События Крымской (Восточной) войны 1853–1856 годов в воспоминаниях участников, современников и историографии > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

События Крымской (Восточной) войны 1853–1856 годов в воспоминаниях участников, современников и историографии


    События Крымской (Восточной) войны 1853–1856 годов в воспоминаниях участников, современников и историографии

Цели урока:

учащиеся должны знать: причины, повод, хаpaктер, начало и этапы Крымской войны. Основные события героической обороны Севастополя, причины поражения России в войне. Условия Парижского мирного договора, итоги и последствия Восточной войны.

учащиеся должны уметь:

  • работать с историческими источниками: картой «Крымская война 1853 – 1856 гг.», схемой «Основные Севастопольские укрепления»;
  • проводить поиск, изучать, анализировать исторический материал: публикации, выступления современных историков Виноградова В., Зайончковского А., Кухарука А., Левандовского А., текст учебника, художественную литературу Толстого Л. «Севастопольские рассказы», мемуары Милютина «Пробуждение», воспоминания участников военной кампании, излагать суждения, делать выводы;

воспитательная:

  • патриотическое воспитание учащихся на примере защитников Севастополя: находясь в сложнейших боевых условиях, отбивая систематические атаки врагов, русские солдаты вели себя героически, достойно преодолевая боевые трудности и жизненные испытания, сохраняя при этом самые лучшие человеческие качества: доброжелательность, сострадание, готовность прийти на помощь окружающим людям;
  • формирование нравственного поведения на примере жизни и деятельности людей, оставивших яркий след в истории России. Высокими, нравственными качествами, обладали адмиралы Нахимов П.С., Корнилов В.А., офицер Мельников А.В., лейтенант Костомаров Н.И.

Форма урока – семинар с элементами пpaктической работы, 2 часа.

Средства обучения: карта «Крымская война 1853-1856 гг.», схема «Оборона Севастополя», иллюстрации, портреты героев войны, участников обороны Севастополя.

Опережающее задание и предварительная подготовка.

Тема полностью выносится на самостоятельное изучение учащихся. За 2 недели до проведения урока ученики класса делятся на 3 группы, каждая группа получает задание и список рекомендуемой литературы. На этапе предварительной подготовки учитель выступает в роли консультанта, помогая ученикам выбрать, осмыслить, систематизировать информацию и сделать правильные выводы. Учащиеся работают по плану. (см. слайд)

Ход урока

Беседа:

1. Какие вы знаете исторические источники?

Ответ: Основные исторические источники делятся на две группы: письменные (письма, публикации, мемуары..), вещественные (вещи, оружие, посуда…).

2. Назовите основные направления внешней политики России во второй четверти 19 века?

Ответ:

Основными направлениями внешней политики Николая I были:

  • участие в решении Восточного вопроса, результатом чего стала Крымская война,
  • борьба с революционными выступлениями в Европе,
  • присоединение Кавказа.
3. Что понималось под термином «Восточный вопрос»?

Ответ: Под Восточным вопросом понимается упадок Османской империи и определение судьбы её провинций. Все ведущие европейские державы стремились оказать влияние на Турцию.

Проблемная ситуация. (см. слайд «Герои войны»

Перед вами изображения героев Крымской войны, это люди разных социальных слоёв населения: женщины, военнослужащие, священнослужители. Подумайте, так почему Крымская война не стала всенародной, как Отечественная война 1812 г? Вернемся к этому вопросу в конце семинара

I. Причины, повод, хаpaктер, начало и этапы Крымской войны

Цели:

учащиеся должны знать:

  • тpaктовку причин, повода, хаpaктера Восточной военной кампании в современной историографии.

учащиеся должны уметь:

  • проводить поиск, изучать, анализировать исторический материал: публикации, выступления современных историков Виноградова В., Зайончковского А., Кухарука А., Левандовского А., текст учебника, излагать суждения, делать выводы
  • показывать на исторической карте основные объекты военной кампании,
  • устно рассказывать о событиях, приведших к Крымской войне,
  • систематизировать этапы войны в таблицу, кратко формулировать причины. повод. этапы войны и делать запись в тетрадь

Задание: слушая выступления учащихся, выделите, кратко сформулируйте и запишите в тетрадь причины, повод, этапы Восточной войны.

Выступление учащихся первой группы. сопровождается показом слайдов

Каковы причины войны?

Ответ: Александр Кухарук в своей статье «Мнимый больной» пишет, что «в основе политики Николая I, в начале его правления лежала заветная мечта Екатерины II - изгнание турок из Европы и установление российского контроля над черноморскими проливами». Однако война 1828-1829 годов показала, как трудно воплотить эту задачу в жизнь. По Адрианопольскому мирному договору к России перешли дельта Дуная и береговая полоса от Анапы до Поти, а также Ахалцихская область в Грузии, Сербия, Валахия, Молдавия получили автономию в составе Османской империи. Греция стала независимой. 1833 году между Россией и Турцией был подписан договор, согласно которому последняя должна была закрыть Босфор и Дарданеллы для военных кораблей всех нечерноморских держав. Таким образом, России удалось добиться наиболее благоприятного режима черноморских проливов. Но Англия и Франция были недовольны договором и, в конце концов, им удалось принять конвенцию, согласно которой проливы объявлялись закрытыми для всех иностранных военных кораблей. Русский флот был заперт в Черном море. Более того, в случае войны Турция могла открыть проливы для иностранных военных судов по своему усмотрению. Лондонская конвенция стала серьезным дипломатическим поражением России.

Историк Н. Киняпина отмечает, что ни в одной из русско-турецких войн, ни до, ни после Крымской войны, Западная Европа не выступала единым фронтом. Чем это объяснить? Она считает, что Европа хотела лишить Россию ведущей роли, которую она стала играть на континенте после наполеоновских войн. Англия и Франция стремились окончательно разрушить Венскую систему, покончить с ней с помощью победоносной войны. Легче всего это было сделать на Востоке.

В. Виноградов выделяет обострение в 30-40-х годах англо-русских отношений на Ближнем Востоке и Балканах, причем, Англия наступала, а Россия отступала. Великобритания воздействовала на события своей экономической мощью, привлекательностью своей идеологии и государственного строя. Эти факторы давали англичанам несомненное преимущество. Царский режим такой привлекательностью не обладал. Поэтому Крымская война была отчаянной попыткой России сохранить влияние на Балканах и Ближнем Востоке.

Что послужило поводом к войне?

Ответ: Поводом к войне послужил спор из-за палестинских святынь. Речь шла о том, кто будет блюстителем особо чтимых храмов в Иерусалиме и Вифлееме. Под давлением императора Франции Луи-Наполеона Бонапарта султан Абдул-Меджид решил вопрос в пользу католиков. Это вызвало недовольство в Петербурге. Уступить в споре о святых местах, капитулировать перед католиками означало для Николая I признать перед всем православным Востоком свою слабость. В конце концов, упустить право на покровительство «турецким христианам» означало для Петербурга потерю важнейшего рычага воздействия на балканские дела.

Какой хаpaктер носила война для России? Синопскую победу логичнее назвать Синопским поражением. Так ли это?

Ответ: По данному вопросу нет единого мнения в российской историографии. А. Кухарук считает, что с точки зрения военной истории следует принять во внимание фактор первого выстрела. Войну первой объявила Турция, но первым выстрелом явился Синоп. Синопскую победу России восприняли, как нарушение Николаем I обещания не бомбардировать и не уничтожать турецкие города. После победоносного Синопского сражения Россия предстала врагом Европы, оказалась в дипломатической изоляции и была обречена на поражение.

Историк О. Айрапетов поддерживает эту мысль, аргументируя тем, что Россия первой перешла границу, заняв Дунайские княжества.

Историк А.Смирнов утверждает, что первый выстрел еще раньше раздался на Кавказе, когда турки напали на русское укрепление св. Николая.

Историк А.Васильев считает, что Россия и Англия пытались разделить Османскую империю и добиться протектората над Дунайскими княжествами, Сербией и Болгарией. Налицо столкновение имперских интересов Англии и России, а для Турции эта война была самозащитой.

Таким образом, до Синопа Россия вела несправедливую войну, т.к. нарушала международные документы, а после, оказавшись в международной изоляции, вынуждена бала защищаться.

Назовите этапы Крымской войны. (см. слайд)

В ходе беседы в тетрадях делается следующая запись:

Повод войны

  • Спор между католиками и православными по поводу прав в святых палестинских землях, находившихся во владении Османской империи.

Причины войны

  • Недовольство России Лондонской конвенцией.
  • Усиления России в Турции опасались Англия и Франция, имевшие там свои экономические интересы.
  • отсутствие у России выгодного для неё режима Черноморских проливов.
  • рост национально – освободительного движения народов Балканского полуострова

В российской историографии по данным вопросам существует плюрализм мнений: многие проблемы требуют дальнейшего исследования

II. Героическая оборона Севастополя.

Цели:

учащиеся должны знать:

  • дату обороны Севастополя, ход военных действий за город, имена руководителей и героических защитников, план оборонительных сооружений.

учащиеся должны уметь:

  • показывать на схеме и описывать план оборонительных сооружений города Севастополя,
  • называть дату обороны Севастополя,
  • рассказывать о штурме и героических подвигах защитников Севастополя,
  • проводить поиск необходимой информации по обороне Севастополя в нескольких источниках, публикациях, Лящука П., ЗайончковскогоА. художественной литературе Толстого Л. «Севастопольские рассказы» исторической карте, анализировать и делать выводы.

Выступление учащихся второй группы. В ходе выступления ребят идёт показ слайдов исторической карты, иллюстраций, схемы оборонительных сооружений Севастополя, делается запись в тетради даты обороны Севастополя

Что собой представляли укрепления Севастополя? Расскажите о штурме города

Ответ: Одной из героических страниц Крымской войны была оборона Севастополя, продолжавшаяся 394 дня с 13(25) сентября 1854 года по 28 августа (9 сентября) 1855 года. С моря Севастополь был хорошо укреплен, по обеим сторонам Севастопольской бухты (северной) располагалось восемь береговых батарей. Чтобы обезопасить бухту от вторжения неприятельских судов, между батареями, построенными по линии, разделяющей внешний и внутренний рейды, было затоплено семь кораблей. В дальнейшем, когда зимние штормы разрушили эту преграду, между двумя батареями, расположенными в глубине бухты было затоплено еще шесть кораблей. Мощные береговые батареи и затопленные суда сделали Севастополь почти недоступным с моря, но с суши город был защищен плохо, особенно его южная сторона. На всем семиверстном протяжении оборонительной линии с южной стороны началось в спешном порядке строительство укреплений. Всего было создано семь бастионов и укреплен господствующий над городом Малахов курган. Укрепления Малахова кургана имели подковообразный вид, и перед ними был выкопан ров. В центре кургана стояла двухъярусная башня с бойницами. Во время первой бомбардировки Севастополя на Малаховом кургане был cмepтельно ранен вице-адмирал Корнилов В.А., принявший фактическое руководство обороной. После его гибели оборону возглавил вице-адмирал Нахимов ПС.

Генеральный штурм Севастополя, предпринятый в начале октября 1854 года, окончился неудачей, и союзники перешли к длительной осаде, что совсем не входило в их первоначальные планы. Главный удар осаждающих был направлен на четвертый бастион, после неудачных попыток захватить его, направление главного удара союзников было перенесено на Малахов курган. Ожесточенная борьба развертывалась не только на земле, но и под землей. Не сумев захватить четвертый бастион, французы стали подводить под него минные галереи, с тем, чтобы разрушить его взрывом. Русские саперы и минеры, в свою очередь, рыли подземные галереи для проведения контрминных операций. Контрвзрывы русских минеров разрушали вражеские подкопы. Руководителем инженерного обеспечения обороны был Э.И. Тотлебен. Из двенадцати атак союзников успехом увенчалась одна. 27 августа 1855 года начался последний штурм полуразрушенного города. К тому времени боеприпасы у его защитников находились на исходе, артиллерия могла отвечать лишь одним выстрелом на три неприятельских. Штурм по всей линии обороны был отбит, но русские войска потеряли Малахов курган. В этой обстановке решено было оставить руины Севастополя. С оставлением Южной стороны города закончилась героическая оборона Севастополя. Разделенные бухтой, обе армии простояли друг против друга еще несколько месяцев. Несмотря на то, что противник овладел Южной стороной города, активных действий больше не велось: союзники не могли использовать Севастополь как базу для своего флота и были не способны перейти в наступление.

Докажите, что защитники Севастополя боролись героически.

Ответ: Участником обороны Севастополя был Л.Н. Толстой, написавший «Севастопольские рассказы», в которых он показывает мужество, героизм, самопожертвование русских солдат и населения города. Всей стране известны имена разведчика Петра Кошки, первой медсестры Дарьи Севастопольской. Женщины, дети, старики помогали строить и восстанавливать земляные укрепления, носили на передовые позиции воду, ухаживали за ранеными.

Лящук П. в статье «Обер-крот» рассказал о подвиге минёров русской армии. В развертывании подземно-минной войны перед четвертым бастионом большую роль сыграл офицер русской армии Мельников А.В.. Узнав, что союзники стали подводить минные галереи под четвертый бастион, Мельников и его помощники пробили в скале ров, окружавший укрепления, 22 колодца и вывели из них 22 галереи, длиной до 30-ти метров навстречу неприятелю. Два дня взрыв откладывался высшим руководством, и тогда Мельников взял инициативу в свои руки, так как французская галерея находилась уже в 4-х метрах от русского заряда. Взрыв для французов был неожиданным, неприятельская галерея была разрушена на протяжении 28 метров. Последствия этого взрыва трудно переоценить. Все последующее время минной войны враг не мог приблизиться под землей на близкое расстояние к четвертому бастиону. Английская газета «Тайм» писала, что «пальма первенства в этом роде действий принадлежит русским» А Мельникова едва не отдали под суд за самоуправство, только успех взрыва, моментально сделавший его имя известным всему гарнизону Севастополя, спас офицера от наказания.

О подвиге лейтенанта Костомарова Н.И. поведал Зайончковский А. в статье «Батарея Костомарова». Впереди левого фаса четвертого бастиона была построена четвертая орудийная батарея № 38 под начальством лейтенанта Костомарова, который в течение 10-ти месяцев оставался на своем очень опасном посту. Цель батареи - брать на себя первый удар врага в случае штурма. Во время многочисленных ночных тревог картечь с бастиона невольно била в спину храбрых сподвижников Костомарова, а французская картечь также большей частью находила свою жертву в костомаровской батарее. Храбрость Костомарова изумительна. Он находился в таком ежеминутном ожидании cмepти не день, не два, а 10 с половиной месяцев без перерыва. Я так привык к мысли, - говорил он, - что не сегодня, так завтра я должен погибнуть, что всё житейское отошло как бы в сторону. Батарея несла разведывательную службу, солдаты совершали вылазки в тыл врага. О храбрости солдат 38 батареи 4-го бастиона рассказала газета «Русский инвалид», 1901 г.

Выводы: Осада Севастополя одна из героических страниц не только Крымской кампании, но и в истории нашего государства. Навсегда останутся в памяти россиян имена адмиралов Нахимова П.С.и Корнилова В.А., офицера Мельникова А.В., лейтенанта Костомаров Н.И., матроса Кошка, Дарьи Севастопольской.

С потерей Севастополя Россия была обречена на поражение в военной кампании, но и союзники понесли большие людские потери и не могли активизировать военные действия. Стороны стали готовиться к переговорам

III. Причины поражения России в войне Условия Парижского мирного договора, итоги и последствия Восточной войны.

Цели:

учащиеся должны знать:

  • причины поражения России в войне, условия Парижского мирного договора, итоги и последствия Восточной войны.

учащиеся должны уметь:

  • проводить поиск необходимой информации, изучать, анализировать: письма участников войны, воспоминания современников, Милютина П. «Пробуждение»
  • излагать суждения о причинах поражения России в Крымской войне и последствиях, делать выводы.

Пpaктическая работа класса с историческими источниками. Беседа и выступление учащихся третьей группы. Выступления учащихся сопровождается показом слайдов,

Почему Россия потерпела поражение в Крымской войне?

Проанализировав подборку отрывков из воспоминаний и писем участников Крымской войны и ее современников, можно выделить следующие причины поражения России в войне:

  1. Технические:
    • военно-техническая отсталость России.
    • плохое снабжение армии продуктами и фуражом.
    • тактические ошибки военного комaндования (Меньшиков).
  2. Политические:
    • «Война была проиграна в основном дипломатическими средствами - в этой странной войне победы были опаснее поражений», - такую мысль высказывает А. Кухарук. После победоносного Синопского сражения Россия предстала врагом Европы.
    • Существование цензуры. Запрещалось критиковать действия императора, комaндования
  3. Социально-экономические:
    • в сохранении крепостного права
    • отсутствие рынка наёмной рабочей силы
    • использование принудительного труда крестьян

Каковы условия Парижского мирного договора?

Ответ: История Парижского мира 1856г. венчающего события Восточной (Крымской) войны, достаточно хорошо известна. Однако отрывок из «Воспоминаний» Дмитрия Милютина по-новому освещает это событие. Военный историк, генерал, сам переживший годы войны, он подметил и масштабные последствия финального, драматического для России, акта войны, и мелкие, незаметные для многих штрихи, передающие глубину чувства, переживаний, страстей политиков и народов.

Переговоры велись в трудной, напряжённой обстановке, но с мечтой поставить Россию на колени пришлось расстаться. Парижский мир был заключён на условиях, болезненно воспринятых в России, как-никак с 1711 г. страна не подписывала акта о поражении.

Россия отказалась от покровительства православному населению Турции, потеряла Южную Бессарабию, разоружила Черноморский флот. Чёрное море объявляется нейтральным, то есть открытым для торговых судов всех стран, Россия и Турция не могут иметь военного флота и укрепления на Чёрном море. Россия отдает Турции Карс в обмен на Крым и Севастополь.

Таким образом, Россия сохраняет за собой Северное Причерноморье. Южные рубежи оставляет без защиты.

Перед вами изображения героев Крымской войны, это люди разных социальных слоёв населения: женщины, военнослужащие, священнослужители. Так почему Крымская война не стала всенародной, как Отечественная война 1812 г?

Ответ: Крымская война не задевала интересы большинства населения и территориального прострaнcтва России, велась на южных окраинах государства, поэтому она не стала всенародной.

Каковы итоги восточной кампании?

Ответ: Главным итогом войны было то, что России удалось выстоять под ударом объединившихся против неё крупнейших государств Европы. Несмотря на серьёзное поражение, она вышла из войны с минимальным уроном

Итогов Крымской войны много. Это и создание военно-полевой хирургии, и изобретение гипсовой повязки, которой пользуются до сих пор, и заградительных мин и даже применение, говоря современным языком, paкет класса «земля-земля» (наши), и создание института медицинских сестёр (англичане), метеорологической службы (французы), изобретение сигарет (англичане с французами)...

Но самым необычным новшеством Крымской войны стало изобретение информационного оружия. Тогда-то и было открыто, что газеты могут стрелять гораздо опасней пушек. И была начата кампания против России, против православия. О том, какими были представления французов и англичан о России можно увидеть по карикатурам прессы тех лет. (см слайд)

Каковы последствия Крымской войны?

Ответ: Поражение в Крымской войне показало необходимость радикальных перемен во всех сферах жизни русского общества, без чего страна могла терпеть все новые и новые поражения от ушедшей вперед Европы.Следствием войны стали правовые и социально-экономические преобразования в стране в 60-е годы XIX века. Чрезвычайно медленное преодоление крепостного права до Крымской войны побудило правительство после поражения Военной кампании, форсировать реформы, что привело к перекосам в социальной структуре России, на которые наложились разрушительные идейные влияния, пришедшие с Запада.

Во второй половине 19 века главной задачей во внешней политике России стала борьба за пересмотр условий Парижского мира.

На основании информации, полученной из исторических источников, мы делаем выводы:

  1. В Крымской войне столкнулись две системы: передовая, капиталистическая (Англия, Франция) и отсталая, крепостническая (Россия), последняя проиграла.
  2. Крымская война обнажила гнилость феодально-крепостнического строя, отсталость России и показала, что стране необходимы преобразования во всех сферах общества.
  3. В историографии событий Крымской войны существует плюрализм мнений, хронологическая неточность, некоторые вопросы требуют более глубокого изучения и исследования.

Приложение 1, Приложение 2, Презентация.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

18 04 2024 11:34:39

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

17 04 2024 8:40:53

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

16 04 2024 4:51:32

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

15 04 2024 23:26:53

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

14 04 2024 15:57:54

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

13 04 2024 9:21:56

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

12 04 2024 16:41:43

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

11 04 2024 3:45:38

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

10 04 2024 16:11:51

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

09 04 2024 19:18:57

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

08 04 2024 7:29:37

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

07 04 2024 14:56:21

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

06 04 2024 17:20:14

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

05 04 2024 1:19:55

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

04 04 2024 15:35:32

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

03 04 2024 18:32:26

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

02 04 2024 21:46:38

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

01 04 2024 0:12:18

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

31 03 2024 13:22:24

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

30 03 2024 10:58:28

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

29 03 2024 9:34:55

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

28 03 2024 5:41:15

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

27 03 2024 7:26:59

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

26 03 2024 20:59:48

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

25 03 2024 13:17:25

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

24 03 2024 3:30:50

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

23 03 2024 6:27:49

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

22 03 2024 11:48:50

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

21 03 2024 2:30:46

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

20 03 2024 16:43:27

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

19 03 2024 7:37:36

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

18 03 2024 19:39:44

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

17 03 2024 5:47:52

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

16 03 2024 18:16:33

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

15 03 2024 5:41:52

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

14 03 2024 12:34:38

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

13 03 2024 4:41:49

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

12 03 2024 23:19:29

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

11 03 2024 23:36:20

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

10 03 2024 10:49:59

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

09 03 2024 12:57:38

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

08 03 2024 16:31:34

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

07 03 2024 20:49:24

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

06 03 2024 0:58:51

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

05 03 2024 6:44:24

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

04 03 2024 23:35:55

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

03 03 2024 18:59:47

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

02 03 2024 2:48:16

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

01 03 2024 22:52:39

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

29 02 2024 9:22:59

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::