"Рост крупного землевладения и закрепощение крестьян" - урок к главе "Складывание феодальных отношений в странах Европы"
Образовательные задачи:
- объяснить учащимся, что с VI века начинается закабаление крестьянства в странах Европы;
- раскрыть причины и условия формирования основных слоев феодального общества, показать их роль;
- выделить социально-экономические основы складывания отношений между феодалами и крестьянами в ходе урока;
- сформировать у учащихся представление об образе жизни средневекового крестьянина;
- уяснить причины усиления влияния католической церкви на крестьянство;
- сравнить положение рабов в древности и крестьян в средние века.
Развивать у учащихся:
- анализацию ранее полученных знаний при изучении нового материала;
- навыки аналитической деятельности;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение выделять главные и второстепенные факты;
- умение работать с дополнительными источниками;
- умение обобщать и делать вывод.
Через показ и анализ массового закабаления крестьянства, их борьбы за свободу.
Воспитывать:
- сочувствие к угнетенным, непримиримое отношение к эксплуатации;
- толерантность;
- гордость и уважение к людям, которые стремились отстоять себе свободу;
- заинтересовать учащихся в дальнейшем углубленном изучении этой темы.
Основные знания:
- признаки феодальной зависимости;
- пути роста и результаты крупного землевладения;
- организация и рост земельных владений христианской церкви.
Основные понятия: сословия, сеньор, личная зависимость крестьян, феодальное общество, феодальная лестница.
Оборудование и наглядность урока: интеpaктивная доска, учебник, атлас, хрестоматия, исторические документы.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас с вами урок изучения нового материала.
II. Актуализация знаний учащихся.
- Вспомните хаpaктерные черты общественных отношений на примере Франкского королевства вVI веке.
Вывод: свободные общинники составляли большинство населения, но появлялись крупные земельные владения, в которых использовался труд зависимых людей.
III. Сообщение целей, задач, плана урока.
Тема урока: “Рост крупного землевладения и закрепощение крестьян”.
- Сегодня мы познакомимся со структурой феодального общества, рассмотрим складывание сословий. Но главной целью урока является …
Создание проблемного задания.
ПЗ: Почему происходит процесс закабаления крестьян?
ППЗ: Сравните положение рабов в древности и крестьян в средние века.
IV. Изучение нового материала.
Применяется метод картинного рассказа с использованием иллюстраций (интеpaктивная доска).
План и приемы | Основное содержание новой темы | Вопросы и задания классу |
1. Пути роста и результаты
крупного землевладения А) образ жизни знати; Б) причины закабаления крестьян.
- описание картины;
- ролевая игра по содержанию. |
Крестьянские земли со всех
сторон окружены владениями богатых и сильных
соседей. С каждым годом все труднее становится
общиннику вести свое хозяйство. Нередко в самую
страдную пору, когда нужно убирать урожай, граф
созывает войско в поход. снарядиться общиннику
надо за свой счет. А возвратясь из похода, он
находит свое поле нескошенным, жену и детей
голодными. бывает и так: зайдет скотина на поле
богатого соседа, а тот тянет крестьянина в суд,
где на него накладывают высокий штраф за потраву.
Ростут и королевские налоги из года в год. В
отчаянии крестьянин обращается за “помощью” к
одному из сильных соседей. Вот он приходит в
усадьбу к графу (учащиеся по рисунку описывают
усадьбу): - Она ограждена высоким деревянным забором; большой дом с деревянной башней для наблюдения за окрестностями; много хозяйственных построек. Долго стоит крестьянин в ожидании, пока граф соблаговолит выйти. Наконец, хозяин усадьбы появляется на крыльце. Крестьянин склоняется перед ним в глубоком поклоне и говорит: “Господин возьми и меня под свою защиту. Буду служить своим имуществом и своим трудом”. - Хорошо,- надменно произносит граф, ты теперь будешь моим человеком. Отныне тебя не будут брать в войско, ты не будешь платить налоги. Но твоя земля будет принадлежать мне, работай на ней и дальше. А за то, что ты будешь ею пользоваться, обработаешь участок моего поля около леса, а на Рождество и на Пасху принесешь мне бapaна и двух кур. Крестьянину приходилось подписывать грамоту, в которой были перечислены все работы и приношения для господина. Захват земли силой, закабаление за долги рассматривается аналогично. |
- Откуда у знати была земля? - Какими правами обладала знать? - Какие привилегии имела знать? - Какими способами происходило закабаление крестьян? |
2. Образование класса зависимых
крестьян. А) Признаки феодальной зависимости.
Составление таблицы по ходу изучения материала.
Б) поземельная зависимость. В) личная зависимость. Г) крепостные крестьяне. Д) сопротивление крестьян. (Работа с источником) |
Основная масса крестьян
попадала в зависимость вместе со своими
хозяйствами. Признаки феодальной зависимости: - переход крестьян под власть крупных землевладельцев; - утрата ими собственности на землю; - наличие у него своего хозяйства; - работа на владельца земли. Составление таблицы Пути роста крупного землевладения результаты Захват земли силой Рост крупных земельных владений знати Отдача под покровительство Потеря крестьянами собственности на землю и личной свободы Закабаление за долги Образование классов крупных землевладельцев и зависимых крестьян Не все зависимые крестьяне оказались в одинаковом положении. Одни из них, утратив собственность на землю, сохранили личную свободу и попали лишь в поземельную зависимость, оставив надел, они имели право уйти из деревни. Другие же лишились и земли и личной свободы, т.е. попали в поземельную и личную зависимость от землевладельца. Они полностью зависели от господина и не могли распоряжаться своим имуществом. Такие крестьяне, чаще всего из прежних рабов, были прикреплены обычно к земле и назывались крепостными. Потомство этих крестьян оставалось в личной зависимости от землевладельцев. Крестьяне сопротивлялись закрепощению, нередко они отказывались работать на господ, поджигали их дома, амбары, убегали из родных мест, селились на пустующих землях. Но, какое бы сопротивление не оказывали угнетенные, сила была на стороне крупных землевладельцев, они имели хорошо вооруженные отряды воинов, их поддерживала церковь. |
- Назовите признаки феодальной
зависимости.
- Кто такой зависимый крестьянин? - Укажите виды зависимости. - Каких крестьян мы называем крепостными? - Как крестьяне относились к закрепощению? - Какими способами крестьяне вели борьбу? Докажите! Кто боролся более сплоченнее: paбы в древности или крестьяне в среднее века? |
3.Организация христианской
церкви и рост ее владений. А) Структура церкви; (работа со схемой и иллюстрациями) Б) образование монастырей; В) причины зависимости крестьян от церкви. |
Церковь была очень сильной
организацией. Почти в каждой деревне был священник. Церковными делами в больших областях управляли епископы и архиепископы. Во главе христианской церкви в Западной Европе стоял римский епископ – папа. Все служители церкви составляли особый слой населения – духовенство. (Иллюстрация) Ребята описывают систему монастыря. - Что вы знаете о монахах, почему их так называют? Время, которое мы рассматриваем, было очень неспокойное. Войны внутри страны, нападение внешних врагов. Потеряв близких или имущество, люди нередко искали утешение в религии. Некоторые уходили в незаселенные места, давали обещание отречься от “мирской суеты” и посвятить свою жизнь молитвам. Таких людей называли – монахами от греч. “одинокий”. Позднее монахи стали жить группами в специальных поселениях –монастырях, где они давали обещание не иметь семьи, жить в бедности и подчиняться своему начальнику – аббату (отцу). Широко раскинулись владения монастыря: пустоши, луга, леса, подаренные королями и знатными людьми. А недалеко от монастыря расположена деревушка. Подрастают и становятся взрослыми крестьянские дети, а земли им уже не хватает, со всех сторон подступили к деревне монастырские владения. Приходится крестьянину идти к аббату, просить помощи: “Святой отец, молю вас Богом, сделайте нам милость, уступите участок земли. все что не попросите, сделаем для вас”. Лицо важного монаха излучает доброжелательность, на губах хитрая, довольная улыбка: “Хорошо, сын мой! Монастырь дает тебе участок пустоши, а ты расчистишь и засеешь его. За это ты будешь отдавать с него четверть урожая, передашь нам свой надел. Станешь ты теперь нашим монастырским человеком”. Что оставалось делать бедному крестьянину? Он соглашался на передачу своей земли. Ему приходилось подписывать грамоту, в которой перечислялись его обязанности в отношении монастыря. проходили годы, и постепенно вся деревня попадала в зависимость к монастырю. |
- Как вы думаете, какое положение
занимала церковь в средние века? - Кто стоял во главе христианской церкви в Европе? - Кто стоял во главе церкви в деревне? - Где управляли епископы и архиепископы? - Как мы называем всех служителей церкви? - Как образовывались монастыри? - За счет чего происходило обогащение монастырей? - Почему последние римские императоры поддерживали церковь? |
4.Складывание нового устройства
общества. - Работа с текстом учебника а) О возрастании роли дружины, магнатов; Б) о различных повинностях крестьян. |
Благодаря причинно-следственным
связям, учащиеся, работая с текстом,
самостоятельно выделяют причины формирования
феодальных отношений. Прокомментирую рисунок
“Трапеза сеньоров”, и рисунок на стр.110, ребята
называют повинности крестьян. Учитель делает вывод о складывании сеньориальной системы отношений. |
- Вспомните понятия
“бенефиций”, “феод”. - Какие элементы составляли сеньориальную систему отношений. |
5. Историческое значение закабаления крестьян и складывание новых сословий. | Укрепление крупного землевладения, усиление эксплуатации крестьян, ухудшение их жизни. | Вывод: К IX веку в западной Европе образовалось два класса: крупные землевладельцы и зависимые крестьяне. |
Б) Оценка деятельности детей.
- Из каких слоев населения образовались эти классы?
VI. Домашнее задание. Читать параграф, выучить слова, ответить на вопросы.
VII. Рефлексия. Учитель предлагает учащимся высказать своё мнение по поводу урока, насколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось на уроке.
Методическая литература.
1. Baгин А.А. “Приемы картинного рассказа” Преподавание истории в школе.1998 г.
2. Запорожец Н.И. Изучение темы “Установление феодального строя в Европе”. - М. - 2002 г.
3. Книга для чтения по истории средних веков. - М. - 2005 г.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
01 12 2024 21:27:23
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
30 11 2024 23:31:58
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
29 11 2024 0:26:32
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
28 11 2024 8:52:52
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
27 11 2024 18:29:30
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
26 11 2024 0:27:28
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
25 11 2024 5:31:18
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
24 11 2024 19:30:26
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
23 11 2024 17:11:29
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
22 11 2024 20:26:14
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
21 11 2024 18:39:44
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
20 11 2024 4:34:35
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
19 11 2024 18:26:27
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
18 11 2024 14:24:14
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
17 11 2024 14:48:55
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
16 11 2024 0:16:45
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
15 11 2024 3:17:59
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
14 11 2024 22:12:29
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
13 11 2024 19:17:56
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
12 11 2024 2:24:42
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
11 11 2024 4:52:25
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
10 11 2024 20:56:35
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
09 11 2024 21:43:19
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
08 11 2024 18:39:45
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
07 11 2024 13:43:33
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
06 11 2024 5:50:32
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
05 11 2024 14:47:23
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
04 11 2024 21:58:17
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
03 11 2024 20:56:47
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
02 11 2024 5:26:44
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
01 11 2024 0:20:18
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
31 10 2024 11:30:10
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
30 10 2024 0:26:26
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
29 10 2024 10:14:47
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
28 10 2024 22:22:21
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
27 10 2024 8:49:43
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
26 10 2024 7:56:23
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
25 10 2024 17:58:47
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
24 10 2024 22:28:25
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
23 10 2024 0:55:41
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
22 10 2024 8:25:39
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
21 10 2024 2:33:49
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
20 10 2024 16:12:32
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
19 10 2024 16:37:23
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
18 10 2024 18:44:44
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
17 10 2024 8:33:11
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
16 10 2024 4:32:39
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
15 10 2024 2:29:46
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
14 10 2024 3:27:11
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
13 10 2024 4:53:24
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::