Начало монголо-татарского вторжения > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Начало монголо-татарского вторжения


    Начало монголо-татарского вторжения

Цель: в ходе анализа предлагаемого материала дать возможность учащимся поразмышлять, осознать серьёзность надвигающейся опасности на Русь; содействовать более глубокому пониманию трагического исхода для Руси битвы на Калке, могла ли она закончиться иначе?

Задачи.

1. Рассказать о возникновении и завоеваниях монгольской империи.

2. Разъяснить причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии; причины поражения русских войск на Калке.

3. Развивать логические умения учащихся через выделение причинно-следственных связей, моделирование и конструирование учебного материала, ассоциативное мышление.

4. Воспитывать любознательность, интерес к предмету,чувство патриотизма и любви к Родине.

Основные понятия и термины: хан, нукеры, найоны, араты, тьма (тумен), яса, курултай, улус.

Тип урока: изучение нового материала (тематическая лекция).

Оборудование урока:

- презентация;

- учебники по истории:

  1. А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. История России с древнейших времён до конца XVII века. 10 класс, Москва “Просвещение” 2006 год.
  2. Загладин Н.В., Всеобщая история с древнейших времён до конца ХIХ в. Учебник для 10 класса – М.: “Русское слово”, 2003.

- карта “Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке”.

Этапы урока.

1. Оргмомент.

2. Изучение нового материала. Работа со слайдами и учебником. Анализируя новый материал, учащиеся отвечают на проблемные вопросы.

3. Рефлексия.

4. Закрепление изученного материала (тестирование или блиц-викторина).

5. Опережающее задание на следующий урок.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя (урок - звено в блоке, поэтому предполагает опору на предыдущие знания учащихся и на их самостоятельную работу).

- Ребята, мы переходим к изучению третьей главы “Русь в XIII-XV вв.” - это время становления новой Российской государственности в условиях раздробленности и внешней опасности с Запада и Востока. Сегодня мы поговорим о надвигающейся угрозе с Востока, с монгольских степей.

Презентация 1. (Слайд 1)

Тема урока: "Начало монголо-татарского вторжения"

(Слайд 2)

План изучения нового материала:

1. Рождение монгольской империи.

2. Чингисхан.

3. Завоевания монголов.

4. Трагедия на Калке.

Ребята, вы должны сегодня узнать:

- где и когда возникла монгольская империя, в каких условиях происходило формирование государственности;

- Чингисхан как историческая личность, его роль в мировой истории;

- завоевания монголов были грандиозными и их завоёванные территории превышали в 4 раза завоевания Александра Македонского. Вы должны уметь перечислить завоёванные территории.

- первая встреча русских князей с монголо-татарами произошла на р. Калка, которая закончилась трагедией. С поля битвы вернулся лишь каждый десятый. Почему русская рать проиграла битву?

(Слайд 3)

Определяется главная проблема для обсуждения на этом уроке.

Чем можно объяснить успешность завоевательных походов монголо-татарской армии.

(Слайд 4)

П. Изучение нового материала.

Показать учащимся презентацию, рассказать о создании Чингисханом Монгольской империи.

1. Рождение Монгольской империи.

Урок начать с вопроса “где и когда возникла монгольская империя?”. Во 2-й пол. XII – начале XIII века в степях Забайкалья и северо-восточной части Монголии (к северу от Китая) проживали монгольские племена:

- монголы;

- татары;

- кереиты;

- меркиты;

- найманы.

После рассказа учителя с опорой на слайд №4 учащиеся с лёгкостью отвечают на поставленный вопрос “где и когда возникла монгольская империя?”.

По такому же принципу учащиеся отвечают на вопрос “почему племена монгольской степи называли монголо-татары?” (т.к. монголы и татары были самыми многочисленными).

- Монгольские племена кочевали в степях Забайкалья и северной части современной Монголии. Их главным занятием было скотоводство и охота. Земледелия монголы не знали. Монголы жили в шатрах – юртах, городов не строили. К концу ХII века племена находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, появлялась частная собственность. Начинает выделяться родоплеменная знать: вожди, старейшины, князья, которые остро нуждались в боевых дружинах для защиты и завоевания новых пастбищ. Поэтому возникновение и развитие государственности носило военизированный хаpaктер.

Попробуйте найти отличие в развитии государственности у Восточных славян и монголов.

Ребята пытаются ответить, а учитель наводит на правильные ответы, акцентируя их внимание на веке и главных занятиях: “В каком веке возникло государство у восточных славян?”, “Что было их главным занятием?”.

После диалога учитель выводит правильные ответы на слайд, а дети сравнивают их со своими записывают в тетрадь где, когда проживали монгольские племена и их главное занятие.

1. Возникло позже, чем у восточных славян (IX в. у нас и XII в. у них).

2. Восточные славяне вели осёдлый образ жизни, а не кочевой.

3. Военизированный хаpaктер государственности скорее сходство, чем отличие.

(Слайд 5)

Работа с учебником стр. 147 (последний абзац)

- Военизированный хаpaктер общества прослеживается через социальное расслоение. Среди монголов выделились главы племён - ханы. Рядом с ними встали и помогали им нойоны. У монголо-татар также были межплеменные конфликты из-за пастбищ. Поэтому ханы и нойоны нуждались в нукерах и подчинили себе аратов. Точно также происходило и у славян. Попробуйте при помощи учебника выстроить такую же схему только славянского общества.

(Слайд 6)

Почему военизированный хаpaктер государственности в отличие от славян, был с самого начала? (Работа с учебником стр. 148 + рассказ учителя)

- В монгольском обществе велось кочевое хозяйство и не строились города. Захват новых пастбищ, уничтожение других народов, которые владели этими пастбищами раньше, часто становились для скотоводов жизненной потребностью – иначе им грозила cмepть от голода.

- С раннего детства жизнь монголов связана с лошадьми.

Лошадь: средство передвижения; друг на охоте и войне; мясо и молоко.

“Татары родятся и вырастают в седле и на лошади; они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь круглый год проходит на охоте”.

- Монголы с детства были превосходными наездниками, стрелками из лука. Они великолепно управлялись с арканами. Они крепкие, ловкие, смелые, мужественные.

- Ханы использовали особенности своих соплеменников – их военную сноровку, способность к быстрым передвижениям. Это были уже готовые воины.

Почему же государственность монгол с самого начала носила военизированный хаpaктер?

Учащиеся отвечают: “Потому что их главное занятие скотоводство и борьба за пастбища вынуждала их с самого детства сидеть в седле и метко стрелять, т.е. быть воинами.

(Слайд 7)

2. Чингисхан - Тэмучин.

- В XII веке в одном таком столкновении победу одержал выходец из знатного нойонского рода Темучин (ему не было и 30-ти лет). Он сумел объединить большие силы и беспощадно расправился со своими врагами.

Работа с учебником стр. 148

- Прочитайте, дайте оценку личности Тэмучина и ответьте на вопрос: отличался ли он от лидеров других раннефеодальных государств Западной и Восточной Европы? (Уч-ся быстро находят ответ)

- Силой, жестокостью и хитростью он подчинил своей власти степные племена и создал из них лучшую в мире армию, которая покорила многие страны и народы.

(Слайд 8-10)

Тэмучин и его реформы

Чтобы укрепить свою территорию и завоёванные племена Темучин проводит ряд реформ.

1. Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники, строго подчинявшиеся друг другу по служебной лестнице.

2. Чингисхан установил закон - Яса - коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага - казнили весь десяток, за бегство казнили всю сотню. Десяток состоял из члeнов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадежный не попадал в воины.

Поэтому в бою монголы были упopны и отважны. Была установлена жёсткая дисциплина.

(Слайд 9)

3. Темучин создает армию.

Каждый взрослый монгол был воином, с детства сидел в седле и владел оружием. Он создал личную гвардию, которая делилась на “ночную” и “дневную” + привилегии своим нойонам и нукерам, освободив их от налогов.

(Слайд 10)

4. Войско состояло из легкой конницы (кожаные доспехи, на вооружении кривая сабля, боевой топор, аркан, лёгкое копьё и два лука (лёгкие и тяжёлые стрелы) и тяжелой конницы (всадника защищает кольчуга и шлем. Длинное копьё, прямой меч. Лошадь покрыта шкурами). По закону Чингисхана у каждого воина было не менее трех лошадей.

5. Продолжал подчинять себе племена. Последними были татары.

(Слайд 11)

В начале XIII века в 1206 г. на съезде монгольской знати - курултае - Темучин был провозглашен правителем Монгольского государства и назван именем - Чингисхан (великий хан). Он стремился завоевать весь мир - мечтал дойти до Моря Франков (Атлантический океан). Целью монголов было провозглашено завоевание мирового господства.

Так зародилось новое государство, впоследствии ставшее самой большой державой в мировой истории.

(Слайд 12)

3. Завоевания монголов.

Используя карту, рассказать о завоевательных походах монголо-татар:

• Они покорили киргизов, живших в верховьях Енисея, бурят, якутов, уйгуров.

• Разгромлено крупное государство - Тангутское царство, монголо-татары стерли с лица земли созданную там цивилизацию.

  • В 1211 году Чингисхан вторгся в Китай. В 1215 году Северный Китай был покорен.
  • В 1218 году полководцы Чингисхана завоевали Корею.
  • В 1219 году монгольское войско напало на крупное среднеазиатское государство Хорезм.

Многие города Средней Азии не смогли оказать серьезного сопротивления. Например, Бухара сопротивлялась 3 дня, Самарканд - 5 дней, Ургенч сопротивлялся несколько месяцев. Средняя Азия полностью оказалась под властью монголов. Города лежали в развалинах, земледелие вытеснилось кочевым скотоводством.

(Слайд 13-14)

Войско Чингисхана

Чингисхан создал мощную армию.

Для монголов Китай с его древней цивилизацией сыграл во многом такую же роль, как Византия для варварских славянских племён. Чингисхан использовал в управлении опыт и знания китайских чиновников, привлёк к себе на службу китайских учёных, военных специалистов.

Значения завоевания Китая:

1. Введена уйгурская письменность.

2. На службу китайские учёные + военные специалисты.

3. Использовали китайскую военную технику:

- стенобитные машины

- камнемётные орудия

- огнемётные орудия

(Слайд 14)

- Превосходная разведка через купцов, путешественников, тайных агентов.

- Угнетающее психологическое воздействие на врагов оказывали жестокие расправы.

Вывод: Чингисхан использовал опыт и знания каждой покорённой страны, что ещё более усиливало его империю. На мощь Монгольской империи работали все завоёванные народы.

(Слайд 15)

Вопрос урока: “Чем можно объяснить успешность завоевательных походов монголо-татарской армии”.

Ответ: преимущества монголо-татарской армии.

(Слайд 16)

В чём заключалось преимущество монголо-татарской армии?

(Учащиеся должны поэтапно восстановить все новшества и тактики монголо-татар их хитрости)

1. Кочевой образ жизни способствовал развитию необходимых качеств.

2. Десятичная система организации армии.

3. Железная дисциплина. Коллективная ответственность за поведение в бою (яса).

4. Жестокость. Тактика устрашения врага.

5. Превосходная разведка.

6. Использование военного опыта и орудий завоеванных народов.

(Слайд 17)

4. Трагедия на Калке 1223 год

Работа с картой: помочь определить местоположение монголо-татар в указанное время.

Задание:

- найдите на карте место первой встречи русских князей с монголо-татарами;

- вспомните, почему Русь напоминает лоскутное одеяло? (Ребята говорят о раздробленности, отмечая как не к стати сепаратистские настроения князей)

Страшная угроза нависла над Русью.

(Слайд 18)

- В 1223 году монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан обратился к русским князьям

за помощью. “Нашу землю сегодня отняли, а завтра вашу возьмут!”.

Как вы думаете, помогут ли русские князья половцам?

(Слайд 19)

Русские князья еще не знали ничего о монголо-татарах, и поэтому 15 русских князей откликнулись, среди них: смоленский, киевский, галицкий, волжский.

Почему так мало?

1. Князья не доверяли своим старинным противникам.

2. Восприняли монголов как очередных степняков-кочевников, коих они и раньше били.

3. Была уверенность, что сила русского оружия сильнее пришельцев.

4. Русь переживала период раздробленности.

(Слайд 20-22)

Учитель рассказывает о битве на реке Калке в объеме учебника. При этом обращает внимание учащихся на следующее: монголо-татары выступили в поход с одним из своих корпусов (тумен - 10 тыс. человек).

- Определите недостаток организации русского войска.

Причины поражения:

1. Несогласованность действий

2. Отсутствовало единого комaндования.

3. Бегство половцев, которые смяли своим беспорядочным отступлением русские полки.

4. Незнание мощи и военных хитростей монголов.

Вывод: русские войска в союзе с половцами не смогли справиться с монгольским войском.

(Слайд 23)

Монголы овладели огромной территорией – от Китая до Средней Азии и Закавказья. Чингисхан поделил её между сыновьями на улусы (уделы). Западные земли достались старшему сыну Джучи (он умер в один год с отцом, 1227 г.). Во главе Западного улуса встал сын Джучи - молодой Бату (Батый). “Счастливее всех на земле тот, кто гонит разбитых им неприятелей, грабит их добро, скачет на их конях, спит на животах их женщин, любуется слезами людей, им близких”.

В 1235 году на курултае монгольских ханов было принято решение о походе в Европу “к последнему морю”. Cмepтельная угроза нависла над Русью.

- Почему, именно в это время, монголо-татары приступили к окончательному нападению на Русь?

(Они поняли, что Русь слаба из-за раздробленности)

III. Рефлексия.

- Какие уроки Русь должна была вынести из поражения на Калке?

- Когда и где произошла первая встреча русских с монголо-татарами? (1223 г.) А когда они принимают решение идти на Запад? (1235 г.) Соответственно, сколько лет между этими датами? (12 лет). Можно ли было за это время подготовиться к встрече с монголо-татарами?

- Предложите прогноз: можно ли было изменить историю и как бы развивались события, если бы Русь вынесла уроки из поражения на Калке?

IV. Закрепление изученного материала.

I вариант.
Тестовое задание (раздаётся каждому ученику)

1. Успехи завоевательных походов монголо-татар объясняются:

а) их многочисленностью;

б) высоким уровнем воинской организации и жесткой дисциплиной в войсках;

в) стремлением знати к обогащению за счет более развитых стран и народов;

г) хорошо поставленной разведкой;

д) применением военных машин;

е) феодальной раздробленностью стран, на которые они нападали.

Обозначьте указанные причины номерами (в порядке убывания) в зависимости от степени их значимости.

2. Битва на Калке произошла:

а) до первого крестового похода в Европе;

б) после гуситских войн в Чехии;

в) после принятия христианства на Руси;

г) во время правления Владимира Мономаха?

3. Последствия монголо-татарского нашествия на Среднюю Азию:

а) были уничтожены оросительные системы;

б) места исконного проживания земледельцев заняли кочевые племена;

в) замерла торговля;

г) уничтожены плодородные оазисы;

д) пришли в упадок города;

е) сократилась площадь обpaбатываемых земель.

Обозначьте указанные последствия номерами (в порядке убывания) в зависимости от степени их значимости.

(Слайд 24)

II вариант.
Блиц-викторина (фронтальный опрос)

1. Что произошло в известные вам даты: 1206 г.; 31 мая 1223 г.; 1235 г.

2. Что означают данные понятия: курултай; тумены (тьмы); Чингисхан, хан, нукеры, найоны; яса, улус

3. Чем можно объяснить успешность завоевательных походов монголо-татарской армии:

- Кочевой образ жизни.

- Десятичная система армии.

- Железная дисциплина (яса).

- Тактика устрашения.

- Использование опыта Китая .

4. Определите причины поражения на р. Калка.

- Несогласованность действий.

- Отсутствовало единого комaндования.

- Бегство половцев, которые смяли своим беспорядочным отступлением русские полки.

- Незнание мощи и военных хитростей монголов.

(Слайд 25)

V. Опережающее домашнее задание:

§ 19 + сообщение “Александр невский” или “Крестоносцы”.

Интернет ресурсы:

http://www.old.kspu.ru/ffec/hist/gloss/gloss.html

http://www.islamsyzran.ru/news/414-musulmane-tatarstana-molyatsya-o-nisposlanii-dozhdya.html

http://qualityjunkyard.com/2009/02/28/mosque-in-brunei-sultan-omar-ali-saifuddin-mosque/

http://www.posylka.ru/catalog.php?item=46&amp=&page=11

http://games.cnews.ru/trophy/golden_horde/aac

http://biografiya.org/eng/g/chingisxan-genghis-khan/index.php

http://subscribe.ru/archive/home.child.cblh/200903/28215102.html




Рабство как социальное явление


    Рабство как социальное явление

      Интегрированное занятие по новой истории и английскому языку. Форма проведения урока – воображаемая пресс-конференция, на которой рассматриваются вопросы от основания первых английских колоний на территории Северной Америки до окончания Гражданской войны середины XIX века. Одним из ключевых вопросов является плантационное рабство....

25 01 2022 23:34:40

Программа элективного курса по истории России "В поисках исторических сокровищ" (для учащихся 10-х классов)


    Программа элективного курса по истории России "В поисках исторических сокровищ" (для учащихся 10-х классов)

      Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире. ...

24 01 2022 11:14:25

Вторая война Рима с Карфагеном (Пунические войны). 5-й класс


    Вторая война Рима с Карфагеном (Пунические войны). 5-й класс

      Структура урока выдержана в соответствии с методическими рекомендациями: М.А. Кубышева "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках разных типов в образовательном концентре 7–9-х классов основной школы. Учащиеся формируют способности к новому способу действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов....

23 01 2022 20:56:58

Урок истории "Нашествие персидских войск на Элладу". 5-й класс


    Урок истории "Нашествие персидских войск на Элладу". 5-й класс

      На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...

22 01 2022 21:30:23

Педагогический проект "Интеpaктивные методы обучения на уроках обществознания"


    Педагогический проект "Интеpaктивные методы обучения на уроках обществознания"

      В проекте представлены система, структура и методический инструментарий поэтапного взаимодействия педагога с участниками образовательного процесса, окружающим социумом по созданию условий. Цель: формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности. Исследованием охвачены учащиеся 6—9-х классов, учителя-предметники, родители учащихся....

21 01 2022 5:38:38

Программа элективного курса "И сама по себе не играет гитара". Отражение истории в авторской песне


    Программа элективного курса "И сама по себе не играет гитара". Отражение истории в авторской песне

      Курс "И сама по себе не играет гитара (отражение истории в авторской песне)" рассчитан на учащихся 9-х классов (предпрофильная подготовка), является межпредметным (история, литература, музыка), рассчитан на 10 часов. Целью курса является рассмотрение отдельных моментов истории России через их отражение в авторской песне. ...

20 01 2022 19:32:47

Тезисы ДОС; статья ДОС. Разработка урока. Тема урока: "Образование централизованных государств в Европе XI–XIV вв. накануне Столетней войны"

Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...

19 01 2022 23:20:23

Омичи — ветераны Великой Отечественной войны


    Омичи — ветераны Великой Отечественной войны

      Статья посвящена ветеранам Великой Отечественной войны. Используются вырезки из газет и стихи военной эпохи....

18 01 2022 22:13:43

Урок истории в 5-м классе по теме "Древняя Спарта"


    Урок истории в 5-м классе по теме "Древняя Спарта"

      Урок знакомит учащихся с особенностями Спартанского полиса, способствует развитию умений анализировать, сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия....

17 01 2022 15:21:40

"Смутное время". Часть I. Урок — лабораторное занятие


    "Смутное время". Часть I. Урок — лабораторное занятие

      Класс делится на две группы, каждая из которых получает отрывки из источников и текста учебника, что позволяет учащимся сопоставлять текст учебника и источника, развивает навыки работы с ними. Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность учащихся и благотворно влияет на изучение дальнейшего материала. При данном способе проведения урока деятельность учителя сводится к корректировке деятельности учащихся. ...

16 01 2022 22:42:57

Авторская программа по правоведению "Мы в мире прав!"


    Авторская программа по правоведению "Мы в мире прав!"

      Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....

15 01 2022 17:25:30

Тема урока "Отечественная война 1812 г."


    Тема урока "Отечественная война 1812 г."

      Урок проводится с целью дать представление об историческом событии XIX века – Отечественной войне 1812 года; рассказать о героических личностях того времени; воспитывать патриотизм на исторических примерах. ...

14 01 2022 21:49:53

"Я объявляю вам войну!" 11-й класс


    "Я объявляю вам войну!" 11-й класс

      Урок может быть проведен в 11-м классе по теме параграфа 23 «На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е годы» по учебнику «История России» А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова, С.В. Мироненко. При организации урока необходимо уделить внимание подготовленности обучающихся в решении проблемных задач и навыкам работы с историческими документами....

13 01 2022 5:57:43

Сценарий занятий по избирательному праву для учащихся 3–5-х классов "Выбирай-ка"


    Сценарий занятий по избирательному праву для учащихся 3–5-х классов "Выбирай-ка"

      Представленная программа, охватывающая одну из наиболее актуальных задач - проблему воспитания активной жизненной позиции рассчитана на младших школьников 3–5-х классов и предполагает 8 увлекательных занятий. Вместе со сказочными героями из полюбившихся русских народных сказок ребята попадут в невиданную им страну "невыберайка" и придут к выводу о необходимости законов государства, о правах каждого гражданина, смогут научиться делать правильный выбор и даже поучаствовать в выборах президента....

12 01 2022 11:51:54

Всеобщая история. Древняя Греция. 5-й класс


    Всеобщая история. Древняя Греция. 5-й класс

      В статье представлен кроссворд по всеобщей истории для 5-го класса....

11 01 2022 7:34:41

Рынок, ратуша, собор


    Рынок, ратуша, собор

      Урок помогает сформировать у учащихся представление о средневековом городе, его облике, управлении, создать представление о стилях европейской архитектуры в период Средневековья, продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебником, картой, иллюстрациями; способствовать развитию логического мышления, устной речи....

10 01 2022 23:21:24

Урок истории (5-й класс) "Появление неравенства и знати"


    Урок истории (5-й класс) "Появление неравенства и знати"

      В курсе истории, начиная с 5-го класса, происходит знакомство учащихся с процессом формирования человеческого общества. Цель урока: подвести учеников к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе. С помощью анализа иллюстраций учебника, решения логической задачи, построения логических цепочек, выявления причинно-следственных связей происходит формирование исторического мышления учащихся. Использование ИКТ способствует повышению внимания и росту активности детей на уроке....

09 01 2022 21:18:34

Урок истории в 5-м классе "Рабство в Древнем Риме"


    Урок истории в 5-м классе "Рабство в Древнем Риме"

      Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Цели урока: расширить представление учащихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме; формировать непримиримое отношение к угнетению человека человеком; развивать у школьников критически анализировать информацию. ...

08 01 2022 16:30:21

Открытый урок по обществознанию в 11-м классе по теме "Политическая система. Политические дебаты"


    Открытый урок по обществознанию в 11-м классе по теме "Политическая система. Политические дебаты"

      Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....

07 01 2022 20:34:12

Разработка урока истории на тему "Ранние буржуазные революции XVI–XVII веков: Нидерландская буржуазная революция"


    Разработка урока истории на тему "Ранние буржуазные революции XVI–XVII веков: Нидерландская буржуазная революция"

      Революции XVII–XX вв. во многом определили облик современного мира и стали важнейшей сквозной темой новой и частично новейшей истории. Данный вариант урока предлагает начальный этап изучения темы "Революция" на материале событий в Нидерландах в середине XVI в. через составление учащимися алгоритма, который будет применяться и в дальнейшем. Предложенный метод работы поможет активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся при развитии навыка оптимизации работы с историческим материалом, используя алгоритм анализа типовых задач по истории....

06 01 2022 0:51:50

Информационные технологии на уроках истории


    Информационные технологии на уроках истории

      История – это не просто увлекательная наука. Это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, было много ошибок, много плохого и хорошего… Мне бы хотелось, чтобы моим детям передалась моя любовь к истории. Я очень надеюсь на то, что в их сердцах будет гореть огонь любви к своей Родине, к своему народу. Верю, что они будут уважать ее историю, помнить ее традиции. А я постараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских сердцах этот огонек… На уроках я на примерах прошлого и настоящего хочу воспитывать гражданина, патриота своей Родины, обогащать душу и подготавливать ребенка к вхождению во взрослую жизнь....

05 01 2022 5:29:36

"Семилетняя война"


    "Семилетняя война"

      Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....

04 01 2022 17:50:32

Развитие политического режима в СССР в 60–80-е годы XX века


    Развитие политического режима в СССР в 60–80-е годы XX века

      Цели урока: изучение политического режима в СССР в 60–80-х гг.; формирование умения работать с историческими источниками, сравнивать политические режимы, давать собственную оценку исторических событий; формирование интереса к истории своей Родины....

03 01 2022 5:41:27

Дмитрий Донской – защитник земли Русской


    Дмитрий Донской – защитник земли Русской

      «Где живёт герой? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать, и потому, что выживать в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при слове «подвиг»!...

02 01 2022 12:35:50

"Спасение Отечества" с использованием проблемно-диалоговой технологии. 7-й класс


    "Спасение Отечества" с использованием проблемно-диалоговой технологии. 7-й класс

      Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....

01 01 2022 20:18:52

Программа элективного курса "История России в вопросах и ответах"


    Программа элективного курса "История России в вопросах и ответах"

      Программа составлена для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения....

31 12 2021 5:55:49

Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории "Эрудиада"


    Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории "Эрудиада"

      Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний. ...

30 12 2021 23:31:16

Урок – ролевая игра по теме "Русь изначальная"


    Урок – ролевая игра по теме "Русь изначальная"

      Обобщающее занятие с введением нового знания можно провести в форме ролевой игры. Такая форма занятия активизирует творческий потенциал учащихся, отличается сопереживанием, эмоциональностью, причастностью к разpaбатываемым решениям, зрелищностью и потому вызывает интерес и способствует формированию мировоззренческой позиции....

29 12 2021 4:47:32

Правовое воспитание учащихся


    Правовое воспитание учащихся

      Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....

28 12 2021 11:40:21

Формирование познавательной активности и мыслительной самостоятельности обучающихся на уроках истории (из опыта работы)


    Формирование познавательной активности и мыслительной самостоятельности обучающихся на уроках истории (из опыта работы)

      В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....

27 12 2021 13:41:21

Проектная деятельность с использованием информационных технологий на уроках истории


    Проектная деятельность с использованием информационных технологий на уроках истории

      Основная задача современного российского образования – формирование умений и качеств человека XXI века. Важнейшим направлением в решении данной задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов. ...

26 12 2021 9:21:16

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

25 12 2021 1:29:45

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"


    Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

      Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

24 12 2021 17:39:46

Тематическое планирование курса "Мировая художественная культура" (5-й класс), параллельное преподаванию истории Древнего мира


    Тематическое планирование курса "Мировая художественная культура" (5-й класс), параллельное преподаванию истории Древнего мира

      Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....

23 12 2021 19:48:39

Технология индивидуально-ориентированного обучения и информационные технологии на уроках истории


    Технология индивидуально-ориентированного обучения и информационные технологии на уроках истории

      Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности, личная ответственность обучающихся. Технологии индивидуально-ориентированного обучения, в основе которой лежит организация коллективных учебных занятий и индивидуальный хаpaктер усвоения ЗУН, и ИКТ дают ученику право выбора уровня обучения и его темпа....

22 12 2021 1:21:57

Тема урока "Золотой век русской культуры". 8-й класс


    Тема урока "Золотой век русской культуры". 8-й класс

      В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт-Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....

21 12 2021 19:20:45

Состояние русского народа в эпоху появления "раскола" и роль в нем протопопа Аввакума


    Состояние русского народа в эпоху появления "раскола" и роль в нем протопопа Аввакума

      К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....

20 12 2021 10:34:11

Страницы великого испытания


    Страницы великого испытания

      Мероприятие уточняет знания учащихся о событиях войны 1812 г. У ребят активизируется познавательная деятельность, совершенствуются умения работать с дополнительной информацией. Формируется способность отбирать необходимый материал, проявляется интерес к историческому прошлому....

19 12 2021 0:38:17

Вторая мировая война. Нападение Германии на СССР и Тихоокеанская война


    Вторая мировая война. Нападение Германии на СССР и Тихоокеанская война

      Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интеpaктивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интеpaктивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....

18 12 2021 23:21:18

План-конспект открытого урока "Архитектура и живопись в XIV—XVI вв."


    План-конспект открытого урока "Архитектура и живопись в XIV—XVI вв."

      Предлагаемый конспект урока предназначен для обучающихся 6-х классов. Урок был проведен дважды, во втором случае – усложненный конспект (ранее на уроке были рассмотрены вопросы методики подготовки и проведения экскурсии), и проведенные детьми экскурсии были с интересом приняты на уроке....

17 12 2021 22:38:51

Откуда есть пошла Русская земля


    Откуда есть пошла Русская земля

      Урок проводится в 6-м классе на основе привлечения различных исторических источников. Важнейшим источником по истории славян является летопись, составленная в начале XII века монахом Нестором. Его "Повесть временных лет" содержит сведения о событиях и людях за целых три столетия. На уроке используются византийские, арабские источники, содержащие свидетельства о быте, обычаях, нраве славян. ...

16 12 2021 21:42:20

Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты


    Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты

      Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....

15 12 2021 5:36:57

Россия в дореформенное время. Обобщающий урок, 8-й класс


    Россия в дореформенное время. Обобщающий урок, 8-й класс

      Обобщающий урок в изучении курса истории России XIX века – урок комплексного применения знаний в новой ситуации: урок-взаимодействие, ориентированный на процесс общения, а также урок-дискуссия. Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления. ...

14 12 2021 0:54:33

Восьмое чудо света


    Восьмое чудо света

      О чудесах света. От античности до современности....

13 12 2021 4:13:53

Методическая разработка урока "Сельскохозяйственная политика Н.С. Хрущева"


    Методическая разработка урока "Сельскохозяйственная политика Н.С. Хрущева"

      Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...

12 12 2021 10:51:59

Технология проблемного обучения на уроках истории


    Технология проблемного обучения на уроках истории

      Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....

11 12 2021 15:43:50

Проектная деятельность на уроках истории


    Проектная деятельность на уроках истории

      При изучении тем по истории России результатом проектной деятельности обучающихся является готовая компьютерная презентация, сайт, видеоролик. Презентации и проекты учащихся могут быть использованы учителем на уроках достаточно широко, как итог самостоятельного исследования, как формирование информационной компетенции, позволяют обучающимся развивать свои творческие способности, мышление....

10 12 2021 20:52:10

Наука и образование Российской империи первой половины XIX века


    Наука и образование Российской империи первой половины XIX века

      На уроке учащиеся знакомятся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века и с достижениями российской науки в это время. В ходе проведения урока учитель имеет возможность формировать у детей целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, а также развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал. ...

09 12 2021 1:18:25

Присоединение Сибири. Освоение Кузнецкой земли


    Присоединение Сибири. Освоение Кузнецкой земли

      На уроке происходит углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в. ...

08 12 2021 9:28:37

Урок по теме "Отечественная война 1812 года"


    Урок по теме "Отечественная война 1812 года"

      Урок по теме рекомендуется для проведения в 8-м классе. Основной акцент при создании образа отечественной войны сделан на рассмотрение и изучение документальных источников, в основном это воспоминания современников. Достижению поставленной цели способствует презентация, в которую включена вставка видеосюжета. Очень важным считаю воспитание патриотизма на уроках истории, для более яркого проявления чувств использовала цвета, создание ромашки. Этот элемент урока использовался еще и как физкультминутка. Урок предполагает умение выражать собственное мнение и критическое мышление....

07 12 2021 21:47:26

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::