Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы"
Цель урока: повторение и закрепление изученного материала по теме, интеллектуальное развитие средствами изучаемой учебной дисциплины; развитие мировоззренческой и коммуникативной культуры.
Задачи урока:
- Образовательные:
– закрепить у учащихся понятие о христианской церкви, как особой организации в феодальном обществе; о возникновении в Европе двух церквей – православной и католической; о ересях и еретиках; о крестовых походах;
– закрепить у учащихся знания исторических фактов в их хронологической последовательности и взаимосвязи;
– раскрыть роль хронологии в изучении истории. - Развивающие:
– продолжить формирование умения работы с историческими источниками и картой;
– активизировать познавательную деятельность учащихся через сочетание различных активных методов и форм обучения;
– способствовать развитию основных мыслительных операций, развивать умение выделять главное, делать простейший сравнительный анализ, учить различным видам сравнения, совершенствовать опыт доказательства и опровержения, полученный ранее. - Воспитательные:
– способствовать формированию положительной мотивации к учению;
– формировать интерес к предмету, желание знать больше;
– воспитывать уважение к чужому мнению через коллективные и индивидуальные формы работы, формировать взаимопомощь.
Дидактические средства.
Метод: эвристический (частично-поисковый)
Технология: интеллектуальная игра.
Оборудование урока: карточки – даты, поощрительные жетоны, историческая
карта “Крестовые походы”, атласы по истории средних веков.
В результате ученик: закрепляет знание исторических фактов в их
хронологической последовательности, понимает итоги и последствия крестовых
походов;
умеет анализировать факты, раскрывая причинно-следственные связи событий;
обосновывать оценку деятельности исторической личности;
формирует свое отношение к исторической личности;
умеет соотносить единичные факты истории с общими явлениями;.
развивает коммуникативные качества, тренирует память и внимание,
Структура урока – игры:
1-й этап: “Аукцион знаний”.
2-й этап: “ Вопрос – ответ”.
3-й этап: “Немое кино”.
4-й этап: “Путешествие по карте”.
5-й этап: Подведение итогов.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация:
Здравствуйте, ребята!
Средневековый поэт Гартман писал:
Святого нашего креста
И ты достоин,
Когда твоя душа чиста,
Отважный воин.
Такое бремя не для тех,
Кто глуповат,
Кто в суете земных утех
Погрязнуть рад.
Ты плащ с крестом надел
Во имя добрых дел.
Напрасен твой обет,
Когда креста на сердце нет”
О каких событиях идет речь в этом стихотворении? (О крестовых походах.)
И тема нашей игры “Крестовые походы”
(Класс делится на три комaнды и рассаживается за столы.)
2. Ход игры:
I-й этап – “Аукцион знаний”.
На этом этапе разыгрывается определенное количество дат. Задача участников – называть как можно больше событий, связанных с датой. Выигрывает дату та комaнда, которая назовет больше фактов, связанных с ней.
Учитель показывает карточку с датой “ 1054 г.” (Окончательное разделение христианской церкви на католическую и православную.) Школьники называют факты, связанные с этим событием. Когда ответы иссякают, учитель говорит: “Продано!” и называет комaнду – обладательницу даты и вручает ей карточку – дату.
Учитель: “Выставляется на лот следующие даты”:
1095 г. (Выступление римского папы Урбана II в городе Клермоне и призыв к крестовым походам.)
1096 г. (Первый крестовый поход.)
1099 г. (Взятие г. Иерусалима крестоносцами.)
1204 г. (Крестоносцы штурмом овладели византийской столицей во время IV крестового похода.)
1212 г. (Детский крестовый поход.)
Когда все карточки – даты “проданы”, учитель подводит итог и называет комaнду – победительницу I этапа игры.
II-й этап “Вопрос – ответ”.
Начинается второй этап игры. Он называется “Вопрос – ответ”. Каждой комaнде будет задан вопрос. За каждый правильный ответ комaнда получает поощрительный жетон. Если комaнда не знает ответа или отвечает неверно, то осуществляется переход хода к другой комaнде.
Вопросы: | Ответы: |
1. За счет чего церковь была такой богатой? | За счет церковной десятины; платы за обряды; индульгенций; плата за прикосновение к святым мощам; за счет продажи должностей |
2. В средневековой Европе крупнейшим феодалом была католическая церковь. Какая часть всей возделанной земли принадлежала церкви? | В средневековой Европе католической церкви принадлежало около трети всей возделанной земли |
3. Кто входил в церковную феодальную иерархию? | Папа, архиепископы, епископы, аббаты |
4. Кто такой еретик? | Отступник от веры |
5. Что такое индульгенция? | Грамота о прощении грехов |
6. Какой король “ходил в Каноссу”? | В 1077 г. отлученный от церкви и низложенный германский император Генрих IV, перейдя через Альпы в Италию, три дня простоял у ворот замка Каносса, где в то время находился папа Григорий VII, добиваясь приема. Выражение “идти в Каноссу” стало означать: пойти на любые уступки |
7. Когда папская власть достигла наивысшего могущества? Кто был тогда на папском престоле? | В XIII веке при папе Иннокентии III (1198–1216 гг.) |
8. Короли каких государств признали себя вассалами пап? | Короли Англии, Польши, Швеции, Дании |
9. Когда и кем было сказано: “Убивайте всех, бог на небе узнает своих”? | В ходе борьбы католической церкви с альбигойцами (Южная Франция), продолжавшейся 20 лет, папский посол Амальрик сказал эти слова, то есть бог отличит еретика от католика |
10. Почему походы получили название крестовые? | Отправляясь в поход, участники нашивали себе кресты на одежду. Отсюда название участников похода – крестоносцы, а походов – крестовые |
11. Какой полководец, объединив мусульманские государства, разбил и изгнал крестоносцев? | Полководец Силах-ад-дин объединил под своей властью разрозненные мусульманские государства Сирии, Северной Месопотамии и Египта. Он объявил крестоносцам “священную войну”, разгромил крестоносцев и взял Иерусалим |
12. Сколько всего было крестовых походов? В каком году закончился последний? |
Их было восемь. Последний состоялся в 1270 г. |
На II-м этапе игры на каждую комaнду приходится по 4 вопроса. Учитель подводит итог этого этапа, подсчитываются поощрительные жетоны, определяется комaнда – победительница. Данные выносятся в таблицу результатов на доске.
III-й этап – “Немое кино”.
Учитель: “ Ребята начинается III этап игры – “Немое кино”. Каждой
комaнде дается задание изобразить, используя подручные средства:
– рыцаря на коне;
– римского папу;
– рыцаря крестоносца.
Комaнде, наиболее успешно справившейся с заданием, дается поощрительный жетон.
Учитель отмечает на доске в таблице данных итоги III этапа игры.
IV-й этап – “Путешествие по карте”.
Из каждой комaнды вызывается один участник, которому дается задание:
1. Покажите на карте маршрут I крестового похода (1096–1099 годы).
2. Покажите на карте владения крестоносцев после III крестового похода.
3. Покажите на карте маршрут IV крестового похода (1202–1204 г.г.)
За каждый правильный ответ каждой комaнде дается поощрительный жетон.
3. Систематизация, закрепление.
Подводя итог урока, учитель оценивает наиболее активных учеников. Для дальнейшей систематизации знаний и закрепления изученной темы проводится небольшая творческая работа, которая поможет проконтролировать и оценить знания всех учащихся.
Работа рассчитана на 5–7 минут, и в ней содержится следующее задание:
“Отношение к крестовым походам всегда было неоднозначным. Вот две точки зрения:
1. “Крестовые походы – напрасное дело, много жестокости, лишние жертвы, лишняя кровь. А то полезное, что получила Европа, могло быть приобретено в ходе мирных торговых и культурных контактов”.
2. “Крестовые походы (натиск Запада на Восток) много полезного принесли Европе”.
Продолжите вторую точку зрения. Какая точка зрения представляется вам более убедительной?”
4. Домашнее задание.
“Если бы Папа Римский не призвал к крестовым походам, состоялись бы они или нет? Какова ваша личная позиция по отношению к крестовым походам?”
Творческое домашнее задание выполняется учащимися в тетради по истории.
На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация. ...
18 03 2024 10:25:23
Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности. ...
17 03 2024 14:24:27
Урок построен на основе просмотра видеофильма "Спартак" К.Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Пpaктическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....
16 03 2024 21:54:57
Урок построен как лабораторное занятие. На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (устные ответы, составление схем). Форма урока позволяет совершенствовать умения обучающихся анализировать исторические источники, сравнивать, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемым проблемам. В используемых документах сохранен стиль и орфография XVII века, что, с одной стороны, затрудняет работу, но с другой — позволяет глубже погрузиться в изучаемую эпоху. ...
15 03 2024 18:32:36
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
14 03 2024 13:32:25
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан России. Проблема отношений между юношами и дeвyшками, любви, создания семьи всё чаще возникает перед молодыми людьми, достигших 15–17 лет. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность (презентация) позволят учащимся ближе познакомиться с российским законодательством, с правами и обязанностями супругов....
13 03 2024 17:25:32
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
12 03 2024 5:48:30
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
11 03 2024 12:44:15
Урок знакомит учащихся с формами культуры, причинами появления массовой культуры и особенностями молодежной субкультуры, а также закрепляется понятие «культура». Формирует навыки самостоятельной работы с текстом и работы в парах....
10 03 2024 5:25:39
При написании сценария поставили перед собой цель: сформировать у учащихся культуру мира понимания и осознать исторического прошлое и будущее в нем; привить чувство гражданской ответственности, достоинства, уважение к истории и культуре своей страны; уважению старшему поколению. Знать и понимать значение слов: война, хлеб, холод. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Не зная истории, мы не сможем узнать настоящего, а тем более будущего нашей Родины....
09 03 2024 19:10:48
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
08 03 2024 23:23:52
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
07 03 2024 0:28:43
Урок знакомит с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, праздничной иконой Рождества Христова. Обогащается словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения....
06 03 2024 2:42:10
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
05 03 2024 22:39:21
В статье представлен вариант методической разработки нестандартного урока в 10-м классе по теме «Цивилизации эпохи Средневековья: европейская» по курсу "История России". Предлагаемый материал поможет формировать навыки индивидуальной и групповой деятельности учащихся; формировать их гражданскую позицию и развивать ключевые компетентности учащихся на основе проблемных, поисковых и пpaктических методов; ориентирует на пpaктико-ориентированный подход в обучении....
04 03 2024 23:22:11
Внеклассное мероприятие по обществознанию в 11-м классе проводится с целью воспитания правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека, научить пользоваться юридической терминологией; воспитывать нормы правовой культуры; развивать познавательные способности детей, их кругозор....
03 03 2024 18:21:43
Урок проводится в 11-м классе в качестве итогового по теме «Вторая мировая война». Данный урок - итог долгосрочного интегрированного проекта совместно с учителями английского и немецкого языков, а также с учителем информатики. На уроках иностранного языка учащимся предлагалось 10 плакатов США или Германии (в зависимости от изучаемого языка), которые необходимо было перевести и проанализировать....
02 03 2024 17:33:13
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
01 03 2024 11:59:23
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
29 02 2024 9:41:42
Урок с использованием экспонатов музея «История школы» можно проводить в 9-х и 11-х классах, где изучается тема «Развитие культуры и образования в начале XX века». Музейные экспозиции и материалы обладают огромным духовным потенциалом, способствуют активности, расширяют сферу интересов учащихся. Урок проводится в форме пpaктического занятия....
28 02 2024 10:59:10
Представлена интересная форма урока-аукциона, на котором ученики помимо закрепления знаний в игровой форме приобретают навыки общения и решения творческих задач. ...
27 02 2024 10:17:20
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
26 02 2024 0:56:27
Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по пpaктическим правовым ситуациям. ...
25 02 2024 0:14:30
Предлагаю вашему вниманию авторскую историко-краеведческую программу «Начало», которая может быть использована для краеведческой и внеурочной деятельности. Содержит материал по истории родного края села Сергиевск Самарской области Сергиевского района. Программа имеет рецензию Самарского Областного центра детско-юношеского туризма и краеведения. (ОЦДЮТК ЦСМ). В программе содержится теоретический и пpaктический материал....
24 02 2024 18:21:27
Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского....
23 02 2024 13:18:53
Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....
22 02 2024 16:22:41
Урок знакомит учащихся с основными положениями Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства. ...
21 02 2024 3:15:28
Курс "И сама по себе не играет гитара (отражение истории в авторской песне)" рассчитан на учащихся 9-х классов (предпрофильная подготовка), является межпредметным (история, литература, музыка), рассчитан на 10 часов. Целью курса является рассмотрение отдельных моментов истории России через их отражение в авторской песне. ...
20 02 2024 2:20:51
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
19 02 2024 0:35:15
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
18 02 2024 7:29:20
Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
17 02 2024 19:49:37
Урок с применением модульной технологии, которую можно успешно применять в старшей школе. Цель данной технологии – формирование у выпускника навыков самообразования....
16 02 2024 18:54:32
Урок направлен на повторение и обобщение знаний пятиклассников по теме «Древний Египет». С целью развития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся урок проводится в форме игры по комaндам. Ребятам предлагаются интересные задания, способствующие развитию исторического и творческого мышления....
15 02 2024 13:19:51
В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории. ...
14 02 2024 20:33:48
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в наше время – время возрождения России. Цель факультативного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории России, в частности роли реформаторов. Программа предназначена для учащихся старших классов. Курс рассчитан на 34 часа и предполагает как лекционные, так и пpaктические занятия....
13 02 2024 21:20:18
Занятие-пpaктикум формирует представления о материальной культуре кубанского казачества, знакомит с особенностями традиционного костюма. В ходе занятия формируется вкус учащихся, расширяются эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; развиваются умения, связанные с приемами декоративной работы, в группе....
12 02 2024 16:42:40
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
11 02 2024 12:51:25
Урок знакомит учащихся с молитвой как формой общения с Богом. Формируется ценностное отношение ребенка к молитве, просьбам. Представлены различные методические приемы, направленные на деятельностный подход к обучению....
10 02 2024 19:48:29
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
09 02 2024 11:10:47
Цели и задачи урока: охаpaктеризовать социально-политическое положение Аравии в VI–VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата....
08 02 2024 2:27:36
Раскрытие темы на основании опыта работы автора....
07 02 2024 12:16:21
Раскрывая проблему предлагаемого урока, следует помнить, что данный урок как по форме, так и по отбору содержания материала имеет свою вариативность. Не следует перегружать урок датами, терминами и т.п., главное - поднять мopaльный дух учеников, развить чувство гордости за свою Родину, пробудить патриотизм....
06 02 2024 0:41:30
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
05 02 2024 5:47:16
Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено. ...
04 02 2024 8:34:19
Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....
03 02 2024 7:29:30
В статье изложен опыт работы по организации социально значимой деятельности школьников. Представлен реальный выход учителя на новые педагогические технологии в ходе реализации социально-образовательного проекта учащихся....
02 02 2024 5:38:35
Урок «Мир русской деревни» – универсален. Его можно проводить в районном музее, школьном краеведческом уголке или в обычном классе с использованием видеотехники. Наибольший эффект достигается при проведении урока в музее, атмосфера которого создаёт очень хороший эмоциональный фон для восприятия сказанного. Учитель берёт себе в помощники несколько учеников, которые готовят сообщения об отдельных занятиях крестьян и орудиях их труда. Остальным ученикам необходимо по ходу объяснения заполнить таблицу, ответить на вопрос «для чего необходимо орудие труда?», название которого напечатано на карточке, отгадать загадки....
01 02 2024 6:18:24
Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории «История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....
31 01 2024 17:12:51
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
30 01 2024 11:16:32
Представленная методическая разработка классного часа сможет оказать большую помощь учителям, классным руководителям и всем педагогическим работникам в подготовке, организации и проведении мероприятий гражданско-патриотической направленности, нацеленных на расширение и углубление знаний учащихся о своей Родине. Материал позволит в увлекательной, занимательной форме разносторонне узнать о судьбе своей страны, проверить полноту и прочность уже полученных знаний о ней....
29 01 2024 11:35:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::