Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")
Целевая установка урока, ориентированная на ценностные основания современного исторического образования:
Образовательные цели:
- дать яркое, образное, отвечающее принципам историзма, представление о периоде феодальной раздробленности Древнерусского государства;
- дать представление о причинах и последствиях междоусобиц древнерусских князей;
- дать представление о кочевниках – соседях русского народа в XII веке и борьбе русского народа с кочевниками;
- учащиеся должны научиться выявлять особенности взаимоотношений русских и половцев;
- уметь объяснить основные термины и понятия данной темы;
- учащиеся узнают, что XII век – яркая страница истории России.
Воспитательные цели:
- воспитание у учащихся чувства гордости за историю своего народа;
- развитие интереса и уважения к истории и культуре;
- общение с произведениями искусства поможет реконструировать многомерный и противоречивый образ эпохи;
- знакомство с эпохой Средневековой Руси через произведения искусства, «общение» с художественными произведениями, их обсуждение способствуют дальнейшему формированию специфических навыков, необходимых грамотному читателю, зрителю, слушателю;
- историко-культурный материал способствует формированию собственного доказательного и обоснованного мнения, выработке личностного отношения к культурному наследию.
Развивающие цели:
- формирование развития логического мышления через умение осознавать и представлять сущность процессов средневековой жизни;
- развитие речи и памяти при работе с документами, учебником и выполнением различных познавательных заданий;
- формирование умений работы с иллюстрациями и текстовыми источниками;
- продолжить формирование умений анализировать и синтезировать изучаемый материал через сопоставление с ранее изученным, а также умения выделять главное в источниках информации.
Ход урока
В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами»
1880, Москва, Третьяковская галерея.
Задания.
1) Тип – картина; жанр – исторический; сюжетное историческое искусство; батальный; типологическая (битва) – воспроизводит многократно повторяющийся исторический факт, событие, типичное для изучаемой эпохи.
2) Картину В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» можно использовать в школьных курсах истории:
а) 6 класс «История России с др. времен до к. XVI в.» в главе «Политическая раздробленность на Руси» в теме: «Начало раздробления Древнерусского государства» в разделе «Половецкая угроза»; в теме «Культура русских земель в XII-XIII веках» в разделе «Литература»;
б) 10 класс «История России с др.времен до к. XVIII в.» в теме: «Русские княжества и земли» в разделе «Киевское, Черниговское и Новгород-Северское княжества»;
в) 6 класс, региональный компонент «История Донского края» (с др. времен до к. XVI в.) тема «Дон в X-XIIвеках» в разделе «Половцы и Русь».
1Батальным жанром (от фр. bataille – битва) называют жанр живописи, являющийся частью исторического, мифологического жанра и специализирующийся на изображении битв, военных подвигов, боевых действий, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. Батальный может включать элементы других жанров – бытового, портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта. Художники регулярно обращались к батальному жанру: Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари» (не сохранилась), Микеланджело «Битва при Кашине» (не сохранилась), Тинторетто «Битва при Заре» (ок. 1585, Венеция, дворец Дожей), А.Ватто «Тягости войны» (ок. 1716, С.-Петербург, Эрмитаж), Ф.Гойя «Бедствия войны» (1810–1820), «Раненый кирасир» (1814, Париж, Лувр), Э.Делакруа «Резня в Хиосе» (1824, Париж, Лувр), В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880, Москва, Третьяковская галерея).
3) Вопросы и задания к иллюстрации как к тексту.
а) Атрибуция источника или факта, на нём изображённого:
- Какое событие изображено на картине?
- К чему оно относится: к политическому событию, к историческому деятелю, к военным действиям, к повседневной жизни России в эпоху Средневековья?
- Когда создано данное произведение?
- Каковы прямые и косвенные сведения о времени, стиле, месте создания этой картины?
- К какому направлению в искусстве принадлежал, по-вашему, В.М.Васнецов?
б) Описание содержания картины:
- Что изображено на картине?
- Как вы думаете, на картине изображено «явление» или «событие»? То, что изображено на картине, происходит часто или это единичное явление?
- Как расположены фигуры на картине: поодиночке, группами, строем? Почему?
- По пейзажу, изображенному на картине, попробуйте определить, в какой части Древнерусского государства происходит это событие?
- Знаете ли вы название места, где происходила битва? Как это место называется сейчас?
- С какими опасностями сталкивались древнерусские воины на этой территории?
- С какими народами воевали русские княжества в XII-н.XIII?
- Какие детали одежды и вооружения говорят нам об эпохе, когда происходят эти события?
- Какие детали одежды и вооружения говорят о национальной принадлежности противников? О религиозной?
- Как художник передал настроение картины?
- Какими художественными средствами автор передает ощущение жестокости только что закончившейся свирепой битвы?
- Какими художественными средствами В.М.Васнецов передал атмосферу эпохи Древнерусского государства? Какие цвета использовал Васнецов, какие символы? Как художник использует свет? Почему именно так?
- Используйте новые слова и словосочетания в своем рассказе: Дикое поле, Новгород-Северский князь, река Каяла, ратники, дружинники, сеча, половцы, поганые, червленые щиты, шлем, латы, нательный крест.
в) Критический анализ изображения:
- Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи: чем примечательно время, воссозданное на картине? Создания этой картины?
- Объективно ли такое изображение поля битвы после ее окончания?
- Какое ощущение от фигур воинов, у вас, как у зрителей, сложилось?
- Что они вам напоминают?
- Достаточно ли полно отражено на картине это явление?
- В чём ценность информации, которую несёт в себе данное произведение живописи? Или эта информация отсутствует?
г) Аксиологический анализ изображения как текста:
- Каково отношение В.М.Васнецова к изображенному на картине полю после битвы: он поддерживает, осуждает или относится к явлению нейтрально? Почему?
- Как вы думаете, почему художник изобразил не саму битву, а поле сражения после битвы?
- С какой целью художник изобразил стepвятников над полем битвы?
- Какими деталями художник показывает поражение православного русского войска?
- С какой целью художник нарисовал переплетенные тела русского воина и половца?
- Для чего на переднем плане В.М.Васнецов изобразил убитого отрока?
- Почему он не изображен слева, справа или на заднем плане?
- Существует ли исторический (литературный) прототип этого персонажа?
- О чем говорит поза и выражение лица павшего богатыря на среднем плане?
- Существует ли исторический (литературный) прототип этого персонажа?
- Как вы думаете, почему действие на картине изображено именно вечером, а не в другое время суток?
- Какую идею пытается донести художник, изображая эту битву?
- Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи феодальных междоусобиц в Древнерусском государстве?
д) Пpaксеологический анализ репродукции как текста:
- Что нового вы узнали об эпохе феодальных междоусобиц в Древнерусском государстве?
- Чем в этом вам помогла картина В.А.Васнецова?
- Что нового вы узнали о вооружении, деталях одежды, православной символике, нравах этого периода?
- Что нового вы узнали об отношениях Руси с соседними народами?
- Что нового вы узнали об источниках по истории России н.XIII века?
- Является ли картина источником при изучении истории?
4) Пояснительный текст.
Картина создавалась «по мотивам» «Слова о полку Игореве», но это меньше всего
живописный «комментарий». Если вспомнить время, когда она была написана, и тогда
ее обратная направленность (из прошлого в настоящее, а не наоборот) становится
совершенно ясной. В древнем эпосе художник осязаемо увидел сюжет «После побоища
Игоря Святославича с половцами». Темой картины было избрано поле после сражения
и гибели полков Игоря Святославича, ставших богатырской заставой на рубежах
родной земли. Не случайно Васнецов изобразил поле после битвы. Тихий вечер
сумpaком ложится на поле битвы. Кровавая луна почти не светит во мpaке. Лишь
орлы-стepвятники схватились над полем cмepти за легкую добычу. В православной
символике эти зловещие птицы означали бесов, рвущих души людей. Поколотые,
порубленные, лежат на земле мертвые воины – русичи и половцы. Могучий воин в
красных сафьяновых сапогах раскинул руки и лежит на своем плаще, словно объятый
тяжелым беспробудным сном. Лицо павшего богатыря выражает спокойствие; в нем нет
ни следа злобы или ярости; он словно заснул до поры. А рядом – юноша, жизни еще
не изведавший, смежил ресницы. Нагрудный крест, свисающий с шеи убитого воина –
отрока, символизирует поражение православного русского войска. Печально поникли
травы. Лишь красные пятна червленых щитов, словно капли крови, усеяли землю.
Переплетенные тела русского воина и половца, говорят о том, что свирепый бой на
этом поле закончился совсем недавно. В трагическом пафосе cмepти Васнецов хотел
выразить величие и беззаветность чувств, которые руководили воинами; размещением
фигур павших художник показал, что русские сражались до последнего вздоха и
падали последними на трупы своих врагов, другие, умирая, раскидывали широко свои
могучие руки, как бы желая и мертвым телом прикрыть, защитить родную землю. В
сдержанно строгих позах и лицах павших Васнецов акцентирует значительность и
величавое спокойствие. Им вторит торжественная траурность вечернего заката. В
мотиве сумерек художник воплощает тему печали. Серо-синий цвет неба и оранжевый
диск луны определяют колористическое решение полотна, построенное на
столкновении крупных, почти локальных пятен холодного и теплого цветов. Васнецов
считал, что «всякая картина, и в особенности историческая, должна звучать, как
музыка, должна производить впечатление, как оперы Глинки или музыка Бородина,
Даргомыжского, Мусоргского». «После побоища» является подтверждением этой мысли.
«Когда я писал «Побоище», я ощущал творения Баха», - писал Васнецов. Последнее
ложе павших воинов он украсил печально склонившимися к телам полевыми цветами,
следуя поэтическому образу. «Никнет трава от жалости. А древо с кручиной к земле
приклонилось». Соответствует «Слову» и хаpaктер живописных образов, воссозданных
Васнецовым. Они величавы и возвышенно героичны. Проникновенно лирической нотой в
торжественном строе картины звучит образ прекрасного отрока-княжича, навеянный
описанием гибели юного князя Ростислава. В высветленной цветовой гамме его одежд
– вопреки общему сумеречному тону картины таится особое эмоциональное
воздействие, особый символический смысл. Поэтическими строками «Слова» о гибели
мужественного Изяслава навеян образ покоящегося рядом богатыря воплощение
доблести и величия русского воинства. Контрастом его спокойной позе служит
мучительно изогнувшаяся фигура половца. Выразительны две группы из воинов
справа.
«После побоища» стало для Васнецова своеобразным манифестом, утверждающим новые
художественные принципы в исторической живописи - возможность поэтической
интерпретации исторического сюжета.
«Вы, благороднейший Виктор Михайлович, поэт-художник! Таким
далеким, таким грандиозным, по-своему самобытным русским духом пахнуло на
меня...», - писал Чистяков художнику после увиденной на выставке картины. Высоко
оценил ее и Репин, для него это была «необыкновенно замечательная, новая и
глубоко поэтическая вещь. Таких еще не бывало в русской школе». Картина «После
побоища» вызвала множество споров своей новизной, неординарностью видения
сюжета. Она показывала путь историческим живописцам к родникам народного
творчества и выражала дух истории, стала решительным шагом вперед по пути
глубокого художественного воплощения исторического прошлого русского народа и
поэтической интерпретации старины в образах реалистического изобразительного
искусства. Эта картина укрепила и материальное положение художника. Её хотел
приобрести президент Академии художеств Великий князь Владимир Александрович. Но
Васнецов охотно согласился на просьбу П.М.Третьякова, ценя включение
картины в широко известное его собрание,
тем более что тот ранее уже приобрёл жанровые произведения художника. Третьяков
оценил достоинства и значение этой работы, хотя и видел в ней некоторые
недочеты: «Я в ней главный недостаток находил и нахожу в колорите, - говорил он,
- нет настроения... пестро и светло для наступающей ночи».
На VIII передвижной выставке 1880 года, где работа была представлена, вызвав громкие споры и впервые обозначив расхождения в среде передвижников в понимании задач современного изобразительного искусства.
И. Крамской: «Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята
по-настоящему».
П.Чистяков: «Русским духом пахнуло на меня, что я просто загрустил!»
И.Репин: «Это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтичная вещь, таких
еще не бывало в русской школе».
В первых эскизах бушевала ярость битвы, но художник отказался от «лобового» решения. Эта картина ознаменовала поворот от камерной жанровой живописи к монументальным историческим и фольклорным полотнам.
5) Вопросы и задания для учащихся, которые можно использовать при монтаже картины В.М.Васнецова с другими средствами обучения истории.
- Какие события (явления) объединяют предложенные источники? К чему относятся эти явления (события): к политическому событию, к историческому деятелю, к военной операции, к военным приготовлениям, к повседневной жизни?
- Когда были созданы эти источники? Каковы прямые или косвенные сведения о времени, стиле, месте публикации, виде источников?
- Сравните сведения, представленные в группе письменных источников; соответствуют ли они тому впечатлению, которое у вас возникло при анализе картины В.М.Васнецова?
- Что нового вы узнали из отрывков произведений древнерусской литературы,
поэтических отрывков, монографии краеведческого хаpaктера В. Моложавенко
«Был и я среди донцов…» о периоде феодальной раздробленности Древнерусского
государства?
- Как в «Слове о полку Игореве» автор описывает поле битвы?
- Как он называет половцев?
- Сравните древнерусские миниатюры и изображения на палехских шкатулках. Видите ли вы сходство? Различие?
- Сравните произведения Н.К.Рериха и В.М.Васнецова. В каком стиле написаны эти полотна? Различается ли впечатление, произведенное на вас этими картинами?
- Внимательно рассмотрите пояснительный рисунок «Щиты», найдите такие же на картине Васнецова.
- По карте проследите путь дружины князя Игоря. На территории какого современного государства находилось княжество Игоря, возле каких современных населенных пунктов происходила битва князя Игоря с половцами, половецкий стан хана Кобяка? Соотнесите их с фотодокументами.
- Прослушайте музыкальный отрывок из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь». Попробуйте определить к каким персонажам (русичам или половцам) относится данный отрывок? А почему опера называется «Князь Игорь»?
- О чем вам говорит такое количество (далеко неполное) разнообразных источников?
Дополнительные документы и иллюстрации по теме, которые можно использовать для самостоятельной работы (сравнения и анализа) учащихся на уроке.
Документы:
- Слово о полку Игореве (Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова). Русская литература XI-XVIIIв., -М.: «Художественная литература», 1988.
- Повесть временных лет. Русская литература XI-XVIIIв., -М.: «Художественная литература», 1988.
- Н.М.Карамзин. Пересказ-перевод «Слова о полку Игореве».
- Поэтические переложения «Слова о полку Игореве» (А.Майков, Н.Заболоцкий, В. А. Жуковский); «Слово о полку Игореве». -М.: «Детская литература», 1988.
- Тексты, вышедшие из «Слова»: Задонщина (в переводе .Л.А. Дмитриева). Сказание о Мамаевом побоище, (перевод В.В.Колесова).
- Моложавенко В. «Был и я среди донцов…». Ростов-на-Дону, Кн. изд-во, 1984.
Иллюстрации:
1. Текст «Слова о полку Игореве» (Приложение 1).
2. Древнерусские миниатюры.
3. Миниатюры на шкатулках из Палеха.
4. Лопатин Николай Павлович «Слово о полку Игореве». Триптих, 1989. Частное собрание (Голландия).
5. Картины.
Н.К.Рерих «Поход Игоря».
Н.К.Рерих «Игорь Святославич Северский».
Н.К.Рерих «Половецкий стан». Эскиз к опере А.П.Бородина «Князь Игорь».
Н.К.Рерих «Путивль». Эскиз к опере А.П.Бородина «Князь Игорь».
Реконструкция Г.Н.Логвина «Путивль».
Рисунок из книги «Древнерусское градостроительство X-XV вв.».
Юрьев Э. М. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве».
И.И.Голиков (1886-1937).
6. Гравюры.
В.А.Фаворский.
С. Трубин. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве».
7. Пояснительные рисунки.
«Русичи великая поля чремными щиты прегородиша...» («Слово о полку Игореве»).
Древнейший русский щит (VIII-XI века), круглый, достигавший четверти
человеческого роста, был удобен для парирования ударов. В профиль такой щит
овален или воронковиден, что усиливало его защитные свойства.
На смену круглому щиту в XII веке приходит миндалевидный, защищавший всадника от
подбородка до колен. По мере совершенствования шлема верх щита все более
спрямляется. Во второй четверти XIII века появляется треугольный щит с
перегибом, то есть двускатный, плотно прижимавшийся к телу. Тогда же бытуют
выгнутые трапециевидные щиты. С конца XIII века входят в обиход сложнофигурные
щиты-тарчи, прикрывавшие гpyдь всадника во время копьевых таранов. В XIV веке
эволюция защитного вооружения приводит к возникновению щита с долевым желобом,
который служил вместилищем руки и облегчал маневрирование щитом в бою. В
Западной Европе такие щиты, достигавшие в высоту 130 см, назывались «павезы».
Известно, что щиты различных форм существовали в течение длительного времени.
Например, наряду с круглыми могли использоваться трапециевидные щиты и так
далее. Их делали из железа, дерева, камыша, кожи. Наиболее распространены были
щиты деревянные. Центр щита обычно усиливался металлическим навершием – умбоном.
Край щита назывался венцом, а промежуток между венцом и навершием – каймой,
тыльная сторона имела подкладку, на руке щит удерживался привязками-столбцами.
Окраска щита могла быть самой различной, но красному цвету на протяжении всего
бытования русских доспехов отдавалось явное предпочтении
8. Карты.
9. Фотодокументы.
Здесь было найдено «Слово о полку Игореве».
Спасо-Преображенский собор. Отсюда, из Спасского монастыря и пошло по Руси «Слово о полку Игореве».
«Слово о полку Игореве»... (к 65-летию Луганской области).
Белая Калитва, гора Караул, памятник «Воинам Игоревой рати – храбрым русичам.1185 год».
10. Музыкальные произведения:
А.П.Бородин, опера «Князь Игорь».
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
28 03 2024 5:15:41
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
27 03 2024 14:33:56
На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....
26 03 2024 19:30:58
Урок обобщения знаний по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Раннее средневековье" в форме рыцарского турнира. К уроку требуется подготовительная работа учеников и учителей....
25 03 2024 7:35:54
Урок в форме викторины углубляет и проверяет знания и эрудицию учащихся по истории, мифологии и культуре Древней Греции. ...
24 03 2024 15:50:57
Методическая разработка основана на исследовательской и проектной видах деятельности, содержит в качестве приложений две презентации. Разработка открывает широкое поле деятельности для творчески работающих учителей, т.к. позволяет использовать краеведческий материал в рамках Отечественной истории....
23 03 2024 23:24:52
Основная цель - познакомить с историей Олимпийских игр, которые были связывающей нитью для всех эллинов; учить выделять главное, делать выводы, проводить параллель с современностью; развивать логическое мышление, развивать навыки коллективной работы; активировать деятельность ребят. Рефлексия является итогом урока, где дети способны оценить свою работу. ...
22 03 2024 12:51:35
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
21 03 2024 16:28:38
На основе изучения различных исторических источников подвести учащихся к пониманию того, как потеря доверия к царской власти привела её к политической изоляции, развили и углубили политический кризис, а наличие активной оппозиции создало благоприятную почву для революции. Учащиеся знакомятся с новыми понятиями и терминами, закрепляют их усвоение при работе с документами, совершенствуют навыки умения анализировать исторические факты, делать выводы....
20 03 2024 18:41:57
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
19 03 2024 23:25:59
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
18 03 2024 7:22:31
Цель урока: помочь учащимся выявить степень готовности Германии и СССР к войне; сформировать личностную оценку по вопросу внезапности нападения Германии....
17 03 2024 3:31:34
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
16 03 2024 8:54:37
Школьные годы - удивительное время, когда учащиеся делают открытия, познавая мир во всем его многообразии, учатся уважать прошлое, ценить настоящее и думать о будущем. Цель урока: сформировать знания у учащихся о возникновении итальянских колоний на черноморском побережье....
15 03 2024 7:29:28
Познавательную игру можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний и как внеклассное мероприятие ко Дню Конституции....
14 03 2024 2:25:58
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
13 03 2024 7:21:35
На уроке учащиеся повторяют и запоминают основные сведения из истории родного края. По ходу урока формируется чувство уважения и гордости за свой народ. ...
12 03 2024 10:59:37
На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....
11 03 2024 15:28:29
Игра "Древний Восток" составлена для учащихся 5-х классов. Её можно использовать не только на уроках повторения, но и во внеклассной работе для проведения интеллектуальных игр. При организации игры желательно подготовить презентацию, выполненную в PowerPoint. Если такой возможности нет, то применять карты, иллюстрации с изображением исторических деятелей, памятников архитектуры и живописи....
10 03 2024 21:46:47
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
09 03 2024 3:58:44
The main thing today is to summarize the whole information you have found in our home reading book "Great Britain", in the Net, in different libraries, watched the film. During our lesson we'll speak English because we are going to speak about people who ruled England from 11 till 17 centuries. So the topic of our lesson is The Great people of Great Britain. William the Conqueror, Henry VII and Henry VIII, Bloody Mary, Elizabeth and others....
08 03 2024 20:36:23
Несколько лет в школьной библиотеке для учащихся 2‒8-х классов ведутся уроки по программе «Основы информационной культуры». Представлены материалы к одному из таких интегрированных уроков по теме «Чудо, имя которому – книга. Из истории книгопечатания». Занятие связано по теме с уроком обществознания «Роль книгопечатания в развитии образования»....
07 03 2024 17:23:32
Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о новой экономической политике....
06 03 2024 21:32:46
Урок раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота. ...
05 03 2024 2:39:56
Вашему вниманию предлагается статья, в которой повествуется о блокаде Ленинграда....
04 03 2024 7:47:16
Урок предназначен для обучающихся 10-х классов физико-математического профиля или 11-х классов социально-экономического профиля. Целью урока является обобщение и систематизация знаний о государстве, его признаках, функциях, формах, полученные в процессе изучения курса обществознания; использование материала о государственном устройстве стран мира, полученного на других уроках; отработка умений выделять существенные признаки, ранжировать полученные сведения, использовать знания, полученные на других уроках; воспитание активной гражданской позиции, умения ориентироваться в политической жизни своей страны и стран мира....
03 03 2024 11:38:16
Данный урок продолжает изучение социально-экономических, этнических, внутри- и внешнеполитических особенностей и культурных процессов княжеств-государств периода феодальной раздробленности. Дана хаpaктеристика своеобразия их политического устройства. ...
02 03 2024 4:52:15
Автор знакомит учащихся с основными явлениями, происходящими в державе Александра Македонского и в Греции после его cмepти....
01 03 2024 19:10:36
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
29 02 2024 23:20:30
Важной частью воспитательной работы нашей школы является её краеведческая составляющая. Работа творческого объединения базируется на формировании навыков исследовательской деятельности, формировании культуры исторического мышления. Этой работой в школе увлечены не только администрация школы и педагоги ДО, но и учителя-предметники и классные руководители. ...
28 02 2024 16:34:46
<p>Представлен урок с элементами лабораторной работы. На уроке широко используются извлечения из Городового положения (1870 г.), Положения о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.), Учреждения судебных установлений (1864 г.), адаптированные для восприятия учащимися 8 класса. Анализируя источники, учащиеся формируют своё отношение к реформаторской деятельности Александра II.</p> ...
27 02 2024 20:16:47
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
26 02 2024 13:19:24
Урок-консультация позволит решить сразу несколько важных задач: отработка умений классифицировать, работа с текстом, схемой, составление плана и т.п....
25 02 2024 6:20:58
Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме "История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"....
24 02 2024 14:20:36
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
23 02 2024 16:47:59
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
22 02 2024 7:44:47
На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....
21 02 2024 0:50:25
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
20 02 2024 22:52:25
Урок по новой истории в 8-м классе на тему «Признаки империализма» помогает выяснить причины, процесс и последствия образования монополий; развивать навыков у учащихся работы по опopным схемам; раскрыть значение новых понятий к теме с помощью опopных схем....
19 02 2024 2:58:56
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
18 02 2024 0:21:32
Данная презентация предназначена для изучения нового материала по теме «Реформы П. А. Столыпина». Пакет содержит информацию о реформаторской деятельности на рубеже 19 – 20 – х веков Столыпина П.А. в доступном, наглядном виде. Здесь же представлены проблемные и познавательные задания, которые должны быть отработаны на данном уроке. Такая форма урока развивает наглядно-образное мышление, аналитическую деятельность учащихся....
17 02 2024 18:17:28
Гражданская война-страшное бедствие, национальная трагедия. Каковы ее причины и последствия,кто прав и кто виноват? Как не допустить ее повторения? Все эти вопросы мы должны обсудить, сделать выводы. На уроке идет закрепление и выявление знаний учащихся по теме «Гражданская война»....
16 02 2024 12:44:51
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...
15 02 2024 9:25:27
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
14 02 2024 14:46:42
Сценарий открывает общешкольную проектно-ролевую игру. С помощью театрализованного представления учащиеся окунутся в духовный мир эпохи через встречу с выдающимися людьми этого времени....
13 02 2024 1:55:15
В работе главный акцент делается на такие понятия, как "разделение властей" и "система выборов" в РФ по Конституции 1993 г. Занятия (или уроки) проводятся в интеpaктивном режиме, с применением новейших методов активного обучения, способствующих взаимопониманию, демократизации и самоутверждению учащихся....
12 02 2024 17:52:58
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
11 02 2024 18:53:13
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
10 02 2024 12:52:12
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
09 02 2024 23:27:58
Представлен конспект исторической игры "Меч и дипломатия Александра Невского" для учащихся 6-х классов....
08 02 2024 11:26:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::