Путешествуем по России: Таруса. Провинциальный город в судьбах замечательных людей
Не потому ли на Оке
Иные бытия расценки,
Что все мы сведущи в рецепте:
Как, коротая век в райцентре,
Быть с вечностью накоротке.
Б.А. Ахмадулина
Тысячу раз был прав А.П. Чехов, когда написал свои знаменитые слова о том, что “жизнь прекрасна, если есть возможность путешествовать”.
Много в России известных городов и сёл, но наше неспешное повествование мы посвящаем городу Тарусе Калужской области. Самый проникновенный и страстный певец Тарусы и Оки – Константин Ге opгиевич Паустовский – её Почетный гражданин. Он поселился в Тарусе в 1955 году. Здесь им были написаны повести: “Время больших ожиданий” и “Бросок на юг”, главы из “Золотой розы”, множество новелл и статей, таких как “Уснувший мальчик”, “Городок на реке”, “Избушка в лесу”. К.Г. Паустовский не только воспевал красоту русского пейзажа, но и одним из первых пытался защищать родную природу от разорения. “Надо охранять природу во всех ее видах. Охранять самую землю, почву, растительность, воду и воздух. Охранять прекрасный русский пейзаж – тот пейзаж, что сыграл и играет огромную роль в формировании хаpaктера русского народа, в том, что этот народ бесконечно талантлив и мужественен”, - так писал он в 1962 году. “Будем беречь такие скромные Тарусы”. А вот выдержка из письма директора Тарусского краеведческого музея, написанного уже в наше время главе администрации Тарусского района: “Прошу Вас приостановить все продажи земли вокруг Ильинского омута. Это красивое место К.Г. Паустовский ставил в один ряд с Бежиным лугом и Золотым Плесом и считал одним из самых красивых мест в мире”.
Выходит, что завещание Паустовского беречь здешние места мы выполняем плохо, масштаб разорения растет. А вот еще одно письмо нашей современницы: “ В минуты отчаяния от всего, что происходит в нашей жизни и стране, я думаю: ничего, солнце каждый день появляется, поют птицы, растут деревья, цветы ласкают глаза. Жить надо. Но если это последнее от меня оградят, запретят ходить по любимым тропинкам, жизнь для меня потеряет смысл”.
И наконец отрывок из письма – обращения В.Пескова президенту В.В. Путину: “О ландшафтах. Для русского человека понятие Россия крепко связано с природой. Что вспоминал солдат в окопе во время грозной войны? “Клочок земли, припавший к трем березам, далекую дорогу за леском, речонку со скрипучим перевозом, песчаный берег с низким ивняком” - так К. Симонов писал во время войны об истоках нашего патриотизма, без которого войну наши с Вами отцы выиграть не смогли бы. Памятуя об этом, мы должны беречь наши ландшафты. Нельзя допустить, чтобы всюду глаз упирался в заборы и столбы с колючей проволокой, которыми ограждают свое благополучие нечаянно, неправедно разбогатевшие люди. Нельзя поощрять их алчность”. Таких заборов в Тарусе предостаточно, но по-прежнему плохие дороги, нет нормальной пристани, мелеет Ока, гибнут леса…
Следует напомнить, что с конца XIX века Таруса стала городом художников. Здесь жили и работали В.Д. Поленов, тончайший художник В.Э. Борисов-Мусатов, Крымов, Ватагин и многие другие крупные художники. По инициативе местного общественного деятеля Б.П.Аксенова открыта постоянная картинная галерея. Многие московские художники, летом отдыхающие в Тарусе, бескорыстно восстановили церковь Воскресения, устраивая в пользу реставрации храма выставки–продажи своих работ. Иконостас был восстановлен тремя московскими художниками: Ириной Старженецкой, Ириной Ватагиной и скульптором Анатолием Комелиным.
В этом храме бывали Поленовы и Борисов–Мусатов, Алексей Толстой и, конечно же, Цветаевы. И.В. Цветаев и его семья жили на городской даче Песочная с 1889 по 1913 годы. “Полноценнее, счастливее детства, чем наше в Тарусе, я не знаю и не могу вообразить”, - писала Анастасия Цветаева. Ей вторила М. Цветаева в цикле стихотворений “Ока”:
Детство верни нам, верни
Все разноцветные бусы –
Маленькой, мирной Тарусы
Летние дни.
В 1970 году в Тарусу приезжал из Швейцарии литератор Вадим Андреев – сын и биограф Леонида Андреева. Он мечтал побывать в городе детства М. Цветаевой, приехал и попросил показать дом Цветаевых, а дом этот с разрешения местных властей в 1967 году был снесен, и на его фундаменте была сооружена танцплощадка. “Танцы на месте очага русской культуры”. Здесь жили люди, внесшие огромный вклад в мировую культуру И.В. Цветаев, создавший музей, который стал вторым после Эрмитажа хранилищем мирового искусства, М.И. Цветаева, Борисов-Мусатов. Три таких имени! В Европе их хватило бы на три города, чтобы каждый из этих городов стал местом культурного паломничества. В сборнике “Мир Паустовского” (№11-12/1998 г.) А. Шеметов выразил уверенность, что дом Цветаевых в Тарусе будет восстановлен. (Автобиография. с.45). Май 2006 г. Таруса. Видимо, время еще не пришло, не хватило сил и средств для восстановления дома в Песочном. Музей семьи Цветаевых открыт в Тарусе в другом замечательном доме.
Нельзя забывать еще и то, что Таруса – это бывший 101-й километр от Москвы, сюда приезжали ссыльные и в 30-е, и в 40-е, и в 50-е, и в 60-е, и в 70-е годы прошлого века. Со временем в Тарусе будет создан музей 101-ого километра. Чтобы диссиденты перевоспитывались, все тарусские улицы и до сих пор носят революционные названия: К.Маркса, Ф.Энгельса, Р. Люксембург, К. Либкнехта и т.д., а ведь Таруса - город, впервые упомянутый в летописи в 1246 году, и революционные бури его почти не коснулись.
Бытует мнение, что диссидентская Таруса началась с выхода в 1961 году “Тарусских страниц”, где были напечатаны подборки стихов запрещенной М. Цветаевой, бывших политзаключенных Заболоцкого, Штейнберга и Коржавина, писателя Максимова, проза сына “врагов народа” Булата Окуджавы и др. Сборник был запрещен, однако 31 000 экземпляров успела дойти до читателя, сейчас эти сборники - библиографическая редкость.
Н.А. Заболоцкий, проведший восемь лет в лагерях, два последних лета своей жизни жил в Тарусе, снимал домик на улице Карла Либкнехта. И эти строки написаны здесь:
В государстве ромашек у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.
Известно его стихотворение “Городок”:
Ой, как худо жить Марусе
В городе Тарусе!
Пeтyxи одни да гуси,
Господи Исусе!
Летом 1972 года в Тарусе побывал А.И. Солженицын, несколько лет жила Н.Я. Maндельштам, свое последнее стихотворение на свободе – “Воронья песня” - написал И. Бродский. Этот перечень можно продолжать еще очень долго. Главное, чтобы этот небольшой русский городок сохранился, он сослужил великую службу русской культуре.
В завершение хотелось бы напомнить строки из письма К.Г. Паустовского: “Необходимо полное внимание к малым городам. Надо превратить их из бедных родственников в полноценных граждан и дать простор развитию всех их возможностей”.
С 765-летием, Таруса!
Июнь 2011 г.
Литература
- Журнал “Мир Паустовского” №11-12/1998 г. К. Паустовский “Пока не поздно”. С.12. Журнал “Мир Паустовского” №11-12/1998 г. А. Шеметов. Автобиография. C. 45.
- Журнал “Мир Паустовского” №11-12/1998 г. К. Паустовский “Письмо из Тарусы”. С.10.
- Журнал “Мир Паустовского” №23/2005 г. г. Т. Мельникова “Таруса – 101 км”. С.111-128.
В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой......
27 05 2023 2:29:48

Представлена разработка урока-игры по обществознанию для учащихся 6-го класса. В ходе учебного занятия в игровой форме с использованием ИКТ (игра "Что? Где? Когда?") осуществляется повторение и обобщение изученного материала по теме "Родина", формируются умения работы учащихся в группе. При подготовке урока используются вопросы, сформулированные шестиклассниками....
26 05 2023 1:35:37
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
25 05 2023 0:17:43
Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси....
24 05 2023 15:42:53
Повторительно-обобщающий урок на выявление степени усвоения учащимися знаний о периоде правления Петра I и их проверка. Формирование у учащихся оценочных суждений о деятельности царя-реформатора, показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики, сделать вывод о значении реформ для последующего развития России....
23 05 2023 21:30:34
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
22 05 2023 15:51:57
Урок изучения нового знания проводится в форме проблемного. Его цель заключается в том, чтобы подвести учащихся к пониманию сущности тоталитарного режима и механизмов его становления. Урок способствует развитию у учащихся умения анализировать материал учебника, интерпретировать источники, высказывать аргументированное мнение по обсуждаемым проблемам, выявлять причинно-следственные связи....
21 05 2023 19:32:21
Урок изучения нового в курсе 4-го класса по теме: "Новейшие достижения". УМК Д.Д. Данилов Мое Отечество по Образовательной программе "Школа-2100". Урок в системе тематического планирования, связан с предыдущим, работает на последующие уроки. По данной теме поставлены цели: образовательная - создание условий для формирования представления эпохи новейшего времени; развивающая - создание условий для развития аналитических навыков; воспитательная - воспитание чувства патриотизма. Урок построен на основе проблемно-диалогической технологии.
...
20 05 2023 18:24:55
В работе приведена разработка проведения урока истории в 6-м классе в форме викторины между тремя комaндами учеников. Цель викторины - закрепление пройденного учебного материала в форме соревновательной игры с использованием самостоятельно изготовленных учениками костюмов и реквизита. Викторина проводится в несколько этапов и подразумевает участие всех учеников класса. Судейство осуществляют специально отобранные ученики этого класса (герольды) под руководством учителя. Приведены методические рекомендации для учителей.
...
19 05 2023 3:43:49
Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе....
18 05 2023 12:55:53
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
17 05 2023 1:51:21
Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Учащиеся должны сами разобрать ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выяснить, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как страна готовилась к войне.
...
16 05 2023 5:27:42
Особенностью этой разработки является то, что реализация целей и задач урока происходит с использованием материала, отражающего специфику образовательного процесса конкретного учреждения. В ходе урока обучающиеся знакомятся с извлечениями из устава школы, учебного плана, плана воспитательной работы. И это не просто знакомство с документами, а серьезный анализ текста....
15 05 2023 17:22:28
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
14 05 2023 17:52:38
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
13 05 2023 5:15:39
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией.
Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
12 05 2023 18:49:56

Цель урока - формирование знаний учащихся о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов....
11 05 2023 9:27:54
Основная цель - познакомить с историей Олимпийских игр, которые были связывающей нитью для всех эллинов; учить выделять главное, делать выводы, проводить параллель с современностью; развивать логическое мышление, развивать навыки коллективной работы; активировать деятельность ребят. Рефлексия является итогом урока, где дети способны оценить свою работу.
...
10 05 2023 19:20:23
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
09 05 2023 21:56:23
Историческая викторина представляет собой дидактическую игру. Автор мероприятия стремился показать ученикам уникальность исторических событий, роль личности в истории как основного двигателя исторического процесса, тем самым желая пробудить интерес детей к изучению предмета и развить творческий подход в изучении интересующих тем и предметной дисциплины....
08 05 2023 11:27:39
Урок – деятельностная игра, в ходе которой учащиеся, работая в группах, изучают Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ – законодательные акты, защищающие семью, материнство, детство. Семья – общественный институт государства. Распад семьи влечёт снижение устойчивости общества. Знание семейного права способствует снижению количества разводов, укреплению семьи и государства.
...
07 05 2023 5:25:37
Урок по истории России для учащихся 9-х классов можно использовать и при проведении внеклассного мероприятия. На уроке используется компьютерная презентация. В презентации используются: таблица со статистическими данными, анимированные карты, фотографии времен войны, материал о наших земляках.
...
06 05 2023 4:21:27
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
05 05 2023 4:38:59
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе хаpaктеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки....
04 05 2023 12:59:30
Специфика данного урока в том, что в работе круглого стола принимают участие 9-е и 11-е классы, которые изучили данную тему. Разноуровневое изучение и обобщение позволяет осваивать ученикам 9-го класса навыки дискуссии. Это не только удачный обучающий, но и серьёзный воспитательный методический приём. Совместная творческая работа над проектом памятника также позволила ученикам разных классов почувствовать поддержку младших от старших.
...
03 05 2023 9:15:17
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
02 05 2023 0:31:42

Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
01 05 2023 13:29:24
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
30 04 2023 17:21:25
Современные ученые сходятся во мнениях, что традиционные формы уроков устарели. Цель педагога на современном этапе - завладеть вниманием ученика, удивить его, заинтриговать, заинтересовать.
...
29 04 2023 17:42:51
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
28 04 2023 0:34:55
Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....
27 04 2023 2:15:20
Знаем ли мы самих себя? Урок формирует представления человека о самом себе, его "я-концепции", которая определяет деятельность и поведение индивида в контактах с людьми и возможности развития в будущем. На уроке решаются воспитательные и развивающие задачи; используются компьютерные технологии, предварительная подготовка; групповые формы работы с целью развития коммуникативных, информационных, интеллектуальных компетенций....
26 04 2023 15:30:13
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
25 04 2023 15:47:52
В статье автор поднимает проблему познания природы человека через самопознание. Актуальность данного исследования в формировании «Я – концепции», представлении человека о самом себе через мнения других людей и соотнесении себя с другими. В процессе дискуссии у старшеклассников развиваются навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей....
24 04 2023 11:25:13
В 5-м классе необходимо вызвать и поддерживать интерес к предмету "История". Поэтому уроки должны сочетать различные формы работы, так как их сменяемость позволяет максимально долго удерживать внимание учащихся и способствует более глубокому усвоению материала. Большой интерес вызывают элементы театрализации....
23 04 2023 9:59:57
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
22 04 2023 17:46:40
Цель занятия: знакомство школьников с историческими личностями начала XVII века и раскрытие понятия «Смутное время»....
21 04 2023 7:58:50
Разработка урока дает возможность на занятии поработать с первоисточником, используя при этом индивидуальную форму работы по карточкам. Карточки разной сложности и предоставляются детям на усмотрение учителя. Изучение Конституции в 6-м классе - это первая попытка "по-взрослому" рассмотреть этот документ.
...
20 04 2023 4:11:44
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
19 04 2023 5:47:57
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин".
Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12".
...
18 04 2023 22:46:14
Современным школьникам мало известно о подвигах советских ученых в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Данный урок рассказывает о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему, наша армия была обеспечена новым вооружением, новыми технологиями и одержала победу....
17 04 2023 4:48:13
Данная тема рассматривается при прохождении программного материала по истории России довольно поверхностно. Поэтому в целях воспитания любви к своей малой Родине и интереса к её истории необходимо более глубокое её изучение. Кроме того, организация самостоятельной поисковой работы учащихся на уроке способствует развитию у них навыков исследовательской деятельности....
16 04 2023 18:51:19

При инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории. Так на уроке показаны некоторые приемы активизации учебно-познавательной деятельности суворовцев на основе использования элементов информационно-коммуникационных технологий....
15 04 2023 8:16:25
Урок обществознания в форме защиты проектов с использованием информационных технологий. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссии, умения грамотно и логично излагать свои мысли, работать в группах.
...
14 04 2023 22:23:55
Статья рассказывает о традиционных верованиях и обрядах эвенков-орочонов. Сделана попытка проследить преемственность сюжетов и обрядов древних и современных эвенков-орочонов.
...
13 04 2023 17:20:16
Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и хаpaктером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....
12 04 2023 15:24:44
В данном уроке использованы идеи теории А.В. Хуторского:
1) Принципы дидактической эвристики:
- создание ситуации, которая предполагает самоопределение и эвристический поиск учащихся;
- принцип образовательного приращения ученика;
- принцип образовательной рефлексии, когда учащиеся осознают себя субъектами образования.
2) Структура урока когнитивного типа.
3) Методы эвристического обучения.
...
11 04 2023 20:24:14
На уроке использована презентация; отрывки из документальных фильмов: Забытая война. Накануне. Первая Мировая. Самоубийство Европы; отрывок из речи В.В.Путина на открытии памятника Героям Первой Мировой войны на Поклонной горе в 2014 г. Студенты вспомнили имена конкретных участников и героев войны и прочувствовали свою причастность к нашей истории....
10 04 2023 21:50:53
Дебаты - форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Дебаты воспитывают толерантность, целеустремленность, эрудированность, умение делать осознанный выбор и отвечать за него перед собой и обществом....
09 04 2023 8:54:45
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
08 04 2023 8:40:29
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::