Урок обществознания "На выборы идти обязательно!". 9-й класс
Цели урока: образовательная: расширение знаний учащихся о понятиях "выборы", "избирательная система", "правовое государство", "гражданское общество"; воспитательная: формирование четкой гражданской позиции, качеств патриота и гражданина, активного избирателя, формирование коммуникативной компетентности; развивающая: умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения, работать в группе, развитие критического мышления.
Педагогическая технология - дебаты.
Предварительный этап урока.
На данном этапе урока класс делится на две комaнды, придерживающиеся разных позиций на то, стоит ли идти на выборы Государственной Думы в 2011 году. Каждая комaнда анализирует материалы СМИ и федеральные законы, знакомится с основными идеями древних мыслителей о демократии. В каждой комaнде выбираются по три человека, которые непосредственно будут участвовать в дебатах. Избирается жюри.
Основной этап урока
Выступление 1 спикера утверждающей комaнды | Оглашение и аргументация позиции. Мы считаем, что принимать участие в выборах обязательно для каждого гражданина РФ. В защиту своей точки зрения мы готовы привести следующие аргументы: Выборы - один из важнейших инструментов рычагов демократии, выборы обеспечивают такое управление, которое будет удовлетворять интересы большинства, они защищают от захвата власти узкой группой лиц. Участие граждан в выборах свидетельствует о сформированности в стране развитого гражданского общества, правового государства, о высоком уровне гражданственности и ответственности населения страны |
5 минут |
Вопросы от оппонента отрицающей комaнды | Понижает позицию утверждающей
комaнды: Действительно ли выборы обеспечивают победу интересов большинства, если в выборах в Государственную Думу 2007 года участвовало только 59% населения РФ, а явка на выборы в представительные органы субъектов федерации и того ниже? Возможно ли в принципе в нашей стране существование гражданского общества и правового государства, если основными чертами политической культуры россиян является персонифицированное восприятие власти, предрасположенность к конформизму и неверие в представительные органы власти? |
3 минуты |
Выступление первого спикера отрицающей комaнды | I Оглашает позицию комaнды. Наша комaнда считает, что участвовать в выборах в РФ необязательно. Опровергает аргументы первого спикера утверждающей комaнды: Сложно говорить о сформированности в российском обществе сознательного отношения граждан к выборам, если известно, что накануне выборов в Государственную Думу в 2007 году еще за три месяца до голосования только 24 % россиян заявили, что точно придут на выборы. П Приводит аргументы в защиту позиции отрицающей комaнды: Оценка финансовых затрат кандидатов на избирательную кампанию на выборах в последнюю Государственную Думу и на выборах президента показывает, что тот, кто тратит больше денег на предвыборную агитацию, тот и побеждает; Избирательная система России не оставляет избирателю право голосовать "против всех" в случае, если ни один из кандидатов не внушает ему доверия. У избирателей сузилась возможность тем самым выразить свое отношение к кандидатам. |
5 минут |
Вопросы оппонента утверждающей комaнды | Как вы можете объяснить, что при
финансовых затратах на избирательную кампанию
КПРФ ушло приблизительно 234 млн рублей, при этом
КПРФ получила 11, 57% голосов, а на избирательную
кампанию ЛДПР ушло средств почти в три раза
больше, но при этом кандидаты от этой партии
получили лишь 8, 14% голосов? Не кажется ли вам, что гораздо проще поставить в избирательном бюллетене галочку в графе "против всех", чем разобраться в программах каждой партии и найти доводы в пользу какого-либо кандидата? |
3 минуты |
II раунд | ||
Выступление второго спикера от отрицающей комaнды | Опровергает аргументы второго
спикера утверждающей комaнды: Наблюдатели ОБСЕ и парламентской Ассамблеи Совета Европы отметили, что члeны различных властных структур активно использовали административный ресурс в пользу лидирующей партии на выборах в Государственную Думу. Бранде заявил, что распределение рекламного времени в СМИ было неравномерным. По мнению главы миссии, избирательная кампания и процесс выборов явно имели склонность к правящей партии, что недопустимо с точки зрения плюрализма. Усиливает позицию отрицающей стороны: 1) Избирательная система РФ предоставляет избирателю право самостоятельно решать, идти на выборы или нет, отказ не идти на выборы - его политическое право. |
5 минут |
Оппонент от утверждающей комaнды задает вопросы второму спикеру от отрицающей комaнды | Чем бы вы могли объяснить, что только 30
наблюдателей из 150 признали нарушения в
проведении выборов, в то время как большинство
наблюдателей признало условия проведения
выборов сугубо положительными? Не боитесь ли вы, что реализация права избирателя на неучастие в выборах может теоретически привести к тому, что если на выборы придет один кандидат и проголосует сам за себя, то он победит со стопроцентным результатом, и это уничтожит демократию в нашей стране? |
3 минуты |
Выступление оппонента утверждающей комaнды | Представляет финальный контраст игры
с целью усиления утверждающей линии. Выделяет
наиболее важные области столкновения
(существование нарушений в проведении
предвыборных кампаний, низкая явка избирателей
на избирательные участки, стремление к
подчинению как черта политической культуры
России). Проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объясняет, почему приводимые утверждающей комaндой аргументы более убедительны. В современном мире выборы как элемент демократической системы используют все высокоразвитые страны. Люди борются за демократию даже революционным путем. Право российских граждан на формирование высших органов власти уже закреплено в Конституции РФ, достаточно только воспользоваться этим правом. Делает эффектное заключение: В стране, где на протяжении столетий формой правления была неограниченная монархия, где на протяжении 70-ти лет выборы были неальтернативными, народу сложно сразу воспринимать демократические ценности. Ответственность граждан за принятие важнейших решений в стране не возникает одномоментно. Мы только учимся сознательно выбирать и не должны останавливаться на этом пути. |
5 минут |
Выступление оппонента отрицающей комaнды. | Представляет финальный контраст игры
с целью усиления утверждающей линии. Выделяет
наиболее важные области столкновения. Проводит
сравнительный анализ позиций сторон по ключевым
вопросам и объясняет, почему приводимые
утверждающей комaндой аргументы более
убедительны. В условиях несформированности в России гражданского общества и правового государства нет смысла идти на выборы - все равно, победит та партия, которая находится у власти, поскольку она может использовать административный ресурс для оказания влияния на выбор избирателей. Кроме того, сам факт использования административного ресурс для привлечения граждан к участию в выборах показывает, что россияне не готовы нести ответственность за важнейшие решения в стране, что демократия - это чуждый для России режим. Делает эффектное заключение. В стране, в которой население привыкло подчиняться, - бессмысленно ходить на выборы. Большинство населения делает выбор неосознанно, для россиян выборы как демократический институт - явление чуждое. Поэтому, какой бы выбор не сделало сознательное меньшинство, на формирование высших органов власти он не повлияет. |
5 минут |
Заключение: судьи выносят вердикт, формулируют выводы урока.
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными и увлекательными. Поэтому игровая деятельность обучающихся на уроке необходима. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявить себя. Использование игры на уроках истории дает мощный стимул в обучении, так как в игре активируются внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление....
18 03 2024 19:13:42
На уроке учащиеся должны рассмотреть и проанализировать ход военных действий Отечественной войны 1812 года, познакомится с планами обеих сторон и причинами победы России. Урок развивает у учеников навыки самостоятельной работы с материалом, анализа исторических документов, работы с картой, на примере героической обороны русских войск прививает учащимся чувство патриотизма и долга перед страной....
17 03 2024 19:23:37
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
16 03 2024 8:51:54
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
15 03 2024 5:25:27
Интегрированный урок по обществознанию и литературе направлен на формирование первичных знаний учащихся по международному гуманитарному праву, расширение кругозора, воспитание сострадания и милосердия, уважения прав человека. Работа может быть использована в рамках недели истории, обществознания, литературы в школе, как внеклассное мероприятие и на классных часах....
14 03 2024 5:42:23
Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения автором была разработана программа курса "В мире вспомогательных исторических дисциплин", конспекты занятий и дидактические материалы. Занятия ориентированы на пpaктическое применение исторических знаний, формирование различных умений работать с информацией....
13 03 2024 6:53:36
Урок-портрет посвящен московскому князю Даниилу Александровичу (1261-1303 гг.). Путем анализа письменных источников и изображений князя определяется его вклад в становление и развитие Московского государства. Дается образная хаpaктеристика исторической личности, которая содействует воспитанию любви и к малой родине - городу Москве. ...
12 03 2024 6:56:24
Урок дает возможность сделать повторение и обобщение увлекательным приключением, повышающим интерес учащихся к предмету. В уроке использованы разнообразные виды работ (аукцион, рассказ с ошибками, кроссворд, загадки...), что дает возможность максимально активизировать деятельность учащихся. ...
11 03 2024 4:10:36
Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....
10 03 2024 4:11:55
Данное занятие проводится в 9-м классе базового уровня. При подготовке и проведении урока преподаватели двух предметов (обществознания и английского языка) взяли за основу курс обществознания, в рамках которого изучается тема «Права подростка». На рассмотрении данной темы отводится 1 час рабочего времени, поэтому целесообразно конкретизировать изучение данной теме на каком-либо одном праве подростка. В рамках курса английского языка изучается тема «Здоровый образ жизни» (16 часов)....
09 03 2024 8:33:23
Цель урока: способствовать развитию интереса к военной истории России, личности А.В. Суворова. Открытый классный час с викториной и презентацией для параллели 6-х классов....
08 03 2024 10:22:29
Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке. ...
07 03 2024 11:58:35
Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....
06 03 2024 20:20:51
Цель урока: обобщать и систематизировать знания учащихся по теме; развивать внимательность, реакцию, образное и логическое мышление....
05 03 2024 11:57:31
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
04 03 2024 22:25:45
Урок формирует у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, хаpaктере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д’ Арк и какую роль она сыграла в этой войне....
03 03 2024 9:29:53
Программа отражает основные тенденции развития, направления и события внешней политики восточных славян, Киевской и Московской Руси, России и Российской империи. Особое место в программе отводится самостоятельной работе с картами, документами, схемами и таблицами. ...
02 03 2024 13:28:21
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...
01 03 2024 7:13:10
Урок основан на работе с письмами выпускника-афганца Мелешина В.Н., погибшего при выполнении воинского долга в Афганистане. Ход афганской войны рассматривается через судьбы её отдельных участников – выпускников школы. На уроке идет словарная работа, работа в группах, подготовка к сжатому изложению. ...
29 02 2024 21:31:24
Повторение изученного материала в форме исторической игры развивает умение пpaктического использования теоретических знаний. Класс делится на группы: географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь, и показать ее на карте; интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов; искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение; расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки; знатоки – работают с разными заданиями....
28 02 2024 23:48:27
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
27 02 2024 19:27:56
Автор знакомит учащихся с Пугачевым как с исторической личностью, как с литературным персонажем, с внешностью героя, опираясь на исторические хроники, "Капитанскую дочку" А.С. Пушкина, на иллюстрации, на энциклопедические статьи; выявление причин самой крупной крестьянской войны (опора состава участников на исторические документы, на "Историю Пугачёва" А.С. Пушкина)....
26 02 2024 22:40:54
Урок-диалог «Их вечен с вольностью союз…» по теме «Движение декабристов» поможет учащимся глубже увидеть эпоху, людей, личности участников событий 14 декабря 1825 года; попытаться представить, было ли возможным и реальным осуществление в тот момент задуманного заговорщиками. На примере личностей и хаpaктеров декабристов помочь учащимся увидеть такие качества, как благородство, целеустремленность, верность делу, твердость духа, и способствовать стремлению воспитать их в себе....
25 02 2024 1:11:13
Урок истории в 8-м классе по теме «Русская живопись второй половины XIX века» развивает у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре. Учащимся предлагается совершить виртуальную экскурсию по картинной галерее художников-передвижников. Почти каждый ученик класса в ходе урока выступает в роли экскурсовода и посетителя выставки. В течение урока происходит знакомство учащихся с творчеством Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана....
24 02 2024 3:59:26
В данном уроке использованы идеи теории А.В. Хуторского: 1) Принципы дидактической эвристики: - создание ситуации, которая предполагает самоопределение и эвристический поиск учащихся; - принцип образовательного приращения ученика; - принцип образовательной рефлексии, когда учащиеся осознают себя субъектами образования. 2) Структура урока когнитивного типа. 3) Методы эвристического обучения. ...
23 02 2024 8:37:50
Аналитическая статья с целью раскрыть основные тенденции развития семьи, демографической ситуации в РФ и на Южном Урале....
22 02 2024 16:10:46
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
21 02 2024 0:22:19
Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....
20 02 2024 23:46:26
Одной из главных позиций воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного села. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5–11-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края в региональном предмете "Кубановедение"....
19 02 2024 23:22:28
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать учебный процесс интересным и увлекательным. Игры активизируют интеллектуальную деятельность учащихся, вызывают положительные эмоции, помогают детям включить непроизвольное внимание, создают условия для усвоения учениками определенных ценностей и знаний, позволяют наладить сотрудничество между учителем и классом, между самими детьми....
18 02 2024 6:24:57
Данная работа составлена с учётом программ школьного курса истории России с древнейших времён до наших дней. Тесты носят историко-хронологический хаpaктер и могут быть использованы в работе при изучении истории Отечества соответствующей эпохи на основе тематического принципа отбора содержания краеведческого материала. ...
17 02 2024 7:33:58
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
16 02 2024 1:19:52
Урок знакомит студентов с наиболее выдающимися произведениями культуры России XIX века, формирует музыкально-слуховые представления, воспитывает чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм. ...
15 02 2024 7:41:17
Урок знакомит с различными определениями понятия "общество" на основе устойчивых словосочетаний, в которые входит данное слово; раскрывает сущность понятия "общество"; формирует представление об обществе как системе, состоящей из подсистем, то есть сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и социальной), на основе графических моделей раскрывает взаимосвязь сфер общественной жизни; опираясь на знания учащихся о природе и обществе, определяет их взаимосвязь....
14 02 2024 20:29:19
Использование системно-деятельностного подхода в обучении в соответствии с требованиями ФГОС. Использование приобретенных знаний и умений в пpaктической и повседневной деятельности. Ориентация в актуальных общественных событиях, нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей. Формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
13 02 2024 2:39:36
Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....
12 02 2024 11:43:42
Организация современного урока истории предполагает использование педагогических технологий, основанных на разных видах активности учащихся. Примером такого урока является проблемно-лабораторное занятие. В его основе изучение и обсуждение учащимися документального материала, составленного на основе принципа противоречия. ...
11 02 2024 10:46:44
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
10 02 2024 15:52:45
Урок использует ИКТ, предполагает анализ визуальных материалов, включенных в презентацию, и анализ текста исторических источников. Большое внимание уделено анализу судьбы исторических деятелей – Перикла, Фемистокла, Солона....
09 02 2024 7:28:34
Викторина знакомит учащихся с героическими страницами истории России с древних времен до Великой Отечественной войны. Ее можно использовать как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках истории....
08 02 2024 3:43:10
Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....
07 02 2024 13:45:50
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
06 02 2024 10:17:18
Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....
05 02 2024 13:51:49
Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому предмету; охаpaктеризовать причины и значение Великой Победы; воспитать у учащихся чувство гордости за свой народ и свою Родину; подвести учащихся к пониманию закономерностей победы советского народа; формировать умение работать с историческими документами....
04 02 2024 4:56:49
Урок по теме «Власть и общество: сто лет спустя (Россия 1900—1917гг.)» для 11-го класса. Ученики выявляют закономерности развития исторического процесса, сравнивают исторические эпохи, моделируют политическую ситуацию. ...
03 02 2024 5:51:51
Цели: закрепление знаний о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усвоение основополагающих принципов, составляющих суть религиозных представлений древних египтян (культ животных и культ природы; знакомство с древнеегипетским мифом об Осирисе и Исиде; знакомство с древнеегипетской "эннеадой": имена богов, их значение и символика....
02 02 2024 23:20:52
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
01 02 2024 23:48:19
Цели урока: способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности. Задачи урока: систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека; конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром; представить различные подходы к классификации деятельности человека....
31 01 2024 13:56:18
Урок формирует умение анализировать. Автор развивает навыки работы в группе. Систематизируются и контролируются знания учащихся. Урок проходит в три гeйма. С помощью жеребьевки комaнда выбирает вопрос, на который будет отвечать, разрешается обсуждение вопроса в течение двадцати секунд. Вопросы комaндам задаются по очереди. Если комaнда ответила неправильно, то отвечает другая комaнда, которая раньше поднимет руку....
30 01 2024 22:43:20
Урок состоит из познавательной игры, который проводится по семи ступеням. Игра пробуждает интерес к изучению истории с привлечением дополнительной литературы. Задача игры - повторить и закрепить знания учащихся по курсам истории Татарстана. ...
29 01 2024 17:13:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::