Урок истории по теме "Эпоха дворцовых переворотов"
Тип урока: урок по изучению нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
Методы обучения: словесный, наглядный, исследовательский, познавательный, проблемный.
Цели урока:
1. Образовательная:
– усвоение конкретно-исторических фактов, хаpaктеризующих эпоху дворцовых
переворотов;
– усвоение учащимися важнейших исторических понятий.
2. Развивающая:
– продолжить выработку умений и навыков работы с историческим материалом и
текстом, систематизировать полученные данные в таблицу;
– развивать коллективно-мыслительную деятельность уч-ся.
3. Воспитательная:
– воспитывать культуру общения;
– воспитывать желание отстаивать собственную позицию, используя для аргументации
исторические сведения.
I. Подготовительная часть урока
1.1. Опережающие задания:
– подготовить учащихся для выступления на уроке с историческими портретами императоров и регентов эпохи дворцовых переворотов: Екатерина I, ПетрII, Анна Ивановна, Анна Леопольдовна, Э. Бирон, Елизавета Петровна, ПетрIII (см. А.Данилов “История России IX–XIX вв”, Справочник, М., “Дрофа” 1999 г.)
1.2. Подготовлены:
– раздаточный материал: образец таблицы “Эпоха дворцовых переворотов” (по
количеству уч-ся);
– таблица – схема “Династия Романовых” (родословная);
– электронные видеоматериалы (презентация на тему
“Эпоха дворцовых переворотов”).
Учебники.
- Н.И.Павленко “История России с древнейших времен до конца XIX века”, 10кл. “Дрофа”, М.2008 (основной).
- В.И. Буганов, П.И. Зырянов “История России конец XVII–XIX вв., 10кл., Просвещение, М. 2003 (дополнительный).
- Электронные средства обучения.
- Оборудование для демонстрации х/ф (“Тайны дворцовых переворотов”).
На доске:
– Основные понятия урока – правительственный кризис, дворцовый переворот, гвардия, Верховный тайный совет, кабинет министров, кондиции, регент, бироновщина.
– Домашнее задание:
1) учебник Н.И. Павленко “История России с древнейших времен до конца XIX века” параграф 28 стр. 173 (изучить). Подумать над вопросами № 1, 4, 5 стр.178.
2) Выучить новые определения к понятиям темы “Эпоха дворцовых переворотов”.
II. Ход урока.
Организационный момент:
– Проверка присутствующих уч-ся на уроке.
– Проверка готовности к уроку: наличие необходимого количества учебников,
письменных принадлежностей, раздаточного материала.
– Проверка готовности уч-ся, выступающих с сообщениями на уроке.
Вводно-мотивационный момент.
Вступительное слово преподавателя:
Прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, ответьте на вопрос:
– Как в Русском государстве решался вопрос с наследованием трона (великокняжеского, царского)?
Порядок престолонаследования от отца к старшему сыну существовал на Руси древнейших времен, конечно при условии, если наследник был. Такой порядок просуществовал вплоть до эпохи Петра I . В 1722 году Петр издает указ о престолонаследии, по которому император должен сам назначать наследника. Среди ученных историковедов сложилось мнение, что, скорее всего Петр пошел на этот шаг, опасаясь за судьбу своих реформ, у которых было немало противников, в том числе и сын – царевич Алексей, казненный за измену по приказу царя.
Скоропостижно умирая, Петр не успел сделать завещание и наследника не назначил.
После cмepти императора борьба за трон стала хаpaктерной чертой десятилетий, за 37 лет с 1725 по 1762 г. на русском престоле один за другим побывало 6 императоров.
Этот период крупнейший русский историк В.О. Ключевский позднее назовет “Эпохой дворцовых переворотов”.
Спopная ситуация в вопросе о престолонаследии способствовала усилению политического влияния дворянства, на которое опирались русские монархи.
Начинается острая борьба за власть между придворными дворянскими группировками. В ходе борьбы усиливается то одна, то другая группировка и каждая стремилась “посадить” на трон своего человека. Сегодня на уроке мы познакомимся с этой сложнейшей и интереснейшей эпохой– “эпохой дворцовых переворотов”. Запишите в тетрадях тему урока: “Эпоха дворцовых переворотов”.
Задачи урока:
- Ознакомиться с основными событиями эпохи и личностями императоров.
- Дать оценку правомерности занятий русского престола каждым из претендентов.
- Выявить особенности правления и результативность
- Определить общественно-политическую силу, игравшую главную роль во внутренней политике данного периода.
- Познакомиться и усвоить понятия: Дворцовый переворот; правительственный кризис; гвардия; Верховный тайный совет; Кабинет министров; кондиции; регент; бироновщина;
- Данные исследования систематизировать в таб.лице “Эпоха дворцовых переворотов” (см. Приложение 1)
Изучение нового материала.
План темы:
- Правление Екатерины I.
- Правление Петра II.
- Правление Анны Иоанновны.
- Правление Ивана VI и Анны Леопольдовны.
- Правление Елизаветы Петровны.
- Правление Петра III.
Преподаватель: Мы познакомились с содержанием плана темы “Эпоха дворцовых переворотов”. Соответственно данному плану разработана таблица, которую в ходе изучения материала нам необходимо заполнить (таблица на экране). См. Приложение 1.
Преподаватель знакомит учащихся с содержанием таблицы.
Преподаватель: Ночью, когда Петр I был в агонии, в дворцовом зале высшие чиновники империи вели речь о престолонаследии. Претендентами на высшую власть были императрица Екатерина Алексеевна, супруга Петра I, и Петр Алексеевич, внук Петра I, сын казненного царевича Алексея.
Преподаватель предлагает посмотреть таблицу “Династия Романовых (родословная)” (см. Приложение 2) и найти эти имена.
Первая государственным умом не блистала, но ее поддерживала новая знать (Меньшиков, Толстой и др.) и гвардия, которой она выдала, причем из своих средств, недоданное за 16 месяцев жалованье. Второго, 9-летнего мальчика Петра, хотели бы видеть императором аристократы во главе с князем Д.Голицыным. Волей гвардии на русский престол вошла бывшая портомоя (прачка) из Лифляндии. Воцарение Екатерины I – первый переворот из целой серии дворцовых переворотов в Российской империи. Так кто же такая Екатерина I?
Подробнее нас с личностью императрицы познакомит учащийся (фамилия, имя).
Петр II Алексеевич (1715–1730) – российский император (1727–1730). Сын царевича Алексея Петровича. В начальный период царствования власть находилась пpaктически у А. Меншикова. Однако после падения Меньшикова, Петр II оказался под влиянием старой боярской аристократии. Возвратил из заточения в монастыре свою бабку Е. Лопухину и близких ей людей. Объявил себя противником преобразований Петра I . Находясь под влиянием князей Долгоруковых, собирался жениться на княжне Е. А. Долгоруковой. Однако в разгар приготовлений к коронации и свадьбе заболел и умер. С его cмepтью род Романовых в мужском колене прекратился.
Преподаватель предлагает на основании сообщения и текста учебников продолжить заполнение таблицы ( см. Приложение 1), внести в таблицу сведения об императоре Петре II.
Затем предлагается посмотреть отрывок из х/ф “Тайны дворцовых переворота” режиссера Светланы Дружининой и ответить на вопросы: Каков возраст нового императора? Каковы особенности поведения императора? Под чьим влиянием находится Петр II? Мог ли молодой император самостоятельно принимать решения государственной важности?Екатерина I Алексеевна (урожденная Mapта Скавронская.
(1684–1727) – российская императрица (коронована 7 мая 1725 г.), вторая жена императора Петра I. Родилась в семье прибалтийского крестьянина. В 1701–1702 гг. была замужем за шведским драгуном. При взятии русскими Мариенбурга попала в плен. В 1705 г. стала гражданской женой Петра I, приняла православие. В 1708 г. родила дочь Анну, а в 1709 г. – Елизавету. В 1711 г. участвовала в Прутском походе и находилась вместе с русским отрядом во главе с царем в окружении. По ее инициативе все находившиеся при ней и других лицах драгоценности были переданы для подкупа турецкого визиря с целью выхода из окружения. В память об этом “счастливом избавлении” Петр I учредил орден Святой Екатерины – высший орден, которым награждались женщины. Первым орденом была награждена сама Екатерина. В 1712 г. сочеталась церковным бpaком с Петром I. После cмepти не оставившего завещания Петра I была при активной поддержке Меншикова и гвардейских частей возведена на престол. Правила страной при поддержке учрежденного под давлением ближайшего окружения покойного императора Верховного тайного совета. В числе ее основных мероприятий можно назвать запрещение крепостным крестьянам свободного ухода на промыслы, организацию первой Камчатской экспедиции В. Беринга, подписание союзного договора с Австрией. 6 мая 1727 г. Екатерина Алексеевна умерла.
Комментарий преподавателя.
28 января 1725 года императрицей стала Екатерина I, в возрасте 41 года. Фактическим правителем стал Ал. Меньшиков. Но в помощь Екатерине был учрежден новый государственный орган – Верховный тайный совет, подчинивший себе Сенат, Синод и коллегии. В его состав вошли сторонники Екатерины I Л. Меньшиков, П. Толстой, Ф. Апpaксин, Г. Головкин, Д. Голтцын.
Правительство А. Меньшикова разрешило дворянам открывать мануфактуры, городское самоуправление стало под контроль губернаторов и воевод.
Работа над понятием: Верховный тайный совет – высший орган управления, учрежденный в помощь Екатерины I, объединивший функции Сената, Синода и коллегий.
Преподаватель предлагает учащимся, опираясь на содержание параграфа № 46 стр.48 учебника Буганова В.А, параграфа № 21 учебника Павленко Н.И, данные из сообщения уч-ся, заполнить графы таблицы, хаpaктеризующие правление Екатерины I (распечатки таблицы имеются у каждого уч-ся), см. Приложение 1.
Преподаватель: После cмepти Екатерины I, правившей 2 года, императором становится Петр II.
Учащимся предлагается посмотреть родословную Романовых и проследить родственные связи Петра II по отношению к Петру I.
Преподаватель предлагает прослушать сообщение учащегося о Петре II.
Преподаватель: Скоропостижная cмepть Петра II вызвала правительственный кризис. Со cмepтью Петра II род Романовых по мужской линии прекратился. По предложению князя Д.Голицына Верховный тайный совет пригласил на трон Анну Ивановну, вдовствующую герцогиню Курляндии. Кто же она, Анна Иоанновна? Обратимся к родословной Романовых. (см. Приложение 2)
Определите родственные связи Анны Ивановны с Петром I.
Преподаватель предлагает прослушать сообщение об Анне Ивановне.
Анна Иоанновна (1698–1740) – дочь царя Ивана V.. В 1710–1711 гг. была замужем за герцогом Курляндским, после его cмepти жила в Митаве. После cмepти Петра II члeны Верховного тайного совета приняли решение пригласить Анну на российский престол при условии ограничения ее власти Верховным тайным советом. Согласившись на эти условия, Анна вскоре порвала кондиции и упразднила Верховный тайный совет. Была коронована в апреле 1730 г. Восстановила Сенат. Правила страной при помощи и поддержке ряда иностранцев (Э. И. Бирон, Р. и К. Левенвольде, Б. К. Миних, Г., К. Менгден, и др.). Учредила Кабинет министров. С 1731 г. начала действовать Тайная канцелярия, применявшая жестокие пытки. Анна Иоанновна расширила привилегии дворянства, отменила закон о единонаследии; учредила Шляхетский кадетский корпус; ограничила бессрочную государственную службу дворян 25 годами. Приказала составить опись казенных заповедных лесов с целью их охраны и сбережения. Усилила борьбу с ересями. По ее приказу были открыты духовные семинарии в 16 городах России. В 1738 г. установила cмepтную казнь за богохульство. Провела военную реформу. Но удачная для России война с Турцией 1735–1739 гг. из-за пассивности российской дипломатии не привела к закреплению успеха.
Стремилась закрепить власть за потомками Ивана V. Для этого перед cмepтью назначила преемником внучатого племянника Ивана Антоновича, а регентом при нем до совершеннолетия – Э. И. Бирона.
Преподаватель: Итак, Анну Ивановну пригласил Верховный тайный совет, но поставил ей ряд условий, входивших в “Кондиции” (договор). Новое понятие – “кондиции” записать в тетрадь.
Преподаватель продолжает:
Что же это за условия?
– “В супружество не вступать и наследника не определять”.
– Верховный тайный совет из восьми уже избранных персон содержать, войн без его
согласия ни с кем не вести.
– Мира не заключать.
– Верных поданных ни какими податями не отягощать.
– В знатные чины, выше полковничьего ранга, не жаловать, ниже к знатным делам не
определять.
– У шляхства живота, имения и чести без суда не отнимать.
– Вотчины и деревни не жаловать.
– В придворные чины, как русских, так и иностранцев не производить.
– Государственные доходы в расход не употрeбллять.
Преподаватель предлагает подумать над вопросом:
– Если , перечисленные в кондициях вопросы не должна решать государыня, то кто же, по вашему мнению, будет их решать?
Вот о чем мечтали “верховники”. Даже не об ограниченной монархии, а о полной власти.
В 37 лет Анна Ивановна стала российской императрицей. Воцарившись, она порвала кондиции и стала поступать, как ей было угодно.
Преподаватель предлагает прослушать отрывок из книги Торопцева А.П “Романовы. Начало великой империи”, М., ОЛМА, 2007. стр.152. (Читает эпизоды из жизни Анны Ивановны).
Преподаватель предлагает, используя полученную информацию и текст учебников, внести основные сведения об Анне Ивановне в таблицу (см. Приложение 1)
Преподаватель: Вместе с Анной Ивановной в Россию прибыли немецкие прибалтийские дворяне,
Иноземцы руководили армией (фельдмаршал Б.Миних), коллегией иностранных дел (граф А.Остерман), металлургической промышленностью (А.Шемберг), Академией наук (И.Шумахер).
Фактическим правителем государства стал фаворит Анны Ивановны граф Бирон. Проводимая им политика неслучайно получила название “бироновщина”.
Преподаватель обращает внимание на новые понятия: фаворит и “бироновщина”, предлагает записать их в тетрадь. ( На экране высвечивается полный текст понятий и определений к ним.)
Преподаватель: После cмepти Анны Ивановны правителем становится Иван VI Антонович – трехмecячный ребенок.
Вновь обратимся к родословной Романовых и установим, в каких родственных связях находился Иван VI Антонович по отношению к Петру I.
Предлагается послушать информацию учащегося об Иване VI.
Иван VI Антонович (1740–1764) – император всероссийский (1740–1741). Сын племянницы российской императрицы Анны Иоанновны – мекленбургской принцессы Анны Леопольдовны, правнук Ивана V. 17 октября 1740 г. провозглашен императором всероссийским, а регентом при нем – герцог Э. И. Бирон. После переворота Миниха 9 ноября того же года регентство перешло в руки матери императора Анны Леопольдовны.
А в результате переворота 25 ноября 1741 г. Иван Антонович был свергнут с престола Елизаветой Петровной. Первоначально ею был подписан указ о высылке Ивана Антоновича и его семьи за границу, к родственникам. Однако вскоре все семейство было арестовано и сослано вначале в Дина-мюнде, затем в Раненбург, а позднее в Холмогоры, где Иван Антонович (ему в то время исполнилось четыре года) был изолирован от родственников. В 16-летнем возрасте Иван Антонович был заключен в Шлиссельбургскую крепость, где имя его было неизвестно даже коменданту. Любые его связи с внешним миром были категорически запрещены. Несмотря на это, узник знал о своем происхождении. Указами Петра III, а позже Екатерины II, посещавших его в 1762 г., было предписано ужесточить режим его содержания, а в случае попытки освобождения – не выдать его живым. В ночь на 5 июля 1764 г., когда была предпринята попытка освободить узника, Иван VI был убит. Похоронен в Шлиссельбургской крепости.
Преподаватель обращает внимание уч-ся на понятия “регент”.
И так, мы выяснили, что за малолетнего императора фактическими правителя были: сначала Э.И. Бирон, а затем мама императора Аннам Леопольдовна. Послушаем небольшое сообщение о них.
Бирон Эрнст Иоганн (1690–1772) – правитель-регент при малолетнем Иване VI Антоновиче (17 октября – 9 ноября 1740). Герцог Курляндский и Семигальский. Фаворит императрицы Анны Иоанновны. В последний период ее царствования предпринял обновление гвардий за счет выходцев из податных сословий. Снизил подушную подать, амнистировал осужденных по ряду дел. Запретил ношение придворных платьев из дорогих тканей. Усилил полицейский контроль. В ходе переворота, осуществленного Минихом в пользу Анны Леопольдовны 9 ноября 1740 г., был арестован. Петром III возвращен из ссылки. Умер в Митаве в конце 1772 г.
Анна Леопольдовна (Елизавета Екатерина Христина) (1718–1746) – правительница Российской империи при малолетнем сыне Иване VI Антоновиче (9 ноября 1740 – 25 ноября 1741). Дочь герцога Мекленбург-Шверинского Карла Леопольда и Екатерины, дочери царя Ивана V. В 1739 г. вышла замуж за принца Браунш-вейг-Люнебургского Антона Ульриха. В 1740 г. родила сына Ивана, объявленного Анной Иоанновной наследником престола в двухмecячном возрасте. После cмepти Анны Иоанновны Иван Антонович был провозглашен императором, а регентом при нем стал Э. И. Бирон. 9 ноября 1740 г. Минихом был совершен переворот в пользу Анны Леопольдовны. Делами государства пpaктически не занималась, передоверив это Кабинету министров. После переворота 1741 г. была лишена власти. Умерла в марте 1746 г.
Уч-ся предлагается внести сведения об Иване VI и Анне Леопольдовне в таблицу (см. Приложение 1), опираясь на текст сообщения и текст учебника.
Вопрос: Кто в период царствования Ивана VI при дворе играл главную политическую роль?
Преподаватель продолжает: Мы выяснили, что засилье иноземцев при дворе сохраняется, это вызывает протест у русского дворянства. Осенью 1741 года в столице среди дворянской гвардии возникает заговор в пользу дочери Петра I Елизаветы. Вновь обратимся к таблице с родословной Романовых. Кто она, Елизавета?
Внебрачная дочь Петра I и прачки. От природы дeвoчка была умницей и красавицей. Петр рассчитывал выгодно выдать ее замуж за наследника короля Франции. Но французов такое родство совсем не радовало. Линия Бурбонов уходила в IX–X века. А у невесты в роду конюхи, прачки, да и сама невеста незаконнорожденое дитя. Наследнику французской короны поспешили найти невесту в Испании.
Преподаватель предлагает посмотреть эпизод из х/ф С. Дружининой “Тайны дворцовых переворотов” о Елизавете Петровне. На экране – портрет Елизаветы Петровны и пояснение к нему.
Учащимся предлагается послушать сообщение об императрице Елизавете Петровне.
Елизавета Петровна (1709–1761) – российская императрица (1741–1761). Дочь Петра I и Екатерины I, рожденная вне бpaка. Пользуясь падением авторитета Анны Леопольдовны, Елизавета Петровна при поддержке гвардии осуществила государственный переворот 25 ноября 1741 г., в ходе которого свергла Ивана VI и Анну Леопольдовну. Она восстановила роль Сената, коллегий, Главного магистрата. Отменила cмepтную казнь (1756). Законодательно закреплены привилегии дворян. Вырос авторитет и мощь государственной власти. Активной была и внешняя политика. В ходе русско-шведской войны 1741–1743 гг. Россия получила часть Финляндии. Елизавета заключила антипрусский союз с Австрией. Россия успешно участвовала в Семилетней войне. К России была присоединена Восточная Пруссия. Кульминацией военной славы России стало взятие Берлина (1760). Императрица придавала большое значение развитию русской культуры, образованию и науки. В 1755 г. был открыт первый в стране Московский университет. Была основана Академия художеств, созданы выдающиеся памятники культуры. Оказывала поддержку М. В. Ломоносову и другим представителям русской науки и культуры. В последний период царствования меньше занималась вопросами государственного управления, передоверив его П. И. и И. И. Шуваловым, М. И. и Р. И. Воронцовыми др. В 1744 г. заключила тайный морганатический бpaк с А. Г. Разумовским, от которого, по свидетельствам современников, родила нескольких детей. После cмepти Елизаветы Петровны, появилось немало самозванцев, именовавших себя ее детьми от этого бpaка. Наиболее известной фигурой стала, так называемая, княжна Таpaканова. Официальным наследником престола Елизавета назначила своего племянника (сына сестры Анны) – Петра Федоровича. Умерла Елизавета Петровна 25 декабря 1761 г.
Дополнительный материал.
Преподаватель читает отрывок из книги Торопцева А. “Романовы. Начало великой империи” М. ОЛМА., 2007, стр.160–161(эпизоды из жизни Елизаветы Петровны).
Преподаватель предлагает учащимся внести сведения о Елизавете Петровне в таблицу соответственно графам. Правление Елизаветы Петровны длилось 20 лет. Елизавета назначила своим наследником сына старшей дочери Петра I Карла-Петра-Ульриха, будущего Петра III.
Обратимся к родословной Романовых. Установите родственные связи Петра III по отношению к Петру I.
Преподаватель предлагает послушать сообщение об императоре Петре III (На экране портрет Петра III и пояснение к портрету.)
Петр III Федорович (1728–1762) – российский император (1761–1762). Внук Петра I. Сын цесаревны Анны. По линии отца был прямым потомком шведского короля Карла XII. В 1742 г. императрицей Елизаветой Петровной наследником российского престола. В 1745 г. женился на принцессе Софье Августе Фредерике Ангальт-Цербстской. После cмepти императрицы Елизаветы Петровны 25 декабря 1761 г. был провозглашен императором. Правил 186 дней.
К числу важнейших дел Петра III можно отнести: упразднение Тайной канцелярии, секуляризацию церковных земель, создания Госбанка, указ, по которому за убийство крепостных предусматривалась пожизненная ссылка. Издан Манифест о вольности дворянства. Прекратил военные действия против Пруссии. В конце июня 1762 г. был свергнут с престола в результате заговора.
Преподаватель предлагает внести сведения о Петре III в таблицу (см. Приложение 1)
Итог урока:
Обобщение темы:
Преподаватель: Обращает внимание уч-ся на заполненную таблицу “Эпоха дворцовых переворотов”, проводит краткий анализ таблицы.
Предлагает учащимся сделать краткий рассказ об эпохе дворцовых переворотов.
На экране появился слайд “Задачи урока”. Преподаватель предлагает вспомнить задачи, поставленные в начале урока, проанализировать итоги их выполнения?
Преподаватель обращает внимание уч-ся на задачу № 4 и предлагает ответить на вопросы:
– Какая общественно– политическая сила играла главную роль во внутренней политике эпохи дворцовых переворотов? Что обозначает понятие “дворцовые перевороты”? Были ли серьезные изменения во внутренней и внешней политике России в эту эпоху?
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание.
1. Прочитать текст учебника Н.И. Павленко. “История России с древнейших времен до конца XIX в.” пар. 21, стр. 173–179. Подумать над вопросами № 1, 4, 5, стр.178.
2. Выучить определения к понятиям темы “Эпоха дворцовых переворотов”
Заключительное слово преподавателя.
Изучив тему “Эпоха дворцовых переворотов”, мы выяснили, что дворцовые перевороты, совершавшиеся в России верхушкой дворянских группировок, не влекли за собой серьезных перемен в жизни страны. Фавориты императоров менялись, однако состав бюрократии оставался неизменным, падало и внешнеполитическое могущество России.
Приложение 3.
Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому предмету; охаpaктеризовать причины и значение Великой Победы; воспитать у учащихся чувство гордости за свой народ и свою Родину; подвести учащихся к пониманию закономерностей победы советского народа; формировать умение работать с историческими документами....
18 03 2024 1:36:11
Проблема семейного счастья, благополучия для этого урока выбрана не случайно: ведь в современной семье отражаются все проблемы, переживаемые нашим обществом, к тому же 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Эта тема очень важна для подростков, которым в недалеком будущем предстоит создавать собственные семьи. Хочется, чтобы они были счастливыми....
17 03 2024 4:59:32
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
16 03 2024 0:17:14
Исследовательская деятельность, подкрепленная использованием программного продукта, подобного PowerPoint или Microsoft Publisher, связанная с работой в Интернет-сети, позволяет проявить творческий потенциал, раскрыть индивидуальность, сделать научную и учебную работу неповторимой, незабываемой....
15 03 2024 1:27:27
Представлен конспект модульного урока истории в 11-м классе по теме: "Российская революция 1917 год. Октябрь". Модульный урок дает возможность учащимся усвоить новые знания на доступном для них уровне, когда сам ученик выбирает те задания, которые он выполняет. Обязательным условием проведения модульного урока предоставление каждому ученику отпечатанного материала и учебных пособий. Модульное обучение является одним из способов активизации деятельности учащихся....
14 03 2024 23:43:28
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
13 03 2024 18:30:20
Урок разработан для 7-го класса по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История России" и направлен на создание условий для рассмотрения и определения значения Русско-турецких войн второй половины XVIII века в судьбе России....
12 03 2024 23:53:15
Предлагается конспект урока "Истоки" (региональный компонент учебного базисного плана Вологодской области). Может быть использован на уроках истории, во внеклассной работе. При разработке урока использована иллюстрация Валерия Карпущенко из личной коллекции Сизоненко Т.В. ...
11 03 2024 15:35:53
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
10 03 2024 3:35:42
Урок дает возможность сделать повторение и обобщение увлекательным приключением, повышающим интерес учащихся к предмету. В уроке использованы разнообразные виды работ (аукцион, рассказ с ошибками, кроссворд, загадки...), что дает возможность максимально активизировать деятельность учащихся. ...
09 03 2024 17:56:33
Раскрытие темы на примерах работы конкретного преподавателя. Технологии личностно-ориентированного обучения, элементы дифференцированного обучения и т.п. ...
08 03 2024 10:46:44
Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона. ...
07 03 2024 6:47:41
Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....
06 03 2024 0:47:33
Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....
05 03 2024 0:15:34
Задачей урока является выработка умения осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение; определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти РФ; воспитание активной гражданской позиции. ...
04 03 2024 13:12:55
Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Учащиеся должны сами разобрать ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выяснить, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как страна готовилась к войне. ...
03 03 2024 10:51:11
Урок посвящен одной из выдающихся личностей истории России – Петру Великому. При подготовке к уроку учащимся дается опережающее задание: подготовить сочинение-размышление на тему: "Мне нравится Петр I", "Мне не нравится Петр I", а также познакомиться с дополнительной информацией по изучаемым вопросам темы. ...
02 03 2024 19:25:57
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
01 03 2024 4:46:53
Урок выстраивает общечеловеческие ценности – ценности личности, ее неповторимость, уникальность; воспитывает мировоззрение учащихся, утверждает ценность знаний, мысли. Учит принимать решения, отвечать за других, толерантности, милосердию, доброте. ...
29 02 2024 16:32:28
Сценарий проведения интеллектуальной игры для старшеклассников «Брейн-ринг». Игра способствует развитию интереса к изучению Отечественной истории, воспитывает чувство уважения к истории Отечества, формирует гражданско-патриотическую позицию учащихся. ...
28 02 2024 3:52:19
На уроке рассматривается городская жизнь в Европе Средних веков, причины возникновения городов, их влияние на развитие цивилизации. ...
27 02 2024 16:21:35
Урок строится с учетом модульной технологии, которая позволяет сформировать блок по теме «Экономическое развитие современной цивилизации» в курсе обществознания 10-11-х классов. Данный урок является вводным. ...
26 02 2024 2:19:31
Урок посвящен особенностям формирования европейского общества под влиянием античной и варварской культур. В ходе урока используются различные информационные технологии; его особенностями являются активная смена деятельности учащихся, чередование проверочных заданий, тестов, видеоряда, что позволяет повысить интерес к теме и развить навыки самостоятельной работы. ...
25 02 2024 4:26:57
Во внеклассной работе заложены большие возможности формирования интереса к предмету "История". Творческая встреча "Под солнцем пламенной Эллады" нацеливает учащихся на углублённое изучение предмета, знание понятий и терминов, дат, имён, развитие умения делать выводы, а также способствует: закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроках истории по теме Древняя Греция; развитию творческих способностей личности, эмоциональному выражению своих чувств, умения видеть прекрасное; проявлению оформительских способностей, а также дружбе и сплоченности коллектива ребят, развитию чувства ответственности за себя и свою комaнду. ...
24 02 2024 5:36:38
Интеpaктивное занятие развивает критическое мышление и формирует активную гражданскую позицию личности. Учащиеся, проанализировав различные точки зрения на современные СМИ, должны осознать роль массовой культуры и СМИ в формировании личности, научится формулировать и аргументированно отстаивать свое мнение в ходе дискуссии....
23 02 2024 15:49:36
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
22 02 2024 13:46:50
Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....
21 02 2024 1:59:34
В ходе урока проводится анализ деятельности Н.С. Хрущёва на посту руководителя государства и даётся оценка роли личности в истории через его политический образ. Также закрепляются навыки работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории....
20 02 2024 4:26:24
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
19 02 2024 21:49:46
В статье описан опыт применения современных технологий на уроках и обозначены те проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы учителю....
18 02 2024 2:16:42
Урок для 10-го класса – урок сообщения и первичного закрепления новых знаний. Урок рассчитан на 2 школьных часа. Позволяет сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи истории и МХК; сформировать умение критически анализировать документальные источники; способствует формированию чувства сопричастности к истории Родины....
17 02 2024 21:21:52
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, интеpaктивной доски и компьютера....
16 02 2024 3:30:17
Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя–предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях учитель может сделать выводы о знаниях учащихся, усвоении ими материала раздела или курса, уровне подготовленности к следующему этапу обучения....
15 02 2024 20:35:42
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
14 02 2024 13:59:32
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
13 02 2024 14:34:20
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
12 02 2024 13:38:22
Цель урока: обобщить историю Древнего Египта; в ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы. ...
11 02 2024 8:23:23
Презентация по истории Древнего мира разработана по учебнику А.А. Вигасина для учащихся 5-х классов. Урок проводится в виде игры-путешествия в историю Древнего мира....
10 02 2024 22:13:56
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....
09 02 2024 10:20:27
Основная цель урока состоит в том, чтобы, используя дополнительный материал курсов литературы и истории, познакомить учеников с личностью первого избранного русского царя – Бориса Годунова и его трагической судьбой. Урок создал условия для самореализации учеников через моделирование проблемных ситуаций, пробуждение познавательного интереса и поиск путей решения проблем. ...
08 02 2024 20:41:55
Программа составлена для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения....
07 02 2024 15:42:42
Обобщающий урок в цикле «История Средних веков» проводится в форме викторины «Своя игра». Все вопросы и задания представлены в форме презентации и могут быть использованы любым педагогом....
06 02 2024 9:13:13
Урок–представление «Защита десятилетия», где даются экономическая, политическая хаpaктеристики, а также особенности культурного развития исторического периода страны с 1980 по 2008 г., способствует более глубокому осознанию эпохи и позволяет акцентировать внимание учащихся на важнейших достижениях страны. ...
05 02 2024 0:32:17
В 5-х классах изучение мировой религии - буддизм включено в программу "История древнего мира". В разделе "Древний Восток" на изучение темы отводится 2 урока. Данные разработки содержат в себе историю Древней Индии, информацию о кастовом строе в Древней Индии и совсем небольшая информация о религии - буддизм. Автор предлагает свой вариант прохождения материала....
04 02 2024 14:39:12
Предлагаемые уроки разработаны на основе системно-деятельностного подхода, в нём обозначены планируемые результаты: предметные умения, личностные качества, метапредметные универсальные учебные действия; ключевые компетенции; сформулированы педагогические цели. Сценарий урока содержит тесты из авторской рабочей тетради на печатной основе, что позволяет использовать их для подготовки учащихся к итоговой аттестации....
03 02 2024 9:36:49
Представленная викторина может быть проведена в рамках Недели истории в школе. Викторина проводится по принципу "Своей игры", в три тура. Презентация сделает занятие более увлекательным и интересным. ...
02 02 2024 23:12:29
Урок повторяет материал и расширяет знания о Древнем Востоке. Развивается познавательный интерес, учащиеся ищут необходимую информацию для выполнения учебных заданий с учебной литературой, учатся выступать перед аудиторией....
01 02 2024 22:50:57
Урок в 10-м классе призван уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; учащиеся должны уметь определить по карте территорию древних славян, охаpaктеризовать особенности занятий, отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития....
31 01 2024 10:35:58
На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции; формируют яркое, образное, эмоционально-окрашенное представление о знаменитом спортивном празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю....
30 01 2024 15:52:33
Интеpaктивная игра-викторина проводится 1 сентября в День Знаний или на предметной неделе истории. Учащиеся разбиваются на комaнды. Каждый правильный ответ дает возможность получить карточку с одной буквой из загаданного слова - одной из улиц Москвы, состоящей из стольких букв, сколько комaнд принимает участие в игре. В конце игры побеждает комaнда, которая пройдет все этапы, ответит на вопросы и отгадает слово. Количество этапов должно совпадать с количеством участвующих классов....
29 01 2024 10:21:14
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::