"Древнее Двуречье"
Цель урока: ознакомиться с природой, климатическими условиями Древнего Двуречья; с верованиями древних жителей и возникновением письменности. (Приложение. Слайды 1, 2)
Оборудование урока: тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь, учебник, презентация. (Слайд 3)
Ход урока
1. Повторение. (Слайд 4)
Вопросы беседы:
– Первая столица Египетского царства?
– Какая река протекает на территории Египта?
– Как назывался правитель Древнего Египта?
– Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?
– Как называлась письменность в Древнем Египте?
Мы закончили изучать историю Древнего Египта. Египтяне участвовали в длительных военных походах.
– Кто совершил самые крупные завоевания? При фараоне Тутмосе граница была
отодвинута до реки Евфрат.
– Как можно было египтянам добраться до этой реки? (Слайд 5)
Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский п-в, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находится Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат. Сегодня туда совершим путешествие.
2. План. (Слайд 6)
– Природные условия Древнего Двуречья.
– Занятия жителей Двуречья.
– Народ шумеры и религия.
– Письменность древних жителей Двуречья.
3. Словарная работа. (Слайд 7)
Месопотамия – Двуречье, Междуречье.
Шумер – жители южной части Двуречья.
Клинопись – письменность в Двуречье.
Зиккурат – храм, возведенный на мощной многоступенчатой платформе.
Две великие реки Тигр (Слайд 8) и Евфрат (Слайд 9) текут среди пустынь, сливаясь перед впадением в Персидский залив. Но так было не всегда. Когда-то обе реки впадали в море раздельно. Область между ними называлась Месопотамия, что по-гречески означает “земля между рек” или Двуречье. (Слайд 10)
Здесь более 5000 лет назад возникли самые первые государства на Земле. (Слайд 11). Поселения древних земледельцев превращались в города. Они обычно стояли на берегу реки или возле канала. Самыми крупными городами были Ур и Урук. (Слайд 12, 13)
4. Работа по учебнику. § 13, стр. 63
Прочитайте о природных особенностях края. (Слайд 14)
Особенности природных условий:
– плодородные почвы;
– сухой жаркий климат;
– земля давала богатейший урожай4
– разливы рек проходили бурно, обрушиваясь на селения и пастбища.
– Как вы считаете, благоприятными ли были условия для жизни? (Слайд 15)
Занятия жителей Двуречья. (Строительство, торговля, садоводство, огородничество, земледелие, скотоводство.)
5. Сообщение ребят.
Жители Двуречья строили насыпи по берегам рек. Для орошения полей и садов рыли каналы. Самый большой канал судоходен. Из всех стран на свете эта земля самая плодородная. Листья пшеницы и ячменя достигают целых четырех пальцев в ширину. Масличное растение бывает высотой с дерево. Повсюду на равнине растут финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед.
В Двуречье нет ни гор, ни лесов, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, дома сооружали из больших глиняных кирпичей. Города богатели, ведя прибыльную торговлю с другими странами.
Подумай. (Слайд 16)
– Чем природные условия нашей местности напоминают Двуречье, чем отличаются?
– Что из сельскохозяйственных культур выращивают в нашем районе?
В Двуречье проживают удивительные люди – шумеры. (Слайд 17)
Кем были шумеры, откуда появились в Двуречье – одна из загадок истории . Сами они утверждали, что прибыли с одного из островов Персидского залива. Со временем они смешались с местными жителями и построили первые поселения. Центром каждого шумерского города был храм в виде огромной ступенчатой башни. Такой храм назывался зиккурат. (Слайд 18, 19) Считалось, что там, на вершине храма живут боги.
6. Работа в тетрадях на печатной основе. (Стр. 39.)
В одном городе был бог солнца– Шамаш. (Слайд 20, 21)
В другом – бог луны Син. (Слайд 22)
Все почитали бога воды Эа. (Слайд 23) Ведь он питает влагой поля, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар (Слайд 24) люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и рождении детей.
Вопрос. (Слайд 25) Почему почитаемые боги Двуречья так или иначе связаны с природными факторами? (не могли объяснить явления природы)
7. Минутка отдыха. (Упражнения для расслабления мышц спины, рук.) (Слайд 26)
8. Письменность древних жителей Двуречья. (Слайд 27)
Именно шумеры в третьем тыс. до н. э. изобрели письменность. Самым доступным материалом была глина, поэтому писали шумеры на глиняных табличках. Чтобы табличка сохранялась дольше, глину вымачивали в воде. Примеси оседали на дно. Знаки наносились на мягкую глину, потом ее сушили на солнце и она становилась твердой. Таблички с наиболее важными надписями обжигали в печи, они становились черными, розовыми или серыми. Писали на таких табличках трехгранной палочкой, которая оставляла след в виде клина. Поэтому шумерская письменность называется клинописью. Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово. Например: звезда, нога, плуг. (Слайд 28)
9. Решение задачи. (Слайд 29)
10. Работа по учебнику. (Стр. 66.)
Школа для обучения писцов. (Слайд 30, 31) Приложение
Вопросы:
– Сколько знаков в клинописи?
– Как обучались в школе?
– Кто был учителем?
11. Закрепление материала.
Игра “Веришь – не веришь”. (Слайд 32) Отвечать “да” или “нет”.
– В Двуречье протекают две реки Тигр и Нил? (Нет.)
– Самые крупные города Ур и Урук? (Да.)
– Письмо, возникшее в Двуречье, называется клинопись? (Да.)
– Реки разливаются очень редко и медленно? (Нет.)
– Государства возникли в Двуречье 7 тыс. лет назад? (Нет.)
– Двуречье получило название потому, что находится между двух рек? (Да.)
12. Домашнее задание. (Слайд 33)
Сравнить природные условия Двуречья и Египта.
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
18 03 2024 6:14:45
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
17 03 2024 2:27:42
В ходе обсуждения учитель ставит задачу: в ходе работы небходимо исследовать деятельность правительства РФ, провести анализ проблем малого бизнеса в РФ, ЯНАО, городе Надыме, провести аналитику современного состояния данного вопроса в российской экономике , каждая группа должна предложить свои рекомендации по решению данной проблемы. ...
16 03 2024 12:41:14
Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона. ...
15 03 2024 16:56:47
На уроке происходит применение полученных учащимся знаний на пpaктике в ходе игры, при этом изучение нового материала и его закрепление объединяются в единый процесс. Перед учителем стоит проблема, как увлечь учащихся чтением. Дополнительная литература предусматривает осмысленное, а не механическое запоминание большого конкретно-исторического материала....
14 03 2024 2:42:28
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
13 03 2024 1:42:55
«Мудрость – украшение человека» - это урок истории для учащихся 5 класса в рамках изучения истории Древней Греции....
12 03 2024 1:10:14
Урок по истории Древнего мира в форме игры-путешествия для обучающихся 5-го класса. Через использование мультимедийной презентации повышается познавательный интерес обучающихся. Разработка может быть использована как начинающими педагогами, так и учителями-стажистами....
11 03 2024 7:42:36
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
10 03 2024 17:36:18
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...
09 03 2024 11:26:28
Урок проводится в форме ролевой игры. Ученикам предоставляется возможность на уроке через игровую деятельность побывать в роли учителя и учеников и ощутить особенности обучения в школах Древней Греции. ...
08 03 2024 12:43:14
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
07 03 2024 21:44:15
Урок носит обобщающий хаpaктер. Проводится подготовительная работа с учащимися по группам: хаpaктеристика России в начале XIX века, о личности императора, деятельности М.Сперанского и А.Аpaкчеева, реформах в странах, завоеванных французской армией, о возможном развитии России в случае поражения в войне 1812 г., роль крестьянства в Отечественной войне 1812 г., надежды на изменения жизни после войны. ...
06 03 2024 20:44:18
Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...
05 03 2024 13:27:14
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
04 03 2024 20:27:28
Интеpaктивная игра-викторина проводится 1 сентября в День Знаний или на предметной неделе истории. Учащиеся разбиваются на комaнды. Каждый правильный ответ дает возможность получить карточку с одной буквой из загаданного слова - одной из улиц Москвы, состоящей из стольких букв, сколько комaнд принимает участие в игре. В конце игры побеждает комaнда, которая пройдет все этапы, ответит на вопросы и отгадает слово. Количество этапов должно совпадать с количеством участвующих классов....
03 03 2024 18:53:23
Спаренный урок истории России ХХ века, интегрированный с всеобщей историей. Данный урок является вторым уроком из модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны". На уроке учащиеся, используя различные формы учебной деятельности, знакомятся с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с планами фашистской Германии. ...
02 03 2024 18:27:55
Автор работы стремится углубить у учащихся знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в ХVI–XVII вв., делает выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских, убеждает в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе и развивает познавательный интерес школьников, учит работать с картой....
01 03 2024 10:23:13
Представлен конспект интегрированного урока истории и математики. Урок посвящен экономическим реформам 90-х гг. XX века в России и является важным звеном в понимании основных тенденций развития нашей страны на современном этапе....
29 02 2024 14:19:21
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников. ...
28 02 2024 1:16:29
Цель урока: охаpaктеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства...
27 02 2024 10:57:58
Конспект интегрированного урока музыки и истории (2-й класс, II четверть). Урок проходит в школьном музее «Старая русская деревня». На уроке дети знакомятся с историей создания русских народных костюмов. Урок направлен на формирование устойчивого интереса к культуре своего (любого) народа....
26 02 2024 0:10:53
Цель урока: сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны, и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейшей налоговый гнёт на население России....
25 02 2024 22:41:55
Цель данного курса - попытаться найти истину в решении проблемы "роль личности в истории" на примере политических деятелей ХХ века. Историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь пойдет и о тех и о других. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы. ...
24 02 2024 5:56:34
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
23 02 2024 21:45:10
Урок является первым в изучении новой главы темы «От сталинизма - к «оттепели»: Советский союз в 1945–1964 гг.». Занятие формирует у учащихся конкретные представления о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно-политических союзах. ...
22 02 2024 7:46:55
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
21 02 2024 1:52:43
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
20 02 2024 23:52:50
Внеклассное мероприятие "Восток - дело тонкое" проводится после изучения учащимися 5-х классов тем "Древняя Индия" и "Древний Китай". Мероприятие способствует лучшему усвоению школьниками данных тем, приобщает их к культуре древних народов, знакомит с богатым культурным наследием Древней Индии и Древнего Китая. Задания внеклассного мероприятия можно использовать и на уроках при изучении темы "Древний Восток". ...
19 02 2024 7:30:40
Урок разработан на основе закона РФ «О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две комaнды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....
18 02 2024 0:53:46
Итоговое занятие после изучения темы «Япония» можно провести в форме викторины, которая позволит расширить представление учащихся об этой стране....
17 02 2024 23:54:49
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
16 02 2024 18:59:47
В ходе урока доказывается, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке. Подчеркивается значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; раскрывается сущность «Русской Правды»....
15 02 2024 22:30:35
Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права....
14 02 2024 19:54:20
Урок истории в 6-м классе основан на использовании элементов технологии критического мышления. Данный урок проходит в форме групповой работы учащихся (УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен…» издательства «Просвещение»)....
13 02 2024 5:30:47
Конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию. Занятие предполагает знакомство с различными взглядами на видение проблемы, прочтение некоторых статей «Всеобщей декларации прав и свобод человека», так как без навыков самостоятельного осмысления реальности окружающего мира невозможна активная гражданская позиция. ...
12 02 2024 17:41:45
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
11 02 2024 15:41:12
Цель урока: обобщить знания о средневековых европейских городах, полученных на предыдущих уроках....
10 02 2024 23:12:38
Разработанный урок предназначается для проведения в 10-м классе. Обобщающий урок имеет своей целью закрепление знаний по пройденной теме и формирование у ученика устойчивых представлений об истории страны в данный период. Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в конце XVII в. Была готова к масштабным преобразованиям, которые впоследствии провел Петр I....
09 02 2024 20:31:38
Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях различных типов как элективный и во внеклассной работе по предмету. Способствует формированию толерантного отношения у учащихся, способности адекватно оценивать себя и других людей, овладению социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений. ...
08 02 2024 19:36:10
В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
07 02 2024 15:49:42
Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две комaнды. Каждой комaнде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....
06 02 2024 6:27:34
Урок посвящён одной из ярких страниц русской истории первой половины XIX века. Честь, любовь к Родине и служение ей – это было делом всей жизни декабристов, а не богатства, почести и звания. Данный урок способствует воспитанию патриотизма, толерантности у подрастающего поколения. ...
05 02 2024 11:29:33
В основе урока лежит использование технологии развития критического мышления, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. Урок носит личностно значимый хаpaктер, так как позволяет использовать региональный и краеведческий материал....
04 02 2024 7:17:35
Урок предназначен для изучения истории мира вещей, которые нас окружают в повседневной жизни. Тема урока способствует развитию учебно-исследовательских умений учащихся через работу с дополнительным материалом к уроку....
03 02 2024 0:49:52
Тема проекта подсказана самой жизнью: уходят из жизни ветераны, кто пережил тяжелейшие годы нашей страны. Вместе с ними уходят и бесценные реликвии: документы, фотографии, письма. И сегодня школа должна сделать все возможное для сбора и сохранения материала о великом подвиге советских воинов. Школа должна стремиться донести этот материал до ныне живущих. Память о погибших, пропавших без вести, о тех, кто пришел с войны, но не дожил до великого праздника Победы, нужна прежде всего нам, живым....
02 02 2024 16:19:53
Урок разработан в соответствии с технологией развития критического мышления в форме дебатов. Данная тема и выбранная форма способствует формированию у учащихся умений критически мыслить, отстаивать собственную точку зрения, работать в группе, а также воспитывать патриотизм, чувство ответственности, толерантность. Во время дебатов комaнды высказывают аргументы, подтверждающие или опровергающие заявленную тему, которая формулируется в виде тезиса. Комaнды состоят из трёх человек. Одна комaнда защищает тему игры, другая – опровергает эту тему. ...
01 02 2024 22:49:20
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
31 01 2024 1:28:34
В данной статье приводится система работы учителя в старших классах с использованием лекционно-семинарско-зачетной системы преподавания, которая позволяет осуществлять гуманизацию образования, ставить личность в центр образовательного процесса. Цель работы — формирование личности, способной ориентироваться во всем многообразии современного мира....
30 01 2024 21:25:16
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
29 01 2024 22:53:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::