Опричнина и итоги правления Ивана IV Грозного
Чернее тучи грозный царь,
Он скинул маску лицедея –
Не шут, не вор – но государь.
И стынет кровь на лик глазея.
То ли посланник, то ли бес.
Он в Бога верит, убивая,
И на гpyди кровавый крест –
Твердит о жизни – cмepть вдыхая.
Кто он? Святой или убийца?
Иль черный ангел во плоти?
Им ради жизни, cмepть вершиться,
Чтоб душу грешную спасти.
Учебник: История России: с древнейших времен до конца XVI века: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – 8-е изд. – М.: Просвещение ОАО «Московские учебники», 2009. – 256 с.
Цели урока:
- Образовательная: рассмотреть и углубить знания о событиях русской истории XVI века, о деятельности Ивана Грозного, изучить понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье».
- Развивающая: овладение исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, применение знаний, умение высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию, создавать исторические презентации, использовать видеоматериалы.
- Воспитательная: воспитание толерантного отношения к событиям русской истории, формирование ценностных ориентаций, в ходе ознакомления с событиями русской истории.
Тип урока: комбинированный.
Технология: урок-игра.
Оборудование:
- Материалы учебника.
- Настенная карта.
- Атласы.
ХОД УРОКА
Проверка знаний и умений учащихся
Методы. |
Вопросы. |
1. Индивидуально по карточкам. 2. Фронтальный опрос.
3. Индивидуально у доски. |
Вопросы учебника № 1, 2, 4. стр. 212 Вопросы: – Кто такие «ДВОРЯНЕ», «ДЕТИ БОЯРСКИЕ»,
«ЗЕМСКИЙ СОБОР», «ПРИКАЗЫ», «ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ
ГОСУДАРСТВО»; 1. Расскажите о завоевании Казанского и
Астpaxaнского ханства. |
Подготовка к изучению нового материала
1. Сообщение темы урока учащимся и запись ее в тетради.
2. Сообщение цели урока: «Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, изучим понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье» и т. д.».
– Как вы считаете что такое «ОПРИЧНИНА»? (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)
Изучение нового материала
План:
- Разрыв Ивана Грозного с Избранной рабой.
- Расправа царя с приближенными.
- Установление опричнины.
- Итоги царствования Ивана Грозного.
Игра
Класс делится на две группы. Одна группа входит в земщину. Другая группа входит в опричнину. (Ответы на вопросы комaндно пользуясь учебником).
– Прежде чем мы познакомимся с каждой из
комaнд, и узнаем что же подразумевают названия
комaнд, немного вспомним Избранную раду.
(Что это за орган?)
– Что случилось с Сильвестром и Адашевым, после
cмepти жены Ивана Грозного? (оказываются в
опале, Избранная paба распущена).
– В каком году умеряет митрополит Макарий,
который был духовным наставником царя и другом, а
на его место приходит Афанасий вставший на
сторону недовольных бояр. (1563 г.)
– Когда Иван Грозный покидает Москву с семьей и
уезжает в Александровскую слободу. (3 января 1565
год).
– Какие 2 грамоты Иван Грозный посылает из
Александровской слободы в Москву? (Обвиняет
бояр и митрополита Афанасия в предательстве, и
говорит, что это причина его ухода с престола.
бояре его возвращают, и предоставляют ему,
требуемое право, КАЗНИТЬ ПО СОБСТВЕННОМУ
УСМОТРЕНИЮ ИЗМЕНЩИКОВ. Обращается к ПОСАДУ,
горожанам).
– А теперь перенесемся в 1569 год в Великий
Новгород. В декабре 1569 г., подозревая
новгородскую знать в соучастии в «заговоре»
недавно убитого по его приказу князя Владимира
Андреевича Старицкого и одновременно в
намерении передаться польскому королю, Иван в
сопровождении большого войска опричников
выступил в поход против Новгорода.
Двинувшись на Новгород осенью 1569 года, опричники
устроили массовые убийства и грабежи в Твери,
Клину, Торжке и других встречных городах. В
Тверском Отрочем монастыре в декабре 1569
Малюта Скуратов лично задушил митрополита
Филиппа, отказавшегося благословить поход на
Новгород. И все же царь на Новгород пошел.
Мы стоим на площади великого города и наблюдаем
за зверскими казнями сотен невинных людей.
Смотрите же и запоминайте, делая соответствующие
выводы. В Новгороде было казнено с применением
различных пыток множество горожан, включая
женщин и детей.
Из Новгорода Грозный отправился к Пскову.
Первоначально ему он готовил ту же участь, но
царь ограничился только казнью нескольких
псковичей и грабежом их имущества.
Царь не кому не доверял!
– А теперь давайте познакомимся с названиями
ваших комaнд, постарайтесь найти определение в
учебнике пар.25, стр. 218, 222.
Записать определение понятий в тетрадь (опричнина, земщина).
Опри\'чнина — период в истории России (с 1565 по 1572 год ), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть территории государства , с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опри?чник — человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году. Опричник более поздний термин. Во времена Ивана Грозного опричников называли «государевыми людьми».
Земщина — в эпоху Ивана IV часть Русского государства, не попавшая в опричнину. На территории З. сохранялись обычные административные учреждения — Боярская дума, приказы и т. п. Земские полки ходили в походы со своими воеводами, хотя нередко и перемешивались с опричными.
Вопросы комaндам при работе с учебником.
– Что такое управление?
– Формы государства?
Работа с таблицей на доске
Соответственно, опричнина – это особый порядок управления страной при Иване Грозном. Земщина – земли находившиеся в управлении у бояр.
Организация управления в годы опричнины
РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО |
|
Опричнина |
Земщина |
Территория: Урал, часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и т. д. |
Территория: все оставшиеся земли, что не вошли в опричнину. |
Столица: Александровская слобода |
Столица: Москва. |
Опричная дума |
Земская дума |
Опричные приказы |
Земские приказы |
Опричное войско |
Земское войско |
Опричная казна |
Земская казна |
Иван Грозный |
Семеон Бекбулатович |
– Откройте стр. 221 и давайте познакомимся как же относились к опричнине иностранцы. Читаем вслух. 1-я комaнда отвечает на 1-й вопрос, 2-я на второй.
1581 г. – издан указ о введении заповедных лет. Цель – не допустить окончательного разорения помещичьих хозяйств, в эти годы запрещалось крестьянам переходить от одного землевладельца к другому, что и привело к возникновению «КРЕПОСТНОГО ПРАВА», КОТОРОЕ ПРОСУЩЕСТВУЕТ, ДО 1861 Г.
– Ребята, давайте попробуем сказать, что же такое «крепостное право» – общественный порядок при котором владелец земли имеет право на принудительный труд, по отношению к крестьянам прикрепленным к его земле с их имуществом и личной свободой.
1581 – убил своего сына Ивана. В порыве
гнева, во время спора с сыном.
1584 г. умер – оставив разоренную страну и не
подготовленного тихого, набожного сына Федора.
Итоги опричнины
Политические |
Социально-экономические |
1. Утверждается режим личной
власти царя, |
1. Ухудшение экономического и
социального развития страны. |
Вот как описывает cмepть Грозного историк Н. Костомаров (работа с документом):
"В начале 1584 года открылась у него страшная
болезнь; какое-то гниение внутри; от него исходил
отвратительный запах. Иноземные врачи расточали
над ним свое искусство; по монастырям
раздавались обильные милостыни, по церквам
ведено молиться за больного царя, и в то же время
суеверные Иван приглашал к себе знахарей и
знахарок. Их привозили из далекого севера;
какие-то волхвы предрекли ему, как говорят, день
cмepти... Иван то падал духом, молился, приказывал
кормить нищих и пленных, выпускал из темниц
заключенных, то опять порывался к прежней
необузданности... Ему казалось, что его
околдовали, потом он воображал, что это
колдовство было уже уничтожено другими
средствами. Он то собирался умирать, то с
уверенностью говорил, что будет жив. Между тем
тело покрывалось волдырями и ранами. Вонь от него
становилась невыносимее.
Наступило 17 марта. Около третьего часа царь
отправился в приготовленную ему баню и мылся с
большим удовольствием; там его тешили песнями.
После бани царь чувствовал себя свежее. Его
усадили на постели; сверх белья на нем был
широкий халат. Он велел подать шахматы, сам стал
расставлять их, никак не мог поставить
шахматного короля на свое место и в это время
упал. Поднялся крик; кто бежал за водкой, кто за
розовей водой, кто за врачами и духовенством.
Явились врачи со своими снадобьями, начали
растирать его; явился митрополит и наскоро
совершил обряд пострижения [в монахи], нарекая
Иоанна Ионою. Но царь уже был бездыханен. Ударили
в колокол на исход души. Народ заволновался,
толпа бросилась в Кремль. Борис [Годунов]
приказал затворить, ворота.
На третий день тело царя Ивана Васильевича было
предано погребению в Архангельском соборе, рядом
с могилою убитого им сына".
Вопросы в учебнике на стр. 220 учеб.
Закрепление:
Вопросы к параграфу 25.
– А сейчас давайте сыграем в игру – «Корзину знаний».
Рефлексия:
– Ребята понравился ли вам урок, что бы вы хотели изменить?
Оценки за урок.
Домашнее задание: §25 Доклады на тему: «Иван Грозный» «Семеон Бекбулатов», «Федор Иванович», «Благовещенский собор Московского Кремля», «Первопечатник Иван Федоров».
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
27 05 2023 11:50:37
Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....
26 05 2023 8:59:38
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
25 05 2023 12:20:14
ТРКМ - технология ЛОП, востребованная объективным развитием общества. Основа ТРКМ - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. С помощью методов и приёмов ТРКМ формирует функциональные качества личности, носит деятельностный хаpaктер (от постановки учеником цели к её реализации). Она успешно реализуется (на примере данной работы). В режиме ТРКМ у учащихся постепенно складывается тип независимого, открытого, опирающегося на аргументы мышления (критическое мышление). Трудность - в неадаптированности текстов возрасту учащихся....
24 05 2023 9:43:56
Этот литературный и краеведческий материал, музыкальное сопровождение (адажио Альбиони, песня о партизанке Ларисе) пробудил у участников и зрителей в зале чувство сопереживания, помог по-новому взглянуть на Великую Отечественную войну (глазами детей), создал скорбно-торжественную атмосферу в зале.
...
23 05 2023 21:52:31
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
22 05 2023 5:54:38
Повторительно-обобщающий урок на тему "Древний Египет и Западная Азия в древности"....
21 05 2023 2:55:20
Данный урок может быть использован в преподавании истории методом погружения с использованием технологии КСО.
...
20 05 2023 21:27:49
Урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении. Цель урока – исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке....
19 05 2023 0:45:31
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования....
18 05 2023 5:46:28

Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!...
17 05 2023 5:18:42
На этом уроке рассматриваются действия с информацией и хранение информации. Урок является интегрированным с предметами история и литература. Для наглядности используется презентация....
16 05 2023 9:33:11
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
15 05 2023 7:44:26
Урок разработан для физико-математического класса. Основная идея урока – гражданин России, независимо от выбранной специальности, должен знать и любить историю своей страны. Урок также может использоваться для учащихся 10–11-х гуманитарных классов в целях повышения интереса к математике. Урок – семинар-исследование взаимосвязи истории и математики. Элемент новизны – применение математического моделирования на примере исследования математической модели Бородинского.
...
14 05 2023 18:16:46
Урок предусматривает использование презентации. Учитель рассказывает о наших далеких предках, их занятиях, верованиях, культуре....
13 05 2023 23:57:55
Целью урока является рассказ о значение Красноярского края для России, его роли
в экономическом развитии страны; знакомство с историей освоения территории края;
воспитание патриотизма, через ознакомление с краевой символикой....
12 05 2023 11:33:57
Урок изучения нового материала и обучения учащихся постановке вопросов к тексту. Приведены образцы вопросов: их после изучения темы могут сформулировать как сами учащиеся, так и учитель. Вопросы предназначены для простого повторения и закрепления темы, так и для более глубокого ее изучения с привлечением дополнительной литературы. Самостоятельная постановка учащимися вопросов позволит им совершенствовать умение постановки к первоисточникам....
11 05 2023 18:58:46
Урок помогает сформировать представления о памятниках как исторических источниках, о памятных местах города Камышина, развивать исследовательские навыки школьников, воспитывать чувство уважения к памятным местам героическим традициям горожан....
10 05 2023 12:48:59
На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....
09 05 2023 9:25:42
Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны.
При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся.
...
08 05 2023 9:34:54
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
07 05 2023 1:10:29
Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....
06 05 2023 3:39:45
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
05 05 2023 5:56:34
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
04 05 2023 13:20:57
Урок обществознания по теме «Право на образование» предназначен для обучающихся 9-го класса. У учеников формируется представление о необходимости существования школы и права на образование, они знакомятся с правовой базой образования в РФ, узнают об наиболее острых проблемах в этой области и путях их решения.
...
03 05 2023 9:11:30

Цель урока: выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя; познакомить с историей создания произведения; рассмотреть образ Пугачева на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения....
02 05 2023 17:20:36
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
01 05 2023 10:54:54
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
30 04 2023 23:26:40
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
29 04 2023 18:23:51
Учащимся 6-х классов трудно усвоить понятия «свобода», «закон», «парламент», поэтому на уроке используется большое количество наглядного материала: презентация учителя, презентации учеников; устанавливается связь с современностью (например, с российским парламентом). Уровень усвоения материала урока проверяется тестом....
28 04 2023 14:21:27
Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....
27 04 2023 15:11:47
Данная разработка урока представляет интерес для учителей начальных классов, работающих по учебникам: Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьёв, М.Т. Студеникин. "Рассказы по родной истории"; Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова. "Наша Родина в прошлом". Беседы по истории России для 3-го класса.
...
26 04 2023 14:46:45
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
25 04 2023 10:10:45

Урок "Поиск клада" по теме «Великие географические открытия» с применением игровых технологий. Тип урока – повторительно-обобщающий. С целью закрепить конкретное представление об эпохе Великих географических открытий; систематизировать и обобщить знания учащихся по этой теме....
24 04 2023 0:31:22
Урок является составной частью темы "Демократия" и имеет следующие цели: углубить знания о демократическом политическом режиме; подвести учащихся к понятию совокупности действующих в политической системе механизмов и форм реализации ведущих демократических принципов....
23 04 2023 19:25:20
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
22 04 2023 16:25:13
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
21 04 2023 7:14:46
В ходе урока затронуты многие важные проблемы: отсутствие гарантий и механизма соблюдения права на жизнь, существование в нашей стране профашистских и экстремистских организаций, выявление причин способствующих росту экстремизма в России и т.д. Критический подход к рассмотрению темы позволил не только заинтересовать, но и пробудить в учениках стремление способствовать улучшению правового фона вокруг себя путем осознания прав человека и гражданина как важной общечеловеческой ценности. Это развивает гуманистичекое мышление у подростков – члeнов общества....
20 04 2023 18:49:25
В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы.
...
19 04 2023 12:17:11
Данная работа составлена с учётом программ школьного курса истории России с древнейших времён до наших дней. Тесты носят историко-хронологический хаpaктер и могут быть использованы в работе при изучении истории Отечества соответствующей эпохи на основе тематического принципа отбора содержания краеведческого материала.
...
18 04 2023 1:39:17
Объяснение учителя сопровождается презентацией с познавательными заданиями, учащиеся представляют свою исследовательскую работу – анализ анкетирования, проведенного среди родителей (презентация). На уроке используется технология синквейна и работа с понятийным аппаратом. Тема вызывает интерес у учащихся, способствует развитию их познавательного интереса.
...
17 04 2023 2:20:40
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий.
Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету.
Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003).
...
16 04 2023 9:24:41
В 2015 году наша страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, использовать ИКТ. Игра основана на межпредметных связях (литература, музыка, изобразительное искусство). Урок-игра воспитывает патриотизм учащихся....
15 04 2023 13:30:50
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
14 04 2023 12:53:59
На уроке по типу исторического марафона мною используются задания различных видов: разгадать филворд, головоломку; соотнести названия журналов и их редакторов; найти слово; вставить пропущенное слово; вспомнить даты. Задания разработаны для нескольких групп.
...
13 04 2023 8:54:18
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
12 04 2023 10:47:24
Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ.
Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ.
...
11 04 2023 3:30:55
В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков.
...
10 04 2023 13:40:53
Материал направлен на воспитание патриотизма и патриотических чувств у учащихся. Великая Отечественная война (1941–1945) – одна из самых страшных страниц нашей истории. Подвести учащихся к пониманию причин поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы. Развивать культуру к прослушиванию музыкальных произведений о войне....
09 04 2023 7:25:52
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
08 04 2023 18:39:45
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::