Внутренняя политика Николая I > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Внутренняя политика Николая I


    Внутренняя политика Николая I


Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с основными направлениями внутренней политики Николая I.
  • Сформировать представление о личных качествах императора, о его политических взглядах, их влиянии на хаpaктер и итоги внутриполитических мероприятий.
  • Продолжить формирование навыков критического мышления, коммуникативной культуры учащихся через анализ источника и коллективное обсуждение в группах.

Оборудование:

  • учебник А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России . XIX век.
  • раздаточный материал (подборка документов по теме)
  • мультимедийная презентация

План

  • Идеология николаевского режима
  • Эволюция системы государственного управления
  • Кодификация законодательства
  • Реформа государственной деревни
  • Мероприятия государства по облегчению положения крепостных крестьян

Вступление

Историки и современники неоднозначно относились к личности и деятельности Николая I. Перед вами два отрывка из исторических сочинений, посвящённых императору. Автором одного из них является классик исторической науки XIX века С. М. Соловьёв, другой принадлежит современному исследователю Н. А. Рожковой. Предлагаю прочитать документы и ответить на поставленные вопросы.

Приложение 1, документ 1.

Вопросы: кто из авторов даёт резко отрицательную оценку Николаю I? Как можно было бы охаpaктеризовать оценку, данную Н. А. Рожковой?

Предполагаемый ответ: Резко отрицательную оценку даёт С. М. Соловьёв. Оценка Н. А. Рожковой – это сдержанное суждение современного историка, который пытается найти объяснение поступков политического деятеля с точки зрения объективной необходимости эпохи.

Учитель. Цель нашего урока – познакомиться с направлениями внутренней политики Николая I, отметив положительные и отрицательные последствия каждого мероприятия. Это будет подготовительным этапом к общей хаpaктеристике правления Николая I, которую мы дадим в конце изучения темы.

Приложение 2.Слайд 1

Ход урока

I

Учитель События 14 декабря 1825 года привели Николая I к важным выводам: для того, чтобы не допустить впредь антиправительственных выступлений необходимо, во-первых, пересмотреть направления внутренней политики; во-вторых, укрепить авторитет и роль верховной власти в управлении государством.

С этой целью император создаёт Собственную Его Императорского Величества канцелярию (1826 год) –надправительственный контролирующий орган, подчинённый непосредственно Государю.

Приложение 2. Слайд 3.

Учитель. Собственная канцелярия имела шесть отделений:

  1. для работы с прошениями на высочайшее имя и для осуществления контроля над исполнением указаний императора
  2. по кодификации законов Российской империи
  3. высшая политическая полиция
  4. по управлению учебными, воспитательными и благотворительными учебными заведениями
  5. по реформированию государственных крестьян
  6. для управления присоединёнными к России территориями Закавказья

Приложение 2. Слайд 4.

Все нити управления огромной страной сводились к императору. Высшую ступень в этой пирамиде власти занимали министерства. Далее следовали генерал-губернаторы и губернаторы, которым подчинялись капитан-исправники и городничие. На каждом уровне имелись свои канцелярии. Все решения, даже самые мелкие принимались наверху, а все местные начальники несли личную ответственность за точное выполнение указов, а также были обязаны писать отчеты о состоянии дел в своём ведомстве. Николай I не раз говорил: «Мне нужны люди послушные, а не умные». Казалось бы, формула порядка найдена. Создан идеальный государственный механизм, не дающий сбоя, где каждый винтик выполняет свою функцию. Так ли это?

Вопрос: в чём состоят недостатки этого механизма?

Предполагаемый ответ: судя по схеме, созданная императором система предполагала громадную переписку, что должно было привести к увеличению армии чиновников, и, следовательно, к увеличению расходов государства на их содержание.

Учитель: большое количество бумаг не позволяло делам продвигаться быстро по инстанциям, а для ускорения процесса требовалась взятка чиновникам, от которых это зависело.

Вопрос: что влекла за собой пpaктика бумажных отчётов?

Предполагаемый ответ: это приводило к подмене реальной деятельности бумажной отчётностью. Тем более, что масштабы России, не позволяли проверить работу чиновников как-то иначе.

Учитель: Таким образом, формально решения принимались и проводились в жизнь императором, министром, губернатором, а фактически – чиновниками. Так как вникать во все бумаги высшее начальство не может, то проекты решений готовят в канцелярии, а начальник их только подписывает. Информацию о ходе дел чиновники представляют в таком свете, в каком им выгодно.

Вопрос: владел ли император информацией об истинном положении дел в империи?

Учитель: Значит, реальная власть в стране принадлежит не государю, а чиновникам. Такая система управления называется бюрократией. Следует признать, что попытка укрепления государства, путём сверхцентрализации управления была неудачной.

  • бюрократия – система управления, основанная на вертикальной иерархии, в которой власть принадлежит чиновничьей администрации

II

Любое государство опирается на законы. Российское законодательство нуждалось в систематизации (кодификации). Почему была необходима кодификация? Дело в том, что последний Свод законов был создан в 1649 году. С этого времени накопилось множество указов, положений, манифестов, которые друг друга дополняли, отменяли, а порой противоречили. С этой целью Николай I создает второе отделение С. Е. И. В. канцелярии.

Приложение 2. Слайд 5.

  • кодификация – систематическое объединение и издание действующих законов по главным отделам права

Для выполнения задачи по кодификации законов Николай I призвал известного вам М. М. Сперанского

Вопрос: какие качества М. М. Сперанского импонировали императору?

Предполагаемый ответ: трудолюбие, аккуратность, исполнительность. К тому же разобраться в этом сложном деле мог только опытный юрист, а Сперанский был одним из лучших знатоков права.

Приложение 2. Слайд 6.

Учитель: Всего лишь за пять лет Сперанский создал «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах. Этот многотомный труд должен был играть роль историко-архивный справочника для будущих исследователей. «Свод законов Российской империи» в 15 томах – это действующие законы, которые должны стать единственным официальным руководством для органов правосудия и управления.

Вопрос: в чём, по-вашему, состоит значение кодификации законов?

Предполагаемый ответ: Должен был уменьшиться произвол чиновников и хаос в управлении.

Николай I высоко оценил заслугу М. М. Сперанского. Во время заседания Государственного Совета, который одобрил «Свод законов», император снял с себя орден Андрея Первозванного и возложил его на Сперанского. Эта сцена запечатлена на рельефе памятника Николаю I на Исаакиевской площади.

Приложение 2. Слайды 7 и 8.

III

Учитель: На Исаакиевской площади многое связано с именем Николая I: здесь он во время восстания 14 декабря 1825 в день своего восшествия на престол, напротив дворец, подаренный им дочери (В Мариинском дворце ныне заседает Законодательное собрание Санкт-Петербурга); рядом громада Исаакиевского собора, который строился всё его царствование, а недалеко отсюда, на Мойке, находилось Третье отделение С. Е. И. В. канцелярии.

Приложение 2. Слайд 9.

В главе этого учреждения в течение почти двадцати лет стоял А. Х. Бенкендорф.

Приложение 2. Слайд 10.

Работа с документом: учебник с. 61 «Из записок А. Х. Бенкендорфа»

Вопрос: На основании записок А. Х. Бенкендорфа поясните, какую главную цель преследовал Николай I, создавая III отделение?

Предполагаемый ответ: искоренение злоупотрeблений, борьбу с тем злом, которое несли революционеры и либералы.

Приложение 1, документ 2. (чтение) «Сфера деятельности Третьего отделения была безгранично широка. Оно выполняло судебные функции, вмешивалось в отношения между кредиторами и должниками, между мужьями и жёнами, между родителями и детьми. Ему подлежало также «опекать» расточителей, следить за поддержанием нравственности, искоренять «крамолу», воспрещать распространение нeблагонадёжных книг.

Николай I требовал от руководства III отделения «иметь верные сведения о государственной и общественной жизни с надлежащей точностью и полнотой освещения их». П. Я. Канн

Вопрос: какие стороны жизни людей затрагивала деятельность Третьего отделения?

Предполагаемый ответ:Третье отделение выполняло судебные функции, вмешивалось в отношения между кредиторами и должниками, между мужьями и жёнами, между родителями и детьми. Третьему отделению подлежало так же «опекать» расточителей, следить за поддержанием нравственности, искоренять «крамолу», воспрещать распространение нeблагонадёжных книг.

Учитель: С этой целью был создан корпус жандармов. Жандармы были одеты в мундиры гoлyбого цвета

Приложение 2. Слайд 11.

Вопрос: генерал Ермолов говорил, что в России "у каждого гoлyбой мундир, гoлyбая подкладка или гoлyбая заплатка". Что имел в виду герой 1812 года?

Предполагаемый ответ: вероятно, Ермолов, таким образом хаpaктеризовал атмосферу недоверия и подозрительности в обществе, где всюду видели соглядатаев и доносчиков.

Под особым надзором Третьего отделения состоял А. С. Пушкин. Он вынужден был испрашивать разрешения на каждый свой выезд из города. Его произведения подвергались строгой цензуре.

  • Цензура – контроль властей за содержанием и распространением печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства и т. д.

Ярким примером, иллюстрирующим деятельность цензуры, может служить история с неким поэтом Олевым.

Приложение 2. Слайд 12.

Вопрос: какую оценку можно дать охранительной деятельности Николая I

Предполагаемый ответ: тотальный контроль всех сторон жизни общества, жёсткая политика в отношении печати препятствовали утверждению в России гражданских свобод.

IV

Учитель: и всё же, охраняя устои, Николай I понимал, что реформы в России необходимы.

Работа с документом (учебник, с. 62 «Из выступления Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842 года»).

Вопрос:Каково отношение НиколаяI к крепостному праву?

Предполагаемый ответ:признавая, что крепостное право есть зло, император считал, что «прикасаться к нему теперь было бы злом ещё более гибельным».

Учитель: преобразования в деревне были начаты с улучшения быта государственных крестьян, то есть, в той сфере, где интересы помещиков не могли быть затронуты. Эти задачи должно было решать Пятое отделение С. Е. И. В. канцелярии.

Приложение 2. Слайд №13.

С этой же целью было создано Министерство государственных имуществ, главой которого был назначен П. Д. Киселёв.

Приложение 2. Слайд №14.

Приложение 1, документ 3.

Вопрос: каково отношение различных групп населения и правительства к проекту реформ государственной деревни?

Предполагаемый ответ: Цели правительства: поднять благосостояние крестьян, сделать их исправными налогоплательщиками, показать помещикам пример управления крестьянами.

Позиция помещиков резко отрицательная, так как они боялись, что реформа государственной деревни вызовет волнения их крестьян.

Государственных крестьян могло насторожить положение об обязанности повсеместно сажать картофель, который в то время ещё не был распространённой привычной культурой.

Приложение 2. Слайд №16.

Приложение 2. Слайд №17 – результаты реформы в Государственной деревне

Приложение 2. Слайд №18 – мероприятия государства по облегчению положения крепостных крестьян

Вопрос: Как можно оценить попытки решения Николаем I крестьянского вопроса?

Предполагаемый ответ:не смотря на некоторые мероприятия, направленные на облегчение положения крестьян (в том числе и крепостных), крестьянский вопрос в России продолжал оставаться самым острым. Тем не менее, в годы правления Николая I был сделан ещё один шаг к отмене в будущем крепостного права.

Заключение

Приложение 2. Слайд №19-20. – мини-тест по терминологии урока

Приложение 2. Слайд№21

Учитель: Главным направлением внутренней политики Николая I стало укрепление положения дворянства и борьба против революционной угрозы. Даже разработка проектов реформ осуществлялась исключительно в этих целях.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Культура стран Запада в первой половине ХХ века


    Культура стран Запада в первой половине ХХ века

      Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...

25 10 2021 4:44:15

Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года


    Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года

      В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....

24 10 2021 12:48:44

Интегрированный урок русского языка, истории, музыки для учащихся 6–7-х классов "Сперва АЗ да БУКИ, потом все науки"


    Интегрированный урок русского языка, истории, музыки для учащихся 6–7-х классов "Сперва АЗ да БУКИ, потом все науки"

      Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....

23 10 2021 8:40:58

Древние жители Кузнецкой земли


    Древние жители Кузнецкой земли

      В работе "Древние жители Кузнецкой земли" представлены вопросы краеведческой викторины и викторины по истории Древнего мира, лекция, знакомящая с климатическими условиями и занятиями древнейших людей, живших на территории нашей области в древнекаменный, бронзовый и железный века, примерный план, который составляют учащиеся по ходу лекции, исторические источники....

22 10 2021 16:55:18

Тема урока: "Олимпийские игры в древности"


    Тема урока: "Олимпийские игры в древности"

      Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....

21 10 2021 5:50:31

Урок истории с использованием информационных технологий


    Урок истории с использованием информационных технологий

      Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....

20 10 2021 10:39:14

Возрождение — эпоха гуманизма и меркантилизма


    Возрождение — эпоха гуманизма и меркантилизма

      Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Интегрирующим материалом стали темы эпохи Возрождения. ...

19 10 2021 20:14:20

Использование игровых методик на уроках истории


    Использование игровых методик на уроках истории

      Объем информации на уроках истории, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. С другой стороны, количество часов, отводимых учебным планом на изучение курсов истории, сократилось. В этой связи учителя и методисты ищут пути и способы повышения эффективности процесса обучения истории. Одним из возможных путей решения проблемы является использование игровых форм на уроке. ...

18 10 2021 0:35:55

Торговля и денежное дело в Европе


    Торговля и денежное дело в Европе

      Цель урока: знакомство учащихся с ростом торговли в средние века; заочное путешествие по центральным торговым местам, выработка умений ориентироваться по карте; воспитание любви к уроку истории; нравственное воспитание....

17 10 2021 19:12:34

Урок истории по теме "Нашествие с востока"


    Урок истории по теме "Нашествие с востока"

      Даная тема изучается в 6-м классе в курсе история Отчества с древнейших времен до XVI века и является новой в разделе «Раздробленность на Руси», следовательно, был выбран тип урока комбинированный, с элементами технологии критического мышления, по форме – работа в группах. Предусмотренная форма проведения занятия требовала того, чтобы обучающиеся в позиции исследователей реализовали умения доказательно излагать свою точку зрения, работать с текстом учебника, с картой....

16 10 2021 23:53:18

Элективный урок "Азбука потребителя"


    Элективный урок "Азбука потребителя"

      Элективный курс ставит своей целью расширить знания учащихся в области потрeбления, механизмов защиты прав потребителя, привить навыки грамотного потрeбления. Данный курс имеет прикладной хаpaктер, направлен на пpaктико-ориентированную деятельность, предназначен для учащихся 9-х классов. ...

15 10 2021 13:37:14

Занятие по теме "История происхождения ненцев"


    Занятие по теме "История происхождения ненцев"

      В данной разработке рассмотрены вопросы расселения и природных условий обитания ненцев, гипотезы об их происхождении, родовая организация. Через использование мультимедийной презентации и преданий повышается познавательный интерес обучающихся. ...

14 10 2021 16:58:55

Урок-симпозиум "Глобальные проблемы современности"


    Урок-симпозиум "Глобальные проблемы современности"

      Урок обобщает знания учащихся о глобальных проблемах современности. Показывает их взаимосвязь и взаимодействие, акцентирует внимание на необходимости совместных усилий для их решения....

13 10 2021 15:32:12

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева


    Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева

      На примере данной темы рассматривается один из возможных вариантов оценивания работы учащихся на уроке. Каждый этап урока предполагает выполнение конкретных заданий с последующим их оцениванием. За урок набирается определённое количество баллов. С учётом максимально возможного количества баллов за урок каждый учащийся получает оценку по набранному количеству баллов (количество зависит от качества выполнения заданий)....

12 10 2021 8:10:42

Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации


    Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

      2013 год юбилейный – ведь 12 декабря 1993 года произошло знаковое и очень важное событие для нашего государства, была принята Конституция РФ. Именно этому событию посвящена наша работа. Под руководством педагога учащиеся в стихотворной форме представили основные права и свободы человека и гражданина в РФ. Работа оформлена в виде презентации....

11 10 2021 15:29:36

Тематический вечер "История России и российских символов"


    Тематический вечер "История России и российских символов"

      Мероприятие способствует расширению исторических знаний студентов, популяризации государственных символов Российской Федерации, воспитывает патриотизм и гражданственность. Материал тематического вечера может быть использован на уроках истории России и внеклассной работе....

10 10 2021 8:30:43

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

09 10 2021 2:55:19

Реформация в Европе


    Реформация в Европе

      Учащиеся совершенствуют навыки знаний о Реформации в Европе, развивают умение работать с текстом учебника, документом. Анализируют факты и события, дают оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям....

08 10 2021 10:34:35

Греко-персидские войны, 5-й класс


    Греко-персидские войны, 5-й класс

      Цели урока: проследить основные события греко-персидских войн; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с картой, понятиями и датами; воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся. ...

07 10 2021 23:25:23

Игра "Звездный час" по теме "Ранние буржуазные революции в Европе"


    Игра "Звездный час" по теме "Ранние буржуазные революции в Европе"

      Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....

06 10 2021 4:55:43

Тема урока: "Восточные славяне"


    Тема урока: "Восточные славяне"

      Урок изучения нового материала для 6-го класса разработан с учётом возрастных особенностей детей. Сопровождается мультимедийной презентацией и различными методами: объяснение учителя, работа с картой, групповая исследовательская работа. Дети работают с историческим документом, читают отрывок из «Повести временных лет» о расселении славян. Урок насыщен заданиями творческого и исследовательского хаpaктера. В конце занятия даётся домашнее занятие....

05 10 2021 19:55:17

Урок по теме "Я-гражданин"


    Урок по теме "Я-гражданин"

      Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...

04 10 2021 13:17:44

Новая история. Урок в 7-м классе по теме: "Права человека в Великой Французской революции"


    Новая история. Урок в 7-м классе по теме: "Права человека в Великой Французской революции"

      Урок по теме: "Права человека в Великой Французской революции" ставит своей целью воспитание уважения к человеку, его правам. Данный урок может быть вариантом повторительно-обобщающего урока по теме "Великая Французская революция"; материалы к уроку могут быть использованы на уроках обществознания и права. ...

03 10 2021 18:37:29

Интеллектуальная историческая игра "Звездный час" по теме "Древний Рим"


    Интеллектуальная историческая игра "Звездный час" по теме "Древний Рим"

      Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....

02 10 2021 14:49:51

Урок истории в 3-м классе по теме: "Петр Великий"


    Урок истории в 3-м классе по теме: "Петр Великий"

      Урок является первым в блоке "Времена Российской империи. XVIII – начало XIX в.". Его главная цель – сформировать у учащихся образ преобразований Петра Великого. Реформы Петра I коснулись всех сторон общественной и экономической жизни России. Россию стали уважать, с ней стали считаться, она получила выход ("прорубила окно") в Европу. Россия стала великой державой. ...

01 10 2021 14:18:12

Игровая деятельность в обучении


    Игровая деятельность в обучении

      Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....

30 09 2021 17:11:37

Сценарий вечера "Декабристы"


    Сценарий вечера "Декабристы"

      Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах. ...

29 09 2021 2:52:23

Курская битва. 70 лет. Мы помним…


    Курская битва. 70 лет. Мы помним…

      Презентация посвящена 70-й годовщине победы советских войск на Курской дуге и может быть использована на уроках истории, классных часах и иных внеклассных мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма....

28 09 2021 18:13:40

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории


    Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории

      Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....

27 09 2021 8:44:34

Урок "Февральская революция"


    Урок "Февральская революция"

      С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....

26 09 2021 4:29:42

Обществознание. Духовный мир личности. Российский менталитет. Тема: "Русский национальный хаpaктер"


    Обществознание. Духовный мир личности. Российский менталитет. Тема: "Русский национальный хаpaктер"

      На уроке предлагается в процессе дискуссии попробовать разобраться в первичных, основных чертах национального хаpaктера русского народа....

25 09 2021 12:25:40

Интегрированный урок (ОБЖ + история) "Но простые и строгие слышим слова: «Боевым награждается орденом…»"


    Интегрированный урок (ОБЖ + история) "Но простые и строгие слышим слова: «Боевым награждается орденом…»"

      При подготовке к уроку класс был разбит на 3 группы, и каждой из них были даны следующие задания: 1. Взять интервью у ветеранов ВОВ (какие есть награды и рассказ о них); 2. Собрать информацию о наградах своих родственников – очевидцев событий; 3. Собрать информацию у родственников о наградах, полученных в тылу. Результаты работы групп были представлены на уроке. В ходе урока ученики работали с исторической картой и документами. Данный урок формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к свой малой Родине, ко всей Отчизне. ...

24 09 2021 19:11:45

Методическая разработка урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы". 5-й класс


    Методическая разработка урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы". 5-й класс

      Цели урока: познакомить учащихся с первыми на планете законами, их несомненными отличиями от законов сегодняшнего времени. Попытаться наложить законы на сегодняшнее время. Проследить о ком заботился Хаммурапи в своих законах. Учиться «работать с картой», знакомство работать с документами....

23 09 2021 17:32:50

"Люди эпохи викингов". Урок истории Средних веков в системе развивающего обучения с применением ИКТ


    "Люди эпохи викингов". Урок истории Средних веков в системе развивающего обучения с применением ИКТ

      История средних веков. Урок постановки и решения учебной задачи по технологии развивающего обучения с применением ИКТ. Приемы организации РО являются не только методом изучения новых знаний учащимися, но средством их развития: обучение выстраивается через самоконтроль, самооценку, самоанализ, учащиеся учатся управлять своим собственным развитием. Процесс познания и усвоения познаваемого проходит в самообучении, на основе и посредством активной субъектной позиции ученика....

22 09 2021 3:25:33

Битва за Москву 30 сентября 1941 года – 20 апреля 1942 года


    Битва за Москву 30 сентября 1941 года – 20 апреля 1942 года

      Цель: познакомить студентов с событиями связанными с битвой под Москвой; показать героизм и патриотизм нашего народа....

21 09 2021 19:39:45

Урок-презентация "Возвышение Москвы". 10-й класс


    Урок-презентация "Возвышение Москвы". 10-й класс

      Объяснение нового материала на данном уроке сопровождается мультимедийной презентацией, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint. В ходе урока учащиеся определят причины, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель. ...

20 09 2021 4:52:14

Методическая разработка урока по теме "Международные документы по правам человека"


    Методическая разработка урока по теме "Международные документы по правам человека"

      Методическая разработка урока по дисциплине «Обществознание» с мультимедиа презентацией, что позволяет педагогу эффективно управлять учебным процессом. В разработке представлены методические рекомендации, дидактические материалы, выдержки из Конституции РФ и «Всеобщей декларации прав человека», тест для организации стандартизированного контроля знаний по теме. ...

19 09 2021 13:18:12

Проектная работа "Район Сокол: дорога славы"

Современные стандарты образования предполагают обязательной формой обучения проектную деятельность. Результатом представленной проектной работы является интеpaктивная и пешеходная экскурсия по московскому району Сокол, который имеет богатую военную историю....

18 09 2021 9:10:55

Урок в 5-м классе с использованием опopного конспекта "Древнегреческий полис"


    Урок в 5-м классе с использованием опopного конспекта "Древнегреческий полис"

      Урок для 5-го класса подготовлен по учебнику С.В. Колпакова "История Древнего мира. 5-й класс". На уроке используется опopный конспект, который располагается на доске и каждый ученик в процессе урока заносит его в свою тетрадь. По ходу объяснения нового материала учитель объясняет схемы и таблицы в опopном конспекте. Параллельно с опopным конспектом заполняется словарь терминов. Дома учащиеся используют вопросы для самопроверки....

17 09 2021 14:56:50

По страницам истории древних цивилизаций Востока


    По страницам истории древних цивилизаций Востока

      Урок в 5-м классе проводится в форме игры-турнира по знанию истории, религии и культуры древневосточных цивилизаций Египта и Азии. Урок построен на повторении и закреплении у учащихся знаний исторических фактов и имен, их сопоставлении и обобщении; позволяет развивать умение работы с исторической картой и источниками, дает возможность учащимся проявить находчивость и юмор. ...

16 09 2021 10:29:39

Обобщение по теме "Россия в ХХ веке". 9-й класс


    Обобщение по теме "Россия в ХХ веке". 9-й класс

      Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...

15 09 2021 19:56:10

Мероприятие (урок истории) для учащихся начальной школы, посвященное освобождению города Шахты от фашистской оккупации "Дальнее эхо"


    Мероприятие (урок истории) для учащихся начальной школы, посвященное освобождению города Шахты от фашистской оккупации "Дальнее эхо"

      Это мероприятие может проходить как линейка или классный час, как встреча с ветеранами или урок истории. Данный материал может быть использован любым учителем для своего мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне....

14 09 2021 0:36:22

Урок обществознания в 9-м классе "Правонарушения и виды юридической ответственности"


    Урок обществознания в 9-м классе "Правонарушения и виды юридической ответственности"

      Поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права, или противоправным, т.е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным, совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями. Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность. ...

13 09 2021 21:27:48

Урок обществознания в 11-м классе "Цивилизация Древнего Рима"


    Урок обществознания в 11-м классе "Цивилизация Древнего Рима"

      При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....

12 09 2021 10:34:41

Итоговое факультативное занятие по истории "Морской бой". 7-й класс

Цель: популяризация исторических знаний в увлекательной форме – интеллектуальная комaндная игра, повторение материала, изученного в курсе истории Древнего мира, Средних веков и Нового времени на морскую тематику. Игра составлена с электронным табло, представляющим собой поле (наподобие известной игры "Морской бой")....

11 09 2021 22:19:20

Классный час по теме "Пылая местью и любовью, восстала русская земля" для учащихся 8–9-х классов


    Классный час по теме "Пылая местью и любовью, восстала русская земля" для учащихся 8–9-х классов

      Работа посвящена 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Данный материал разработан и использован для проведения классных часов для учащихся 4-х классов начальной школы, а также учащихся 5–7-х классов средней школы. К активизации внимания учащихся и проявления не только знаний по теме, но и сформированных исследовательских умений, да и просто смекалки приготовлена викторина....

10 09 2021 12:24:19

Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древний Восток". 5-й класс


    Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древний Восток". 5-й класс

      Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в процессе которой выявляются интеллектуальные возможности учащихся, активизируются их познавательные интересы, развиваются творческие способности. Игра создает яркое, образное представление об изучаемой эпохе. Предлагаемый урок делает попытку показать, каким образом с помощью игры можно организовать повторение пройденного учебного материала....

09 09 2021 19:47:37

Интегрированное внеклассное познавательно-спортивное мероприятие "День героев Отечества"


    Интегрированное внеклассное познавательно-спортивное мероприятие "День героев Отечества"

      Познавательно-спортивное мероприятие проводится в два этапа. В первой части мероприятия учитель знакомит ребят 4–6-х классов с историей праздника, рассказывает о героях России. Второй этап праздника проходит в спортивном зале школы. Цель мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний учащихся в области истории России, истории Кольского Заполярья, воспитание патриотизма....

08 09 2021 8:14:28

Авторская историко-краеведческая программа "Начало"


    Авторская историко-краеведческая программа "Начало"

      Предлагаю вашему вниманию авторскую историко-краеведческую программу «Начало», которая может быть использована для краеведческой и внеурочной деятельности. Содержит материал по истории родного края села Сергиевск Самарской области Сергиевского района. Программа имеет рецензию Самарского Областного центра детско-юношеского туризма и краеведения. (ОЦДЮТК ЦСМ). В программе содержится теоретический и пpaктический материал....

07 09 2021 19:27:54

Разработка урока истории. 6-й класс. "Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады"


    Разработка урока истории. 6-й класс. "Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады"

      Зачастую обучаемые испытывают страх и неуверенность в том, что им по силам усвоить такой объем. Задача педагога – научить ребят управлять информацией и уметь ее усваивать. Для этого на своих уроках автор обучает учеников умениям передавать содержание текста в сжатом виде; проводить информационно-смысловый анализ текста; формулировать выводы. Подобранные к уроку задания требуют от обучаемых активного, вдумчивого и внимательного чтения. ...

06 09 2021 15:49:16

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::