Тема Отечественной войны 1812 года в произведениях искусства. Интегрированный курс (история + ИЗО). 8-й класс > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Тема Отечественной войны 1812 года в произведениях искусства. Интегрированный курс (история + ИЗО). 8-й класс


    Тема Отечественной войны 1812 года в произведениях искусства. Интегрированный курс (история + ИЗО). 8-й класс

Цель: познакомить обучающимся с произведениями искусства об Отечественной войне 1812 года. Показать значимость Отечественной войны 1812 года для развития национального самосознания и искусства.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с произведениями искусства, посвященными войне 1812 года; особенностями архитектуры и живописи 1 половины 19 века.
  • патриотизма, уважительного отношения к прошлому, понимание связи прошлого и настоящего, гордости за подвиг предков.
  • развивать навыки целеполагания, работы обучающихся с дополнительной литературой, отбора и систематизации материала, анализа произведения искусства, творческие способности, самостоятельности и ответственности.

Тип урока: изучения нового материала, интегрированный.

Методы: рассказ учителя, подготовка сообщений, заполнение таблицы, постановка проблемных заданий, анализ произведений искусства по алгоритму, выполнение работ по ИЗО.

Оборудование.

1. Презентация по теме урока.

2. Раздаточный материал с вопросами, алгоритмом, формой таблицы, тестами.

3. Использование интеpaктивной доски.

Литература

1. А.Н. Боханов “История России. 19 век”, учебное пособие, М., “Русское слово”, 2004.

2. Г.Р.Косова “Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР”, М.

3. “История России, 19 век”, поурочные рекомендации, М., “Просвещение”, 2005.

4. “Бородино.1812 год”, к 175-летию Бородинского сражения, М., “Мысль”.

5. В. В. Верещагин “Повести, очерки, воспоминания”, М., “Советская Россия”, 1990

6. “Художник Верещагин. Наполеон в России.1812”, Тверское агенство “Созвездие”, 1993 год.

7. Г.Д. Бурдей “История России 19 века”. Саратов, “Лицей”, 1999 г.

8. О. Михайлов “Славный год войны народной”. М., “Д. Л.”, 1990 г.

Эпиграф:

“Подлинную историю России открывает собой лишь 1812 год”. А.И. Герцен

Ход урока

Организационный момент.

Учитель ИЗО: Одно из величайших произведений, посвященных войне 1812 года, роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. Сейчас вы посмотрите фрагмент одноименного кинофильма Сергея Бондарчука.

Скажите, на какие вопросы вы хотели бы получить ответы на нашем уроке?

Составление “дерева вопросов”. Обучающиеся определяют свои цели урока и прикрепляют листочки на доску.

Объявление задач урока. Постановка учебных целей. В ходе урока вы должны будете ответить на следующие вопросы:Почему тема войны 1812 года стала центральной темой в творчестве многих деятелей искусства? 2. В каких видах

искусства эта тема нашла отражение? 3.почему эта тема остаётся актуальной и сегодня?

Заполнить таблицу:

Автор Вид искусства Произведения Сюжет, особенности
       

Объяснить эпиграф урока.

Выбрать тему работы по ИЗО.

Составить словарь урока: батальный жанр, русско-византийский стиль, станковая живопись, портрет, имперский стиль, панорамная живопись.

Учитель истории: Какое значение имела война 1812 года? Как ее назвали? Почему?

Выполнение фронтально упражнения “Четвёртый лишний”.

  1. Даву, Мюрат, Багратион, Наполеон.
  2. Смоленск, Бородино, Петербург, Малоярославец.
  3. Кутузов, Ней, Барклай-де-Толли, Витгенштейн.
  4. Кожина, Давыдов, Фигнер, Дорохов.

Что объединяет все эти имена?

Эпоха Отечественной войны 1812 года оказала огромное влияние на развитие русской национальной культуры. Патриотический подъем, охвативший все русское общество, пробудил интерес ко всему отечественному, народному, к истории. Участники войны стали настоящими героями для всей России. Война явилась началом новой эпохи, ознаменовавшейся патриотическим и нравственным подъемом нации. С этой эпохой связано начало реалистического направления в литературе и искусстве.

События “войны народной” получили достойное отражение в поэзии, прозе, изобразительном искусстве, музыке.

Подвиг народа, тема Родины, так сильно зазвучавшая тогда, вдохновляла и вдохновляет поэтов и писателей, художников и музыкантов.

Яркое и глубокое отражение Отечественная война 1812 года и ее главное событие – Бородинское сражение, получили в литературе.

Сообщение. Литература в годы войны. (Приложение 1)

Учитель ИЗО: Великая победа нашла отражение и в архитектуре. В память о ней русские столицы и города украсились новыми памятниками в стиле ампир.

Поздний классицизм принято называть имперским стилем или ампир. Он зародился во Франции и ориентировался на формы искусства императорского Рима. В России этот стиль утверждается после победы в войне 1812 года и способствует утверждению национальной гордости победителей через архитектурные формы. Особенностями русского ампира было сочетание симметрии, регламентированности со смелостью прострaнcтвенных решений и градостроительным размахом. Декоративные элементы петербургского ампира составлялись в основном из элементов древнеримского военного снаряжения: легионерских знаков с орлами, связок копий, щитов, топоров, пучков стрел.

Чистые поля поверхности стен и узкие орнаментальные пояса подчеркивались цветом - бледно-желтым для зданий и белым для фронтонов, пилястров и других деталей архитектурного декора.

Главным выразителем идей русского ампира был архитектор Карл России. (Объяснение сопровождается просмотром видеофрагмента). Он построил тринадцать площадей и двенадцать улиц в центре Петербурга. Именно он создает образ имперского города – столицы Санкт-Петербурга.

Учитель истории: В 1829 году ансамбль Дворцовой площади был дополнен одним из первых памятников в честь победы зданием Главного штаба. Сохранив существовавшую криволинейность южной стороны площади, Росси размещает там два громадных корпуса, соединенные аркой. Благодаря упругому изгибу фасада архитектура Главного штаба приобрела ярко выраженную динамичность, что позволило композиционно сблизить Главный штаб с барочным Зимним дворцом. Достижению той же цели способствовали другие архитектурные приемы: разделение фасада штаба на два яруса, как и Зимнего; декоративность ордера; многочисленные скульптурные детали и затейливый фриз арки Главного штаба. Мастерство Росси как градостроителя особенно ярко проявилось в проектировании колоссальной арки, символизирующей триумф России в войне против наполеоновской Франции.

Учитель ИЗО: Росси использовал систему трех арок, с помощью которых эффектно решил трудную задачу - архитектурно оформить сильный излом улицы. При этом мощным пролетом двух параллельных арок была выражена героическая, торжествующая

тема победы. Она усиливалась наличием монументальной скульптуры. У подножия арки на пьедесталах установлены горельефные композиции из воинских доспехов. На втором ярусе арки между колоннами помещены фигуры воинов, олицетворяющие разные поколения русских людей, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Здание украшено также рельефными изображениями летящих Слав с лавровыми венками в руках. Великолепным завершением всей этой триумфальной, полной героического пафоса композиции служит изображение колесницы Победы, выделяющейся на фоне неба и как бы парящей над городом. В центре ее – аллегорическая статуя Победы в образе крылатой женщины с эмблемой государства и лавровым венком в руках.

Учитель истории: Огромным полукругом охватило здание Главного штаба Дворцовую площадь. Это здание-рекордсмен! Его длиннущий в 580 метров, фасад - самый длинный в Европе! Одних только окон около 4 тысяч. Немало интересного создали строители и внутри здания. Александровский завод отлил по заказу Росси 22 металлические колонны, стропила, шкафы. На грандиозной парадной лестнице установлены памятники полководцам. Для них император отдал старые медные пушки. Получилось так, что пушки, гремевшие под Полтавой и на Бородинском поле, пушки, захваченные у турок, шведов, французов, стали памятниками русским полководцам: Петру, Суворову, Кутузову. Памятник Кутузову массивный, непоколебимый и внизу фраза полководца, сказанная под Тарутином: “Теперь ни шагу далее…”.

Сообщение. Александрийская колонна. (Приложение 2)

Учитель ИЗО: По римской традиции в честь Победы были сооружены и триумфальные арки: Невские ворота в Петербурге (архитекторы и скульпторы

Демут-Малиновский, Пименов, Клодт, Токарев, Крылов) и Триумфальная арка в Москве (Витали, Тимофеев). Победе в Отечественной войне 1812 года посвящен

один из самых торжественных и величественных залов Московского Кремля - Ге opгиевский. (Архитекторы и скульпторы Логановский, Витали, Клодт).

В 1837 году перед Казанским собором, воздвигнутым в честь изгнания интервентов в Смутное время, появились памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толи (Скульптор Орловский).

Казанский собор после Отечественной войны 1812 года стал военным мемориалом. Здесь размещались трофейные знамена и ключи от сдавшихся русским армиям городов. Сюда же привезли в июне 1813 года сердце М.И. Кутузова.

Учитель истории: На волне патриотических настроений меняется к середине века и стиль архитектуры. Это хорошо видно на примере проектов храма Христа Спасителя, который также строился как памятник воинам, погибшим в войне 1812 года. Первый проект архитектора Витберга, победивший в конкурсе, объявленном при Александре I, был выполнен в классическом, ампирном духе, но этот проект остался неосуществленным. Второй этап конкурса был проведен уже при императоре Николае I, и его победителем стал проект Константина Тона - пятиглавый храм с золотыми куполами, как тогда говорили, в “русско-византийском стиле”, который был призван выразить могущество России. Его строили с 1837 по 1889 год, в сборе средств на строительство храма принимали участие все русские люди.

Учитель ИЗО: Название стиля обусловлено применением хаpaктерного русского пятиглавия, использованием узких арочных окон, архитектурного декора русского и византийского происхождения. Все это подчинялось строгим пропорциям и симметрии классицизма.

Торжественное освящение храма состоялось в 1883 году. В его строительстве участвовали многие талантливые русские скульпторы, художники, инженеры, литейщики, резчики. В храме было установлено 177 мраморных досок с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены и имена людей, пожертвовавших сбережения на дело победы. Величественная 100 – метровая громада храма органично вписалась в силуэт Москвы.

Тема Отечественной войны 1812 года нашла широкое отражение и в произведениях художников.

Сообщение. Портретная живопись о героях войны 1812 года.

Одним из первых создает портреты героев-партизан Василисы Кожиной и Герасима Курина художник Смирнов (стр.43). Его кисти принадлежит и полотно “Пожар Москвы”. Удалось передать ощущение тревоги, вызвать чувства горечи и бессилия, которые возникают у каждого при виде горящего города. В 1813 году художник Волков пишет портрет Кутузова (стр.42) в традициях 18 века не ставилось задачи раскрыть душевное состояние человека. Перед нами образ идеального воина, величавого и мудрого. Более жизненное изображение Кутузова принадлежит кисти Орловского. Автор не идеализирует внешность полководца: полный пожилой генерал движется на белой лошадке в сопровождении адъютантов. Перед нами печальный человек, умеющий размышлять и чувствовать. Еще один портрет Орловский посвящает герою-партизану, поэту Денису Давыдову (стр. 46).

В 1819 году приглашают английского художника – портретиста Доу для создания национального памятника Отечественной войны - Военной галереи Зимнего дворца. За 10 лет Доу и два его русских помощника - Поляков и Голике – написали 332 портрета русских генералов - участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии. Многие приезжали в Петербург, чтобы позировать, другие посылали написанные ранее портреты, которые Доу копировал в нужном формате.

Для Военной галереи в Зимнем дворце был специально подготовлен парадный зал, потолок его был украшен декоративной росписью, на стенах в пять рядов в золоченых рамах размещены портреты. Изображений 13 человек так и не нашли, и рамы с их фамилиями затянуты зеленым шелком.

Более 300 портретов участников войны! Тем не менее художникам удалось сохранить индивидуальность каждого, подобрать точные детали и вместе с тем передать общее настроение, “воинскую отвагу начальников народных наших сил”, создать своеобразный памятник эпохе (стр.41, портреты Барклай-де Толли и Багратиона).

Сообщение. Художники–баталисты о войне 1812 года.

Немецкий баталист Хесс получил заказ написать серию картин о наиболее крупных сражениях войны. Он очень добросовестно отнесся к заказу: посетил места сражений, изучил документы и свидетельства очевидцев. В ноябре 1843 года он закончил картину “Сражение при Бородине” (стр. 43).

При общей холодности и красочности в картине заметны признаки сближения академической батальной живописи с реалистической. Это и пейзажи, написанные с натуры, и точное портретное изображение исторических лиц, которые представлены уже не откровенно позирующими, их действия и позы подчиняются реальной обстановке боя. Картины Хесса об Отечественной войне 1812 года вызывали восторг современников: “… по ним потомки увидят наше время”.

Учитель истории: Настоящим реформатором батальной живописи был наш земляк Василий Васильевич Верещагин. О нем родоначальник передвижничества И.Н. Крамской сказал: “Верещагин – явление, высоко поднимающее дух русского человека”.

Цикл работ “1812 год” В.В. Верещагина, в которой он стремится показать национальный дух народа, его и героизм в борьбе с врагом, хранится в нашем городском музее. Верещагин с огромным энтузиазмом окунулся в работу: он написал книгу “Наполеон в России. 1812 год”. Книга необычна. Это итог работы историка и начало работы художника. Случай в русской культуре уникальный. Познакомимся с работами Верещагина.

Слово великому художнику.

Представление работ: “Перед Москвой - ожидание депутации бояр” (стр. 202).

“Не замай! - Дай подойти!” (стр.258).

“В штыки! Ура! Ура!” (стр.268).

Учитель истории: Грандиозный памятник победе в войне 1812 года создает художник – баталист Рубо в 1912 году.

Сообщение. “Бородинская битва. Панорама. Полдень 26 августа”.

(Приложение 3)

Учитель ИЗО: Тема войны 1812 года нашла отражение и в графике, и в политической карикатуре, и в ДПИ. Тема эта привлекает и художников последующих поколений, и наших современников. Событие это оставило глубокий след в истории, и продолжает волновать нас, живущих сегодня.

Завершение работы с таблицей.

Назовите картины, о которых были написаны следующие стихотворные строки:

“Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля…”.

(Верещагин “Перед Москвой – ожидание депутации бояр”).

Учитель истории:

“Все истребилось, и сожглися
Гостиный двор и Арсенал,
Сам Кремль с Китаем сотряслися,
И сам царь-колокол упал”.

(Олендорф “Пожар Москвы в 1812 году”).

Учитель истории:

“У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокий..
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года”.

С каким историческим событием связано содержание этого отрывка?

Как называется помещение и где оно находится? Кто такой Доу? Чем он Знаменит?

Учитель ИЗО: О ком эти строки?

“Всю жизнь любил он рисовать войну.
Беззвездной ночью наскочив на мину,
Он вместе с кораблем пошел ко дну,
Не дописав последнюю картину”. (Симонов К.)

Как вы думаете, для чего Верещагин писал войну?

Учитель истории: Работа с “деревом вопросов”. Ответы на вопросы урока.

Письменный ответ: объяснение эпиграфа урока или написание синквейна по теме. Написание мини сочинения по теме “Как вы думаете, почему война 1812 года стала одной из главных тем в произведениях русского искусства?”

Выполнение индивидуальных заданий по вариантам.

Приложение 4

Проверка работ.

Выбор работы по ИЗО. Выполнение работ:

  • выполнение атрибутики войны 1812 года;
  • изображение военного обмундирования;
  • рисунок архитектурного памятника, посвященного Отечественной войне 1812 года.

Экспресс-выставка по результатам работы на уроке.

Презентация


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

22 04 2024 6:13:23

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

21 04 2024 18:16:12

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

20 04 2024 13:11:26

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

19 04 2024 16:26:22

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

18 04 2024 13:32:36

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

17 04 2024 9:57:19

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

16 04 2024 15:28:41

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

15 04 2024 4:30:58

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

14 04 2024 11:33:50

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

13 04 2024 22:41:22

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

12 04 2024 8:23:11

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

11 04 2024 0:11:56

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

10 04 2024 20:13:58

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

09 04 2024 13:36:48

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

08 04 2024 10:21:22

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

07 04 2024 6:13:46

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

06 04 2024 17:11:52

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

05 04 2024 13:32:52

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

04 04 2024 3:41:38

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

03 04 2024 3:58:46

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

02 04 2024 23:32:53

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

01 04 2024 20:56:22

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

31 03 2024 3:36:54

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

30 03 2024 11:45:14

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

29 03 2024 12:30:13

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

28 03 2024 23:15:24

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

27 03 2024 4:30:51

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

26 03 2024 8:26:14

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

25 03 2024 11:16:16

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

24 03 2024 0:52:41

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

23 03 2024 10:16:38

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

22 03 2024 20:57:34

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

21 03 2024 4:45:25

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

20 03 2024 6:50:22

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

19 03 2024 20:39:17

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

18 03 2024 20:25:56

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

17 03 2024 3:44:24

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

16 03 2024 9:55:48

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

15 03 2024 19:14:16

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

14 03 2024 12:40:21

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

13 03 2024 5:20:27

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

12 03 2024 3:52:45

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

11 03 2024 14:31:20

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

10 03 2024 9:42:13

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

09 03 2024 15:25:41

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

08 03 2024 6:14:59

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

07 03 2024 14:40:51

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

06 03 2024 16:24:32

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

05 03 2024 15:34:31

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

04 03 2024 6:45:21

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::