Правовое воспитание школьников (на примере судейской профессии)
Мы решили встретиться с представителями одной из ветвей государственной власти. Что бы там ни говорили о судейской работе, она очень тяжёлая, нервная, очень ответственная, здесь требуется невероятная выдержка.
После небольшого вступительного слова мы показали презентацию “Органы судебной власти Российской Федерации”, а затем представили гостей. Ими оказались Репецкий Егор Николаевич - председатель Парабельского районного суда и Струк Павел Николаевич- судья Парабельского районного суда.
Такое бывает нечасто - вошедших в класс судей школьники встретили бурными аплодисментами. Доверие к суду - это доверие к закону и одновременно признак высокой правовой культуры общества. В классе не было ни одного свободного места.
Как оказалось, профессия судьи, с одной стороны - всем известная, популярная, но с другой стороны - очень закрытая.
Конечно, претензий к судам у людей достаточно много, и мы знаем по опросам, что доверяют им только чуть больше 30 процентов. Но, как заметил П.Н.Струк, “суды в России начинают обретать самостоятельность и статистика говорит о динамике, о возрастании количества исков, которые подаются в суды”. Он также объяснил, почему люди боятся приходить в суд и высказал собственные предположения, что можно было бы сегодня сделать в конкретной плоскости для повышения авторитета судебной системы у населения.
П.Н.Струк
Представителей правоохранительных органов мы приглашаем регулярно. Уже были у нас в гостях уполномоченный по правам человека, прокурор, начальник полиции. На наших занятиях школьникинепассивныеслушатели, а активные участники.Они не робеют перед гостями, и задают им много вопросов.
И вот, наконец, мы встречаемся с судьями. В самом начале встречи прозвучали стандартные вопросы “как вы пришли в судейскую профессию?”, “почему вы выбрали её?”, “вы внутренне гордитесь своей профессией, тем, что вы сейчас судьи?”, и ещё: “что значит для вас ваша должность?”.
Как мы выяснили, исполнять обязанности судьи могут согласно закона “О статусе судей в РФ”, лица, имеющие гражданство РФ (моногражданство), высшее юридическое образование, не моложе 25 лет (судья среднего звена - 30 лет, судья Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда - 35 лет, судья Конституционного Суда РФ - 40 лет), и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (судья среднего звена - 7 лет, судья Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда - 10 лет, судья Конституционного Суда РФ - 15 лет). Предельный возраст работы судьи - 70 лет. Среди требований, предъявляемых к кандидатам в судьи, естьи такие: он должен быть не признанным судом недееспособным, не состоящим на учёте в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, не иметь хронических и затяжных психических расстройств.
Учащаяся 10 класса Самсонова Яна подготовила информацию о том, как судьи участвуют в конкурсе на судейскую должность и сдают квалификационные экзамены.
На реплику ведущего о том, что “вы сидите так высоко, что вот, ну Бог и вы”, судья П.Н.Струк заметил: “ну, не рядом с Богом, конечно, но должность судьи - это, по сути, вершинаюридической карьеры”.
Учащаяся 11 класса Мария Худякова спросила: “Дело делу рознь. Среди них, наверное, есть пpaктически очевидные - по квалификации, юридической доказанности, и тогда судье сомневаться не приходится. А вот когда вы определяете меры наказания по уголовным делам, как тут не колeбaться? Удел судьи - постоянно колeбaться? Испытываете ли вы каждый раз терзания и муки?”.
Интересовалась Мария и нравственным содержанием приговора: “Известно, что у всех своя правда. И разобраться в ней не всегда просто. Вы, конечно, уже опытные мужчины и всё же. Ведь от ошибок никто не застрахован. Время поджимает. Может быть, вы не успеваете продумать то или иное решение. Бывает так, что сомнения остаются и после вынесения приговора: виновен, а может быть - невиновен?”.
О нравственных началах в осуществлении правосудия размышлял Егор Николаевич Репецкий. Он особо подчеркнул, что “важнейшее требование к деятельности судебной власти - справедливость”.
Е.Н.Репецкий (на втором плане -учитель школы В.Н.Галимов)
Во многих странах судьи носят в знак своей должности мантию (чёрную или красную). В Великобритании и многих её бывших колониях знаком судьи является также парик. Ношение мантий и париков (которые нивелируют индивидуальность судей) диктуется необходимостью подчеркнуть тот факт, что решения судей исходят не из личных пристрастий, симпатий или антипатий, а из закона. Бывшему прокурору района Егору Николаевичу Репецкому мы задали вопрос: “вам ближе к телу была форма прокурорского работника или теперешняя судейская мантия”?
Активно участвовали в диалоге Егор Перемитин, Сергeй Гришанин, Кристина Репецкая, Лера Дорохова, Ксения Коновалова, Настя Ярускина.
Учащийся 11 класса Егор Перемитин
Учащаяся 9 “а” класса Кристина Репецкая (в пятнистой одежде)
Учащийся 11 класса Сергeй Гришанин
Учащимся было предложено представить себя в статусе судьи или присяжного заседателя, а затем принять участие в голосовании.
Вопрос для голосования был предложен следующий: “Готовы ли вы принять такое важное решение для какого-то человека - виновен он или нет”?
Да, готов взять на себя ответственность - сказать “виновен” человек или “невиновен”.
Нет, не готов, так как это слишком большая ответственность - принимать такое важное решение.
Подавляющее большинство присутствующих проголосовали за то, что они пока не готовы принять на себя такую ответственность. Так что в нашей школе не из кого “выбирать присяжных”, зато приятно знать, что у нас много учащихся, понимающих насколько это ответственная штука - выносить приговор или вердикт.
В целом школьники встретили работников суда “на ура”. Конечно, не обо всём мы смогли расспросить наших гостей, но многое узнали. Например, то, что получать юридическое образование нужно в престижном вузе с хорошими образовательными традициями (конкурс в этих вузах несколько человек на место). Узнали мы и о том, что у судей есть своя присяга и Кодекс судейской этики (утверждённый Всероссийским съездом судей).
Ведущий встречи перечислил качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности “судьи”. Перечень был таким исчерпывающим, что судьям просто нечего было добавить в него. И так всё сказано. В числе других качеств, например, и такое - “иметь большой объём долговременной памяти”.
Павел Николаевич Струк, думая, чем бы ещё дополнить перечень качеств судьи, даже пошутил: “повторите ещё раз, с долговременной памятью у нас всё в порядке, а вот с кратковременной - нет”. Приглашённые нами судьи, как мы убедились, оказались людьми с хорошим чувством юмора.
В перечень хаpaктерных черт судьи вошли следующие: знание в совершенстве юриспруденции, общая эрудиция, логическое и интуитивное мышление, коммуникативные способности, умение разбираться в людях, умение концентрироваться, быть готовым к нестандартным ситуациям, быть хладнокровным и внимательным к мелочам, обладать интуицией, не бояться брать на себя ответственность, обладать культурой поведения, уметь принимать решения в самых разных ситуациях, иметь совесть. Судья должен уметь контролировать себя в процессе, находить необходимые слова и направлять в нужное русло “энергию” участников процесса.Судья обязательно должен обладатьвежливостью, тактичностью, выдержкой и сдержанностью в эмоциях.
Смех в классе вызвал следующий слайд.
Судья П.Н.Струк считает “подобное поведение для судьи недопустимым”.
Правосудие - элемент, без которого не существует здорового государства. Российская судебная система - достаточно молодой институт. Как говорят правоведы, судебная власть в России появилась в 91-ом году, до этого была судебная функция. Суд - это критическая точка. На неё замыкается всё, что угодно. И повседневная жизнь граждан, и та же коррупция и прочее. Без нормального функционирования судебной власти в стране невозможен никакой позитивный сдвиг. Потребность в профессии судьи существует постоянно, ведь любой возникший гражданский или административный конфликт требует разрешения. Поэтому значимость и ответственность работы судьи сложно переоценить. Требования и распоряжения судей обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, юридических и физических лиц.
Задали мы гостям и самый “золотой” вопрос. “Говорят, что судьи получают бешеные деньги.Правильно, конечно, сказать - приличные деньги.Должность судьи стала весьма привлекательной в материальном отношении. Это такое хлебное место. Вы довольны своей зарплатой”?
Выяснилось, что у судей есть оклад, плюс надбавки на стаж, класс, нагрузку, и так далее, размах здесь такой: от 44-х до 240 тысяч рублей. При выходе в отставку их содержание составляет 80% заработка. Судья, который достиг возраста 60 лет, женщины – 55, и при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, а судейской - 10, уйдя в отставку, получает ежемecячное пожизненное содержание в полном размере. Ну, вот такая плата за власть, скажем так.
Руководитель электива привёл данные о том, что средняя зарплата судей в Германии - 400 тысяч евро в год. После таких цифр зарплата наших судей не огромная, но хорошая. Это связано с тем, что судьи не имеют права совмещать свою работу с какой-либо ещё оплачиваемой деятельностью (кроме научной, преподавательской).
Приведём другие вопросы, которые мы задали нашим гостям.
- Кем вы мечтали стать в детстве?
- Владимир Путин на днях, отвечая на вопрос о Михаиле Ходорковском, подтвердил крылатую фразу из фильма “Кавказская пленница” о том, что “суд, он у нас, как известно, один из самых гуманных в мире”. Это действительно так?
- Где вы учились?
- Исполнять обязанности судьи могут, как мы выяснили, граждане, достигшие 25 лет. Ваше мнение: 25 лет - это возраст вполне достаточный для судьи или явно недостаточный, поскольку для вершителя судеб требуется хорошее знание жизни, житейский опыт, мудрость?
- Расскажите о примерном рабочем графике судьи.
- Какая загруженность у судьи в среднем? Сколько примерно гражданских, уголовных и административных дел в год вы рассматриваете?
- У судей очень большая нагрузка.Постоянная необходимость отслеживать изменения в нормативных актах, работа с документами приводит не только к психологической нагрузке, но и физической усталости. Разве не так? Поэтому, наверное, не всегда удаётся отдохнуть даже в выходные. Как в этом году провели свой отпуск?
- В вопросах наказания вы себя относите к радикалам или либералам?
- Судьи назначаются Президентом Российской Федерации. Ну, и, значит, получается, что если будешь плохо себя вести, то тебя просто в следующий раз не назначат. Указом Президента также снимут. Ну, вот она и независимость суда. С Президентом нужно иметь соответствующие отношения или с кем?
- Вам по роду деятельности нужно вникать в серьёзные уголовные дела, в разные страшные истории. Долго потом отходите?
- Насколько это вообще опасно - быть судьёй?Сталкиваетесь ли вы с угрозами в своей работе?Защищены ли члeны ваших семей?
- По статистике в судебной системе кого больше: представителей слабого или сильного пола? Мужчины или женщины здесь воспринимаются “на ура”?
- Мужчина - судья может полностью посвятить себя работе, а женщине надо гораздо больше внимания уделять дому и семье, поэтому на них ложится двойная нагрузка.Наверное, из-за этого у многих женщин - судей не складывается личная жизнь?
- Невозможно представить ситуацию, когда на суд
нет совсем никакого давления. Это надо, чтобы
судья жил в безвоздушном прострaнcтве, не читал
газет, не смотрел телевидение, не выглядывал в
окно. Это же невозможно. Судья - человек.
Расскажите про давление на судью. Вам с этим приходится сталкиваться? - Ваша работа протекает в условиях повышенного нервно-психического напряжения, в производстве находится одновременно большое число дел. Присутствующие на суде периодически скандалят, чего-то требуют.Вам приходится контактировать со многими людьми, не всегда доброжелательно настроенными в отношении происходящего. Бывает, что вы злитесь, раздражаетесь? Что Вы делаете со своей злостью?
- Главная задача судьи - вынесение приговора. Принять окончательное решение судья должен самостоятельно, без советов и подсказок. Выслушав все заинтересованные стороны, он удаляется в совещательную комнату. Это тот самый “суд удаляется на совещание”. Кстати, с кем же вы совещаетесь, особенно если судья в зале один?
- Сколько часов продолжается ваш рабочий день? Захлопнув, допустим, в 18.00 обложку судебного дела, вы можете сразу принять решение? Как долго вы созреваете в своём решении? Случается в вашей работе, что вы заранее приняли решение и просто “гоните” процесс?
- Доступны ли для обзора общественности будут ваши декларации доходов с 1 июля 2010 года? Будут ли они вывешиваться на сайтах?
- В суде можно фотографировать? Или вам фотовспышки ни к чему? Хотя у нас люди фотовспышки и в театре используют, и в церковь норовят с фотоаппаратами пойти. В суде есть запреты на этот счёт, если заседание не закрытое?
- У нас в судах до сих пор преобладает обвинительный уклон, когда оправдательных приговоров всего 2%. Если это так, то разве это не пережиток сталинизма? Наблюдается ли у нас в последнее время оправдательная тенденция или всё так и осталось, как было, извините, в 37 году?
- Есть мнение, что в России существует только Страсбургский суд, другим судам никто не верит. Почему в прошлом году мы вышли на первое место по количеству обращений в Страсбург?
- Судьи несменяемы и неприкосновенны. Пока они находятся при исполнении, в их отношении не может быть возбуждено уголовное преследование (за исключением небольшого числа случаев, опять же чётко указанных в законах). Правда, во многих странах судьи назначаются на пожизненный срок (обычно - до определённого возрастного предела) с целью устранения политического или психологического давления на них со стороны исполнительной власти или избирателей. У нас каждый раз срок продлевается при надлежащем исполнении своих обязанностей. У судьи контpaкт на 3 и 6 лет, а по выслуге 20 лет судья может быть пожизненным судьёй. Вы бы хотели, чтобы вас назначили на пожизненный срок?
- Поговорим о подводных камнях вашей профессии. Они есть?
- Допустим ситуацию, что у судьи, который тоже человек, как и все остальные, у него юбилей. Приглашено много гостей. Гости пришли с подарками. От кого нельзя принимать подарки? Что, подарки по акту в суд передавать?А если какие-нибудь друзья детства решили сделать подарок судье, который больше 5 000 рублей будет, тогда как? А если им родственники подарили? Родственникам можно дарить?
- Если вы при начале судебного заседания узнаете в ответчике своего одноклассника, то заявите самоотвод, передадите дело другому судье? Или, узнав об этом ещё в порядке досудебной подготовки, откажетесь от дела?
- Ваше отношение к cмepтной казни?
- Преступления по мотивам национальной ненависти и вражды в большинстве своём совершаются несовершеннолетними людьми. Но молодые люди ещё не достигли, может быть, зрелости в суждениях, у них ещё неустоявшиеся взгляды на жизнь. При доказанности вины наказание до десяти лет лишения свободы за совершение убийств на национальной почве не кажется ли вам слишком большим наказанием?
- Понятно, что судьи являются правоприменителями, и они не могут ставить под сомнение законы. Судьи лишь исполняют законы, которые приняты законодателями, какими бы они ни были. Бывает, что внутренне вы не согласны с законами?
- Вот, иногда нам говорят, что учитывается чистосердечное раскаяние. Можно сразу себе представить, как по щетинистому толстому лицу человек размазывает слёзы, и это чистосердечное раскаяние. На самом деле вопрос-то вполне серьёзный. Судья берёт на себя ответственность, в том числе и эту. Учитывать или не учитывать? “Чистосердечное” или “грязносердечное” раскаяние? Как это вы для себя определяете?
- Согласно данным судебной статистики какие преступления являются среди несовершеннолетних самыми распространёнными?
- Ваше отношение к ювенальной юстиции?
- Законность и справедливость совпадают всегда или нет?
- Как правильно обращаться к судье - “уважаемый суд” или “ваша честь”?
В заключение встречи В.К.Тиханов сказал: “Если сравнивать суд с другими ветвями власти, то из трёх ветвей власти у меня лично суд пользуется большим доверием, чем исполнительная власть или власть законодательная. Из трёх ветвей власти, на мой взгляд, наименее коррумпирована судебная власть”.
Наши гости иногда смотрят авторскую программу-интервью Владимира Познера. Поэтому они согласились ответить на десять вопросов из Опросника (анкеты) знаменитого французского писателя и философа Марселя Пруста.
Выяснилось, что если бы у Егора Николаевича была возможность поговорить с любым (но только одним) человеком, который когда-либо жил, то это был бы Лев Толстой. Любимым занятием Павла Николаевича является рыбалка.
Ведущий поблагодарил судей за то, что они были с нами и пожелал им и их семьям всего доброго. На мониторе появился последний слайд “Помните всегда о своей ответственности за чужую судьбу”. В классе зазвучала песня “Господин судья”.
Данное мероприятие способствует воспитанию патриотизма, гуманного отношения к окружающим людям, к ветеранам войны, обогащает социальный опыт детей через участие в инсценировках песен, сопереживание различных ситуаций. Мероприятие было построено на интеграции предметов: всемирная история, история Казахстана, музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство, начальная военная подготовка....
28 03 2024 17:38:18
Творческая мастерская предполагает работу в группах: индуктор - обмен мнениями внутри группы, социализация - ответы учащихся. Такой вид работы позволяет на основании документов, сообщений, различных мнений, примеров литературных произведений понять, почему было возможно существование тоталитарного режима, политики репрессий и каковы последствия этого периода для нашей страны. ...
27 03 2024 15:37:35
Урок посвящен выдающемуся политическому деятелю, руководителю, ученому-экономисту Республики Саха (Якутия) Исидору Барахову. Целью урока является ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью И.Барахова. В ходе урока дети получают знания путем работы с источниками. Урок также способствует воспитанию уважения к истории родного края. ...
26 03 2024 7:27:49
Данный урок "Права человека" представляет собой пpaктикум, в ходе которого учащиеся не только знакомятся с основными правами, зафиксированными в документе, его структурой, а также проводят анализ зафиксированных прав, определяют значение данного документа для всех людей. Кроме того, главное заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся и выучить статьи международных документов, а учить учащихся жить со знанием и осознанием своих прав и свобод. И помнить, что у другого человека, такие же права....
25 03 2024 8:35:32
Материал содержит описание урока-семинара «Золотой век» русской культуры» для 10-х профильных классов, дает представление о месте русской культуры 1-й половины XIX в. в истории России. При подготовке и проведении семинара большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся с рекомендованной специальной литературой, умению работать с разнообразными источниками информации....
24 03 2024 16:35:50
В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
23 03 2024 13:49:43
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
22 03 2024 5:11:11
Урок истории знакомит учащихся с памятниками культуры. Цель: добиться осознания особенностей и высокого уровня отечественной культуры. На уроке предполагается групповая форма работы с сочетанием фронтальной и индивидуальной. Присутствуют элементы игры и соревнования между группами: кто быстрее и полнее ответит на вопрос. Урок интеpaктивный: постоянно осуществляется взаимная связь «учитель-ученик» и «ученик-ученик»....
21 03 2024 11:27:59
Интеллектуальная игра проводится как внеклассное мероприятие или как обобщающий урок по теме ВОВ. Основные задачи: закрепление знаний учащихся по теме, формирование умений работать мобильно на уроке, воспитание человечного отношения к людям....
20 03 2024 6:37:11
Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности. ...
19 03 2024 21:25:33
В ходе урока доказывается, что НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....
18 03 2024 8:54:39
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
17 03 2024 13:50:56
Урок для тех, кто интересуется политикой и экономикой, перспективами развития общества, о проблеме сосуществования элементов социализма и капитализма в современном обществе. Обосновывается объективная необходимость такого сосуществования, ищется оптимальное соотношение между "социалистическим" и "капиталистическим". Рассматриваются преимущества и недостатки капитализма и социализма....
16 03 2024 4:14:40
Урок посвящен 15-летию Совета Федерации. Основной целью являлось на основе статей Конституции Российской Федерации, а также дополнительного материала изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации. ...
15 03 2024 16:15:52
Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....
14 03 2024 16:54:35
Уроки-конкурсы всегда интересны, носят соревновательный хаpaктер. В своей пpaктике я использую урок-аукцион, урок — деловую игру, брейн-ринг, пресс-конференцию. Это наиболее эффективные и интересные формы работы, с помощью которых осуществляется индивидуальный подход в обучении, стимулируется познавательная деятельность учащегося и выpaбатываются коллективные начала деятельности. ...
13 03 2024 19:40:34
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
12 03 2024 15:20:34
Урок в 7-м классе по Новой истории построен на основе вопросно-ответной деятельности учеников с выдвижением ими гипотез, формулированием выводов и самостоятельной работы; позволяет изучить теоретически сложный материал курса. ...
11 03 2024 21:27:21
Урок истории в 11-м классе по теме «Пути большевистской модернизации проводится по программе О.В. Волобуева. Данный урок направлен на изучение путей большевистской модернизации, с целью определения установившегося политического режима в стране в 30-е годы ХХ века. ...
10 03 2024 17:31:23
Уроки словесности в нашей гимназии начинаются с 5-го класса. И это не случайно. Мы считаем, что, чем младше ученик, тем больше наблюдений он может сделать на уровне интуиции, подсознания; он более открыт для диалога с текстом, эмоционален, детское непосредственное чувство, неклишированное сознание помогут ощутить всю прелесть слова....
09 03 2024 4:11:21
Игра-дискуссия, соревнование двух комaнд, в процессе которой учащиеся применяют знания, полученные по культуре России, учатся отстаивать комaндную точку зрения. Игра проводилась в 10-м гуманитарном классе. ...
08 03 2024 0:29:34
Цели урока: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории; овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации и применение на пpaктике полученные знания....
07 03 2024 21:29:17
На уроке происходит применение полученных учащимся знаний на пpaктике в ходе игры, при этом изучение нового материала и его закрепление объединяются в единый процесс. Перед учителем стоит проблема, как увлечь учащихся чтением. Дополнительная литература предусматривает осмысленное, а не механическое запоминание большого конкретно-исторического материала....
06 03 2024 14:42:31
Представлен конспект интегрированного урока истории и математики. Урок посвящен экономическим реформам 90-х гг. XX века в России и является важным звеном в понимании основных тенденций развития нашей страны на современном этапе....
05 03 2024 8:55:34
Интегрированный урок в 8-м классе рекомендуется провести в конце учебного года на этапе закрепления и обобщения пройденного материала. Цель урока – обобщение и систематизация умений и навыков разговорной речи на основе монологических и диалогических высказываний по теме. Отечественная война 1812 года – это одно из значимых исторических событий. На примерах биографий великих полководцев на уроке воспитывается патриотизм и интернационализм....
04 03 2024 16:52:29
Цели урока – охаpaктеризовать молодёжь как социально-демографическую группу; выявить функции молодёжи в современном обществе; подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса; рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире....
03 03 2024 3:18:59
Во внеклассном мероприятии по истории, посвящённом Великой Отечественной войне, рассказывается о живописи и музыке этого периода. Учащиеся знакомятся с конкретными примерами и обсуждают их....
02 03 2024 21:26:57
Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
01 03 2024 18:40:38
Урок посвящен теме развития социальных отношений в современном мире. Школьники учатся высказывать свою собственную социальную позицию. На уроке формируются навыки сравнительного анализа явлений, процессов, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов....
29 02 2024 10:43:54
В статье раскрываются свойства и функции мультимедиа и других ТСО для расширения учебно-воспитательных возможностей урока истории, обобщенные пpaктикующим учителем истории. Представлена методика и приемы использования ТСО на уроках в 5–9-х классах с привлечением мультипликационных и художественных фильмов, презентаций, флэш-анимации, системы компьютерной диагностики. Работа интересна учителям и репетиторам. ...
28 02 2024 13:32:18
Данная работа представляет собой анализ педагогического опыта по использованию технологий и методов развивающего обучения на уроках истории. Рассмотрено применение коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, методов эвристического обучения. Показана целесообразность их использования учителем истории в условиях развивающего обучения....
27 02 2024 4:35:35
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
26 02 2024 12:46:41
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
25 02 2024 7:40:53
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
24 02 2024 3:24:32
Урок направлен на углубление, расширение знаний учащихся, на удовлетворение интереса школьников к сложному, противоречивому вопросу о формировании "культа личности" И.В. Сталина, его репрессивной политики. Урок проводится в форме экскурсии в историко-краеведческий музей "Вятлаг". Это четвертый урок по теме "СССР в 30–50-е годы" в 9-м классе....
23 02 2024 18:45:44
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
22 02 2024 21:46:13
Цель работы состоит в том, чтобы изучить тему монетизации льгот как важное событие в корне изменившего социальную политику государства. Рассматриваются предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; анализируется суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
21 02 2024 12:55:50
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
20 02 2024 12:50:54
Цели урока: способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности. Задачи урока: систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека; конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром; представить различные подходы к классификации деятельности человека....
19 02 2024 20:23:49
Конспект интегрированного урока музыки и истории (2-й класс, II четверть). Урок проходит в школьном музее «Старая русская деревня». На уроке дети знакомятся с историей создания русских народных костюмов. Урок направлен на формирование устойчивого интереса к культуре своего (любого) народа....
18 02 2024 15:46:18
Цель урока: знакомство учащихся с основными достижениями россиян в культурной сфере в первой половине XIX века....
17 02 2024 13:40:58
Результаты поисковой работы краеведческого кружка ДДЮТ г. Всеволожска....
16 02 2024 23:36:55
Урок предусматривает обсуждение проблемы на основе метода учебного проекта. На примере произведений А.П. Чехова, Н.А. Некрасова изучается влияние на судьбу героев отсутствие правовых механизмов защиты детей и сравнивается положение детей в XIX веке с положением нынешних детей, происходит знакомство с «Конвенцией о правах ребенка». В ходе урока класс разбивается на группы. Каждая группа готовит свой мини-проект, выpaбатывает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка. ...
15 02 2024 0:21:10
Представлены материалы к уроку-зачёту по истории в 11-м классе вечерней школы....
14 02 2024 11:39:17
Урок относится к теме "Древнерусское государство". Это четвертый урок по теме, связан с предыдущей темой "Русь в правление Игоря, Ольги, Святослава", продолжением традиционной политики первых русских князей – подчинение славянских племен киевскому князю....
13 02 2024 8:54:28
Урок формирует у обучающихся исторические знания о Петровской эпохе в Северной войне, формирует информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивает навыки работы с художественным текстом, воспитывает гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к истории России XVII–XVIII вв., гордость за героические свершения предков, любовь к художественному слову....
12 02 2024 13:42:25
Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....
11 02 2024 4:43:30
В ходе урока дается хаpaктеристика общественного строя, быта и верований восточных славян, их занятий. Формируется представление о жизни древних славян, учащиеся работают с картой....
10 02 2024 7:45:59
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала. ...
09 02 2024 5:14:39
Приоритетной целью образования стало развитие способности студента самостоятельно ставить учебные цели и задачи, контролировать и оценивать достижения. Комплект Рабочих тетрадей по обществознанию, о котором идет речь, должен обеспечить выполнение и этой функции....
08 02 2024 7:40:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::