Внеклассное мероприятие по теме "Древняя Русь"
Цели:
Оформление: выставка детских рисунков на тему “Восточные славяне”.
Оборудование: мультимедийная презентация (Приложение), экран, проектор, компьютер, карточки с заданиями для каждой группы, сценарии славянских праздников, старославянские тексты, тексты исторических источников.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Вводное слово учителя.
Сегодня наше мероприятие посвящено Древней Руси. Вы расширите свои знания о наших предках – славянах, их образе жизни, быте, традициях. Классный час будет проходить в необычной форме – в форме фольклорно-интеллектуальной игры между двумя комaндами, которые уже заранее были определены. Как вам известно, наши предки – славяне – были язычниками. Языческие традиции славян полностью не исчезли, а продолжают жить в сознании людей, народной памяти (в приметах, суевериях, сказках, песнях и т.д.). Так языческая религиозная обрядность сохранилась в системе русских календарных праздников. Это Купала, Коляда, Масленица, Зелёные Святки, Ярилин день и другие. Наша языческая мифология сохранилась в наших волшебных сказках. Русская хороводная культура и ряд детских игр имеют славянские корни. Таким образом, традиционная народная память помнит верования, которым многие тысячи лет.
Итак, мы начинаем путешествие в мир наших далеких предков.
II. Проведение игры.
Участники делятся на 2 комaнды, каждая из которых выполняет предложенные задания, набирая определенное количество баллов. Оценивает комaнды жюри из учителей и учащихся. Победителем считается тот, кто набрал наибольшее количество баллов.
Задание 1 (см. слайд 3, 4)
Славянские названия месяцев.
Соотнести славянские и современные названия месяцев. Дать объяснение каждому названию. (Приложение 1)
Максимальный балл – 36 б. (По 3 б. за каждый правильный ответ)
Задание 2 (см. слайд 5)
Инсценировка славянских праздников.
Комaнды должны показать сцену празднования одного из славянских праздников – Коляда или Иван Купала (учитель заранее раздает сценарий праздника, дети самостоятельно его инсценируют). После того как одна из комaнд выступит, другая комaнда должна рассказать подробно об этом празднике (когда отмечался, какие традиции и приметы этого праздника сохранились до наших дней). (Приложение 2)
Максимальный балл – 7 б.
Переменка.
Пока жюри подводит итоги, у нас – “Переменка”. Мы с вами попытаемся вспомнить русские народные пословицы и поговорки. Каждая комaнда поочерёдно будет называть свою версию, максимальное время на обдумывание – 15 секунд. Комaнда, которая “продержалась” дольше всех, получает дополнительно 3 балла.
Задание 3 (см. слайд 6)
Древнерусские крылатые выражения.
Комaндам предоставляется список древнерусских крылатых выражений и примет. Задача участников - объяснить их значение. (Приложение 3)
Максимальный балл – 12 б. (По 2 б. за каждый правильный ответ)
Задание 4. (см. слайды 7-11)
Перевод старославянского текста на современный русский язык.
Комaндам предлагается текст, написанный кириллицей, и список основных букв кириллицы (Приложение 4). Комaнды должны попытаться перевести этот текст на современный язык, или хотя бы передать основной смысл данного текста. (Приложение 5)
Максимальный балл – 10 б.
Задание 5. (см. слайд 12)
Расшифровка волшебного квадрата.
В этом волшебном квадрате много разных букв. На первый взгляд, кажется, что все они расположены без всякого смысла. Но если приглядеться более внимательно, то можно найти названия славянских племен и богов. Читать слова можно по вертикали и по горизонтали. (Приложение 6)
Максимальный балл – 22 б. (По 2 б. за каждый правильный ответ)
Задание 6. (см. слайд 13)
Работа с историческим источником.
Комaнды должны прочитать отрывки из книги Николая Ивановича Костомаров “Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей”, определить, о ком идет речь, назвать ключевые фразы, по которым они это определили. (Приложение 7)
Максимальный балл – 5 б.
Задание 7. (см. слайд 14,15)
Работа с иллюстрациями на историческую тему.
Определите, какое событие изображено на картинке, кто является ее автором. Дайте краткую историческую справку данного события. (Приложение 8)
Максимальный балл – 9 б.
III. Подведение итогов. Награждение победителей.
Пока жюри подводит итоги игры, можно провести “Переменку”. Участникам необходимо дать современное значение устаревших слов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
- “чело” (Лоб)
- “кудесник” (Волшебник, колдун)
- “курган” (Холм над могилой знатного воина)
- “жребий” (Судьба, участь)
- “отрок” (Младший воин в дружине)
- “сеча” (Битва с врагом)
- “волхв” (Языческий жрец, служитель богов)
- “око” (Глаз)
- “недуг” (Болезнь)
- “броня” (одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от ударов меча, копья)
- “витязь” (храбрый воин, богатырь)
- “оброк” (дань)
- “чадо” (сын или дочь до 12 лет)
- “супостат” (противник, враг)
Заключительное слово учителя.
Наше мероприятие заканчивается. Но, не смотря на это, славянские традиции и обычаи останутся надолго в вашей памяти благодаря этой игре. Мы с вами окунулись в те далекие времена, которые сохранились в сознании современных людей в виде славянских обрядов, традиций, примет, суеверий и т.д. Мы не должны терять наши исторические корни, чтить и помнить обычаи и традиции наших предков.
Интернет-ресурсы.
- http://slovar.kakras.ru/
- http://www.booksite.ru/enciklopedia/index.htm
- http://ru.wikipedia.org
- http://slavyans.narod.ru/holidays/kolyada.html
- http://rujaz.narod.ru/kuvalina/Kuvalina.Starosl.2006.pdf
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
06 07 2022 8:39:54
Представлен конспект исторической игры "Меч и дипломатия Александра Невского" для учащихся 6-х классов....
05 07 2022 11:48:36
Вашему вниманию предлагается электронное обучающее средство, выполненное в формате презентация по курсу "Государственные символы России". Курс рассчитан на 17 часов и может быть использован как элективный курс, факультатив, спецкурс....
04 07 2022 2:25:48
При групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей, дети, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но они находят лучшую аргументацию, дают более точные ответы. Улучшается возможность поддержания более или менее постоянной обратной связи и растёт эффективность системы в целом....
03 07 2022 19:54:38
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
02 07 2022 12:39:35
Тема является одной из ключевых тем в обществознании 6-го класса. Урок проводится в интеpaктивной форме. На уроке используются групповая работа, «Мозговой штурм», работа с документами. В ходе урока учащиеся овладевают навыками работы в группе, закрепляют умения анализировать литературу, работу с документами, умение делать выводы....
01 07 2022 11:57:55
Предложенный материал предполагает активные формы работы и может быть применим в сильных классах. Отличие урока в параллельном применении документов и зрительного ряда, звукового сопровождения и решения творческих заданий. Подобранные отрывки документов позволяют проводить урок и в курсе 10-го класса.
...
30 06 2022 22:28:36
Урок в 6-м классе призван сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д'Арк, охаpaктеризовать этапы Столетней войны, выявить место, роль Жанны в войне, отношение к ней разных слоев населения, причины предательства, а затем возвышения королем до национальной героини, определить свое отношение к проблеме героизма....
29 06 2022 15:55:19
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
28 06 2022 6:21:41
Учащиеся знакомятся с политической лексикой, составляют монологические высказывания по теме, знакомятся с понятием "политическая идеология"....
27 06 2022 16:42:14
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
26 06 2022 12:56:51
Мероприятие воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ. У ребят формируется осознание исторического прошлого....
25 06 2022 11:40:34

Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....
24 06 2022 11:37:39
В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной хаpaктеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий ЕГЭ уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....
23 06 2022 0:16:41

Презентация расширяет знания учащихся, развивает умение анализировать, обобщать, делать выводы. ТСО повышают познавательный интерес к изучаемому материалу, что несомненно, сказывается на его усвоении....
22 06 2022 20:10:33
Урок – закрепление изученного материала в 7-м классе по следующим темам: " Английская буржуазная революция", "Война за независимость в США", "Великая Французская буржуазная революция". Цель урока – обобщение знаний по вышеперечисленным темам....
21 06 2022 15:25:39
Урок истории России по теме «Русь между Востоком и Западом»....
20 06 2022 8:36:48
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
19 06 2022 14:28:51
Урок обобщает и систематизирует теоретический материал раздела «СССР в 1965–1985 гг., развивает навыки исследовательской работы, воспитывает потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему.
...
18 06 2022 20:30:35
Цели урока: знать такие понятия, как личность, мораль, нравственность, долг, совесть, честь, любовь; знать текст литературного произведения и применять в пpaктической деятельности; показать связь предметов обществознания и литературы; развивать умение логически мыслить и делать выводы; умение определять свою жизненную позицию с точки зрения обществоведческой и жизненной; воспитывать духовно-нравственного человека....
17 06 2022 15:17:21
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
16 06 2022 2:30:44
Обобщающий урок проводится в старших классах, так как рассчитан на два урока учебного времени. Основной его целью является не столько обобщение материалов по истории войны, хотя и это важно, сколько заострение внимания учеников на высоком патриотическом порыве российских народов в годы общей беды. Обязательно привлекаются местные материалы, что не только подчеркивает единство народа, армии, власти России в войне, но и позволяет ученикам через деятельность своих предков почувствовать и свою причастность к тем далеким великим событиям....
15 06 2022 6:50:20
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
14 06 2022 6:45:50
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
13 06 2022 10:17:59
На уроке использованы разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету....
12 06 2022 5:18:32
Рабочая программа по истории Отечества для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. В данной рабочей программе приведены примеры структурных компонентов, кроме календарно-тематического планирования....
11 06 2022 21:27:43
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
10 06 2022 20:32:49
В статье представлен урок истории, который может быть проведён с учащимися 7-го класса общеобразовательной школы. Используемые формы работы: рассказ учителя, работа с учебником, картой, с документами, схемами, решение исторических задач.
...
09 06 2022 22:18:52
Повторительно-обобщающий урок на тему "Древний Египет и Западная Азия в древности"....
08 06 2022 22:29:43
Пробудить у учащихся чувство сострадания, гуманности и уважения к человеческому достоинству - это основная цель и главный результат изучения Международного гуманитарного права в школе.
...
07 06 2022 14:15:21
Цель работы: изучить содержание школьных учебников и дополнительных источников (хрестоматия, архивные документы) и оценить возможности учителя при организации изучения темы плена на уроках и внеклассной деятельности....
06 06 2022 12:43:56
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
05 06 2022 21:38:50
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
04 06 2022 6:34:18
На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии.
...
03 06 2022 7:50:11
Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса дается в форме звездного часа. В самом уроке использованы: наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал, видеофрагменты, рисунки учащихся....
02 06 2022 23:53:49
Изучение реформ Петра I всегда вызывает живой интерес у школьников. Однако, можно сделать эти уроки еще более занимательными, красочными и творческими. С этой целью для изучения можно предложить учащимся поставить театрализованные постановки, используя для этого элементы произведений А.Толстого "Петр Первый", Ю.Германа "Россия Молодая", либретто оперетты В.Щербачева "Табачный капитан" адаптировав их для подростков....
01 06 2022 11:23:52
Урок может помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Цель: сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в СССР....
31 05 2022 15:47:50
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
30 05 2022 23:13:40
Цель: ознакомить с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта....
29 05 2022 19:12:44
Курс построен с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму обществоведческих знаний, готовы к восприятию правовых основ Российской Федерации. Темы прав человека в курсе "Обществознания" так обобщены, что без дополнительных пpaктических занятий сложно усвоить ученикам данные темы....
28 05 2022 13:50:28
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
27 05 2022 1:11:57
В истории каждой страны есть незабываемые даты. Декабрь 1825 года – явление такого рода. По делу декабристов были привлечены 579 человек. В июле 1926 года началась отправка в Сибирь осужденных. Вслед за "государственными преступниками" отправились жены. Наш урок посвящен женам декабристов.
...
26 05 2022 6:11:17
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
25 05 2022 11:12:12
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
24 05 2022 23:42:55
В статье рассказывается о новых подходах в оценке учебных достижений, затруднениях российских школьников 14–15 лет при выполнении заданий PISA 2006, 2009; о приемах организации условий для взаимодействия учащихся индивидуально и в группе. Дается описание приема активизации учеников при чтении и осмыслении большого по объему материала (1–2 параграфа) через "ролевое чтение" - один из приемов технологии критического мышления "Пять шляп", адаптированный для анализа учебного текста....
23 05 2022 6:16:48

Универсальность данной методической разработки состоит в том, что она может использоваться как на уроках истории, права и обществознания, так и во внеклассной работе, на классных часах в младшем и среднем школьном звене. Урок содержит в себе элементы проектно-исследовательской деятельности. В ходе урока происходит популяризация государственных символов России, расширение знаний о них, а также продолжается формирование чувства патриотизма и гражданственности....
22 05 2022 16:50:34
В данном материале (статье) представлена методическая разработка урока по отечественной истории на тему "Аграрная реформа П.А. Столыпина". Урок рассчитан на учащихся общеобразовательной школы, работающих по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История государства и народов России. ХХ век".
...
21 05 2022 8:35:33
Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....
20 05 2022 5:21:44
При изложении нового материала организуется беседа с целью воспитания неприятия жестокости и насилия. Активизации деятельности учащихся способствует обращение к личностным хаpaктеристикам главных участников революции, анализ документов, работа с картой, заполнение таблицы на основе текста учебника. Цель урока – охаpaктеризовать заключительный этап Великой французской революции, определить её историческое значение....
19 05 2022 4:35:33
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
18 05 2022 4:54:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::