СССР в 1953–1964-м годах
Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала (презентационное сопровождение урока «СССР в 1953-1964гг»
Целесообразность использования медиапродукта на занятии: использование электронной презентации, фотография "Надгробный памятник Н.С. Хрущеву», фотографии Н.С. Хрущева и его современников.
Обращение к дополнительным источникам информации, познавательным заданиям делает занятие более содержательным.
Презентационное сопровождение урока составлено таким образом, что организация изучения материала позволяющих вовлечь учащихся в активную работу.
Тип урока – изучение нового материала. Организация изучения нового материала строится на основе разнообразных видов учебной деятельности, позволяющих вовлечь учащихся в активную работу. Использование электронной презентации, литературных данных позволяет усилить эмоциональное восприятие материала. Обращение к дополнительным источникам информации, познавательным заданиям делает занятие более содержательным, способствует развитию познавательных умений: проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать данные, выделять хаpaктерные и существенные черты исторических событий и явлений, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, формировать и формулировать свою оценку личностей и событий истории. Закрепляет навыки работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории.
Тема: «СССР в 1953-1964гг» (2 часа)
Цели урока:
- проанализировать деятельность Н.С. Хрущева на посту руководителя государства и дать оценку роли личности в истории через его политический образ;
- оценить основные направления перемен в политической, социальной и духовной жизни в СССР при Хрущёве;
- способствовать формированию у школьников целостного представления о политическом деятеле, определившем содержание значительного периода отечественной истории;
- систематизировать знания ранее полученные по хрущёвскому периоду отечественной истории;
- способствовать развитию познавательных умений: проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать данные, выделять хаpaктерные и существенные черты исторических событий и явлений, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, формировать и формулировать свою оценку личностей и событий истории.
- закрепление навыков работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории.
Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, экран, памятки для работы с документами.
Оборудование:
- учебник «История России. ХХ век. 1945—2007», §§5—8.
- Документы и материалы, посвящённые жизни и деятельности Н.С. Хрущева;
- hrono.ru. Хронологическая таблица" СССР при Н.С.Хрущёве;
- раздаточный материал: рабочие листы, текстовая информация, документы;
- фотография "Надгробный памятник Н.С. Хрущеву", фотографии Н.С. Хрущева и его современников;
- презентация по теме «СССР в 1953-1964гг» (Приложение 1).
Основополагающий вопрос: Эрнст Неизвестный, создавая надгробный памятник Н.С.Хрущёву, сделал его из белого и чёрного мрамора, сказав: «Я так и не понял, чего в нём больше: белого или чёрного…»
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Прошедшие уроки познакомили вас с таким периодом, который вошел в историю нашей страны ХХ в. как период правления Н.С.Хрущева.
Попытаемся сегодня, опираясь на материал прошедших уроков и самостоятельно проведенную работу, создать цельный образ эпохи; дополнить его политическим портретом непростого, достаточно противоречивого, в чем-то непонятого современниками, а может быть и нами, политического деятеля, каким принято считать Н.С. Хрущева.
Попробуем рассмотреть Н.С. Н.С.Хрущёва в контексте комплексных проблем, которые хаpaктеризуют нашу страну в трудные и величественные времена послевоенного развития.
Можно ли считать Н.С. Хрущева человеком, цеплявшимся за власть или вынужденно боровшимся за нее после cмepти Сталина, или это человек, имевший яркую политическую цель и получивший возможность её реализации? Оказался ли он на своём месте в "нужный момент и в нужное время"? Он творил историю или история творила его?
Исторически он находится рядом с нами. Время его правления в памяти многих ныне живущих и опыт Хрущева– реформатора сохраняет свою актуальность и сегодня.
Что же сделал этот человек для страны и народа? Вовремя увидел угрозу режиму и сумел снять напряжение в системе власти, не позволив потерять ей стабильность? Что руководило им? Стремление избавить страну от жуткого террора и стpaxa, который и ему самому приходилось испытывать? Где истоки решительности Хрущева — умелого царедворца и прагматика? В попытке честно помочь своим соотечественникам или в неумении рационально использовать доставшееся ему сталинское наследство? И почему на могиле Н.С. Хрущёва стоит надгробный памятник, изготовленный человеком, который испытал на себе его резкую критику, памятник особенный, со смыслом?
Мы будем использовать хаpaктерные для той эпохи документы. Задания, взятые из КИМов разных лет, посвящены эпохе 1953-1964гг., они построены таким образом, что в конце урока мы должны дать ответ на вопрос: так чего же было больше в период хрущевской «оттепели»: черного или белого?
2. Решение теста на знание дат, фактического материала, установление причинно-следственных связей (Приложение 2).
3. Работа в группах.
Учащиеся делятся на группы, в соответствии с предложенными к обсуждению темами:
а) борьба за власть;
б) развитие сельского хозяйства;
в) решение социальных проблем;
г) ХХ съезд КПСС.
д) влияние Н.С. Хрущева на духовную жизнь общества;
е) формирование аппарата управления и власти.
1 группа: Какие личные качества Хрущева проявились в преобразованиях и борьбе за власть? Они ему помогали или мешали? Укажите в вашей таблице.
Хрущев "тёмный" |
Хрущёв "светлый" |
Личные и деловые качества: – решительность, инициативность, ... |
Личные и деловые качества: – жёсткость, жестокость, недоверчивость, … |
Образец документа с примерными выводами (Приложение 3).
После обсуждения и заполнения таблицы группа сводит воедино личностные оценки Хрущёва: решительный, сильный, инициативный, умный, хитрый, волевой, прямой, расчётливый, жёсткий, недоверчивый, подозрительный, упрямый, и т.д.;
2 группа: Преобразования периода «оттепели»: развитие сельского хозяйства
Основные мероприятия |
Результаты их проведения |
1. |
1. |
После заполнения таблицы группа совместно обозначает положительные и отрицательные уроки реформирования сельского хозяйства.
3 группа: Преобразования периода «оттепели»: решение социальных проблем.
Дата, мероприятия |
Положительные результаты |
Отрицательные результаты |
|
|
|
4 группа: формирование аппарата управления и власти.
Группа работает со статьей и формулирует выводы.
1. Ф.М. Бурлацкий в книге "Никита Хрущев и его Цветники — красные, черные, белые" отмечал: "Хрущёв как и Сталин, был убежден, что именно государство, централизм, спущенный сверху план, приказ, указание — это и есть... главный стимул развития страны. Он был «государственником» не в меньшей степени, чем Сталин, и несравненно в большей, чем Маркс и Ленин... Три съезда, проведенные при руководящем участии Хрущева, мало отличались от сталинских с точки зрения методов и моделей"
Примерные выводы учеников:
- сторонник планового ведения хозяйства, комaндно-административной системы;
- сталинскую модель управления Н.С.Хрущев в целом сохранил
5 группа: Работает со статьей. ХХ съезд КПСС (Приложение 4)
6 группа: Приведены две из существующих точек зрения на выступление Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС:
- Это был предательский шаг по отношению к истории страны, к И.В. Сталину – руководителю, который имел много заслуг перед народом.
- Это был мужественный поступок, который способствовал преодолению многих последствий культа личности.
Какую оценку вы считаете более убедительной? Аргументируйте свое мнение. Приведите не менее трех положений.
7 группа: Как вы понимаете слова Н. С. Хрущева « В культуре я – сталинист…»
Новые явления, события |
Рецидивы сталинской политики |
Литература |
|
Живопись |
|
Кинематография |
|
Театр |
|
Образование |
|
Научно-технический пргресс |
|
В таблице группа отмечает успешные результаты, так и отрицательны. Отрицательные подчеркивают чертой.
Сводятся воедино положительные и отрицательные последствия реформ Н.С. Хрущева. На черном листе ватмана учащиеся пишут «-»последствия реформ, а на белом «+».
Аргументы «-» точки зрения |
Аргументы «+» точки зрения |
Выступление Н Хрущева раскололо общество на сторонников и противников разоблачения культа личности; – В течение десятилетий Сталин был общепризнанным вождем, под его руководством была выиграна война; – У СССР было много внешних и внутренних врагов, с которыми Сталин успешно расправлялся; – После выступления Хрущева происходит падение авторитета СССР за рубежом: – Выступление Хрущева приводит к расколу в руководстве соцлагеря; – и т.д. |
– Критика Хрущевым культа личности Сталина привела к раскрепощению сознания людей, избавила их от стpaxa; – Были предприняты попытки провести демократические преобразования в обществе и в партии; – Была реабилитирована значительная часть политических заключенных; – Началось проведение политических преобразований, хотя и не очень продуманных, непоследовательных; – Расширились культурные связи с западными странами; – Предоставлена определенная свобода развития культуры в рамках идеологических установок; – и т.д. |
Каковы, на ваш взгляд результаты реформаторской деятельности Н.С. Хрущева?
– десталинизация
– демократизация
– «оттепель»
– повышение уровня жизни
– укрепление позиций в мире
– цель-коммунизм
Необходимо отметить, что при всех положительных результатах были и отрицательные последствия. Часто реформы были не до конца продуманы и не давали ожидаемого результата. Причинами этого являются и волюнтаризм Н.С. Хрущева и то, что наша страна относится к странам II эшелона, не обладающими всеми необходимыми предпосылками для проведения реформ.
14 октября 1964 года Н.С. Хрущев Пленумом ЦК КПСС был освобожден от всех занимаемых постов в связи «с преклонным возрастом и состоянием здоровья».
Каковы, на ваш взгляд, реальные причины отстранения Н.С. Хрущева от власти?
– партаппарат
– госаппарат
– непродуманность реформ
– волюнтаризм
Таким образом, мы проанализировали с вами деятельность Н.С. Хрущева и каждый из вас может дать им свою оценку.
Для лучшего понимания этого времени и деятельности Н.С. Хрущева предлагаю желающим познакомиться со следующими источниками:
– Мемуары Н.С. Хрущева
– Р. Бурлацкий «Вожди и советники»
– Д. Волкогонов «Семь вождей»
– художественный фильм «Серые волки»
Беседа: Давайте вернемся к вопросу нашего урока: Эрнст Неизвестный: «Я так и не понял, чего в нём больше: белого или чёрного…» ? в ходе высказывания определяются следующие объективные и субъективные факторы эпохи:
– трудности послесталинского времени, сопротивление "сталинской гвардии";
– сложная международная обстановка, борьба за социалистический блок, необходимость доказывать миру "кто сильнее".
– в эпоху больших перемен не всегда принимаются однозначно правильные решения;
– формирование Хрущёва и как личности, и как политика, и как хозяйственника происходило при сталинском времени и при Сталине;
– эйфория от временных успехов, скоропалительность и волюнтаризм при приятии важнейших государственных решений;
– преобразования коснулись абсолютного большинства населения;
– страна достигла выдающихся успехов;
– не были решены многие поставленные перед государством задачи;
– другое…
4. Заключительное слово учителя:
Итак, ребята, мы закрепили и систематизировали знания по теме: «СССР в 1953-1964гг.». Наш урок был направлен на целенаправленное формирование системы знаний, на развитие аналитического, логического мышления, применение знаний по данной теме. Фигура Н.С. Хрущева нельзя оценить однозначно, но "Пройдет совсем немного времени и забудется и Манеж, и кукуруза... А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди... И зла к нему никто не будет иметь – ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет". М.И. Ромм
5. Рефлексия: «Мухомор»
Если урок понравился, учащиеся помещают белые кружочки в центр красного круга, если не понравился – помещают кружки дальше от центра круга.
6. Домашнее задание.
По желанию выбирают один из тезисов и дают письменный ответ на него.
Были ли выполнимы лозунги 60-х годов:
“Нынешнее поколение советских людей, будет жить при коммунизме”.
“Догоним и перегоним Америку”.
“Оттепель”, Хрущёв, реформы. Слова синонимы?
Что больше в реформах Хрущёва? Заботы о людях или укрепление личной власти?
Урок завершает изучение темы "Конституция Республики Казахстан". Основными задачами урока являются повторение и закрепление содержания Основного закона, а также воспитание патриотизма, гражданственности, формирование навыков групповой работы. Используются такие формы организации учебной деятельности, как игра, решение познавательных заданий, применение знаний в нестандартной ситуации, выполнение тестов, опережающие задания....
18 03 2024 7:52:43
На примере изучения истории Великой Отечественной войны рассказывается об опыте патриотического воспитания школьников. ...
17 03 2024 9:23:30
Особенность урока ‒ постоянный диалог учителя и учеников, основанный на постановке проблемы и совместный поиск ответов по презентации. Дидактический аппарат будет частично интересен и на уроках в 6-м классе (расселение славян, путь "из варяг в греки", слайд-шоу о язычестве). Основные материалы урока – текст, таблицы, схемы, большое количество иллюстраций, рефлексия-тесты....
16 03 2024 6:58:50
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи. ...
15 03 2024 19:36:24
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
14 03 2024 17:55:15
КВН является заключительным звеном в цепи уроков по теме «Древняя Греция». Целью игры являются: привитие интереса к предмету; углубление и расширение материала по предмету; подведение итогов, обобщение изученного материала; развитие толерантности, состязательности, умения показать свои способности, умения держаться на сцене....
13 03 2024 14:57:38
В статье раскрываются свойства и функции мультимедиа и других ТСО для расширения учебно-воспитательных возможностей урока истории, обобщенные пpaктикующим учителем истории. Представлена методика и приемы использования ТСО на уроках в 5–9-х классах с привлечением мультипликационных и художественных фильмов, презентаций, флэш-анимации, системы компьютерной диагностики. Работа интересна учителям и репетиторам. ...
12 03 2024 10:33:22
Цель: патриотическое воспитание учащихся. Задачи: воспитание уважения к историческому прошлому своего народа; познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью видеоматериалов, музыкальных произведений и поэзии....
11 03 2024 12:57:50
Представленный учебно-тематический план определяет содержание, объем, порядок изучения истории в коррекционной общеобразовательной школе с учетом целей, задач и особенностей контингента обучающихся. В нем определены основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения истории....
10 03 2024 8:24:12
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
09 03 2024 1:58:22
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
08 03 2024 0:20:32
Предлагается сценарий гражданско-патриотической игры как один из примеров патриотического воспитания в игровой форме. В ходе игры у школьников появляется возможность проявить свои способности, продемонстрировать знания, почувствовать себя члeном комaнды....
07 03 2024 16:58:14
Интеpaктивное обучение - один из интереснейших подходов в обучении. Особенность данной методики состоит в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности учеников и учителя. Обучение, направленное на общение, основано на взаимопонимании, взаимодействии. Подлинная готовность детей к совместной деятельности состоит в сосредоточенной, настойчивой и целеустремлённой работе по освоению содержания решения задач на развитие умений и навыков. Ученик получает новые знания в результате взаимодействия с другими учащимися, а теперь уже и в результате использования на уроках информационных технологий. ...
06 03 2024 2:25:35
Цель урока: дать учащимся представление о ходе Курской битвы, разъяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки; разъяснить цели и планы фашистов летом 1943 г., понятие «Курская дуга»; подвести к пониманию, что Курская битва завершила коренной перелом в ходе войны; объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество....
05 03 2024 6:58:17
При интегрированном обучении появляется возможность показать учащимся мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, художественной литературы, искусства, что способствует эмоциональному, эстетическому развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. ...
04 03 2024 12:58:24
Урок дает возможность соприкоснуться с "живой историей", проникнуть в прошлое, принять участие в археологических раскопках. Цель таких "живых" уроков - применение раннее полученных знаний в научно-исследовательской деятельности, подготовка проектов, рефератов....
03 03 2024 21:56:44
В статье рассматривается вопрос об изучении творческого наследия крупнейшего русского историка А.Е. Преснякова в школе, в частности, об использовании его взглядов о Киевской Руси, причинах образования единого Русского государства, о Московском государстве XVI—XVII веков, движении декабристов, даются методические рекомендации. ...
02 03 2024 15:47:44
Игра – одна из эффективных форм проведения урока, позволяющая формировать интерес учащихся к материалу. Данный урок предполагает закрепление изученной темы, поэтому вместо традиционного опроса проводится всем известная телеигра «Поле чудес». Победители игры получают подарки и призы, а также участников можно поощрить хорошими отметками в журнале....
01 03 2024 20:47:15
Представленная работа рассказывает, как повысить эффективность обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся. Целью работы является воспитание любознательного ученика с широким кругозором и конкурентоспособной личности со сформированной системой ценностей, умеющей реализовать себя в мультикультурной среде....
29 02 2024 14:48:21
Урок на примере доблести и мужества армии воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину; направлен на развитие навыков работы с источниками, документами, исторической картой, умений обобщить и систематизировать материал, активно воспринимать информацию. Работа содержит документы и выполнена в виде презентации Microsoft PowerPoint....
28 02 2024 10:11:30
Представлена разработка выступления агитбригады для молодежи 13-18 лет. Необходимо формировать у молодежи активную жизненную позицию, готовность участвовать в общественной политической жизни страны. Очень важным, по нашему мнению, распространять знания в области избирательных прав среди подрастающего поколения самой молодежью, а так же повышать значимость выборов в глазах будущих избирателей. ...
27 02 2024 17:35:29
Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....
26 02 2024 16:24:38
В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной хаpaктеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий ЕГЭ уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....
25 02 2024 14:48:41
Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности как сострадание, уважение к человеческому достоинству – такова основная цель изучения норм международного гуманитарного права....
24 02 2024 22:32:34
Предлагаемый урок является заключительным и обобщающим в блоке "Эпоха Петра I". Форма занятия преследует цель не только систематизировать знания учащихся, но и включить их в поисковую деятельность, дать ребенку возможность проявить себя, сыграв определенную роль. Урок в форме ролевой игры позволяет глубже пережить изучаемые события и ведет к более детальному запоминанию материала. ...
23 02 2024 15:28:52
Данный урок способствует дальнейшему развитию навыков исследовательской деятельности школьников. Цель урока: познакомить обучающихся с языческой культурой восточных славян, ставшей основой многих современных традиций. ...
22 02 2024 2:36:55
Урок проводится в 6-м классе на основе привлечения различных исторических источников. Важнейшим источником по истории славян является летопись, составленная в начале XII века монахом Нестором. Его "Повесть временных лет" содержит сведения о событиях и людях за целых три столетия. На уроке используются византийские, арабские источники, содержащие свидетельства о быте, обычаях, нраве славян. ...
21 02 2024 0:52:29
Для данного урока выбрана живая интеpaктивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов....
20 02 2024 19:52:47
«Братск – город Всесоюзный. И люди тут Всесоюзные. У них мышление масштабнее», - так считал Ю.А.Ножиков, первый губернатор Иркутской области. Доказать это попытались учащиеся лицея на уроке – проекте, на котором на основе разнообразных источников информации о выдающихся людях «Братской земли», их деятельности в образовании и культуре осмысливалась их роль в истории Братска в начале XIX века....
19 02 2024 3:41:26
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
18 02 2024 23:18:28
Игра проводится как обобщающий урок по теме или внеклассное мероприятие. Систематизирует, обобщает и закрепляет знания учащихся; формирует историческое мышление, рассматривает события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, определяет собственное отношение к проблемам прошлого, учит сравнивать, анализировать, оценивать исторические события; воспитывает гордость за свой народ и его историю....
17 02 2024 0:39:45
В статье приведен исторический материал трагических событий предшествующих освобождению г. Старый Крым от немецко-фашистских захватчиков и коротко – самого дня освобождения. Статья посвящена печальным событиям, которые произошли 12 апреля 1944 г. в моем родном городе. А также непосредственно на улице П.Осипенко, на которой находится мой дом и в котором в этот день была расстреляна вся живущая в нем семья....
16 02 2024 1:25:28
Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений....
15 02 2024 15:44:38
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
14 02 2024 4:31:51
Учитель формирует у учащихся понимание значимости политических прав и свобод для гражданина и общества. Продолжает воспитание активной гражданской позиции школьников....
13 02 2024 20:36:11
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся 6-го класса с целью формирования целостного представления об истории и языке римской и средневековой Англии. Урок составлен в игровой форме, что повышает мотивацию учащихся к изучению обоих предметов. Некоторые задания имеют дифференцированный уровень сложности....
12 02 2024 20:20:11
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
11 02 2024 14:36:10
Методическая разработка урока поможет учителям истории и обществознания организовать повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по разделу "Социальная структура общества". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания по закреплению и повторению пройденного материала. Задания "Социальная сказка" и "Составьте статусный портрет героя литературного отрывка" направлены на развитие творческих способностей и ориентированы на применение учащимися имеющихся знаний на пpaктике....
10 02 2024 13:10:17
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
09 02 2024 4:12:14
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
08 02 2024 6:12:41
В мире около двухсот независимых государств, каждое из которых имеет свои государственные символы. Это герб, гимн и флаг. Граждане страны должны их знать и почитать, поскольку они образно выражают историю, ценности и традиции предшествующих поколений. Государственные символы нужны как выражение патриотизма граждан данной страны и ее обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ. ...
07 02 2024 8:15:55
Предлагаю разработку открытого урока в 7-м классе по курсу "История России" на тему "Наука и образование XVIII века". Данная разработка позволяет в течение 40 минут раскрыть наиболее полно обширную тему, которую раньше сложно было уместить в один урок. Поурочное планирование составлено мной лично, без использования чьих-либо авторских методических и дидактических материалов. ...
06 02 2024 10:19:20
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
05 02 2024 17:18:11
Творческая мастерская предполагает работу в группах: индуктор - обмен мнениями внутри группы, социализация - ответы учащихся. Такой вид работы позволяет на основании документов, сообщений, различных мнений, примеров литературных произведений понять, почему было возможно существование тоталитарного режима, политики репрессий и каковы последствия этого периода для нашей страны. ...
04 02 2024 17:42:57
На занятии достигаются следующие цели: определяется хаpaктер, особенности и цели монгольского государства; раскрываются причины успехов завоевательных походов монголо-татар; выясняется историческое значение нашествия монголо-татар; показан героический хаpaктер обороны русских княжеств, значение политической раздробленности как главной причины поражения русских войск....
03 02 2024 0:40:49
Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме “Конституция”, приемы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным. Группы работают с карточками инструкциями, рассматривая статьи о правах и обязанностях и о деятельности высших органов государственной власти. Результаты групповой работы представляются учащимися в составленных ими схемах....
02 02 2024 22:30:34
Элективный курс рассчитан на 16 часов изучения в рамках профильного обучения. Повышает знания по истории; развивает интерес к изучению истории России; помогает в подготовке к экзамену по истории....
01 02 2024 5:47:20
Внеклассное мероприятие для учащихся 8–9-х классов разработано в рамках подготовки к 190-летию движения декабристов. Целями мероприятия являются активизация интереса учащихся к истории Отечества, углубление знаний о движении декабристов, гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Разработка содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, и рассчитана на 45-минутный объём учебного времени....
31 01 2024 18:26:13
Урок является ключевым в изучении событий, происходивших в России в 1917 году. Семинарская форма организации изучения нового материала позволяет рассмотреть различные варианты развития России, что способствует осмыслению учащимися сложности исторического процесса. Урок способствует формированию следующих компетенций учащихся: исследовательской – работа с историческими источниками и дополнительной литературой, коммуникативной – ведение дискуссии, аргументирование своей точки зрения. ...
30 01 2024 19:35:59
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
29 01 2024 23:26:55
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::