Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания


    Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания


Главной задачей современной российской школы является формирование конкурентоспособной языковой личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. В связи с этим возрастает развивающая роль русского языка. Он должен стать средством формирования коммуникативной культуры и познавательных интересов учащихся. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Эту важная задача должна решаться не только на уроках русского языка и литературы, но и истории, обществознания.

Какими основными речевыми навыками и умениями должны овладеть школьники на уроках истории и обществознания?

Речь идет о формировании у учащихся следующих общепредметных коммуникативных компетенций:

  • вдумчивого чтения, что необходимо для успешного усвоения предметов гуманитарного цикла. Учитель должен постоянно уделять внимание развитию у школьников читательских интересов и навыков чтения, анализу текста, поиску нужной информации в справочной, научной и художественной литературе, составлению плана ответа по тексту, собственных вопросов к нему;
  • устного диалога: задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе. Развитию диалогической речи учащихся способствуют такие виды учебной деятельности, как ролевая или деловая игра, инсценирование отдельных эпизодов и сцен, защита проектных работ и презентаций и др.;
  • письменного диалога, включающего в себя грамотное оформление анкеты, заявления, резюме, написание эссе, сочинения- интервью и т.д.;
  • групповая работа на уроках требует от ученика умения участвовать в дискуссии: спорить, отстаивая свою точку на различные вопросы, затронутые в дискуссии;
  • монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого-либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы, проведение экскурсии в музее и т.д.;
  • грамотного письма. Развитию письменной речи способствуют такие формы деятельности, как обучение конспектированию текста, составление плана ответа или статьи, эссе или сочинения на злободневную тему, составление памяток, инструкций, заполнение таблиц и др.

Работе над связной речью учащихся необходимо уделять внимание, начиная с младших классов. Любой урок начинаю с объяснения слов, записанных в теме. Внимание к словам и понятиям помогает учащимся увидеть богатство русского языка, готовит их к правильному пониманию формулировок в тестовых, олимпиадных заданиях и заданиях по ЕГЭ.

Важным средством формирования коммуникативной компетенции учащихся является словарная работа. Она должна быть организована таким образом, чтобы дети не ограничивались механическим запоминанием, а знали значение слова, сферу его употрeбления, умели находить ему применение в коммуникативных ситуациях. При подобной работе важна межпредметная связь с уроками русского языка, где при изучении раздела “Лексика” вводится понятие об активном и пассивном словарном запасе. Ученики приходят к выводу, что лексикон человека зависит от степени его начитанности, грамотности, внутренней культуры, что современному человеку необходимо постоянно пополнять свой словарный запас.

Совершенствовать лексикон учащихся можно, организуя работу с различными словарями и справочниками. Словарная работа может быть задана в качестве домашней работы.

Обогащению активного словаря ученика способствуют дидактические и ролевые игры, требующие речевой изобретательности, умения сказать об одном и том же разными способами. Например, игры “Не повторяться!”, “Расскажи по-своему”, “Объясни пословицу” дают хорошие результаты в 5-6-х классах на уроках истории. Смысл игры заключается в следующем: все по очереди высказываются на одну и ту же тему, но не повторяясь. Темы могут быть разные: описание исторического события, хаpaктеристика деятеля и т.д.

На уроках истории учащиеся должны научиться давать устную и письменную хаpaктеристику исторического лица, события, государства, выявлять причинно-следственные связи. Овладеть этим умением им могут помочь различные памятки – алгоритмы, в которых указаны пошаговые действия. Пользуясь ими, ученик легко даст как устный, так и письменный ответ. Использование схем, опopных конспектов и сигналов облегчает учащимся составление связного, логичного изложения материала и способствуют развитию устной монологической речи. Для достижения прочности овладения этим умением работа должна быть системной. Только тогда новый навык прочно закрепится в сознании школьника, и он сможет составлять рассказ логично, плавно, без ненужных пауз.

Значительную роль в формировании исторических знаний играют исторические источники: документы, научная литература и др. Использование их на уроках позволяет сделать изложение материала наглядным, учит детей мыслить, рассуждать, анализировать информацию. В современных учебных пособиях и дополнительной учебной литературе содержится много текстовых документов, помогающих школьникам легче усвоить учебный материал. В ходе беседы по этим документам учитель должен добиваться от них аргументированных, развёрнутых рассуждений и логичных выводов.

Работа по анализу текста на уроке способствует формированию у учеников важнейших коммуникативных умений: самостоятельно создавать устный и письменный текст, отражающий зрелую авторскую позицию, новизну суждений, высокий уровень языковой культуры. К текстам желательно прилагать разноуровневые задания.

Пpaктика показывает, что творческие работы многих учащихся неинтересны, бедны по содержанию и оформлению из-за однотипного построения предложений. Для устранения этого недостатка в их письменной речи применяю такие виды учебной деятельности, как редактирование текста, сочинения-миниатюры.

Учащиеся младших классов почти не используют в качестве межфразовой связи вводные слова. Поэтому на уроках обучаю их употрeблению вводных слов и предложений, помогающих выражать авторское отношение к событиям, людям, явлениям и облегчающих построение последовательного высказывания или развернутого ответа.

На всех этапах урока школьники должны иметь дело с образцовой литературной речью, будь то речь учителя или дидактический материал. Обучение литературному языку является важной составляющей на уроке.

Для развития коммуникативных способностей учащихся целесообразно строить учебные занятия в форме проблемного диалога, задавать проблемные вопросы, активно использовать групповые формы работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Пpaктикую в качестве домашней работы мини – сочинения, цель которых от лица исторических персонажей осветить какое-либо событие. Провожу “мозговые штурмы”, “исторические суды” (над Иваном Грозным, Наполеоном, Гитлером, Сталиным и др.), “круглые столы” (“Благотворительность в современном мире”, “Как решить глобальные проблемы человечества?”), дискуссии (“Мои права и обязанности в обществе”, “Я ребенок, но я гражданин”), деловые игры, внеклассные мероприятия: “Рыцарский турнир”, “Интеллектуальное кафе”, встреча с интересным человеком, интервью и др.

Среди методов, которые помогают учителю истории и обществознания формировать грамотную, аргументированную речь учащихся, следует выделить учебную дискуссию. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, учатся отстаивать собственное мнение. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса; а также обучение навыкам диалогической и монологической речи, рассуждения, самостоятельного высказывания, развитие навыков общения в коллективе, воспитание положительных качеств личности, толерантного отношения к людям.

Важнейшим условием эффективности учебной дискуссии является предварительная подготовка к ней учащихся, которая заключается в накоплении ими необходимых знаний. Без знаний дискуссия становится бессодержательной, а без умения правильно выражать мысли, убедить других она будет непривлекательной и запyтaнной. Поэтому учитель должен позаботиться о развитии у учащихся умений ясно и точно излагать свои мысли, чётко и однозначно формулировать вопросы, аргументировать ответ.

Дискуссии обогащают содержание уже известного учащимся материала, помогают его усвоению и закреплению. Учителя они информируют о системе знаний учащихся, особенностях их мышления, подсказывают направления дальнейшей работы. Неоценимо и воспитательное значение учебной дискуссии. Ее элементы можно применять на уроках с 5-6 класса, а в полном объёме использовать в работе со старшеклассниками.

Живой обмен идеями, мнениями, взглядами дает учащимся возможность познакомиться с различными точками зрения, учит внимательно слушать товарищей, аргументировано отстаивать свою позицию, оттачивать речь. Формирование их коммуникативной компетенции способствует разностороннему развитию языковой личности ребенка, а также предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать различные коммуникативные задачи.

Ученики с желанием участвуют в проектной деятельности, выполняют творческие задания, входят в творческие группы по подготовке и проведению нестандартных уроков и внеклассных мероприятий. Проектно-исследовательские технологии позволяют развивать коммуникативные навыки и обеспечивают познавательную активность, самостоятельность ученика.

Внеклассные мероприятия активизируют интерес школьников к предмету, надолго остаются в их памяти и способствуют развитию их коммуникативной компетенции. С этой целью в 10-ых классах гуманитарного профиля веду факультативный курс “Секреты образцовой речи”, цель которого – формирование у учащихся коммуникативной культуры.

В содержание курса входят вопросы о нормах литературного языка, общественном значении хорошей речи, хаpaктеристика главных коммуникативных свойств русской литературной речи, как логичность, информационная насыщенность, эмоциональность, выразительность, точность, простота, чистота, уместность, грамотность, образность, богатство и благозвучие). В процессе обучения использую следующие методы работы: конструирование, анализ, редактирование текста или высказывания, ролевые и деловые игры, устные сообщения учащихся, дискуссия, написание сочинений, памяток, газетных статей, проектов и творческих работ, изготовление наглядных пособий: таблиц, презентаций, карточек, участие в работе школьного пресс-центра, научного сообщества, семинар, научно-пpaктическая конференция.

Эффективность проделанной учителем работы по развитию коммуникативных навыков школьников на уроках истории и обществознания выражается в следующих результатах:

  •  в росте качества знаний по истории и обществознанию (в обучаемых учителем классах);
  • в росте количества творческих и исследовательских работ, участия во внеклассных мероприятиях;
  • в развитии коммуникативной компетенции учащихся;
  • в росте количества призеров олимпиад, конкурсов муниципального, республиканского и федерального уровня;
  • в значительном улучшении уровня воспитанности учащихся.

Литература

  1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 1986.
  2. Андреев В.И. Деловая риторика: Пpaкт. Курс делового общения и ораторского мастерства. – М., 1995.
  3. Гойхман О.Я., Надеждина Т.М. Основы речевой коммуникации. Учебник. – М., 1997.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок в 6-м классе по теме "Древняя Русь в IX–XII веках"


    Урок в 6-м классе по теме "Древняя Русь в IX–XII веках"

      Урок позволяет систематизировать знания учащихся о правителях Древней Руси, их политике и событиях IX—XII веков, помогает установить причинно-следственные связи событий Древней Руси, раскрыть их сущность. ...

16 10 2021 10:14:16

"Ты сам отвечаешь за все!". Игра по избирательному праву для учащихся 9-х классов


    "Ты сам отвечаешь за все!". Игра по избирательному праву для учащихся 9-х классов

      Игра по избирательному праву для учащихся 9-х классов "Ты сам отвечаешь за всё"....

15 10 2021 10:10:17

Традиции, культура, быт народов Астpaxaнского края


    Традиции, культура, быт народов Астpaxaнского края

      Цели урока: дальнейшее знакомство с жизнью и творчеством казахского композитора Курмангазы Сагырбаева; развитие интереса к культуре своего края и приобщение к духовному наследию казахов; воспитание толерантности и уважения к традициям народов, проживающих на территории Астpaxaнской области. ...

14 10 2021 18:35:30

Урок истории по теме "Начало Великой Отечественной войны". 9-й класс


    Урок истории по теме "Начало Великой Отечественной войны". 9-й класс

      Урок истории проходит в виде викторины, проверяет знания учащихся об основных фактах начала Великой Отечественной войны. Учащиеся развивают умение анализировать, отбирать нужную информацию, систематизировать материал. Цель урока: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине....

13 10 2021 0:23:32

Обобщающий урок по теме "Слово и образ Отечества", 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Слово и образ Отечества", 6-й класс

      В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....

12 10 2021 22:44:42

Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха"


    Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха"

      Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....

11 10 2021 12:20:12

Разработка урока истории по теме "Германия и Священная Римская империя в X–XV веках"


    Разработка урока истории по теме "Германия и Священная Римская империя в X–XV веках"

      Игра представляет собой поле с заданиями, по которому передвигается главный герой урока, благодаря помощи учащихся в выполнении поставленных задач, герой передвигается по полю от «Старта» до «Финиша». В данной игре героем является средневековый монах....

10 10 2021 13:39:44

Программа по обществознанию. 5-й класс


    Программа по обществознанию. 5-й класс

      Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации. Представлена программа по обществознанию для 5-го класса....

09 10 2021 6:24:31

Информационно-коммуникативное сопровождение воспитательного процесса на уроках истории и во внеурочное время


    Информационно-коммуникативное сопровождение воспитательного процесса на уроках истории и во внеурочное время

      Под информационно-коммуникативным сопровождением понимается владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, умение публично презентовать результаты своей работы. В статье идет речь об этих формах работы на уроках истории и во внеурочное время....

08 10 2021 18:11:24

Обществоведение, 7-й класс. "Образование"


    Обществоведение, 7-й класс. "Образование"

      Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....

07 10 2021 5:46:15

Интегрированный урок истории, МХК и русской литературы в 10-м классе "Завершение Отечественной войны 1812 года. Освободительный поход русской армии"


    Интегрированный урок истории, МХК и русской литературы в 10-м классе "Завершение Отечественной войны 1812 года. Освободительный поход русской армии"

      На данном уроке целью было сформировать представление о партизанской войне, завершении Отечественной войны 1812 г. и заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг.; познакомить учащихся с памятниками архитектуры, воздвигнутыми в честь победы в Отечественной войне 1812 г. ...

06 10 2021 20:12:20

Социальное неравенство и ее отражение в изолированных сообществах осужденных


    Социальное неравенство и ее отражение в изолированных сообществах осужденных

      В работе поднят актуальный для сегодняшнего дня вопрос социального неравенства. При этом особое внимание уделено проблеме неравенства в коллективах осужденных. ...

05 10 2021 18:57:18

Урок–игра по истории Ханты–Мансийского автономного округа "О! Отличник!"


    Урок–игра по истории Ханты–Мансийского автономного округа "О! Отличник!"

      Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Формировать устойчивый интерес к истории позволяют нетрадиционные уроки. ...

04 10 2021 4:19:34

Система заданий к уроку "Экономическое развитие России при Петре I


    Система заданий к уроку "Экономическое развитие России при Петре I

      Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного хаpaктера. ...

03 10 2021 18:55:22

"Рыцарский турнир"


    "Рыцарский турнир"

      Представленное занятие способствует углублению знаний обучающихся по истории средневекового рыцарства и помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость глубоких и прочных знаний по истории Средневековья....

02 10 2021 5:45:17

Великая Отечественная война 1941–1945 гг.


    Великая Отечественная война 1941–1945 гг.

      Обучающиеся на данном уроке находятся в постоянном поиске, что активизирует мыслительную деятельность и прививает интерес к предмету. Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война и Победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему....

01 10 2021 13:38:41

Крестовые походы и их последствия


    Крестовые походы и их последствия

      Урок истории разработан для учащихся 6-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....

30 09 2021 13:36:11

Межпредметный урок (история + французский язык) "Наполеон Бонапарт — гений или авантюрист на французском троне?"


    Межпредметный урок (история + французский язык) "Наполеон Бонапарт — гений или авантюрист на французском троне?"

      Урок-погружение – особая форма современного образовательного процесса, может быть использован с целью повышения интереса к отдельным темам, в данном случае к событиям эпохи становления Наполеона Бонапарта как правителя, его взлета и падения, краха идеалов революции, или как вариант обобщения и повторения изученного материала. Урок рассчитан на 1,5 часа....

29 09 2021 6:37:40

Нарушение естественных прав человека в годы Шоа


    Нарушение естественных прав человека в годы Шоа

      В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....

28 09 2021 10:51:48

Тема урока "Крестьянские восстания во Франции и Англии"


    Тема урока "Крестьянские восстания во Франции и Англии"

      Представлен материал о кризисе в XIV–XV веках европейского средневекового общества. Учащиеся знакомятся с причинами, ходом, результатами крестьянских восстаний в период Столетней войны....

27 09 2021 3:41:21

Нестандартный урок "Никто не создан для войны"


    Нестандартный урок "Никто не создан для войны"

      Нестандартный урок "Никто не создан для войны" проводится в 9–11-х классах. Урок посвящен воинам-афганцам. Данный материал можно использовать и для внеклассных мероприятий. На уроке учащиеся учатся выpaбатывать собственную точку зрения на причины и события афганской войны; воспитание гражданственности....

26 09 2021 14:45:38

Историко-познавательный турнир "Государственная символика России. Гимн: история и современность"


    Историко-познавательный турнир "Государственная символика России. Гимн: история и современность"

      Уроки словесности в нашей гимназии начинаются с 5-го класса. И это не случайно. Мы считаем, что, чем младше ученик, тем больше наблюдений он может сделать на уровне интуиции, подсознания; он более открыт для диалога с текстом, эмоционален, детское непосредственное чувство, неклишированное сознание помогут ощутить всю прелесть слова....

25 09 2021 14:30:54

Русский бунт. Изучение трагедии С.А. Есенина "Пугачев"


    Русский бунт. Изучение трагедии С.А. Есенина "Пугачев"

      В предлагаемом материале рассматривается проблема русского бунта в ходе анализа трагедии С.А. Есенина «Пугачёв». Произведение изучается в контексте отечественной истории и литературы, проводятся параллели с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, историческими и культурными событиями XX века....

24 09 2021 10:19:59

Урок истории "Подъем экономики в годы НЭПа"


    Урок истории "Подъем экономики в годы НЭПа"

      Данная тема чрезвычайно важна для понимания процессов, происходивших в 20-е в России. Она помогает ответить на вопрос: чем был вызван резкий поворот в экономической политике государства, чем объясняются принятые решения и меры, каким образом осуществлялась новая экономическая политика? Какие изменения привнесла она в экономическую и социальную жизнь страны? ...

23 09 2021 21:39:57

"Государство на берегах Нила"


    "Государство на берегах Нила"

      Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....

22 09 2021 6:33:45

Урок по истории "Вклад жителей Красноуфимска в дело победы в Великой Отечественной войне"


    Урок по истории "Вклад жителей Красноуфимска в дело победы в Великой Отечественной войне"

      Урок построен на основе материалов экспозиции школьного музея, краеведческого музея г. Красноуфимска, с использованием материалов, подготовленных лекторской группой музея. Данный урок можно использовать при изучении темы Великой Отечественной войны в курсе преподавания истории России в 9-м классе и как внеклассное мероприятие. Данное занятие позволяет проявить патриотизм школьников по отношению к своей малой Родине, семье, уважительное отношение к старшим, почтить память погибших....

21 09 2021 6:50:15

Тема предпрофильного занятия "Наследование"


    Тема предпрофильного занятия "Наследование"

      Занятие по предпрофильной подготовке по изучению законодательства и права с целью познакомить учащихся с законами наследования. ...

20 09 2021 6:28:53

Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"


    Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"

      Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....

19 09 2021 19:45:44

Некоторые аспекты использования компьютерных технологий на уроках истории


    Некоторые аспекты использования компьютерных технологий на уроках истории

      <p>Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем. Решать эти задачи в комплексе могут мультимедийные пособия по отдельным темам истории.</p> ...

18 09 2021 9:54:51

Урок в 6-м классе "Культура Древней Руси"


    Урок в 6-м классе "Культура Древней Руси"

      На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...

17 09 2021 22:46:25

Устный журнал "70-летие Победы в битве за Москву"


    Устный журнал "70-летие Победы в битве за Москву"

      Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....

16 09 2021 7:50:32

Исследовательская работа "Человек. Политика. Национальность"


    Исследовательская работа "Человек. Политика. Национальность"

      В настоящее время в России происходит процесс, когда человек может участвовать в жизни и политике государства через малые группы, общественные и политические организации, элиты и классы. В статье рассматривается взаимосвязь человека, политики и национальности; затронуты вопросы влияния национальности на жизнь человек. ...

15 09 2021 3:20:40

Тема урока: "Киевская Русь в IX–XI вв."


    Тема урока: "Киевская Русь в IX–XI вв."

      Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интеpaктивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....

14 09 2021 8:31:47

Конспект обобщающего урока в 10-м классе по истории "Смута: проблемы и вопросы"


    Конспект обобщающего урока в 10-м классе по истории "Смута: проблемы и вопросы"

      Основными задачами урока являются: развитие исследовательской мыслительной деятельности на примере спopных вопросов Смутного времени; развитие умения самостоятельно выбирать из вариантов правильный ответ, доказывать его состоятельность; на примере возрожденного национального самосознания 17 века воспитание личной ответственности за судьбу страны. ...

13 09 2021 2:29:27

Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания


    Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания

      При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....

12 09 2021 21:22:22

Эвристический метод в обучении истории


    Эвристический метод в обучении истории

      В работе рассматриваются примеры пpaктического применения эвристических методов обучения на уроках истории в 9-м классе. Приведенные в работе разработки уроков позволяют учителю реализовать основные цели эвристики: стимулировать самостоятельное овладение учащимися теоретическими знаниями по истории; обучить учащихся технологии творческого саморазвития с учетом их интересов и других личностных качеств....

11 09 2021 10:46:19

Урок-пpaктикум «Будущее зависит от нас»


    Урок-пpaктикум «Будущее зависит от нас»

      Учащиеся на основе примеров обсуждают роль государства в создании и решении экологических проблем; анализируют связи между целями и принципами государственной политики защиты окружающей среды и применяемыми для их достижения правовыми, экономическими и неформальными инструментами; учатся принимать решения по экологически грамотному поведению, предлагают меры по решению экологических проблем для развития....

10 09 2021 7:54:17

Методическая разработка урока "Партизанская слава Ленинградской области"


    Методическая разработка урока "Партизанская слава Ленинградской области"

      Урок проводится в 10-м классе в рамках курса «История и культура Ленинградской земли». Цель урока – создать представление у учащихся об огромном значении партизанского движения в Ленинградской области. Данный урок может быть использован для проведения тематических классных часов по истории Великой Отечественной войны....

09 09 2021 15:33:13

Урок-викторина «Мифы Древней Греции»


    Урок-викторина «Мифы Древней Греции»

      Цель урока: обобщать и систематизировать знания учащихся по теме; развивать внимательность, реакцию, образное и логическое мышление....

08 09 2021 17:59:28

Урок-путешествие "Восточные славяне в V–VI вв."


    Урок-путешествие "Восточные славяне в V–VI вв."

      Данный урок проводился в 7-м классе Стерлитамакской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида и способствовал развитию представлений об истории восточных славян....

07 09 2021 7:14:44

Разработка урока по теме "Европа в начале Нового времени". 7-й класс


    Разработка урока по теме "Европа в начале Нового времени". 7-й класс

      Урок систематизирует и обобщает знания о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образования банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах; способствует формированию собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентирует на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода....

06 09 2021 10:29:25

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. 6-й класс


    Расцвет Руси при Ярославе Мудром. 6-й класс

      Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация PowerPoint позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. Цель урока: изучить историю Древней Руси и познакомиться с деятельностью князя - Ярослава Владимировича....

05 09 2021 18:45:22

Религия Древнего Египта


    Религия Древнего Египта

      Урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации (учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., «Просвещение», 2009). Цель урока: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян; проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона)....

04 09 2021 17:43:54

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Цена победы. У войны не женское лицо"


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Цена победы. У войны не женское лицо"

      Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....

03 09 2021 17:56:51

Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы"


    Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы"

      Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....

02 09 2021 12:59:17

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания


    Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

      Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....

01 09 2021 10:55:59

Классный час "Ямал – сокровищница России"


    Классный час "Ямал – сокровищница России"

      Классный час посвящен 80-летию ЯНАО, проходит в форме виртуального путешествия и носит информационно-познавательный хаpaктер. Мероприятию предшествовала исследовательская и творческая работа обучающихся (сбор информации по теме, создание иллюстрированной презентации "Путеводитель по родному краю"). Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о ЯНАО, воспитание интереса и уважения к истории родного края, укрепление национально-нравственных качеств....

31 08 2021 16:54:14

Классный час в 8-м классе на тему "Это наш с тобой город Щелково — Подмосковная сторона"


    Классный час в 8-м классе на тему "Это наш с тобой город Щелково — Подмосковная сторона"

      Классный час ориентирует детей на воспитание гуманизма, духовно-нравственных и эстетических ценностей. Помогает расширить знания учащихся о родном крае, наполнить сердца учащихся любовью к малой родине и гордостью за неё. Вопросы, затронутые на классном часе, развивают эмоциональную сферу учащихся с помощью формирования ярких образов наших земляков в разные исторические эпохи. ...

30 08 2021 0:12:14

Нравственные основы семьи и бpaка


    Нравственные основы семьи и бpaка

      Данный урок проводится в 8-м классе, является интегрированным: обществознание и психология. Задачи урока: определить понятия семья, любовь; познакомить с к классификациями чувства любви и любви как отношения к другому; выявить перспективность мотивов вступления в бpaк; подвести учащихся к осознанию своего опыта и своих взаимоотношений. ...

29 08 2021 3:14:36

Внеклассное мероприятие по истории:"Диалог веков"


    Внеклассное мероприятие по истории:"Диалог веков"

      Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....

28 08 2021 4:35:53

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::