Заседание клуба "Россияне" по теме "Песня тоже была солдатом"
На заседание клуба приглашены ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, представители общественной организации «Дети войны». Зал празднично украшен: красные гвоздики, красные звезды, гвардейские ленты. Все атрибуты праздника изготовлены члeнами клуба. Двое ведущих располагаются на сцене за столиком.
Вступительное слово руководителя клуба: Дорогие
друзья!
22 июня 1941 года… Семь десятилетий отделяют нас от
этой даты, но наш народ всегда будет помнить этот
день. День начала самой страшной войны в истории
человечества. Она унесла миллионы человеческих
жизней наших соотечественников, 1710 полностью
были разрушены, 1418 военных дней и ночей боролась
советская страна с захватчиками.
Наиболее трагичные, переломные, масштабные
события оставляют самый яркий след в искусстве.
Подтверждением тому – песни Великой
Отечественной войны. Их знают многие поколения
россиян.
Песни военных лет – это музыкальная летопись
Великой Отечественной войны. Они часто рождались
на передовой, сними не расставались солдаты на
нелегких фронтовых дорогах, их пели и те, кто,
оставшись в тылу, «ковал» там победу. Сегодня на
заседании клуба будут звучать песни, созданные
накануне войны или в самом ее начале.
1-й Ведущий. (На фоне негромко звучащей мелодии песни «Полюшко-поле»). Поэт Евгений Долматовский написал: «Вспоминаю стихи и песни, создававшиеся между 30-м и 40-м годами, и готов утверждать, что поэзия наша в этот период роль баpaбанщика, роль трубача, раньше других увидевшего с крепостной стены подход неприятеля и возвестившего об этом на весь лагерь.
2-й Ведущий. В 1934 году в германии к власти пришли фашисты. И предостережением зазвучала по всей стране песня «Полюшко-поле» (сл. Гусева, муз. Л. Книппера).
Звучит куплет песни:
Только мы видим да
Видим мы седую тучу.
Вражья злоба из-за леса.
Эх, да вражья сила, словно туча…
1-й Ведущий. В 1937 году в фильме «РВС» прозвучала песня «Не скосить нас саблей острой», сразу ставшей популярной.
Звучит песня, демонстрируются слайды.
2-й Ведущий. В 1937 году на экраны вышел кинофильм «Три танкиста». Там тоже звучала песня, написанная поэтом Б. Ласкиным и композитором Н. Богословским.
(Звучит куплет из песни).
1-й Ведущий. В канун войны как предчувствие прозвучала песня «Если завтра война» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. братьев Покрасс).
Звучит музыка, на фоне ее звучат слова:
Если завтра война, если враг нападет.
Если темная сила нагрянет, –
Как один человек, весь советский народ
За свободную Родину встанет!
2-й Ведущий. Наступило 1941 года. В школах страны уже шли выпускные вечера. Часы отбивали последние минуты мирной жизни…
Звучит песня «Грустные ивы» (М. Блантера, сл. А. Жарова).
1-й Ведущий. 22 июня 1941 года по радио
выступил председатель Совнаркома В. М. Молотов.
Он сообщил о том, что немецкие войска вероломно,
без объявления войны нарушили Государственную
границу СССР, фашистская авиация бомбила наши
города .
С первых дней войны вместе с Красной Армией
вступила в бой и советская песня. Взрослые и дети
создавали песни на мотив популярных тогда песен
«Катюша», «Три танкиста» и др. Так безымянные
авторы сочинили песню «22 июня» на мелодию песни
«Синий платочек».
Исполняет вокальный дуэт:
22 июня ровно в 4 часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война.
Кончилось мирное время,
Нам расставаться пора.
Я уезжаю и обещаю
Помнить тебя навсегда.
И ты, смотри, с чувством моим не шути.
Выйди, подруга, к поезду друга.
Друга на фронт проводи.
Стукнут колеса состава,
Поезд помчится стрелой…
Я уж в вагоне, ты – на перроне
Все еще машешь рукой.
Пройдут года – снова я встречу тебя –
Ты улыбнешься, к сердцу прижмешься,
Я расцелую тебя.
1-й Ведущий. 2 июня 1941 года в газете «Известия» и «Красная Звезда» был опубликован текст песни «Священная война» (сл.В Лебедева-Кумача). Музыку к ней написал композитор А. Александров На шестой день войны ансамбль красноармейской песни и пляски уже исполнял эту песню на Белорусском вокзале Москвы перед частями, уходившими на фронт.
(На фоне песни демонстрируются кадры кинохроники)
2-й Ведущий. Во время войны популярными были и лирические песни . Одна из них – песня «Моя любимая» (сл. Е. Долматовского, муз. М Блантера).
(Звучит фонограмма песни, ее подхватывают и подпевают все собравшиеся)
1-й Ведущий. Советские пограничные
заставы первыми приняли удар фашистских войск.
Их защитники погибали . но не отступали.
Легендарный подвиг защитников Брестской
крепости навсегда останется в благодарной
памяти нашего народа.
Лишь десятилетия спустя мы узнали о том, что
песня о героических защитниках Брестской
крепости была написана одним из них – Федором
Германенко в июле 1941 года на мотив песни «Варяг».
Ее пели пограничники в осажденной крепости.
Когда фашисты стали забрасывать гранатами
подвал, где находились ее последние защитники,
Федор вложил текст этой песни в масленку и через
оконце выбросил ее на плац. Там она и была найдена
спустя десятилетия.
(На фоне кадров из кинофильма «Брестская крепость» декламируются двумя чтецами слова этой песни)
1-й Чтец.
Разбитая крепость над Бугом стои,
В ней камн, омытые кровью.
Мы верим: навеки народ сохранит
Бесcмepтную славу героев.
2-й Чтец.
Здесь верные клятве России сыны
Дерутся с врагом за Отчизну,
В боях не склоняют своей головы
Солдаты идей коммунизма.
1-й Чтец.
Товарищ, будь стойким в жестоких боях,
Про голод и раны забудем.
Клянемся Отчизне, что мы ни на шаг
С родимой земли не отступим.
2-й Чтец.
Расскажут лишь камни о наших делах.
Как наcмepть герои стояли.
Здесь русский, бурят, армянин и казах
За Родину жизнь отдавали…
1-й Ведущий. Наступила осень 1941 года. Враг у стен Москвы. В те грозные дни в столице была сформирована 16-я дивизия народного ополчения. Наскоро обученные . ополченцы-добровольцы шли на фронт.
(Демонстрация кинокадров с видами Москвы 1941 года . парад войск на Красной площади, откуда солдаты шли прямо на фронт, рассказ члeнов клуба о сибиряках – гвардейцах, защищавших Москву).
1-й Ведущий. Под стать суровым боям под Москвой были песни того времени. Одна из них – «Марш защитников Москвы» (сл. А. Суркова, муз. Б. Мокроусова).
Звучит фонограмма песни.
2-й Ведущий. Битва под Москвой – первое победоносное сражение великой Отечественной войны. В это время была написана одна из популярнейших и доныне песен – «Дорогая моя столица». Автор ее текста поэт М. Лисянский вырос в Николаеве, жил в Ярославле, откуда и ушел на фронт. Он передал стихи в редакцию журнала «Новый мир». Прочитав их, композитор И. Дунаевский прямо на полях журнальной страницы сделал нотную запись мелодии . Молодой поэт, находясь на Калининском фронте, вдруг услышал по радию песню:
Я по свету немало хаживал,
Жил в землянках, в окопах тайге,
Похоронен был дважды заживо.
Знал разлуку, любил в тоске.
Но Москвою привык гордиться
И везде повторяю слова:
Дорогая моя столица.
Золотая моя Москва!...
1-й Ведущий. Советский поэт А. Сурков, находясь на Западном фронте, написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие его переписывали, и солдатские жены получали поэтические послания. В начале 1942 года композитор К. Листов написал мелодию к стихам поэта. Так была создана песня «Землянка».
(Звучит песня, демонстрируются кадры военной кинохроники)
2-й Ведущий. Воинской славой овеяны многие города нашей Родины. И уже в начале войны этим городам – героям посвятили песни композиторы В. Соловьев-Седой, Б. Мокроусов. На экране демонстрируются виды городов-героев, звучит попурри песен «Вечер на рейде», «Ладога», «Заветный камень».
Заседание клуба завершает дружеская беседа, фотография на память.
Изучение основ православия дает возможность приобщиться к истокам культуры нашего народа, помогает себя осознать человеком, знающим свою историю. Для России в ее историко-культурном развитии проблема духовности всегда имела особый смысл, определяемый своеобразием становления ее государственности и формирования....
18 03 2024 4:45:29
Урок изучения нового знания проводится в форме проблемного. Его цель заключается в том, чтобы подвести учащихся к пониманию сущности тоталитарного режима и механизмов его становления. Урок способствует развитию у учащихся умения анализировать материал учебника, интерпретировать источники, высказывать аргументированное мнение по обсуждаемым проблемам, выявлять причинно-следственные связи....
17 03 2024 9:31:35
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
16 03 2024 10:54:19
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
15 03 2024 4:18:26
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
14 03 2024 18:53:32
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
13 03 2024 9:11:13
При проведении урока использован материал национально-регионального компонента, связанный с крещением зырянского края и деятельностью святителя Стефана Пермского....
12 03 2024 17:52:58
Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме "История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"....
11 03 2024 9:54:59
Цель урока: помочь учащимся выявить степень готовности Германии и СССР к войне; сформировать личностную оценку по вопросу внезапности нападения Германии....
10 03 2024 20:46:42
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
09 03 2024 16:52:41
После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...
08 03 2024 1:40:37
В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением, природными условиями Финикии, занятиями жителей. На уроке используется групповая форма работы....
07 03 2024 14:18:35
«Международные отношения в 30-е годы» - одна из ключевых тем истории XX века, имеющая особое значение в контексте как зарубежной, так и отечественной истории. В ходе урока применяется технология проблемного обучения и технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова. В качестве средства обучения используется электронный образовательный ресурс «Новейшая история зарубежных стран. 9-й класс» 1С....
06 03 2024 12:18:22
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
05 03 2024 5:50:32
Тема урока направлена на дальнейшее изучение духовной сферы общества. На уроке вводится понятие формы культуры (народная, элитарная, массовая). На следующем уроке изучаются понятия субкультура и контркультура. На нем применяются элементы проектной деятельности и индивидуализированного обучения. Урок построен на принципах индивидуализации и дифференциации учебного материала. Обучающиеся получают разноуровневые задания по теме урока, по мере выполнения заполняют карту достижений....
04 03 2024 4:47:23
Разработка сценария торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда....
03 03 2024 4:54:43
Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться. ...
02 03 2024 6:12:20
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
01 03 2024 13:25:32
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
29 02 2024 9:21:24
Предлагается разработка занятия по истории России для учащихся 8-х. классов на тему "Российская империя в начале XIX века". На занятии применялись нетрадиционные формы: работа в постоянных и сводных отрядах, работа с компьютером, тест-игра, что позволило ученикам не утомиться во время двухчасового урока. В ходе занятий по теме учащиеся активно использовали материал презентации, совершенствовали навыки работы с компьютером....
28 02 2024 11:35:50
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...
27 02 2024 12:45:44
Деловая игра позволяет поэтапно раскрыть содержание того, за что игроки отдают свои голоса в процессе выборов, а также освоить процесс выборов на основе личных предпочтений. Предоставляет возможность учащимся самим сделать политический выбор, предусмотрев при этом политические последствия. ...
26 02 2024 8:31:22
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
25 02 2024 22:20:20
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
24 02 2024 20:27:26
Урок построен на основе технологии проблемного обучения, основной целью которого является создание условий для формирования исследовательских, частично-поисковых навыков учащихся при изучении темы. В задачу урока входит раскрытие творческого потенциала учащихся через подводящие вопросы, дискуссии, оценивание исторических событий....
23 02 2024 10:46:44
Цели урока: расширить кругозор учащихся, составить представления о значении отмены крепостного права в России, и последствий данного события для дворянства и крестьянства; развить навыки работы с историческими документами, источниками; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное....
22 02 2024 10:52:37
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
21 02 2024 20:36:24
Дети, живя и развиваясь в реальном мире, должны знакомиться с историческими, культурными и этическими ценностями окружающей их среды. Поэтому наряду с социально-экономическими задачами, проводится патриотическое воспитание детей и молодёжи, способных защитить свою Родину, сохранить духовное и материальное наследие предков, развить и возвысить Россию....
20 02 2024 10:51:40
Урок развивающего контроля по обществознанию в 5-м классе. Методическая разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку по названной теме, анкету для учащихся и четыре варианта разноуровневых заданий для групповой работы. Урок позволяет решить комплексные задачи по внедрению стандартов второго поколения: формирование УУД в условиях решения пpaктических заданий, способности учащихся к осуществлению контрольной функции, самоконтролю и взаимоконтролю в ходе работы в группе....
19 02 2024 17:52:44
Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....
18 02 2024 16:32:41
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
17 02 2024 19:25:34
Образовательная цель урока — расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление «железного занавеса» в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет. ...
16 02 2024 20:45:45
Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....
15 02 2024 0:39:57
Мероприятие для 11-го класса представлено в форме устного журнала состоящего из следующих страниц: 1. «Проявление экстремизма в крестовых походах»; 2. «Экстремизм. Фашизм. Нацизм»; 3. «Экстремизм и международный терроризм»....
14 02 2024 12:34:48
На уроке учащиеся должны придти к выводу, что тоталитарный режим и репрессии народа неслучайны. Учащиеся на примере судеб советского народа должны увидеть репрессивный хаpaктер политики того времени в отношении личности. На уроке учащиеся должны попытаться оценить депортацию немцев Поволжья на примере судьбы жительницы села....
13 02 2024 22:31:36
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником нравственности, гражданской позиции, различных социальных ролей в процессе обучения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....
12 02 2024 14:37:33
Цели урока: выяснить условия жизни знатных египтян; определить отношение фараона к вельможам; учить детей приемам самостоятельной работы....
11 02 2024 13:23:23
Мероприятие направлено на создание в коллективе микроклимата, отвечающего идеям толерантности и доброжелательного отношения к окружающим, развитие навыков ведения дискуссии, а также воспитание гражданственности и патриотизма....
10 02 2024 16:43:28
Пробудить у учащихся чувство сострадания, гуманности и уважения к человеческому достоинству - это основная цель и главный результат изучения Международного гуманитарного права в школе. ...
09 02 2024 11:59:38
Учащиеся на основе примеров обсуждают роль государства в создании и решении экологических проблем; анализируют связи между целями и принципами государственной политики защиты окружающей среды и применяемыми для их достижения правовыми, экономическими и неформальными инструментами; учатся принимать решения по экологически грамотному поведению, предлагают меры по решению экологических проблем для развития....
08 02 2024 22:26:32
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
07 02 2024 11:12:51
Урок направлен на развитие творческих способностей обучающихся: воображения, эмоционально-образного, художественно-творческого мышления Целью является продолжение работы по знакомству с традиционными вышивками финно-угорской группы; с ее особенностями, видами; знакомство с историей возникновения вышивки; с вышивками русского и татарского народа. Создание условий для развития личности каждого ученика, раскрытия его способностей к творчеству....
06 02 2024 3:24:39
Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим современное воспитание ориентировано на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Необходимо воспитывать новую, демократического типа личность, сочетающую в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру....
05 02 2024 21:44:38
Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, а значит разочароваться в ней. Но одинокими могут быть и подростки. Проблемный урок проведен в форме эвристической беседы, основной смысл которой заключается в том, как научиться жить, чтобы не быть одиноким, не потерять себя....
04 02 2024 16:30:42
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
03 02 2024 12:51:25
Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме "Древний Египет"....
02 02 2024 18:12:52
Урок изучения нового материала с первичным закреплением. Используются элементы технологии критического мышления и работа учащихся в группах. Материал урока доступен для самостоятельного изучения девятиклассниками. Работа учащихся в группах позволяет эффективно организовать знакомство с содержанием Всеобщей декларации прав человека. Заполняя кластер, учащиеся при помощи учителя систематизируют содержание документа. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация....
01 02 2024 14:33:31
Представлен конспект интегрированного урока "Роль А.Линкольна в гражданской войне в США (1861–1865 гг.)"....
31 01 2024 18:14:32
Сценарий игры построен на основе известной телевикторины «Своя игра». Возможность выбора посильного задания создаёт на уроке «ситуацию успеха» для каждого пятиклассника. ...
30 01 2024 3:11:15
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
29 01 2024 12:32:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::