Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи") > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи")


    Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи")

Цели урока:

  • дать представление учащимся о жизни и служебных обязанностей египетских вельмож н власти египетских фараонов.
  • учить детей приемам самостоятельной работы.

Основные понятия: фараон, правитель, династия, храм, гробница, достижения культуры.

Оборудование урока:

  • карта полушарий, «Древние государства мира», «Рост территории государств в древности», «Древний Восток. Египет и Передняя Азия» (на усмотрение учителя).
  • картины “В доме знатного египтянина”, «В древних Фивах», «Ахетатон» (возможен любой видеоряд на выбор учителя)
  • раздаточный материал (задачи на счет лет, памятки по решению задач, образцы правильного решения задач, двойные листки для написания исторического диктанта).
  • Презентация «Женщина-фараоны»

Ход урока

I. Опрос

Первый вариант - проводится по вопросам учебника. Заслушиваются творческие работы учащихся.

Как вариант еще одного вида опроса (в гимназическом классе)

– Какую тему мы изучаем? (Древний Египет.)

– Что вы уже узнали об этом государстве на прошлых двух уроках? (Географическое положение, природные условия, образование государства в Египте в 3000 году до н.э. во главе с фараоном; как жили и работали земледельцы и ремесленники.)

– Как произошло объединение Египта? Как называли правителей всего Египта?

Сейчас мы проведем самостоятельную работу. К ней вы должны были подготовиться вчера на самоподготовке. Она будет состоять из исторического диктанта и решения задач.

– Скажите, для чего мы пишем исторический диктант? (Чтобы проверить знание терминов)

– Для чего мы решаем задачи? (Чтобы проверить себя и уметь правильно определять счет лет в истории).

Вы будете работать следующим образом: учащиеся на первом варианте, будут решать задачи; на втором – писать исторический диктант. Вам я раздаю памятки по решению задач и сами задачи, вы должны выбрать, какие из них вы будете решать (на “3”, на “4”, на “5”) и выполнить решение в тетрадях. Остальным напоминаю, как пишется исторический диктант – вы пишите ответы на предложенные вам определения:

  1. Правитель Египта
  2. Специальные приспособления для поднятия воды
  3. Организация власти с войсками, стражниками, чиновниками и т.д.
  4. Место впадения реки в море, где река разветвляется на несколько рукавов
  5. Знатные люди
  6. Столица Египта
  7. Водоем, в который впадает река Нил
  8. Специальные канавы, по которым вода поступает на поля
  9. Часть урожая, которую земледельцы отдавали в казну
  10. Место захоронения знатных египтян

Теперь вам потребуется карандаш и линейка. Начертите «Ленту времени». Давайте вспомним, почему «Лента времени» не имеет окончания.

Отметим на «ленте времени», когда произошло объединение Северного и Южного Египта. Посчитаем, сколько лет назад это произошло.

II—Ш.

Первый вариант изучения материала: комментированное чтение $ 8.

Второй вариант (для гимназических классов):

Учитель: Вы неплохо поработали, и кое-что вы уже хорошо знаете о Египте. Но, конечно, многое еще предстоит узнать. Поэтому сейчас в тетрадях запишите число, тему урока “Жизнь египетского вельможи”. Внимательно посмотрите на тему урока, подумайте и скажите, о чем можно узнать в этой теме?

Дети говорят, учитель подводит итог: Итак, вы можете сегодня узнать (записывает на доске):

  • в каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались,
  • чем занимались вельможи,
  • как фараон относился к вельможам.

Учитель: НО…Сегодня мне не хочется говорить о том, о чем вы можете самостоятельно прочитать в учебнике. Давайте поговорим о том, о чем учебник молчит.

Кто превзойдет меня? кто будет равен мне?
Деянье всех людей – как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах, как детская забава.
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я вождь земных царей и царь – я фараон!

Фараоны-мужчины нам известны, и очень многие их имена стали в истории и культуре нарицательными именами. А женщины? История сохранила имена всего семи женщин-фараонов: Мернейт, Хенткаус (I), Нитокрис, Себекнеферу, Хатшепсут, Таусерет и Клеопатра (VII).

Древнеегипетские источники не дают никакого ответа на вопрос, насколько велика была власть женщины-фараона в Древнем Египте. Что она получала, облачаясь в одеяния фараона? Несметное богатство? Беспредельное могущество? Обожествление? Свободу? Или главная ценность и потому притягательность фараоновской власти — гигантская царская усыпальница, гарантирующая вечную жизнь среди богов?

Итак, давайте узнаем понемногу о каждой из них. (Далее используется презентация ЖЕНЩИНЫ-ФАРАОНЫ)

Царица в Египте всегда являлась воплощение идеалов красоты, благочестия и царственности. Она символизирует материнство, супружество. Царицы носили такие титулы, как "Владычица Верхнего и Нижнего Египта", "Супруга бога", "Украшение царя".

Самыми достойными внимания, величественными и знаменитыми «супругами бога» можно назвать: Хетепхерес I - супругу Снофру и мать Хуфу. Меренмут - супругу Рамзеса II, правившего в XVIII династии. Некоторые из цариц исполняли обязанности регентов при своих сыновьях и пасынках. Это Яххотеп при Яхмосе I, Яхмес-Нефертари при Аменхотепе I, Мутемуйа при Саптахе.

Учёные до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос, кого следует считать первой женщиной-фараоном.

1. Мернейт (Раннее царство, 3000—2890 годы до н.э.) — супруга царя Джета и мать выдающегося царя Дена. По мнению Джоан Флетчер, Мернейт «не только была искушена в государственных делах, но и распоряжалась всеми финансами».

О её правлении свидетельствуют погрeбaльные комплексы в Абидосе и Саккаре. В Саккаре расположена мастаба размером 16 x 42 метра с многочисленными упоминаниями Мернейт

Гробница Мернейт в Абидосе расположена в некрополе Умм эль-Кааб, где похоронены и остальные правители I династии. Вместе с ней было похоронено около 20 людей (подобная пpaктика в целом хаpaктерна для начала периода Раннего царства). Неизвестно, были ли они убиты после cмepти царицы или умерли естественной cмepтью и пожелали быть похороненными рядом с ней. Кроме того, в гробнице находилась солярная барка, предназначенная для путешествия с богом Солнца по загробному миру.

2. Хенткаус (I) (IV—V династии, Старое царство) — супруга знаменитого Менкаура и мать двух фараонов так называемой солнечной (V) династии. Ей принадлежала гробница в Гизе недалеко от великих пирамид, рядом с которой археологи раскопали «солнечную» ладью — непременный элемент царских погребений и необходимое, с точки зрения египтян, трaнcпортное средство для поcмepтного путешествия фараонов к богам.

Один из главных аргументов в пользу её необычного статуса — изображения, вырезанные на двух гранитных косяках входа в гробницу. Хенткаус на них предстаёт на троне в головном уборе великих цариц, увенчанным царским уреем (коброй). С царским жезлом в руке и при церемониальной искусственной царской бородке. Иначе говоря, с базовыми атрибутами египетской царской иконографии.

Однако подписи к изображениям не позволяют однозначно толковать её титул: «царь Египта (и) мать царя Египта» или «мать двух царей Египта»

3. Нейтикерт (в греческой форме Нитокрис) — царица Древнего Египта (ок. 2152 — 2150 до н. э.), последняя правительница VI династии и всего периода Древнего царства.

Имя Нейткерт (Нитокрис) встречается в «Истории» Геродота и сочинениях Манефона. Согласно Геродоту, она получила власть над страной после того, как заговорщики убили её брата-фараона. Чтобы отомстить им, царица заманила убийц в подземные покои своего дворца. Во время пира она велела запереть гостей и через большой потайной канал впустить в покои воды Нила. Расправившись со своими врагами, она покончила с собой (согласно Геродоту, вбежав в горящую комнату). Манефон, в свою очередь, приписывал Нитокрис сооружение третьей пирамиды в Гизе, которая на самом деле была воздвигнута при фараоне Менкаура.

Современные исследователи полагают, что реальная Нейтикерт была одним из наследников древнеегипетского трона в период смуты, наступивший после 94-летнего правления фараона Пепи II. Как и её предшественник Меренра II, она не смогла удержать ситуацию в своих руках и, возможно, была свергнута.

4. Себекнеферу - последняя правительница XII династии (Среднее царство)

Подобно царям-мужчинам, Себекнеферу получила после коронации полную пятичлeнную титулатуру. Однако в написании её имён-титулов отсутствует стандартизация (в структуре, орфографии), постоянно смешиваются грамматические формы (мужского и женского рода), происходит их смещение в сторону феминизации.

Ещё один признак того, что египтяне-ваятели столкнулись с затруднениями, — это явные попытки коррекции зримого облика фараона-женщины. Об этом свидетельствует фрагмент поразительной статуи Себекнеферу из розовато-жёлтого кварца, хранящийся в Лувре. Фигура лишена головы и нижней части туловища, но по фрагменту торса ясно, что одеяние Себекнеферу совмещало элементы мужского и женского костюма. Поверх типичного женского одеяния — сарафана — на царице надета мужская юбка-килт фараоновского типа, завязанная впереди узлом. По верху юбки обозначен мужской пояс, расположенный, однако, очень высоко, что обычно для женского костюма. Головина по этому поводу пишет: «Возможно, в луврской статуе мы встречаемся с самой ранней из известных нам попыток методами визуального искусства решить особую идеологическую сверхзадачу: совместить женский облик исторической носительницы верховной власти и вневременной, мужской по своему мифологическому определению образ царя»

5. Правивщая Египтом в течение 21 года Хатшепсут — уникальный даже для Древнего Мира прецедент, — взошедшая на трон, как фараон-мужчина, прославилась в веках. Царица Хатшепсут была дочерью третьего фараона XVIII династии Тутмоса I и царицы Яхмес, внучкой основателя Нового царства фараона Яхмоса I. При жизни отца Хатшепсут стала «Супругой Бога» - верховной жрицей фиванского Бога Амона.Хатшепсут была единственной в истории Египта женщиной-фараоном, которой удалось водрузить на голову двойную корону Нижнего и Верхнего Египта.

Хатшепсут воздавались все подобающие фараонам светские и религиозные почести, ее изображали, как и полагалось настоящему фараону, с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой. После cмepти своего отца, Тутмоса I, она вышла замуж за сводного брата Тутмоса II. Когда он умер в довольно раннем возрасте, единственным его наследником стал малолетний Тутмос III, сын одной из младших жен фараона. Хатшепсут от его имени правила государством в течение 22 лет.

Египетские фараоны считались земным воплощением бога Хора и могли быть только мужчинами. Когда на престол взошла женщина-фараон Хатшепсут, для легитимности её власти была придумана легенда, согласно которой сам бог Амон снизошёл на землю, чтобы в облике Тутмоса I зачать свою дочь.

В заупокойном храме царицы Хатшепсут - Джесер-Джесеру или «Cвятая святых» в Дейр-эль-Бахри, построенном её фаворитом и придворным архитектором Сенмутом, сохранились иероглифические надписи, которые представляют собой описания событий, связанных с появлением Хатшепсут на свет, а также ритуальные формулы.

Правление Хатшепсут ознаменовало собой небывалое процветание и возвышение Египта. Из всех сфер своей государственной деятельности Хатшепсут проявила себя прежде всего как фараон-строитель. Царица восстановила множество разрушенных завоевателями-гиксосами памятников. Два обелиска Хатшепсут высотой около 30 метров рядом с пилоном храма Амона-Ра в Карнаке были самыми высокими из всех построенных раннее в Египте, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III (до наших дней сохранился один из них).

Хатшепсут активно вела строительство храмов: в Карнаке было воздвигнуто «Красное святилище» Хатшепсут для церемониальной ладьи бога Амона. С её именем связана морская экспедиция в далекуюстрану Пунт, известную также как Та-Нечер- «Земля Бога». Местонахождение страны Пунт точно не установлено, возможно северное побережье Сомали, по другим источникам - Индия. Царствование Хатшепсут – историческая загадка, её имени нет в списках фараонов Египта, сохранившихся на плитах Египетских храмов, фараоны игнорировали её в хронологических летописях, все надписи о ней в Карнакском Храме раздроблены. После cмepти царицы Тутмос IIIприказал переписать все официальные хроники, имя Хатшепсут было заменено на имена Тутмоса III и его предшественников, все деяния и памятники царицы были приписаны преемнику Хатшепсут. Тутмос III не посмел разрушить только два розовых гранитных обелиска, воздвигнутых царицей Хатшепсут в Карнакском Храме.

Вокруг имени Хатшепсут до сих пор строятся разнообразнейшие гипотезы, одна из которых утверждает, что Хатшепсут тождественна доброй египетской царевне, подобравшей из Нила корзинку с младенцем Моисеем и воспитавшей его. По другой гипотезе Иммануила Великовского, египетская правительница отождествляется с библейской царицей Савской, а экспедиция в Пунт - с посещением царя Соломона послами царицы Савской.

В Библии написано, что Соломон начал строить Храм через 480 лет после исхода сынов Израилевых из Египта, строил его 7 лет и закончил около 975 года до н.э., возможно 1462 г. до н.э. - дата исхода сынов Израилевых из Египта. Если Моисей провёл 40 лет в пустыне, то его бегство из Египта было около 1502 г. до н.э. А в 1503 году до н.э. в Египте пришла к власти женщина-фараон, знаменитая Хатшепсут. Как сопоставить эти события? Может быть Хатшепсут и была той самой «дочерью фараона», которая усыновила Моисея?

Легенда гласит, что после 40 лет пребывания в пустыне, Бог сказал Моисею: «пойди, возвратись в Египет, ибо умерли ВСЕ, искавшие души твоей». К тому времени умерли любящая Моисея Хатшепсут и ненавидящий его Тутмос III. Прошло почти три с половиной тысячи лет. В книге Даниила сказано: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». Археологам удалось найти статую Хатшепсут с неповреждённым лицом. В 2008 году было официально объявлено, что в Каирском музее покоится мумия Хатшепсут.

Благодаря современным технологиям проведения ДНК-анализа, специалистам удалось по ДНК-пробе, взятой из зуба, обнаруженного в гробнице Джесер-Джесеру, со стопроцентной точностью идентифицировать останки мумии, хранившейся в Каирском музее и принадлежавшей древней правительнице Египта - царице Хатшепсут. Выдвигались версии как естественной кончины, так и насильственной cмepти царицы. Однако проведённый анализ мумии Хатшепсут показал, что на момент её cмepти, ей было приблизительно 50 лет и скончалась она от болезней.

6. Таусерт - своим правлением завершает XIX династию. Согласно основной гипотезе, она стала регентом при пасынке - фараоне Саптахе, что умер на шестом году своего правления. В конце XIII в. до н.э. в Египте шла очередная гражданская война. Центральное правительство находилось на Севере и опиралось на армию, которая в эпоху Нового царства формировалась из средних слоев населения. Сепаратистамиюжанами руководили жрецы и местная знать. Как гласит "Большой папирус Харрис", "... страна египетская была представлена сановниками и властителями городов, и один убивал другого, знатные и убогие". Cмepть фараона Сети II (примерно в 1208г. до н.э.), не оставившего прямых наследников, еще более ослабляла позиции центральной власти. Очевидно, оптимальным вариантом в этой критической ситуации было бы воцарение его вдовы - Таусерт. Около 1200 г. до н.э. ее уже свергли южане. Дальнейшая судьба Таусерт нам неизвестна. Новый фараон Сетнахт, основатель XX династии, уничтожил память и о ней.

7. Клеопа́тра VII Филопа́тор (др.греч . Κλεοπάτρα Φιλοπάτωρ, 69-30гг до н.э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев Лагидов).

О детстве и юности Клеопатры ничего не известно. Несомненно, на неё произвела сильное впечатление смута 58—55 гг. до н. э., когда её отец Птолемей XII был свергнут и изгнан из Египта, а царицей стала его дочь (сестра Клеопатры) Береника.

Подлинный облик Клеопатры нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического флёра и многочисленных кинокартин; но несомненно, что она имела достаточно мужественный и твёрдый хаpaктер, чтобы беспокоить римлян.

Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой (наследственные черты Птолемеев). С другой стороны известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом. Как пишет Плутарх, видевший портреты Клеопатры:

Ибо красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, — на любое наречие…

В то время как греки обычно пренебрегали воспитанием дочерей, даже в царских семьях, Клеопатра явно имела хорошее образование, которое, наложившись на её природный ум, дало превосходные результаты. Клеопатра стала настоящей царицей-полиглотом, владея, помимо родного греческого языка, египетским (первая из своей династии приложила усилия для овладения им, может быть только за исключением Птолемея VIII Фискона), арамейским, эфиопским, персидским, ивритом и языком берберов (народа, жившего на юге Ливии).

Клеопатра VII правила Египтом 21 год Она являлась последним независимым правителем Египта до римского завоевания и нередко, хотя не совсем правильно, считается последним фараоном Древнего Египта. Широкую известность приобрела благодаря любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От Цезаря имела сына, от Антония двух сыновей и дочь.

Закрепление

  • Какие обязанности фараон возлагал на своих вельмож?
  • На стене грибницы одного вельможи есть надпись, в которой этот вельможа с гордостью заявляет, что фараон ни разу не наказывал его палками. Какие выводы о власти фараона над населением Египта можно сделать из этих слов?
  • Определите, что входило в обязанности вельмож, назначаемых фараоном на должности Начальником всего, что дает Небо и Нил, Начальника работ, Начальника Дома оружия.
  • Летнюю обувь — сандалии изобрели в Древнем Египте. Однако только фараон и самое близкое его окружение могло их носить. Даже супруга фараона ходила босой. Сандалии делали из коры, "волокон пальмы, украшали, а на подошвах изображали врагов. Как вы думаете, для чего это делали? (На подошвах изображали врагов, чтобы при ходьбе попирать их ногами и таким способом унижать)
  • Почему до нас дошло так мало информации о женщинах, правивших Египтом? Можете ли вы назвать те достижения Древнего Египта, которые связывают с именами правительниц Египта?

IV .Домашнее задание

§ 8, вопрос 3 на с. 43 или подготовить рассказ от имени вельможи о том, как прошел его день.

Литература:

  1. История Древнего Мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая, - 9-е издание, - М.: Просвещение, 2008.
  2. История Древнего Мира, 5 класс, Поурочные планы по учебнику «История Древнего Мира. 5 класс»/ О. А. Северина. В двух частях, Волгоград, 2003, часть 1.
  3. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс»/ К. В. Волкова. – М.: Экзамен, 2006.
  4. Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999.
  5. Литвинов А.В. История становится ближе. Задачник.— М.: Народное образование, 1996. С. 89.
  6. ВИКИПЕДИЯ.


Урок истории в 9-м классе "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире"


    Урок истории в 9-м классе "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире"

      Разработка урока "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире" поможет учителю в проведении первого урока в 9-м классе по курсу "История России". Для организации продуктивной работы на уроке использовались рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с учебником, картами, статистическим материалом. Организация урока, его ход могут быть успешно реализованы с учащимися любого уровня подготовки....

16 08 2022 6:45:35

Урок по истории России в 9-м классе по теме "Революция 1917 года. Падение монархии"


    Урок по истории России в 9-м классе по теме "Революция 1917 года. Падение монархии"

      Рассмотрены причины, хаpaктер, движущие силы Февральской революции. Обозначена деятельность Временного правительства. Определены суть и причины двоевластия....

15 08 2022 14:14:38

Разработка темы "Выбор политического режима"


    Разработка темы "Выбор политического режима"

      Целью урока является воспитание политической культуры, формирование активной гражданской позиции и развитие компетентности и компетенций через создание ситуации выбора. В ходе изучения темы учащиеся не только получают знания, но и развивают навыки работы с теоретическим материалом и анализа современных политических событий, определяют на сознательном уровне свою гражданскую позицию....

14 08 2022 11:50:11

Материалы для вводных урков по темам "Мировые религии" и "Компьютерная презентация"


    Материалы для вводных урков по темам "Мировые религии" и "Компьютерная презентация"

      Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....

13 08 2022 21:35:21

Открытый урок "Свет и тени духовной жизни советского общества 30-х гг. XX века" по истории России (11-й класс)


    Открытый урок "Свет и тени духовной жизни советского общества 30-х гг. XX века" по истории России (11-й класс)

      Содержанием материалов является план открытого урока для слушателей областных курсов ИППК Амурской области в разделе «Духовная жизнь советского общества 1930-х гг. XX века». Ход урока не является традиционным, а предполагает предварительную подготовку учащихся и их готовность высказывать свои суждения по вопросам духовной жизни советских людей соответствующего периода....

12 08 2022 3:30:40

Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"


    Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"

      Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....

11 08 2022 2:41:43

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Трагедия власти и трагедия совести в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов» сквозь призму истории"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме "Трагедия власти и трагедия совести в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов» сквозь призму истории"

      Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе хаpaктеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки....

10 08 2022 6:55:10

Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"


    Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"

      Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....

09 08 2022 14:33:25

Урок по истории Росссии "Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва". 6-й класс


    Урок по истории Росссии "Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва". 6-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды....

08 08 2022 6:36:18

Исторические корни движения декабристов. Тайные общества декабристов


    Исторические корни движения декабристов. Тайные общества декабристов

      Урок по истории России в 8-м классе. Цель урока: раскрыть причины движения декабристов, показать его объективную закономерность, обусловленность ходом исторического развития России; рассмотреть содержание программ обществ декабристов, их революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное преобразование России....

07 08 2022 15:33:10

Урок истории по теме "Успехи и неудачи советской дипломатии в 30-е гг."


    Урок истории по теме "Успехи и неудачи советской дипломатии в 30-е гг."

      На уроке рассматриваются проблемы советской дипломатии накануне Второй мировой войны....

06 08 2022 0:18:48

Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года


    Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года

      В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....

05 08 2022 12:40:12

Урок мужества "Вечной памяти рубец…"


    Урок мужества "Вечной памяти рубец…"

      Урок Мужества посвящен войне в Афганистане. Основная цель урока – показать события той войны, погрузить обучающихся в атмосферу того времени, дать возможность сопереживать. Урок способствует воспитанию патриотизма и гражданственности, углублению знаний по истории. Этот материал может быть использован на уроках истории в 9-м классе, на классном часе, посвященном Дню защитников Отечества, Дню Героев России....

04 08 2022 12:59:18

Курс по выбору для 9 класса "Славные страницы истории родного города"


    Курс по выбору для 9 класса "Славные страницы истории родного города"

      Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....

03 08 2022 13:49:24

Методическая разработка курса по выбору "Школа прав человека"

Курс построен с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму обществоведческих знаний, готовы к восприятию правовых основ Российской Федерации. Темы прав человека в курсе "Обществознания" так обобщены, что без дополнительных пpaктических занятий сложно усвоить ученикам данные темы....

02 08 2022 0:44:25

Урок истории России в 11-м классе на тему: "Правление Александра I (1801—1825 гг.)"


    Урок истории России в 11-м классе на тему: "Правление Александра I (1801—1825 гг.)"

      Урок носит обобщающий хаpaктер. Проводится подготовительная работа с учащимися по группам: хаpaктеристика России в начале XIX века, о личности императора, деятельности М.Сперанского и А.Аpaкчеева, реформах в странах, завоеванных французской армией, о возможном развитии России в случае поражения в войне 1812 г., роль крестьянства в Отечественной войне 1812 г., надежды на изменения жизни после войны. ...

01 08 2022 21:54:16

Открытый урок по всемирной истории по теме "Древний Китай"


    Открытый урок по всемирной истории по теме "Древний Китай"

      Данный урок предназначен для 6-го класса, который изучает Историю Древнего мира. Он познакомит учащихся с тем, как происходило объединение Китая, с кем китайцы вели завоевательные войны. Ученикам предстоит выяснить, для чего была построена Великая Китайская стена и как она выглядела....

31 07 2022 5:29:39

Урок по теме "Библейские сказания". История. 5-й класс


    Урок по теме "Библейские сказания". История. 5-й класс

      Конспект урока построен на принципах развивающего обучения с использованием ИКТ. Большое значение уделяется различным приемам развития устной и письменной речи учащихся, работе с историческим источником. ...

30 07 2022 11:45:28

Модель учебного занятия по истории в 10-м классе "Смутное время — время упущенных возможностей"


    Модель учебного занятия по истории в 10-м классе "Смутное время — время упущенных возможностей"

      Представленный урок помогает создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии личностно ориентированного обучения....

29 07 2022 3:23:40

Урок "Волжская Булгария в X – начале XIII вв.: особенности булгарской цивилизации"


    Урок "Волжская Булгария в X – начале XIII вв.: особенности булгарской цивилизации"

      Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....

28 07 2022 16:13:34

Урок повторения по теме "Древняя Русь"


    Урок повторения по теме "Древняя Русь"

      Цель представленного урока для 6-го класса – закрепление и проверка усвоения знаний и умений учащихся по теме. Разнообразие форм работы позволяет учителю прививать интерес к предмету, развивать логическое мышление, память, умение работать с картой, выполнять творческие проекты. ...

27 07 2022 23:10:54

"Своя игра" на уроках истории


    "Своя игра" на уроках истории

      Игру можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе по истории. Она неизменно вызывает интерес, помогает поддерживать высокий познавательный уровень. При проведении занятия можно использовать как компьютерные технологии (презентацию), так и обычную доску, разлиновав её по турам, а вопросы зачитывать...

26 07 2022 12:46:32

Природа и население Древней Греции


    Природа и население Древней Греции

      После этого урока ученики смогут: показывать на карте Балканский полуостров и острова Эгeйского моря, основные области Балканской Греции; применять и пояснять на примерах понятия: «эллины»; описывать образ жизни людей и культурные памятники Древней Греции; приводить примеры влияния природно-географических условий Греции на развитие цивилизации; выражать собственное отношение к наследию древнегреческого общества....

25 07 2022 14:34:35

"Уроки первого периода Великой Отечественной войны" — занятие с использованием ИКТ


    "Уроки первого периода Великой Отечественной войны" — занятие с использованием ИКТ

      При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....

24 07 2022 13:39:34

Социальное партнерство и перспективы его развития в России и в Мурманской области. 10-й класс


    Социальное партнерство и перспективы его развития в России и в Мурманской области. 10-й класс

      Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....

23 07 2022 4:35:57

Монетизация льгот


    Монетизация льгот

      Цель работы состоит в том, чтобы изучить тему монетизации льгот как важное событие в корне изменившего социальную политику государства. Рассматриваются предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; анализируется суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....

22 07 2022 3:16:11

Урок истории в 4-м классе "В мастерской художника. К.П. Брюллов"


    Урок истории в 4-м классе "В мастерской художника. К.П. Брюллов"

      Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....

21 07 2022 18:23:53

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

20 07 2022 8:16:22

Авторская программа по правоведению "Мы в мире прав!"


    Авторская программа по правоведению "Мы в мире прав!"

      Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....

19 07 2022 21:24:58

От теории самообразования к пpaктическим приемам


    От теории самообразования к пpaктическим приемам

      Интеpaктивные технологии делают процесс обучения интересным, динамичным, позволяющим раскрыться каждому обучающемуся, доступным. Цели урока – охаpaктеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в.; рассказать о ходе Северной войны, создании в России армии нового образца, превращении России в европейскую супердержаву....

18 07 2022 4:25:55

Тема урока: "Олимпийские игры в Древней Греции". 5-й класс


    Тема урока: "Олимпийские игры в Древней Греции". 5-й класс

      В ходе урока дается представление о первых олимпийских играх, традициях. Проводится самостоятельная работа с документом. Учащиеся читают историческую карту с опорой на легенду, находят и показывают на ней историко-географические объекты....

17 07 2022 1:44:19

Разработка урока истории в 11-м классе по теме "Пути большевистской модернизации"


    Разработка урока истории в 11-м классе по теме "Пути большевистской модернизации"

      Урок истории в 11-м классе по теме «Пути большевистской модернизации проводится по программе О.В. Волобуева. Данный урок направлен на изучение путей большевистской модернизации, с целью определения установившегося политического режима в стране в 30-е годы ХХ века. ...

16 07 2022 0:34:27

Урок истории по теме "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс


    Урок истории по теме "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс

      Урок предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. Учащимся предлагается поработать с текстом учебника, с историческими документами, выполнить задания в парах, высказать свою точку зрения по отдельным вопросам, проверить свои знания, выполняя тестовые задания. Прилагается презентация к уроку. При проведении урока используется диск «История России 862–1917», Ледовое побоище – анимация и фрагмент художественного фильма....

15 07 2022 19:13:26

Урок на тему "Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации". 7-й класс


    Урок на тему "Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации". 7-й класс

      Представлена модель современного урока истории. Учитель направляет деятельность учащихся в процессе изучения взглядов Жана Кальвина, разбирает с ними особенности кальвинистской церкви, организует работу в микрогруппах по вопросу о контрреформации. Урок завершается обсуждением значения Реформации. Урок сопровождается презентацией....

14 07 2022 20:18:14

Интегрированный урок (литература + история + МХК + краеведение) "Этот День Победы…"


    Интегрированный урок (литература + история + МХК + краеведение) "Этот День Победы…"

      Урок по литературе, истории, МХК и краеведению направлен на формирование чувства патриотизма и гордости за защитников Отечества, на ознакомление с историей самого знаменательного события в истории нашей страны в XX веке, на привитие любви к родному краю, на формирование навыков поисково-исследовательской работы. Урок подготовлен в рамках празднования годовщины Победы....

13 07 2022 4:34:58

Гражданственность на уроках истории


    Гражданственность на уроках истории

      На занятии дети узнают о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России и Татарстана....

12 07 2022 19:20:11

План-конспект урока истории в 8-м классе "Социальная картина российского общества в пореформенное время"


    План-конспект урока истории в 8-м классе "Социальная картина российского общества в пореформенное время"

      В статье представлен опыт работы по изучению темы "Социальная картина российского общества в пореформенное время" в курсе отечественной истории 8-го класса. В предлагаемом плане-конспекте урока предложены различные формы деятельности учителя и учащихся на уроке, имеются рекомендации по использованию технических средств обучения. ...

11 07 2022 10:18:14

Информационные технологии на уроках истории


    Информационные технологии на уроках истории

      Целями урока являются рассмотрение социально-экономического и политического развития Великобритании во второй половине XIX - начале ХХ веков; дальнейшее развитие умения переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания, аргументировать свою точку зрения, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные умения в выступлениях. ...

10 07 2022 10:23:19

Концепция социокультурной динамики Питирима Сорокина


    Концепция социокультурной динамики Питирима Сорокина

      Труды П.А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....

09 07 2022 3:54:29

Интегрированный урок по музыке и истории "История русского народного костюма"


    Интегрированный урок по музыке и истории "История русского народного костюма"

      Конспект интегрированного урока музыки и истории (2-й класс, II четверть). Урок проходит в школьном музее «Старая русская деревня». На уроке дети знакомятся с историей создания русских народных костюмов. Урок направлен на формирование устойчивого интереса к культуре своего (любого) народа....

08 07 2022 19:20:32

Музыкально-литературная композиция "Земля, я болен твоей болью, я ранен раною твоей!"


    Музыкально-литературная композиция "Земля, я болен твоей болью, я ранен раною твоей!"

      Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов-фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Цель урока – раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны. У учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов воспитываются лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветная преданность Родине, чувство долга....

07 07 2022 22:20:50

Роль двух личностей в мировой истории. Бонапарт vs Гитлер


    Роль двух личностей в мировой истории. Бонапарт vs Гитлер

      Занятие основано на презентации, построенной как брейн-ринг, на котором оценивается схожесть и разница упомянутых личностей....

06 07 2022 14:17:29

Урок "Великая французская революция"


    Урок "Великая французская революция"

      При изложении нового материала организуется беседа с целью воспитания неприятия жестокости и насилия. Активизации деятельности учащихся способствует обращение к личностным хаpaктеристикам главных участников революции, анализ документов, работа с картой, заполнение таблицы на основе текста учебника. Цель урока – охаpaктеризовать заключительный этап Великой французской революции, определить её историческое значение....

05 07 2022 17:16:51

Игра-путешествие "Культура и быт первой четверти XVIII века"


    Игра-путешествие "Культура и быт первой четверти XVIII века"

      Автор приобщает школьников к продуктивной творческой деятельности и развивает у них вопрошающее отношение к прошлому, настоящему и будущему. Непременным условием эффективного изучения бытовой повседневной жизни, нравов эпохи, ментальности людей является реконструкция в представлениях учащихся прошлого, которая невозможна без опоры на воображение школьников, умения соединять отдельные элементы культуры и быта в целостную систему образов эпохи, цивилизации....

04 07 2022 1:30:45

Русско-японская война. 1904–1905 гг.


    Русско-японская война. 1904–1905 гг.

      Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о ходе русско-японской войны 1904–1905 гг. на основе организации работы с историческими документами и фрагментами из художественной литературы....

03 07 2022 23:32:40

Экономика и ее роль в жизни общества


    Экономика и ее роль в жизни общества

      Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора....

02 07 2022 22:55:24

Интегрированный урок "Социализация личности". 10-й класс


    Интегрированный урок "Социализация личности". 10-й класс

      Уроки интегративного типа, в основе которых лежит философская проблематика, способствуют развитию готовности и потребности учащихся к самопознанию и самореализации своей личности, формированию целостного мировоззрения. ...

01 07 2022 5:20:37

Урок по истории в 8-м классе по теме "США в XIX веке: модернизация, отмена рабства, сохранение республики"


    Урок по истории в 8-м классе по теме "США в XIX веке: модернизация, отмена рабства, сохранение республики"

      С помощью наглядного материала закрепляются полученные знания, усиливается интерес к истории США и к предмету в целом. Минусы урока: затрата времени на подготовку. Плюсы урока: элементы проектной деятельности, использование презентации в не оснащенном компьютерной техникой кабинете. ...

30 06 2022 13:19:28

Воспитательно-познавательная игра "Семь ступеней в мир истории"


    Воспитательно-познавательная игра "Семь ступеней в мир истории"

      Цели и задачи: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по курсам истории России за 6–9-й класс; сплочение учащихся 6–9-х классов в единый коллектив. ...

29 06 2022 16:37:52

Контрольные занятия по теме "Вторая мировая и Великая Отечественная война"

Данная работа адресована учителям истории и учащимся старших классов. Данный материал может быть использован при подготовке к урокам, для индивидуальной и групповой работы, а также для подготовки к олимпиадам. Материал включает в себя различные типы заданий, что помогает учащимся развивать умения и навыки при работе с историческим материалом....

28 06 2022 18:55:44

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Урок обобщающего повторения по главе "Русь Древняя" в форме игры "Счастливый случай". 6-й класс

Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи.