"Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс
Пpaктикум. – 2 ч.
Учебник: А.Н.Сахаров. История России с древнейших времен до конца XIXв. 10 класс, Москва, «Русское слово», §17-18.
Оборудование урока: аннимированная карта «Рост территории Московского княжества», компьютеры, раздаточный дидактический материал
Цель:
образовательная часть
- показать значение в истории складывания Московского государства деятельности Ивана III;
- знать понятия:починки, дворянство, местничество, кормление, Судебник, еретики, нестяжатели, иосифляне;
- знать даты: 1462 -1505 – хронологические рамки княжения Ивана III, 1480г. – «Угринское стояние», освобождение от Ордынского ига, 1497г. – принятие Судебника;
воспитательная часть – аппеляция к чувствам гордости за свою страну (история, с точки зрения древних греков, - это «героическая песнь»), формирование научного мировоззрения учащихся;
развивающая – отработка УУД с предметным содержанием: работа с текстом, поиск информации в одном и нескольких источниках, работа с документом, аналитические действия, картографические, обработка информации, в том числе с помощью информационных технологий.
Тип урока: модульный урок (отработка темы полностью) с использованием деятельностного подхода и проектного метода.
Хронометраж урока:
1 час:
- Организационный момент – 3мин.
- Проверка предыдущих знаний: презентация «Узнай, кто это» - 15 мин.
- Объяснение нового материала - через проблемный вопрос, ассоциации, путем составления опopного конспекта на доске, первичное закрепление – 20 мин.
- Объяснение индивидуальных заданий на пpaктикум – 5 мин.
2час:
- Пpaктическая работа по 5 вариантам – 30 мин.
- Вторичное закрепление - демонстрация выполненных работ – 10 мин.
- Объяснение домашнего задания: повторить записи в тетради, устно ответить на вопросы: № 14 и 15 после § 17, № 10 после § 18. – 5 мин.
Ход урока
После организационного момента в начале урока классу предъявляется презентация «Узнай, кто это» (см. в приложении №1). На столах лежат листы контроля (бланк см. в приложении №3). Ученики молча заполняют их ответами по мере демонстрации слайдов презентации (надо по определенным признакам узнать, о каком московском князе идет речь), сразу же дается правильный ответ, ученики сравнивают свои ответы и выставляют себе оценку за эту работу самостоятельно. Затем учитель собирает листы контроля.
Объявляется тема урока и проблемная задача, которую должны решить ребята – речь идет о московских князьях; почему же Иван III – государь всея Руси? Она появляется также на слайде презентации (см. приложение №2).
Далее учитель на доске, а ученики – в тетрадях составляют опopный конспект на тему «Хаpaктеристика государства при Иване III». Эта часть урока (объяснение нового материала) может разворачиваться в 2 вариантах. Если класс достаточно сильный, то сначала можно предложить ребятам вспомнить, какие ассоциации вызывает у них тема урока, что вспоминается в связи с именем Ивана III, записать их ответы в виде ключевых слов на доске, а затем распределить по сферам деятельности (см. приложение№ 2), добавив неназванное. Если класс заведомо слабый, то не стоит терять время даром. Заполняем опopный конспект: сферы экономики, социальную, духовную учитель объясняет сам в целях экономии времени (эта информация содержится в разбросанном виде на страницах §18), а сферу политики – вместе с учениками. Позиция «освобождение от ордынской зависимости» формулируется учениками после изучения отрывка из летописной повести «О стоянии на Угре»…Князь великий… взял благословение, пошел на Угру … Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку… И пришли татары, начали стрелять, а наши – в них… Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река… Когда же река стала… случилось чудо Пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал.
Вопросы к документу:
- О каком событии пишет русская летопись?
- Где происходит это событие?
- На чьей стороне летописец?
- Как называется эта летописная повесть?
Позиция «рост территорий» - с помощью иллюстраций (диаграммы в презентации к уроку и аннимированной карты) (см. приложение №2 и №5). Позиция «централизация власти» изучается по тексту учебника (стр. 233-236) с последующим составлением схемы управления (см. приложение №2) . Позиция «законы - Судебник 1497г» - через познавательную беседу по тексту учебника (стр. 236). После завершения составления конспекта учитель подводит учеников к выводам, доказывающим, что Иван III управлял единой Россией (единая территория, наличие символов власти, единая система власти, суверенитет, единое законодательство) (см. приложение №2). В ходе беседы идет первичное закрепление учебного материала, учитель уточняет для себя, какие вопросы у кого западают и принимает окончательное решение по тому, какие задания будут предложены для пpaктической работы.
На втором уроке ученики приступают к выполнению пpaктических заданий (см. приложение № 4). Демонстрация выполненных работ станет вторичным закреплением пройденного материала. Оценки за выполненные задания объявляются в ходе демонстрации.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
- А.Н.Сахаров. История России с древнейших времен до конца XIXв. 10 класс, М., «Русское слово»
- С.И.Козленко. Методические рекомендации при изучении предмета на профильном уровне,М., «Русское слово», 2005г.
- Г.И.Старобинская. Рабочая тетрадь к учебнику А.Н.Сахарова «История России» 10 класс, часть 1,
- А.А.Данилов. История России IX – XIXвв. Справочные материалы., М., «Владос», 1998г.
- Г.Г. Левитас. Технология учебных циклов, М., «Аркти», 2006г.
- А.Т. Степанищев. История России IX –XXвв. Схемы., М., «Владос», 2001г.
- Р.В. Пазин. История России. Анализ исторического источника. Задания С1-С3. Подготовка к ЕГЭ, Ростов-на Дону, 2011г.
- Г.И.Старобинская, Е.В.Николаева. Электронное пособие по истории России IX – XIXвв.
- Е.В.Николаева. Опыт интеграции в профильном классе школы надомного обучения. Сборник «Надомное обучение» МИОО № 11, 2010г.
- Презентация 1
- Презентация 2
- Приложение 3
- Приложение 4
- Приложение 5
Цель мероприятия: сформировать представление об участии и роли казаков в боевых сражениях как об одной из славных страниц их ратной жизни; с использованием произведений литературы и музыки составить портреты казаков - героев войны; на примере подвига донских казаков продолжить воспитание в учащихся гражданственности и патриотизма....
18 03 2024 19:36:20
Урок построен по технологии проблемного обучения, в нем используются элементы компьютерной презентации, что позволяет учителю стать разработчиком программного продукта по своему предмету. Урок становится ярким, насыщенным и позволяет добиться хороших результатов. ...
17 03 2024 3:43:31
Урок построен в виде групповой работы с использованием мультимедийной презентации. Обучающиеся разыгрывают сценку «Философский спор о свободе», выступают с сообщениями по вопросу «Зависит ли свобода от внешних условий», просматривают видеоролик «Философия свободы», обсуждают, анализируют, делают выводы....
16 03 2024 11:52:15
Уроки повторения зачастую бывают перегружены информацией, новыми понятиями, датами, что вызывает дополнительные сложности и не всегда способствует развитию интереса у ребят. Конечно, хочется, чтобы эти уроки были увлекательными, запоминающими, чтобы они вызывали интерес у ребят. Одним из способов сделать урок именно таким - это привлечь их на уроке к игровой деятельности....
15 03 2024 9:24:48
Урок построен в строгой логике развивающего обучения: постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации; решение учебной задачи учащимися по материалам исторических источников, самостоятельное изучение законов с отработкой умений мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать), аргументированно представлять свою точку зрения, делать выводы, работать в группах; рефлексивно-оценочный этап. ...
14 03 2024 12:53:50
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
13 03 2024 0:38:33
В ходе урока используется системно-деятельностный подход. Цель урока: познакомить учащихся с реформами Солона, сформировать понимание об их значении; развивать умение давать хаpaктеристику конкретным событиям на основе текста; формировать умения работать со схемой, таблицей....
12 03 2024 18:22:34
В 5-м классе необходимо вызвать и поддерживать интерес к предмету "История". Поэтому уроки должны сочетать различные формы работы, так как их сменяемость позволяет максимально долго удерживать внимание учащихся и способствует более глубокому усвоению материала. Большой интерес вызывают элементы театрализации....
11 03 2024 17:42:15
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
10 03 2024 8:13:39
Урок включает в себя изучение вопросов социально-экономического развития СССР второй половины 80-х гг. XX в., итоги экономических реформ М.С. Горбачева и их провал. Особое внимание на уроке уделено событиям в Кузбассе, к которым было приковано внимание всей страны, роль шахтерской забастовки 1989 г. и ее последствия на развитие дальнейших событий в стране. Приоритет в работе – использование умений и навыков учащихся при работе с историческими документами....
09 03 2024 8:55:56
Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....
08 03 2024 15:13:41
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
07 03 2024 21:58:19
Сценарий дает возможность окунуться в историческое прошлое, вспомнить, как это было... В сценарии представлены историки - знатоки истории декабристов в Сибири, и, в частности, в Иркутской губернии; биографы, которые от имени декабристов и их жен рассказывают об их жизни в Сибири; поэты, писавшие о декабристах и декабристам, о человеческом подвиге их жен. ...
06 03 2024 4:19:30
Цели представленного мероприятия - способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; способствовать формированию у школьников интереса к прошлому России, гордости за свою Родину и народ; воспитание у учащихся чувства патриотизма, долга, ответственности перед Родиной, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта....
05 03 2024 15:37:34
Не секрет, что заинтересовать учеников изучать Всеобщую историю очень трудно. Данный урок для учащихся 9-го класса, представляющий собой урок-игру с элементами состязательности, решает эту задачу. На уроке используется страноведческий подход. Для рассмотрения предлагаются следующие страны: Великобритания, Франция, Италия, Германия....
04 03 2024 3:23:12
В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой......
03 03 2024 9:47:31
Урок проводится как театрализованное представление в форме судебного заседания. Требует от участников активной познавательной деятельности, способствует сотрудничеству учителя и учащегося. Проведение урока поможет формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности. Неформальная обстановка дает возможность учащимся свободно мыслить, делать высказывания, дополнять, задавать вопросы....
02 03 2024 2:27:40
Разработка сценария торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда....
01 03 2024 12:39:26
В ходе урока учащиеся создают компьютерную презентацию. Интегрированные уроки позволяют сделать урок более динамичным, современным, личностно-ориентированным. ...
29 02 2024 10:50:47
Урок может быть проведен в 11-м классе по теме параграфа 23 «На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е годы» по учебнику «История России» А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова, С.В. Мироненко. При организации урока необходимо уделить внимание подготовленности обучающихся в решении проблемных задач и навыкам работы с историческими документами....
28 02 2024 9:31:42
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
27 02 2024 0:12:12
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
26 02 2024 11:21:36
Что означают три белые полоски на матросском воротничке? Они символизируют главные победы русского флота: Гангут, Чесму и Синоп. Лесной район Тверской области – родина участника русско-турецкой войны 1768–1774 гг., героя Чесменского сражения Д.С.Ильина, который 7 июля 1770 году сжег турецкий флот. Материал занятия дает представление о ходе Чесменской битвы, о том, какую роль в ней сыграл лейтенант Дмитрий Сергеевич Ильин. Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма у подрастающего поколения....
25 02 2024 20:47:39
Урок проведён в курсе «Право и политика» в 9-м классе по теме «Избирательное право». Урок в форме ролевой игры знакомит учащихся с формами и видами политического участия, способствует формированию активной социальной и политической позиции, воспитывает политическую культуру. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссий, учатся грамотно и логично излагать свои мысли....
24 02 2024 5:33:56
Представленная методическая разработка дает возможность учителю самостоятельно, не прибегая к услугам платных гидов, провести экскурсию для учеников и родителей. Это – великолепная возможность не только расширить свой кругозор и попробовать себя в ином качестве, но и поднять свой авторитет в глазах детей и их родителей. Используя презентацию, можно провести заочную экскурсию....
23 02 2024 13:55:34
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...
22 02 2024 4:45:24
Урок для 7-го класса посвящён главным ценностям: любви, добру, уважению, взаимопониманию, состраданию, которые являются основой нравственности человека, а также роли семьи и государства в их формировании....
21 02 2024 10:53:10
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
20 02 2024 2:50:33
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
19 02 2024 3:41:11
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. ...
18 02 2024 16:55:32
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
17 02 2024 0:18:12
Разработка урока предусматривает большой объем работы с иллюстративным, документальным и художественным материалом. Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьников самостоятельно получать информацию из разнообразных источников, уметь ее анализировать, систематизировать, обобщать. Работа на уроке с различными источниками информации поможет наработать вышеперечисленные умения....
16 02 2024 4:44:51
Урок по истории России в 8-м классе. Цель урока: раскрыть причины движения декабристов, показать его объективную закономерность, обусловленность ходом исторического развития России; рассмотреть содержание программ обществ декабристов, их революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное преобразование России....
15 02 2024 19:19:48
В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; пpaктическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации....
14 02 2024 4:51:59
Урок составления проекта программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Ученики класса работают в 3-х группах. Им дано было опережающее задание: подумать, почему совершаются правонарушения. Дети провели опрос среди старшеклассников, родителей, записали ответы в виде тезисов. Выяснив причины правонарушений, ученики составляют проект программы по профилактике правонарушений....
13 02 2024 23:16:10
Урок истории для учащихся 8-го класса на тему показывает как шло развитие России в первой половине XIX в.; знакомит учащихся с основными тенденциями социально-экономического развития России....
12 02 2024 5:19:13
Задачи урока: обобщить знания студентов по истории Древнего мира, сформировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о данном периоде, истории становления древних цивилизаций Востока и Запада, их взлетах и падениях, особенностях государственного устройства, социальной структуры, экономики, быте, культуре и нравах древних народов....
11 02 2024 12:44:51
Цель урока: познакомить учащихся с сословной структурой российского общества в XVII в.; дать хаpaктеристику сословий и особенностей каждого из них; показать изменения, происшедшие в положении бояр, дворян, духовенства в XVII в.; развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника; воспитывать усидчивость, внимание и интерес к российской истории....
10 02 2024 19:12:39
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
09 02 2024 17:46:35
Урок обществознания построен в виде пpaктической работы с подобранными учителем Интернет-ресурсами. Учит самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме, развивает умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и Интернет-ресурсами....
08 02 2024 15:23:49
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
07 02 2024 4:55:13
Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора....
06 02 2024 8:41:54
Олимпиада по конституционному праву состоит из 10 заданий, прилагаются ключи....
05 02 2024 4:24:31
Элективный курс "Герои России" предназначен для предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Программа направлена на формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что является одной из важнейших задач по патриотическому воспитанию. Курс дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, способствует выбору профиля обучения. ...
04 02 2024 0:42:22
Урок изучает последствия эпохи террора для судьбы самого многочисленного в стране класса ‒ крестьянства, коллективизацию. Учащиеся оценивают события с позиции участника и наблюдателя, делают попытку выйти за временные рамки той эпохи, чтобы ответить на главный вопрос урока: "Можно ли построить великую страну с насилием над гражданами?"...
03 02 2024 7:28:12
Данный урок посвящен изучению Всеобщей декларации прав человека как важного международного документа, открывшего целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы. Основными целями урока являются: раскрытие значимости для международного права Всеобщей декларации прав человека; формирование ценностных ориентаций и убеждений, основанных на современных правовых и мopaльных ценностях общества; воспитание правовой культуры учащихся....
02 02 2024 5:11:16
Урок истории в 5-м классе в тематическом планировании находится примерно в середине при изучении раздела «Древняя Греция». Изучение данной темы после таких тем, как «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Зарождение демократии в Афинах» позволяет на уроке опираться на знания учащихся....
01 02 2024 5:45:41
Урок истории в 8-м классе по теме «Русская живопись второй половины XIX века» развивает у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре. Учащимся предлагается совершить виртуальную экскурсию по картинной галерее художников-передвижников. Почти каждый ученик класса в ходе урока выступает в роли экскурсовода и посетителя выставки. В течение урока происходит знакомство учащихся с творчеством Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана....
31 01 2024 7:22:41
Презентация посвящена теме "Послевоенное развитие стран Восточной Европы". Тип урока: комбинированный, т.к. в ходе учебного процесса не только изучается новый материал, но и углубляется и расширяется такое понятие, как тип экономической системы, изученное ранее на уроках обществознания. На уроке применяется системно-деятельностный подход, реализуется метод развития критического мышления, используется приём «постановка проблемного вопроса»....
30 01 2024 8:43:41
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
29 01 2024 6:48:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::