Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс
Приложение
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
- способствовать формированию знаний об истории возникновения Ижевского завода;
- познакомить учащихся с жизнью и деятельностью А.Ф.Дерябина и С.Е.Дудина;
- формировать систему знаний об историко-архитектурных памятниках города;
- воспитывать чувство гордости и уважения к истории родного города, родного края;
- продолжить формирование познавательных умений – умения самостоятельно формулировать вопросы к тексту, самостоятельно добывать знания, используя различные источники.
Оборудование: карта-схема «Ижевск – столица Удмуртии», подборка иллюстраций, фотографий, открыток по теме «Ижевску – 250 лет», портреты А.Ф.Дерябина и С.Е.Дудина; компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация-викторина.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний по теме.
- Изучение нового материала.
- Закрепление темы.
- Итог урока.
I. Организационный момент.
Учитель. Нашему родному городу 250 лет. Много это или мало? Внешний вид и духовный облик города, как и человека, зависят от «времени и места рождения», от «биографии», от всего, что зовется историей. Мы – ижевчане, мы любим свой город и гордимся им. А что мы знаем о его истории?
II. Актуализация знаний по теме.
Вопросы:
- Когда был основан Ижевск?
- Как он назывался в 18 веке?
- Кого считают основателем Ижевского оружейного завода?
- Когда он был основан?
- Кто такой С.Е.Дудин?
- Назовите известные вам историко-архитектурные памятники Ижевска 18-19 вв.
III. Изучение нового материала.
- Вводное слово.
- Самостоятельная работа в группах.
- Проверка работы групп.
- Беседа по теме и записи в тетради.
1. Вводное слово.
Учитель. Чтобы лучше узнать историю города, историю людей, которые внесли большой вклад в его становление, развитие, а также познакомиться с историческими достопримечательностями столицы Удмуртии, класс разделится на 3 группы, каждая из которых получит свое задание.
2. Самостоятельная работа в группах.
Учитель делит класс на 3 группы, которые садятся вместе и получают задания. Пакет заданий состоит из текста по теме задания, иллюстративного материала и самого задания.
Задания для 1 группы:
- Прочитать текст (текст в виде раздаточного материала) об истории основания Ижевска и оружейного завода.
- Выступить с рассказом о прочитанном материале, используя иллюстрации и карту-схему Ижевска.
- Составить 6 вопросов по тексту.
- Задать вопросы учащимся класса и проверить их ответы.
Задания для 2 группы:
- Прочитать текст о жизни и деятельности А.Ф.Дерябина и С.Е.Дудина
- Выступить с рассказом о прочитанном материале, использую иллюстрации и портреты.
- Составить 6 вопросов по тексту.
- Задать вопросы учащимся класса и проверить их ответы.
Задания для 3 группы:
- Прочитать текст об историко-архитектурных памятниках г. Ижевска (заводская плотина, главный корпус оружейного завода, Александро-Невский собор, Свято-Михайловский собор, Арсенал).
- Выступить с рассказом о прочитанном материале, использую иллюстрации, фотографии, открытки.
- Составить 6 вопросов по тексту.
- Задать вопросы учащимся класса и проверить их ответы.
Во время того, как группы готовятся к выполнению своих заданий, учитель подходит к каждой и дает советы по тому, как лучше подать материал, как правильно сформулировать вопросы, как описать иллюстрации и т.д.
3. Проверка работы групп.
Выступает каждая группа, ребята сообщают классу о прочитанном материале, используя в рассказе наглядность, задают составленные вопросы и проверяют учащихся класса на правильность ответов и внимательность.
4. Беседа по теме и записи в тетради.
Учитель. Все группы справились с заданиями, были активными и внимательными. Что вы узнали нового на уроке об истории Ижевска?
После того, как учащиеся ответят на этот вопрос, учитель предлагает сделать записи в тетради.
Записи в тетради:
- 1760г. – возникновение Ижевского железоделательного завода.
- 1807г. – основание оружейного завода.
- А.Ф.Дерябин – основатель Ижевского оружейного завода.
- С.Е.Дудин – первый архитектор Ижевска.
- Арсенал – место хранения оружия.
- Плотина – сооружение, которое перекрывает реку и делает запруду на реке.
- мастеровые – рабочие завода.
IV. Закрепление темы.
Вариант I. Выполнение заданий.
Учитель. Выполните задания:
Задание №1. Заполните пропуски в тексте.
Основание Ижевского завода относят к _________ году, строительство его находилось в прямой зависимости от разработки_________ руд на _________. Основателем оружейного дела на заводе был ______________. Ижевский оружейный завод был основан в ___________ году. Первым архитектором города__________ был _____________. Ижевское оружие било врага во время ______________ войны 1812г. Славные традиции ______________ продолжили их потомки в 20 веке, которые создавали вооружение для Советской Армии в годы Великой _________ войны______-1945 года.
Задание №2. Составить рассказ, в котором будут использованы следующие слова: Ижевск, оружейный завод, Дерябин, Отечественная война1812 года, железоделательный, завод, мастеровые, водяные колеса, железо, ружья, арсенал, древесный уголь, плотина, поселок, кузница оружия, русская армия.
Вариант II. Просмотреть презентацию «Город, в котором живу» и ответить на вопросы викторины.
V. Итог урока.
Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:
- Назовите самые интересные вопросы (оценки за вопросы).
- Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).
- Поставим оценки за работу в группах (оценки за подготовку заданий).
Рефлексия: Что понравилось? Что не понравилось? Почему?
Домашнее задание (на выбор):
- написать творческое сочинение на тему «История города – история моей семьи».
- оформить газету на тему «Ижевску – 250 лет».
- составить вопросы викторины по теме «Мой город родной».
Литература для учителя:
- Владимирова Р.А., Никулина Т.Е. История Удмуртии в школе. Ижевск, 2007.
- Памятники Отечества. Полное описание России. Удмуртия. Альманах. /Сост. Т.Князева. М, 1995, №1-2.
- Ижевская старина: Учебное пособие / сост. С.Л.Зуева. Ижевск, 2005.
- Шумилов Е.Ф. Архитектура Ижевска. Ижевск, 1978.
- Шумилов Е.Ф. Город на Иже. Ижевск, 1990.
- Интернет-ресурсы: История Ижевска http://izhistory.ru/; Ижевск http://ru.wikipedia
Современный урок истории и обществознания немыслим без документов, первоисточников. Я часто использую в своей системе работы уроки-пpaктикумы, пpaктические занятия, построенные на изучении документов. Ведущей дидактической целью пpaктических занятий является формирование пpaктических умений.
В своей работе я поделилась опытом организации самостоятельной работы с документами, с применением информационных технологий.
...
01 02 2023 16:47:38
Проект содержит элементы проблемного, исследовательского, группового и индивидуального методов обучения, что обеспечивает интерес учащихся и достижение высокого уровня усвоения содержания учебного материала, проектирование собственной образовательной траектории в вопросе профессионального самоопределения с использованием современных источников информации и публичное представление результатов своей работы.
...
31 01 2023 8:58:55
Урок по истории России XIX в. в 8-м классе, на котором создается эмоциональное настроение при помощи музыкальных средств. Разговор с учителем создает у школьников представление о войне как о страшном событии в жизни человека. В течение урока идет составление алгоритма на тему «война».
...
30 01 2023 11:18:43
В ходе урока учащиеся, используя исторические документы, должны выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян....
29 01 2023 0:11:29
Рассказ о зарождении городов в Средние века в Европе не обходится без красочных описаний тех мест, где они возникали, причин, по которым они возникли именно там, и происхождения их названий. Пробудить интерес к данной теме можно, использовав широкий арсенал методических приемов и средств не только учителя истории, но и учителя английского языка, дав детям возможность в наибольшей степени проникнуться атмосферой тех лет....
28 01 2023 12:21:41
Предлагаемый конспект урока предназначен для обучающихся 6-х классов. Урок был проведен дважды, во втором случае – усложненный конспект (ранее на уроке были рассмотрены вопросы методики подготовки и проведения экскурсии), и проведенные детьми экскурсии были с интересом приняты на уроке....
27 01 2023 12:53:15
Женщина в политике - явление редкое. В работе анализируется роль женщины в современной политике. Раскрывается положительное влияние женщин-политиков на решение различных вопросов, сравнивается их государственная деятельность, показана их женская судьба жены, матери, бабушки. Жизнь женщины-политика - это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать....
26 01 2023 6:31:22
Специфика образования Черниговского района объясняется глубокими историческими процессами, протекавшими в России в конце
ХIХ–ХХ вв. Исследование обусловлено возросшим интересом к этнокультурной ситуации по России и в отдельных ее регионах. Географическая локализации проблемы исследования нисколько не уменьшает и не сужает значимость темы, так как территория и этнический состав населения Приморского края и Черниговского района отличается динамичностью....
25 01 2023 1:14:32
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
24 01 2023 7:13:46
Урок памяти посвящен одной из важнейших проблем Великой Отечественной войны – проблеме национализма, антисемитизма. Проблема геноцида еврейского народа, Холокоста в годы войны рассматривается на примере отношений нацистов к детям.
...
23 01 2023 15:13:31
Форма урока - путешествие во времени. Учащиеся представляют себя учениками древнеегипетской школы. Учитель проводит четыре урока: письмо, арифметика, геометрия, астрономия, на которых раскрываются особенности египетской письменности, показаны ее сложности. Дети знакомятся с историей ее дешифровки. Пятиклассники узнают особенности египетского счета и системы мер. Работают с таблицей, сравнивая древнеегипетский и современный календарь.
...
22 01 2023 18:48:45
Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интеpaктивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....
21 01 2023 20:45:46
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
20 01 2023 19:47:17
Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....
19 01 2023 11:48:44
Цели урока: углубить и систематизировать материал по темам «Сталинский режим» и «Брежневская эпоха»; обобщить экономические и общественно-политические черты советского общества....
18 01 2023 4:53:46
Повторительно-обобщающий урок с целью итогового повторения и проверки знаний. Повторение проводится в форме исторического турнира.
...
17 01 2023 9:54:36
Интеллектуально-правовая игра ориентирована на учащихся 9–11-х классов. Сегодня эти старшеклассники еще не являются избирателями, но пройдет год и многим из них придется делать выбор. В основе игры лежит законодательная база, а игра поможет в интересной игровой форме изучить материал по этому вопросу. Игра апробирована в межвыборный период и проведена на межмуниципальном уровне при поддержке городской территориальной избирательной комиссии....
16 01 2023 19:21:21
В школе проводится диагностика ценностных ориентаций старшеклассников по
методикам М.Рокича, Фридмана, О.Е. Лебедева. Исследования показали, что произошли
изменения в выборе ценностных ориентаций ребят. На уроках учащиеся вступают в
прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим
персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте участников....
15 01 2023 13:42:50
Методическая разработка основана на исследовательской и проектной видах деятельности, содержит в качестве приложений две презентации. Разработка открывает широкое поле деятельности для творчески работающих учителей, т.к. позволяет использовать краеведческий материал в рамках Отечественной истории....
14 01 2023 11:53:49
Образовательная цель урока — расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление «железного занавеса» в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет.
...
13 01 2023 16:57:26
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
12 01 2023 12:56:18
Рынок, рыночные отношения присутствуют в нашей жизни каждый день, касаются каждого человека. Знание законов рыночной экономики помогает правильно оценить ситуацию и принять в каждом случае верное решение....
11 01 2023 8:54:54
В процессе работы главной целью являлось: повышение гражданской ответственности и правосознания молодого поколения путем включения его в процессы, направленные на развитие демократии и правового государства в России; формирование в молодежной среде идеологии, направленной на повышение «профессионализма» деятельности, направленной на продвижение ценностей прав человека....
10 01 2023 7:21:13
Методическая цель урока: создание условий для личностного осмысления учебной информации о русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Задачи: выявить причины, ход, итоги войны; развить умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать материал; воспитать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма....
09 01 2023 7:39:40

Цель интеллектуальной игры, посвященной двум знаменательным датам: обогатить знания учащихся об эпохе, хаpaктерах людей, народном духе XIX века. Игра построена по типу телепроекта "Умники и умницы"; учащимся заранее объявлена тема, предложен список литературы для повторения. Количество участников ‒ 15–20 человек....
08 01 2023 18:41:37
Работа подготовлена к научно-пpaктической конференции по истории. Данный материал можно использовать для подготовки к внеклассному мероприятию по истории, к классному часу по данной тематике, использовать на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война. В конспекте работы используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
07 01 2023 9:12:12
Урок-исследование проводится для учащихся 2-го курса. Методическая цель – отработка методики развития способов умственных действий: обобщение, классификация, суждение, умозаключение, анализ, систематизация. Урок построен на самостоятельном анализе учащимися исторических документов (в приложении указаны отдельные примеры )....
06 01 2023 0:20:29

Урок закрепляет знания учащихся о средневековом городе, его устройстве, занятиях населения, управлении городами, борьбе городов с сеньорами. Знакомит учащихся с историей некоторых итальянских городов и их расцветом в период Крестовых походов. Элементы театрализованной игры урока развивают творческие способности учащихся....
05 01 2023 3:24:39
Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....
04 01 2023 9:55:11
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
03 01 2023 22:49:28
В статье сделана попытка дать обзор названий ряда крупных населенных пунктов Краснодарского края в связи с историей их возникновения. Применение данных топонимики на уроках истории позволит учащимся глубже узнать происхождение названий населенных пунктов, их связь как с жившими ранее на территории края народами, так и с нынешним населением. Приводимые в статье сведения могут использоваться и в курсе отечественной истории XIX – начала XX веков и при изучении др. периодов Отечественной истории....
02 01 2023 6:23:39
Мастерская создаёт условия для "восхождения" каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Главная цель данной мастерской - проанализировать противоречивость экономического развития России.
Использование мультимедийной технологии позволяет расширить информационное прострaнcтво.
...
01 01 2023 13:43:31
На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....
31 12 2022 18:32:36
Урок-игра рассчитан на развитие познавательного интереса молодых избирателей к знаниям в области избирательного права. В виде наглядности выступают документальные материалы избирательной комиссии муниципального образования. Благодаря сочетанию конкурсов и деловой информации из реальной жизни поселения, а также дифференцированному домашнему заданию имеется возможность выбора индивидуальной траектории получения образования.
...
30 12 2022 0:50:15

Учащиеся получают информацию о рассматриваемом явлении на вводном занятии по изучению периода развития России в 1725–1762 гг. Работая с материалом, учащиеся формируют информационные компетенции, анализируют тексты, форматируют тексты в таблицы по заданным критериям. Ученики выполняют интегрированные задания по истории и обществознанию....
29 12 2022 4:39:42
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
28 12 2022 7:21:41
Традиционный урок с элементами ролевой игры из регионоведческого курса "Кубановедение" воспитывает у учащихся чувства патриотизма, гордости за славное прошлое предков. На уроке дети узнают причины, основные события и результаты походов Святослава, а также учатся работать с картой, иллюстративным материалом, монологическим повествованием.
...
27 12 2022 3:56:57
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
26 12 2022 20:12:43
Учащиеся знакомятся с историей развития Чехии в XIV веке. Ученики работают с текстовой информацией, обpaбатывая ее разными способами. На уроке формируются информационные навыки: работа с текстом, составление схем, выделение главной мысли, составление логических цепей....
25 12 2022 16:18:40
В работе представлены особенности организации краеведческой работы в младшем школьном возрасте, в подростковый период и в старшем звене, примеры организации работы на уроке, вне урока, за пределами школы, показаны важность и ценность краеведческой работы в воспитании учащихся....
24 12 2022 1:27:24
Историческая викторина представляет собой дидактическую игру. Автор мероприятия стремился показать ученикам уникальность исторических событий, роль личности в истории как основного двигателя исторического процесса, тем самым желая пробудить интерес детей к изучению предмета и развить творческий подход в изучении интересующих тем и предметной дисциплины....
23 12 2022 16:17:15
В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся. Задания формируют и развивают необходимые универсальные учебные действия учащихся....
22 12 2022 11:52:33
Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...
21 12 2022 18:32:31
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
20 12 2022 21:53:42
Элективный курс для учащихся 11-х классов направлен на познание глобального мира. Изучаемый мир быстро меняется действиями, желаниями и знаниями людей. Чтобы менять мир, нужно знать закономерности его развития. Чтобы управлять будущим, требуется хорошо разбираться в настоящем, зная, как оно возникло из прошлого....
19 12 2022 3:34:27

Урок посвящен 65-летию Победы. Цель мероприятия: показать учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа. Воспитывает патриотизм....
18 12 2022 1:40:33
Задачи урока: познакомить с формами политического участия, показать содержание политической культуры, ее типы, особенности российской политической культуры; развивать умения делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к процессу вовлечения в политическую жизнь страны, выpaбатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, критичность....
17 12 2022 19:10:42
Цели урока: вместе с учениками разобраться и доказать, что петровские преобразования заложены еще в XVII веке; познакомить с выдающимися личностями и вместе выделить их главные заслуги; обратить внимание на введение европейского реформирования России XVII века....
16 12 2022 17:52:11
Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу "Обществознание".
Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....
15 12 2022 1:54:19
Методическая разработка направлена на содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к государственным праздникам России....
14 12 2022 17:21:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::