План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"
Презентация
Цели:
- Получение новых и углубление уже имеющихся знаний, их систематизация и обобщение.
- Изучение исторических источников.
- Овладение способами критического сопоставления известий.
- Приобретение навыков систематизации и интерпретации фактов.
План:
- Штрихи к политическому портрету Владимира Мономаха.
- Изменения во внутренней и внешней политике эпохи княжения Владимира Мономаха.
- Оценка личности Владимира Мономаха.
Средства обучения:
- Доска, мел;
- Компьютер;
- План-схема,
- Карта: «Древнерусское государство в IX-XII в.»
- Документы: « Русская правда», «Устав Владимира Мономаха», « Поучение Владимира Мономаха детям».
Понятия:
- Вира
- Вотчина
- Смерды
- Рядовичи
- Закупы
- Гривна
Опережающие задания:
- Сравнительный анализ документов, исторических источников (личность в современном и летописном прочтении).
- Биография Владимира Мономаха.
- Оценка личности Владимира Мономаха историками.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Сегодняшний урок посвящен князю Владимиру Мономаху, сумевшему в высокой степени объединить раздробленные русские княжества под своим управлением. Мономах - один из наиболее талантливых писателей Киевской Руси, известный (что очень важно) по имени. О его литературных трудах мы тоже будем говорить.
Рассуждая о деятельности этого человека, мы ни на минуту не должны забывать о тех условиях, в которых она велась, о тех задачах, которые ставило перед Владимиром Всеволодовичем его время, о тех способах, которые были в его распоряжении для решения этих задач.
Следует помнить, что цели, которые преследовал Мономах субъективно, могли объективно совпадать с потребностями тех или иных территорий и слоев общества, а могли и противоречить устремлениям других областей и социальных групп.
Цель нашего урока совместными усилиями научиться создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать её социально-политическую значимость.
Политический портрет, над которым мы с вами будем сегодня работать, это портрет Владимира Мономаха.
План написания исторического портрета:
- Личная хаpaктеристика:
а) взгляды;
б) методы, действия;
в) отношения к людям. - Какие социально-значимые интересы представлял этот человек? В чем главные результаты деятельности?
- Оценка личности в истории современниками и потомками. (И своё отношение).
Нам важно видеть как причины, вызвавшие к жизни политику князя, так и её последствия. Только такой анализ поможет нам дать этой политике взвешенную оценку.
Хотелось бы напомнить Вам, что на уроке вы не просто овладеваете новыми знаниями и умениями и отстаиваете свою точку зрения, а представляете их на коллективное обсуждение в классе, после самостоятельной, предварительной работы дома с рекомендованной литературой.
Выступления детей: Владимир Мономах родился в 1053 году за год до cмepти своего деда Ярослава Мудрого. Он был любимым сыном четвертого сына Ярослава Мудрого - Всеволода. Мать Владимира, греческая царевна Анна была дочерью византийского императора Константина Мономаха. Владимир носил сразу три имени княжеское - Владимир, христианское - Василий и дедовское прозвище - Мономах. Детские годы княжича прошли в Переяславле на южном рубеже, где начиналась оборона Руси от кочевников. Князья рано вступали во взрослую жизнь. В тринадцатилетнем возрасте совершил Владимир первое большое путешествие из Переяславля в Ростов для хозяйского догляда за отцовским княжеством.
Владимир получил хорошее образование и обладал писательским талантом. Путь в Ростов пролегал через глухие Брынские леса, где по былинам залегал Соловей-разбойник. Шестнадцать лет (1078-1094) княжил Мономах в Чернигове. Владимир к этому времени был уже женат на английской принцессе Гите, дочери короля Гарольда, погибшего в знаменитой битве при Гастингсе.
Время черниговской жизни не было годами спокойствия и изоляции. Много раз приходилось Владимиру вступать в борьбу то с внешними, то с внутренними врагами. Он мог рассчитывать на получение великого княжения после отца. Однако когда Всеволод в 1093 году умер, то на киевском престоле оказался не Владимир, а Святополк, приглашенный из Мурома господствовавшей в Киеве боярской группировкой.
Хотя Владимир был сильным и влиятельным князем на Руси, удачливым полководцем, не знающим поражений.
Неопытность Святополка привела к страшному разгрому русских войск половцами. Вскоре Владимир утратил и Чернигов. Сорокалетнему князю с женой и детьми пришлось перебраться в город своего детства Перяславль, где он пробыл почти 20 лет.
- Военная деятельность Мономаха.
1076 году старшие князья поставили Мономаха во главе русской рати, отправившейся на помощь полякам, в их войне с чехами и немцами.
- До этого были походы?
Войско под комaндованием Мономаха прошло с боями Чехию, одержало ряд побед над объединёнными чешско-немецкими силами и со славой и большой добычей вернулись на Родину.
- Это был первый поход русского войска в Европу.
Борьба с половцами, которую Мономах неизбежно должен был вести как владелец пограничного княжества, в глазах современников всегда выглядело как общерусское дело, как защита все Руси.
- Особенно прославился Мономах в 1080 году.
Воюя с кочевниками, Мономах не медлил. Кочевники быстры, значит, надо быть ещё быстрее; они хитры и изворотливы, значит, надо быть ещё хитрее. В 1080 году он отбил набег половцев на черниговские земли. Позднее разгромил выступивших против Руси кочевников тюрков. Мономах отличился, подавив мятеж вятичей, а так же восстание владимиро-волынского князя Ярополка против своего отца.
- Что нового появилось в военной тактике Руси?
Владимир Мономах - первый русский князь, который бил кочевников на их территории. К началу 1090-х годов он был самым влиятельным князем на Руси, не знавшим поражения на поле брани.
- Как складывались отношения дружины и князя?
Князь советовался с дружинниками, они были его товарищами больше, чем слугами. Отношения были далеки от подданства. Летописец рассказывает, что дружинники Владимира роптали на князя, что им приходится, есть деревянными, а не серебреными ложками. Владимир «повеле искавати» серебряные ложки, ибо «серебром и златом не имале налезти дружины, а дружиною налезу злата и серебра». Дружинники насчитывали от 500 до 800 человек. Передвигались либо на конях, либо на ладьях (на голове «шишаки» - изящные остроконечные шлемы, щит, броня или кольчуга). Другой частью войска был «каяк», простые «вои» смерды и ремесленники. Вооружение попроще: лук, колчан со стрелами, копьё, либо боевой топор, на поясе нож.
Работа с видио-материалом. На экране слайды.
- Битва уТреполя.
В 1093 году половцы, пользуясь трауром на Руси по случаю cмepти великого князя Всеволода, предприняли поход на русские земли. Святополк Изяславович обратился за помощью к Владимиру Мономаху. Князь посоветовал откупиться от половцев, т.к. Русь не была готова к войне. Но Святополк настоял на своем. Киевская, черниговская, переяславская рати выступили в поход. Войска сошлись у г. Треполя, на берегу речки Стугны. Река осталась в тылу у русских войск. Половцы стали теснить русские войска, река бурлила, война начали тонуть. Утонул брат Владимира Ростислав. Это было первое и последнее поражение Владимира Мономаха. Половцы разграбили многие города, увели сотни пленников. Русь была обескровлена. 1095 году половцы снова пришли на Русь. Подошли к Переяславлю. Мономах хитростью разгромил половцев. Объединенная киевско-переяславская рать углубилась в степь и разгромила несколько половецких становищ. Князья захватили богатую добычу. 1096 году развернулась междоусобная борьба между киевско-переяславскими князьями и Олегом.
- Какое прозвище было у князя Олега?
- Гориславич, (почему ПВЛ его так называет?) (Олег был разбит).
- Какое событие произошло в 1097 году? (Любеческий съезд.)
«Да с этих пор объединимся чистосердечно, и будем охранять Русскую землю и пусть каждый владеет отчиной своей». ( ПВЛ).
- Каково значение Любеческого съезда?
Любеческий съезд закрепил своим решением основной смысл предcмepтного распоряжения Ярослава о престолонаследии.
- Какое? (от отца к старшему в роду).
(О единстве Русской земли).
И хотя усобицы продолжались и после любеческого съезда. Внешний фактор, необходимости отпора появившимся к сер. XI в. половцам, ещё удерживал Киевскую Русь от распада на отдельные княжества.
В 1100 году в Витичеве было принято решение предпринять совместный поход против степняков. В 1111 году грандиозный поход в степь, христиан, против язычников-степников. Половцы были разбиты.
Бурные события к. XI- н. ХН в.в. оказали большое влияние на состояние русского общества. Они затронули все слои населения. В условиях м/у войн и постоянных битв с половцами выросла роль князей, бояр и дружин.
Именно они оказались в центре всех событий, сражаясь друг с другом и с кочевниками, обороняя города, захватывая добычу во время побед и теряя имущество во время поражений.
Работа со слайдами.
- Кто страдал больше всего от м/у войн и набегов?
Для поддержания силы и могущества княжеских ратей требовались немалые средства, росли налоги. Всё большее количество земель князья передавали своим вассалам, что вызывало недовольство крестьянских общин.
В 1113 году великий киевский князь Святополк Изяславович умер, различные княжеские группировки начали борьбу за власть.
В Киеве вспыхнуло восстание. Верхи города пригласили Владимира Мономаха в Киев со 2 раза он согласился.
Усмирив восстание, Владимир оставался в Киеве и правил княжеством 12 лет.
Н.М.Карамзин: «Спаси нас - говорили их послы от неистовой черни; спаси от грабителей дом печальной супруги Святополковой, собственные наши домы и святыню монастырей». Владимир приехал в столицу: народ изъявил необычайную радость, и мятежники усмирились, видя князя великодушного на главном престоле российском».
- Началось правление Великого князя 60 летнего Владимира Мономаха 1113 -1125г.г. (12 лет).
- Что было сделано?
- Время правления Мономаха, время упадка или расцвета?
1) подчинил себе братьев Олега и Давида Святославичей;
2) рассадил сыновей по крупным городам;
3) 111 б году Мономах организовал новый большой поход против половцев;
4) внучка Мономаха Добронега была обручена с сыном византийского императора.
Он проявил себя не только как видный полководец и властный политик, но и как рачительный хозяин.
Работа с документами. Приложение 1.
Вопросы к документу « Поучение Владимира Мономаха».
- О какой политической обстановке на Руси свидетельствует « Поучение Владимира Мономаха»?
- Какие стороны жизни выделяет Мономах в своём «Поучении….»? Почему они привлекают его особое внимание?
- Каким предстаёт в « Поучении…» идеал война?
- Какой у вас сложился образ Владимира Мономаха как личности и как политического деятеля - после прочтения отрывка из « Поучения…»?
- В рассуждениях отметьте принципы, которые он исповедует, его реальные поступки. Согласуются ли они? В чём значение такого правителя для Руси рубеже XI-XIIвв.?
- « Поучение Владимира Мономаха» адресовано княжеским детям. Между тем в нём содержатся рекомендации по утверждению в жизни общечеловеческих ценностей, добродетелей, не теряющих своего значения во все времена. Приведите примеры.
Вопросы к документу « Устав Владимира Мономаха».
- Сравните «Русскую Правду» времён Ярослава Мудрого и «Устав Владимира Мономаха».
- Чем дополнения, внесённые в «Русскую Правду» Владимиром Мономахам, отличаются от положений, вошедших в этот сборник законов ранее?
- О чём говорят эти дополнения, если помнить, что законы отражают реальную жизнь?
- По каким признакам можно определить. Что один из этих документов - более поздний документ эпохи?
Анализ и обсуждение документов. Выводы.
Устав Мономаха.
- упорядочил взимание процентов ростовщиками;
- улучшил правовое положение купечества,
- регламентировал переход в холопство (за долги нельзя);
- большое внимание уделил смердам и закупам.
- Пытался утвердиться на Дунае, назначил посадников в Дунайские города. Византия отправила к Мономаху посольство с богатыми дарами, среди даров была и императорская парадная одежда, знаки императорской власти, в первую очередь венец. (Шапка Мономаха). Та, что в Оружейной палате, изготовлена гораздо позднее.
- При Мономахе укрепился международный авторитет Руси.
Оценка Мономаха историками: факты и мнения: Соловьёв С.М., Рыбаков Б.А., Романов Б.А., Костомаров Н.М.
Вывод: «Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шёл наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности». Соловьёв. С.М.
Д/З. Составить политический портрет Владимира Мономаха.
Литература:
- История России в вопросах и ответах, 1997г.
- Рассказы русских летописей.
- Хрестоматия по истории Росси. Т.1.
- Изборник. Повести Древней Руси, М., 86г.
- Рассказы по русской истории, вып. 1-2..
- Платонов «Учебник по русской истории», гл. 3.
- Родина. №12. 2002г.
- Карамзин «История государства Российского», т. 1.
- А.С.Орлов «История России».
- Л.А.Кацва «История России VIII-XVвв.
- История Отечества в лицах.
- Сахаров «История России с древнейших времён».
- История Отечества: люди, идеи, решение.
Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны; развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой; развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями; обучить навыкам подготовки проектов. ...
18 03 2024 16:36:56
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся. Задачи, поставленные на начальном этапе урока, решаются в самостоятельной работе с различными источниками информации. Иллюстративный материал урока приобщает учеников к культурному наследию Древней Греции....
17 03 2024 23:18:10
В предлагаемом материале рассматривается проблема русского бунта в ходе анализа трагедии С.А. Есенина «Пугачёв». Произведение изучается в контексте отечественной истории и литературы, проводятся параллели с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, историческими и культурными событиями XX века....
16 03 2024 2:24:53
На уроке прослеживается формирование антидемократического режима в России в 30-е годы XX века и превращение советского госсударства в тоталитарное. ...
15 03 2024 17:36:54
Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска (Йошкар-Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице-Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....
14 03 2024 22:19:11
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
13 03 2024 1:58:34
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...
12 03 2024 11:16:22
Данный урок относится к теме «Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном хаpaктере войн для персов и справедливом хаpaктере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опopный конспект....
11 03 2024 7:21:59
Урок строится с учетом модульной технологии, которая позволяет сформировать блок по теме «Экономическое развитие современной цивилизации» в курсе обществознания 10-11-х классов. Данный урок является вводным. ...
10 03 2024 4:29:50
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...
09 03 2024 16:33:37
Урок проведен по технологии творческих мастерских. Основные идеи мастерских состоят в том, чтобы создать условия учащимся для индивидуального выдвижения идеи и ее развития как в индивидуальной, так и групповой работе. В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы....
08 03 2024 12:13:51
При изучении истории очень важно сформировать представления не об отдельных фактах или явлениях, а о процессе в целом. Начинать нужно как можно раньше. В данном уроке с пятиклассниками мы рассматриваем геополитические факторы (не называя их) - комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, влияние ее на занятия, быт, отношения с соседями, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций....
07 03 2024 11:49:25
Цели урока: обобщить и систематизировать знания об этапах философии, формировать навыки самостоятельно делать выводы, анализировать и проецировать знания о проблемах «того» времени на современность; выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий; провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему изученному разделу....
06 03 2024 11:27:42
Урок обществознания по теме "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием ИКТ. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления. ...
05 03 2024 10:39:13
В основу статьи положен местный краеведческий материал, воспоминания жителей об истории своего поселка. Подчас достаточно сложно разобраться в сложных исторических фактах и событиях. Уроки и внеклассные мероприятия призваны помочь школьникам осмыслить как положительное, так и отрицательное в событиях отечественной истории. Представленный в статье материал – результат большой поисковой работы....
04 03 2024 3:59:24
На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П.А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги....
03 03 2024 10:58:15
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
02 03 2024 7:15:42
Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....
01 03 2024 4:39:48
Урок по истории России предназначен для проведения в 11-м классе. Рассмотрены причины, основные противоборствующие силы Гражданской войны. Выделены этапы Гражданской войны, которым дана общая хаpaктеристика. Выявлены причины победы "красных" и поражения "белых" в вооружённом противостоянии. Присутствует электронное приложение к уроку. ...
29 02 2024 11:11:19
Урок способствует развитию критического мышления учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их роли в мировой истории; способствует развитию мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого, помогает формировать навыки работы учащихся с книгой, картой, таблицей, историческими источниками....
28 02 2024 2:15:20
Цели курса: научить учащихся работать с компьютерными дисками по истории Отечества и на этой основе углубить их знания по предмету, расширить круг знаний по национально-региональному компоненту. ...
27 02 2024 18:47:28
На уроке закрепить первоначальные знания учащихся об истоках антигитлеровской коалиции и ее деятельности в 1941–1943 годах. Учащиеся знакомятся с материалом о причинах сотрудничества между странами Запада и СССР, встречах «большой тройки» и их историческом значении....
26 02 2024 23:20:46
Занятие направлено на формирование патриотических чувств у молодежи, воспитание ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа к историческому наследию. Оно рассказывает об основных событиях Великой Отечественной войны, о нащих земляках – участниках войны и тружениках тыла....
25 02 2024 0:45:14
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
24 02 2024 5:22:54
Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....
23 02 2024 19:47:15
Цель урока: формировать целостное представление об истории древней Британии и средневековой Англии....
22 02 2024 18:58:16
Данный спецкурс охватывает очень обширный период отечественной истории - с 1700 по 1917 год, от петровских реформ и становления Российской империи до ее краха в 1917 году. В рамках спецкурса предполагается рассмотреть лишь одну из сторон данного исторического этапа - становление, развитие и крах российской армии, ее славные победы и трагические поражения. ...
21 02 2024 11:12:46
Преподавание спецкурса "Мы - славяне" ведется в школе с 2000 года. Курс способствует формированию у обучающихся чувства национального самосознания через изучение мифологии, фольклора, быта наших предков - древних славян. Предложенный урок относится к изучению раздела "Жилище" и содержит элементы поисковой краеведческой деятельности. Занятие имеет большое значение для понимания того, что жилище является воплощением мифологического мировоззрения наших предков. В процессе преподавания осуществляется межпредметное взаимодействие уроков истории, литературы, изобразительного искусства, с науками: филологией, этимологией и фольклором и этнографией. ...
20 02 2024 16:13:44
В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой......
19 02 2024 20:29:47
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
18 02 2024 22:57:37
Урок окружающего мира в 4-м классе по программе А.А. Плешакова к учебнику «Мир вокруг нас», часть 2. Цели урока: сформировать представления о войне 1812 года; развивать познавательный интерес, умение делать выводы; воспитывать чувство патриотизма к своей Родине....
17 02 2024 12:17:55
Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....
16 02 2024 12:51:59
Урок проводится как театрализованное представление в форме судебного заседания. Требует от участников активной познавательной деятельности, способствует сотрудничеству учителя и учащегося. Проведение урока поможет формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности. Неформальная обстановка дает возможность учащимся свободно мыслить, делать высказывания, дополнять, задавать вопросы....
15 02 2024 22:26:26
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
14 02 2024 2:41:47
Цели урока: познакомить учащихся со структурой избирательной системы Российской Федерации; содействовать формированию активной гражданской позиции молодого поколения по вопросам политической и правовой культуры общества; развивать умение решать проблемные задачи и навыки исследовательской работы....
13 02 2024 2:51:54
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
12 02 2024 12:49:25
Один из способов развития одаренности детей – урок-турнир. Турниры – это не только состязания духа, силы и интеллекта, но и увлекательное романтическое приключение, погружение в исторические или фантастические реалии той или иной культуры. На таких уроках дети имеют возможность раскрыть свои способности, таланты, проявить самостоятельность и создать что-то свое. Такие занятия требуют тщательной подготовки, продумывания заданий с учетом возможностей учащихся....
11 02 2024 17:35:21
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
10 02 2024 1:19:23
Открытый интегрированный урок по ИЗО, истории и МХК, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей ИЗО и МХК, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....
09 02 2024 22:11:28
Данное мероприятие является одной из форм организации работы с краеведческим материалом, способствующей привитию устойчивого интереса к истории своего края. Носит занимательный хаpaктер с элементами соревнования. Развивает познавательные способности учащихся., умения работы в комaнде. ...
08 02 2024 19:44:31
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
07 02 2024 16:10:48
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
06 02 2024 10:53:13
Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интеpaктивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО....
05 02 2024 23:40:30
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
04 02 2024 8:21:39
Выполнение творческого задания во время работы в малых группах – создание коллажа на заданную тему. («Социальные роли личности», «Национальный вопрос», «Богатые и бедные», «Современная семья». ) Ученики должны по теме отобрать и вырезать материал из журналов, соединить в коллаж. Развивает образное мышление, учит работе в группе. Позволяет обобщить пройденный материал и подвести итоги....
03 02 2024 20:12:13
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
02 02 2024 3:26:12
В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
01 02 2024 17:31:43
История – это не просто увлекательная наука. Это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, было много ошибок, много плохого и хорошего… Мне бы хотелось, чтобы моим детям передалась моя любовь к истории. Я очень надеюсь на то, что в их сердцах будет гореть огонь любви к своей Родине, к своему народу. Верю, что они будут уважать ее историю, помнить ее традиции. А я постараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских сердцах этот огонек… На уроках я на примерах прошлого и настоящего хочу воспитывать гражданина, патриота своей Родины, обогащать душу и подготавливать ребенка к вхождению во взрослую жизнь....
31 01 2024 5:33:43
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
30 01 2024 6:38:24
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
29 01 2024 14:34:19
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::