Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках истории с элементами научного исследования
В современной школе основным вопросом преподавания предметов становится вопрос о выработке у учащихся таких навыков и умений, которые они смогут использовать в своей дальнейшей жизни. Учителю истории необходимо помочь ученикам овладеть умениями анализировать исторические источники, доказывать свою точку зрения, уметь корректно выслушать собеседника и многое другое. Все это также способствует глубокой и осознанной подготовке к Единому государственному экзамену по истории.
В своей работе я часто использую элементы исследовательской деятельности, с которой учащиеся знакомятся как непосредственно на учебных занятиях, так и в ходе работы школьного творческого объединения “Эрудит”, главным итогом деятельности которого становится участие ребят в научно-пpaктических конференциях, олимпиадах и конкурсах различного уровня (городского, краевого, федерального). На занятиях в секциях школьного ТОУ учащиеся пишут свои первые научно-исследовательские работы, а основные умения и навыки их написания, конечно же, формируются и на предметных уроках. Так, на своих уроках истории я с учениками изучаю исторические документы различных эпох, которые необходимо проанализировать, критически осмыслить, доказывая при этом свою точку зрения, а затем применить свои знания на пpaктике, то есть в ходе написания научно-исследовательской работы.
Одним из таких уроков с элементами научного исследования является урок по истории России в 10 классе, затрагивающий проблемы взаимоотношений Руси и Золотой Орды в XIII-XV веках. Вопрос о монголо-татарском нашествии на Русь современными историками рассматривается неоднозначно, сегодняшние точки зрения на историю Руси и Золотой Орды этого периода сложны и, зачастую, противоречивы. Мы с учениками 10 класса провели большую работу по подборке, изучению и осмыслению доступных нам исторических источников по интересующей проблематике. Урок решено было провести в форме заседания Ученого совета – предзащиты кандидатской диссертации по этой теме. Класс на время превратился в научно-исследовательскую лабораторию, члeны который были разделены на три основных отдела: источниковедческий, археологический и отдел реконструкции вооружения. Учащиеся получили опережающие задания, под руководством учителя подобрали и проработали необходимый материал: документальные источники, исследования ученых – востоковедов разных веков, археологические находки. Учеником, которому выпала роль диссертанта, была подготовлена презентация к уроку.
Одной из составляющих подготовки к уроку является использование регионоведческого материала. Ученики этого класса тесно сотрудничают с Центром археологических исследований Армавирской государственной педагогической академии под руководством Е.И.Нарожного. Они неоднократно бывали на раскопках археологических памятников в округе города Армавира, поэтому анализировать археологические источники учатся на пpaктике, посещая лабораторию Центра, беседуя с его научными сотрудниками.
Важным моментом урока стало заполнение так называемых лабораторных листов, в которых ученики отражали основные выводы, полученные в ходе урока. Приглашенные учителя-историки школы, выполнявшие функцию члeнов Ученого совета, должны были оценить результаты ребят по имеющимся у них критериям, высказать свою точку зрения на проделанную работу.
Такая форма урока позволяет мотивировать изучение истории, помочь учащимся разобраться в сложных документальных источниках, научить основам исследовательской деятельности, сформировать необходимые им умения и навыки: логику мышления, критический анализ, доказательность точки зрения, умение вести дискуссии и многие другие.
УРОК ПО ИСТОРИИ РОССИИ
С ЭЛЕМЕНТАМИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (10 класс)
ТЕМА “ИЗ ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РУСИ И ЗОЛОТОЙ ОРДЫ: ЭЛЕМЕНТЫ ВЛИЯНИЯ И ЗАИМСТВОВАНИЙ”
Цель урока: познакомить учащихся с основами научно-исследовательской работы, формировать у учащихся основные компетенции: умение анализировать исторические источники, доказывать свою точку зрения, применять знания на пpaктике; воспитывать толерантное отношение к исторической действительности.
Оборудование: мультимедиапроектор, слайды презентации, тексты документальных источников (русских летописей, армянских документов ХШ века, китайских летописей ХШ века), иллюстрации нумизматического материала и вооружения монголо-татар.
НАУЧНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ (учитель).
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшний урок мы проведем в формезаседания Ученого Совета, на котором будут представлены итоги серьезной исследовательской работы. Для этого в ходе подготовки учащиеся класса распределили роли (диссертанта и члeнов его лаборатории), познакомились с новыми историческими источниками, подготовили необходимые выводы. Результат работы члeны лаборатории отразят в лабораторном листе (Приложение 2).
Защита кандидатской диссертации – это процесс долгий и сложный, в основном, теоретический, поэтому сегодня мы проведем с вами лишь предзащиту, то есть покажем на пpaктике, как диссертант с помощью своей научной лаборатории, которой он руководит, по крупицам добывал новые научные знания.
Историки по-разному подходят к изучению собственно исторических явлений и событий. Вот перед вами систематизация научных взглядов известного российского, советского историка Льва Николаевича Гумилева, с которой мы отчасти солидарны [4].
Три взгляда на историю – “из мышиной норы”, “с вершины кургана”, “с высоты птичьего полета” (Приложение 3).
ВОПРОС к члeнам лаборатории: что означают эти подходы? Соответствуют ли они истинному положению вещей в истории?
В исторической науке часто соблюдается принцип “qui bono” – кому от этого польза? Очень сложно ученому быть беспристрастным, однако мы постараемся быть таковыми, при этом внося новый взгляд, новое прочтение в хорошо знакомые исторические явления и процессы.
Целью нашего заседания является предзащита диссертации на соискание степени кандидата наук по истории, связанная с очень актуальной в настоящее время проблемой — проблемой взаимоотношений Руси и монголо-татарского государства в ХШ-ХУ веках. Сегодня на предварительной защите свою диссертационную работу покажет молодой перспективный сотрудник нашего научно-исследовательского института.
Окончательная защита диссертации состоится позже, а сегодня мы увидим сам процесс исследования, его ход и основные рассуждения, которым следовал наш диссертант. Ему помогали в этом сотрудники научной лаборатории, которую он возглавляет. В лаборатории действуют три отдела: источниковедческий, археологический и отдел реконструкции. Каждый из этих отделов внес свою лепту в ход рассуждений нашего диссертанта. На заседании присутствуют члeны нашего Ученого совета (учителя-историки) и внешние рецензенты, которые оценят работу диссертанта по установленным критериям (Приложение 1).
Слово предоставляется диссертанту.
ДИССЕРТАНТ.
Я давно занимаюсь проблемами взаимоотношений Руси и Золотой Орда. До недавнего времени существовала одна, официальная точка зрения на этот вопрос. Согласно высказыванию К. Маркса, “монголо-татарское иго иссушало саму душу народа”, порабощало и уничтожало Русь. Однако при ближайшем рассмотрении, как и все в истории, данный процесс оказывается не таким однозначным, поэтому я и занялся исследованием этой проблемы.
Современные историки-медиевисты приводят очень много доводов в пользу неординарности взаимоотношений Руси и монголо-татар. Я исследую проблему взаимовоздействия и влияния золотоордынского государства на завоеванные им территории русских земель. Цель моей работы – археолого-историческая реконструкция и оценка особенностей взаимоотношений Руси и Золотой Орды в ХШ-ХУ веке с учетом новых, современных подходов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы: мы надеемся, что наши выводы изменят некоторые точки зрения, официально существующие в настоящее время среди ученых-медиевистов и заставят по – другому оценивать место и роль государственного образования монголо-татар в мировой истории.
В нашей лаборатории мы исследовали как древние исторические источники: археологический материал, документы генуэзских и венецианских факторий, воспоминания современников, древнерусские летописи, так и документы нового и новейшего времени: труды советских и современных российских историков.
Основные положения диссертации
- Неоднозначная оценка отношения русских князей к золотоордынскому влиянию (элементы сотрудничества, взаимодействия и взаимовоздействия)
- Заимствование элементов денежного обращения Золотой Орды русскими князьями
- Прямое влияние защитного доспеха монголо-татар на вооружение Руси
Первое положение, подтверждение которому искали мы в нашей лаборатории, это проблема неоднозначности оценки политической обстановки на Руси в эпоху монголо-татарского нашествия различными историками. Мы постараемся не повторять хорошо известные, хрестоматийные примеры процесса раздачи ярлыков на великое княжение, вручения специальных блях – пайцз для сбора дани и т.д., которые расцениваются многими учеными только как отрицательные. Мы только остановимся на оценке различными историками отношения русских князей к этим новым правилам.
(Приложение 3)
Члeны лаборатории работают с текстами источников – документов различных эпох. Необходимо сделать и доказать следующий вывод, что отношения князей и русских дружинников с завоевателями — монголами были не просто на стадии “захватчик-подчиненный”, а гораздо сложнее.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОТДЕЛОВ.
1 ОТДЕЛ – ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ.
ЦЕЛЬЮ ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОГО ОТДЕЛА нашей лаборатории было научное исследование исторических источников: русских летописей, произведений средневековых восточных авторов, исследований современных и ученых и историков советского периода. Все эти документы мы должны рассмотреть глубоко и внимательно, чтобы в результате на примерах из них согласиться или опровергнуть тезис советской историографии только об отрицательном воздействии Золотой Орды на Южную Русь.
При внимательном, более того, критическом прочтении этих документов, мы увидели и положительные, а не только отрицательные оценки взаимоотношений Орды с различными народами. Конечно, мы не должны утверждать, что все монгольские ханы милостиво относились ко всем народам, но из этих отрывков ясно видно, что они благоволили к тем, кто соглашался с ними сотрудничать или напрямую на них работать.
Мы знаем из истории России эпохи ХШ-Х1У веков, что процесс раздачи ярлыков на Великое княжение также не всем русским князьям показался возмутительным. Многие князья, в том числе Александр Невский и его отец Ярослав, Михаил Тверской, Иван Калита и другие, специально ездили в Сарай на поклон к хану, в случае неповиновения славянского народа просили в помощь отряды золотоордынских воинов для подавления. Нам также известно, что сам Александр Невский был побратимом, то есть пpaктически братом монгольского хана Сартака.
ВЫВОД. На основании исследованных материалов мы доказываем свою точку зрения на вопрос взаимоотношений Золотой Орды с Русью. Это был сложный, противоречивый процесс, и ни в коем случае нельзя говорить о только отрицательном или только положительном воздействии. Мы также не во всем согласны с Л.Н.Гумилевым (см. высказывание). Прямых подтверждений, кроме нескольких фраз из указанных и других источников, тому, что князья и дружинники нанимались на заработки в Орду, нет, поэтому мы и подвергаем эту точку зрения сомнению.
ДИССЕРТАНТ.
Второе положение нашей диссертации о том, что процессы, происходящие в Золотой Орде, оказали значительное воздействие на монетное дело уже Московской Руси. Мы доказываем это на примере нумизматического материала. На Руси в ХШ-ХУ веках был безмонетный период, то есть либо товар обменивался на товар, либо имели хождение деньги – слитки времен XI-ХП вв: гривны, ногаты, резаны, куны и т.д. Как выходили из положения русские князья?
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.
Попрошу члeнов отделов проанализировать изображения на слайдах (Приложения 4, 4 а)
Также на столах сами монеты, изображения денег Руси домонгольского периода, изображения собственно золотоордьнских монет и монет Золотой Орды, на которых имелись надчеканки русских князей. Существует версия (Г. А. Федоров-Давыдов, М.Д. Полубояринова [6,7]), что после этого времени на Руси и распространились деньги в форме округлых или лепестковидных монеток.
2 ОТДЕЛ – АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ
ЦЕЛЬЮ РАБОТЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛА стало исследование раскопочного материала, в частности, нумизматических находок первой половины ХШ – конца XIV веков и на этой основе сравнительный анализ монголо-татарских и русских монет.
Внимательнейшим образом нами был изучен нумизматический материал, в свое время определенный Г.А.Федоровым-Давыдовым, М.Д.Полубояриновой, И.А.Волковым [7, 8; 6; 1] и другими московскими учеными, занимавшимися проблемами Золотой Орды (прочитаны надписи и определено время чеканки). Мы знаем, что в Южной и Восточной Руси в эпоху завоеваний монголо-татар был безмонетный период. Товары обменивались на товары или имели хождение так называемые слитки – деньги из цельного куска металла (куны, ногаты, резаны).
Обратите внимание на изображения денег – монет собственно Руси и монет, чеканившихся от имени золотоордынских ханов. Хорошо видна на золотоордынских монетах арабская легенда (это надпись года, имя хана, место чекана). А теперь посмотрите на изображение монет уже Московской Руси, то есть относящихся к концу ХШ-Х1У векам. Нам четко видны слова “ВЕЛИКИЙ” и “КНЯЗЬ”. Поскольку сами ханы таких титулов не употрeбляли, археологи считают, что это монеты русских князей.
На основании рассмотренного нумизматического материала (его, конечно же, было изучено гораздо больше, чем две монеты) мы можем предположить, согласившись с точкой зрения Г.А.Федорова-Давыдова и М.Д.Полубояриновой, что после образования золотоордынского государства и вследствие заимствования самих монет и в Московской Руси распространились деньги в виде округлых или лепестковых монеток.
ДИССЕРТАНТ
Третий тезис нашей диссертации – влияние монголо-татар на военное снаряжение Русских воинов (Приложение 5).
Члeны лаборатории работают с прорисовками, фотографиями и изображениями монголо-татарских элементов вооружения (наруччи): находки элементов защитного вооружения из сел. Сахновка, Южная Русь и находки собственно золотоордынского снаряжения. Доказываем версию М. А. Горелика, что это прямое заимствование [3].
3 ОТДЕЛ – ОТДЕЛ РЕКОНСТРУКЦИИ ВООРУЖЕНИЯ
Мы работали с предметами вооружения монголо-татарских и русских войск.
НАШЕЙ ЦЕЛЬЮ явилось доказательство прямого заимствования элементов золотоордынского доспеха и его влияние на вооружение Русских воинов.
На предложенном вам слайде изображен фрагмент монголо – татарского доспеха – наруччи или базубанды, которые защищали локти и предплечье воинов. Это изображения наруччей из Монголии. Точно такие же доспехи были найдены в Китае. М.А. Горелик, московский археолог, историк, занимающийся проблемами истории монголо-татар, изучив древние и средневековые китайские и монгольские документы, сделал прорисовки с миниатюр этих летописей [2;3]. Вы видите изображение руки воина с таким налокотником, который застегивался как обыкновенный манжет. Находки защитного доспеха русских воинов, сделанные на территории Руси, отличаются большим сходством внешних признаков с монгольскими.
ДИССЕРТАНТ. Таким образом, мы представляем и доказываем версию прямого влияния нового Золотоордынского государства на Южную и Восточную Русь. Причем, это не только и не столько отрицательное воздействие, как это было принято считать в советской историографии, сколько обогащение оформляющегося русского государства определенными полезными моментами.
В конце урока члeны Ученого Совета оценивают работу диссертанта по имеющимся у них критериям, а также дают хаpaктеристику деятельности члeнов научной лаборатории по лабораторным листам.
Литература
- Волков И.В. Новая группа подражательных монет конца ХIV в. // Нумизматика. № 4 (март), 2005.
- Горелик М.В. Армии монголо-татар. – М., 2002
- Горелик М.В. Ранний монгольский доспех (IX-XIV вв) // Археология, этнография и антропология Монголии. – Новосибирск, 1986.
- Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства // Л.Н. Гумилев. Сочинения. – М., 1996.
- Нарожный Е.И., Нарожная Ф.Б. Средневековые монеты из высокогорной Ингушетии // Проблемы археологии Кавказа (к 70-летию Ю.Н.Воронова). Сборник материалов Международной научной конференции, посвященной 70-летию Ю.Н.Воронова (10-11 мая 2011 г, г. Сухум). – Сухум: АБИГИ, 2011.
- Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде. – М., 1978.
- Федоров-Давыдов Г.А. Древние монеты – свидетели прошлого. – М., 1986.
- Федоров-Давыдов. Монеты рассказывают. – М., 1996.
В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики.
...
23 09 2023 10:26:53
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
22 09 2023 4:25:38
Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов.
...
21 09 2023 13:37:36
Урок знакомит учащихся с внешней политикой СССР в 1945—1953 гг., способствует развитию навыков работы с исторической картой, учебником, историческими документами.
...
20 09 2023 4:10:19
Цели урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме; воспитывать человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми....
19 09 2023 18:21:25

На занятии происходит знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Гумилева, его вкладом в историческую науку....
18 09 2023 23:17:57
В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют новую тему....
17 09 2023 19:15:53
Комбинированный урок в игровой форме изучает события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье». Учащиеся овладевают исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, учатся применять знания, высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию. Форма обучения – групповая....
16 09 2023 4:54:14
Этот диспут проводился на неделе истории в 11-12-х классах. Заранее были предложены программа, учебная и художественная литература по теме. В группах участвуют только желающие (10–16 чел.), а остальные могут выступать в роле зрителей. Учитель выступает в роли ведущего. Этот диспут можно использовать и на обобщающем уроке по теме "Российская империя в XVIII веке"....
15 09 2023 16:18:57
Материалы данного сценария могут быть использованы полностью или частично при подготовке мероприятий гражданско-патриотической направленности....
14 09 2023 10:54:21
Урок формирует у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, хаpaктере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д’ Арк и какую роль она сыграла в этой войне....
13 09 2023 22:55:23
Сценарий игры построен на основе известной телевикторины «Своя игра». Возможность выбора посильного задания создаёт на уроке «ситуацию успеха» для каждого пятиклассника.
...
12 09 2023 8:52:27
На уроке рассматриваются причины и ход смутного времени; просматривается связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России; учащиеся осмысливают значимость этих событий в истории нашего государства....
11 09 2023 2:10:16
Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н.С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....
10 09 2023 23:25:33
На занятии у учащихся воспитывается патриотизм, уважение к истории родины, гражданственность, мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, осознание себя как представителей исторически сложившегося гражданского сообщества, способности определять собственные позиции по отношению к явлениям общества....
09 09 2023 11:43:47
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
08 09 2023 13:17:42
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности.
...
07 09 2023 16:33:41
Урок истории в 5-м классе с использованием ИКТ в форме презентации проводится как урок изучения нового материала и включает элементы проблемного обучения. Он построен на основе современных дидактических принципов: целеполагания, деятельности, субъектности. Занятие позволяет формировать такие компетенции у учащихся, как информационная, коммуникативная, организационная.
...
06 09 2023 2:32:39
Урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении. Цель урока – исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке....
05 09 2023 13:40:13
Перед учителем стоит непростая цель – показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка поможет педагогам разнообразить формы и методы работы, качественно подготовить старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена по истории России и обществознанию....
04 09 2023 0:33:38
Целью урока является выявления причин Великой греческой колонизации, а также процесс освоения переселенцами новых земель. В ходе изучения истории учащиеся получают комплекс знаний по Древней Греции и греческим колониям. Представленный урок способствует формированию интереса к изучению истории....
03 09 2023 20:54:30
Целью этого урока является изучение истории Древней Руси, деятельности первых киевских князей. А также показать учащимся огромную роль христианства в дальнейшем развитии России....
02 09 2023 2:32:11
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
01 09 2023 9:15:38
В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной хаpaктеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий ЕГЭ уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....
31 08 2023 4:23:17
Данная работа является обобщающим уроком по истории в 4-м классе
(автор учебника Ворожейкина Н.И.) Урок относится к теме "Россия
сегодня". В ходе урока учащиеся обобщают знания о современной России
- ее территории, населении, природных богатствах, столице, символике
страны и родного края....
30 08 2023 7:15:46
Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интеpaктивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....
29 08 2023 19:35:44
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....
28 08 2023 12:34:27
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения. Составление синквейна пробуждает интерес к изучаемой теме.
...
27 08 2023 14:34:11
Деловая игра - это пьеса, разыгрываемая учениками, в основном импровизированная. Её цель - оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Данная ролевая игра основывается на конкретной ситуации продажи рабочей силы на рынке труда и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Игра проводится для последующей рефлексии и обсуждения. Именно они, а не сам процесс игры имеют основную ценность для обучения. Игра рассчитана на 2 учебных часа.
...
26 08 2023 7:22:22
Урок помогает раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм; воспитать общероссийскую идентичность, гражданственность, приверженность гуманистическим ценностям....
25 08 2023 16:26:18
Интегрированный урок истории и английского языка проводится в 6-м классе
общеобразовательной школы. Учитель истории рассказывает учащимся о нормaндском
завоевании. Знакомясь с личностью Вильгельма Завоевателя и Робина Гуда, учащиеся дают
им хаpaктеристику и читают тексты на английском языке с различной стратегией. В конце
урока проводится мини-тест, который позволяет проконтролировать степень усвоения
материала учащимися....
24 08 2023 19:48:55
Занятие элективного курса для 9-го класса знакомит учащихся с гербами Амурской области, Магдагачинского района, посёлка Ушумун....
23 08 2023 4:22:31
Урок для учащихся 9-го класса формирует представление о гражданском долге, мужестве, героизме тружеников Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Урок помогает понять учащимся роль самовоспитания в формировании нравственности, мужества, чувства долга и ответственности перед обществом, понять меру ответственности каждого за вклад в общее дело победы....
22 08 2023 13:29:31
Предлагаемая игра построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена 455-летию Бориса Годунова. Компьютерная презентация позволяет сделать игру более наглядной, занимательной, интересной, расширить кругозор детей и акцентировать внимание не только на слуховую, но и на зрительную память учащихся....
21 08 2023 19:31:38
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
20 08 2023 22:50:14
Урок посвящен особенностям формирования европейского общества под влиянием античной и варварской культур. В ходе урока используются различные информационные технологии; его особенностями являются активная смена деятельности учащихся, чередование проверочных заданий, тестов, видеоряда, что позволяет повысить интерес к теме и развить навыки самостоятельной работы. ...
19 08 2023 16:25:11
Урок-память посвящается миллионам павшим, славным ветеранам Великой Отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается. Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам о горьком победном пути. Поэтому должен хотя бы наш разум, дорогой победы пройти. И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес, конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез.
...
18 08 2023 16:53:40
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации.
Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели.
Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории.
Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
17 08 2023 3:44:34
На занятии учащиеся закрепляют, повторяют и углубляют исторические знания, готовятся к ЕГЭ....
16 08 2023 0:17:43
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
15 08 2023 6:31:52
Урок помогает сформировать представления о роли Русской Православной Церкви в государственной системе во второй половине XIX века, познакомить с подвижниками веры православной, обратить на роль в общественной жизни монастырей; развивать мышление, умения работать с документом, анализировать, делать выводы; воспитывать милосердие, скромность, доброе отношение к окружающим....
14 08 2023 20:47:16
Вашему вниманию представлен урок по истории на тему "Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....
13 08 2023 11:30:22
Цель урока: познакомить учащихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I, формировать умение работать самостоятельно, с источником, делать выводы....
12 08 2023 4:23:57
Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....
11 08 2023 11:24:52
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
10 08 2023 21:25:21
Цель путешествия - узнать и рассказать о жизни племени вятичей, проживавших на территории города Подольска (Московская область)....
09 08 2023 13:53:39
Урок позволит учащимся познакомиться с избирательным правом. Основные понятия, вводимые на уроке, подкрепляются пpaктическими примерами. Анализ документов, знакомство со стенограммой заседания Госсовета по вопросам развития политической системы, речь президента РФ Д.Медведева сделают урок более наглядным и действенным. Главная задача - воспитание гражданской активности....
08 08 2023 22:11:34
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах.
...
07 08 2023 0:13:31
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа".
Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения.
...
06 08 2023 13:42:17
Данная методическая разработка была применена в среднеуровневом малонаполняемом классе. Предлагаю как вариант проведения урока. Урок развивает навыки работы с картой, аудирования, работы с первоисточниками, мыслительной активности учащихся....
05 08 2023 0:35:33
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::