Конкурс методических разработок. Интегрированный урок истории и физической культуры на тему "Масленица: народные забавы"
Тип урока: интегрированный
Цель: развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом у учащихся через нестандартные формы урока, повышая интерес к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории, а так же к урокам физической культуры и дополнительным занятиям спортом.
Задачи:
- Активизировать спортивно-массовую, оздоровительную и учебную работу в лицее.
- Агитация и пропаганда физической культуры и спорта.
- Привлечение учащихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом.
- Выявление сильнейших спортсменов для комплектования сборной комaнды лицея.
- Научить ребят пользоваться дополнительными источниками по истории при подготовке индивидуальных заданий.
- Воспитывать чувства любви к истории страны и родного города
- Повысить интерес к предметам через интересные исторические факты.
Сроки и место проведение мероприятий:
Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной
– в марте (в зависимости от празднования
Масленицы по православному календарю и
благоприятной погоды);
Следует уделить внимание подготовке места для
игры. Перед проведением мероприятия следует
ознакомиться с местностью, обозначить границы
для игры, подготовить инвентарь и разметить
площадку. Часть конкурсов можно проводить как в
зале, так и на улице.
Подготовить материал для ведущих, как
знакомство с историей празднования Масленицы в
России, показать ее связь с Костромой.
Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут
Оснащение: футбольные и баскетбольные мячи, пластиковые кегли, шахматы, зеркало, цветные ленты, туристическое оснащение: палатка, ложка, полотенце, кружка, миска, цветные картонные монетки, нарезанные карточки с вопросами, компьютер и проектор, блины (приготовление в столовой), соломенное чучело – Масленица.
Методические приемы: слово преподавателей, игра-соревнование, театрализованное действие, творческие задания.
Основные понятия: народный праздник, Масленица, Кострома, Православный календарь, эрудиция, смекалка, сила воли, азapт.
План урока:
1. Организационный момент
2. Объяснение правил игры
3. Театрализованное действие, игра, творческие
задания
4. Конкурсы в зале на улице
5. Домашнее задание
6. Рефлексия
7. Подведение итогов и выставление оценок.
Литература:
1. С.П. Перевезенцев «Россия: Великая
судьба» М.; 2005 г.
2. М. Забылин «Русский народ: обычаи,
предания, обряды» М.; 2003 г.
3. Е.А. Грушко «Русские легенды и предания» М.;
2006 г.
Эпиграф:
Ты у нас краса и слава,
Наша сила и казна,
Наша добрая забава –
Молодецкая зима!П. Вяземский
Цели урока:
- Раскрыть взаимосвязь Русской истории с развитием спорта
- Воспитывать любовь к здоровому образу жизни и культурному наследию нашей страны
- Научить уважать однокурсников в роли спортивных оппонентов.
ХОД УРОКА
1. Мотивационная беседа
– Сегодня мы проводим необычный урок
физкультуры и истории. Он посвящен встрече весны
– Масленице. У этого праздника богатая история. О
ней вы узнаете от наших Скоморохов.
Конкурс открывают ряженые скоморохи и ведущие,
назначенные из числа учащихся заранее. Они
зазывают гостей на праздник – используются
заранее приготовленные стихи, исторические
интересные факты о Масленице. Их слова
сопровождаются демонстрацией картин Масленицы
(необходимо наличие компьютера).
2. Объяснение правил игры
Спортивный конкурс проводится по станциям. На каждой станции находится судейская коллегия в количестве 1-2 человек – это могут быть преподаватели или мастера производственного обучения. Судьям выданы вопросы и задания, касающиеся праздника – участники выполняют их на время или полностью. За правильно выполненное задание участники получают цветные монетки – блины, их цвет зависит от правильности и качества выполненного задания. Участники должны пройти все станции – это отмечается в сопроводительном листе, собрать как можно больше монеток. После завершения конкурса все собираются у чучела Масленицы, начинается подсчет карточек и подведение итогов. Главный приз «Русские блины», их количество зависит от полученного комaндой числа монеток. Мероприятие завершается чаепитием всех участников.
Пояснение: вопросы и конкурсы, представленные в разработке составляются преподавателями истории и физкультуры, так же материалы по истории и конкурсы могут варьироваться (см. Приложение).
3. Игра
Действующие лица: двое ведущих (преподаватели или дети), скоморохи (двое учащихся). Их слова могут быть вставлены в ход конкурсов или как отдельное театрализованное действие.
1 Ведущий: Масленица – сырная неделя, предшествующая Великому посту. Название Масленица появилось не ранее XIV века. Множество народных обычаев, обрядов, игрищ связанных с Масленицей свидетельствуют о языческом происхождении праздника. Возможно масленичные блины и символ солнца и поминок по умершим. В Западной Европе масленицу называют карнавалом.
2 Ведущий: В России Масленица начинается после Вселенской субботы, в которую поминают усопших родственников. В церквях поминают изгнания Адама из рая, готовя верующих к Великому посту. Народ предается в это время забавам катания с гор на санях, пиршествам, а в старину даже кулачным боям. Во всю масленицу пекут блины, пряженцы, оладьи. В народном быту Масленица слывет честной, а по разгульности и раздолью широкой, т.к. русский человек в эти дни предается широкому разгулу. От этого происходят поговорки: «Не житье, а масленица», «Душа моя Масленица», «бумажное житье», «сахарные уста», «ты моя, перепёлочка», «сладкая твоя речь» и т.д.
Ведущий:
Собирайтесь гости дорогие!
Встретить масленицу годовую,
Нашу гостью дорогую.
Душа ль ты моя масленица!
Приезжай к нам в гости на широкий двор:
На горках покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешиться!
(Появляются скоморохи)
– Едет Масленица! Едет Масленица! (Выносят чучело Масленицы под музыку «Масленица» из репертуара группы «Иван Купала», скоморохи ему кланяются)
1 скоморох: Здравствуй, сударыня Масленица!
2 скоморох:
Будем Масленицу величать
Да блинами угощать!
1 скоморох:
Будем Масленицу хвалить,
Да на саночках возить!
Оба скомороха: Масленица весела, всех на горы увела!
Проводятся игры:
1) Конкурсы «На станциях»
2) «Счастливый случай»
3) «Заморочки из бочки»
4) «Ты – мне, я – тебе»
5) Музыкальная пауза
6) «Темная лошадка»
7) «Гонка за лидером»
8) Музыкальная пауза
4. Спортивные конкурсы
1) Конкурсы «На станциях»
«Русская метла»: выставить кегли в цепочку, пробежать верхом на метле и не сбить кегли. Инвентарь: самодельная метла, кегли или пластиковые бутылки.
«Метла на лбу»: попробовать, как можно дольше продержать метлу (можно заменить на пластиковую кеглю) на лбу.
«Снежный тир»: дарц устанавливается на специальных стойках, с расстояния 2 м. участник метает дротики и заpaбатывает очки. Инвентарь: дарц – 2 шт., 6 дротиков.
«Дерево сластей»: на дереве на разной высоте подвешиваются сладости. Участники конкурса за установленное время проявив смекалку, должны их достать.
Станция «Эрудит – Ассорти»:
– Какой мячик прячется от игроков в лунке? (Гольф)
– Название какой игры происходит от греческого
слова «лента»?
– В какой русской игре строят, чтобы разрушить? (Городки)
– Название какой игры буквально переводится как
«Царь умер»? (Шахматы)
– В какой комaндной игре участники сидят верхом
на лошадях? (Поло)
– Известный советский футбольный вратарь. (Лев
Яшин)
– Какой вид спорта называют «Королевой спорта»? (Легкая
атлетика)
– О какой игре эти стихи – «Короли-то, короли –
воевать опять пошли! Только начали войну – тут же
съели по слону»? (Шахматы)
– В немецком языке слово «федер» означает
«перо», а слово «баль» – «мяч». Какую игру немцы
называют «федербаль»? (Бадминтон).
«Лепка снеговика»: на этой станции участники должны вылепить маленького снеговика за 1,5 мин. (при наличии снега)
«Свет мой зеркальце, скажи …»: надеть на голову платок, смотреть в зеркало и быстро, без эмоций и улыбок повторять «Свет мой зеркальце, скажи …»
«Боулинг»: пластиковые кегли устанавливаются на расстоянии 6 метров от участника. С трех попыток необходимо мячом попасть в кегли и сбить их. Инвентарь: баскетбольные мячи, 5 пластиковых кеглей.
«Русская горка»: за день до мероприятия, если позволяет погода, строим горку и заливаем водой, участник должен подняться на горку с пластиковым стаканчиком с водой и нерасплескав ее, скатиться в низ.
«Виртуоз»: жонглировать ногами футбольный мяч (количество раз); инвентарь – футбольный мяч
«Перетягивание каната»
«Петушиный бой»: инвентарь: 1 гимнастическая скакалка, 2 подушки;
Конкурс для девочек: жюри и болельщики пробуют заранее приготовленные спортсменами блины, те которые понравились, одобряют жестами.
2) Счастливый случай (программа конкурсов)
«Вопросы и ответы» – за 1 мин. задается 18-20 вопросов каждой комaнде:
1 вариант
– Назовите средства закаливания. (Солнце.
Воздух. Вода)
– Кому принадлежат слова «В человеке все должно
быть прекрасно…»? (А.П. Чехов)
– Перечислите способы прыжка в высоту. (Перешагивание,
перекидной, перекат, волна, фосбери-флоб)
– Назовите только женский гимнастический
снаряд. (Бревно)
– Какому спортсмену нежелательно иметь открытое
лицо? (Боксеру)
– В каких видах спорта необходима мишень? (Биатлон,
стрельба из лука, т.д.)
– Перечислите спортивные игры. (Футбол,
баскетбол, волейбол и т.д.)
– Назовите имя ученого, изобретателя теоремы,
победителя Олимпийских игр в кулачном бою (Пифагор)
– Какой спортсмен бежал как угорелый? (Пожарник)
– Как называется вид легкой атлетики, включающий
в себя несколько легкоатлетических видов? (Многоборье)
– Каким спортсменам принято желать попутного
ветра? (Яхтсменам)
– Как называют игрока в футбол, мечтающего о
безразмерных воротах? (Нападающий)
– Сколько игроков в комaнде по баскетболу,
волейболу, хоккею с шайбой, гандболу? (5, 6, 6, 7)
– Какой спортсмен занимается крючкотворством? (Рыболов)
– Какое самое высокое спортивное звание? (Олимпийский
чемпион)
– Какой город участвовал в конкурсе на
проведение очередной олимпиады? (Санкт-Петербург)
– Назовите фигуры в шахматах. (Пешка, конь,
ладья, ферзь, королева, слон, король)
– Какому спортсмену на соревнованиях приходится
вязать узлы? (Туристу)
– Что такое скейтбординг? (Катание на
роликовой доске)
– В каких видах кроме конного конь может
работать на двух ставках? (В шахматах и в
гимнастике)
– Какого спортсмена можно назвать кузнецом? (Метателя
молота)
3) Музыкальная пауза
4) «Темная лошадка» – 3-4 вопроса. В роли «темной лошадки» учитель физкультуры или преподаватель, задаются вопросы экспромтом.
5) «Гонка за лидером» – 20 минут каждой комaнде.
1 вариант:
– Как часто проводятся Олимпийские игры? (Через
4 года)
– Какое количество игроков в футбольной комaнде?
(10 полевых и один вратарь)
– Без чего судья не может выйти на поле? (Без
свистка)
– В какой игре пользуются самым легким мячом? (В
теннисе)
– Как называется строй, в котором строятся к
плечу плечо? (Шеренга)
– Как называется расстояние между стоящими в
шеренге? (Интервал)
– Неправильно взятый старт? (Фальстарт)
– Как называют вратаря? (Голкипер)
– Как называют бегуна на короткие дистанции? (Спринтер)
– Какой инвентарь необходим для игры в
бадминтон? (Paкетка, волан)
– Где проводились первые Олимпийские игры? (В
Греции)
– Что произносят спортсмены и судьи на
Олимпийских играх? (Клятву)
– Как называется бег на пересеченной местности? (Кросс)
– Какой удар применяют игроки в волейболе? (Нападающий)
– Какими могут быть современные Олимпийские
игры? (Зимние и летние)
– В каком виде спорта самый высокий старт? (В
парашютном)
– Чем награждаются победители современных
олимпийских игр? (Медалью и дипломом)
– Как называется борьба на руках? (Армрестлинг)
– Как называют судью в боксе? (Рефери)
– Как называют скоростной спуск на управляемых
санях? (Бобслей)
– Как называют человека лазающего по скалам? (Скалолаз)
– Упражнение в гимнастике, выполняемое на
опopном снаряде? (Прыжок)
6) Музыкальная пауза
1 ведущий: Масленичное пиршество можно разделить на три части
1) Встреча Масленицы – это понедельник,
2) Разгул или широкая Масленица – это четверг,
3) Прощанье – воскресенье. Богатые люди начинали
печь блины с понедельника, а бедные с четверга ли
с пятницы. Опару готовили из снега, взятого со
двора когда выйдет месяц и приговаривали: «Месяц,
ты месяц! Золотые рожки, выгляни в окошко, подуй
на опару!» считали что при этом блины получаются
белые и рыхлые. В разных областях выходили
готовить опару на реку или озеро, к колодцу до
появления первой звезды.
2 ведущий: На «заигрыши» – гулянья
собирались молодцы и дeвицы. Катались с гор на
санях. В богатых семьях горки устраивались прямо
во дворе.
Гостей встречали у ворот, у крыльца, в образной. В
Туле тещи пекут блины для зятевей на
твороге. В Нерехте дeвицы катались с гор отдельно
от мужчин. В четверг начинается гулянье по улицам
и кулачные бои. Народ играл на музыкальных
инструментах, катались на тройках. На тещины
вечерки зятья угощали тещь. На «золовкины
посиделки» молодая невеста приглашала гостей к
себе в гости.
После того, как были проведены конкурсы,
участники прошли все станции, все подходят к
чучелу Масленицы, где их ждут скоморохи, которые
будут развлекать веселыми играми, пока не
соберутся все участники соревнований.
1 скоморох:
К нам сюда! Собирайся народ!
Сегодня вас интересное ждет!
2 скоморох:
Игры, забавы, веселье и смех,
Праздника хватит у нас для всех!
– Предлагаем подвижную игру, например «Али-Баба». Участники делятся на 2 комaнды и выкрикивают: – Али-Баба! – О чем слуга? – Пятого-Десятого (счет с лева на права) нам сюда. Названные «номера» разбегаются и прорывают шеренгу противника. Затем вопрос повторяет другая шеренга. Можно предложить поучаствовать в каком-либо танцевальном номере – что бы участники не замерзли.
1 ведущий: На проводы масленицы сооружали прощальный поезд: сколачивали несколько саней, впереди сажали мужика-балагура, опытного в играх и забавах. Такой поезд ехал по улицам и вокруг его пели и плясали. Мальчишки, держа в руках ухваты, кричали: «Мы Масленицу прокатили!»
2 ведущий: Главную роль в празднике играют блины, которые пекут всю неделю, на их зовут гостей. Возможно до появления закваски для блинов, пекли обычные пресные лепешки. Блины символизируют древние хлеба. В книгах Священного Писания мы встречаем, что царь Давид раздавал по случаю празднества «при пренесении Кивота Завета по млину сковородному». В Германии тоже пекут оладьи и крендели. На площадях часто работали балаганы, карусели.
1 скоморох: А какая же Масленица без блинов, горячих да румяных! Подходите, гости дорогие! Ешьте да радуйтесь!
2 скоморох:
Правда вкусен наш блинец,
Аж не нужен холодец!
Угощенье праздничное,
Настроение радостное!
Вместе:
Уж ты, Масленица годовая,
Гостья наша дорогая,
Накормила нас блинами,
Угостила пирогами!
СПАСИБО!!!
5. Домашнее задание
Ведущий: Уважаемые участники и болельщики! Мы предлагаем вам выполнить небольшое домашнее задание, разумеется на оценку по истории и физкультуре. Напишите нам небольшие сообщение (доклад, реферат, сочинение) о русских праздниках и связанных с ними видами спорта и обычаях. Самые интересные работы будут отмечены призами и разместятся на выставке работ лицея.
6. Рефлексия
Учитель: Уважаемые участники соревнований! Сейчас наши скоморохи выдадут вам вопросы, касающиеся проведенного урока. Понравился ли вам урок? Для нас это важно.
Вопросы:
– Что нового я узнал на уроке?
– Какие виды соревнований мне понравились, какие
вопросы показались сложными?
– Добросовестно ли я работал на уроке?
(Результаты смотри в Приложении)
1 ведущий: Название нашего города тоже связано с Масленицей. Кострома – это богиня весны у славян. Этой богине приносили жертвы, возможно, человеческие, которые затем были заменены сожжением соломенной куклы – ее дым поднимался к небу, чем вше, тем лучше для молитвы о плодородии. Масленице пели песни как хвалебные, так и погрeбaльные. Поющим всегда подносили угощение. На прощание с Масленицей людям принято просить прощение друг у друга и даже приветствовали друг друга: «Прости меня, пожалуйста» – «Бог тебя простит!». По окончании Масленицы было принято мыться в бане.
2 ведущий: Игры и забавы это здорово, но что-то мы забыли? Правильно – надо проводить Масленицу – сжечь ее. Все участники соревнований встают в хоровод и под песню «Гори-гори ясно», поджигают Масленицу и водят хоровод.
1 скоморох: Вот и прощаемся мы с Масленицей! Прощай, Зимушка! Здравствуй, Весна-Красна!
2 скоморох: Прощай честная Масленица! Коль быть живым – увидимся, хоть год прождать, да ведать – знать, что Масленица придет опять. (текст можно произносить под музыку)
7. Подведение итогов
– А сейчас наши скоморохи посчитают блинчики – жетоны, полученные каждой комaндой. Исходя из их количества, мы определим победителя и выставим всем оценки за работу на уроке. БЛАГОДАРИМ ВСЕХ И КОЛЛЕГ И УЧАЩИХСЯ ЗА УЧАСТИЕ В МЕРОПРИЯТИИ И ПРИГЛАШАЕМ НА ЧАЕПИТИЕ С РУССИМИ БЛИНАМИ!!! (Все оценки должны быть хорошими, т.к. старались все участники)
В нашем Приложении
вы можете найти рецепты масленичных блинов XVIII –
XIX веков, варианты исторических материалов, а
также стихи о Масленице.
А в Презентации –
увидеть как весело и активно работали ребята
разных возрастов на уроке.
С 1 сентября 2011 года ПЛ № 15 получил статус
техникума.
Внеклассное мероприятие предлагается как вариант обобщения и закрепления изученного материала по определенной теме в игровой форме. Игра предназначена для учащихся с 5-го по 11-й класс включительно. ...
28 03 2024 22:46:48
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
27 03 2024 1:40:35
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
26 03 2024 11:41:38
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
25 03 2024 15:19:22
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
24 03 2024 9:58:15
Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н.С.Хрущёва....
23 03 2024 5:44:52
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
22 03 2024 10:51:16
Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....
21 03 2024 13:14:19
Хочу предложить игру по обществознанию в виде презентации, которая называется «Общество – не простая сумма индивидов…», по всем разделам курса. Игра позволяет вовлечь в работу всех учеников и является ценным средством воспитания умственной активности детей, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний....
20 03 2024 20:36:39
Цель урока: сравнить развитие русских земель XII–XIII вв. в условиях феодальной раздробленности, выявить сходство и различие. Урок разработан в соответствии с модульной технологией преподавания. Он предназначен для работы в 10-х классах гуманитарного профиля, но может быть использован и при изучении курса на базовом уровне....
19 03 2024 4:58:19
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
18 03 2024 8:18:56
Внеклассное мероприятие с привлечением представителей общественности раскрывает учащимся понятие «малая родина», знакомит с историей родного края, формирует чувство патриотизма. Включение исследовательской работы учащихся по изучению родного края расширяет внеклассную работу, а исполнение частушек и гимна Данков развивает чувство гордости за уголок края, где ты родился, вырос и учишься....
17 03 2024 17:13:52
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
16 03 2024 17:34:45
Автор знакомит учащихся с понятием "право", его значением для общества. Ученики совершенствуют умение рассуждать на тему, формируют мнение о значении государства и права....
15 03 2024 22:53:16
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....
14 03 2024 14:46:46
Цель внеклассного мероприятия: формирование избирательной грамотности в знакомстве с программными положениями политических партий, баллотирующихся на выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации VI-го созыва....
13 03 2024 2:57:35
<p>Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем. Решать эти задачи в комплексе могут мультимедийные пособия по отдельным темам истории.</p> ...
12 03 2024 15:56:44
Методическая разработка может быть использована на уроках обществознания при изучении данной темы, проведении внеклассных мероприятий, предметных недель. Предлагаемые для проведения после прослушивания лекции конкурсы концентрируют внимание, развивают память, формируют активность учащихся....
11 03 2024 19:30:35
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
10 03 2024 14:20:58
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
09 03 2024 6:13:19
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
08 03 2024 16:18:28
Урок проводится с целью ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирования уважительного отношения к правам и свободам человека. Представлен большой фактографический материал. Предложены интересные формы работы: создание и защита мини-проектов, дискуссия по самым важным вопросам. ...
07 03 2024 2:39:40
Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний. ...
06 03 2024 2:26:16
Внеклассное мероприятие посвящено главному празднику нашей страны – празднику со слезами на глазах – 9 Мая....
05 03 2024 11:49:38
Представленный урок помогает создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии личностно ориентированного обучения....
04 03 2024 16:56:27
Конспект интегрированного урока по литературе и истории, рекомендуемый для проведения в 10-м классе. Ученики выступают как активные участники образовательного процесса, получают целостное представление об историческом событии - постройке Покровского храма в Москве. ...
03 03 2024 8:17:19
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
02 03 2024 12:18:40
Универсальность данной методической разработки состоит в том, что она может использоваться как на уроках истории, права и обществознания, так и во внеклассной работе, на классных часах в младшем и среднем школьном звене. Урок содержит в себе элементы проектно-исследовательской деятельности. В ходе урока происходит популяризация государственных символов России, расширение знаний о них, а также продолжается формирование чувства патриотизма и гражданственности....
01 03 2024 9:52:50
На уроке использована технология развития критического мышления, способствующая повышению мотивации учащихся, формированию навыков работы с информацией. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учащихся в группе....
29 02 2024 2:34:29
Значительную часть нашей жизни мы проводим за обеденным столом. Мы едим, лопаем, трескаем, вкушаем, уплетаем за обе щеки, глотаем... Какую бурю эмоций вызывает вид, запах, вкус аппетитной снеди, упоительных яств, восхитительных лакомств! Узнать о том, «что едали наши предки», помогает разработанная нами литературно-историческая викторина....
28 02 2024 18:37:52
Изучение курса позволит учащимся глубже погрузится в изучение истории родного края, изучить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании курса исторического краеведения. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России и родного края. ...
27 02 2024 8:16:28
Представленный открытый урок несет такое содержание, которое поможет молодому человеку осмыслить значимость подвига Шарифзяна Казанбаева из с. Сараши Бардымского района Пермского края, единственного из Героев Советского Союза, награжденного за спасение полкового знамени....
26 02 2024 10:18:29
Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Цели урока: расширить представление учащихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме; формировать непримиримое отношение к угнетению человека человеком; развивать у школьников критически анализировать информацию. ...
25 02 2024 4:57:23
Я считаю, что разработанный мною проект целесообразно использовать учителям истории, работающим в 5-х классах. ...
24 02 2024 14:22:10
На уроке закрепляется и обобщается материал темы, формируя у учащихся навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях. Урок способствует осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; способствует утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека....
23 02 2024 10:45:54
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
22 02 2024 9:29:57
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
21 02 2024 15:34:42
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
20 02 2024 16:55:54
Урок знакомит учащихся с особенностями Спартанского полиса, способствует развитию умений анализировать, сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия....
19 02 2024 18:25:26
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
18 02 2024 12:32:29
Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников. ...
17 02 2024 17:42:56
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
16 02 2024 10:44:38
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
15 02 2024 14:54:15
Данный урок помогает понять детям, почему же икона «Троица» А.Рублёва считается одним из чудес России, а также позволяет познать радость творчества при изготовлении куклы-ангела по старинной русской технологии....
14 02 2024 8:19:52
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
13 02 2024 10:47:59
В работе проблема освещается с точки зрения русской женщины, положение которой в обществе было особым, а потому представляет дополнительный интерес. На примере двух представительниц российского общества, двух его полярных сословий – боярства и крестьянства, показана обыденная жизнь общества данного периода. В работе рассматриваются такие аспекты, как устройство дома, традиции питания и организации быта....
12 02 2024 21:23:14
Цели урока: познакомиться с основными событиями политической реформы эпохи перестройки; подойти к пониманию итогов политической реформы. ...
11 02 2024 4:12:31
Цель урока – дать представление учащимся о детстве Петра; охаpaктеризовать причины, которые формировали личность будущего царя; ознакомить с началом правления Петра, его первыми преобразованиями. Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ. ...
10 02 2024 15:23:10
Пpaктическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки....
09 02 2024 7:13:32
Сценарий урока включает в себя различные игровые формы работы с учащимися, такие как: экономический аукцион, экономическая перестрелка, экономическое лото, юридическая консультация, а также задания, способствующие формированию навыков решения несложных проблем экономического хаpaктера....
08 02 2024 10:52:45
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::