Формирование информационно-коммуникативных умений на уроках истории > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Формирование информационно-коммуникативных умений на уроках истории


    Формирование информационно-коммуникативных умений на уроках истории

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, введение которых началось с начальной школы, ориентированы, в первую очередь, на внедрение компетентностного (деятельностного) подхода в образовательный процесс в противовес существующему до сих пор "знаниевому".

Концепция оценки учебных достижений меняется в соответствии с новыми требованиями к результатам образования. Значительное место в ней занимает сегодня изучение уровня читательской грамотности. С этим связаны и международные сравнительные исследования, среди которых можно выделить PISA для выпускников основной школы (читательская грамотность изучается и оценивается наряду с математической и естественно-научной).

Анализ выполнения заданий PISA 2006, 2009 российскими школьниками 14 - 15 лет позволяет делать вывод, что наибольшие затруднения возникают в работе:

с заданиями большого объёма как текстовой информации, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;

с заданиями из разных предметных областей, для правильного выполнения которых надо интегрировать разнообразные знания, использовать общеучебные умения, отбирать и использовать адекватные описываемой ситуации способы размышления, анализа;

с заданиями, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию, необходимые для выявления и решения проблемы;

с заданиями, где нужно привлекать дополнительную информацию, или, напротив, с заданиями с избыточной информацией, "лишними" данными;

с комплексными или структурированными заданиями из нескольких взаимосвязанных вопросов;

с большим числом заданий разной тематики и разных форм записи ответа (выбора ответа, записи словесной или числовой, краткого или развёрнутого обоснования) в одной работе, которую надо выполнить за ограниченное время.

Главное, что должен обеспечить современный учитель истории и обществознания - формирование различных видов предметной компетенции выпускника: исследовательских, социально-мировоззренческих и информационно-коммуникативных; расширение инструментария познавательной деятельности. На уроках истории и обществознания должен доминировать деятельностный подход: старшеклассники должны овладевать приемами самостоятельной аналитико-синтетической работы, уметь систематизировать и классифицировать исторический и обществоведческий материал, определять и сравнивать хаpaктерные черты отдельных исторических периодов и общественных явлений, подтверждать обобщенные суждения и выводы конкретными примерами, соотносить ряды представленной информации между собой.

Образовательный стандарт предъявляет к подготовке выпускников требование уметь "участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации". Реализация этих требований невозможна без применения современных технологий личностно-ориентированного обучения.

Самое привлекательное в этой технологии то, что на каждом этапе учебной деятельности (вызов, осмысление, рефлексия) присутствует мотивация учащихся (пробуждение, стимулирование, сохранение интереса к изучению темы, побуждение к дальнейшему расширению знаний), развиваются коммуникативные качества учеников (обмен мнениями, соотнесение собственной позиции с другими, поиск общего решения, предъявление результатов самостоятельной или групповой работы). В процессе осмысления содержания изучаемого материала развивается логическое мышление, происходит систематизация информации и знаний. И очень ценно в этой технологии требование на этапе рефлексии давать оценку учебного процесса, что стимулирует учеников становиться активным субъектом учебной деятельности, влияет на его самооценку, позволяет менять модель его поведения.

Успешность обучения по истории и обществознанию в большей степени, чем по другим школьным предметам, обусловлена сформированностью читательской грамотности. Ученики должны постепенно (от простого к сложному) овладеть приемами эффективного чтения - сложным процессом активного восприятия и критического осмысления информации с целью включения в собственный контекст. Формировать информационно - коммуникативные умения учащихся необходимо по частям, выделяя элементарные единицы - отдельные действия (микроумения). Это обеспечивает поэтапный хаpaктер формирования умений. Например, умение понять письменный текст можно разделить на такие микроумения: выделить главную мысль, определить смысл новых понятий, привести примеры и др.

Одно из важнейших условий формирования умений - индивидуальная и совместная деятельность учеников. Организация разнообразных взаимодействий позволяет каждому учащемуся занимать активную позицию при освоении умений. Совместная работа способствует целостному восприятию содержания, повышает эффективность восприятия. Поэтому учащиеся должны иметь возможность осваивать умение (микроумение) в паре, индивидуально и в группе (под руководством учителя).

В 7 - 9 классах резко увеличивается объем содержания и усложняется исторический материал, содержание курса обществознания, что должно нацеливать учащихся на правильный отбор материала для запоминания, составление конспектов в разных видах (логические цепочки, таблицы, схемы, кластеры), умение работать с разными источниками информации, особенно с дополнительными (специальная литература, СМИ, Интернет-ресурсы).

В 7 классе ученики уже имеют навыки составления опopных конспектов в виде схем (кластеров). Разбивка на кластеры - это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, качественно усваивать прочитанный материал. Это нелинейная форма мышления, которая используется для стимулирования учебной деятельности: ученики учатся выделять в тексте большие и малые смысловые единицы, находить между ними причинно-следственные связи.

Изучая Смутное время, семиклассники по тексту пункта 2 3 могут составить схему - цепочку событий, когда каждое событие имеет свое место и значение в общем процессе, связано с другими и влияет на процесс.

О том, что семиклассники могут овладеть навыками составления сложных схем (кластеров), видеть причинно-следственные связи доказывают самостоятельно выполненные работы по пункту 1 "Смоленская война" 9 "Внешняя политика". Пpaктика показывает, что одинаковых кластеров не бывает, самостоятельность работы видна в особенной логике построения схемы, умении выделять важные факты и события, связывать их в определенном порядке, видеть причины, цели, следствие, итог событий. Вариант, выполненный учеником 7 класса, можно оценить на "отлично", так как на схеме точно показаны основные моменты Смоленской войны 1632 - 1634 гг. в их связи друг с другом.

Одним из приемов активизации учеников при чтении и осмыслении большого по объему материала (1-2 параграфа) является "ролевое чтение". Это один из приемов технологии критического мышления "Пять шляп", адаптированный для анализа учебного текста.

Работа на уроке идет по 3 этапам:

На первом этапе каждый читает текст и самостоятельно выписывает факты, представляющие для него интерес согласно доставшейся роли.

Затем дается время на совместную работу в группах, в которых обсуждают индивидуальные результаты и готовят общие отчеты - письменный в виде опopного конспекта, кластера, схемы, таблицы и устное сообщение.

На третьем этапе организуется обсуждение отчетов групп и оценка результатов отдельными учениками, группами, учителем.

Роли могут быть разные, их количество может варьироваться в зависимости от содержания и хаpaктера текста: "Бухгалтер. Число и количество", "Переводчик. Термины и новые слова", "Это здорово!", "А я не верю!", "Учиться надо на чужих ошибках", "Художественный критик".

На уроке истории в 10 классе "Русь в XIII веке" по содержанию 19, 20 были предложены следующие роли и задания:

  • "Число и количество" - на 1 этапе - выписать все количественные хаpaктеристики, встречающиеся в тексте, на 2 этапе - сгруппировать их по смыслу и выделить обязательные для запоминания;
  • "Переводчик" - на 1 этапе - выписать все термины и понятия, хаpaктерные для описания данного периода, на 2 этапе - сгруппировать их по смыслу и выделить терминологический минимум, необходимый для понимания данного периода;
  • "Это здорово!" - на 1 этапе - выписать факты, достойные положительной оценки современников и потомков, на 2 этапе - обсудить их, выделить 2 - 3 самых важных и аргументировать их для всех;
  • "А я не верю!" - на 1 этапе - выписать факты, вызывающие сомнения как у современников, так и у потомков, на 2 этапе - обсудить их, выделить 1 - 2 более существенных или спopных, озвучить и аргументировать их для всех;
  • "Учиться надо на чужих ошибках" - на 1 этапе - выписать факты, итоги и оценки событий, имевших негативные последствия, на 2 этапе - обсудить их, сформулировать общие выводы об исторических уроках данного периода.

На организационном этапе ученики путем случайного свободного выбора получили свои роли, были ознакомлены с планом и содержанием работы на каждом этапе. Продолжительность 1 этапа для самостоятельного чтения и записей контролировалась учителем и не превысила 25 минут. На 2 этапе была организована пересадка по группам и начато обсуждение внутри групп, выполнение общего задания. Учитель, переходя от группы к группе, контролировал процесс обсуждения и обращал внимание на сложные моменты работы - группировка, какие смысловые линии (основания) для группировки можно и нужно выделить, смогли ли выделить главное, смогли ли придти к общим выводам, необходимость аргументирования своих выводов, смогут ли ответить на вопросы. Большинство групп использовали время перемены для обсуждения своих ответов, которые были выслушаны на 3 этапе. План был рассчитан и реализован на двух спаренных уроках.

Группа "Число и количество" выписали более 20 дат и количественных хаpaктеристик, но выделили 10-12 главных, сгруппировав их по 2 линиям: даты военных событий и другие факты.

Иноземное нашествие на Русь Русские князья и защитники городов Монголо-татары и крестоносцы
1223 - 1-я битва на Калке

1237-1239 - поход Батыя на Рязань

1240-1241 - поход Батыя на Киев

1241-1242 - поход в Европу

1240 - Невская битва

1242 - Ледовое побоище

1223 - погибло 10 тыс. воинов киевского князя

5 дней - Рязань

7 недель - Koзeльск

1211 - завоевали Китай

1219-1220 - Среднюю Азию

1240-50 - перепись населения

240 лет - иго

  • Группа "Переводчики" выписали более 20 терминов с объяснениями, подготовили рассказ, состоящий из терминов. Понять этот рассказ без знания терминов было сложно.
  • Группа "Это здорово!" выделили около 10 фактов, достойных восхищения, но озвучили главные: мужество защитников русских городов, особенно Рязани, Владимира, Koзeльска; полководческий талант Александра Невского; сопротивление населения Руси ордынскому игу; решительный отпор крестоносцам, несущим католическую веру; сохранение жизненных сил и стремления к освобождению от иноземного гнета. Не смогли выделить роль Руси как защитного щита стран Европы от кочевников.
  • Группа "А я не верю!" обратила внимание на невыясненные обстоятельства гибели Александра Невского, сомневалась в достоверности летописных сведений, многочисленности монголо-татарского войска.
  • Группа "Учиться надо на чужих ошибках" смогла выйти на главные обобщения о негативных последствиях периода раздробленности, осуждала русских князей, действовавших в личных целях, не понявших общей опасности.

При обсуждении отчетов все группы отметили общую активность, так как у каждого был материал для обсуждения в группе. Для общего отчета всем группам потребовалось общими усилиями оформлять новый опopный конспект или думать над аргументами. Случайный выбор ролей обеспечил необычный состав групп: распределение "сильных" и "слабых" учеников по группам было неравномерным, лидеры могли проявить себя только со 2 этапа, в двух группах роль лидера была для участников трудной, в одной из этих групп ученик впервые отчитывался за всех и заметно волновался. Некоторые ученики отметили, что им хотелось работать по другой роли, но по плану урока это не разрешалось. В целом, работа трех групп была оценена на "хорошо" и две группы - "Переводчики" и "Учиться надо на чужих ошибках" - получили оценку "отлично".

Применение разных приемов и методов личностно-ориентированных технологий при работе с учебными текстами, продуманная систематическая работа по формированию читательской грамотности могут позволить учителю преодолевать те трудности, которые испытывают школьники при работе с разнообразной и быстро растущей по объему информацией. Но исследование пpaктики преподавания разных предметов в основной школе показывает, что арсенал средств формирования информационно-коммуникативных умений невелик. Учителя, как правило, предлагают учащимся составить таблицу, сделать рисунок и подписать его, реже - составить план или организуют работу с терминами (выписать новые понятия, найти значение этих слов).

Развитие учебных компетентностей целесообразнее начинать на второй ступени обучения с работы с заданиями и тестами в формате PISA, с работы над ситуационными задачами. Задания/задачи и большие тесты в формате PISA легко включаются "в ткань" любого урока, в любом качестве: при изучении нового материала, отработке навыков, закреплении, проверке знаний, способностей. Эта новая для подростков учебная пpaктика природосообразна, интересна, увлекательна. В ней содержатся все протоэлементы проектной и исследовательской деятельности.

В условиях внедрения ФГОС значимость общеучебных умений не вызывает никаких сомнений. Они - основа для самообразования, без них невозможно качественно освоить предметное содержание любого предмета.Это же относится и к информационно - коммуникативным умениям. Умение правильно воспринимать информацию, способность читать, понимать и использовать письменные тексты для размышления о них и для достижения своих целей необходимо для активной мыслительной деятельности учащихся, достижения личных и общественных целей, в первую очередь - для дальнейшего обучения и возможности участвовать в социальной жизни.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

14 06 2024 0:21:16

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

13 06 2024 10:41:58

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

12 06 2024 11:48:38

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

11 06 2024 11:51:17

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

10 06 2024 2:37:25

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

09 06 2024 23:21:39

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

08 06 2024 3:48:51

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

07 06 2024 14:28:34

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

06 06 2024 21:55:39

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

05 06 2024 10:40:52

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

04 06 2024 13:40:41

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

03 06 2024 7:52:14

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

02 06 2024 3:22:50

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

01 06 2024 0:12:45

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

31 05 2024 6:14:33

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

30 05 2024 1:51:14

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

29 05 2024 15:21:54

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

28 05 2024 3:44:15

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

27 05 2024 23:47:19

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

26 05 2024 20:56:12

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

25 05 2024 20:37:48

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

24 05 2024 7:26:33

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

23 05 2024 22:32:24

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

22 05 2024 18:46:11

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

21 05 2024 1:37:59

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

20 05 2024 16:28:23

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

19 05 2024 10:23:49

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

18 05 2024 7:54:30

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

17 05 2024 16:38:48

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

16 05 2024 10:43:12

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

15 05 2024 2:10:29

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

14 05 2024 3:45:49

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

13 05 2024 9:44:29

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

12 05 2024 11:37:27

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

11 05 2024 19:35:22

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

10 05 2024 0:52:33

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

09 05 2024 17:23:50

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

08 05 2024 21:55:12

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

07 05 2024 17:28:10

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

06 05 2024 21:50:39

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

05 05 2024 18:45:21

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

04 05 2024 18:58:44

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

03 05 2024 9:15:23

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

02 05 2024 2:47:58

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

01 05 2024 6:53:47

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

30 04 2024 22:22:17

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

29 04 2024 18:17:38

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

28 04 2024 17:22:44

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

27 04 2024 0:50:24

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

26 04 2024 9:45:17

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::