Начало монголо-татарского вторжения
Цель: в ходе анализа предлагаемого материала дать возможность учащимся поразмышлять, осознать серьёзность надвигающейся опасности на Русь; содействовать более глубокому пониманию трагического исхода для Руси битвы на Калке, могла ли она закончиться иначе?
Задачи.
1. Рассказать о возникновении и завоеваниях монгольской империи.
2. Разъяснить причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии; причины поражения русских войск на Калке.
3. Развивать логические умения учащихся через выделение причинно-следственных связей, моделирование и конструирование учебного материала, ассоциативное мышление.
4. Воспитывать любознательность, интерес к предмету,чувство патриотизма и любви к Родине.
Основные понятия и термины: хан, нукеры, найоны, араты, тьма (тумен), яса, курултай, улус.
Тип урока: изучение нового материала (тематическая лекция).
Оборудование урока:
- презентация;
- учебники по истории:
- А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. История России с древнейших времён до конца XVII века. 10 класс, Москва “Просвещение” 2006 год.
- Загладин Н.В., Всеобщая история с древнейших времён до конца ХIХ в. Учебник для 10 класса – М.: “Русское слово”, 2003.
- карта “Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке”.
Этапы урока.
1. Оргмомент.
2. Изучение нового материала. Работа со слайдами и учебником. Анализируя новый материал, учащиеся отвечают на проблемные вопросы.
3. Рефлексия.
4. Закрепление изученного материала (тестирование или блиц-викторина).
5. Опережающее задание на следующий урок.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя (урок - звено в блоке, поэтому предполагает опору на предыдущие знания учащихся и на их самостоятельную работу).
- Ребята, мы переходим к изучению третьей главы “Русь в XIII-XV вв.” - это время становления новой Российской государственности в условиях раздробленности и внешней опасности с Запада и Востока. Сегодня мы поговорим о надвигающейся угрозе с Востока, с монгольских степей.
Презентация 1. (Слайд 1)
Тема урока: "Начало монголо-татарского вторжения"
(Слайд 2)
План изучения нового материала:
1. Рождение монгольской империи.
2. Чингисхан.
3. Завоевания монголов.
4. Трагедия на Калке.
Ребята, вы должны сегодня узнать:
- где и когда возникла монгольская империя, в каких условиях происходило формирование государственности;
- Чингисхан как историческая личность, его роль в мировой истории;
- завоевания монголов были грандиозными и их завоёванные территории превышали в 4 раза завоевания Александра Македонского. Вы должны уметь перечислить завоёванные территории.
- первая встреча русских князей с монголо-татарами произошла на р. Калка, которая закончилась трагедией. С поля битвы вернулся лишь каждый десятый. Почему русская рать проиграла битву?
(Слайд 3)
Определяется главная проблема для обсуждения на этом уроке.
Чем можно объяснить успешность завоевательных походов монголо-татарской армии.
(Слайд 4)
П. Изучение нового материала.
Показать учащимся презентацию, рассказать о создании Чингисханом Монгольской империи.
1. Рождение Монгольской империи.
Урок начать с вопроса “где и когда возникла монгольская империя?”. Во 2-й пол. XII – начале XIII века в степях Забайкалья и северо-восточной части Монголии (к северу от Китая) проживали монгольские племена:
- монголы;
- татары;
- кереиты;
- меркиты;
- найманы.
После рассказа учителя с опорой на слайд №4 учащиеся с лёгкостью отвечают на поставленный вопрос “где и когда возникла монгольская империя?”.
По такому же принципу учащиеся отвечают на вопрос “почему племена монгольской степи называли монголо-татары?” (т.к. монголы и татары были самыми многочисленными).
- Монгольские племена кочевали в степях Забайкалья и северной части современной Монголии. Их главным занятием было скотоводство и охота. Земледелия монголы не знали. Монголы жили в шатрах – юртах, городов не строили. К концу ХII века племена находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, появлялась частная собственность. Начинает выделяться родоплеменная знать: вожди, старейшины, князья, которые остро нуждались в боевых дружинах для защиты и завоевания новых пастбищ. Поэтому возникновение и развитие государственности носило военизированный хаpaктер.
Попробуйте найти отличие в развитии государственности у Восточных славян и монголов.
Ребята пытаются ответить, а учитель наводит на правильные ответы, акцентируя их внимание на веке и главных занятиях: “В каком веке возникло государство у восточных славян?”, “Что было их главным занятием?”.
После диалога учитель выводит правильные ответы на слайд, а дети сравнивают их со своими записывают в тетрадь где, когда проживали монгольские племена и их главное занятие.
1. Возникло позже, чем у восточных славян (IX в. у нас и XII в. у них).
2. Восточные славяне вели осёдлый образ жизни, а не кочевой.
3. Военизированный хаpaктер государственности скорее сходство, чем отличие.
(Слайд 5)
Работа с учебником стр. 147 (последний абзац)
- Военизированный хаpaктер общества прослеживается через социальное расслоение. Среди монголов выделились главы племён - ханы. Рядом с ними встали и помогали им нойоны. У монголо-татар также были межплеменные конфликты из-за пастбищ. Поэтому ханы и нойоны нуждались в нукерах и подчинили себе аратов. Точно также происходило и у славян. Попробуйте при помощи учебника выстроить такую же схему только славянского общества.
(Слайд 6)
Почему военизированный хаpaктер государственности в отличие от славян, был с самого начала? (Работа с учебником стр. 148 + рассказ учителя)
- В монгольском обществе велось кочевое хозяйство и не строились города. Захват новых пастбищ, уничтожение других народов, которые владели этими пастбищами раньше, часто становились для скотоводов жизненной потребностью – иначе им грозила cмepть от голода.
- С раннего детства жизнь монголов связана с лошадьми.
Лошадь: средство передвижения; друг на охоте и войне; мясо и молоко.
“Татары родятся и вырастают в седле и на лошади; они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь круглый год проходит на охоте”.
- Монголы с детства были превосходными наездниками, стрелками из лука. Они великолепно управлялись с арканами. Они крепкие, ловкие, смелые, мужественные.
- Ханы использовали особенности своих соплеменников – их военную сноровку, способность к быстрым передвижениям. Это были уже готовые воины.
Почему же государственность монгол с самого начала носила военизированный хаpaктер?
Учащиеся отвечают: “Потому что их главное занятие скотоводство и борьба за пастбища вынуждала их с самого детства сидеть в седле и метко стрелять, т.е. быть воинами.
(Слайд 7)
2. Чингисхан - Тэмучин.
- В XII веке в одном таком столкновении победу одержал выходец из знатного нойонского рода Темучин (ему не было и 30-ти лет). Он сумел объединить большие силы и беспощадно расправился со своими врагами.
Работа с учебником стр. 148
- Прочитайте, дайте оценку личности Тэмучина и ответьте на вопрос: отличался ли он от лидеров других раннефеодальных государств Западной и Восточной Европы? (Уч-ся быстро находят ответ)
- Силой, жестокостью и хитростью он подчинил своей власти степные племена и создал из них лучшую в мире армию, которая покорила многие страны и народы.
(Слайд 8-10)
Тэмучин и его реформы
Чтобы укрепить свою территорию и завоёванные племена Темучин проводит ряд реформ.
1. Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники, строго подчинявшиеся друг другу по служебной лестнице.
2. Чингисхан установил закон - Яса - коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага - казнили весь десяток, за бегство казнили всю сотню. Десяток состоял из члeнов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадежный не попадал в воины.
Поэтому в бою монголы были упopны и отважны. Была установлена жёсткая дисциплина.
(Слайд 9)
3. Темучин создает армию.
Каждый взрослый монгол был воином, с детства сидел в седле и владел оружием. Он создал личную гвардию, которая делилась на “ночную” и “дневную” + привилегии своим нойонам и нукерам, освободив их от налогов.
(Слайд 10)
4. Войско состояло из легкой конницы (кожаные доспехи, на вооружении кривая сабля, боевой топор, аркан, лёгкое копьё и два лука (лёгкие и тяжёлые стрелы) и тяжелой конницы (всадника защищает кольчуга и шлем. Длинное копьё, прямой меч. Лошадь покрыта шкурами). По закону Чингисхана у каждого воина было не менее трех лошадей.
5. Продолжал подчинять себе племена. Последними были татары.
(Слайд 11)
В начале XIII века в 1206 г. на съезде монгольской знати - курултае - Темучин был провозглашен правителем Монгольского государства и назван именем - Чингисхан (великий хан). Он стремился завоевать весь мир - мечтал дойти до Моря Франков (Атлантический океан). Целью монголов было провозглашено завоевание мирового господства.
Так зародилось новое государство, впоследствии ставшее самой большой державой в мировой истории.
(Слайд 12)
3. Завоевания монголов.
Используя карту, рассказать о завоевательных походах монголо-татар:
• Они покорили киргизов, живших в верховьях Енисея, бурят, якутов, уйгуров.
• Разгромлено крупное государство - Тангутское царство, монголо-татары стерли с лица земли созданную там цивилизацию.
- В 1211 году Чингисхан вторгся в Китай. В 1215 году Северный Китай был покорен.
- В 1218 году полководцы Чингисхана завоевали Корею.
- В 1219 году монгольское войско напало на крупное среднеазиатское государство Хорезм.
Многие города Средней Азии не смогли оказать серьезного сопротивления. Например, Бухара сопротивлялась 3 дня, Самарканд - 5 дней, Ургенч сопротивлялся несколько месяцев. Средняя Азия полностью оказалась под властью монголов. Города лежали в развалинах, земледелие вытеснилось кочевым скотоводством.
(Слайд 13-14)
Войско Чингисхана
Чингисхан создал мощную армию.
Для монголов Китай с его древней цивилизацией сыграл во многом такую же роль, как Византия для варварских славянских племён. Чингисхан использовал в управлении опыт и знания китайских чиновников, привлёк к себе на службу китайских учёных, военных специалистов.
Значения завоевания Китая:
1. Введена уйгурская письменность.
2. На службу китайские учёные + военные специалисты.
3. Использовали китайскую военную технику:
- стенобитные машины
- камнемётные орудия
- огнемётные орудия
(Слайд 14)
- Превосходная разведка через купцов, путешественников, тайных агентов.
- Угнетающее психологическое воздействие на врагов оказывали жестокие расправы.
Вывод: Чингисхан использовал опыт и знания каждой покорённой страны, что ещё более усиливало его империю. На мощь Монгольской империи работали все завоёванные народы.
(Слайд 15)
Вопрос урока: “Чем можно объяснить успешность завоевательных походов монголо-татарской армии”.
Ответ: преимущества монголо-татарской армии.
(Слайд 16)
В чём заключалось преимущество монголо-татарской армии?
(Учащиеся должны поэтапно восстановить все новшества и тактики монголо-татар их хитрости)
1. Кочевой образ жизни способствовал развитию необходимых качеств.
2. Десятичная система организации армии.
3. Железная дисциплина. Коллективная ответственность за поведение в бою (яса).
4. Жестокость. Тактика устрашения врага.
5. Превосходная разведка.
6. Использование военного опыта и орудий завоеванных народов.
(Слайд 17)
4. Трагедия на Калке 1223 год
Работа с картой: помочь определить местоположение монголо-татар в указанное время.
Задание:
- найдите на карте место первой встречи русских князей с монголо-татарами;
- вспомните, почему Русь напоминает лоскутное одеяло? (Ребята говорят о раздробленности, отмечая как не к стати сепаратистские настроения князей)
Страшная угроза нависла над Русью.
(Слайд 18)
- В 1223 году монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан обратился к русским князьям
за помощью. “Нашу землю сегодня отняли, а завтра вашу возьмут!”.
Как вы думаете, помогут ли русские князья половцам?
(Слайд 19)
Русские князья еще не знали ничего о монголо-татарах, и поэтому 15 русских князей откликнулись, среди них: смоленский, киевский, галицкий, волжский.
Почему так мало?
1. Князья не доверяли своим старинным противникам.
2. Восприняли монголов как очередных степняков-кочевников, коих они и раньше били.
3. Была уверенность, что сила русского оружия сильнее пришельцев.
4. Русь переживала период раздробленности.
(Слайд 20-22)
Учитель рассказывает о битве на реке Калке в объеме учебника. При этом обращает внимание учащихся на следующее: монголо-татары выступили в поход с одним из своих корпусов (тумен - 10 тыс. человек).
- Определите недостаток организации русского войска.
Причины поражения:
1. Несогласованность действий
2. Отсутствовало единого комaндования.
3. Бегство половцев, которые смяли своим беспорядочным отступлением русские полки.
4. Незнание мощи и военных хитростей монголов.
Вывод: русские войска в союзе с половцами не смогли справиться с монгольским войском.
(Слайд 23)
Монголы овладели огромной территорией – от Китая до Средней Азии и Закавказья. Чингисхан поделил её между сыновьями на улусы (уделы). Западные земли достались старшему сыну Джучи (он умер в один год с отцом, 1227 г.). Во главе Западного улуса встал сын Джучи - молодой Бату (Батый). “Счастливее всех на земле тот, кто гонит разбитых им неприятелей, грабит их добро, скачет на их конях, спит на животах их женщин, любуется слезами людей, им близких”.
В 1235 году на курултае монгольских ханов было принято решение о походе в Европу “к последнему морю”. Cмepтельная угроза нависла над Русью.
- Почему, именно в это время, монголо-татары приступили к окончательному нападению на Русь?
(Они поняли, что Русь слаба из-за раздробленности)
III. Рефлексия.
- Какие уроки Русь должна была вынести из поражения на Калке?
- Когда и где произошла первая встреча русских с монголо-татарами? (1223 г.) А когда они принимают решение идти на Запад? (1235 г.) Соответственно, сколько лет между этими датами? (12 лет). Можно ли было за это время подготовиться к встрече с монголо-татарами?
- Предложите прогноз: можно ли было изменить историю и как бы развивались события, если бы Русь вынесла уроки из поражения на Калке?
IV. Закрепление изученного материала.
I вариант.
Тестовое задание (раздаётся каждому ученику)
1. Успехи завоевательных походов монголо-татар объясняются:
а) их многочисленностью;
б) высоким уровнем воинской организации и жесткой дисциплиной в войсках;
в) стремлением знати к обогащению за счет более развитых стран и народов;
г) хорошо поставленной разведкой;
д) применением военных машин;
е) феодальной раздробленностью стран, на которые они нападали.
Обозначьте указанные причины номерами (в порядке убывания) в зависимости от степени их значимости.
2. Битва на Калке произошла:
а) до первого крестового похода в Европе;
б) после гуситских войн в Чехии;
в) после принятия христианства на Руси;
г) во время правления Владимира Мономаха?
3. Последствия монголо-татарского нашествия на Среднюю Азию:
а) были уничтожены оросительные системы;
б) места исконного проживания земледельцев заняли кочевые племена;
в) замерла торговля;
г) уничтожены плодородные оазисы;
д) пришли в упадок города;
е) сократилась площадь обpaбатываемых земель.
Обозначьте указанные последствия номерами (в порядке убывания) в зависимости от степени их значимости.
(Слайд 24)
II вариант.
Блиц-викторина (фронтальный опрос)
1. Что произошло в известные вам даты: 1206 г.; 31 мая 1223 г.; 1235 г.
2. Что означают данные понятия: курултай; тумены (тьмы); Чингисхан, хан, нукеры, найоны; яса, улус
3. Чем можно объяснить успешность завоевательных походов монголо-татарской армии:
- Кочевой образ жизни.
- Десятичная система армии.
- Железная дисциплина (яса).
- Тактика устрашения.
- Использование опыта Китая .
4. Определите причины поражения на р. Калка.
- Несогласованность действий.
- Отсутствовало единого комaндования.
- Бегство половцев, которые смяли своим беспорядочным отступлением русские полки.
- Незнание мощи и военных хитростей монголов.
(Слайд 25)
V. Опережающее домашнее задание:
§ 19 + сообщение “Александр невский” или “Крестоносцы”.
Интернет ресурсы:
http://www.old.kspu.ru/ffec/hist/gloss/gloss.html
http://www.islamsyzran.ru/news/414-musulmane-tatarstana-molyatsya-o-nisposlanii-dozhdya.html
http://qualityjunkyard.com/2009/02/28/mosque-in-brunei-sultan-omar-ali-saifuddin-mosque/
http://www.posylka.ru/catalog.php?item=46&=&page=11
http://games.cnews.ru/trophy/golden_horde/aac
http://biografiya.org/eng/g/chingisxan-genghis-khan/index.php
http://subscribe.ru/archive/home.child.cblh/200903/28215102.html
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, задачами которого являются, с одной стороны, поэтапное освоение учащихся ряда базовых умений (логических, речевых коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, формирование готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических ценностей, проблем, традиций....
27 01 2023 5:47:24
Игра носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер. Способствует развитию элементов творческой деятельности, умению работать с полученной информацией и применять её в пpaктической деятельности. Оригинальный способ закрепления полученных знаний. Игра положительно влияет на интерес к изучаемому материалу у детей с различным уровнем учебной мотивации.
...
26 01 2023 17:37:51
Общешкольное мероприятие для учащихся 7–11-х классов. Его педагогическая целесообразность его заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, формировании нравственно-патриотического воспитания, умения работать в комaнде. Мероприятие достаточно ценно и актуально в наше время, так как военная тема не интересна современным подросткам 13–15 лет и, чтобы привлечь их внимание, необходимо чаще и больше говорить о прошлом нашей Родины, гордиться её героями....
25 01 2023 17:21:41
Данный материал предназначен для урока истории в 10-м классе. Учащиеся узнают о роли первых князей в складывании русского государства. Пятеро учащихся заранее готовят презентации, демонстрируют на уроке, класс, по ходу демонстрации, заполняет таблицу: «Деятельность первых русских князей». Далее учащиеся оценивают каждую презентацию по 5-балльной системе. Стихи заранее раздаются ученикам. Иллюстрации взяты в сети Интернета, стихи русских поэтов из разных источников....
24 01 2023 7:39:15
Интегрированный урок "How Different the World Is" по английскому языку и истории систематизирует страноведческий материал, позволяет расширить знания учащихся об истории, культуре и особенностях англоязычных стран и России. Широко используется дополнительный материал, не содержащийся в УМК, песни и стихи на английском и русском языках.
...
23 01 2023 7:21:50
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.
Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан.
Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы.
...
22 01 2023 16:54:48
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся.
Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
21 01 2023 9:13:57
Статья знакомит с основными событиями Северной войны. Раскрывается значение реформ, начатых Петром I. Развиваются навыки анализа фактов, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащиеся учатся работать с картой....
20 01 2023 23:24:35
В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории.
...
19 01 2023 20:34:51
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
18 01 2023 13:59:47
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
17 01 2023 18:20:58
На уроке дети узнают, что такое этнос, какие существуют типы этносов, что влияет на образование этносов и какова роль этносов в истории....
16 01 2023 11:34:47
Урок - деловая игра «Древний Восток» проводится в 5-м классе для обобщения материала, изученного по теме, продолжения формирования основных умений и навыков, углубления сведений по истории Древнего Востока. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, хронологией, фактическим материалом и др.) позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету «История»....
15 01 2023 10:26:26
Урок способствует формированию у учащихся представлений о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века, о сложном внутриполитическом положении России в данный период, а также развитию креативных способностей учащихся....
14 01 2023 4:26:32
В курсе истории, начиная с 5-го класса, происходит знакомство учащихся с процессом формирования человеческого общества. Цель урока: подвести учеников к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе. С помощью анализа иллюстраций учебника, решения логической задачи, построения логических цепочек, выявления причинно-следственных связей происходит формирование исторического мышления учащихся. Использование ИКТ способствует повышению внимания и росту активности детей на уроке....
13 01 2023 21:39:14
Работа посвящена изучению основных направлений социальной политики, которые отражены в таком документе, как паспорт Саратовской области....
12 01 2023 6:22:18
Статья посвящена вопросам использования архивных документов в процессе преподавания уроков истории, элективных курсов, а также в исследовательской деятельности научного общества учащихся. В статье раскрывается методика работы с архивными документами и эффективность ее применения....
11 01 2023 12:22:14
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
10 01 2023 9:51:56
Цели классного часа: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии; сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите....
09 01 2023 19:17:39
На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П.А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги....
08 01 2023 3:39:56
Урок истории в 8-м классе с использованием мультимедийных технологий и произведений литературы, живописи и кино....
07 01 2023 21:40:38
Урок является вторым в блоке «Древняя Индия». Формы и методы работы на уроке позволяют не только изучить новый материал, но также повторить и закрепить все изученное по теме. У учителя есть возможность оценить знания всех учеников класса. Использование игр вызывает интерес к теме и предмету. ...
06 01 2023 1:38:24
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
05 01 2023 6:34:54
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
04 01 2023 12:14:20
Вопрос о торговле людьми и треффикинге в больших масштабах стал ставиться в 90-е годы. Но, к сожалению, государственная политика по этой проблеме не изобилует примерами наказания за все случаи вербовки работников за границу. Цель урока – показать, как можно сохранить главную ценность человека – свободу. ...
03 01 2023 10:12:12
Цели урока: углубить и систематизировать материал по темам «Сталинский режим» и «Брежневская эпоха»; обобщить экономические и общественно-политические черты советского общества....
02 01 2023 21:17:10
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
01 01 2023 8:47:26
Работа посвящена одной из героических и трагических страниц военной поры блокаде Ленинграда. Благодаря беспримерному мужеству защитников и поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, удалось выдержать голод, болезни, бомбежки, морозы. Мужество ленинградцев вселяло уверенность в победе всему советскому народу....
31 12 2022 4:37:10
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть тему монетизации льгот как важное событие, в корне изменившее социальную политику государства. Задачи: рассмотреть предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; проанализировать суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
30 12 2022 10:35:56
В ходе урока учащиеся знакомятся с целями завоевательных походов фараонов в Древнем Египте, узнают об итогах завоевательных походов для различных групп населения Египта. Также школьники продолжают учиться работать с исторической и контурной картой....
29 12 2022 4:56:26
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
28 12 2022 9:23:29
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
27 12 2022 11:21:13
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
26 12 2022 10:12:42
Цели урока: выяснить причины отмены крепостного права, процесс подготовки ре-формы; познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе; развивать навыки работы с документами, статистическими данными, их анализа, учить выделять главное, определять и объяснять понятия, делать выводы; способствовать личностному развитию учащихся - работать в группах, вести диалог, публично выступать....
25 12 2022 23:14:31
В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой......
24 12 2022 2:50:58
Я работаю в вечерней общеобразовательной школе. Разpaбатывая календарно-тематические планы, всегда затрудняемся, не можем найти образцы, примерные планы. В связи с этим я решила отправить на конкурс свое разработанное календарно-тематическое планирование по истории для 10-х вечерних и заочных классов....
23 12 2022 17:15:56
Технологическая карта позволяет учащимся не получать знания как готовый продукт для пассивного восприятия, а выpaбатывает потребность в непрерывном саморазвитии, подготавливает к ситуации постоянных изменений, создает условия для самостоятельной деятельности учащихся. Работа с технологическими картами позволяет повысить мотивацию к изучению истории, управлять учебным процессом, отработать умения и навыки, необходимые для успешного выполнения заданий ЕГЭ....
22 12 2022 23:37:49

Урок освещает тенденции и динамику развития древнерусского государства, хаpaктеризует сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, оценивает значение принятия христианства при князе Владимире, формирует умение работать с исторической картой, воспитывает любовь и уважение к истории страны....
21 12 2022 14:57:36

Урок дает представление о событиях начала XVII века. Во время урока дети прикасаются к священным страницам истории, к героическому прошлому нашей Родины, переносятся на четыре века назад, узнают, что за событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года в России....
20 12 2022 15:30:25
Место где ты родился, где живут родные и близкие тебе люди, друзья, где все тебе родное и знакомое, называется малой Родиной. С чувством Родины не рождаются; это чувство проникает в нас постепенно, с улыбкой мамы, с ощущением, в котором ты живешь, с видом родной и единственной до боли знакомой улицы, образа людей, которых ты видел каждый день и говорил им «здравствуйте». Чувство малой Родины греет и сопровождает нас всю жизнь, помогает преодолевать самые трудные вершины жизни....
19 12 2022 17:27:43
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
18 12 2022 8:18:26
Готовясь к уроку, учащиеся получили индивидуальные задания. Группа «Операторов» готовила мультимедийную презентацию. Болельщики получили задание оформить тематические буклеты. Это способствовало созданию эмоционального фона игры. Особое место в уроке занимают информационные технологии. ...
17 12 2022 10:39:52
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
16 12 2022 10:48:43
Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала.
...
15 12 2022 23:11:38
Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....
14 12 2022 17:56:58
Данная работа составлена с учётом программ школьного курса истории России с древнейших времён до наших дней. Тесты носят историко-хронологический хаpaктер и могут быть использованы в работе при изучении истории Отечества соответствующей эпохи на основе тематического принципа отбора содержания краеведческого материала.
...
13 12 2022 9:42:50
Урок способствует формированию представлений учащихся о выдающихся произведениях средневекового искусства, раскрывает содержание понятий "романский стиль", "готический стиль". Обратить внимание учащихся на процесс возникновения новых черт в архитектуре и живописи.
...
12 12 2022 9:54:28
Урок направлен на развитие творческих способностей обучающихся: воображения, эмоционально-образного, художественно-творческого мышления Целью является продолжение работы по знакомству с традиционными вышивками финно-угорской группы; с ее особенностями, видами; знакомство с историей возникновения вышивки; с вышивками русского и татарского народа. Создание условий для развития личности каждого ученика, раскрытия его способностей к творчеству....
11 12 2022 11:15:54
Цели урока: закрепить и обобщить полученные знания детей об истории и культуре первобытного общества; закрепить умения и навыки работы с исторической картой, атласом и дополнительной литературой; привить учащимся любовь к художественной литературе; привить учащимся уважение к древнему человеку; воспитать чувства сопричастности к истокам развития цивилизации.
...
10 12 2022 18:54:29
Цели урока: изучение политического режима в СССР в 60–80-х гг.; формирование умения работать с историческими источниками, сравнивать политические режимы, давать собственную оценку исторических событий; формирование интереса к истории своей Родины....
09 12 2022 11:53:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::