Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Цели урока:
- обобщение и систематизация знаний по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований;
- формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, сравнительного анализа источников;
Оборудование: портрет Петра I, видеоролик передачи «Имя России»; презентация, карта «Внешняя политика Петра I».
Задачи:
- Обучающие: через оценку личности Петра I и хаpaктер его правления подвести учеников к осмыслению исторической эпохи; систематизация знаний.
- Развивающие: развитие умений самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, умений аргументировать и отстаивать свою позицию, вести культурную дискуссию.
- Воспитательные: создание ситуации, требующей от учеников занять собственную гражданскую позицию по отношению к методам правления Петра I. помощь в определении собственного отношения к ключевым явлениям истории;
“Нет, не чародей, а Гений, Петр”. (М.Н.Погодин “Петр Великий”, 1846 г.)
“Великий Петр был первый большевик,
Задумавший Россию перестроить,
Склонениям и правам вопреки,
За сотни лет к ее грядущим далям”
(М. Волошин “Россия”)
“… Что такое Петр? Чудо или чудовище?…” (Дм. Мережковский “Грядущий хам”, 1905 г.)
План урока:
1. Организационно-мотивационный этап:
Работа с презентацией – оценка деятельности Петра (Приложение 1)
2. Проблемная игра – урок-суд «Петр Великий чудо или чудовище?»
1 этап – выступление «обвинении»
2 этап – выступление «защиты»
3 этап – прение сторон
4 этап – оглашение приговора.
3. Рефлексия – работа с карточками (Приложение 2)
При подготовке к уроку учащиеся самостоятельно выбирают свою роль – обвинения или защиты – “прокурор”, “адвокат”, присяжные заседатели”. Учитель дает им задание: используя материал учебника, хрестоматию по истории России с древнейших времен до конца XVIIIв., определить положительные и отрицательные стороны деятельности Петра.
ХОД УРОКА
1. Организационно-мотивационный этап
Работа с презентацией – оценка деятельности Петра (Приложение 1)
Учитель: Сегодня, мы с вами ребята, рассмотрим на уроке тему“…Что такое Петр? Чудо или чудовище?…”чтобы осмыслить ту эпоху, в которой оставил свой след первый император России Интерес к этой исторической личности не ослабевает, и по сей день. Личность Петра I вызывала и вызывает споры среди ученых... Вокруг имени Петра сложилось немало легенд. Петр первый – фигура противоречивая. О нем говорили: “Царь – плотник, “Петр, прорубивший окно в Европу”, “Суровый, но справедливый и демократичный”. К этим суждениям присоединяются и другие, подчеркивающие, что Петр “выражал интересы господствующего класса” и “драл по три шкуры с трудового крестьянства”. Кто же был Пётр Великий? Злой гений или отец нации? В чем он был прав и в чем он был виноват – вот главные вопросы нашей дискуссии. Форма сегодняшнего урока необычная. Это урок-суд. На нем присутствуют прокурор, адвокат, свидетели обвинения и защиты, а также присяжные заседатели, которые обобщают выступления учащихся и дадут заключительную оценку правления и личности Петра I. Предоставляю слово прокурору.
Часть урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Оргмомент 2. Мотивация
Видеоролик о первом русском императоре (ссылка не приводится. Спрашивайте материал у автора статьи – прим. ред.) Слайд «Общий рейтинг»
Презентация «Русские историки о Петре»
2. Проблемная игра – урок-суд «Петр Великий чудо или чудовище?» 1 этап – выступление «обвинении» 2 этап – выступление «защиты» 3 этап – прение сторон 4 этап – оглашение приговора.
3. Рефлексия – работа с карточками (Приложение 2). |
Яркая личность Петра как магнит привлекает исследователей, писателей, политиков. В историографии эпоха Петра тpaктуется крайне противоречиво.
Давайте и мы включимся в этот спор, используя знания, полученные на уроках истории, при изучении исторических источников, попробуем ответить на вопрос: каким был Петр I, что привлекает вас в его политике, а что вы осуждаете? И патриот, и ненавистник Реформаторская деятельность Петра оценивается неоднозначно. В первом случае акцент делается на преданности Петра России, во втором – в большей степени подчеркивается жестокость и насилие. Факт преобразования был верен, но формы его были не русские, не национальные, а нередко и прямо противоречившими духу народному. Вы правильно заметили, что к концу правления
Петра увеличились расходы на содержание
государственного аппарата, на администрацию. Это
связано с реформами в области управления.
Общая организация деятельности учащихся.
Выставление оценок. Учитель раздает карточки с заданиями и объясняет порядок их заполнения. |
Просмотр учащимися
Выступление ученицы Выступления учащихся. Дискуссия Выступления учащихся. Дискуссия Индивидуальная. самостоятельная работа учащихся |
Заключительное слово учителя: Итак,
споры о значении личности Петра и его реформ не
утихает третье столетие. Мы можем спорить. Но
Пётр был и это меняет всё, даже наше восприятие
времён, предшествовавших петровским реформам.
Спустя более двухсот лет они не стали только
историей, а продолжают быть реальностью,
повседневной нашей жизнью .В подтверждение хочу
привести высказывание историка М.П. Погодина,
жившего в пушкинские времена. В книге “ Пётр
Великий” М.П. Погодин писал: “Мы просыпаемся.
Какой ныне день? 1 января 1841 года – Пётр Великий
велел считать месяцы от января.
Пора одеваться – наше платье сшито по фасону,
данному Петром Первым… суть выткано на фабрике,
которую завел он, шерсть настрижена с овец,
которых развел он. Попадается на глаза книга –
Пётр великий ввел в употрeбление этот шрифт и сам
вырезал эти буквы.
За обедом от соленых сельдей и картофеля, который
он указал сеять, до виноградного вина им
разведенного, все блюда будут говорить вам о
Петре Великом.
Место в системе европейских государств,
управление, судопроизводство… Фабрики, заводы,
каналы, дороги… Военные училища, академии – суть
памятники его неутомимой деятельности и его
гения”.
Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....
18 03 2024 13:34:47
В статье даётся обоснование технологии личностно-ориентированного обучения в средней школе на уроках истории в 5-м классе. Теоретическое обоснование необходимости этой технологии подкреплено примерами диалогической познавательной деятельности школьника на уроках истории древнего мира. Приводится пример использования познавательных задач в форме разноуровневых тестов по типу ЕГЭ....
17 03 2024 12:47:43
Четырнадцатый урок в теме «Россия в первой половине XIX века». Рассматривается тема Крымской войны и обороны Севастополя....
16 03 2024 8:30:55
В ходе урока учащиеся на примере фрагментов текстов известных русских писателей и философов знакомятся с понятием и структурой «национального менталитета», с факторами, определяющими особенности национального менталитета, определяют их роль в формировании национального хаpaктера. Также школьники отpaбатывают умение анализировать стихотворения....
15 03 2024 2:45:48
Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности....
14 03 2024 9:45:31
Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
13 03 2024 12:31:39
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
12 03 2024 14:58:30
Урок-игра по истории закрепляет и обобщает полученные знания учащихся о событиях первой русской революции, социально-экономическом кризисе в годы революции, аграрной реформе П.А. Столыпина; формирует умения анализировать, обобщать исторические знания, обсуждать актуальные проблемы определенного исторического периода, высказывать и аргументированно защищать собственную точку зрения....
11 03 2024 6:58:36
Уже пролетело 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Война затронула абсолютно каждый город и каждую деревню нашей Родины. Не только те города, в которых происходили военные действия, испытывали на себе все ужасы этой трагедии, но и те которые находились в глубоком тылу. В их числе и наш родной г. Орск Оренбургской области. О том, как наше современное поколение хранит память о подвигах солдат Великой Отечественно войны, и будет наше внеклассное мероприятие....
10 03 2024 22:32:36
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения пpaктического хаpaктера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах. ...
09 03 2024 22:25:30
Урок продолжает изучение темы «Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. ЦОРы - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....
08 03 2024 14:58:34
На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....
07 03 2024 16:50:32
Интегрированный урок истории и литературы позволяет учащимся 11-го класса не только познакомиться с литературными произведениями Блока, Горького, Бунина, но и раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе, показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. Анализ данных текстов помогает старшеклассникам почувствовать особенности данной исторической эпохи. Урок продолжает формирование навыков работы учащихся с документами....
06 03 2024 2:32:47
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
05 03 2024 18:28:19
На уроке учащиеся должны придти к выводу, что тоталитарный режим и репрессии народа неслучайны. Учащиеся на примере судеб советского народа должны увидеть репрессивный хаpaктер политики того времени в отношении личности. На уроке учащиеся должны попытаться оценить депортацию немцев Поволжья на примере судьбы жительницы села....
04 03 2024 2:28:50
Исторический образ Св. Ге opгия Победоносца - защитника Отечества, являетсявдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Ге opгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи. Для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании очень важен этот образ. На уроке использованы информационные технологии. Выполнено социологическое исследование, дана хаpaктеристика образа Св. Ге opгия в художественной культуре. Исследован краеведческий аспект проблемы....
03 03 2024 11:21:11
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
02 03 2024 20:41:54
В работе "Древние жители Кузнецкой земли" представлены вопросы краеведческой викторины и викторины по истории Древнего мира, лекция, знакомящая с климатическими условиями и занятиями древнейших людей, живших на территории нашей области в древнекаменный, бронзовый и железный века, примерный план, который составляют учащиеся по ходу лекции, исторические источники....
01 03 2024 16:21:58
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
29 02 2024 3:56:17
Цель урока: знакомство с основными сражениями Великой Отечественной войны. Урок имеет фото- и видеоматериал, которые представлены в презентации. Работа в группах по методу Джигсо задействует на уроке каждого учащегося. Урок развивает умения учащихся выделять главное, работать с текстом, передавать информацию другим, переносить знания в новую ситуацию, оценивать....
28 02 2024 13:26:50
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
27 02 2024 23:43:37
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
26 02 2024 22:47:42
Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint. ...
25 02 2024 16:45:49
Краеведческий материал позволяет решать одну из главнейших задач уроков истории: воспитание в детях чувства патриотизма не на абстpaктных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего города, села, района. Тема предлагается как самостоятельный урок после прохождения темы "Политическая жизнь в России в 1920–1930 гг.". ...
24 02 2024 7:40:23
Урок разработан с целью обобщения пройденного материала по истории Древнего Рима от времени ранней Республики до правления императора Константина Великого. Урок дан в форме обобщённой лекции с широким привлечением карт, дополнительного мультимедийного материала....
23 02 2024 10:46:47
Как помочь учащимся не заблyдиться в потоке информации и сформировать собственное мнение, опирающееся на конкретные факты, а не на субъективный журналистский взгляд? Моя цель - научить их самостоятельно делать выводы об историческом событии не только на понятийном уровне, но и на уровне эмоциональном. Вашему вниманию предлагается лабораторное занятие по теме: "Холодная война: война в Афганистане?". ...
22 02 2024 21:39:29
Урок посвящен изучению особенностей японской архитектуры, садово-паркового искусства, таких национальных традиций как чайная церемония и икэбана и способствует развитию толерантного отношения к миру, что необходимо для адаптации в современных условиях. Урок рассчитан на 2 часа и сопровождается компьютерной презентацией....
21 02 2024 4:29:14
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
20 02 2024 6:38:30
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
19 02 2024 17:52:47
Представленный урок обеспечил формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме, познакомил учащихся с основными этапами научного познания. В ходе мотивационного этапа учащимся было предложено попробовать себя в роли исследователей - этнографов, историков при выпуске школьной газеты, посвящённой шаманизму....
18 02 2024 19:21:43
На уроке показаны несколько форм возможной организации деятельности учащихся при использовании информационно-коммуникационных технологий, в которые оказываются вовлечены наряду с учителем и ученики, используются материалы не только учебника, справочников, энциклопедий, но и других источников информации и знаний....
17 02 2024 2:26:12
Урок по истории с использованием компьютерных технологий, на котором ставится цель: охаpaктеризовать национально-освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля, показать патриотизм многонационального народа в борьбе за свободу....
16 02 2024 1:52:55
Учащиеся выделяют причины и последствия возвышения Владимиро-Cуздальского княжества. Объясняются преимущества и недостатки в деятельности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Оцениваются поступки людей того времени с позиции современного человека....
15 02 2024 4:10:39
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
14 02 2024 23:27:40
Урок помогает познакомить обучающихся с основными нормами МГП и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов. ...
13 02 2024 21:16:31
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
12 02 2024 18:26:43
Презентация выполнена в виде известной интеллектуальной игры: “Своя игра”. Участие принимают 4 комaнды. Проводится игра в два тура. В I туре четыре категории вопросов: картография, замени выражение, страноведение, ребусы. Во II туре три категории вопроса: Маска, я тебя знаю, мифология, волшебный ларец. В каждой категории по пять вопросов, от пяти до двадцати пяти баллов. По итогам подсчёта голосов, выигрывает комaнда, набравшая наиболее большое количество баллов....
11 02 2024 5:57:43
Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....
10 02 2024 3:25:44
В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны....
09 02 2024 12:19:56
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
08 02 2024 22:11:47
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....
07 02 2024 4:15:45
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
06 02 2024 10:22:54
В статье представлена разработка интегрированного урока по русскому языку, литературе и истории в форме игры "Счастливый случай". Игра - очень естественная для ребёнка форма обучения. Через игру дети и подростки лучше понимают и усваивают материал. Игра - это всегда активная деятельность детей. Она объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игра создает условия, при которых развиваются творческие способности....
05 02 2024 21:46:47
В статье рассказывается о положительном опыте внедрения метода проектов в школьную деятельность. ...
04 02 2024 8:18:21
Цели урока: познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны; подвести учащихся к пониманию причин поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны; продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы; воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности за свою Родину. ...
03 02 2024 13:25:22
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
02 02 2024 7:29:53
Урок помогает представить общую картину жизни в России начала XIX века; заинтересовать учащихся, пробудить интерес к изучению истории России и её народа....
01 02 2024 9:20:35
Конспект интегрированного урока музыки и истории (2-й класс, II четверть). Урок проходит в школьном музее «Старая русская деревня». На уроке дети знакомятся с историей создания русских народных костюмов. Урок направлен на формирование устойчивого интереса к культуре своего (любого) народа....
31 01 2024 16:51:37
В педагогике исторические корни интеграции можно отыскать в трудах классика педагогической мысли К.Д. Ушинского, который объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, хаpaктеризующих мир природы и человека. В современной педагогике проблема интеграции "зазвучала" в 80-е годы XX века с новой силой и с новым содержанием. Почему? ...
30 01 2024 18:20:54
Урок проводится в 9-м классе. На примере данной темы рассматриваются циклы мировой политики после Второй мировой войны. Учащиеся готовят материал о развитии арабо-израильского конфликта. Изученный материал связывается с современной обстановкой на Ближнем Востоке. На уроке затрагивается тема терроризма и последствий локальных конфликтов на мировое развитие. ...
29 01 2024 0:55:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::