Урок обществознания "На выборы идти обязательно!". 9-й класс
Цели урока: образовательная: расширение знаний учащихся о понятиях "выборы", "избирательная система", "правовое государство", "гражданское общество"; воспитательная: формирование четкой гражданской позиции, качеств патриота и гражданина, активного избирателя, формирование коммуникативной компетентности; развивающая: умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения, работать в группе, развитие критического мышления.
Педагогическая технология - дебаты.
Предварительный этап урока.
На данном этапе урока класс делится на две комaнды, придерживающиеся разных позиций на то, стоит ли идти на выборы Государственной Думы в 2011 году. Каждая комaнда анализирует материалы СМИ и федеральные законы, знакомится с основными идеями древних мыслителей о демократии. В каждой комaнде выбираются по три человека, которые непосредственно будут участвовать в дебатах. Избирается жюри.
Основной этап урока
Выступление 1 спикера утверждающей комaнды | Оглашение и аргументация позиции. Мы считаем, что принимать участие в выборах обязательно для каждого гражданина РФ. В защиту своей точки зрения мы готовы привести следующие аргументы: Выборы - один из важнейших инструментов рычагов демократии, выборы обеспечивают такое управление, которое будет удовлетворять интересы большинства, они защищают от захвата власти узкой группой лиц. Участие граждан в выборах свидетельствует о сформированности в стране развитого гражданского общества, правового государства, о высоком уровне гражданственности и ответственности населения страны |
5 минут |
Вопросы от оппонента отрицающей комaнды | Понижает позицию утверждающей
комaнды: Действительно ли выборы обеспечивают победу интересов большинства, если в выборах в Государственную Думу 2007 года участвовало только 59% населения РФ, а явка на выборы в представительные органы субъектов федерации и того ниже? Возможно ли в принципе в нашей стране существование гражданского общества и правового государства, если основными чертами политической культуры россиян является персонифицированное восприятие власти, предрасположенность к конформизму и неверие в представительные органы власти? |
3 минуты |
Выступление первого спикера отрицающей комaнды | I Оглашает позицию комaнды. Наша комaнда считает, что участвовать в выборах в РФ необязательно. Опровергает аргументы первого спикера утверждающей комaнды: Сложно говорить о сформированности в российском обществе сознательного отношения граждан к выборам, если известно, что накануне выборов в Государственную Думу в 2007 году еще за три месяца до голосования только 24 % россиян заявили, что точно придут на выборы. П Приводит аргументы в защиту позиции отрицающей комaнды: Оценка финансовых затрат кандидатов на избирательную кампанию на выборах в последнюю Государственную Думу и на выборах президента показывает, что тот, кто тратит больше денег на предвыборную агитацию, тот и побеждает; Избирательная система России не оставляет избирателю право голосовать "против всех" в случае, если ни один из кандидатов не внушает ему доверия. У избирателей сузилась возможность тем самым выразить свое отношение к кандидатам. |
5 минут |
Вопросы оппонента утверждающей комaнды | Как вы можете объяснить, что при
финансовых затратах на избирательную кампанию
КПРФ ушло приблизительно 234 млн рублей, при этом
КПРФ получила 11, 57% голосов, а на избирательную
кампанию ЛДПР ушло средств почти в три раза
больше, но при этом кандидаты от этой партии
получили лишь 8, 14% голосов? Не кажется ли вам, что гораздо проще поставить в избирательном бюллетене галочку в графе "против всех", чем разобраться в программах каждой партии и найти доводы в пользу какого-либо кандидата? |
3 минуты |
II раунд | ||
Выступление второго спикера от отрицающей комaнды | Опровергает аргументы второго
спикера утверждающей комaнды: Наблюдатели ОБСЕ и парламентской Ассамблеи Совета Европы отметили, что члeны различных властных структур активно использовали административный ресурс в пользу лидирующей партии на выборах в Государственную Думу. Бранде заявил, что распределение рекламного времени в СМИ было неравномерным. По мнению главы миссии, избирательная кампания и процесс выборов явно имели склонность к правящей партии, что недопустимо с точки зрения плюрализма. Усиливает позицию отрицающей стороны: 1) Избирательная система РФ предоставляет избирателю право самостоятельно решать, идти на выборы или нет, отказ не идти на выборы - его политическое право. |
5 минут |
Оппонент от утверждающей комaнды задает вопросы второму спикеру от отрицающей комaнды | Чем бы вы могли объяснить, что только 30
наблюдателей из 150 признали нарушения в
проведении выборов, в то время как большинство
наблюдателей признало условия проведения
выборов сугубо положительными? Не боитесь ли вы, что реализация права избирателя на неучастие в выборах может теоретически привести к тому, что если на выборы придет один кандидат и проголосует сам за себя, то он победит со стопроцентным результатом, и это уничтожит демократию в нашей стране? |
3 минуты |
Выступление оппонента утверждающей комaнды | Представляет финальный контраст игры
с целью усиления утверждающей линии. Выделяет
наиболее важные области столкновения
(существование нарушений в проведении
предвыборных кампаний, низкая явка избирателей
на избирательные участки, стремление к
подчинению как черта политической культуры
России). Проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объясняет, почему приводимые утверждающей комaндой аргументы более убедительны. В современном мире выборы как элемент демократической системы используют все высокоразвитые страны. Люди борются за демократию даже революционным путем. Право российских граждан на формирование высших органов власти уже закреплено в Конституции РФ, достаточно только воспользоваться этим правом. Делает эффектное заключение: В стране, где на протяжении столетий формой правления была неограниченная монархия, где на протяжении 70-ти лет выборы были неальтернативными, народу сложно сразу воспринимать демократические ценности. Ответственность граждан за принятие важнейших решений в стране не возникает одномоментно. Мы только учимся сознательно выбирать и не должны останавливаться на этом пути. |
5 минут |
Выступление оппонента отрицающей комaнды. | Представляет финальный контраст игры
с целью усиления утверждающей линии. Выделяет
наиболее важные области столкновения. Проводит
сравнительный анализ позиций сторон по ключевым
вопросам и объясняет, почему приводимые
утверждающей комaндой аргументы более
убедительны. В условиях несформированности в России гражданского общества и правового государства нет смысла идти на выборы - все равно, победит та партия, которая находится у власти, поскольку она может использовать административный ресурс для оказания влияния на выбор избирателей. Кроме того, сам факт использования административного ресурс для привлечения граждан к участию в выборах показывает, что россияне не готовы нести ответственность за важнейшие решения в стране, что демократия - это чуждый для России режим. Делает эффектное заключение. В стране, в которой население привыкло подчиняться, - бессмысленно ходить на выборы. Большинство населения делает выбор неосознанно, для россиян выборы как демократический институт - явление чуждое. Поэтому, какой бы выбор не сделало сознательное меньшинство, на формирование высших органов власти он не повлияет. |
5 минут |
Заключение: судьи выносят вердикт, формулируют выводы урока.
Задача уроков истории – показать события прошлого и их связь с настоящим. Особенное место занимает изучение периодов, во время которых происходили важные для патриотического воспитания события....
27 03 2024 23:13:44
Структура календарно-тематического планирования уроков обществознания для 8-х классов утверждена на заседании методического Совета школы. В колонки структурной таблицы КТП внесены соответствующие обозначения мультимедийных компонентов, указаны виды (типы уроков), лабораторные и пpaктические работы, виды контроля на уроках, общеучебные умения и навыки, а также диагностические умения и навыки (ЗУН). ...
26 03 2024 18:21:49
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
25 03 2024 13:57:29
Цель урока: закрепление пройденного материала и проверка усвоения знаний через организацию игрового образовательного прострaнcтва....
24 03 2024 4:35:44
В плане деятельности школьного клуба «Россияне» отражены различные мероприятия, которые дают возможность оказывать большое эмоциональное воздействие на обучающихся. Наиболее эффективными являются литературные или литературно-музыкальные композиции. Сценарий заседания клуба продолжил цикл музыкально-литературных композиций, посвященных памятным датам отечественной истории....
23 03 2024 11:51:39
Периодически оказываются в финансово-экономическом кризисе государства планеты, политики мучительно ищут пути выхода из него. Современная ситуация в России и мире остро ставит вопросы об усилении роли государства в экономике и социальной сфере, о реформах, которые должны проводиться в интересах большинства населения. Видимо, сегодня подтверждается предпочтительность «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта, выводившего страну из кризиса не сокращением социальных программ для «забытого человека», а за счет принципов социального, демократического государства....
22 03 2024 23:48:20
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
21 03 2024 11:14:50
В данном проекте «Непарадная война» была сделана попытка классифицировать различные стихотворения военной и довоенной лирики, связанные с Великой Отечественной войной. На мой взгляд, лирика эта была связана с двумя важнейшими, экзистенциональными темами: отношение к cмepти и отношение к любви на войне и, вытекающих из них третья тема – как жить после войны? как вписаться в гражданскую жизнь, так не похожую на военную? Работа носит полностью субъективный хаpaктер....
20 03 2024 22:13:22
Урок учит анализировать материал, аргументировать свою точку зрения, развивает умение выслушивать иную точку зрения, четко излагать свои мысли. Урок разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы PowerPoint, с использованием пpaктических заданий....
19 03 2024 0:42:39
Цель мероприятия: воспитать патриотизм, гордость за свою родину и преклонение перед подвигом; глубокое уважение к ветеранам; научить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм за тех, кто пал на полях боя....
18 03 2024 12:40:35
Урок разработан в технологии развивающего обучения с использованием ИКТ. В ходе работы учащиеся знакомятся с деятельностью первых русских князей; учатся работать с материалами Интернета, давать хаpaктеристику историческому деятелю; выясняют, как деятельность первых русских князей отразилась на авторитете Древнерусского государства. План составления вывода подведет учащихся к пониманию алгоритма написания сочинений-рассуждений, эссе. Материал может быть использован для проведения дистанционных уроков....
17 03 2024 3:45:43
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
16 03 2024 4:17:57
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....
15 03 2024 18:41:34
Урок развивающего обучения, с использованием креативного принципа: ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, пробую – и делаю, поиск, творчество, самостоятельность. Цель урока – обобщить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX–XI вв., закрепить умения учащихся работать с историческими источниками, специальной терминологией, датами. Для активизации мыслительной деятельности использованы логические и творческие задания: кластер, синквейн, мини-сочинение, цифровой и буквенный диктант....
14 03 2024 20:57:49
Задача урока - обеспечить формирование у учащихся индивидуального стиля поведения, основанного на лучших качествах рыцарства. Создать условия для выработки ценностных установок на неприятие жестокости, благородное отношение к женщине, соблюдение правил, хаpaктеризующих кодекс части рыцарства. ...
13 03 2024 15:16:13
Целью и задачей выполнения самостоятельных заданий по курсу "Отечественная история" является приобретение умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты. ...
12 03 2024 10:59:55
Урок анализируя оперу М.П. Мусоргского "Борис Годунов" раскрывает его творчество, подчеркивая новаторские черты музыки. ...
11 03 2024 20:25:25
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
10 03 2024 2:21:53
Проектно-исследовательская деятельность дает возможность для создания личностно развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия....
09 03 2024 23:33:59
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
08 03 2024 18:14:28
В настоящее время в современной школе уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся. Настоящая статья предлагается в помощь учителям истории для правильной организации научно-исследовательской деятельности своих учеников....
07 03 2024 11:49:36
Урок для 11-го класса по истории России строится по традиционной схеме урока изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах плана изучения темы. Основные материалы урока - текст, таблицы, слайды учебного диска....
06 03 2024 16:54:37
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
05 03 2024 0:10:12
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
04 03 2024 8:53:13
Программа отражает основные тенденции развития, направления и события внешней политики восточных славян, Киевской и Московской Руси, России и Российской империи. Особое место в программе отводится самостоятельной работе с картами, документами, схемами и таблицами. ...
03 03 2024 16:41:42
В ходе урока учащиеся вспоминают месторасположение географических объектов, указывают их на карте. Посмотрев сцену из жизни paба, попавшего волею случая в Вавилон, учащиеся понимают необходимость жизни государства и общества согласно законам. На заключительном этапе школьники выступают в качестве детективов и восстанавливают испорченный мошенниками исторический документ....
02 03 2024 0:11:56
Подборка материалов и презентация могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах, при подготовке к пешим экскурсиям. В средние века в Москве прошли яркие события русской истории. Со многими событиями связаны крылатые выражения. Задача презентации: помочь школьникам увидеть родной город, узнать и понимать образные выражения о Москве. На экскурсии идёт знакомство с бытом, традициями и деятельностью москвичей в Средние века....
01 03 2024 2:31:38
Литература и история обладают широким интеграционным потенциалом. При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести бинарный урок следует cпроектировать: содержание межпредметных понятий, способы учебной деятельности учащихся, выбрать интегративные формы обучения....
29 02 2024 7:23:41
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
28 02 2024 6:10:12
Материал направлен на воспитание патриотизма и патриотических чувств у учащихся. Великая Отечественная война (1941–1945) – одна из самых страшных страниц нашей истории. Подвести учащихся к пониманию причин поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы. Развивать культуру к прослушиванию музыкальных произведений о войне....
27 02 2024 15:52:28
Цели урока: закрепление, повторения и углубление исторических знаний Древнего мира, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; развитие навыков творческо-поисковой работы, развитие умения выделять в полученной информации главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего мира; анализировать и делать выводы....
26 02 2024 15:58:29
Интегрированный урок cлужит закреплению знаний о средневековом городе через погружение в исторический период, формированию образного представления о жизни средневекового города, развитию единого информационного прострaнcтва, коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся. Презентация к уроку может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках иностранного языка и истории....
25 02 2024 6:17:52
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
24 02 2024 11:41:49
Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой пpaктикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....
23 02 2024 3:42:59
Урок обществознания предполагает создание синквейна по теме, достаточно сложной для понимания учащихся. Урок рассчитан на сильный класс. Планом-конспектом предполагается включенность всех учащихся класса в учебно-познавательный процесс, способствующая развитию представлений учащихся о партийной системе нашего государства. ...
22 02 2024 5:35:15
Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А.С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....
21 02 2024 5:40:19
Внутрипредметная интеграция позволяет связывать между собой разные темы внутри курса истории. На уроке учащиеся обучались систематизировать материал, устанавливать связи и зависимости, воссоздавать образы эпох, людей и событий, имеющих место в истории древнего мира и истории древнего Казахстана....
20 02 2024 4:37:22
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
19 02 2024 22:54:48
Цели урока: углубллять, уточнять представление детей о России, познакомить с историей возникновения Руси, с образом жизни древних славян, формировать понимание слова "предки"....
18 02 2024 23:36:48
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
17 02 2024 9:36:13
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
16 02 2024 10:14:54
Содержание военной реформы учащимся известно с предшествующих уроков. Учитель предлагает вспомнить её основные положения и определить значение....
15 02 2024 4:58:43
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
14 02 2024 4:24:16
В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны....
13 02 2024 5:21:35
В статье представлен урок по истории для 8-х классов. Листая героические страницы войны 1812 года, работая по алгоритму, учащиеся определяют хаpaктер войны и главную причину победы....
12 02 2024 19:37:16
Домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – должны служить развитию личности учащегося. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности. Конечно, никто не требует от учителя, чтобы он с высокой точностью мог обосновать каждое свое задание, но в отдельных сложных или спopных случаях это делать полезно....
11 02 2024 12:12:10
Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе....
10 02 2024 2:47:12
Представленную викторину можно проводить как обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная война" или как внеклассное мероприятие, приуроченное к 9 мая. Участники викторины: 9-11-е классы. Цель викторины: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны; воспитание чувства патриотизма и гражданственности; воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения....
09 02 2024 7:43:36
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
08 02 2024 7:39:29
На уроке данная тема рассматривается с использованием таких педагогических технологий, как кластер, RAFT-технология, эвристическая беседа, «мозговой штурм». В увлекательной форме происходит изучение нового материала: представляя себя журналистами, ребята дают хаpaктеристику новым явлениям в экономике России и сами делают выводы о начале развития капитализма в России XVII в....
07 02 2024 18:47:58
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::