"Рост крупного землевладения и закрепощение крестьян" - урок к главе "Складывание феодальных отношений в странах Европы"
Образовательные задачи:
- объяснить учащимся, что с VI века начинается закабаление крестьянства в странах Европы;
- раскрыть причины и условия формирования основных слоев феодального общества, показать их роль;
- выделить социально-экономические основы складывания отношений между феодалами и крестьянами в ходе урока;
- сформировать у учащихся представление об образе жизни средневекового крестьянина;
- уяснить причины усиления влияния католической церкви на крестьянство;
- сравнить положение рабов в древности и крестьян в средние века.
Развивать у учащихся:
- анализацию ранее полученных знаний при изучении нового материала;
- навыки аналитической деятельности;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение выделять главные и второстепенные факты;
- умение работать с дополнительными источниками;
- умение обобщать и делать вывод.
Через показ и анализ массового закабаления крестьянства, их борьбы за свободу.
Воспитывать:
- сочувствие к угнетенным, непримиримое отношение к эксплуатации;
- толерантность;
- гордость и уважение к людям, которые стремились отстоять себе свободу;
- заинтересовать учащихся в дальнейшем углубленном изучении этой темы.
Основные знания:
- признаки феодальной зависимости;
- пути роста и результаты крупного землевладения;
- организация и рост земельных владений христианской церкви.
Основные понятия: сословия, сеньор, личная зависимость крестьян, феодальное общество, феодальная лестница.
Оборудование и наглядность урока: интеpaктивная доска, учебник, атлас, хрестоматия, исторические документы.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас с вами урок изучения нового материала.
II. Актуализация знаний учащихся.
- Вспомните хаpaктерные черты общественных отношений на примере Франкского королевства вVI веке.
Вывод: свободные общинники составляли большинство населения, но появлялись крупные земельные владения, в которых использовался труд зависимых людей.
III. Сообщение целей, задач, плана урока.
Тема урока: “Рост крупного землевладения и закрепощение крестьян”.
- Сегодня мы познакомимся со структурой феодального общества, рассмотрим складывание сословий. Но главной целью урока является …
Создание проблемного задания.
ПЗ: Почему происходит процесс закабаления крестьян?
ППЗ: Сравните положение рабов в древности и крестьян в средние века.
IV. Изучение нового материала.
Применяется метод картинного рассказа с использованием иллюстраций (интеpaктивная доска).
План и приемы | Основное содержание новой темы | Вопросы и задания классу |
1. Пути роста и результаты
крупного землевладения А) образ жизни знати; Б) причины закабаления крестьян.
- описание картины;
- ролевая игра по содержанию. |
Крестьянские земли со всех
сторон окружены владениями богатых и сильных
соседей. С каждым годом все труднее становится
общиннику вести свое хозяйство. Нередко в самую
страдную пору, когда нужно убирать урожай, граф
созывает войско в поход. снарядиться общиннику
надо за свой счет. А возвратясь из похода, он
находит свое поле нескошенным, жену и детей
голодными. бывает и так: зайдет скотина на поле
богатого соседа, а тот тянет крестьянина в суд,
где на него накладывают высокий штраф за потраву.
Ростут и королевские налоги из года в год. В
отчаянии крестьянин обращается за “помощью” к
одному из сильных соседей. Вот он приходит в
усадьбу к графу (учащиеся по рисунку описывают
усадьбу): - Она ограждена высоким деревянным забором; большой дом с деревянной башней для наблюдения за окрестностями; много хозяйственных построек. Долго стоит крестьянин в ожидании, пока граф соблаговолит выйти. Наконец, хозяин усадьбы появляется на крыльце. Крестьянин склоняется перед ним в глубоком поклоне и говорит: “Господин возьми и меня под свою защиту. Буду служить своим имуществом и своим трудом”. - Хорошо,- надменно произносит граф, ты теперь будешь моим человеком. Отныне тебя не будут брать в войско, ты не будешь платить налоги. Но твоя земля будет принадлежать мне, работай на ней и дальше. А за то, что ты будешь ею пользоваться, обработаешь участок моего поля около леса, а на Рождество и на Пасху принесешь мне бapaна и двух кур. Крестьянину приходилось подписывать грамоту, в которой были перечислены все работы и приношения для господина. Захват земли силой, закабаление за долги рассматривается аналогично. |
- Откуда у знати была земля? - Какими правами обладала знать? - Какие привилегии имела знать? - Какими способами происходило закабаление крестьян? |
2. Образование класса зависимых
крестьян. А) Признаки феодальной зависимости.
Составление таблицы по ходу изучения материала.
Б) поземельная зависимость. В) личная зависимость. Г) крепостные крестьяне. Д) сопротивление крестьян. (Работа с источником) |
Основная масса крестьян
попадала в зависимость вместе со своими
хозяйствами. Признаки феодальной зависимости: - переход крестьян под власть крупных землевладельцев; - утрата ими собственности на землю; - наличие у него своего хозяйства; - работа на владельца земли. Составление таблицы Пути роста крупного землевладения результаты Захват земли силой Рост крупных земельных владений знати Отдача под покровительство Потеря крестьянами собственности на землю и личной свободы Закабаление за долги Образование классов крупных землевладельцев и зависимых крестьян Не все зависимые крестьяне оказались в одинаковом положении. Одни из них, утратив собственность на землю, сохранили личную свободу и попали лишь в поземельную зависимость, оставив надел, они имели право уйти из деревни. Другие же лишились и земли и личной свободы, т.е. попали в поземельную и личную зависимость от землевладельца. Они полностью зависели от господина и не могли распоряжаться своим имуществом. Такие крестьяне, чаще всего из прежних рабов, были прикреплены обычно к земле и назывались крепостными. Потомство этих крестьян оставалось в личной зависимости от землевладельцев. Крестьяне сопротивлялись закрепощению, нередко они отказывались работать на господ, поджигали их дома, амбары, убегали из родных мест, селились на пустующих землях. Но, какое бы сопротивление не оказывали угнетенные, сила была на стороне крупных землевладельцев, они имели хорошо вооруженные отряды воинов, их поддерживала церковь. |
- Назовите признаки феодальной
зависимости.
- Кто такой зависимый крестьянин? - Укажите виды зависимости. - Каких крестьян мы называем крепостными? - Как крестьяне относились к закрепощению? - Какими способами крестьяне вели борьбу? Докажите! Кто боролся более сплоченнее: paбы в древности или крестьяне в среднее века? |
3.Организация христианской
церкви и рост ее владений. А) Структура церкви; (работа со схемой и иллюстрациями) Б) образование монастырей; В) причины зависимости крестьян от церкви. |
Церковь была очень сильной
организацией. Почти в каждой деревне был священник. Церковными делами в больших областях управляли епископы и архиепископы. Во главе христианской церкви в Западной Европе стоял римский епископ – папа. Все служители церкви составляли особый слой населения – духовенство. (Иллюстрация) Ребята описывают систему монастыря. - Что вы знаете о монахах, почему их так называют? Время, которое мы рассматриваем, было очень неспокойное. Войны внутри страны, нападение внешних врагов. Потеряв близких или имущество, люди нередко искали утешение в религии. Некоторые уходили в незаселенные места, давали обещание отречься от “мирской суеты” и посвятить свою жизнь молитвам. Таких людей называли – монахами от греч. “одинокий”. Позднее монахи стали жить группами в специальных поселениях –монастырях, где они давали обещание не иметь семьи, жить в бедности и подчиняться своему начальнику – аббату (отцу). Широко раскинулись владения монастыря: пустоши, луга, леса, подаренные королями и знатными людьми. А недалеко от монастыря расположена деревушка. Подрастают и становятся взрослыми крестьянские дети, а земли им уже не хватает, со всех сторон подступили к деревне монастырские владения. Приходится крестьянину идти к аббату, просить помощи: “Святой отец, молю вас Богом, сделайте нам милость, уступите участок земли. все что не попросите, сделаем для вас”. Лицо важного монаха излучает доброжелательность, на губах хитрая, довольная улыбка: “Хорошо, сын мой! Монастырь дает тебе участок пустоши, а ты расчистишь и засеешь его. За это ты будешь отдавать с него четверть урожая, передашь нам свой надел. Станешь ты теперь нашим монастырским человеком”. Что оставалось делать бедному крестьянину? Он соглашался на передачу своей земли. Ему приходилось подписывать грамоту, в которой перечислялись его обязанности в отношении монастыря. проходили годы, и постепенно вся деревня попадала в зависимость к монастырю. |
- Как вы думаете, какое положение
занимала церковь в средние века? - Кто стоял во главе христианской церкви в Европе? - Кто стоял во главе церкви в деревне? - Где управляли епископы и архиепископы? - Как мы называем всех служителей церкви? - Как образовывались монастыри? - За счет чего происходило обогащение монастырей? - Почему последние римские императоры поддерживали церковь? |
4.Складывание нового устройства
общества. - Работа с текстом учебника а) О возрастании роли дружины, магнатов; Б) о различных повинностях крестьян. |
Благодаря причинно-следственным
связям, учащиеся, работая с текстом,
самостоятельно выделяют причины формирования
феодальных отношений. Прокомментирую рисунок
“Трапеза сеньоров”, и рисунок на стр.110, ребята
называют повинности крестьян. Учитель делает вывод о складывании сеньориальной системы отношений. |
- Вспомните понятия
“бенефиций”, “феод”. - Какие элементы составляли сеньориальную систему отношений. |
5. Историческое значение закабаления крестьян и складывание новых сословий. | Укрепление крупного землевладения, усиление эксплуатации крестьян, ухудшение их жизни. | Вывод: К IX веку в западной Европе образовалось два класса: крупные землевладельцы и зависимые крестьяне. |
Б) Оценка деятельности детей.
- Из каких слоев населения образовались эти классы?
VI. Домашнее задание. Читать параграф, выучить слова, ответить на вопросы.
VII. Рефлексия. Учитель предлагает учащимся высказать своё мнение по поводу урока, насколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось на уроке.
Методическая литература.
1. Baгин А.А. “Приемы картинного рассказа” Преподавание истории в школе.1998 г.
2. Запорожец Н.И. Изучение темы “Установление феодального строя в Европе”. - М. - 2002 г.
3. Книга для чтения по истории средних веков. - М. - 2005 г.
Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне. ...
27 03 2024 18:57:44
В статье представлен урок по истории для 8-х классов. Листая героические страницы войны 1812 года, работая по алгоритму, учащиеся определяют хаpaктер войны и главную причину победы....
26 03 2024 3:23:58
В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается хаpaктеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...
25 03 2024 15:26:27
Целью урока является воспитание политической культуры, формирование активной гражданской позиции и развитие компетентности и компетенций через создание ситуации выбора. В ходе изучения темы учащиеся не только получают знания, но и развивают навыки работы с теоретическим материалом и анализа современных политических событий, определяют на сознательном уровне свою гражданскую позицию....
24 03 2024 15:14:44
В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны....
23 03 2024 9:21:36
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
22 03 2024 6:26:46
Учащиеся формируют представления об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса и специфике развития отдельных цивилизаций. Прослеживают взаимосвязь исторической науки с другими областями научных знаний (социологией, лингвистикой, философией, этнографией, географией и др.)....
21 03 2024 2:36:44
В статье приводятся образцы пpaктических заданий по истории, мировой художественной культуре и москвоведению для 5-7-х классов, которые можно использовать на уроках повторения и обобщения материала и на уроках углубления знаний учащихся. На этих занятиях идёт повторение ранее изученных исторических терминов и понятий, школьники учатся оперировать новой терминологией, запоминают правильное написание слов; работают с историческими схемами, помогающими раскрытию темы урока....
20 03 2024 5:38:58
Урок сочетает в себе знания из разных областей и должен познакомить учащихся с лучшими произведениями русской культуры; выяснить, в чем заключаются особенности древнерусской культуры; воспитывать патриотическое отношение к своей Родине; развить умение анализировать текст и делать выводы....
19 03 2024 17:45:38
Урок построен на принципах развивающего обучения с применением методов формирования критического мышления на уроках истории. Для достижения поставленных целей на уроке применены методические приёмы: разминки-ассоциации, метод двойных дневников, тестирование, прием "Шесть шляп критического мышления", метод решения проблемных задач; разработаны рабочие листы, позволяющие проследить работу ученика, стимулирующие его активное участие. ...
18 03 2024 4:44:21
Презентация у уроку знакомит учащихся с причинами отступления Красной армии в начале войны....
17 03 2024 1:45:58
Урок может быть проведен в 11-м классе по теме параграфа 23 «На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е годы» по учебнику «История России» А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова, С.В. Мироненко. При организации урока необходимо уделить внимание подготовленности обучающихся в решении проблемных задач и навыкам работы с историческими документами....
16 03 2024 10:35:42
Представлен конспект мероприятия "Земляки в боях за Родину". В ходе проведения мероприятия использовалась Книга памяти погибших и пропавших без вести в годы ВОВ по Томской области....
15 03 2024 20:16:40
Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П.А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы. ...
14 03 2024 15:38:52
Автор формирует у учащихся представление о политике фашизма в отношении покоренных народов, которых они относили к «низшим расам»....
13 03 2024 3:44:21
На уроке подводятся итоги изучения темы "Великие реформы 60—70-х гг. ХIХ в.". Учащиеся знакомятся с презентацией, затем отвечают на вопросы по материалам презентации. В завершение проводится тест по данной теме. ...
12 03 2024 8:47:32
Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру. Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе "Кот-ворюга". ...
11 03 2024 23:24:48
Урок-путешествие проводится в 6-м классе как урок обобщения материала и помогает ребятам окунуться в эпоху Средневековья. Различные задания и формы работы дают возможность не только вспомнить пройденный материал, но и повысить интерес к истории Средневековья. ...
10 03 2024 17:16:11
Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала. ...
09 03 2024 6:46:45
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
08 03 2024 15:43:36
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
07 03 2024 16:31:33
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс самопознания необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации: умение налаживать отношения со сверстниками, взрослыми, самим собой. Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе....
06 03 2024 20:58:31
Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....
05 03 2024 21:59:56
Урок по истории России для 9-го класса. Урок по данной теме является интегрированным с курсом всеобщей истории, содержит элементы лабораторной работы. Главная идея урока заключается в том, чтобы учащиеся самостоятельно добывали знания по представленной проблеме. ...
04 03 2024 6:11:11
Тема урока актуальна в наши дни. Граждане России имеют возможность свободного выезда за пределы страны. В этих условиях важно знать свои юридические права по вопросу приобретения гражданства. Материал урока способствует пониманию духовно-нравственного смысла понятия гражданства....
03 03 2024 14:58:54
Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока - продвинутая лекция в технологии критического мышления. Урок способствует воспитанию свободного осознанного выбора личностной патриотической позиции, интереса к прошлому как "кладовой образцов дурного и хорошего", формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
02 03 2024 10:17:21
Сценарий игры построен на основе известной телевикторины «Своя игра». Возможность выбора посильного задания создаёт на уроке «ситуацию успеха» для каждого пятиклассника. ...
01 03 2024 23:20:11
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
29 02 2024 10:21:15
Фрагмент обобщающего урока истории в 10-м классе по теме «Екатерина Великая» показывает гендерный подход в преподавании истории в школе как элемент гражданского образования....
28 02 2024 22:16:39
Урок построен с использованием групповой формы работы. Итогом деятельности учащихся на уроке является опopный конспект по теме. В работе на уроке учащимися проводится анализ документов, помещенных в учебнике, хрестоматиях по новейшей истории зарубежных стран, проводится заполнение таблиц, имеющихся в рабочей тетради по истории. ...
27 02 2024 1:22:39
Краеведческая работа направлена на изучение малой родины. В статье описаны методы и формы, новые приемы, технологии, которые, по мнению автора статьи, целесообразно применять при работе с местными материалами. ...
26 02 2024 0:23:13
Лекторий рекомендован учителям, воспитателям, социальным педагогам. Материал может быть использован на уроках истории и обществоведения, а также во внеурочной деятельности, при проведении классных часов, бесед....
25 02 2024 1:35:57
Представлен конспект интегрированного урока "Роль А.Линкольна в гражданской войне в США (1861–1865 гг.)"....
24 02 2024 8:24:19
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
23 02 2024 7:58:58
На уроке рассматривается тема межнациональных отношений в рамках СНГ. Урок посвящен 20-летию образования СНГ. Большое внимание уделяет викторинам, дается возможность детям высказать свое мнение по обсуждаемым проблемам....
22 02 2024 6:13:51
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
21 02 2024 12:14:25
На уроке учащиеся знакомятся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века и с достижениями российской науки в это время. В ходе проведения урока учитель имеет возможность формировать у детей целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, а также развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал. ...
20 02 2024 7:17:53
При сдаче ЕНТ одним из обязательных предметов является история Казахстана. Хотя учащиеся обладают неплохими теоретическими знаниями, они часто не умеют применять их. Одним из проблемных вопросов является хронология. Чтобы правильно отвечать на тестовые вопросы, касающиеся хронологии, учащимся необходимо уметь применять знание хронологии в различных ситуациях. Хронологические таблицы станут надежными помощниками в формировании хронологических компетенций....
19 02 2024 10:40:45
Сегодня рушатся ценности, которые всегда казались стабильными. Центральной стала дискуссия о пагубном влиянии на подрастающее поколение телевизионных передач, фильмов, рекламы, наркотических средств. На улице слышны нецензурные выражения, молодые люди без стеснения курят, пьют спиртные напитки. Очень хочется противопоставить этому то, что отвлечет детей от вредного для них, не нужного им. Стараюсь воспитывать у учеников чувство долга перед семьёй, школой, чувство ответственности перед своим коллективом, учу детей самостоятельно решать некоторые ученические проблемы. Серия классных часов под названием "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!" выполняет как раз задачи патриотической направленности. ...
18 02 2024 18:14:24
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
17 02 2024 15:30:33
Занятие ставит целью развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях....
16 02 2024 22:19:42
Проект создает наглядные пособия по истории Отечества путем организации самостоятельной деятельности учащихся....
15 02 2024 19:16:13
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами. Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
14 02 2024 10:32:33
В октябре 1917 года наша страна оказалась в условиях экономической и политической блокады. Это выдвинуло на первый план внешней политики прагматический фактор: первые договоры были подписаны РСФСР с сопредельными государствами; Рапалльский договор открыл полосу признания СССР; идея мировой революции приводила к напряженной ситуации в Европе....
13 02 2024 14:18:30
На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....
12 02 2024 19:14:27
Конституция РФ – основа политической и правовой системы России. Она представляет собой совокупность зафиксированных в специальном документе относительно стабильных правил, определяющих основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положения личности в государстве. ...
11 02 2024 5:17:31
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
10 02 2024 2:14:24
Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим. ...
09 02 2024 7:55:12
В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют новую тему....
08 02 2024 13:33:54
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной системе СПО является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности....
07 02 2024 5:33:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::