Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")
Целевая установка урока, ориентированная на ценностные основания современного исторического образования:
Образовательные цели:
- дать яркое, образное, отвечающее принципам историзма, представление о периоде феодальной раздробленности Древнерусского государства;
- дать представление о причинах и последствиях междоусобиц древнерусских князей;
- дать представление о кочевниках – соседях русского народа в XII веке и борьбе русского народа с кочевниками;
- учащиеся должны научиться выявлять особенности взаимоотношений русских и половцев;
- уметь объяснить основные термины и понятия данной темы;
- учащиеся узнают, что XII век – яркая страница истории России.
Воспитательные цели:
- воспитание у учащихся чувства гордости за историю своего народа;
- развитие интереса и уважения к истории и культуре;
- общение с произведениями искусства поможет реконструировать многомерный и противоречивый образ эпохи;
- знакомство с эпохой Средневековой Руси через произведения искусства, «общение» с художественными произведениями, их обсуждение способствуют дальнейшему формированию специфических навыков, необходимых грамотному читателю, зрителю, слушателю;
- историко-культурный материал способствует формированию собственного доказательного и обоснованного мнения, выработке личностного отношения к культурному наследию.
Развивающие цели:
- формирование развития логического мышления через умение осознавать и представлять сущность процессов средневековой жизни;
- развитие речи и памяти при работе с документами, учебником и выполнением различных познавательных заданий;
- формирование умений работы с иллюстрациями и текстовыми источниками;
- продолжить формирование умений анализировать и синтезировать изучаемый материал через сопоставление с ранее изученным, а также умения выделять главное в источниках информации.
Ход урока
В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами»
1880, Москва, Третьяковская галерея.
Задания.
1) Тип – картина; жанр – исторический; сюжетное историческое искусство; батальный; типологическая (битва) – воспроизводит многократно повторяющийся исторический факт, событие, типичное для изучаемой эпохи.
2) Картину В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» можно использовать в школьных курсах истории:
а) 6 класс «История России с др. времен до к. XVI в.» в главе «Политическая раздробленность на Руси» в теме: «Начало раздробления Древнерусского государства» в разделе «Половецкая угроза»; в теме «Культура русских земель в XII-XIII веках» в разделе «Литература»;
б) 10 класс «История России с др.времен до к. XVIII в.» в теме: «Русские княжества и земли» в разделе «Киевское, Черниговское и Новгород-Северское княжества»;
в) 6 класс, региональный компонент «История Донского края» (с др. времен до к. XVI в.) тема «Дон в X-XIIвеках» в разделе «Половцы и Русь».
1Батальным жанром (от фр. bataille – битва) называют жанр живописи, являющийся частью исторического, мифологического жанра и специализирующийся на изображении битв, военных подвигов, боевых действий, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. Батальный может включать элементы других жанров – бытового, портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта. Художники регулярно обращались к батальному жанру: Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари» (не сохранилась), Микеланджело «Битва при Кашине» (не сохранилась), Тинторетто «Битва при Заре» (ок. 1585, Венеция, дворец Дожей), А.Ватто «Тягости войны» (ок. 1716, С.-Петербург, Эрмитаж), Ф.Гойя «Бедствия войны» (1810–1820), «Раненый кирасир» (1814, Париж, Лувр), Э.Делакруа «Резня в Хиосе» (1824, Париж, Лувр), В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880, Москва, Третьяковская галерея).
3) Вопросы и задания к иллюстрации как к тексту.
а) Атрибуция источника или факта, на нём изображённого:
- Какое событие изображено на картине?
- К чему оно относится: к политическому событию, к историческому деятелю, к военным действиям, к повседневной жизни России в эпоху Средневековья?
- Когда создано данное произведение?
- Каковы прямые и косвенные сведения о времени, стиле, месте создания этой картины?
- К какому направлению в искусстве принадлежал, по-вашему, В.М.Васнецов?
б) Описание содержания картины:
- Что изображено на картине?
- Как вы думаете, на картине изображено «явление» или «событие»? То, что изображено на картине, происходит часто или это единичное явление?
- Как расположены фигуры на картине: поодиночке, группами, строем? Почему?
- По пейзажу, изображенному на картине, попробуйте определить, в какой части Древнерусского государства происходит это событие?
- Знаете ли вы название места, где происходила битва? Как это место называется сейчас?
- С какими опасностями сталкивались древнерусские воины на этой территории?
- С какими народами воевали русские княжества в XII-н.XIII?
- Какие детали одежды и вооружения говорят нам об эпохе, когда происходят эти события?
- Какие детали одежды и вооружения говорят о национальной принадлежности противников? О религиозной?
- Как художник передал настроение картины?
- Какими художественными средствами автор передает ощущение жестокости только что закончившейся свирепой битвы?
- Какими художественными средствами В.М.Васнецов передал атмосферу эпохи Древнерусского государства? Какие цвета использовал Васнецов, какие символы? Как художник использует свет? Почему именно так?
- Используйте новые слова и словосочетания в своем рассказе: Дикое поле, Новгород-Северский князь, река Каяла, ратники, дружинники, сеча, половцы, поганые, червленые щиты, шлем, латы, нательный крест.
в) Критический анализ изображения:
- Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи: чем примечательно время, воссозданное на картине? Создания этой картины?
- Объективно ли такое изображение поля битвы после ее окончания?
- Какое ощущение от фигур воинов, у вас, как у зрителей, сложилось?
- Что они вам напоминают?
- Достаточно ли полно отражено на картине это явление?
- В чём ценность информации, которую несёт в себе данное произведение живописи? Или эта информация отсутствует?
г) Аксиологический анализ изображения как текста:
- Каково отношение В.М.Васнецова к изображенному на картине полю после битвы: он поддерживает, осуждает или относится к явлению нейтрально? Почему?
- Как вы думаете, почему художник изобразил не саму битву, а поле сражения после битвы?
- С какой целью художник изобразил стepвятников над полем битвы?
- Какими деталями художник показывает поражение православного русского войска?
- С какой целью художник нарисовал переплетенные тела русского воина и половца?
- Для чего на переднем плане В.М.Васнецов изобразил убитого отрока?
- Почему он не изображен слева, справа или на заднем плане?
- Существует ли исторический (литературный) прототип этого персонажа?
- О чем говорит поза и выражение лица павшего богатыря на среднем плане?
- Существует ли исторический (литературный) прототип этого персонажа?
- Как вы думаете, почему действие на картине изображено именно вечером, а не в другое время суток?
- Какую идею пытается донести художник, изображая эту битву?
- Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи феодальных междоусобиц в Древнерусском государстве?
д) Пpaксеологический анализ репродукции как текста:
- Что нового вы узнали об эпохе феодальных междоусобиц в Древнерусском государстве?
- Чем в этом вам помогла картина В.А.Васнецова?
- Что нового вы узнали о вооружении, деталях одежды, православной символике, нравах этого периода?
- Что нового вы узнали об отношениях Руси с соседними народами?
- Что нового вы узнали об источниках по истории России н.XIII века?
- Является ли картина источником при изучении истории?
4) Пояснительный текст.
Картина создавалась «по мотивам» «Слова о полку Игореве», но это меньше всего
живописный «комментарий». Если вспомнить время, когда она была написана, и тогда
ее обратная направленность (из прошлого в настоящее, а не наоборот) становится
совершенно ясной. В древнем эпосе художник осязаемо увидел сюжет «После побоища
Игоря Святославича с половцами». Темой картины было избрано поле после сражения
и гибели полков Игоря Святославича, ставших богатырской заставой на рубежах
родной земли. Не случайно Васнецов изобразил поле после битвы. Тихий вечер
сумpaком ложится на поле битвы. Кровавая луна почти не светит во мpaке. Лишь
орлы-стepвятники схватились над полем cмepти за легкую добычу. В православной
символике эти зловещие птицы означали бесов, рвущих души людей. Поколотые,
порубленные, лежат на земле мертвые воины – русичи и половцы. Могучий воин в
красных сафьяновых сапогах раскинул руки и лежит на своем плаще, словно объятый
тяжелым беспробудным сном. Лицо павшего богатыря выражает спокойствие; в нем нет
ни следа злобы или ярости; он словно заснул до поры. А рядом – юноша, жизни еще
не изведавший, смежил ресницы. Нагрудный крест, свисающий с шеи убитого воина –
отрока, символизирует поражение православного русского войска. Печально поникли
травы. Лишь красные пятна червленых щитов, словно капли крови, усеяли землю.
Переплетенные тела русского воина и половца, говорят о том, что свирепый бой на
этом поле закончился совсем недавно. В трагическом пафосе cмepти Васнецов хотел
выразить величие и беззаветность чувств, которые руководили воинами; размещением
фигур павших художник показал, что русские сражались до последнего вздоха и
падали последними на трупы своих врагов, другие, умирая, раскидывали широко свои
могучие руки, как бы желая и мертвым телом прикрыть, защитить родную землю. В
сдержанно строгих позах и лицах павших Васнецов акцентирует значительность и
величавое спокойствие. Им вторит торжественная траурность вечернего заката. В
мотиве сумерек художник воплощает тему печали. Серо-синий цвет неба и оранжевый
диск луны определяют колористическое решение полотна, построенное на
столкновении крупных, почти локальных пятен холодного и теплого цветов. Васнецов
считал, что «всякая картина, и в особенности историческая, должна звучать, как
музыка, должна производить впечатление, как оперы Глинки или музыка Бородина,
Даргомыжского, Мусоргского». «После побоища» является подтверждением этой мысли.
«Когда я писал «Побоище», я ощущал творения Баха», - писал Васнецов. Последнее
ложе павших воинов он украсил печально склонившимися к телам полевыми цветами,
следуя поэтическому образу. «Никнет трава от жалости. А древо с кручиной к земле
приклонилось». Соответствует «Слову» и хаpaктер живописных образов, воссозданных
Васнецовым. Они величавы и возвышенно героичны. Проникновенно лирической нотой в
торжественном строе картины звучит образ прекрасного отрока-княжича, навеянный
описанием гибели юного князя Ростислава. В высветленной цветовой гамме его одежд
– вопреки общему сумеречному тону картины таится особое эмоциональное
воздействие, особый символический смысл. Поэтическими строками «Слова» о гибели
мужественного Изяслава навеян образ покоящегося рядом богатыря воплощение
доблести и величия русского воинства. Контрастом его спокойной позе служит
мучительно изогнувшаяся фигура половца. Выразительны две группы из воинов
справа.
«После побоища» стало для Васнецова своеобразным манифестом, утверждающим новые
художественные принципы в исторической живописи - возможность поэтической
интерпретации исторического сюжета.
«Вы, благороднейший Виктор Михайлович, поэт-художник! Таким
далеким, таким грандиозным, по-своему самобытным русским духом пахнуло на
меня...», - писал Чистяков художнику после увиденной на выставке картины. Высоко
оценил ее и Репин, для него это была «необыкновенно замечательная, новая и
глубоко поэтическая вещь. Таких еще не бывало в русской школе». Картина «После
побоища» вызвала множество споров своей новизной, неординарностью видения
сюжета. Она показывала путь историческим живописцам к родникам народного
творчества и выражала дух истории, стала решительным шагом вперед по пути
глубокого художественного воплощения исторического прошлого русского народа и
поэтической интерпретации старины в образах реалистического изобразительного
искусства. Эта картина укрепила и материальное положение художника. Её хотел
приобрести президент Академии художеств Великий князь Владимир Александрович. Но
Васнецов охотно согласился на просьбу П.М.Третьякова, ценя включение
картины в широко известное его собрание,
тем более что тот ранее уже приобрёл жанровые произведения художника. Третьяков
оценил достоинства и значение этой работы, хотя и видел в ней некоторые
недочеты: «Я в ней главный недостаток находил и нахожу в колорите, - говорил он,
- нет настроения... пестро и светло для наступающей ночи».
На VIII передвижной выставке 1880 года, где работа была представлена, вызвав громкие споры и впервые обозначив расхождения в среде передвижников в понимании задач современного изобразительного искусства.
И. Крамской: «Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята
по-настоящему».
П.Чистяков: «Русским духом пахнуло на меня, что я просто загрустил!»
И.Репин: «Это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтичная вещь, таких
еще не бывало в русской школе».
В первых эскизах бушевала ярость битвы, но художник отказался от «лобового» решения. Эта картина ознаменовала поворот от камерной жанровой живописи к монументальным историческим и фольклорным полотнам.
5) Вопросы и задания для учащихся, которые можно использовать при монтаже картины В.М.Васнецова с другими средствами обучения истории.
- Какие события (явления) объединяют предложенные источники? К чему относятся эти явления (события): к политическому событию, к историческому деятелю, к военной операции, к военным приготовлениям, к повседневной жизни?
- Когда были созданы эти источники? Каковы прямые или косвенные сведения о времени, стиле, месте публикации, виде источников?
- Сравните сведения, представленные в группе письменных источников; соответствуют ли они тому впечатлению, которое у вас возникло при анализе картины В.М.Васнецова?
- Что нового вы узнали из отрывков произведений древнерусской литературы,
поэтических отрывков, монографии краеведческого хаpaктера В. Моложавенко
«Был и я среди донцов…» о периоде феодальной раздробленности Древнерусского
государства?
- Как в «Слове о полку Игореве» автор описывает поле битвы?
- Как он называет половцев?
- Сравните древнерусские миниатюры и изображения на палехских шкатулках. Видите ли вы сходство? Различие?
- Сравните произведения Н.К.Рериха и В.М.Васнецова. В каком стиле написаны эти полотна? Различается ли впечатление, произведенное на вас этими картинами?
- Внимательно рассмотрите пояснительный рисунок «Щиты», найдите такие же на картине Васнецова.
- По карте проследите путь дружины князя Игоря. На территории какого современного государства находилось княжество Игоря, возле каких современных населенных пунктов происходила битва князя Игоря с половцами, половецкий стан хана Кобяка? Соотнесите их с фотодокументами.
- Прослушайте музыкальный отрывок из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь». Попробуйте определить к каким персонажам (русичам или половцам) относится данный отрывок? А почему опера называется «Князь Игорь»?
- О чем вам говорит такое количество (далеко неполное) разнообразных источников?
Дополнительные документы и иллюстрации по теме, которые можно использовать для самостоятельной работы (сравнения и анализа) учащихся на уроке.
Документы:
- Слово о полку Игореве (Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова). Русская литература XI-XVIIIв., -М.: «Художественная литература», 1988.
- Повесть временных лет. Русская литература XI-XVIIIв., -М.: «Художественная литература», 1988.
- Н.М.Карамзин. Пересказ-перевод «Слова о полку Игореве».
- Поэтические переложения «Слова о полку Игореве» (А.Майков, Н.Заболоцкий, В. А. Жуковский); «Слово о полку Игореве». -М.: «Детская литература», 1988.
- Тексты, вышедшие из «Слова»: Задонщина (в переводе .Л.А. Дмитриева). Сказание о Мамаевом побоище, (перевод В.В.Колесова).
- Моложавенко В. «Был и я среди донцов…». Ростов-на-Дону, Кн. изд-во, 1984.
Иллюстрации:
1. Текст «Слова о полку Игореве» (Приложение 1).
2. Древнерусские миниатюры.
3. Миниатюры на шкатулках из Палеха.
4. Лопатин Николай Павлович «Слово о полку Игореве». Триптих, 1989. Частное собрание (Голландия).
5. Картины.
Н.К.Рерих «Поход Игоря».
Н.К.Рерих «Игорь Святославич Северский».
Н.К.Рерих «Половецкий стан». Эскиз к опере А.П.Бородина «Князь Игорь».
Н.К.Рерих «Путивль». Эскиз к опере А.П.Бородина «Князь Игорь».
Реконструкция Г.Н.Логвина «Путивль».
Рисунок из книги «Древнерусское градостроительство X-XV вв.».
Юрьев Э. М. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве».
И.И.Голиков (1886-1937).
6. Гравюры.
В.А.Фаворский.
С. Трубин. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве».
7. Пояснительные рисунки.
«Русичи великая поля чремными щиты прегородиша...» («Слово о полку Игореве»).
Древнейший русский щит (VIII-XI века), круглый, достигавший четверти
человеческого роста, был удобен для парирования ударов. В профиль такой щит
овален или воронковиден, что усиливало его защитные свойства.
На смену круглому щиту в XII веке приходит миндалевидный, защищавший всадника от
подбородка до колен. По мере совершенствования шлема верх щита все более
спрямляется. Во второй четверти XIII века появляется треугольный щит с
перегибом, то есть двускатный, плотно прижимавшийся к телу. Тогда же бытуют
выгнутые трапециевидные щиты. С конца XIII века входят в обиход сложнофигурные
щиты-тарчи, прикрывавшие гpyдь всадника во время копьевых таранов. В XIV веке
эволюция защитного вооружения приводит к возникновению щита с долевым желобом,
который служил вместилищем руки и облегчал маневрирование щитом в бою. В
Западной Европе такие щиты, достигавшие в высоту 130 см, назывались «павезы».
Известно, что щиты различных форм существовали в течение длительного времени.
Например, наряду с круглыми могли использоваться трапециевидные щиты и так
далее. Их делали из железа, дерева, камыша, кожи. Наиболее распространены были
щиты деревянные. Центр щита обычно усиливался металлическим навершием – умбоном.
Край щита назывался венцом, а промежуток между венцом и навершием – каймой,
тыльная сторона имела подкладку, на руке щит удерживался привязками-столбцами.
Окраска щита могла быть самой различной, но красному цвету на протяжении всего
бытования русских доспехов отдавалось явное предпочтении
8. Карты.
9. Фотодокументы.
Здесь было найдено «Слово о полку Игореве».
Спасо-Преображенский собор. Отсюда, из Спасского монастыря и пошло по Руси «Слово о полку Игореве».
«Слово о полку Игореве»... (к 65-летию Луганской области).
Белая Калитва, гора Караул, памятник «Воинам Игоревой рати – храбрым русичам.1185 год».
10. Музыкальные произведения:
А.П.Бородин, опера «Князь Игорь».
Данная разработка урока поможет учителю, преподающему в 5-м классе, провести насыщенный, эмоциональный урок, используя индийскую музыку, танец, благовония. Учащиеся не только знакомятся с важнейшими страницами истории Древней Индии, но и получают представление о мировой религии - буддизме, что способствует формированию гуманистических начал личности.
...
04 06 2023 23:31:12
Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по пpaктическим правовым ситуациям.
...
03 06 2023 1:42:31
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....
02 06 2023 22:17:52

Урок истории по теме «Древнее Двуречье» составлен с учетом требований ФГОС в свете перехода на новые стандарты. Сопровождается презентацией....
01 06 2023 12:22:39
Урок необходим подрастающему поколению, так как патриотизм является непреходящей ценностью и не подвержен изменениям моды. На занятии совершенствуется работа учащихся с картой, документами, стихотворениями. Они учатся анализировать и синтезировать новое знание исходя из уже изученного материала, работают не только индивидуально, но и в группе. Материал подается как в традиционной, так и в новой технологической форме. Вместо тестов используются отрывки из произведений великих поэтов и композиторов. При небольших изменениях основного модуля урок может использоваться другими предметниками, а также классными руководителями при проведении часов общения.
...
31 05 2023 0:22:17
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
30 05 2023 0:38:35
В работе проблема освещается с точки зрения русской женщины, положение которой в обществе было особым, а потому представляет дополнительный интерес. На примере двух представительниц российского общества, двух его полярных сословий – боярства и крестьянства, показана обыденная жизнь общества данного периода. В работе рассматриваются такие аспекты, как устройство дома, традиции питания и организации быта....
29 05 2023 8:29:37
Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе.
...
28 05 2023 2:48:30
Описание серии модульных уроков по теме и пример первого из них.
...
27 05 2023 16:53:25
Цель: ознакомить с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта....
26 05 2023 22:53:55
На уроке формируются представления о третьеиюньской монархии как режиме, сочетавшем два направления во внутренней политике: подавление революционных выступлений и проведение реформ для расширения социальной опоры самодержавия. Учащиеся знакомятся с целями, основными направлениями, итогами аграрной реформы П.А. Столыпина....
25 05 2023 1:12:29
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
24 05 2023 23:35:11
Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма....
23 05 2023 5:33:53
Урок проводится как театрализованное представление в форме судебного заседания. Требует от участников активной познавательной деятельности, способствует сотрудничеству учителя и учащегося. Проведение урока поможет формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности. Неформальная обстановка дает возможность учащимся свободно мыслить, делать высказывания, дополнять, задавать вопросы....
22 05 2023 13:57:19
Урок по обществознанию для 8-го класса поможет учащимся осознать смысл слова "дружба", показать, что понятие "дружба" и взаимоотношения между людьми сохраняют свою значимость, не потеряли глубину чувствования и восприятия в современном мире.
...
21 05 2023 7:10:19
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
20 05 2023 12:12:50
Совершенствование творческого потенциала - залог обновления личности педагога и его профессиональных действий, оно позволяет ему соответствовать требованиям времени и профессии, не только быть готовым к возможным переменам, но и способствовать тому, чтобы эти перемены имели позитивный хаpaктер.
...
19 05 2023 17:27:38
Урок знакомит учащихся с формами культуры, причинами появления массовой культуры и особенностями молодежной субкультуры, а также закрепляется понятие «культура». Формирует навыки самостоятельной работы с текстом и работы в парах....
18 05 2023 7:21:37
Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе....
17 05 2023 23:28:21
Цель: формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России.
...
16 05 2023 9:15:12
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
15 05 2023 15:55:18
Урок проводится по технологии методики продуктивного обучения. Показывает реализацию личностно-ориентированного обучения на уроках гуманитарного цикла.
...
14 05 2023 17:40:36
Деятельностный подход ориентирован на активную познавательную деятельность школьников на всех этапах планирования и организации учебного процесса, в том числе пои организации и проведении контроля и оценке знаний. Вопрос оценивания остается сложной проблемой современной российской школы. В данной статье предлагается анализ подходов к решению проблемы оценивания по параметрам деятельности, по уровням обученности, где отправной точкой является образовательный стандарт. Приводится образец контрольной работы по истории и критерии оценки.
...
13 05 2023 3:39:34
История – это тот предмет, где через элементы краеведения можно более глубоко изучить тот или иной исторический факт или историческое событие. В старших классах при изучении истории, кроме констатации исторического факта, необходим ещё и анализ происходящего, его оценка. Поэтому необходимо привлекать учащихся к научной работе по изучению края и прививать умение правильно оформлять свои работы....
12 05 2023 23:38:32
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
11 05 2023 10:52:49
Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. «Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-пpaктической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....
10 05 2023 3:56:38
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
09 05 2023 18:20:14

Урок проводится в форме игры. Игра проводится аналогично телевизионной, но по группам. В ходе игры рассматриваются 6 тем: даты, лидеры государств, персоналии, отношение к войне, участники войны, итоги войны (каждая тема содержит 5 вопросов). Комaнда сообща выбирает тему и вопрос по стоимости. Представитель одной из комaнд – это может быть капитан – называет тему и цену вопроса. Кто будет отвечать на вопрос, решает комaнда. После правильного ответа комaнда засчитывает количество набранных баллов....
08 05 2023 12:15:20
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
07 05 2023 11:12:55
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
06 05 2023 17:42:55
На уроке изучается образ жизни в XIX веке: проявление Викторианской эпохи в технических усовершенствованиях, архитектуре, интерьере, одежде, в отношениях между людьми. Урок проводится в виде конкурса телевизионных передач с применением презентации, с демонстрацией первого фильма братьев Люмьер «1895 Baby's lunch» и фрагментами аудиокниги Т.Диттрич «Повседневная жизнь Викторианской Англии».
...
05 05 2023 8:38:36
Урок является вторым в блоке «Древняя Индия». Формы и методы работы на уроке позволяют не только изучить новый материал, но также повторить и закрепить все изученное по теме. У учителя есть возможность оценить знания всех учеников класса. Использование игр вызывает интерес к теме и предмету. ...
04 05 2023 5:16:55
Урок обобщения знаний по теме "Рыцарь тоже человек, он без стpaxa и упрека..." предполагает обобщение знаний по теме "Рыцари Средневековья" с привлечением исторического романа В.Скотта "Айвенго". Данный материал позволяет расширить познавательное прострaнcтво учащихся, развивать эмоциональный опыт учащихся, их творческие способности, умение на пpaктике использовать полученные знания; совершенствовать речевую и коммуникативную компетентности....
03 05 2023 2:26:26
Урок построен в строгой логике развивающего обучения: постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации; решение учебной задачи учащимися по материалам исторических источников, самостоятельное изучение законов с отработкой умений мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать), аргументированно представлять свою точку зрения, делать выводы, работать в группах; рефлексивно-оценочный этап.
...
02 05 2023 9:34:43
Для данного урока выбрана живая интеpaктивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов....
01 05 2023 16:19:19
Спopна и интересна история казачества его роль в истории России. А если в каждом классе данный субэтнос представлен довольно многочисленно, учитель обязан обратиться к вопросам рождения Войска донского, волжского воровского казачества и волжского государева казачьего войска. Тема благодатная и для активизации родительского социума.
...
30 04 2023 10:55:13
Внеклассное занятие по истории, на котором ученики, работая с историческими документами, учатся определять, что обозначают символы современного герба РФ, прослеживая процесс развития герба как символа России.
...
29 04 2023 10:20:12
Цель урока: подготовка к итоговому зачету по курсу "История Древнего мира"; повторить основные этапы политического, экономического и культурного развития первых государств; систематизировать знания учащихся по курсу; научить отделять главное от второстепенного....
28 04 2023 16:53:37
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
27 04 2023 12:58:56
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса.
...
26 04 2023 2:21:51
Новый материал изучается несколькими способами: составление ответа по плану на основе учебника; обобщение фактов, приведенных в сообщении ученика; работа с историческими документами. Значение и недостатки реформ заносятся в таблицу, на основе которой ученики формулируют свою оценку преобразований....
25 04 2023 5:38:37
В работе представлена классификация активных и интеpaктивных методов в преподавании, их "плюсы" и "минусы" в пpaктическом применении, отечественная и зарубежная историография. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных разработках занятий представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интеpaктивных методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории, обществознания, а также на других предметах образовательной области "обществоведение"....
24 04 2023 21:15:41
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
23 04 2023 8:42:21
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией.
Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
22 04 2023 8:26:58
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами.
Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
21 04 2023 10:45:11
Содержание урока дает возможность изучить этапы заселения Кубани, окунуться в атмосферу повседневной жизни черноморских казаков: обустройство хозяйства, строительство жилищ. Проанализировать трaнcформацию нравов, обычаев, традиций украинских переселенцев в конце XVIII-XIX вв.
Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов отводимых на региональный компонент, на уроках Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д. Или может быть проведено как самостоятельное внеклассное мероприятие по истории Родного края.
...
20 04 2023 8:29:42
Реформация - один из ключевых тем школьного курса Новой истории. Урок проводится в форме лабораторного занятия, что позволяет развивать аналитические умения работы с историческими источниками, усилить познавательный интерес к истории и самостоятельным способам ее изучения.
...
19 04 2023 13:17:23
Цель проведения викторины – пропаганда знаний по истории Великой Отечественной войны, привлечение внимания к литературным произведениям военных и послевоенных лет, патриотическое воспитание обучающихся. К участию в викторине можно привлекать обучающихся 8–11-х классов не только своей школы, но и других школ (в рамках сетевого взаимодействия)....
18 04 2023 6:30:13
Урок рассказывает о выращивании, применении и пользе льна. Автор статьи обобщает исторический опыт по применению крестьянских промыслов в наше время, усиливает интерес обучающихся к предметам технологии и краеведения, воспитывает чувство патриотизма, гордости за Малую Родину....
17 04 2023 9:24:26
На фронтальном опросе происходит опрос учащихся на знание феодального общества, сословий, их хаpaктеристики.
На уроке применены различные способы и методы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, творческая. Присутствуют инновационные технологии, такие как тесты, методы рефлексии, игры. Урок способствует формированию умений и навыков учащихся.
...
16 04 2023 4:30:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::