Факультатив по истории для учеников старших классов. Тема: "История становления и развития института наследования в системе имущественных правоотношений"
От автора.
Наследственное право является одним из наиболее древних правовых институтов и занимает в системе гражданского права любого государства особое место. Сегодня право на наследование является одним из конституционных прав граждан. Оно закреплено и гарантируется Основным Законом государства. Право на наследование, с одной стороны, означает, что гражданин свободен в определении судьбы своего имущества, с другой - гарантирует защиту от необоснованных притязаний на наследственное имущество со стороны третьих лиц.
Наследственное право сегодня является крупнейшим институтом гражданского права.
Наследственное право представляет собой совокупность правовых норм, предметом регулирования которых являются общественные отношения, возникающие в связи с переходом имущества и имущественных прав гражданина другим лицам после его cмepти. Совершенно естественно, что оставаться безразличным к судьбе своего имущества на случай cмepти люди не могут и не должны. Право наследования означает по своему смыслу, прежде всего, гарантию для каждого человека свободно, по своему усмотрению распорядиться своим имуществом.
Закрепление за гражданами права частной собственности на имущество, динамика развития миграционных процессов, а также развитие международных отношений значительно расширило круг объектов, которые могут переходить в порядке наследственного правопреемства. Причем сегодня право наследования распространяется не только на имущество находящееся на территории проживания наследодателя или наследника, но и находящегося в других странах.
Основу наследственного права России, включая сферу международного частного права, образуют положения п.4 ст.15, ст.35 Конституции Российской Федерации.
Цель и задачи.
Цель данной работы состоит в рассмотрении исторического фундамента и теоретических аспектов становления института наследования, в системе гражданского права, а также в систематизации исторического материала по предмету исследования.
- Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- Проведение анализа становления и развития института наследования.
- Поэтапный исторический анализ наследственных правоотношений.
- Определение понятия наследования имущества, наследственного права.
Предметом исследования является история становления и эволюционное развитие наследственных правоотношений в системе гражданского права.
Теоретическую базу работы составили труды дореволюционных отечественных цивилистов: Н.П. Боголепова, К.Д. Кавелина, Д.И. Мейера, С.А. Муромцева, В. Никольского, К.П. Победоносцева, И.А. Покровского, Г.Ф. Шершеневича и др.
История становления и развития института наследования в системе имущественных правоотношений.
Любое законодательное регулирование может быть успешным только при использовании суммы знаний и результатов правоприменительной пpaктики, полученной в ходе исторического развития общества.
Возникновение института собственности поставило перед обществом множество вопросов, в том числе и вопрос о том, что делать с имуществом после cмepти человека, которому оно принадлежало. Следует отметить, что, несмотря на свою архаичность, до сих пор все правовые системы мира исходят из сочетания двух основополагающих принципов: свободы завещания и охраны интересов семьи.
Первой в истории человечества общественно-экономической формой общественного устройства на раннем этапе по некоторым гипотезам был матриархат, хаpaктерный для всего периода первобытного строя\'. Это обусловлено тем, что в ранний период матриархата существовал групповой бpaк, при котором группа мужчин состояла в бpaке с группой женщин. При такой форме бpaка отец ребенка не мог быть установлен с достоверностью. Поэтому происхождение детей и счет родства велся только по женской линии.
В период первобытно- общинного строя, особенно на ранних этапах его развития, потребности людей и средства их удовлетворения были более чем скудными, а разнообразие и размер собственности были недостаточно велики, чтобы развить сильный интерес к процессу наследования.
В данный период от отца к сыну переходили орудия производства (например, орудия охоты и рыбной ловли), находившиеся во владении и пользовании рода (племени).
В семье оставались средства поддержания домашнего очага, шкуры диких животных, запасы продовольствия, украшения. Однако знаки принадлежности к роду (племени) подлежали захоронению вместе с умершим.
Возникавшие при этом общественные отношения между людьми регулировались многовековыми традициями и обычаями, нормами религии, морали.
В целях укрепления экономической основы родовой общины обычай не допускал выхода имущества умершего за пределы рода, оно распределялось между сородичами и чаще всего поступало в наследство ближайшим кровным родственникам со стороны матери.
Представляется спopным утверждение некоторых ученых о том, что в период первобытного строя наследственного права не существовало [Мусаев Р.М. Наследование по завещанию: история и современность. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2003. -С.Ю.].
Следующий период, патриархат, хаpaктеризуется значительным ростом производительных сил, приручение животных позволило людям заниматься скотоводством. В результате этого пастушеские племена выделились из массы других племен. Это было первое крупное общественное разделение труда.
Изобретение плуга и тягловой силы позволило людям обpaбатывать большие земельные массивы. Земледелие, ткачество, обработка металлов и другие разнообразные виды деятельности, естественно, не могли выполняться одним и тем же лицом. Это привело ко второму крупному разделению труда - ремесло отделилось от земледелия.
При существовавшем разделении труда промыслом занимались мужчины. В связи с этим им стала принадлежать главенствующая роль в хозяйственной жизни. Так, Ф. Энгельс писал: "Промысел всегда был делом мужчины, средства для промысла изготовлялись им и были его собственностью. Стада были новыми средствами промысла; их первоначальное приручение, а позднее уход за ними были делом мужчины. Поэтому скот принадлежал ему; ему же принадлежали и полученные в обмен на скот товары и рабьи. Весь избыток, который теперь давал промысел, доставался мужчине; женщина участвовала в потрeблении его, но не имела доли в собственности" [Маркс К., Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1963].
В этом плане, сосредоточение в, руках мужчины частной собственности вызвало потребность сохранения ее в рамках семьи, чтобы после cмepти собственника его имущество наследовали наиболее близкие ему лица - дети. Однако в парной семье происхождение продолжало считаться не по отцовской, а по материнской линии. Поэтому имущество, оставшееся после cмepти отца, не переходило к его детям, а доставалось сестрам, братьям и более отдаленным кровным родственникам умершего.
Чтобы наследство поступало к детям умершего, необходимо было изменить устоявшийся порядок наследования, что и было сделано.
Происхождение детей стали уже считать не по материнской линии, а по линии отца. Дети стали входить в отцовский род и могли наследовать его имущество. Жена стала проживать в доме мужа. Чтобы передать наследственное имущество своим детям, собственник должен был быть уверен, что дети, рожденные в бpaке, являются его детьми. Однако парная семья не отвечала этим требованиям. Парная семья была заменена патриархальной, в которой не допускалось нарушение супружеской верности со стороны жены.
В состав патриархальной семьи входили глава семьи, его жена, сыновья с их женами и потомством, незамужние дочери, усыновленные, paбы и лица, попавшие в кабалу. Существовавший в период матриархата порядок наследования, по которому имущество умершего распределялось между всеми члeнами рода, в ранней стадии патриархата заменяется агнатическим порядком наследования. Имущество умершего стало распределяться между агнатами (главой семьи, его женой, их сыновьями и незамужними дочерьми, женами сыновей с их потомством, а также усыновленными лицами), не выходя за пределы патриархальной семьи. Остальные сородичи призывались к наследованию только лишь в том случае, если не оставалось никого из агнатов.
На смену патриархальной семье пришла моногамная. После cмepти отца наследственное имущество поступало к его сыновьям, которые были обязаны содержать своих сестер и обеспечить их приданым. Дочери умершего призывались к наследовании при отсутствии у наследодателя сыновей. Таким образом, продолжало существовать правило невыхода имущества за пределы рода, замужние дочери не могли наследовать своему отцу. Следует также отметить, что к наследованию призывались (при отсутствии сыновей) лишь незамужние дочери . Решающую роль в эволюции имущественных отношений сыграл переход от общинной к частной форме собственности, который произошел в эпоху неолитической революции (VII-V тысячелетия до н.э.). В результате этого появился узаконенный институт наследования.
Вместе с тем постепенно сформировалось и право собственности на недвижимость, что было обусловлено, прежде всего, следующими причинами:
- переходом древних общин к оседлому образу жизни, возникновением территориальных общин и поселений;
- возникновением и развитием земледелия и скотоводства (закреплением в собственности общины или семьи пахотных земель, пастбищ и др.).
В раннеклассовом обществе (V-IV тысячелетия до н.э.) переход наследства начинает носить хаpaктер универсального правопреемства, то есть к наследнику переходит единая наследственная масса, состоящая из активной части (имущества) и пассивной части (долгов).
Для всестороннего понимания историко-теоретического значения процесса становления юридических отношений в области наследования наиболее важен анализ римского материала для изучения становления наследственного права, т.к. именно римское право легло в основу многих современных правовых систем. Римляне, создали совершенную универсальную систему права, имеющую в своей основе частную собственность, уникальную по степени своей внутренней завершенности. Иначе, как отмечают многие историки права, римское частное право классического периода является историческим памятником высочайшей ценности.
Римское наследственное право прошло три этапа в своем развитии.
Исторически первая система - цивильное право или "hereditas", позже возникло преторское право или "bonorum possessio", третий этап связан с правовой системой Юстиниана, который кодифицировал римское право и в 534 г. издал новый Кодекс [Хутыз М.Х. Римское частное право. М., 2008. -С. 14, 24.].
Наследование как правовой институт хаpaктеризовался единством двух признаков: а) наследование возникало только после cмepти собственника, б) существовало преемство всех прав и обязанностей умершего, т.е. имущество рассматривалось как единое целое - с долгами и правами наследодателя переходило к наследнику. Иными словами, нельзя было наследовать только права, отказавшись от обязанностей.
Под наследством в широком смысле понимается совокупность имущественных прав и обязанностей человека (наследодателя) в минуту его cмepти, кроме личных прав и обязанностей. Римляне считали, что наследование - это не просто переход имущества от одного лица к другому, но и переход души наследодателя к наследнику. Первоначально порядок наследования в Риме основывался на праве первородства . Древнейшая римская семья имела каноническую структуру: ее глава обладал абсолютной властью над семейным имуществом [Дождев д.В. Наследственное право в Риме в эпоху ранней республики. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1988. -С. 5]. Со временем идея частной собственности пересилила идею семейной собственности, и с помощью завещания собственник получил возможность осуществлять право распоряжения имуществом, т.е. распоряжения своей индивидуальной собственностью на случай cмepти независимо от желания других члeнов семьи.
Завещание в римском праве признавалось действительным при соблюдении определенных условий, коими являлись:
- способность завещателя к составлению завещания;
- надлежащее назначение наследника;
- соблюдение формы, установленной для составления завещания.
Древнейшее цивильное право знало две формы завещаний: завещания, совершаемые перед народным собранием (calatis comitiis,), и завещания, объявляемые перед войском, готовым выйти в поход. Обе эти формы представляли собой устное выражение воли завещателя перед римским народом. Вопрос о том, выступал ли народ только в качестве свидетеля или требовалось его одобрение воли завещателя, является в литературе спopным.
С изданием законов ХII таблиц был положен конец концепции публичной природы завещания.
В юстиниановском праве было принято деление завещаний на частные (обыкновенные и чрезвычайные) и публичные.
Частное завещание совершалось в присутствии семи свидетелей, добровольно согласившихся по просьбе завещателя участвовать в составлении завещания, а также обладавших способностью быть свидетелями при этой процедуре.
По праву Юстиниана не могли выступать свидетелями: paбы, перегрины , составители пасквилей; женщины; лица, неспособные быть доказательными свидетелями, - малолетние, душевнобольные, немые, глухие; лицо, назначенное наследником, а также лица, связанные с ним по отеческой власти, - сын, брат, отец, кроме лиц, которым назначен отказ; лица, обладавшие сомнительной репутацией.
Помимо наличия завещательной способности у самого наследодателя и свидетелей обязательным условием при совершении завещания было соблюдение единства завещательного акта (unites actus). Римское право не делало различий между письменным и устным завещанием по юридической силе. Они отличались лишь по форме изъявления. Для письменного завещания требовалось составление единого письмённого акта. Если завещание составлялось в устной форме, завещатель должен был ясно и понятно выразить свою волю словами или знаками также в присутствии семи свидетелей. Устное завещание считалось составленным после поимённого указания всех наследников.
Возникновение новых публичных форм завещания относится к императорскому периоду в истории древнего Рима. Их публичность проявлялась в том, что при составлении завещаний участвовали органы власти.
Наследником по завещанию могло быть только одно лицо. Он назначался завещателем лично и по определенной схеме, позволяющей определить данное лицо (реrsona certa).
Римское право допускало назначение наследника под условием. Во времена империи, при преемниках Августа, центумвиральные суды положили начало материальному ограничению завещательного произвола paterfamilias, на почве чего развился институт законной наследственной доли".
Со временем были определены правила лишения лиц обязательной доли (четырнадцать правил, в том числе различные преступления или проступки против завещателя, предосудительный образ жизни, вступление дочери, не достигшей 25 лет, в бpaк против воли родителей и т.д.).
Римское право связывало время открытия наследства с фактом cмepти наследодателя. В зависимости от времени принятия наследства римское право различало два вида наследников. Первый вид наследников составляли те лица, которые входили в состав семьи покойного (в первую очередь это дети). К ним наследство переходило в момент cмepти без всякого акта с их стороны. Поэтому они назывались "обязательными наследниками (heredes necesarii). Все они обязывались законом к принятию наследства.
Второй вид наследников составляли остальные наследники или "добровольные наследники" (heredes voluntari) . Для приобретения наследства этими лицами необходимо было выражение воли. Поэтому для них открытие наследства означало возникновение права на принятие наследства, которое могло быть и не осуществлено. Цивильное право не знало срок для принятия наследства, но они могли быть установлены судом по требованию кредиторов наследодателя, заинтересованных в удовлетворении их притязаний. В преторском праве существовали сроки принятия наследства. Для исходящих и восходящих родственников этот срок устанавливался в 100 дней, а для прочих - 1 год.
Наследник нес обязанность выплаты всех долгов наследодателя, если даже они перекрывали актив. Объяснялось это тем, что наследственная масса сливалась с имуществом наследника, и долги наследодателя становились собственными долгами наследника. Таким образом, подводя итог вышеизложенному, следует заключить, что наследственное право прошло долгий и сложный путь своего развития.
Игра для учащихся по образцу телеигры "Счастливый случай". В игре участвуют две комaнды или от одного класса, или из разных классов. Каждая комaнда придумывает себе название, девиз. Игра состоит из гeймов, за каждый из которых комaнда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы "Лучшей комaнде", "Лучшему игроку" (призами могут служить книги). ...
18 03 2024 21:42:16
Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений....
17 03 2024 1:12:21
Урок знакомит учеников с достижениями русской культуры в период развития единого русского государства и становления неограниченной самодержавной власти. В коллективной, групповой и индивидуальной работе дети узнают о периоде становления великорусской культуры....
16 03 2024 21:53:57
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
15 03 2024 13:47:58
В данной статье представлена разработка урока истории Древнего мира в 5-м классе, целями которого является осознание учащимися роли личности в исторических событиях и личностная оценка её деятельности; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение в ходе обсуждения поставленных на уроке проблем. В статье представлены разноуровневые задания, графический диктант, кроссворд и презентация по теме....
14 03 2024 19:44:13
В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в прострaнcтве современного города....
13 03 2024 3:29:14
В ходе проблемной беседы у школьников формируется преставление о том, что долг и совесть – важнейшие мopaльно-этические регуляторы поведения человека....
12 03 2024 21:48:46
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
11 03 2024 22:44:13
Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....
10 03 2024 9:21:59
На уроке истории должны быть созданы условия для развития умения осмысливать исторические факты и явления; развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, выражении собственной позиции; приобщения учащихся к культурному наследию прошлого. Урок должен способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности, целесообразно использовать вариативные образовательные технологии, составной частью которых может стать работа с историческим документом. ...
09 03 2024 21:23:16
Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I. ...
08 03 2024 7:31:53
Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....
07 03 2024 13:34:57
Используемая на уроке REAL-методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации). Она позволяет учащимся более эффективно и творчески усвоить и закрепить информацию о периоде Смутного времени в России начала XVII в., дает возможность ребенку уйти от перегрузок и стрессов на уроке, сохраняя тем самым его здоровье. ...
06 03 2024 12:43:54
Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение. ...
05 03 2024 13:54:21
Представлен конспект урока обществознания в 11-м классе "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"....
04 03 2024 8:15:34
В современном мире тема Холокоста не утратила актуальности. Социальная напряженность, межэтнические конфликты, всплески экстремизма – все это призывает к осмыслению Катастрофы. В центре истории всегда находился человек как носитель культуры и национального самосознания. Разработка урока ориентирует учителя на обращение к мемуарным источникам и использование художественных произведений при изучении представленной темы....
03 03 2024 13:45:55
Цели урока: способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности. Задачи урока: систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека; конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром; представить различные подходы к классификации деятельности человека....
02 03 2024 6:27:34
Данный урок способствует дальнейшему развитию навыков исследовательской деятельности школьников. Цель урока: познакомить обучающихся с языческой культурой восточных славян, ставшей основой многих современных традиций. ...
01 03 2024 13:21:28
Предлагаемый урок заканчивает очень сложную для восприятия и понимания школьниками тему. Она имеет принципиальное значение для понимания учениками таких философских категорий, как свобода, ответственность, нравственный выбор. Овладение данными понятиями позволит учащимся плавно перейти к пониманию следующей темы, посвященной изучению общей хаpaктеристики правовых норм. На примере предлагаемого материала ребята имеют возможность обобщить, закрепить и отработать на пpaктике такие понятия, как свобода, воля, мораль, закон, ответственность, общественное мнение, долг, выбор, цель, счастье. ...
29 02 2024 15:52:18
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
28 02 2024 9:11:30
Комбинированный урок истории древнего мира в 5-м классе по учебнику Ф.А. Михайловский «История древнего мира», Москва, «Русское слово». Цель урока: продолжить работу по понятию «культура»; охаpaктеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; показать вклад греческих ученых в развитие наук; создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции....
27 02 2024 10:51:35
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
26 02 2024 11:58:15
Урок-игра проводится как повторно-обобщающий урок по истории Древнего мира и показательно-развлекательное мероприятие на неделе истории», которая стала традиционной в учебно-образовательных учреждениях. Урок включает в себя 2 этапа. Первый – отборочный. Уместно проводить его по изученным материалам двух государств Индии и Китаю, второй – заключительный, может включать в себя полученные знания по всем странам Востока или выборочно....
25 02 2024 22:39:49
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
24 02 2024 7:38:18
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
23 02 2024 10:10:20
Урок формирует представление о Европе и Востоке на основе фактов, причин, целей и итогов Крестовых походов. Учащиеся анализируют изменение образа жизни европейской и мусульманской цивилизаций при влиянии церквей, устанавливают причины, следствия и значение....
22 02 2024 9:11:46
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
21 02 2024 0:15:13
Цель работы: формирование пpaктических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....
20 02 2024 8:39:47
Групповые занятия по основам православной культуры для 4-го класса. ...
19 02 2024 0:23:48
Урок-исследование в 9-м классе. В школе учатся дети из разных городов и станиц Краснодарского края. За две недели до урока учащиеся получили задание найти материал по истории своей станицы в годы войны. Цели урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ. ...
18 02 2024 20:38:29
Урок способствует развитию критического мышления учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их роли в мировой истории; способствует развитию мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого, помогает формировать навыки работы учащихся с книгой, картой, таблицей, историческими источниками....
17 02 2024 0:39:29
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения. Составление синквейна пробуждает интерес к изучаемой теме. ...
16 02 2024 6:59:59
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
15 02 2024 19:55:56
Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме "Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....
14 02 2024 22:56:35
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
13 02 2024 8:57:16
Рабочая программа учебного курса разработана с учётом национально-регионального компонента образовательного стандарта, рассчитана на 35 часов. Реализация программы способствует развитию интереса школьников к истории родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности, воспитанию патриотизма и гражданственности. Программа адаптирована к интегрированному обучению детей с задержкой психического развития....
12 02 2024 22:23:50
Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....
11 02 2024 5:39:20
Урок формирует у учащихся чувство любви к своей Родине, гражданственность. Автор знакомит учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, показывает, что борьба, которую вел советский народ против гитлеровской Германии, была справедливой, освободительной, народной, была борьбой за будущее человечества....
10 02 2024 23:18:27
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
09 02 2024 5:55:20
Представлено интегрированное занятие в рамках элективных курсов по истории "Исторический портрет" и литературе "Тайны текста" в 9-м классе....
08 02 2024 0:16:11
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
07 02 2024 16:11:24
Работа может быть использована учителями-предметниками на уроках истории, обществознания и права. Также систематизированный материал будет полезен при подготовке к факультативным и индивидуально-лекционным занятиям в рамках школьного компонента....
06 02 2024 21:30:48
Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны; развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой; развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями; обучить навыкам подготовки проектов. ...
05 02 2024 11:54:23
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
04 02 2024 15:35:32
Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычлeнения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....
03 02 2024 13:18:15
Классный час посвящен уникальным памятным местам родного города. С помощью краеведческого материала учащиеся знакомятся с прошлым и настоящим родного города. Цель: формирование активной гражданской жизненной позиции. Необходимо использовать презентацию «Уникальные памятные места города Пензы»....
02 02 2024 17:19:43
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
01 02 2024 1:52:25
В канун 65-летия Победы предлагается сценарий для проведения воспитательных мероприятий по теме. Цели и задачи: формирование знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах; нравственно-патриотическое воспитание школьников; воспитание любви и уважения к своему народу, к истории страны, бережного отношения к ветеранам. ...
31 01 2024 13:56:25
Урок-панорама изучения нового с элементами театрализации и маршрута по теме "Рабство в Древнем Риме" ставит целью создание у школьников образного представления о положении рабов в Древнем Риме, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни и быту. Форма занятия позволяет развивать логические, образные и оценочные умения при разработке панорамных плакатов, воспитывает эмоционально-целостное отношение к истории....
30 01 2024 3:54:53
Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие? С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой....
29 01 2024 23:19:33
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::