История школьного обучения
Цель урока: сформировать представление обучающихся об историческом развитии и особенностях школьного образования в различные исторические эпохи, в различных странах.
Ожидаемые учебные результаты:
Обучающиеся должны:
– называть функции школы в обществе в разные
исторические времена;
– объяснять сущность методов обучения,
высказывать собственную точку зрения на
использование разных методов;
– хаpaктеризовать роль школы в развитии
общества;
– понимать, что школа – преемник родителей в
эстафете воспитания;
– свободно оперировать терминами и понятиями
урока.
Основные используемые понятия:
Школа, обучение, функции школьного обучения, риторика, письменность.
Основные виды деятельности обучающихся:
- Беседа;
- Инсценировка фрагмента комедии Д.И. Фонвизина;
- Работа в группах.
Оборудование:
- Учебник А.И. Кравченко “Обществознание” 5класс.
- Презентация “История школьного обучения”.
- Фрагмент комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”.
- Текст для проверки усвоения нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
План.
- Возникновение школы, ее функции в обществе.
- Школа в разные исторические времена, ее роль и методы обучения:
– Древний Египет;
– Древняя Греция;
– Рим;
– монастырские школы;
– как учились на Руси;
– современная школа.
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы приступаем к изучению последней главы нашего учебника “Ребенок в школе”. Эта глава посвящена именно вам – школьникам. Школа перенимает эстафету воспитания у родителей, помогает научить ребенка всем знаниям, которые нужны в современном обществе.
Начать наш урок мне хотелось бы с фрагмента комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”. Небольшая справка для учеников 5 класса об авторе и литературном произведении.
Пока вы будете слушать, подумайте над таким вопросом: “Правы ли герои комедии?” (слайд№2)
Мотивация.
Инсценировка фрагмента комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”. Действующие лица: Митрофан, Простакова, Стародум.
Стародум: Любопытен я бы послушать, чему его выучили.
Простакова: Всему, батюшка, всем наукам.
Митрофан: Вот, грамматике.
Стародум: Что ж вы в ней знаете?
Митрофан: Много. Существительна да прилагательна…
Стародум: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Стародум: Котора дверь! Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Стародум: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит, еще не навешана: так та мест существительна.
Стародум: Так поэтому это у тебя слово Дypaк прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан: Именно так.
Простакова: Что, каково, мой батюшка?
Стародум: Нельзя лучше. В грамматике он силен, я думаю не меньше, чем в истории.
Простакова: То, мой батюшка, он еще сызмальства к историям охотник. Ему истории скотница Хавронья рассказывает.
Стародум: Да не у неё ли вы оба учились и географии?
Простакова (тихо Митрофану): Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери): Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Простакова: Да ты скажи Митрофанушке, батюшка, что за наука география, к чему бы она служила, он ее и расскажет.
Стародум: Описание земли. А сгодилось бы на первый случай и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Простакова: Ах, мой батюшка! Да извозчик-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не господская. Господин только скажи: повези меня туда – свезут, куда изволишь. Без наук люди живут и жили.
Митрофан: Не надобны они.
Учитель: Как вы думаете, правы ли Простакова и Митрофан, рассуждая о науках?
Учитель выслушивает мнение учащихся (эмоциональная поддержка высказавших своё мнение учеников).
Как вы думаете, о чем же мы будем говорить на уроке? Какова его тема?
Запись темы: “История школьного обучения” (слайд№3)
Учитель: Главный вопрос нашего урока:
Зачем нужна школа? (слайд№4)
(Вопрос записывается на доске или высвечивается на слайде).
Беседа по вопросам: (слайд№4)
Зачем люди учатся?
Как вы думаете, как возникла школа?
Могло бы человечество обойтись без школы? Почему?
Сегодня мы побываем с вами в разных исторических эпохах и узнаем, как же учились в школе в разные времена.
Работа в группах. Класс делится на 6 групп. Каждая, используя учебник и знания, полученные в курсе истории, готовит небольшое сообщение об образовании в определенный исторический период в разных государствах (Древнем Египте, Древней Греции, Риме, в монастырских школах, на Руси, на современном этапе) (слайд №5).
Выступления групп с сообщениями (до 3 минут).
Выступление I группы: сообщение “Как учились в Древнем Египте”;
Выступление II группы: сообщение “Как учились в Древней Греции”;
Выступление III группы: сообщение “Как учились в Древнем Риме”;
Выступление IV группы: сообщение “Как учились в монастырских школах”;
Выступление V группы: сообщение “ Как учились на Руси ”;
Выступление VI комaнды: сообщение “Современная школа”.
(Во время выступления каждой группы учитель делает акцент на наиболее значимых фактах, изложенных в выступлении)
После выступления группы – обсуждение с классом услышанного.
Вопросы для обсуждения: (слайд№6,7)
I группа: Почему египтяне хотели, чтобы их дети обязательно учились?
II группа: Какие слова пришедшие из Древней Греции связанны с нашим современным образованием?
III группа: В чем заслуга римской системы образования для последующих эпох?
IV группа: Какую роль в обществе выполняли монастырские школы?
V группа: В чём особенности образования на Руси?
VI группа: Чем отличается современная система образования?
(Качественная и эмоциональная оценка выступлений групп и ответов учащихся)
Учитель: Вернемся к главному вопросу нашего урока и сделаем вывод: (слайд№8)
Зачем нужна школа?
Учащиеся предлагают вывод урока, который после доработки записывается в тетради:
Вывод урока:
Школа необходима для передачи знаний, умений, которыми владеют взрослые, детям, а также для подготовки детей к взрослой жизни.
Закрепление изученного.
Текст (слайд №9).
В Древнем Египте существовали школы для обучения мальчиков. Учили письму и счёту. Из за дороговизны (1)-----------– на нём писали лишь старшие ученики, младшие для письма использовали глиняные черепки.
Профессия (2)---------– в Египте считалась одной из величайших.
(3)------------– в переводе с греческого это слово означает “сопровождающий ребенка”.
Прообразом европейской системы образования стала(4)-------– школа.
В европейские языки слово школа пришло из(5)---------.
Проверьте, правильно ли выполнили задание (слайд№10). Учитель выясняет, как справились с заданием обучающиеся, и дает советы, на что нужно обратить внимание.
Ответы: 1 – папирус; 2 – писец; 3 – педагог; 4 – римская; 5 – Греция.
Проблемное задание (слайд №11).
Учитель: Древняя китайская мудрость гласит:
– Если вы заглядываете на год вперёд, сажайте
рис.
– Если вы заглядываете на десять лет вперёд,
сажайте деревья.
– Если вы заглядываете вперёд на всю жизнь,
обучите человека.
Вопросы: (слайд№11)
- Как вы считаете, почему древние китайцы считали, что обучить человека важнее, чем вырастить рис или посадить дерево? Согласны ли вы с ним?
- Кому могли быть адресованы эти слова сегодня?
Подведение итогов: (слайд №12)
- Что мы узнали нового сегодня на уроке?
- Зачем люди учатся?
- Могло бы человеческое общество обойтись без школы?
Выставление отметок за урок и их комментарий.
Д/З: параграф 18, ответить на вопросы стр.89 № 1-4 устно, №5 письменно.
Презентация
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
18 03 2024 5:25:39
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
17 03 2024 7:51:27
Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....
16 03 2024 14:44:30
Философы и юристы ХIX века считали Российскую самобытность несовместимой с торжеством правового начала. Правовой нигилизм наблюдается и сегодня, что объясняется как незнанием законов, так и корыстным использованием их в личных целях. Из этих факторов исходит задача воспитания правовой культуры и гражданского самосознания учащихся. В данном реферате представлены основные формы уроков, методы и приемы работы по формированию у учащихся УУД....
15 03 2024 8:39:46
Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....
14 03 2024 11:11:32
Автор показывает учащимся взаимосвязь двух школьных предметов на примере повторения и закрепления пройденного материала по истории и введение на его основе новой лексики на английском языке....
13 03 2024 11:23:11
Что являлось главной движущей силой присоединения Сибири: народные массы или государственная власть? Этот вопрос давно интересовал историков, и ответ на него не прост. С одной стороны, в деле присоединения Сибири к России явно прослеживается соблюдение государственных интересов, а с другой - если сосредоточим внимание на деятельности торгово-промыслового населения, приходящего в Сибирь, то увидим, что они первыми, продвигаясь вперед, узнавали о новых землях, открывали их богатства. ...
12 03 2024 18:44:10
Тема «Социализация личности в курсе обществознания» актуальна и важна для современной школы. Предложенный материал имеет большую пpaктическую значимость и может быть использован не только учителем истории, но и классным руководителем, и социальным педагогом. ...
11 03 2024 5:26:18
Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы....
10 03 2024 10:54:43
Урок проводится в рамках программы изучения истории Древнего мира, раздел Древняя Греция. Форма проведения занятия призвана познакомить учащихся с традициями театральных постановок в древности, заинтересовать их истоками этих представлений, вызвать желание сравнить театр древний и современный....
09 03 2024 22:24:22
Все этапы построения урока (мотивация, целеполагание, повторение опopных знаний, приобщение учащихся к получению новых знаний, обеспечение их осознанности и прочности, контроль эффективности обучения и указания по разноуровневому домашнему заданию) психологически оправданы, обеспечивают необходимые условия для продуктивного учебного труда....
08 03 2024 3:26:55
Предложенный материал поможет расширить знания учащихся, полученные на уроке, закрепить знания о причинах и последствиях Великих географических открытий и исторических персонажах данной эпохи....
07 03 2024 10:13:22
На уроке показаны несколько форм возможной организации деятельности учащихся при использовании информационно-коммуникационных технологий, в которые оказываются вовлечены наряду с учителем и ученики, используются материалы не только учебника, справочников, энциклопедий, но и других источников информации и знаний....
06 03 2024 11:33:53
Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени. Именно философское образование является основой мировоззренческого воспитания и фундаментальной подготовки личности в целом....
05 03 2024 22:52:23
Тема Отечественной войны 1812 года является одной из ключевых тем истории России XIX в. Данный урок представляет собой мастер-класс по разработке и написанию проектов. Применение метода проекта на уроке позволяет мотивировать учащихся к более глубокому изучению предмета самостоятельно, то есть развивает предметные компетенции....
04 03 2024 1:43:58
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
03 03 2024 14:56:10
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
02 03 2024 16:47:29
Урок построен на основе просмотра видеофильма "Спартак" К.Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Пpaктическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....
01 03 2024 8:55:41
Цель работы: изучить содержание школьных учебников и дополнительных источников (хрестоматия, архивные документы) и оценить возможности учителя при организации изучения темы плена на уроках и внеклассной деятельности....
29 02 2024 3:52:33
Урок нацелен на то, чтобы определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества. Учащиеся узнают, что такое «профсоюз», каковы принципы его построения и функционирования. Также рассматривается ход развития профсоюзного движения в России. Раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества....
28 02 2024 1:53:15
Изучение основ православия дает возможность приобщиться к истокам культуры нашего народа, помогает себя осознать человеком, знающим свою историю. Для России в ее историко-культурном развитии проблема духовности всегда имела особый смысл, определяемый своеобразием становления ее государственности и формирования....
27 02 2024 2:26:39
Урок истории разработан для учащихся 6-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
26 02 2024 22:32:11
Мероприятие является финальным соревнованием в конкурсе "Лучшие знатоки истории". Участие принимают три комaнды первого и второго курса. Игра включает пять конкурсов: "Историческая мозаика", "Маска, я вас знаю", "Исторические события", "Аукцион", Финал. ...
25 02 2024 6:43:14
Для активизации процесса познания, повышения интереса учащихся к историческому материалу на уроках истории используются разнообразные методические приёмы: работа с историческим текстом, дискуссия, мини-лекция, работа в группах, экспресс-опрос, работа с таблицей, составление развёрнутого и ситуативного плана, синквейна, проблемные задания, игра, таблицы. ...
24 02 2024 12:43:29
Деловая игра "Политические дебаты" - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания, работающих в 10–11-х классах ОУ и преподавателей НПО. Она содержит рекомендации по проведению деловой игры при изучении темы "Политическая жизнь современной России". Материал разработан с учетом последних политических событий страны. Данный методический прием способствует формированию политической культуры, гражданской активности учащихся, развивает умения аргументированных выступлений по вопросам политики....
23 02 2024 8:12:35
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
22 02 2024 21:38:43
Интеллектуальная игра для 6–7-х классов по истории. Составлена на основе популярной телевизионной передачи «Своя игра». В ней отражены темы: Киевская Русь, Новосибирск, спорт, космос, чудеса света, мифы, история вещей. Игра состоит из трех туров. В двух турах представлены шесть тем с вопросами различной степени сложности, что выражается в их стоимости. Цель игры – расширение кругозора, формирование устойчивого интереса к предмету, развитие навыка индивидуальной деятельности....
21 02 2024 17:10:30
Урок мужества как форма внеклассной работы, проведенный в органической связи с учебным материалом, приуроченный ко Дню Великой Победы, дающий возможность каждому сказать своё слово о героях войны, может стать значительным фактором в нравственном становлении подростка как личности, в его самовоспитании, в формировании нравственного идеала, в воспитании настоящего патриота....
20 02 2024 7:45:58
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
19 02 2024 8:57:58
Урок закрепления с целью проверить уровень знания учащихся, выяснить насколько хорошо усвоена тема, формировать у учащихся умения работать с картой, схемой, документами; воспитывать добросовестность и чувство коллективизма....
18 02 2024 11:25:54
Данный урок истории ставит своей задачей закрепление полученных знаний; формулирование понятия «цивилизация»; выделение основных признаков и этапов цивилизации. ...
17 02 2024 21:42:35
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
16 02 2024 2:20:43
Школьные годы - удивительное время, когда учащиеся делают открытия, познавая мир во всем его многообразии, учатся уважать прошлое, ценить настоящее и думать о будущем. Цель урока: сформировать знания у учащихся о возникновении итальянских колоний на черноморском побережье....
15 02 2024 7:28:24
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
14 02 2024 5:27:28
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
13 02 2024 20:55:20
На уроке учащиеся знакомятся с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» УК РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений. Урок способствует развитию навыков работы с нормативными документами, составления тезисов по ходу урока; умений давать отзыв на ответы других учащихся, участвовать в обсуждении, применять знания при анализе проблемных ситуаций современного общества....
12 02 2024 10:38:13
Урок приглашает к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, опираясь на знания. Это дает возможность понять, как в недрах прошлого вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс....
11 02 2024 9:36:23
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «История» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нестандартного подхода к учебе, ему удастся заинтересовать ученика в дополнительных знаниях. В викторине присутствует несколько творческих конкурсов, что поможет учащимся реализовать полностью свой потенциал. Также новым здесь будет и видеоконкурс, состоящий из отрывков мультфильмов на тему «Мифы Древней Греции»....
10 02 2024 13:33:45
История средних веков. Урок постановки и решения учебной задачи по технологии развивающего обучения с применением ИКТ. Приемы организации РО являются не только методом изучения новых знаний учащимися, но средством их развития: обучение выстраивается через самоконтроль, самооценку, самоанализ, учащиеся учатся управлять своим собственным развитием. Процесс познания и усвоения познаваемого проходит в самообучении, на основе и посредством активной субъектной позиции ученика....
09 02 2024 1:24:47
Урок разработан с учетом того, что учащиеся должны получить не только новые знания, но и отработать навыки, необходимые для сдачи ЕГЭ по обществознанию. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о понятии «личность», о факторах ее формирования....
08 02 2024 13:41:56
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
07 02 2024 19:29:32
В статье речь пойдёт об игре Блеф. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы. Блеф потому, что вопросы построены по типу: верите ли вы, что? И не зная точного ответа на вопрос, можно к нему прийти в ходе рассуждения....
06 02 2024 4:42:44
Сборник содержит набор инструкций и заданий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника и источниками на уроках истории и обществознания. Материалы сборника можно использовать для работы на разных ступенях обучения....
05 02 2024 17:12:54
Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры "Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д. ...
04 02 2024 14:15:43
Урок на тему «Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....
03 02 2024 19:22:33
Пpaктическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки....
02 02 2024 2:33:48
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
01 02 2024 5:30:25
Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте ХХ века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы....
31 01 2024 9:38:27
Игровые методы на уроках используются для активизации познавательной деятельности студентов. Использование различных по сложности заданий позволяет вовлекать в работу пpaктически всех учащихся, при этом обеспечивается оптимальный уровень активности участников и выполняется такой объем работы, который в обычных условиях трудно реализуем. Игра, помимо образовательной цели, несет воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
30 01 2024 8:34:20
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
29 01 2024 6:11:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::