Экскурсия на мемориальный комплекс "Памяти павших в годы Великой Отечественной войны"
Ход экскурсии
Приложение
Мемориальный комплекс «Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» был открыт 9 мая 1984 года. Архитектор – Теплицкий, скульпторы – Дмитриев, Бартенев, Криволапов.
Память, память, за собой позови
В те далёкие промчавшиеся дни
Ты друзей моих ушедших оживи,
А друзьям живущим молодость верни.
Память ... Память!
Ты же можешь, ты должна
На мгновенье эти стрелки повернуть.
Я хочу не просто вспомнить имена,
Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть,
Память ... Память ... Память!
Мемориал был сооружён на месте бывших офицерских и солдатских кладбищ. Здесь захоронены воины, павшие cмepтью храбрых в боях или скончавшиеся от ран в Курских военных госпиталях.
Стелы, которые ведут к главному обелиску, глубоко символичны. На них изображены каски и шлемы участников Курской битвы, которая проходила с 5 июля по 23 августа 1943 года на территории нашей области. Это шлемы танкистов, лётчиков, каски пехотинцев. Многие из них погибли, сражаясь за свободу нашей страны. На местах бывших боёв высятся величественные монументы и простые солдатские могилы. Цель, которую видели бойцы перед собой (от рядового до генерала), и до которой не смогли дойти, сложив свои головы, была очерчена огненным Курским выступом как генеральным плацдармом будущей Великой Победы.
А почестей мы не просили,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была.
31 октября 1941 года передовые немецкие части, продвигаясь по Фатежскому шоссе, подошли к северной окраине Курска, в район кирпичного завода.
1 ноября началось сражение за город. Особенно ожесточёнными были бои 2 ноября. Защищали город истребительные батальоны, батальоны народного ополчения. Немцы наступали со стороны улицы Карла Маркса, а батальоны ополченцев отходили к баррикадам, построенным там, где от улицы Ленина отходят улицы Челюскинцев, Гоголя и Мирная. Фашисты использовали в качестве опopного пункта захваченное здание медицинского института.
В боях за Курск воины Красной Армии, бойцы истребительных батальонов и ополченцы отвлекали на себя часть сил противника и способствовали отводу войск 13-й армии на новый оборонительный рубеж. Десятки курян особо отличились в боях за родной город. Котов – комиссар, комaндир 1-го батальона народного ополчения; Сиротин – комaндир 2-го батальона полка народного ополчения; студентка медицинского института Тамара Кондратьева; 17-ти летняя комсомолка Анна Букреева и ополченка Надежда Михеева.
Сотни ополченцев и бойцов истребительных батальонов сложили свои головы в дни обороны Курска. Некоторые из них похоронены на Мемориале.
У могилы Меркуловых
В этой могиле лежат комaндир взвода истребительного батальона Филипп Григорьевич Меркулов и его одиннадцатилетний сын, ученик нашей школы №6 Слава Меркулов. Слава подносил отцу пулемётные ленты и поддерживал в качестве связного связь со штабом батальона. Они пали cмepтью храбрых при обороне Курска 2 ноября 1941 года. В канун 50-летия Победы администрацией города на их могиле установлен гранитный памятник.
Часть ополченцев и бойцов истребительного батальона была захвачена в плен. Там, находясь во вражеских застенках, люди познали все ужасы фашистских концлагерей. Один из таких лагерей находился в Курске, в сараях бывшего военведа, по левой стороне от шоссе, идущего на Фатеж.
Курск был взят Фашистами в ночь на 3 ноября 1941 года. 15 месяцев длилась в Курске оккупация, принесшая жителям рабство, эпидемии и cмepть. За это время от голода, истощения и эпидемий умерли 10 тысяч человек, свыше двух тысяч были расстреляны, почти десять тысяч курян было угнано в Германию.
450 дней Курск переживал ужас оккупации. Были разрушены заводы и фабрики, жилые дома, сожжены больницы, школы, театр, цирк, выведен из строя водопровод.
Но и в условиях оккупации куряне продолжали вести активную борьбу против врага, находясь в подполье и в партизанских отрядах.
У могилы Перекальского
5 февраля 1943 года комaндование Воронежского фронта отдало приказ комaндующему 60-й армией генерал-майору И.Д. Черняховскому об овладении Курском в течение трёх суток. В ночь с 6 на 7 февраля Черняховский подписал приказ об уничтожении Курской группировки противника и овладении Курском. Операция началась утром 7 февраля. В ней принимали участие 5 стрелковых дивизий и одна стрелковая бригада. В ночь с 7 на 8 февраля наши войска ворвались в город. В уличных боях основная тяжесть пала на бойцов и комaндиров 248 стрелковой бригады и 322 стрелковой дивизии, которой комaндовал полковник С.Н. Перекальский. К концу дня 8 февраля 1943 года город был полностью освобождён. Все воины 60-й армии, которой комaндовал генерал Черняховский, продемонстрировали высокий боевой дух в боях за освобождение города. В ходе операции отличился полковник Перекальский. Дважды раненный, он не покинул поле боя, умело комaндовал полками дивизии, своим личным примером воодушевлял бойцов. Днём 8 февраля он был cмepтельно ранен и в тот же день скончался. В апреле 1943 года Степану Николаевичу Перекальскому поcмepтно присвоено звание Героя Советского Союза. 23 февраля исполком Курского городского Совета депутатов принял постановление об увековечивании памяти С.Н. Перекальского: площадь Медицинского института была переименована в площадь Перекальского, улица Ямская гора, на которой он был cмepтельно ранен – в улицу Перекальского. Здесь, на Никитском кладбище, полковник Перекальский был похоронен. Ему был установлен и этот памятник.
Хотят ли русские войны?
Спросите Вы у тишины,
Над ширью пашен и полей,
И у берёз и тополей.
Спросите Вы у тех солдат,
Что под берёзами лежат,
И вам ответят их сыны,
Хотят ли русские войны.
Не только за свою страну
Солдаты гибли в ту войну,
А чтобы люди всей земли
Спокойно видеть сны могли.
Да, мы умеем воевать,
Но не хотим, чтобы опять
Солдаты падали в бою
На землю русскую свою.
Спросите Вы у матерей,
Спросите у жены моей.
И Вы тогда понять должны,
Хотят ли русские войны.
Но главное военное событие – Курская битва – было ещё впереди. 50 дней и ночей летом 1943 года шли бои на Курской дуге. Каждый метр земли здесь обильно полит кровью и буквально нашпигован металлом.
В истории Курской земли битва на огненной дуге – это событие не просто выдающееся, – великое событие. Это великое событие для всей нашей страны. И чем дальше мы уходим от этого времени, тем более великой кажется эта победа. Но как и всякая победа, она складывается из отдельных ручейков, из отдельных подвигов, из отдельных сражений и выполнения своего долга каждым солдатом. Не вспоминать об этом было бы грешно перед теми, кто остался на этой священной Курской земле навсегда.
Здесь, на мемориале, сооружён надгробный бюcт Героя Советского Союза старшего лейтенанта Константина Минаевича Блинова, комaндира танка 103-й отдельной бригады, погибшего в бою 10 июля 1943 г. на северном фасе Курской дуги.
На Северном фасе, в районе Понырей, войска 13-й армии отразили наступление противника на направлении его главного удара в полосе Центрального фронта.
Крупнейшее танковое сражение, в котором принимали участие более тысячи двухсот танков и самоходных орудий, проходило на Южном фасе под Прохоровкой. Именно оно привело к стратегическому перелому в Великой Отечественной войне. С высоты Курской дуги уже была видна победа.
В Курской битве советские воины проявили мужество, стойкость и массовый героизм. Более 100 тысяч военнослужащих были награждены орденами и медалями, около 180 человек стали Героями Советского Союза, среди них 15 воинов – курян. Участник битвы, Герой Советского Союза, поэт Михаил Борисов писал:
Те бои –
Как мера нашей силы.
Потому она и дорога,
Наcмepть прикипевшая
К России
Курская Великая дуга.
У курганов Братских могил
На мемориале вы видите братские могилы воинов в виде 10 курганов. Здесь похоронены рядовые солдаты и офицеры. Архивные данные указывают, что на мемориале захоронены более 2900 солдат и офицеров Красной Армии, погибших в 1941 – 1944 гг. В одной из братских могил захоронен Герой Советского Союза младший сержант Исмаил Хамзалиев (уроженец Таджикистана) – артиллерист, погибший летом 1943 г. на Тепловских высотах в Поныровском районе. В другой братской могиле покоится прах Героя Советского Союза лётчика майора В.Н. Михайлова, уроженца г. Казани.
На войне особо суровой мерой измеряется мужество и совесть человеческая. Кажется, стоит чуть-чуть поберечь себя – и ты спасён. Но спасён ценою жизни других: кому-то нужно пройти эти страшные метры, а значит погибнуть, потому что ещё ни один рубеж в мире не был взят без жертв.
У памятника солдату
На территории комплекса вы видите скульптуры, памятники.
Остановись! Могилам поклонись.
Над нашим прахом горьким помолчи.
И нам когда-то улыбалась жизнь.
И нам сияли золотом лучи.
Жить и любить, – всё было нам дано.
И хоть мы пеплом стали, всё равно
И до сих пор наш голос не угас.
Мы в поле выходили по утрам,
Где колос, словно колокол, звенит ...
Когда б собрать всю боль
Cмepтельных ран –
В каменья бы рассыпался гранит!
В годы Великой Отечественной войны более 208 тысяч наших земляков погибли и пропали без вести. 250 курян стали Героями Советского Союза. А область, за мужество и стойкость, проявленные при защите Родины, за успехи в восстановлении и развитии народного хозяйства, получила высшую награду того времени – орден Ленина. На знамени Курска сияет и орден Отечественной войны I степени. Четыре сотни памятников и 330 братских могил напоминают сегодня о войне и Великой Победе советского народа в Великой Отечественной войне.
У обелиска славы
Центром мемориального комплекса «Памяти павших в Великой Отечественной войне» является обелиск Славы, рядом с которым зажжён Вечный огонь. В день освобождения города – 8 февраля и в день Победы Советского народа над фашистской Германией – 9 мая, на мемориале проводятся митинги, возлагаются венки и цветы. Здесь несут почётную вахту на Посту №1 лучшие школьники и учащиеся профтехучилищ.
Вспомним всех поимённо,
Сердцем вспомним своим.
Это нужно не мёртвым –
Это нужно живым!
Помните!
Через века, через года!
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,
Помните!
Использованная литература:
- История и современность Курского края. Региональное учебное пособие. Под ред. профессора Б.Н. Королёва; Курский областной ИПКиПРО, Курск, 2010.
- Курск. Краеведческий словарь-справочник. Главный редактор – Ю.А.Бугров. Изд. центр «ЮМЭКС», 1997.
- Левченко В.В., Грива Г.А. Музеи и памятники Курской области: Путеводитель-справочник. – Курск: Сеймъ, 1996.
- Преподавание истории в школе. Изд. «Педагогика», М., 1983, №3.
- Соловьёв Б.Г. Битва на Курской дуге. М., «Знание», 1975.
- Документальный фильм «70 лет Курской области». ГТРК «Курск», 2004.
Урок истории в 6-м классе основан на использовании элементов технологии критического мышления. Данный урок проходит в форме групповой работы учащихся (УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен…» издательства «Просвещение»)....
27 03 2024 16:31:43
Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....
26 03 2024 7:17:49
Материал содержит описание урока-семинара «Золотой век» русской культуры» для 10-х профильных классов, дает представление о месте русской культуры 1-й половины XIX в. в истории России. При подготовке и проведении семинара большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся с рекомендованной специальной литературой, умению работать с разнообразными источниками информации....
25 03 2024 7:11:53
Представлен конспект интегрированного урока истории и математики. Урок посвящен экономическим реформам 90-х гг. XX века в России и является важным звеном в понимании основных тенденций развития нашей страны на современном этапе....
24 03 2024 16:35:41
Цель урока: воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение к защитникам Руси; сформировать первоначальные представления детей об образовании российского государства, о государственной символике; дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать уважительное отношение к ближним....
23 03 2024 8:12:55
Предлагамая разработка бинарного урока «Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы» содержит лекцию и тест, позволяющие организовать закрепление темы. Урок проводится с применением презентации. ...
22 03 2024 21:29:28
Урок обобщения и систематизации знаний по истории Средних веков. Обучающиеся повторяют знания довольно большого периода с VI по XV века. Использование заданий творческого хаpaктера делает урок познавательным, наглядным и интересным....
21 03 2024 21:19:11
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
20 03 2024 16:14:13
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
19 03 2024 18:29:10
Урок проводится по блочно-модульной системе. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: "Экономические реформы первой трети XX века" и уроки обществознания по блоку: "Современная экономка". Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля....
18 03 2024 13:55:47
Урок истории древнего мира в 5-м классе построен на сравнении двух греческих полисов по следующим направлениям: природа и местоположение, хозяйство жителей, управление в полисе. Урок содержит презентацию, помогающую наглядно демонстрировать материал по теме, учит сравнивать, формулировать свою мысль, направлен на формирование основных компетентностей учащихся....
17 03 2024 18:37:28
В 2007 году Республика Башкортостан отмечает 450-летие добровольного вхождения в состав государства. На уроке, посвященном этому историческому событию, учащиеся продолжают работу по совершенствованию навыков работы с текстами документов, параграфа, составляют простейшие логические схемы. Для удобства учителей истории презентация разработана так, что её элементы можно использовать в качестве меловых схем и для записи в тетрадях. ...
16 03 2024 3:27:52
На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....
15 03 2024 16:13:46
Урок с целью укрепления представлений о сущности крестьянской реформы 1861 года. Разбор основных положений реформы, уяснение значения отмены крепостного права....
14 03 2024 5:19:29
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
13 03 2024 23:25:28
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
12 03 2024 22:24:18
Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса дается в форме звездного часа. В самом уроке использованы: наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал, видеофрагменты, рисунки учащихся....
11 03 2024 22:14:30
Цель урока: проанализировать деятельность Екатерины II по преобразованию России; осмыслить страницы далекого прошлого; оценить реформы императрицы. В ходе урока на этапе закрепления планируются мини-дебаты. С учетом различного уровня подготовки обучающихся предлагается на выбор домашнее задание....
10 03 2024 4:11:12
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с целью расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны....
09 03 2024 8:15:37
Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: «Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику «История России XIX век», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....
08 03 2024 21:44:19
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
07 03 2024 9:25:25
Урок для 5-го класса является повторительно-обобщающим, представлен в виде урока-путешествия. В самом уроке использованы наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал (чайнворд, кроссворд, криптограмма, а также различные вещи). ...
06 03 2024 23:46:36
Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность всего педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся. ...
05 03 2024 23:29:50
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. ...
04 03 2024 21:27:55
Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны....
03 03 2024 11:42:52
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
02 03 2024 8:34:50
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
01 03 2024 23:42:44
В ходе исследования, выполняемого на основе дополнительных материалов, выясняется сущность и значимость направления «энергии борьбы» публициста, писателя и философа А.И. Герцена. Занятие направлено на формирование критического мышления, совершенствование исследовательских компетентностей в процессе работы с различными информационными источниками....
29 02 2024 8:28:34
Урок по теме рекомендуется для проведения в 8-м классе. Основной акцент при создании образа отечественной войны сделан на рассмотрение и изучение документальных источников, в основном это воспоминания современников. Достижению поставленной цели способствует презентация, в которую включена вставка видеосюжета. Очень важным считаю воспитание патриотизма на уроках истории, для более яркого проявления чувств использовала цвета, создание ромашки. Этот элемент урока использовался еще и как физкультминутка. Урок предполагает умение выражать собственное мнение и критическое мышление....
28 02 2024 22:11:30
Изучив один из самых не только интересных, но и трудных этапов в истории Отечества, связанный с революционными событиями Февраля и Октября 1917 года, Гражданской войной, образованием СССР, преподаватель и студенты попытались вместе создать исторический образ России на уроке-викторине "Россия в период с 1917 по 1927 год". ...
27 02 2024 10:59:35
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения. ...
26 02 2024 16:48:45
Тема урока направлена на дальнейшее изучение духовной сферы общества. На уроке вводится понятие формы культуры (народная, элитарная, массовая). На следующем уроке изучаются понятия субкультура и контркультура. На нем применяются элементы проектной деятельности и индивидуализированного обучения. Урок построен на принципах индивидуализации и дифференциации учебного материала. Обучающиеся получают разноуровневые задания по теме урока, по мере выполнения заполняют карту достижений....
25 02 2024 17:25:15
Урок посвящен одной из выдающихся личностей истории России – Петру Великому. При подготовке к уроку учащимся дается опережающее задание: подготовить сочинение-размышление на тему: "Мне нравится Петр I", "Мне не нравится Петр I", а также познакомиться с дополнительной информацией по изучаемым вопросам темы. ...
24 02 2024 4:58:40
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
23 02 2024 4:53:41
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...
22 02 2024 13:26:15
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
21 02 2024 14:46:54
Сценарий занятия, посвящённого профессии «учитель» из электива «Школьникам о некоторых профессиях», проводимого в средней общеобразовательной школе и призванного помогать школьникам найти свое место именно там, где бы они наиболее хорошо себя чувствовали....
20 02 2024 15:42:33
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
19 02 2024 2:56:21
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...
18 02 2024 20:47:45
КВН является заключительным звеном в цепи уроков по теме «Древняя Греция». Целью игры являются: привитие интереса к предмету; углубление и расширение материала по предмету; подведение итогов, обобщение изученного материала; развитие толерантности, состязательности, умения показать свои способности, умения держаться на сцене....
17 02 2024 6:44:58
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
16 02 2024 6:45:33
Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами....
15 02 2024 14:30:45
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
14 02 2024 6:30:51
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
13 02 2024 21:26:49
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе. ...
12 02 2024 0:46:53
Предлагаемый материал представляет интеграцию русского языка и истории в 5-м классе при изучении особенностей письменности разных стран (по истории) и графики (по русскому языку). Подобные уроки повышают мотивацию, способствуют формированию целостной картины мира, позволяют систематизировать знания по разным предметам, обладают большей информативной ёмкостью (опережающие домашние задания для разных групп учащихся), способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания. ...
11 02 2024 22:48:39
Внеурочное мероприятие проводится выпускниками МКОУ «Унъюганская СОШ № 2» для учащихся школы, жителей поселка Унъюган. Благотворительный аукцион выпускников воспитывает человечность, доброту, сочувствие, дает помощь детям с oнкoлoгическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями с перечислением средств на предметный адрес фонда «Подари жизнь»....
10 02 2024 19:30:44
Программа курса по выбору "По следам древних людей" предназначена для учащихся 5-го класса. Цель курса является пробудить у учащихся 5-го класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности. Основной задачей курса является освоить с пятиклассниками основы проектной деятельности, научиться разpaбатывать различные виды проектов по истории, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся. ...
09 02 2024 22:37:23
Цель урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями....
08 02 2024 16:11:15
Игровая программа по изобретениям, открытиям и быту Древнего Китая рассчитана на подготовительный период для начальной школы и после изученных параграфов по истории Древнего мира в 5-м классе (можно без предварительной подготовки). Презентация и один видеовопрос поддерживается текстовым файлом....
07 02 2024 19:19:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::