"Хорош Наполеон с его темными глазами…". Образ Наполеона в творчестве А.С. Пушкина
В преддверии празднования 200-летней годовщины Отечественной войны 1812 года, новизна и актуальность выбранной темы урока не вызывает сомнений. Данный урок может быть использован для проведения классного часа, занятий по культурологии, а также на занятиях литературе при изучении творчества А.С. Пушкина, литературы об Отечественной войне 1812 года.
Тип: урок формирования знаний.
Вид: урок-исследование.
Цели:
- познакомить учащихся с лирикой А.С. Пушкина о Наполеоне и Отечественной войне 1812 года;
- проследить формирование исторических взглядов поэта;
- формирование умения анализировать лирические произведения, находить ответы на проблемные вопросы.
- воспитывать интерес к русской литературе и истории.
Продолжительность занятий – 45 минут.
Оборудование: стихотворения А.С. Пушкина, репродукции Жак Луи Давида и В.В. Верещагина.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
– В течение нескольких занятий мы с вами все больше погружаемся в удивительный мир стихов Александра Сергеевича Пушкина – одного из великих гениев русской литературы. Мы познакомились с его биографией, изучили основные мотивы лирики. Сегодня мы рассмотрим отношение поэта к истории на примере его отношения к личности французского императора Наполеона Бонапарта. Поэты часто наделены даром предвидения, по отношению к А.С.Пушкину это верно отметил С. Куняев: “Пушкин – угадчик, толкователь неясного и таинственного гула, сопровождающего исторические сдвиги, выразитель сверхчеловеческих идей, которыми движется история”.
II. Работа в группах
Класс делится на 3 группы, каждая группа читает заданное стихотворение А.С.Пушкина:
1 группа – “Воспоминания в Царском
селе” (1814)
2 группа – “Наполеон” (1821)
3 группа – “Герой” (1830)
Затем письменно каждая группа отвечает на вопросы по своему стихотворению:
Когда было написано стихотворение?
Какое настроение преобладает в произведении?
Как поэт относится к Наполеону, что на это указывает?
Каким представлен Наполеон в произведении?
III. Выступление учащихся
Представитель каждой группы отвечает на заранее поставленные вопросы, доказывает точку зрения своей группы.
Выступление первой группы: стихотворение “Воспоминания в Царском селе” было написано во время обучения А.С. Пушкина в Лицее в 1814 году, когда поэту было 15 лет. В стихотворении преобладают патриотические настроения, гордость за свою страну. А.С. Пушкин относится к Наполеону негативно, как к захватчику, который посягнул на независимость России. Об этом можно судить по строкам:
Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря…
После подведения итогов первой группы ученикам демонстрируются полотна В.В. Верещагина, посвященные Отечественной войне 1812 года (“Наполеон на Бородинских высотах”, “Наполеон в Петровском дворце” и др.), сравнивается изображение Наполеона А.С.Пушкиным и В.В. Верещагиным.
Выступление второй группы – Стихотворение “Наполеон” А.С. Пушкин написал в 1821 году в период южной ссылки. Произведение проникнуто элегическим настроением, в изображении французского императора четко прослеживаются традиции романтической поэзии XIX века. А.С. Пушкин относится к Наполеону с некоторым восторгом. Вождь французов не представлен жалким и униженным, вызывающим у читателя презрение и ненависть. Наоборот, он показан в блеске силы и боевого духа:
Его текла младая кровь.
На нем сияет язва чести.
Венчай, венчай его, любовь!
Достойный был он воин мести.
После подведения итогов второй группы ученикам демонстрируются полотна французского живописца Жака Луи Давида (“Наполеон на перевале Сен-Бернард”, “Наполеон на Святом Бернарде”, “Переход Наполеона через Альпы” и др.), на которых Наполеон изображен златокудрым красавцем.
Выступление третьей группы – В стихотворении “Герой”, написанном в 1830 году, А.С. Пушкин поднимает вопрос о том, кто же на самом деле Наполеон: герой или тиран? Скорее всего, Наполеон является героем для поэта, потому что А.С. Пушкин пишет о нем с восторгом.
IV.
Заполнение таблицы по итогам урокаИзображение Наполеона в разные периоды творчества А.С. Пушкина
Период |
Произведения |
Год написания |
Хаpaктеристика |
Лицейский период |
“Воспоминания в царском Селе” |
1814 |
1.Негативное отношение как к захватчику и завоевателю 2.Хаpaктерны штампы и в изображении Наполеона, заимствованная из европейской литературы: “тиран”, “убийца”, “деспот”, “человек расчета”, “бездушный пpaктик”. |
“Освобождение Европы” |
1814 |
||
“Наполеон на Эльбе” |
1815 |
||
“Возвращение государя императора из Парижа в 1815 году” |
1815 |
||
“Принцу Оранскому” |
1816 |
||
Период Южной ссылки |
“Наполеон” |
1821 |
1.Показана противоречивость личности Наполеона 2. Показан как отвергнутый всеми романтический герой, надежды и мечты которого не оправдались |
“Недвижный страж…” |
1824 |
||
“Зачем ты послан был…” |
1824 |
||
“К морю” |
1824 |
||
Период реалистического творчества (поздний период) |
“Евгений Онегин” |
1823-1830 |
1. Поэт ощутил Наполеона в чем-то своим героем 2.Уподобление героев Наполеону, чтобы лучше раскрыть их образы |
“Герой” |
1830 |
||
“Пиковая дама” |
1831 |
V. Вопросы к учащимся
– Какие черты, на ваш взгляд, хаpaктеризуют личность Наполеона?
/Черты: эгоизм, самолюбие, амбициозность, стремление к власти и мировому господству, воинственность/.
– Каким в вашем воображении представляется французский император?
/Наполеон представляется человеком невысокого роста, плотного телосложения, в серой шинели с треугольной шляпой/
VI. Подведение итогов:
рефлексия, выставление оценок и их комментированиеVII. Домашнее задание
Основываясь на “Воспоминаниях в Царскосельском лицее” и знаний о Наполеоне из курса истории, написать письмо другу и о событиях 1812 года и Наполеоне.
Цель: формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. ...
18 03 2024 10:16:49
Используются компьютерная презентация, мультимедийный учебный рассказ, тесты, чайнворд, учебные диски. Дети вводятся в игровое состояние: объясняется задача, распределяются роли, подготавливаются костюмы, присваиваются латинские имена. Игра снимает ряд психологических проблем. Используется воображаемая ситуация (письмо другу из прошлого) – попытка пpaктически применить знания. Учитель придерживается роли председателя-ведущего, закрепляя итоги игровых моментов. Учащиеся выступают в ролях актеров, зрителей, экспертов. ...
17 03 2024 19:42:10
Успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом. Возможность организации такой деятельности рассматривается на предложенном уроке....
16 03 2024 4:55:45
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
15 03 2024 10:28:23
Урок в 6-м классе "Нашествие с Востока". Интегрированный урок (история + литература) с элементами анализа и сопоставления документов. Данный урок эмоционально насыщен, ибо широко используется чтение стихотворений, фрагментов литературной прозы, элементы театрализации. Ярким дополнением к уроку служат медиаиллюстрации....
14 03 2024 1:21:57
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
13 03 2024 14:58:10
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан России. Проблема отношений между юношами и дeвyшками, любви, создания семьи всё чаще возникает перед молодыми людьми, достигших 15–17 лет. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность (презентация) позволят учащимся ближе познакомиться с российским законодательством, с правами и обязанностями супругов....
12 03 2024 12:49:26
Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....
11 03 2024 21:31:40
Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости....
10 03 2024 23:49:31
Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам. ...
09 03 2024 0:57:11
Урок способствует формированию у учащихся представлений о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века, о сложном внутриполитическом положении России в данный период, а также развитию креативных способностей учащихся....
08 03 2024 0:58:45
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
07 03 2024 16:15:32
Основные задачи урока: познакомить с либеральными взглядами 40-х гг. XIX века; сравнить взгляды западников и славянофилов, используя документы; пересмотреть вечный спор славянофилов и западников; на основе проведенного социологического опроса показать актуальность проблемы «Россия – Запад» в наши дни; подумать по какому пути идти России сегодня....
06 03 2024 5:47:12
Во внеклассной работе заложены большие возможности формирования интереса к предмету "История". Творческая встреча "Под солнцем пламенной Эллады" нацеливает учащихся на углублённое изучение предмета, знание понятий и терминов, дат, имён, развитие умения делать выводы, а также способствует: закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроках истории по теме Древняя Греция; развитию творческих способностей личности, эмоциональному выражению своих чувств, умения видеть прекрасное; проявлению оформительских способностей, а также дружбе и сплоченности коллектива ребят, развитию чувства ответственности за себя и свою комaнду. ...
05 03 2024 5:12:58
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
04 03 2024 10:57:47
Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу "Обществознание". Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....
03 03 2024 13:19:34
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
02 03 2024 5:52:16
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
01 03 2024 11:22:16
Каждая эпоха имеет своих героев и злодеев. Их и прославляют творческие люди: писатели, поэты, художники, композиторы, кинорежиссёры. Обучающимся предлагается повторение темы «Смутное время» сквозь призму произведений искусства и литературы. Игра включает вопросы по следующим разделам: «Смута в литературе и музыке», «Смута в живописи и киноискусстве», «Вооружение и доспехи воинов конца XVI – начала XVII вв.» (оружие порой также является произведением искусства)....
29 02 2024 17:10:39
Урок разработан для 7-го класса и направлен на создание условий для рассмотрения и оценки деятельности Петра I. Данная форма урока позволяет формировать ценностные ориентации и убеждения на основе сравнения положительного и отрицательного результата деятельности Петра I в условиях необходимости модернизации государства. ...
28 02 2024 6:51:46
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
27 02 2024 20:18:52
Урок «Мифы Древней Греции» является заключительным уроком темы «Боги Олимпа». Он тесно связан с предыдущими уроками, на которых учащиеся постепенно знакомятся с греческими богами и героями, и работает на последующие, так как позволит учащимся различать греческих и римских богов....
26 02 2024 15:20:35
Урок помогает сформировать представления о роли Русской Православной Церкви в государственной системе во второй половине XIX века, познакомить с подвижниками веры православной, обратить на роль в общественной жизни монастырей; развивать мышление, умения работать с документом, анализировать, делать выводы; воспитывать милосердие, скромность, доброе отношение к окружающим....
25 02 2024 5:44:41
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
24 02 2024 3:21:34
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
23 02 2024 10:53:28
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
22 02 2024 0:40:56
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
21 02 2024 20:46:14
Общение – это ведущий вид деятельности учащихся, что подтверждается и различными изысканиями психологов. С этой целью на уроке были использованы пpaктические упражнения «Невербальное общение» и «Почему слушание важно». Одной из целей урока является развитие навыка общения и воспитание общей культуры поведения. Рассматриваются виды и формы общения, компоненты и роль....
20 02 2024 9:45:44
Цель проекта: выявить наиболее актуальные для села экологические проблемы....
19 02 2024 3:16:57
Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена, в чем заключается ее универсальность. В свете нынешнего развития общества, когда утеряны идеалы, когда молодые люди мало чем интересуются, а много пьют, используют наркотические средства, эта программа способствует гармоничному развитию молодых людей, физически развитых, интеллектуально грамотных. Программу с удовольствием поддерживают родители, а дети с удовольствием ее осуществляют....
17 02 2024 16:54:49
Данное внеклассное мероприятие своей многогранностью и объемом материала, сочетающего в себе общие сведения о России и краеведческий материал, подводит детей к осознанию своей причастности к судьбе страны, воспитывает гордость за свою родину, любовь к отчизне....
16 02 2024 13:49:51
Статья посвящена развитию речи, формированию коммуникативных умений и навыков. Учитель приводит примеры из собственной пpaктики по организации учебной деятельности над совершенствованием устной и письменной речи учащихся....
15 02 2024 11:16:31
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
14 02 2024 5:52:33
Деловая игра "Политические дебаты" - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания, работающих в 10–11-х классах ОУ и преподавателей НПО. Она содержит рекомендации по проведению деловой игры при изучении темы "Политическая жизнь современной России". Материал разработан с учетом последних политических событий страны. Данный методический прием способствует формированию политической культуры, гражданской активности учащихся, развивает умения аргументированных выступлений по вопросам политики....
13 02 2024 20:43:43
На уроке формируется представление о деятельности человека. Раскрываются основные отличия деятельности человека от животных, развиваются коммуникативные качества и критическое мышление, умение работать в группе, отстаивать свою позицию. Прививаются любовь и творческий подход к труду....
12 02 2024 13:56:50
Интегрированный урок-презентация по истории и литературе в 10-м классе по теме "Путешествие по Петербургу". Использование компьютера позволяет увеличить интенсивность подачи материала, сообщить больше сведений по изученной теме за меньший промежуток времени и представить материал в более наглядной и доходчивой форме. Данная презентация позволяет ученику проверить свои ответы прямо на экране компьютера. ...
11 02 2024 12:26:26
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
10 02 2024 2:45:54
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...
09 02 2024 19:18:51
На уроке изучаются события лета 1942 – зимы 1943 года на Кавказе. Особое внимание уделяется изучению материала регионального компонента. Конкретизируются события 1942 г. в станице Курской. Материалы об оккупации станицы представлены в сообщениях учащихся и в презентации. Урок воспитывает чувство гордости и уважения к станичникам, пережившим фашистскую оккупацию. ...
08 02 2024 0:53:57
Урок предусматривает использование презентации. Учитель рассказывает о наших далеких предках, их занятиях, верованиях, культуре....
07 02 2024 7:18:47
На уроке использована презентация; отрывки из документальных фильмов: Забытая война. Накануне. Первая Мировая. Самоубийство Европы; отрывок из речи В.В.Путина на открытии памятника Героям Первой Мировой войны на Поклонной горе в 2014 г. Студенты вспомнили имена конкретных участников и героев войны и прочувствовали свою причастность к нашей истории....
06 02 2024 13:55:16
Начиная с 8-го класса, абстpaктные обобщения современным учащимся даются с трудом, особенно когда нет конкретного фактического базиса (основы из ключевых исторических дат, связанных между собой событийной канвой). Приведенная презентация создана как самостоятельный учебно-методический комплекс: иллюстрации представляют собой фотографии изучаемого периода и являются полноценным историческим источником, также как включенный в презентацию фрагмент кинохроники....
05 02 2024 21:11:17
Мероприятие используется в работе как знакомство с Ханты-Мансийским автономным округом. В ходе внеклассного мероприятия материал представлен в виде ряда слайдов с текстом и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов....
04 02 2024 3:28:31
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
03 02 2024 15:40:21
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
02 02 2024 1:54:23
Данная работа является совместным проектом учителей истории и МХК по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....
01 02 2024 12:10:50
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
31 01 2024 13:20:27
Данный урок предназначен для 6-го класса, который изучает Историю Древнего мира. Он познакомит учащихся с тем, как происходило объединение Китая, с кем китайцы вели завоевательные войны. Ученикам предстоит выяснить, для чего была построена Великая Китайская стена и как она выглядела....
30 01 2024 14:16:13
Ролевая игра будет интересна школьникам и педагогам, реализующим программы гражданско-правовой направленности. Рассчитана игра на 8-11-х классов. Это успешно апробированная, эффективная технология, позволяющая сформировать актив класса, школы, учреждения дополнительного образования. ...
29 01 2024 13:33:19
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::