Элективный курс "Конституция Российской Федерации" для 10-го класса
Конституция – это основной закон страны. Вся жизнь государства – политическая, экономическая, социальная – должна быть построена в соответствии с этим законом. Конституция дает основу для создания законов, регулирующих жизнь в обществе. Данный элективный курс призван углубить содержание базового курса 10 класса средней общеобразовательной школы «Обществознание» и сыграть роль межпредметной и межкурсовой дисциплины, соединяющей в себе элементы истории России и стран Запада, дать возможность ученику проявить себя.
Цели курса:
- развивать у учащихся способности к объективному анализу исторического и общественного процессов;
- формировать умения и навыки работы с различными источниками информации;
- способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся и осознанию причастности и вовлеченности судьбы каждого из них в процессы, протекающие в родной стране.
Задачи курса:
- познакомить учеников с основными понятиями конституционного права;
- дать представление об особенностях конституционного устройства России и некоторых зарубежных стран;
В процессе обучения учащиеся должны
знать:
- фактический материал и базовые определения, основные этапы складывания конституционного строя, особенности конституционного устройства России;
- устройство государственной власти России и некоторых зарубежных стран;
- основные положения Конституции РФ;
уметь:
- работать с различными источниками информации (поиск, отбор, анализ текста);
- проводить сравнительный анализ устройства государственной власти России и зарубежных стран.
В ходе изучения курса оптимальным является использование активных методов обучения – исследовательского, сократовского (эвристического) и развивающих технологий. В процессе преподавания данного курса должны использоваться такие формы работы, как лекция-беседа, семинар, так как они позволяют решать одновременно дидактические, развивающие и воспитательные задачи.
Приоритет активных методов в организации учебного процесса предполагает выбор соответствующих форм текущего и итогового контроля. Предпочтение рекомендуется отдать творческим аналитическим заданиям (проблемные задания, написание эссе, подготовка устных выступлений и рефератов).
Учебно-тематический план – Приложение.
Содержание программы
Программа рассчитана на 17 учебных часов и включает в себя учебный курс, состоящий из 4 разделов:
Раздел I. Конституция (5 ч.)
Цели и задачи:
- Усвоение учащимися фактического материала по истории российской конституции.
- Овладение учащимися основными понятиями раздела.
- Формирование умения работать с историческими документами.
- Формирование умения сравнивать, анализировать, соотносить исторические события.
Содержание: Идеи конституции. Принятие первых конституций. Конституции США, Германии, Великобритании, Франции. Конституционный Манифест 17 октября 1905 года. Конституции 1918, 1924, 1936. 1977 годов. Процесс принятия современной Конституции. Достоинства Конституции РФ. Недостатки Конституции РФ.
Формы занятий: лекция с элементами беседы, групповая работа, анализ документов.
Основные понятия: конституционализм, общественный договор, парламентаризм, формирование государственного устройства, конституционная монархия, диктатура пролетариата, советское государство, референдум, достоинства и недостатки Конституции.
Раздел II. Права и свободы человека и гражданина (5 ч.)
Цели и задачи:
- Овладение основными понятиями раздела.
- Формирование представления о значимости прав и свобод человека и гражданина.
Содержание: Права человека в США, странах Запада. Право человека и свобода человека. Право на жизнь, свободу. Право на свободу слова и религии.
Формы занятий: лекция с элементами беседы, тестирование, групповая работа, анализ документа.
Основные понятия: правовая воспитанность, права человека, свобода человека, личные права, право на свободу совести, право на жизнь, свобода мысли и слова, референдум, выборы, избирательное право.
Раздел III. Федеративное устройство (2 ч.)
Цели и задачи:
- Усвоение обучающимися фактического материала по федеративному устройству РФ.
- Формирование умения анализировать.
Содержание: Государственное устройство. Развитие идей федерализма в России. Нормативные акты, лежащие в основе РФ. Отличия субъектов РФ.
Формы занятий: лекция с элементами беседы, урок-конференция.
Основные понятия: федерализм, унитарное государство, федерация, федеративный договор, статус субъекта РФ, субъект РФ, республика, край, область, автономная область, автономный округ, города федерального значения.
Раздел IV. Органы государственной власти в РФ (5 ч.)
Цель и задачи:
- Овладение понятиями раздела.
- Усвоение материала об органах государственной власти в РФ.
Содержание: Принцип разделения власти. Разделение власти в России. Порядок избрания президента. Функции главы государства. Прекращение обязанностей президента. Формирование Правительства. Отставка Правительства. Российский Парламент. Функции Совета Федерации и Государственной Думы. Судебная система РФ, прокуратура. Направления работы органов местного самоуправления.
Формы занятий: Лекция с элементами беседы, групповая работа, написание эссе, тестирование, анализ источников.
Основные понятия: государственная власть, местная власть, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, принцип разделения власти, глава государства, обязанности Президента РФ, полномочия Правительства РФ, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд, мировой судья, прокуратура, местное самоуправление, муниципальное образование, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления»
Литература.
Для учителя:
- Антология мировой политической мысли: В 5 т. – М., 1977.
- Чиркии В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., 1997.
- Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 1997.
- Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 1996.
- Права человека: Сборник международно-правовых документов. – М., 1990.
- Мы, народ... Российская Конституция. – М., 1998.
Для учащихся:
- Современные зарубежные конституции. – М., 1992.
- Конституции зарубежных государств. – М., 1996.
- Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. – М., 1997.
- Конституция Российской Федерации. – М., 2000.
- Политологический словарь. – М., 1997.
Урок - деловая игра «Древний Восток» проводится в 5-м классе для обобщения материала, изученного по теме, продолжения формирования основных умений и навыков, углубления сведений по истории Древнего Востока. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, хронологией, фактическим материалом и др.) позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету «История»....
18 08 2022 16:22:33
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
17 08 2022 9:38:50
Повторительно-обобщающий урок с целью итогового повторения и проверки знаний. Повторение проводится в форме исторического турнира.
...
16 08 2022 18:53:17
Урок "Крестьянская реформа 1861 года" - одна из важных тем в изучении истории XIX века. В разработке урока обращается внимание на то, что основной целью императора является не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. В целом урок построен на пpaктических заданиях, для эмоционального восприятия темы используется стихотворение Н.И. Некрасова. Особое внимание уделяется работе с новыми понятиями, для проверки знаний используются тесты. К уроку прилагается презентация.
...
15 08 2022 20:42:54
За последние годы отношение к вопросу о благотворительной деятельности в России значительно изменилось. Данное методическое пособие представляет опыт работы по проблеме воспитания благотворительности через образование и воспитание. Я предлагаю использование игровых и групповых технологий в просветительской деятельности, поскольку игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.
...
14 08 2022 0:17:57
Интеpaктивная лекция – выступление преподавателя перед большой аудиторией с активными формами обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. На основе интеpaктивных форм обучения сочетаются несколько методов обучения для решения проблемы, осмысления темы....
13 08 2022 22:20:39
Данный урок проводился в 7-м классе Стерлитамакской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида и способствовал развитию
представлений об истории восточных славян....
12 08 2022 22:14:28
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами.
Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
11 08 2022 12:50:16
Урок истории с использованием игровых ситуаций. На уроке раскрываются вопросы о культурно-бытовых преобразованиях Петра I, о новшествах в общественной и повседневной жизни, многие из которых прочно вошли в современную жизнь.
...
10 08 2022 17:18:24
Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала.
...
09 08 2022 9:14:57
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
08 08 2022 10:33:11
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными и увлекательными. Поэтому игровая деятельность обучающихся на уроке необходима. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявить себя. Использование игры на уроках истории дает мощный стимул в обучении, так как в игре активируются внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление....
07 08 2022 4:54:47
Особенности урока: использование технологии развития критического мышления, акцент на многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками, осуществляя поиск аргументов в пользу собственного мнения, формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
06 08 2022 23:54:51
Проблемно-проектная дискуссия с элементами ролевой игры «Единство — основа независимости российского народа». Основная цель дискуссии — сформировать у учащихся многоплановый образ национальной идеи Российской Федерации. Данное мероприятие способствует воспитанию личности, для которой самыми «престижными» будут такие вечные ценности, как патриотизм, гражданственность, честность и ответственность....
05 08 2022 11:30:22
Состояние современного образования таково, что процесс обучения происходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя....
04 08 2022 6:14:55
Основными задачами урока являются: развитие исследовательской мыслительной деятельности на примере спopных вопросов Смутного времени; развитие умения самостоятельно выбирать из вариантов правильный ответ, доказывать его состоятельность; на примере возрожденного национального самосознания 17 века воспитание личной ответственности за судьбу страны.
...
03 08 2022 17:33:16
Предлагаемая тема может быть использована при изучении развития истории региона в Новейшее время, тематического блока "Участие белгородцев в Великой Отечественной войне", в качестве внеклассного мероприятия, посвященного знаменательным датам отечественной истории, связанным с Великой Отечественной войной, Курской битвой.
...
02 08 2022 22:13:35

Урок проводится в форме игры. Игра проводится аналогично телевизионной, но по группам. В ходе игры рассматриваются 6 тем: даты, лидеры государств, персоналии, отношение к войне, участники войны, итоги войны (каждая тема содержит 5 вопросов). Комaнда сообща выбирает тему и вопрос по стоимости. Представитель одной из комaнд – это может быть капитан – называет тему и цену вопроса. Кто будет отвечать на вопрос, решает комaнда. После правильного ответа комaнда засчитывает количество набранных баллов....
01 08 2022 0:19:30
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
31 07 2022 18:17:44
На занятии достигаются следующие цели: определяется хаpaктер, особенности и цели монгольского государства; раскрываются причины успехов завоевательных походов монголо-татар; выясняется историческое значение нашествия монголо-татар; показан героический хаpaктер обороны русских княжеств, значение политической раздробленности как главной причины поражения русских войск....
30 07 2022 21:22:24
Урок разработан в соответствии с технологией развития критического мышления в форме дебатов. Данная тема и выбранная форма способствует формированию у учащихся умений критически мыслить, отстаивать собственную точку зрения, работать в группе, а также воспитывать патриотизм, чувство ответственности, толерантность. Во время дебатов комaнды высказывают аргументы, подтверждающие или опровергающие заявленную тему, которая формулируется в виде тезиса. Комaнды состоят из трёх человек. Одна комaнда защищает тему игры, другая – опровергает эту тему.
...
29 07 2022 0:12:44
Статья представляет собой учительский опыт внеклассной работы по общественным дисциплинам....
28 07 2022 5:21:53
Цель работы: в форме решения учениками компетентностных задач контролировать освоение материала по теме «Древний Китай»....
27 07 2022 5:17:51
На уроке учащиеся знакомятся с причинами рабства и способами использования рабского труда в Древнем Риме; на примере восстания Спартака раскрыты цели, причины и итоги борьбы за свободу и ее историческое значение....
26 07 2022 18:13:23
Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси....
25 07 2022 22:54:28
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
24 07 2022 15:55:27
Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....
23 07 2022 17:28:30
Использование регионализма и этнических элементов в обучении и воспитании младших школьников способствует эмоционально-ценностному отношению учащихся к государственным языкам в нашей республике, чувству их сопричастности к сохранению уникальности и чистоты обоих языков. Оно пробуждает в детях познавательный интерес к двуречью, к стремлению совершенствовать свою речь на адыгeйском и русском языке....
22 07 2022 11:22:24
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
21 07 2022 1:42:25
У учащихся формируется временное представление и историческое мышление, знания терминологии и фактического материала по изученной теме. Совершенствуются общеучебные умения и навыки в работе с лентой времени, в описании произведений искусства; приобщении к родной культуре....
20 07 2022 2:57:35
Урок блочно-модульного структурирования. Процесс формирования блоков основан на просмотре отрывков из учебного кинофильма: соединяя увиденное с содержанием материала учебника, ученики составляют соответствующий блок. В результате работы ученики имеют готовые технологические карты для домашнего повторения, а также для подготовки к контрольным срезам....
19 07 2022 5:51:17
Групповой проект может быть использован в 9-м классе при изучении темы «Права и свободы человека и гражданина» рассчитан приблизительно на 4 недели. Проект развивает личность в период социального взросления, ее познавательные интересы, формирует собственную позицию, способности к развитию и саморазвитию....
18 07 2022 2:43:56
Урок является завершающим в теме «Великая Отечественная война». В ходе урока учащиеся в различных формах приобретают новые знания о событиях Великой Отечественной войны, формируют умения и навыки работы с историческими документами, картами, видеофрагментами. Методическая разработка содержит применение и описание различных технологий: методы критического мышления, кейс-стадия, ИКТ-технологии, проблемное обучение, элементы исследовательской деятельности....
17 07 2022 17:46:44
Цель данного урока – показать нравственную природу власти, отметить важность участия каждого субъекта в политической жизни страны. Материал этого учебного занятия дает возможность формировать нравственные убеждения, что, на наш взгляд, очень важно в работе с обучающимися. Психологическими особенностями контингента обусловлен и выбор технологии встречных усилий учителя и ученика.
...
16 07 2022 15:38:51
На уроке учащиеся должны придти к выводу, что тоталитарный режим и репрессии народа неслучайны. Учащиеся на примере судеб советского народа должны увидеть репрессивный хаpaктер политики того времени в отношении личности. На уроке учащиеся должны попытаться оценить депортацию немцев Поволжья на примере судьбы жительницы села....
15 07 2022 13:41:43
Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное процесс, избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах....
14 07 2022 15:45:37
Урок призван познакомить с жизнью святых людей, живших на земле русской; познакомить с жизнью святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету.
...
13 07 2022 6:33:28
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
12 07 2022 20:57:45
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
11 07 2022 11:38:52
Урок проблемного изложения материала с использованием активных и интеpaктивных форм обучения при работе с разнообразными источниками информации, в том числе с широкой документальной базой, способствует формированию ключевых компетенций. Урок сочетает изучение вопросов общероссийского масштаба и углубленное изучение краеведческого компонента.
...
10 07 2022 8:22:27
Презентация посвящена 70-й годовщине победы советских войск на Курской дуге и может быть использована на уроках истории, классных часах и иных внеклассных мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма....
09 07 2022 16:57:59
В материале описана процеДypa проведения экспертизы элективных, факультативных курсов в г.о. Спасск-Дальний Приморского края. Даны рекомендации по составлению элективных, факультативных курсов, их структуре; написанию пояснительной записки. Приведен анализ наиболее распространенных ошибок и недочетов.
...
08 07 2022 11:57:52

Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
07 07 2022 1:48:19
Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего.
...
06 07 2022 6:17:39
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
05 07 2022 0:10:50
Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе.
...
04 07 2022 19:31:17
На уроке изучается понятие "социальный конфликт", его сущность, развиваются аналитические способности, воспитывается умение общаться с людьми.
...
03 07 2022 17:35:49
Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....
02 07 2022 20:52:28
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
01 07 2022 3:59:54
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
30 06 2022 12:24:52
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::