Урок с элементами ролевой игры "Выбор веры князем Владимиром"
Цель – установить причины обращения князя Владимира к христианству. Показать своеобразный спор религий, в ходе которого отдается предпочтение православию.
Задачи:
– развивать способности выступать, убеждая в правоте своих взглядов;
– обучить умению приводить аргументы “за” и “против” той или иной религии;
– воспитать в духе толерантности.
Предварительно учащиеся получают тексты с монологами действующих лиц. Остальные учащиеся разделены на бояр, горожан, крестьян. Эксперты оценивают выступления учащихся при подведении итогов.
Ход урока
Учитель знакомит учащихся с темой урока и предлагает высказаться по поводу того, что предстоит решить на уроке.
Ученики. Какую веру выбирает князь и почему?
Учитель. Нам надо в этом вопросе разобраться. Ведь сейчас интерес к религии возрастает. Открыт православный храм в нашем поселке. Значит, в этом нуждаются люди. В жизни во что-то надо серьезно верить. Не зря говорят, на Бога надейся, да сам не плошай.
Предлагаю выслушать представителей религий, которые будут убеждать князя Владимира принять именно их веру на Руси. А вы будете боярами, горожанами и крестьянами. Вам предстоит вместе с князем принимать ответственное решение – какой вере быть на Руси.
Приглашается иудей. Выступление:
Религия моего народа – иудаизм. У нас самая древняя и самая знаменитая религия. Мы считаем себя богоизбранным народом. Родина наша – Палестина. Бог наш – Яхве. Он нам указал пути спасения человечества, выполняя его заповеди. Бог обещал возвеличить еврейское государство, будет тогда установлено царство Божие на земле.
Учащиеся в лице бояр, горожан, крестьян высказываются о положительных и отрицательных чертах иудаизма. Могут быть приведены самые разнообразные хаpaктеристики: от имени бояр – “Поостеречься надо, слишком уж возносятся над другими, как бы худа не вышло”. От имени горожан – “А нам и без этого бога неплохо живется, у нас своих богов достаточно”. От имени крестьян –“ Да мы свои праздники ни на какие не променяем”.
Князь Владимир приглашает для выступления мусульманина.
Мусульманин. Наша религия называется ислам. Мы верим только в одного бога Аллаха. Других богов не признаем. Молимся, опускаясь, на колени, на коврик. У нас жизнь идет по строгим правилам. За воровство отсекают руки. Запрещается употрeбление вина и свинины. Мусульманину разрешено иметь 4-х жен. Каждый мусульманин должен совершить за свою жизнь паломничество в Мекку на Аравийский полуостров. У нас все в жизни происходит по велению Аллаха. Человек зависит от его воли. Мы ведем войну против неверных. За гибель в священной войне мусульманин обязательно попадет в рай.
Учащиеся высказываются по поводу услышанного от мусульманина. Могут быть приведены такие высказывания – “Да мы свиней выращиваем, что ж нам их теперь не есть. Слишком суровые законы – человеку руки рубить! И воевать стараются против всех. В такую жару в пустыню идти нам в паломничество не хочется. А как нам 4-х жен прокормить? А 4 тещи?!”.
Князь Владимир приглашает католика.
Католик. Мы придерживаемся католической веры. Главный над нами – папа римский. Он живет в Италии в Папской области. Его власть настолько сильна, что его слушаются и повинуются императоры. Один из императоров 3 дня вымаливал прощение, стоя на коленях. На 4 день папа его принял как раскаявшегося грешника. В наших храмах – статуи, молимся, сидя на скамьях, платим за обряды. Наша церковь самая богатая, у нас сокровищ больше, чем у императоров.
Учитель. Определите, что не понравилось князю Владимиру в католической церкви?
Ученики высказывают свои предположения – Главным считается папа римский, а не император. А князю Владимиру надо быть главным над всеми князьями.
Князь Владимир приглашает византийца.
Византиец. В нашей церкви – храме святой Софии выражают уважение Иисусу Христу. Великомученица София и ее малые дети не отреклись под страхом пыток от Христа. И в смолу кипящую их кидали, и слабые детские ручонки побивали. И вознеслись они на небо с именем бога
Мы научим вас иконописанию. До каких пор русскому человеку придется укрываться по лесам подобно диким, невежественным варварам да молиться на деревянных истуканов. Слышал я, что в жертву им приносят людей. Не подобает это делать человеку! Обращайтесь в нашу веру, люди русские!
Порядок и процветание будет на Руси. Князь ваш киевский примет от небесного владыки власть и проявит заботу о вас, как о чадах своих.
Учитель. Определите, могла ли византийская вера придти по душе князю?
Учащиеся могут привести такие мнения – Укрепление государства будет зависеть от крепкой княжеской власти. Ведь получит власть от самого бога. Ему надо подчиняться.
Учитель объявляет: К киевлянам явился волхв.
Волхв. Князь Владимир, лицом ты просветлел! Не поддавайся искушению стать поверх всех на земле Русской. Мы не поступимся своей верой. Не позволим поганым византийским речам дойти до сердца русичей. Не дадим в обиду наших богов – Перуна, Даждьбога, Стрибога, Велеса. Мы сами защитим землю, лес, реки от иноземных напастей.
Учитель. Как вы думаете, чем привлекало язычество русских людей?
Могут быть приведены ответы учащимися – Веселые праздники в разные времена года, беседы с волхвами о заступничестве перед богами, приношения богам.
Теперь послушаем князя Владимира и определим, почему он выбирает в качестве истинной веры православие.
Князь Владимир. Я из всех религия выбираю православие Византийской империи. Почему эта религия будет по душе русскому человеку? Иисус Христос пострадал за весь род человеческий, за нас с вами. Бог велел терпеть, сносить все тяготы в жизни достойно. Все люди, богатые и бедные, равны перед богом. Бедным людям приходится тяжело, поэтому они за свой труд тяжкий попадут в рай. И богатый человек может попасть в рай, если будет помогать бедным и пожертвует на строительство храма.
Бог ко всем людям относится, как к чадам своим. Он возлюбил нас, и мы должны отвечать ему любовью.
Бог даст мне власть над людьми, меня, как бога, подобает слушаться.
Чтобы никаких идолов больше не видел! Сжечь, утопить, разрубить этих деревянных истуканов! Волхвов непокорных прогнать. Давно запрещено приносить человеческие жертвы Перуну.
Доколе мы будем необразованными, дикими людьми? Над нами вся Европа смеется, нехристями называет. Меня за правителя Руси не считают, варваром величают. Не буду такой позор терпеть, вас заставлю креститься.
Учащиеся приводят такие ответы заинтересованности князя в православии.
– Эта вера заставляет человека быть крепче в борьбе с невзгодами, трудностями, испытаниями. Она закаляет его дух.
Все люди чувствуют себя равными и не злятся друг на друга, богатые и бедные.
Все подчиняются в государстве власти князя, как наместника Бога на земле.
И также государство русское станет в один ряд с христианскими европейскими государствами, повысится его роль.
Эксперты оценивают выступления учащихся по следующим критериям: активность, правильные полные ответы, существенные дополнения, задаваемые вопросы, оригинальные суждения, умение слушать выступающего.
Эксперты просят высказаться по проблеме: Новая вера – православие была принята на Руси в 988 году. Почему же тогда Путята и Добрыня крестили в Новгороде мечом и огнем?
Предлагают объяснить происхождение названия улицы в Киеве – Крещатик.
Закрепление: Почему выбрано православие в качестве государственной религии в отличие от иудаизма, ислама, католичества, язычества?
Выставление отметок учащимся с комментариями – за активность, за полные аргументированные ответы, за оригинальность высказываний.
Домашнее задание – найти недостающие положения значения принятия христианства на Руси по тексту параграфа № 5 на стр. 41. Ответ оформить в виде рисунка.
Поговорить с родителями, каково их отношение к православию. И подготовить устный ответ “Мнение взрослого человека”.
На уроке предлагается в процессе дискуссии попробовать разобраться в первичных, основных чертах национального хаpaктера русского народа....
18 03 2024 19:49:16
Урок-исследование проводится для учащихся 2-го курса. Методическая цель – отработка методики развития способов умственных действий: обобщение, классификация, суждение, умозаключение, анализ, систематизация. Урок построен на самостоятельном анализе учащимися исторических документов (в приложении указаны отдельные примеры )....
17 03 2024 13:52:34
Рациональным зерном урока явилась постановка и решение проблемной задачи, что является новым приёмом для 7-го класса. Ребята благодаря цепочке выводов по отдельным моментам урока сумели дать исчерпывающий интересный ответ на проблемный вопрос. Данный урок расширил кругозор учащихся и дал новые знания о труде и системе оплаты труда....
16 03 2024 6:44:27
Зачастую обучаемые испытывают страх и неуверенность в том, что им по силам усвоить такой объем. Задача педагога – научить ребят управлять информацией и уметь ее усваивать. Для этого на своих уроках автор обучает учеников умениям передавать содержание текста в сжатом виде; проводить информационно-смысловый анализ текста; формулировать выводы. Подобранные к уроку задания требуют от обучаемых активного, вдумчивого и внимательного чтения. ...
15 03 2024 1:52:31
Урок гражданственности и патриотизма, проводившийся в школах Краснодарского края в православный день святой Великомученицы Екатерины, приуроченный к 215-й годовщине основания города Екатеринодара - Краснодара. Работа представляет собой подробную методическую разработку урока, проводившегося автором в МОУ СОШ № 65 г. Краснодара. ...
14 03 2024 3:57:12
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
13 03 2024 0:59:13
В 2015 году наша страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, использовать ИКТ. Игра основана на межпредметных связях (литература, музыка, изобразительное искусство). Урок-игра воспитывает патриотизм учащихся....
12 03 2024 13:10:42
Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции. ...
11 03 2024 2:30:25
Периодически оказываются в финансово-экономическом кризисе государства планеты, политики мучительно ищут пути выхода из него. Современная ситуация в России и мире остро ставит вопросы об усилении роли государства в экономике и социальной сфере, о реформах, которые должны проводиться в интересах большинства населения. Видимо, сегодня подтверждается предпочтительность «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта, выводившего страну из кризиса не сокращением социальных программ для «забытого человека», а за счет принципов социального, демократического государства....
10 03 2024 13:49:53
Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний. ...
09 03 2024 3:58:48
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
08 03 2024 4:14:38
Мероприятие – встреча с ветеранами войны и тыла накануне Дня Победы воспитывает патриотизм, уважительное отношение к историческому наследию малой родины....
07 03 2024 17:44:49
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
06 03 2024 21:55:45
На уроке использована технология развития критического мышления, способствующая повышению мотивации учащихся, формированию навыков работы с информацией. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учащихся в группе....
05 03 2024 6:51:10
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
04 03 2024 13:13:40
Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации «Россия на рубеже веков», сайтов Интернета и модели «Шесть шляп мышления». На уроке совершенствуется работа с различными источниками, анализируется полученная информация. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....
03 03 2024 3:17:17
Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора....
02 03 2024 22:16:23
Цель урока: повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVII века; воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; повышение интереса к изучению предмета....
01 03 2024 10:30:38
В работе рассмотрены этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказано, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны....
29 02 2024 11:21:28
Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже XVII–XVIII веков, которую он сыграл благодаря Петру I; выpaбатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России....
28 02 2024 13:43:39
На уроке проверяются, обобщаются и углубляются знания учащихся по истории советского общества за период конца 40-х – начала 80-х гг.; развиваются умения анализировать, сравнивать и давать собственную оценку деятельности правительства во главе с лидером, а также развитию творческого воображения. Решается задача воспитания чувства ответственности за судьбу своего Отечества. Занимательный хаpaктер урока способствует усилению мотивации к изучению предмета....
27 02 2024 15:23:17
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
26 02 2024 22:33:31
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
25 02 2024 14:54:44
На уроке через исторические сведения об орудиях Великой Отечественной войны автор статьи показывает учащимся влияние трудового порыва и творчества на героизм народа. Воспитывает патриотизм и уважение к истории России. В ходе урока представлены как индивидуальные, так и разные модели коллективной деятельности учащихся, воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков....
24 02 2024 1:16:34
Данный урок является ролевым, проблемным по теме "Могла ли Россия стать демократическим государством в 1918 году?"....
23 02 2024 5:36:21
Цель урока является формирование у школьников негативного образа репрессий, актуализация знаний о ее разрушительных последствиях для личности, общества, страны, культуры. На фоне "отрицательного портрета" убедительнее звучат призывы к диалогу, толерантности, разумным компромиссам, сотрудничеству. ...
22 02 2024 1:41:14
Представлены тесты по истории России в 9-м классе по темам: «История СССР в период 1953–1964 гг.» и «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века»....
21 02 2024 8:54:54
Учащиеся знакомятся с условиями жизни рыцарей, их бытом и занятиями. Формируется умение учащихся работать с текстом учебника, делать выводы, отвечать на сквозные вопросы темы, работать в группе; развивается культура здорового образа жизни....
20 02 2024 3:56:17
Новый материал изучается несколькими способами: составление ответа по плану на основе учебника; обобщение фактов, приведенных в сообщении ученика; работа с историческими документами. Значение и недостатки реформ заносятся в таблицу, на основе которой ученики формулируют свою оценку преобразований....
19 02 2024 16:43:40
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
18 02 2024 17:44:56
Урок является составной частью темы "Глобальные проблемы современности" и призван расширить знания учащихся одиннадцатых классов о международном терроризме. Урок проводится с использованием проектной технологии обучения. На уроке раскрываются основные понятия, организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона РФ "О противодействии терроризму", статьями Уголовного кодекса. Важным этапом является презентация проектов учащихся, с предложениями путей решения проблемы современного терроризма....
17 02 2024 0:58:11
Урок посвящен событиям на Курской дуге. Героическим поступкам тех, кто добывал победу. Учащиеся формируют умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, историческими документами, историческими картами, делать выводы....
16 02 2024 18:39:49
Своя игра проводилась с разновозрастными комaндами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм....
15 02 2024 7:55:49
Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....
14 02 2024 6:49:43
В 2015 году г.Новомосковск отмечал 85-летний юбилей. Нельзя жить на родной земле и не знать, что было здесь до нас, не знать о трудах и делах наших предков. У г.Новомосковска была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, похожая и не похожая на другие города, история. Новомосковск внес достойный вклад в материальную и духовную культуру России....
13 02 2024 12:45:48
Урок проводится в форме игры. Игра проводится аналогично телевизионной, но по группам. В ходе игры рассматриваются 6 тем: даты, лидеры государств, персоналии, отношение к войне, участники войны, итоги войны (каждая тема содержит 5 вопросов). Комaнда сообща выбирает тему и вопрос по стоимости. Представитель одной из комaнд – это может быть капитан – называет тему и цену вопроса. Кто будет отвечать на вопрос, решает комaнда. После правильного ответа комaнда засчитывает количество набранных баллов....
12 02 2024 18:23:21
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
11 02 2024 15:31:55
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
10 02 2024 6:58:23
Сценарий открытого урока по истории с элементами театрального действия, цель которого – в яркой, красочной форме познакомить учащихся с историей возникновения Олимпийских игр. Учащиеся в ходе урока познают национальный колорит Древней Греции: звучит греческая музыка, участники театрализованного действия одеваются в костюмы прежней эпохи. На уроке не только изучается и повторяется материал по истории Древней Греции, но и используется дополнительная информация....
09 02 2024 19:32:44
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
08 02 2024 1:50:45
Урок занимает особое место в курсах истории России и всеобщей истории. Перед старшеклассниками на уроке ставится проблема неизбежности войны, ученики предлагают свое видение мирного урегулирования накопившихся разногласий между странами. Ученики изучают документы эпохи, работают с историческими картами, подводят итоги Первой мировой войны, рассматривают последствия для России и для мира....
07 02 2024 6:32:20
Цель проекта состоит в разработке методической системы развития учащимися профильной школы такой компетенции как целеполагание....
06 02 2024 20:25:33
Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение истории своей страны. Полученные знания расширяют представление детей о стране, в которой они живут, о родном городе, воспитывают любовь к родному краю, к Родине. Внеклассное мероприятие для начальной школы (3-й класс) с элементами театрализации помогает детям получить представления о таких понятиях, как "прошлое", "настоящее", "родословная", "семейные реликвии". Полученные знания дети активно используют пpaктически на всех уроках: литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира. ...
05 02 2024 10:51:33
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
04 02 2024 13:29:10
Основная идея программы - изучение побед России в период с IX по XVIII век. Этот период истории России богат победами в самых различных областях жизни. Это победы русской дипломатии, внешней и внутренней политики, достижения в культуре, деятельность отдельных личностей и всего русского народа. Изучение этих побед пробуждает чувство гордости за свою историю и свою страну. ...
03 02 2024 21:34:36
Используемые на уроке поисково-познавательные и творческие задания позволяют приобщить учащихся к историческому прошлому нашей Родины, научить управлять собой в различных ситуациях, развивать творческий потенциал каждого учащегося. В результате дифференцированного подхода происходит сознательное и прочное усвоение системы знаний и умений, развитие познавательных и мыслительных навыков, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Данный урок можно использовать при повторении темы и как внеклассное мероприятие....
02 02 2024 23:16:39
Урок разработан в технологии критического мышления; проводится с целью сформировать представление учащихся о жизни и реформаторской деятельности Петра I, направленной на изменения всех сфер жизни общества в России....
01 02 2024 5:52:32
Цель урока: сформировать представление учащихся о предпринимательской деятельности, ее функциях, роли в развитии экономики страны....
31 01 2024 9:31:54
Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы. ...
30 01 2024 9:17:34
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
29 01 2024 19:16:29
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::