"Личность Петра Великого в истории России". 7-й класс
Цель урока: проверить знания и степень усвоения учащимися материала о периоде правления Петра Первого. Сделать общие выводы, касающиеся значения петровских преобразований для нашей страны. Оценить масштаб личности самого царя. Обобщить представление об эпохе Петра Первого. Развить у учеников интерес к изучению социальных предметов.
Образовательные задачи: закрепление приобретенных знаний исторического, эстетического, гуманитарного хаpaктера. Закрепление знаний основных дат, этапов и ключевых событий истории России первой четверти XVIII, выдающихся деятелей отечественной истории указанного периода. Определение последовательности и длительности важнейших событий отечественной истории эпохи Петра Первого, объяснение смысла изученных исторических понятий и терминов. Определение причин и следствий важнейших исторических событий внутренней и внешней политики Петра Великого. Обсуждение противоречивого хаpaктера реформ Петра Первого.
Развивающие задачи: развитие познавательного интереса к истории, историческим личностям и их деяниям (в данном конкретном случае – к Петру Великому); развитие логического мышления (анализа, сравнения, обобщения, объяснения исторических терминов). Использование данных различных исторических и современных источников (текста, схем, иллюстративного материала) при ответе на вопросы, решение проблемных задач; сравнение свидетельств разных источников. Развитие умения работы с исторической картой. Использование приобретенных знаний при составлении плана и хаpaктеристике исторического деятеля. Развитие ИКТ – компетентности.
Воспитательные задачи: воспитание патриотизма, уважения и гордости к истории своего Отечества, трудолюбия.
План урока:
№ | Этап урока | Время |
1. | Организационный момент. Вступительное слово учителя (слайды презентации) | 3 минуты |
2. | Фронтальная работа с классом по закреплению основных знаний, умений и навыков, индивидуальная работа с учащимися: | До 12 минут: |
1. задачи, стоявшие перед Петром Первым, хаpaктеристика основных качеств личности; | 1–2 минуты | |
2. работа с хронологией по теме с последующей проверкой классом; | 3 минуты (ученик у доски во время фронтальной работы) | |
3. текст с историческими ошибками с последующей проверкой классом; | 3 минуты (ученик у доски во время фронтальной работы) | |
4. устный опрос по реформам Петра Первого; | До 5 минут | |
5. задание на анализ исторических схем, картин исторического жанра, знание исторических деятелей (по слайдам презентации). | До 4 минут | |
3 | Самостоятельная работа с историческим документом с последующим обсуждением. | До 10 минут |
4 | Выполнение тестовых дифференцированных заданий по теме | До 8 минут |
5 | Выполнение проблемных творческих заданий | До 3 минут |
6 | Доклад учащегося по теме: “Пушкин о Петре Первом” | До 5 минут |
7 | Подведение итогов. Уроки петровских реформ. Выставление отметок | 3 минуты |
8 | Домашнее задание | 1 минута |
45 минут |
Оборудование: доска, изображение корабля, на котором написаны основные даты эпохи Петра Первого, проектор, экран, компьютер, презентация по теме, раздаточный материал для учащихся (исторические источники для анализа, дифференцированные тестовые задания)
Эпиграфы написаны на доске или на слайде презентации (Приложение 1):
1. То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлемой душой
На троне вечный был работник.
(А.С. Пушкин)2. Начало славных дел Петра
Мрачили мятежи и казни.
(А.С. Пушкин)3. Чтобы сделать Петра великим, его делают небывалым и невероятным.
Между тем надобно изобразить его самим собою, чтобы он сам собой стал велик.
(В.О. Ключевский)
I. Вступительное слово учителя:
Этот урок последний в системе уроков об эпохе Петра Первого. Как вы думаете, чем мы будем заниматься с вами на уроке? О чем будем говорить? (Ответы учеников.) Да, вы правы, наша задача повторить материал о Петровской эпохе (понятия, хронологию, факты) и ответить на вопрос о том, какое историческое значение имели преобразования Петра Великого.
Обращение к эпиграфу. Петр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своем и чужом. Когда Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить.
II. Фронтальная работа с классом, индивидуальная работа с отдельными учащимися.
- Давайте вспомним задачи, стоявшие перед Петром Первым (1 мин) (Борьба со Швецией за восточный Балтийский берег, завершение переустройства войска в регулярную армию, развитие промышленности, торговли и т.д.)
- Как вы думаете, какими же качествами должен обладать человек, чтобы за
столь небольшой период времени он смог справится с решением этих и других
задач?
(Энергичный, дальновидный, решительный, волевой и др.)
Эпоха Петра I, этого “работника на троне”, неукротимая творческая энергия которого вдохновляла многих русских поэтов (вы уже знакомы с творчеством А.С.Пушкина). Действительно, это одна из самых ярких эпох отечественной истории. Традиции, особенности и привычки старой Руси менялись на глазах одного поколения. Сухопутная Русь сделалась морской державой, и не случайно “окном в Европу” стала столица империи – портовый город Санкт-Петербург (учитель обращает внимание класса на 1-й эпиграф). Но, справедливости ради, надо отметить, что все реформы и новшества проводились с помощью жесточайшей эксплуатации простого народа, насильственными методами, усилением налогового бремени (зачитывается 2-й эпиграф). Сегодня на нашем обобщающем уроке мы должны вспомнить экономические, политические, социальные преобразования в Российской империи, оценить масштаб и значимость этих реформ и ответить на вопрос: “Какое влияние оказал Петр Великий на историю России?” (зачитывается 3-й эпиграф).
Во время фронтального опроса несколько учащихся получают индивидуальные задания (до 3 минут), которые затем проверяются классом.
- Ученик у доски по хронологии. Нарисован парусник, в столбик записаны даты: 1689, 1696, 1700, 1703, 1707, 1709, 1711, 1714, 1721, 1722.
- Ученик у доски по тексту с ошибками (Слайд 5):
Петр Великий стал первым русским царем из династии Романовых. Посетив Европу, он хотел изменить систему управления и для этого создал первый российский парламент – Сенат. Нам нужен был выход в Черное море, поэтому и началась Северная война. Первые сражения были удачными для нашей армии. Война длилась 12 лет, началась она в 1709 году и закончилась в 1721. Переломным моментом стала победа русских у острова Гренгам.
Ошибки: Петр 1 – первый император, Михаил Федорович – 1 русский царь из династии Романовых. Сенат – не парламент. Выход не в Черное, а в Балтийское море. Первые сражения были неудачными – Нарвская конфузия. Война длилась 21 год, началась в 1700 году. Переломный момент – Полтавская битва в 1709.
Вспомним как можно больше изменений, которые произошли в России за годы царствования Петра 1.
- Благодаря срочно проведенным реформам, российская армия вскоре начала одерживать победы в Северной войне. Назовите эти реформы.
- Для усиления местного аппарата власти в деле управления страной была проведена областная реформа. Охаpaктеризуйте ее.
- Росли города и численность городского населения. Для экономического подъема городов была проведена городская реформа. В чем ее суть?
- “Наши монахи зажирели. Врата к небесам – вера, пост и молитва. Я очищу им путь к раю хлебом и водою, а не стерлядями и вином…” – говорил Петр Первый. В результате была проведена церковная реформа. Охаpaктеризуйте ее.
- Эти реформы увеличили бюджет государства в 3 раза. Назовите эти реформы.
- Когда был издан указ о единонаследии? В чьих интересах он работал?
- Эта система давала возможность служебного роста любому человеку вне зависимости от его происхождения. О какой системе идет речь?
- Петр Первый упразднил громоздкую систему приказов. Что было создано вместо них? Приведи примеры.
- Ребята, посмотрите внимательно на картину В.Серова “Петр Первый” (Слайд 6) (исторический жанр) и объясните, какие перемены, касающиеся быта, произошли в результате указов Петра Великого. Назовите эти указы. (Дети должны обратить внимание на строящиеся корабли, на стремительную походку Петра Первого, на трость в его руках, которая скорее напоминала дубинку, он нередко пускал ее в ход, если видел небрежность и бpaк в работе. К тому же все одеты в европейское платье, отсутствуют бороды. Специальными указами 1698–99 гг. (брадобритие) и 1700 г. (о обязательном ношении европейского платья), Петр резко изменил внешний вид русского человека).
- Найдите на Слайдах 7–8 схему генерального сражения Северной войны. Какому сражению соответствует вторая схема? (27.06.1709 года произошло генеральное сражение – Полтавская битва. 27.07.1714 года русский флот разгромил шведскую эскадру у мыса Гангут. Швеция лишилась всех судов, участвующих в этом сражении. На полуострове Ханко есть узкое место – 2–2,5км,. Петр Первый придумал хитрость, будто бы собираясь перетащить на бревнах часть своих кораблей на западное побережье полуострова). Шведы вынуждены были разделить свой флот, т.е. они попались на уловку Петра Первого. На беду шведов на море начался штиль, тяжелые парусные корабли остались без движения, русские налегли на весла и стали обходить шведов, вести прицельный огонь, а затем брать их на абордаж.
- Каков итог Северной войны? В чем проявилось историческое значение победы России в Северной войне? 30.08.1721г. в Ништадте было подписано перемирие России со Швецией. Россия получала: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманладию, т.е. балтийское побережье от Выборга до Риги и выход в Балтийское море. Авторитет России на международной арене резко возрос.
- Найдите на Слайде 9 портреты сподвижников Петра Первого. Какой портрет является лишним?
III. Работа с историческим документом (пакеты документов выдаются каждому учащемуся или группе) (Слайд 10)
1-й вариант заданий.
“… Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры. Петру предстояла трудная задача: для образования русских людей необходимо было вызвать иностранных наставников, руководителей, которые, естественно, стремились подчинить учеников своему влиянию, стать выше их; но это унижало учеников, которых Петр хотел сделать как можно скорее мастерами; Петр не поддался искушению, не принял предложения вести дело успешно с людьми выученными, вполне приготовленными, но иностранцами, хотел, чтобы свои, русские, проходили деятельную школу, хотя бы это и стоило больших потерь, сопровождалось большими неудобствами…”. (С.М.Соловьев)
1) На основе текста документа изложите отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I. Приведите не менее трех аргументов.
2) Выскажите и аргументируйте свою точку зрения на роль Петра Первого в истории России.
2-й вариант заданий.
“Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык – все было искажено, изуpoдовано, изувечено". При Петре началось то зло, которое есть и зло нашего времени. Как всякое неизлеченное зло, оно усилилось с течением времени и составляет опасную коренную язву нашей России… Он только переменил цепи на цепи, цепи своей исключительной национальности он переменил на цепи чужеземной национальной исключительности, национальности европейской, цепи, следовательно, тягчайшие… Петр захотел … оторвать Русь от родных источников ее жизни, захотел втолкнуть Россию на путь Запада, путь ложный и опасный. Петр подчинил Россию влиянию Запада. Так совершился разрыв царя с народом, так разрушился этот древний союз земли и государства; так вместо прежнего союза образовалось иго государства над землею. Так Русский монарх получил значение деспота, а свободноподданный народ – значение paба – невольника в своей земле”. (И.С.Аксаков)
1) На основе текста документа изложите отношение И.С.Аксакова к реформам и личности Петра I. Приведите не менее трех аргументов.
2) Выскажите и аргументируйте свою точку зрения на роль Петра Первого в истории России.
3-й вариант заданий.
“Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и
деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников
ужас и обожание, тот, кто во имя “общего блага”, любя и служа Отечеству, “Россию
поднял на дыбы”. “Реформа, скромная и ограниченная по своему первоначальному
замыслу, направленная к перестройке военных сил и к расширению финансовых
средств государства, постепенно превратилась в упopную внутреннюю борьбу,
взбаламутила всю застоявшуюся плесень русской жизни. Противоречия, в какие он
поставил свое дело, ошибки и колебания, подчас сменявшиеся малообдуманной
решимостью, бесчеловечные жестокости, от которых он не умел воздержаться, и
рядом с этим беззаветная любовь к отечеству, непоколебимая преданность своему
делу, широкий и светлый взгляд на свои задачи, смелые планы, задуманные с
творческой чуткостью и проведенные с беспримерной энергией, наконец, успехи,
достигнутые неимоверными жертвами народа и великими усилиями преобразователя…”.
(В.О.Ключевский)
1) На основе текста документа изложите отношение В.О.Ключевского к реформам и личности Петра I. Приведите не менее трех аргументов.
2) Выскажите и аргументируйте свою точку зрения на роль Петра Первого в истории России.
4-й вариант заданий.
“Нынешняя Россия, то есть Россия европейская, дипломатическая, политическая, военная, Россия коммерческая, мануфактурная, школьная есть произведение Петра Великого. Куда мы не оглянемся, везде встречаемся мы с этою колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже застит нам прошедшую историю, которая все еще как будто держит свою руку над нами и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко не ушли в будущее”. (М.Н.Погодин)
1) На основе текста документа изложите отношение М.Н.Погодина к реформам и личности Петра Первого. Приведите не менее трех аргументов.
2) Выскажите и аргументируйте свою точку зрения на роль Петра Первого в истории России.
IV. Выполнение тестовых дифференцированных заданий по теме. (Приложение 2).
Составлено 4 варианта тестов базового уровня сложности и один вариант повышенного уровня сложности. Ответы на Слайде 12.
V. Выполнение проблемных заданий.
1. Крестьяне в петровское время часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, на принудительную отправку работников в Воронеж (на строительство флота), а затем в Петербург. Многие говорили, что Петр не русский царь – иначе бы он не опустошал страну. Были ли правы крестьяне, осуждавшие эту политику?
2. Почему Петру I посвящено немало литературных произведений и научных трудов, а песен о Петре I народ не слагал?
3. Как известно, мысль воздвигнуть памятник Петру Великому принадлежит императрице Елизавете Петровне. Но эта идея осуществилась при Екатерине II. Памятник сооружал Этьен-Морис Фальконет (Фальконе). Для возведения памятника в деревне Лахте под Петербургом был найден огромный камень Гром (Слайд 13). Торжественное открытие памятника состоялось в августе 1782 года. В то время было написано стихотворение писателем В.Г. Рубаном:
Нерукотворная здесь Росская гора,
Вняв гласу Божию из уст Екатерины,
Пришла во град Петров чрез Невские пучины
И пала под стопы Великого Петра.“Петру Первому – Екатерина Вторая”
– такие слова выбиты на постаменте знаменитого памятника.
Придумайте свою подпись к памятнику.
VI. Доклад учащегося “Пушкин о Петре Первом”.
Петр стал героем его “Полтавы”, “Медного всадника”, “Арапа Петра Великого”. Отношение свое к преобразованиям Пушкин выразил метко и образно: “Россия вошла в Европу, как спущенный корабль – при стуке топора и громе пушек”. Но Пушкин всегда помнил, чьим потом и кровью оплачивались победы и успехи петровского государства. Суровый царь, по его словам, “уздой железной Россию поднял на дыбы”. В течение многих лет высказывались разные оценки личности и деятельности. При всей их несхожести, нельзя не согласиться с тем, что Петр I – первоклассный полководец, флотоводец, дипломат, государственный деятель, реформатор. Он верил в возможности России, его не останавливали неудачи. Самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие. Пушкин называл его “вечным работником”. Столь же примечательна постоянная тяга к знаниям и обучению других. В обращении с другими был прост, но суров, порой до жестокости.
VII. И сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес.
“Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо”. Уроки петровской эпохи:
- правительство должно проводить преобразования, если назрела такая необходимость;
- для успеха преобразований привлекать народ на сторону реформаторов;
- начиная реформы, смело идти вперед, нужно думать об интересах всего общества, а не группы лиц.
Вывод учителя. Реформы стали первым опытом модернизации отсталой аграрной страны, вызванной, скорее, не внутренним развитием и потребностями общества, а вызовом внешних обстоятельств. Вот почему эта модернизация, принявшая в условиях начала ХVIII в. форму европеизации, отличалась поверхностным и выборочным заимствованием у европейских стран технических достижений для военных целей в обмен на сырье; ужесточением эксплуатации собственного народа традиционными методами; растущей централизацией и бюрократизацией системы управления.
VIII. Домашнее задание. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Реформы Петра Первого”. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с реформами Петра Первого во внутренней и внешней политике.
Домашнее задание направлено на подготовку к ГИА по истории.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
02 11 2024 23:39:38
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
01 11 2024 16:59:44
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
31 10 2024 2:49:26
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
30 10 2024 5:15:58
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
29 10 2024 4:21:47
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
28 10 2024 11:49:27
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
27 10 2024 1:32:29
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
26 10 2024 22:48:20
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
25 10 2024 9:27:42
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
24 10 2024 8:55:54
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
23 10 2024 2:55:51
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
22 10 2024 15:17:53
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
21 10 2024 17:34:40
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
20 10 2024 14:17:49
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
19 10 2024 19:45:40
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
18 10 2024 10:13:22
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
17 10 2024 19:56:18
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
16 10 2024 1:20:18
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
15 10 2024 13:34:35
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
14 10 2024 22:15:25
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
13 10 2024 0:34:47
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
12 10 2024 20:51:58
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
11 10 2024 21:11:59
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
10 10 2024 11:52:39
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
09 10 2024 17:51:44
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
08 10 2024 14:21:44
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
07 10 2024 2:59:26
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
06 10 2024 2:52:21
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
05 10 2024 16:58:45
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
04 10 2024 6:45:49
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
03 10 2024 7:46:34
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
02 10 2024 12:37:47
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
01 10 2024 21:33:11
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
30 09 2024 6:47:39
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
29 09 2024 15:30:59
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
28 09 2024 11:20:35
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
27 09 2024 22:35:17
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
26 09 2024 3:27:10
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
25 09 2024 1:59:42
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
24 09 2024 16:18:49
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
23 09 2024 0:50:11
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
22 09 2024 11:10:50
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
21 09 2024 7:59:20
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
20 09 2024 16:36:38
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
19 09 2024 12:50:27
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
18 09 2024 4:19:10
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
17 09 2024 10:40:32
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
16 09 2024 9:47:33
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
15 09 2024 23:43:48
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
14 09 2024 8:22:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::