Судьба человека»); подвести к мысли о значимости идейных убеждений русского человека в годы войны 1941–1945 гг. Использованы фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С.Бондарчука «Судьба человека». ...
28 02 2024 13:34:11
Методическая разработка урока позволяет рассмотреть создание первого представительного законодательного органа – Государственной думы, уяснить, что в результате появления Государственной думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционировать в сторону конституционной монархии, позволяет раскрыть плюсы и минусы российского представительства....
27 02 2024 22:56:30
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
26 02 2024 3:10:11
Учитывая в личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий с целью осмысления, обобщения и систематизации знаний. Данный урок связан с предыдущими, на которых ученики познакомились с понятиями демократия, научились выявлять её признаки. Урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам управления в древних государствах....
25 02 2024 20:56:45
Так уж сложилось, что исторически и географически наш регион оказался в эпицентре трагических событий периода Гражданской войны, непосредственно связанных с мятежом чехословацкого корпуса. Цель статьи состоит в том, чтобы, используя исторические источники и литературу, раскрыть роль чехословацкого мятежа в событиях июня 1918 года в селе Большеустьикинское Златоустовского уезда Уфимской губернии....
24 02 2024 3:30:36
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
23 02 2024 2:28:18
Интегрированный урок истории и английского языка проводится в 6-м классе общеобразовательной школы. Учитель истории рассказывает учащимся о нормaндском завоевании. Знакомясь с личностью Вильгельма Завоевателя и Робина Гуда, учащиеся дают им хаpaктеристику и читают тексты на английском языке с различной стратегией. В конце урока проводится мини-тест, который позволяет проконтролировать степень усвоения материала учащимися....
22 02 2024 17:16:55
Цели урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о завоевательных и разорительных походах монголо-татар на русские земли в XIII веке; совершенствовать умения работы с исторической картой и историческими источниками; развивать навыки сравнительного анализа и самостоятельной работы на уроке истории....
21 02 2024 4:44:51
Урок приглашает к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, опираясь на знания. Это дает возможность понять, как в недрах прошлого вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс....
20 02 2024 11:47:25
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
19 02 2024 2:26:54
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
18 02 2024 6:40:22
Урок составления проекта программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Ученики класса работают в 3-х группах. Им дано было опережающее задание: подумать, почему совершаются правонарушения. Дети провели опрос среди старшеклассников, родителей, записали ответы в виде тезисов. Выяснив причины правонарушений, ученики составляют проект программы по профилактике правонарушений....
17 02 2024 2:15:22
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
16 02 2024 8:30:16
Мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов. Способствует развитию чувства патриотизма и гражданственности, формирует традиционные православные ценности. Адресовано учителям истории, мировой художественной культуры, заместителям директора по воспитательной работе. Может быть проведено в рамках недели истории. Актуальность мероприятия объясняется ростом потребности общества в повышении духовности и нравственности подрастающего поколения. ...
15 02 2024 11:32:43
Цель ролевой игры в жизни человека. Классификация игр по сфере деятельности и по хаpaктеру педагогического процесса и применяемых методик....
14 02 2024 7:41:44
Компетентностный подход ведёт ребят к новому знанию и опыту через самостоятельное или коллективное открытие. Представление об изучаемой эпохе, её анализ, дискуссия по проблеме позволяют ученику иметь собственную точку зрения, занять активную гражданскую позицию. Аргументация мнения, умение слушать и осмысливать материал формируют навык конструктивного и толерантного общения....
13 02 2024 22:20:26
Урок истории обобщает и систематизирует знания учащихся о внутренних социальных процессах, которые происходили в Древнерусском государстве; на основе правовых документов учащиеся выявляют источники формирования населения, зависимого от земельной собственности феодала. ...
12 02 2024 12:28:12
Классный час посвящен уникальным памятным местам родного города. С помощью краеведческого материала учащиеся знакомятся с прошлым и настоящим родного города. Цель: формирование активной гражданской жизненной позиции. Необходимо использовать презентацию «Уникальные памятные места города Пензы»....
11 02 2024 11:59:52
Устный журнал посвящен 200-летию Бородинской битвы и дает учащимся школы VIII-го вида общее представление о Дне воинской славы России, раскрывает значение битвы, воспитывает глубокое уважение к подвигу предков....
10 02 2024 21:49:18
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
09 02 2024 2:18:34
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
08 02 2024 18:14:41
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::