Авторская программа элективного курса "Основы конституционного строя РФ"
Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим современное воспитание ориентировано на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. В настоящее время взаимоотношения гражданина России с государством и обществом выходят на новый уровень. Граждане получили больше возможностей реализовывать себя в различных сферах общественной жизни, но в то же время возросла и ответственность за свою деятельность. В этих условиях необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру. Современные ценностные ориентиры общества находят выражение в Конституции РФ. Именно Конституция интегрирует в себе и возводит на высший нормативно-правовой уровень основные направления и, в определенной мере, результаты демократического развития общества и государства в их ценностном проявлении, определяет механизмы нормативной интеграции в политическую, экономическую, социально-культурную жизнь общества, его социальных групп, территориальных общностей и отдельных граждан.
В связи с этим весьма актуальным является детальное изучение Конституции РФ в рамках курса “Основы конституционного строя РФ”. Данный курс предполагает теоретическое и пpaктическое изучение основных положений Конституции РФ. В основной школе, на мой взгляд, выделяется недостаточное количество часов на изучение основного закона государства. Учащиеся поверхностно знакомятся с Конституцией РФ, и потому имеют смутные представления о многих положениях данного нормативного акта. Это не может не сказаться на подготовке учащихся к новой форме аттестации, где не так уж и мало вопросов, направленных на проверку знаний выпускников основ конституционного строя РФ. Также изучение данного курса способствует воспитанию и формированию нового поколения граждан с активной гражданской позицией и развитой правовой культурой.
Программа курса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089) и рассчитана согласно графику школы на 35 учебных часов на этапе основного общего образования (из расчета 1 час в неделю в VIII или IX классе).
Цель курса – углубленное изучение основ конституционного строя РФ, организации публичной власти, конституционного статуса личности, форм государственно-территориального устройства, систем государственных органов и органов местного самоуправления.
Задачи курса.
- Детальное изучение Конституции РФ.
- Формирование у обучаемых комплекса знаний об основах конституционного строя РФ, правах и обязанностях человека и гражданина, о федеративном устройстве, о месте и роли Президента Российской Федерации.
- Обеспечение понимания ценности прав и свобод человека и гражданина, знание конституционных средств и механизмов их обеспечения и защиты.
- Формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным члeном общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.
- Развитие логического мышления, навыков сравнения и самостоятельной работы, умения добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.
- Воспитание гражданина демократического государства.
- Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку.
- Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения пpaктических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе.
С учетом того, что курс “Основы конституционного строя РФ” согласно данной программе предусмотрен для учащихся 8-9 классов, т.е. когда учащиеся еще недостаточно хорошо знакомы с основными положениями и закономерностями конституционного права, в программу заложен принцип формирования понятийного аппарата. Программа учитывает современные требования к качественной подготовке учащегося. Поэтому программа включает не только теоретические аспекты конституционного права, но также и вопросы, касающиеся проблем обеспечения свободы личности, гарантий и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, защиты интересов малочисленных народов, национальных меньшинств. Особое внимание в программе сосредоточено на таких темах, как “Конституция РФ – основной закон государства”, “Основные черты конституционного строя РФ”, “Гражданство Российской Федерации”, “Конституционный статус человека и гражданина в Российской Федерации”.
Основными видами учебных занятий являются лекции, беседы, пpaктические и самостоятельные работы обучаемых. Следует отметить, что пpaктические работы направлены на самостоятельное изучение учащимися Конституции РФ и других нормативных актов. С целью активизации познавательных возможностей учащихся при изучении курса программой предусмотрено активное использование нормативно-правовой базы РФ, информационно-коммуникационных средств обучения (прежде всего Интернет-ресурсов).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (35 часов)
Тема 1. Конституция РФ – основной закон государства – 3 ч.
Понятие конституции. Классификация конституций. Этапы конституционного развития России. Разработка и принятие действующей Конституции РФ. Конституционная реформа. Проекты Конституции РФ (1990-1993 гг.). Особенности структуры и содержания Конституции РФ 1993 г. Юридические свойства Конституции Российской Федерации. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок.
Тема 2. Основы конституционного строя Российской Федерации – 4 ч.
Понятие конституционного строя и его основ. Основные черты конституционного строя РФ. Человек, его права и свободы - высшая ценность. Демократическое государство. Суверенитет народа. Государственный суверенитет. Федеративное государство. Республиканская форма правления. Правовое государство. Социальное государство. Светское государство. Осуществление государственной власти и разделение властей. Экономические основы конституционного строя. Идеологическое и политическое многообразие. Разграничение государственной власти и местного самоуправления. Власть в Российской Федерации: содержание и формы проявления. Конституционные хаpaктеристики российского государства. Конституционно-правовые основы политического плюрализма и статуса общественных объединений в РФ.
Тема 3. Конституционно-правовое закрепление непосредственной и представительной демократии в Российской Федерации – 2 ч.
Общая хаpaктеристика непосредственной и представительной демократии в Российской Федерации. Референдум: теория и пpaктика России. Система выборных органов государственной власти и местного самоуправления в РФ.
Тема 4. Гражданство Российской Федерации – 4 ч.
Принципы гражданства РФ. Способы и порядок приобретения гражданства РФ. Способы и порядок прекращения гражданства РФ. Гражданство детей. Органы и должностные лица, ведающие делами гражданства. Конституционно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в РФ.
Тема 5. Конституционный статус человека и гражданина в Российской Федерации – 4 ч.
Принципы конституционного статуса личности в РФ. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ. Понятие и классификация конституционных прав, свобод и обязанностей. Личные права и свободы. Политические права и свободы. Экономические, социальные и культурные права и свободы. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Проблемы обеспечения свободы личности, гарантий и защиты основных прав и свобод человека и гражданина в РФ. Уполномоченный по правам человека в РФ.
Тема 6. Федеративное устройство России – 4 ч.
Этапы федеративного развития России. Принцип федерализма в России. Конституционно-правовые хаpaктеристики и особенности России как федеративного государства. Виды и правовой статус субъектов Российской Федерации. Компетенция РФ и ее субъектов. Формы взаимодействия РФ и ее субъектов и обеспечение сочетания общегосударственных и региональных интересов в Российской Федерации. Федеральные округа и их роль в государственном строительстве России. Конституционно-правовые основы защиты интересов малочисленных народов, национальных меньшинств и национально-культурного строительства в РФ.
Тема 7. Президент Российской Федерации – 3 ч.
Природа института Президента РФ. Место Президента РФ в системе органов государственной власти РФ. Конституционно-правовой статус Президента РФ. Полномочия Президента РФ. Акты Президента РФ: назначение, виды, юридическая сила. Организация деятельности Президента РФ. Администрация Президента РФ. Прекращение полномочий Президента РФ.
Тема 8. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – 2 ч.
Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ. Двухпалатная структура Федерального Собрания РФ. Компетенция Совета Федерации. Компетенция Государственной Думы. Законодательный процесс в Федеральном Собрании.
Тема 9. Конституционно-правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти. Правительство Российской Федерации – 2 ч.
Конституционно-правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти РФ. Конституционные основы статуса Правительства РФ. Основные сферы компетенции и деятельности Правительства РФ.
Тема 10. Конституционный Суд Российской Федерации – 2 ч.
Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении конституционной законности. Порядок формирования Конституционного Суда РФ. Статус судьи Конституционного Суда РФ. Компетенция Конституционного Суда РФ.
Тема 11. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации – 2 ч.
Органы государственной власти субъектов РФ: виды, общая хаpaктеристика. Органы законодательной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Тема 12. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации – 2 ч.
Местное самоуправление в РФ: назначение и основные функции. Система местного самоуправления в РФ. Предметы ведения местного самоуправления. Гарантии и ответственность местного самоуправления.
Итоговое повторение и обобщение. – 1 ч.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- основы конституционного строя РФ;
- права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений;
- механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России;
- систему органов государства и конституционные принципы их организации и деятельности;
- конституционно-правовые основы организации и осуществления местного самоуправления;
Уметь:
- хаpaктеризовать основные черты конституционного строя России;
- правильно толковать нормы конституционного права;
- приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений;
- оценивать поведение людей с точки зрения правовых норм;
- решать в рамках изученного материала познавательные и пpaктические задачи;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБОБЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
- Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2007.
- Е.А. Певцова Теория и методика преподавания права 2-е изд. - М. : Педагогическое сообщество России. 2001.
- С. А. Морозова Методика преподавания права в школе. 2-е изд. - М.: “Новый учебник”, 2004г.
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998.
- Козлова Е.И; Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1998.
- Чиркин В.Е. Основы конституционного права. М., 1996.
- Конституция Российской Федерации: Научно-пpaктический комментарий / Под ред. Б.Н. Топopнина. М., 1997.
- Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л.А. Окуньков. М., 1997.
- Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997.
- Конституция Российской Федерации. М., 1993.
- Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М., 1996.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. // Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М. 1996.
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СЭ РФ. 1998. № 20. Ст. 2143; № 33. Ст. 3835.
- Декларация прав человека и гражданина Российской Федерации от 22 ноября 1991 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
- Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” от 31.05.2002 N 62-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.04.2002) (действующая редакция)
- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. “О Конституционном Суде Российской Федерации” (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г., 5 февраля 2007 г., 2 июня 2009 г.)
- Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ (действующая редакция)
- Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
- Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
- Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
- Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
- Федеральный закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы"
- Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ “Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” (по состоянию на 01.09.2008 в ред. ФКЗ № 4-ФКЗ от 16.10.2006; № 3-ФКЗ от 10.06.2008)
- http://rg.ru
- http://consultant.ru
- http://base.garant.ru
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Основная идея занятия состоит в том, что, работая в группах, учащиеся изучают документ - Конституцию РФ 1993 года, дают определение Конституции, называют ее признаки, находят необходимые разделы Конституции и статьи. Каждая группа (их 4) получает индивидуальное задание (для каждой группы по 2 задания). Результаты изучения статей Конституции обсуждаются в ходе занятия и заносятся в тетрадь....
28 03 2024 3:21:28
Совершенствование творческого потенциала - залог обновления личности педагога и его профессиональных действий, оно позволяет ему соответствовать требованиям времени и профессии, не только быть готовым к возможным переменам, но и способствовать тому, чтобы эти перемены имели позитивный хаpaктер. ...
27 03 2024 5:23:22
Автор знакомит учащихся с образом Владимира Красно Солнышка, целями проводимых им войн, походов и реформ....
26 03 2024 14:48:32
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
25 03 2024 7:19:31
Урок посвящен изучению нового материала по теме "Крещение Руси. Владимир Святославович". Развивается критическое мышление. После вступительного слова учителя проводится пpaктическая работа с историческими текстами о крещении Руси. Для контроля используется игра "Веришь – не веришь"....
24 03 2024 5:28:12
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
23 03 2024 6:33:35
Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах история Древнего мира и изобразительное искусство. Цель урока - обобщить полученные знания в процессе изучения темы, найти общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, способствовать развитию творческих способностей учащихся, воспитывать чувства любви к прекрасному. ...
22 03 2024 18:39:58
В рамках мероприятия дается информация об источниках, развитии и последствиях геноцида, имевшего место в истории, в частности о Холокосте. В ходе урока закладываются основы национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия....
21 03 2024 15:48:47
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
20 03 2024 19:18:55
На уроке ведется рассказ о подвиге сотрудников Ленинградского зоопарка. Необходимо помочь детям осмыслить и понять мopaльную значимость их героических усилий, неоценимый вклад в дело борьбы за независимость своей Родины. ...
19 03 2024 14:49:39
В данной работе рассказывается о наскальных изображениях, или, как их иначе называют, о петроглифах, писаницах, издавна привлекающих внимание не только исследователей древнего искусства, но и вообще любознательных людей. В результате многочисленных исследований стало ясно, что на территории Приамурья сохранились многочисленные и, по-своему, яркие, хаpaктерные образцы древнейшего наскального искусства. Таким образом, исследователями был собран и обработан определенный материал по искусству севера Приамурья, который представлял собственную семантику и хронологию, отличавшихся от других известных уже материалов по Северной и Центральной Азии. ...
18 03 2024 21:55:40
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийного проектора, что повышает познавательную активность учащихся за счёт увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Воспитательный момент урока усиливает использование регионального краеведческого материала. Урок используется в общеобразовательной системе "Школа-2100". ...
17 03 2024 11:36:57
Программа рассчитана как на младших школьников, так и на учащихся 5–6-х классов. В игре используются отрывки из песен военных лет....
16 03 2024 2:29:51
В ходе урока учащиеся знакомятся с целями завоевательных походов фараонов в Древнем Египте, узнают об итогах завоевательных походов для различных групп населения Египта. Также школьники продолжают учиться работать с исторической и контурной картой....
15 03 2024 14:48:24
КВН является заключительным звеном в цепи уроков по теме «Древняя Греция». Целью игры являются: привитие интереса к предмету; углубление и расширение материала по предмету; подведение итогов, обобщение изученного материала; развитие толерантности, состязательности, умения показать свои способности, умения держаться на сцене....
14 03 2024 7:10:47
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
13 03 2024 0:26:34
Учащиеся знакомятся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его формой торговлей....
12 03 2024 19:49:15
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
11 03 2024 20:43:35
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
10 03 2024 17:14:30
Урок разработан в соответствие современными требованиями ФГОС ООО. Цели урока: отработка и закрепление универсальных учебных действий. У учащихся будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за родной город, уважение истории, культурных и исторических памятников, посвященных подвигу советских солдат в дни Сталинградской битвы. Урок рассчитан на средний уровень подготовленности аудитории....
09 03 2024 10:18:14
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
08 03 2024 17:30:59
Представленный учебно-тематический план определяет содержание, объем, порядок изучения истории в коррекционной общеобразовательной школе с учетом целей, задач и особенностей контингента обучающихся. В нем определены основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения истории....
07 03 2024 18:11:43
Материал игры соответствует курсу истории древнего мира (раздел Древняя Греция) по учебнику Годер А.А. Игра способствует созданию условий для эффективного повторения и закрепления материала по теме. Развивает умение вычлeнять главное и второстепенное, творческие способности учащихся, умение применять знания в нестандартных ситуациях, работать в группе, воспитывает интерес к предмету и чувство уважения к истории....
06 03 2024 14:11:35
На уроке изучается новый материал в группах. Полученные знания каждая группа закрепляет, выступая с резюме по своей теме и составляя определения и схемы на доске из представленных терминов, выражений, символов (изготовленных из бумаги, закрепленных на доске магнитами)....
05 03 2024 11:37:55
Данная разработка может использоваться на уроках обществознания в школах, училищах, отдельные ее элементы на уроках экономики и права, а также на классных часах в старших классах по проблеме выбора профессии. Основная идея урока заключается в предоставлении возможности ученикам самим сделать анализ рынка труда (по отдельным направлениям) на основании предложенной выборки реклам по местным газетам....
04 03 2024 12:27:26
Занятие рассказывает об истории зарождения родного поселения, о славных трудовых традициях земляков, живших несколько сот лет назад. Предназначено для обучающихся 7-го класса, развивает интерес к родному краю и его истории. Занятие сопровождается наглядной презентацией, рассказом учителя....
03 03 2024 21:54:20
Внеклассное мероприятие для 7–9-х классов представляет собой экскурсию по мемориалу Мамаев курган с целью воспитания патриотизма и гордости за свой народ, познавательного интереса к истории РФ. Материал сопровождается музыкальной презентацией и показом слайдов о Великой Отечественной войне....
02 03 2024 22:18:31
Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....
01 03 2024 5:55:40
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
29 02 2024 7:20:22
Выбирая тему работы, обращала внимание на ее актуальность: в настоящее время проводится множество различных конкурсов, викторин по избирательному праву. Урок является повторительным, вызывает интерес у учащихся, несмотря на сложность заданий. Данную разработку можно использовать не только как урок, но и как внеклассное мероприятие. ...
28 02 2024 10:39:32
Урок проводится с целью развития познавательного интереса школьников к предмету и развития их коммуникативных и познавательных способностей. Это урок развивающего обучения. Презентации служат наглядной иллюстрацией материала. Элемент театрализации вносит оживление в урок. Предварительно подготовленное устное сообщение развивает у учащегося умение выступать перед аудиторией. ...
27 02 2024 3:51:16
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
26 02 2024 7:59:37
Цели урока: вместе с учениками разобраться и доказать, что петровские преобразования заложены еще в XVII веке; познакомить с выдающимися личностями и вместе выделить их главные заслуги; обратить внимание на введение европейского реформирования России XVII века....
25 02 2024 10:23:17
Цели урока: познать хаpaктерные черты богов древних египтян; сформировать представления о богах Египта; воспитать интерес к истории Древнего мира....
24 02 2024 11:59:52
Основная цель - познакомить с историей Олимпийских игр, которые были связывающей нитью для всех эллинов; учить выделять главное, делать выводы, проводить параллель с современностью; развивать логическое мышление, развивать навыки коллективной работы; активировать деятельность ребят. Рефлексия является итогом урока, где дети способны оценить свою работу. ...
23 02 2024 15:54:59
Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов. ...
22 02 2024 9:27:43
Урок изучения нового материала проходит в форме пpaктической работы, на котором проводится организация совместной познавательной деятельности учащихся для самостоятельного изучения и выявления ими основных направлений внешней политики России в XVII в....
21 02 2024 8:43:48
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
20 02 2024 4:35:56
Урок изучения нового знания проводится в форме проблемного. Его цель заключается в том, чтобы подвести учащихся к пониманию сущности тоталитарного режима и механизмов его становления. Урок способствует развитию у учащихся умения анализировать материал учебника, интерпретировать источники, высказывать аргументированное мнение по обсуждаемым проблемам, выявлять причинно-следственные связи....
19 02 2024 1:46:51
Урок совершенствует умение анализировать исторические источники, критически относиться к сведениям, содержащимся в летописях. В основе лежит системно-деятельностный подход. Элементы модерации, проблемного обучения, технология проблемного диалога активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся, формируют готовность к саморазвитию....
18 02 2024 22:48:38
В статье описывается метод проектного обучения, графические способы представления информации, работа с документально-методическим комплексом на уроках истории, которые способствуют формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций....
17 02 2024 3:45:53
Урок проблемного изложения материала с использованием активных и интеpaктивных форм обучения при работе с разнообразными источниками информации, в том числе с широкой документальной базой, способствует формированию ключевых компетенций. Урок сочетает изучение вопросов общероссийского масштаба и углубленное изучение краеведческого компонента. ...
16 02 2024 14:57:38
Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры "Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности. ...
15 02 2024 20:48:55
Урок истории в 8-м классе "Движение и выступление декабристов" является первым в разделе "Начало правления Николая I", поэтому важным было проявить интерес учащихся к яркому и в то же время жестокому событию начала его правления - восстанию декабристов. Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с научной, мемуарной, справочной литературой, а также и при подготовке презентации. ...
14 02 2024 16:58:15
Цель занятия - формирование устойчивого интереса к истории России, в частности истории Московской битвы 1941–1942 гг. Данное мероприятие было проведено для учащихся 7–11-х классов. Для зрителей была разработана система вопросов, которая включала их знания о музеях Москвы, о памятниках и памятных местах столицы, о героях битвы, о названиях объектов города и Северного округа, связанных с Московской битвой....
13 02 2024 12:19:57
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
12 02 2024 7:27:19
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
11 02 2024 7:40:25
Открытое внеклассное мероприятие с применением информационных технологий с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Место проведения: актовый зал, кабинет, оснащенный средствами современных информационных технологий. Привлеченные участники мероприятия — инициативная группа....
10 02 2024 14:49:18
Этот диспут проводился на неделе истории в 11-12-х классах. Заранее были предложены программа, учебная и художественная литература по теме. В группах участвуют только желающие (10–16 чел.), а остальные могут выступать в роле зрителей. Учитель выступает в роли ведущего. Этот диспут можно использовать и на обобщающем уроке по теме "Российская империя в XVIII веке"....
09 02 2024 8:28:51
Данная работа предназначена для контроля и проверки знаний по теме «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.» учащихся 11-го класса. Формат заданий соответствует заданиям ЕГЭ по истории 2015 года. Контрольная работа составлена в двух вариантах. Материал может быть использован как в рамках изучения отдельной темы, так и при подготовке к экзамену по истории. При выполнении работы использовались сборники тренировочных материалов ЕГЭ по истории 2014–2015гг....
08 02 2024 7:19:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::