События Крымской (Восточной) войны 1853–1856 годов в воспоминаниях участников, современников и историографии
Цели урока:
учащиеся должны знать: причины, повод, хаpaктер, начало и этапы Крымской войны. Основные события героической обороны Севастополя, причины поражения России в войне. Условия Парижского мирного договора, итоги и последствия Восточной войны.
учащиеся должны уметь:
- работать с историческими источниками: картой «Крымская война 1853 – 1856 гг.», схемой «Основные Севастопольские укрепления»;
- проводить поиск, изучать, анализировать исторический материал: публикации, выступления современных историков Виноградова В., Зайончковского А., Кухарука А., Левандовского А., текст учебника, художественную литературу Толстого Л. «Севастопольские рассказы», мемуары Милютина «Пробуждение», воспоминания участников военной кампании, излагать суждения, делать выводы;
воспитательная:
- патриотическое воспитание учащихся на примере защитников Севастополя: находясь в сложнейших боевых условиях, отбивая систематические атаки врагов, русские солдаты вели себя героически, достойно преодолевая боевые трудности и жизненные испытания, сохраняя при этом самые лучшие человеческие качества: доброжелательность, сострадание, готовность прийти на помощь окружающим людям;
- формирование нравственного поведения на примере жизни и деятельности людей, оставивших яркий след в истории России. Высокими, нравственными качествами, обладали адмиралы Нахимов П.С., Корнилов В.А., офицер Мельников А.В., лейтенант Костомаров Н.И.
Форма урока – семинар с элементами пpaктической работы, 2 часа.
Средства обучения: карта «Крымская война 1853-1856 гг.», схема «Оборона Севастополя», иллюстрации, портреты героев войны, участников обороны Севастополя.
Опережающее задание и предварительная подготовка.
Тема полностью выносится на самостоятельное изучение учащихся. За 2 недели до проведения урока ученики класса делятся на 3 группы, каждая группа получает задание и список рекомендуемой литературы. На этапе предварительной подготовки учитель выступает в роли консультанта, помогая ученикам выбрать, осмыслить, систематизировать информацию и сделать правильные выводы. Учащиеся работают по плану. (см. слайд)
Ход урока
Беседа:
1. Какие вы знаете исторические источники?
Ответ: Основные исторические источники делятся на две группы: письменные (письма, публикации, мемуары..), вещественные (вещи, оружие, посуда…).
2. Назовите основные направления внешней политики России во второй четверти 19 века?
Ответ:
Основными направлениями внешней политики Николая I были:
- участие в решении Восточного вопроса, результатом чего стала Крымская война,
- борьба с революционными выступлениями в Европе,
- присоединение Кавказа.
Ответ: Под Восточным вопросом понимается упадок Османской империи и определение судьбы её провинций. Все ведущие европейские державы стремились оказать влияние на Турцию.
Проблемная ситуация. (см. слайд «Герои войны»
Перед вами изображения героев Крымской войны, это люди разных социальных слоёв населения: женщины, военнослужащие, священнослужители. Подумайте, так почему Крымская война не стала всенародной, как Отечественная война 1812 г? Вернемся к этому вопросу в конце семинара
I. Причины, повод, хаpaктер, начало и этапы Крымской войны
Цели:
учащиеся должны знать:
- тpaктовку причин, повода, хаpaктера Восточной военной кампании в современной историографии.
учащиеся должны уметь:
- проводить поиск, изучать, анализировать исторический материал: публикации, выступления современных историков Виноградова В., Зайончковского А., Кухарука А., Левандовского А., текст учебника, излагать суждения, делать выводы
- показывать на исторической карте основные объекты военной кампании,
- устно рассказывать о событиях, приведших к Крымской войне,
- систематизировать этапы войны в таблицу, кратко формулировать причины. повод. этапы войны и делать запись в тетрадь
Задание: слушая выступления учащихся, выделите, кратко сформулируйте и запишите в тетрадь причины, повод, этапы Восточной войны.
Выступление учащихся первой группы. сопровождается показом слайдов
Каковы причины войны?
Ответ: Александр Кухарук в своей статье «Мнимый больной» пишет, что «в основе политики Николая I, в начале его правления лежала заветная мечта Екатерины II - изгнание турок из Европы и установление российского контроля над черноморскими проливами». Однако война 1828-1829 годов показала, как трудно воплотить эту задачу в жизнь. По Адрианопольскому мирному договору к России перешли дельта Дуная и береговая полоса от Анапы до Поти, а также Ахалцихская область в Грузии, Сербия, Валахия, Молдавия получили автономию в составе Османской империи. Греция стала независимой. 1833 году между Россией и Турцией был подписан договор, согласно которому последняя должна была закрыть Босфор и Дарданеллы для военных кораблей всех нечерноморских держав. Таким образом, России удалось добиться наиболее благоприятного режима черноморских проливов. Но Англия и Франция были недовольны договором и, в конце концов, им удалось принять конвенцию, согласно которой проливы объявлялись закрытыми для всех иностранных военных кораблей. Русский флот был заперт в Черном море. Более того, в случае войны Турция могла открыть проливы для иностранных военных судов по своему усмотрению. Лондонская конвенция стала серьезным дипломатическим поражением России.
Историк Н. Киняпина отмечает, что ни в одной из русско-турецких войн, ни до, ни после Крымской войны, Западная Европа не выступала единым фронтом. Чем это объяснить? Она считает, что Европа хотела лишить Россию ведущей роли, которую она стала играть на континенте после наполеоновских войн. Англия и Франция стремились окончательно разрушить Венскую систему, покончить с ней с помощью победоносной войны. Легче всего это было сделать на Востоке.
В. Виноградов выделяет обострение в 30-40-х годах англо-русских отношений на Ближнем Востоке и Балканах, причем, Англия наступала, а Россия отступала. Великобритания воздействовала на события своей экономической мощью, привлекательностью своей идеологии и государственного строя. Эти факторы давали англичанам несомненное преимущество. Царский режим такой привлекательностью не обладал. Поэтому Крымская война была отчаянной попыткой России сохранить влияние на Балканах и Ближнем Востоке.
Что послужило поводом к войне?
Ответ: Поводом к войне послужил спор из-за палестинских святынь. Речь шла о том, кто будет блюстителем особо чтимых храмов в Иерусалиме и Вифлееме. Под давлением императора Франции Луи-Наполеона Бонапарта султан Абдул-Меджид решил вопрос в пользу католиков. Это вызвало недовольство в Петербурге. Уступить в споре о святых местах, капитулировать перед католиками означало для Николая I признать перед всем православным Востоком свою слабость. В конце концов, упустить право на покровительство «турецким христианам» означало для Петербурга потерю важнейшего рычага воздействия на балканские дела.
Какой хаpaктер носила война для России? Синопскую победу логичнее назвать Синопским поражением. Так ли это?
Ответ: По данному вопросу нет единого мнения в российской историографии. А. Кухарук считает, что с точки зрения военной истории следует принять во внимание фактор первого выстрела. Войну первой объявила Турция, но первым выстрелом явился Синоп. Синопскую победу России восприняли, как нарушение Николаем I обещания не бомбардировать и не уничтожать турецкие города. После победоносного Синопского сражения Россия предстала врагом Европы, оказалась в дипломатической изоляции и была обречена на поражение.
Историк О. Айрапетов поддерживает эту мысль, аргументируя тем, что Россия первой перешла границу, заняв Дунайские княжества.
Историк А.Смирнов утверждает, что первый выстрел еще раньше раздался на Кавказе, когда турки напали на русское укрепление св. Николая.
Историк А.Васильев считает, что Россия и Англия пытались разделить Османскую империю и добиться протектората над Дунайскими княжествами, Сербией и Болгарией. Налицо столкновение имперских интересов Англии и России, а для Турции эта война была самозащитой.
Таким образом, до Синопа Россия вела несправедливую войну, т.к. нарушала международные документы, а после, оказавшись в международной изоляции, вынуждена бала защищаться.
Назовите этапы Крымской войны. (см. слайд)
В ходе беседы в тетрадях делается следующая запись:
Повод войны
- Спор между католиками и православными по поводу прав в святых палестинских землях, находившихся во владении Османской империи.
Причины войны
- Недовольство России Лондонской конвенцией.
- Усиления России в Турции опасались Англия и Франция, имевшие там свои экономические интересы.
- отсутствие у России выгодного для неё режима Черноморских проливов.
- рост национально – освободительного движения народов Балканского полуострова
В российской историографии по данным вопросам существует плюрализм мнений: многие проблемы требуют дальнейшего исследования
II. Героическая оборона Севастополя.
Цели:
учащиеся должны знать:
- дату обороны Севастополя, ход военных действий за город, имена руководителей и героических защитников, план оборонительных сооружений.
учащиеся должны уметь:
- показывать на схеме и описывать план оборонительных сооружений города Севастополя,
- называть дату обороны Севастополя,
- рассказывать о штурме и героических подвигах защитников Севастополя,
- проводить поиск необходимой информации по обороне Севастополя в нескольких источниках, публикациях, Лящука П., ЗайончковскогоА. художественной литературе Толстого Л. «Севастопольские рассказы» исторической карте, анализировать и делать выводы.
Выступление учащихся второй группы. В ходе выступления ребят идёт показ слайдов исторической карты, иллюстраций, схемы оборонительных сооружений Севастополя, делается запись в тетради даты обороны Севастополя
Что собой представляли укрепления Севастополя? Расскажите о штурме города
Ответ: Одной из героических страниц Крымской войны была оборона Севастополя, продолжавшаяся 394 дня с 13(25) сентября 1854 года по 28 августа (9 сентября) 1855 года. С моря Севастополь был хорошо укреплен, по обеим сторонам Севастопольской бухты (северной) располагалось восемь береговых батарей. Чтобы обезопасить бухту от вторжения неприятельских судов, между батареями, построенными по линии, разделяющей внешний и внутренний рейды, было затоплено семь кораблей. В дальнейшем, когда зимние штормы разрушили эту преграду, между двумя батареями, расположенными в глубине бухты было затоплено еще шесть кораблей. Мощные береговые батареи и затопленные суда сделали Севастополь почти недоступным с моря, но с суши город был защищен плохо, особенно его южная сторона. На всем семиверстном протяжении оборонительной линии с южной стороны началось в спешном порядке строительство укреплений. Всего было создано семь бастионов и укреплен господствующий над городом Малахов курган. Укрепления Малахова кургана имели подковообразный вид, и перед ними был выкопан ров. В центре кургана стояла двухъярусная башня с бойницами. Во время первой бомбардировки Севастополя на Малаховом кургане был cмepтельно ранен вице-адмирал Корнилов В.А., принявший фактическое руководство обороной. После его гибели оборону возглавил вице-адмирал Нахимов ПС.
Генеральный штурм Севастополя, предпринятый в начале октября 1854 года, окончился неудачей, и союзники перешли к длительной осаде, что совсем не входило в их первоначальные планы. Главный удар осаждающих был направлен на четвертый бастион, после неудачных попыток захватить его, направление главного удара союзников было перенесено на Малахов курган. Ожесточенная борьба развертывалась не только на земле, но и под землей. Не сумев захватить четвертый бастион, французы стали подводить под него минные галереи, с тем, чтобы разрушить его взрывом. Русские саперы и минеры, в свою очередь, рыли подземные галереи для проведения контрминных операций. Контрвзрывы русских минеров разрушали вражеские подкопы. Руководителем инженерного обеспечения обороны был Э.И. Тотлебен. Из двенадцати атак союзников успехом увенчалась одна. 27 августа 1855 года начался последний штурм полуразрушенного города. К тому времени боеприпасы у его защитников находились на исходе, артиллерия могла отвечать лишь одним выстрелом на три неприятельских. Штурм по всей линии обороны был отбит, но русские войска потеряли Малахов курган. В этой обстановке решено было оставить руины Севастополя. С оставлением Южной стороны города закончилась героическая оборона Севастополя. Разделенные бухтой, обе армии простояли друг против друга еще несколько месяцев. Несмотря на то, что противник овладел Южной стороной города, активных действий больше не велось: союзники не могли использовать Севастополь как базу для своего флота и были не способны перейти в наступление.
Докажите, что защитники Севастополя боролись героически.
Ответ: Участником обороны Севастополя был Л.Н. Толстой, написавший «Севастопольские рассказы», в которых он показывает мужество, героизм, самопожертвование русских солдат и населения города. Всей стране известны имена разведчика Петра Кошки, первой медсестры Дарьи Севастопольской. Женщины, дети, старики помогали строить и восстанавливать земляные укрепления, носили на передовые позиции воду, ухаживали за ранеными.
Лящук П. в статье «Обер-крот» рассказал о подвиге минёров русской армии. В развертывании подземно-минной войны перед четвертым бастионом большую роль сыграл офицер русской армии Мельников А.В.. Узнав, что союзники стали подводить минные галереи под четвертый бастион, Мельников и его помощники пробили в скале ров, окружавший укрепления, 22 колодца и вывели из них 22 галереи, длиной до 30-ти метров навстречу неприятелю. Два дня взрыв откладывался высшим руководством, и тогда Мельников взял инициативу в свои руки, так как французская галерея находилась уже в 4-х метрах от русского заряда. Взрыв для французов был неожиданным, неприятельская галерея была разрушена на протяжении 28 метров. Последствия этого взрыва трудно переоценить. Все последующее время минной войны враг не мог приблизиться под землей на близкое расстояние к четвертому бастиону. Английская газета «Тайм» писала, что «пальма первенства в этом роде действий принадлежит русским» А Мельникова едва не отдали под суд за самоуправство, только успех взрыва, моментально сделавший его имя известным всему гарнизону Севастополя, спас офицера от наказания.
О подвиге лейтенанта Костомарова Н.И. поведал Зайончковский А. в статье «Батарея Костомарова». Впереди левого фаса четвертого бастиона была построена четвертая орудийная батарея № 38 под начальством лейтенанта Костомарова, который в течение 10-ти месяцев оставался на своем очень опасном посту. Цель батареи - брать на себя первый удар врага в случае штурма. Во время многочисленных ночных тревог картечь с бастиона невольно била в спину храбрых сподвижников Костомарова, а французская картечь также большей частью находила свою жертву в костомаровской батарее. Храбрость Костомарова изумительна. Он находился в таком ежеминутном ожидании cмepти не день, не два, а 10 с половиной месяцев без перерыва. Я так привык к мысли, - говорил он, - что не сегодня, так завтра я должен погибнуть, что всё житейское отошло как бы в сторону. Батарея несла разведывательную службу, солдаты совершали вылазки в тыл врага. О храбрости солдат 38 батареи 4-го бастиона рассказала газета «Русский инвалид», 1901 г.
Выводы: Осада Севастополя одна из героических страниц не только Крымской кампании, но и в истории нашего государства. Навсегда останутся в памяти россиян имена адмиралов Нахимова П.С.и Корнилова В.А., офицера Мельникова А.В., лейтенанта Костомаров Н.И., матроса Кошка, Дарьи Севастопольской.
С потерей Севастополя Россия была обречена на поражение в военной кампании, но и союзники понесли большие людские потери и не могли активизировать военные действия. Стороны стали готовиться к переговорам
III. Причины поражения России в войне Условия Парижского мирного договора, итоги и последствия Восточной войны.
Цели:
учащиеся должны знать:
- причины поражения России в войне, условия Парижского мирного договора, итоги и последствия Восточной войны.
учащиеся должны уметь:
- проводить поиск необходимой информации, изучать, анализировать: письма участников войны, воспоминания современников, Милютина П. «Пробуждение»
- излагать суждения о причинах поражения России в Крымской войне и последствиях, делать выводы.
Пpaктическая работа класса с историческими источниками. Беседа и выступление учащихся третьей группы. Выступления учащихся сопровождается показом слайдов,
Почему Россия потерпела поражение в Крымской войне?
Проанализировав подборку отрывков из воспоминаний и писем участников Крымской войны и ее современников, можно выделить следующие причины поражения России в войне:
- Технические:
- военно-техническая отсталость России.
- плохое снабжение армии продуктами и фуражом.
- тактические ошибки военного комaндования (Меньшиков).
- Политические:
- «Война была проиграна в основном дипломатическими средствами - в этой странной войне победы были опаснее поражений», - такую мысль высказывает А. Кухарук. После победоносного Синопского сражения Россия предстала врагом Европы.
- Существование цензуры. Запрещалось критиковать действия императора, комaндования
- Социально-экономические:
- в сохранении крепостного права
- отсутствие рынка наёмной рабочей силы
- использование принудительного труда крестьян
Каковы условия Парижского мирного договора?
Ответ: История Парижского мира 1856г. венчающего события Восточной (Крымской) войны, достаточно хорошо известна. Однако отрывок из «Воспоминаний» Дмитрия Милютина по-новому освещает это событие. Военный историк, генерал, сам переживший годы войны, он подметил и масштабные последствия финального, драматического для России, акта войны, и мелкие, незаметные для многих штрихи, передающие глубину чувства, переживаний, страстей политиков и народов.
Переговоры велись в трудной, напряжённой обстановке, но с мечтой поставить Россию на колени пришлось расстаться. Парижский мир был заключён на условиях, болезненно воспринятых в России, как-никак с 1711 г. страна не подписывала акта о поражении.
Россия отказалась от покровительства православному населению Турции, потеряла Южную Бессарабию, разоружила Черноморский флот. Чёрное море объявляется нейтральным, то есть открытым для торговых судов всех стран, Россия и Турция не могут иметь военного флота и укрепления на Чёрном море. Россия отдает Турции Карс в обмен на Крым и Севастополь.
Таким образом, Россия сохраняет за собой Северное Причерноморье. Южные рубежи оставляет без защиты.
Перед вами изображения героев Крымской войны, это люди разных социальных слоёв населения: женщины, военнослужащие, священнослужители. Так почему Крымская война не стала всенародной, как Отечественная война 1812 г?
Ответ: Крымская война не задевала интересы большинства населения и территориального прострaнcтва России, велась на южных окраинах государства, поэтому она не стала всенародной.
Каковы итоги восточной кампании?
Ответ: Главным итогом войны было то, что России удалось выстоять под ударом объединившихся против неё крупнейших государств Европы. Несмотря на серьёзное поражение, она вышла из войны с минимальным уроном
Итогов Крымской войны много. Это и создание военно-полевой хирургии, и изобретение гипсовой повязки, которой пользуются до сих пор, и заградительных мин и даже применение, говоря современным языком, paкет класса «земля-земля» (наши), и создание института медицинских сестёр (англичане), метеорологической службы (французы), изобретение сигарет (англичане с французами)...
Но самым необычным новшеством Крымской войны стало изобретение информационного оружия. Тогда-то и было открыто, что газеты могут стрелять гораздо опасней пушек. И была начата кампания против России, против православия. О том, какими были представления французов и англичан о России можно увидеть по карикатурам прессы тех лет. (см слайд)
Каковы последствия Крымской войны?
Ответ: Поражение в Крымской войне показало необходимость радикальных перемен во всех сферах жизни русского общества, без чего страна могла терпеть все новые и новые поражения от ушедшей вперед Европы.Следствием войны стали правовые и социально-экономические преобразования в стране в 60-е годы XIX века. Чрезвычайно медленное преодоление крепостного права до Крымской войны побудило правительство после поражения Военной кампании, форсировать реформы, что привело к перекосам в социальной структуре России, на которые наложились разрушительные идейные влияния, пришедшие с Запада.
Во второй половине 19 века главной задачей во внешней политике России стала борьба за пересмотр условий Парижского мира.
На основании информации, полученной из исторических источников, мы делаем выводы:
- В Крымской войне столкнулись две системы: передовая, капиталистическая (Англия, Франция) и отсталая, крепостническая (Россия), последняя проиграла.
- Крымская война обнажила гнилость феодально-крепостнического строя, отсталость России и показала, что стране необходимы преобразования во всех сферах общества.
- В историографии событий Крымской войны существует плюрализм мнений, хронологическая неточность, некоторые вопросы требуют более глубокого изучения и исследования.
Приложение 1, Приложение 2, Презентация.
Цели урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI–XIII вв., проследить каким образом шло возникновение городов, рост власти католической церкви....
18 03 2024 13:21:18
Представлен сценарий литературно-музыкальной композиции. Цель урока – осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории....
17 03 2024 17:36:54
Урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явлений. Урок может быть проведен в музее, где находятся краеведческие материалы, фотографии, связанные с событиями 1930-х гг. XX века в СССР....
16 03 2024 4:20:47
Урок обобщает знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года; акцентирует внимание на важнейших событиях, определяет их значение в ходе войны; показывает народно-освободительный хаpaктер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев; рассматривает итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы....
15 03 2024 18:23:22
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
14 03 2024 4:45:10
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
13 03 2024 5:47:34
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....
12 03 2024 9:41:18
Урок с использованием ИКТ и яркого визуального ряда позволяет повысить интерес учеников к изучению истории своей Родины, а также применить свои ранее полученные знания в исследовании исторического документа, его анализе. Работа над ранее изученным материалом и новой темой, позволяют построить логическую цепочку событий, которая по аналогии может быть в дальнейшем перенесена и в настоящее время, что позволяет проследить связь между историей и современностью в развитии общества, избежать ошибок прошлого, сделать выводы....
11 03 2024 9:14:32
Цели урока: познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой и скульптурой; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры....
10 03 2024 14:36:10
В ходе обсуждения учитель ставит задачу: в ходе работы небходимо исследовать деятельность правительства РФ, провести анализ проблем малого бизнеса в РФ, ЯНАО, городе Надыме, провести аналитику современного состояния данного вопроса в российской экономике , каждая группа должна предложить свои рекомендации по решению данной проблемы. ...
09 03 2024 1:40:12
Урок является завершающим при изучении темы «Гражданское право» в курсе "Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику «Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников. ...
08 03 2024 6:57:37
Создавая урок, автор надеялся показать, насколько увлекательными и интересными могут стать сорок пять минут повторения «сухой» темы «Деятельность». Для этого в ходе урока использовались фотоматериалы из жизни и деятельности самих школьников; привлекался сложный теоретический материал: философские теории И.Канта, Н.Макиавелли, Й.Хезинга....
07 03 2024 19:31:28
Сегодня большое распространение получили три технологии обучения: моделирование или игровая деятельность, коммуникативный диалог или дискуссионная деятельность, изучение источников или исследовательская деятельность. Все эти элементы прослеживаются в статье....
06 03 2024 4:27:49
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами пpaктической работы (комбинированный урок) из тематического блока «Между мировыми войнами». Акцентировка внимания учеников сделана на истории международных отношений в 20−30-е годы XX века, с учетом рекомендаций активизирует обучение, сделает его более познавательным....
05 03 2024 18:55:34
Урок направлен на то, чтобы расширить знания учащихся по истории политических репрессий, познакомить с лагерями на территории Казахстана, показать с каким мужеством переносили люди испытания, выпавшие на их долю, верили, что история все расставит по своим местам. У учащихся развивается чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому своей Родины. ...
04 03 2024 16:19:51
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
03 03 2024 15:32:16
При подготовке к уроку класс был разбит на 3 группы, и каждой из них были даны следующие задания: 1. Взять интервью у ветеранов ВОВ (какие есть награды и рассказ о них); 2. Собрать информацию о наградах своих родственников – очевидцев событий; 3. Собрать информацию у родственников о наградах, полученных в тылу. Результаты работы групп были представлены на уроке. В ходе урока ученики работали с исторической картой и документами. Данный урок формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к свой малой Родине, ко всей Отчизне. ...
02 03 2024 6:33:37
Цель урока: выяснить каковы причины отечественной войны 1812 года? каковы планы сторон в войне? почему Бородинскую битву считают мopaльной победой русской армии? каковы причины победы России в отечественной войне 1812 года? почему война 1812 года носит название Отечественная?...
01 03 2024 19:21:59
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
29 02 2024 21:12:13
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
28 02 2024 15:13:44
Периодически оказываются в финансово-экономическом кризисе государства планеты, политики мучительно ищут пути выхода из него. Современная ситуация в России и мире остро ставит вопросы об усилении роли государства в экономике и социальной сфере, о реформах, которые должны проводиться в интересах большинства населения. Видимо, сегодня подтверждается предпочтительность «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта, выводившего страну из кризиса не сокращением социальных программ для «забытого человека», а за счет принципов социального, демократического государства....
27 02 2024 15:22:27
Урок краеведения. Подвиг и героизм местного населения во время Великой Отечественной войны, памятники культуры Кубани....
26 02 2024 4:42:38
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
25 02 2024 15:40:15
Урок эмоционального сопереживания в форме историко-литературной гостиной способствует осознанию учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятию идей насилия. Цель: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины....
24 02 2024 19:27:40
Цели урока: познакомиться с основными событиями политической реформы эпохи перестройки; подойти к пониманию итогов политической реформы. ...
23 02 2024 15:18:25
Интегрированный урок истории и литературы выявляет взаимосвязь таких понятий, как Родина, человеческий род с исторической и социальной позиции. ...
22 02 2024 11:14:45
Урок посвящен изучению особенностей японской архитектуры, садово-паркового искусства, таких национальных традиций как чайная церемония и икэбана и способствует развитию толерантного отношения к миру, что необходимо для адаптации в современных условиях. Урок рассчитан на 2 часа и сопровождается компьютерной презентацией....
21 02 2024 13:22:19
Урок для учащихся 9-го класса формирует представление о гражданском долге, мужестве, героизме тружеников Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Урок помогает понять учащимся роль самовоспитания в формировании нравственности, мужества, чувства долга и ответственности перед обществом, понять меру ответственности каждого за вклад в общее дело победы....
20 02 2024 22:10:38
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
19 02 2024 16:49:27
Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....
18 02 2024 11:10:50
В рамках урока учащиеся совершенствуют свои навыки работы с историческим источником, работы с текстовой информацией и преобразованием ее в табличную. Урок построен на использовании отдельных приемов технологии развития критического мышления («инсерт», «синквейн»). Урок нацелен на знакомство учащихся с хаpaктером экономической политики в первой четверти XVIII века, выделение главной черты ее – политики протекционизма....
17 02 2024 2:23:40
Урок формирует у учащихся чувство любви к своей Родине, гражданственность. Автор знакомит учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, показывает, что борьба, которую вел советский народ против гитлеровской Германии, была справедливой, освободительной, народной, была борьбой за будущее человечества....
16 02 2024 22:59:30
Цель урока: активное применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. В процессе урока учащиеся научатся и смогут: отработать навыки работы с картой; научатся показывать на карте границы империи Александры Македонского, а также Сирийского, Македонского и Египетского царств; смогут составлять схемы; с помощью учителя выводить определения; выражать собственное мнение о наследии эллинистических государств....
15 02 2024 13:19:44
В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением, природными условиями Финикии, занятиями жителей. На уроке используется групповая форма работы....
14 02 2024 23:46:10
На уроке учащиеся знакомятся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века и с достижениями российской науки в это время. В ходе проведения урока учитель имеет возможность формировать у детей целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, а также развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал. ...
13 02 2024 14:38:16
Новый материал изучается несколькими способами: составление ответа по плану на основе учебника; обобщение фактов, приведенных в сообщении ученика; работа с историческими документами. Значение и недостатки реформ заносятся в таблицу, на основе которой ученики формулируют свою оценку преобразований....
12 02 2024 20:29:15
Данный материал поможет учителю в проведении урока по теме «Типология обществ» в курсе «Человек и общество» (8-й класс, учебник под редакцией А.И. Кравченко). В презентации даны тестовые задания для подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме («Сборник заданий для проведения экзамена в 9-м классе» издательства «Просвещение», 2009)....
11 02 2024 9:12:22
Целью урока является создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления. Учащиеся читают тексты, выделяют главную мысль и работают с кластером. Они должны подойти к важному выводу, что жизнь человека недолговечна, и прожить ее надо не бесцельно. ...
10 02 2024 19:48:49
Урок - ролевая игра "Выборы президента" раздела "Конституционное право". Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения....
09 02 2024 22:47:27
Учащиеся определяют основное содержание понятия «этикет»; знакомятся с историей этикета. Расширяется представление детей о правилах и видах этикета; развивается умение правильно оценивать себя и других. Совершенствуются этические нормы поведения в обществе....
08 02 2024 2:17:35
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
07 02 2024 21:38:29
Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....
06 02 2024 12:59:36
Подготовка к ЕГЭ по обществоведению. На уроке учащиеся получают теоретические знания по проблеме, отpaбатывают умения решения ситуативных задач, выполняют задания ЕГЭ; работая с материалами периодической печати, подбирают примеры, иллюстрирующие теоретические знания, анализируют статистические материалы.....
05 02 2024 22:35:55
Базовым учебником является учебник по истории России под ред. А.Н. Сахарова. Учащиеся имеют возможность рассмотреть данный период в истории, анализируя не только статьи учебника, но и такие произведения искусства, как оперу М.П. Мусоргского "Хованщина", картину В.И. Сурикова "Утро стрелецкой казни", а также повесть В.С. Соловьева "Царь-дeвица"....
04 02 2024 12:51:56
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
03 02 2024 15:49:52
Урок личностно-ориентированный с дифференцированным подходом к обучению детей, с большой долей самостоятельной работы учеников. Он помогает дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации; развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся....
02 02 2024 14:27:13
При обучении учащихся – будущих слесарей по ремонту автомобилей преподавателем истории проводится серия взаимосвязанных уроков. Эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода истории, научно-технического прогресса. ...
01 02 2024 22:15:28
На уроке решаются несколько задач: в работу включается весь класс, изучается дополнительная литература по теме, у детей появляется интерес к предмету. Интегрированный урок проводится в виде защиты проектов учащихся....
31 01 2024 14:11:27
Целью данной статьи я ставлю осветить историю градообразующего предприятия и храмовый комплекс села. Работая над этой темой, я пользовалась источниками, предоставленными Государственным архивом Ивановской области и Государственным архивом Владимирской области, материалами краеведческого музея средней школы №4 г. Тейкова, оставшимися фондами городского краеведческого музея (к сожалению, музей уже перестал существовать), библиотекой Ильинской церкви, рядом статей в местной печати и публикациями по истории Тейкова. Работа не претендует на статус научной, это только первые шаги в этом направлении. Материал разделен на части: история возникновения градообразующего предприятия и первые предприниматели, храмовый комплекс села. Почему именно история села? Да потому, что из истории таких сел, городков складывается история Отечества. Настоящий гражданин должен быть патриотом. Но невозможно любить то, что не знаешь, то, что ты воспринимаешь как что-то абстpaктное. Мне ближе познание большого через малое. Чтобы не вырасти "Иванами, не помнящими родства", мы в школе и решили заняться изучением родных мест. Почему именно градообразующее предприятие? Это предприятие дает экономическую возможность жить тысячам наших горожан, помогает развиваться городу. Почему именно история храмового комплекса? Это истоки нашей духовности. Без души невозможно существование русского человека, без нее теряет всякий смысл жизнь. ...
30 01 2024 22:28:33
Исследовательская работа осуществляется самыми разными способами: коллективной, групповой и индивидуальной работой по проблеме, методами сравнительного анализа, частично-поисковой работы. Учащиеся работают с документами, сообщениями, контурными картами, заполняют таблицы....
29 01 2024 1:49:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::