Черниговский район: история и современность > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Черниговский район: история и современность


    Черниговский район: история и современность

Топонимика Черниговского района. Осенью 1885 года группа переселенцев из 25 семей малороссийских крестьян направилась в глубь Приморской области, к озеру Ханка. Все они были земляками, а то и родственниками из села Мутин Кролевецкого уезда Черниговской губернии. Они остановились на довольно большой удобной равнине близ озера Ханка, с трех сторон окруженной лесистыми сопками одного из острогов Сихотэ-Алиня, и с небольшой речкой, впадающей в сплавную реку Лефу.

Переселенцам тогда разрешалось давать названия селениям по собственному желанию. Поэтому вновь образованное селение в память покинутой Черниговской губернии назвали Черниговкой [6].

Нередко названия выражали надежды переселенцев на лучшее будущее – Светлое, а название села Высокое связано с его местоположением, оно расположено на склонах сопок. Иногда названия селений почти в неизменном виде переносились из мест выселения на новые земли. Например, выходцы из Королевецкого уезда Черниговской губернии назвали село, образованное в 1899 году, Алтыновкой, по своему родному селу на Украине.

Переселенцы из Нежинского уезда Черниговской губернии образовали в 1887 году село Монастырище.

“Где понравиться, там и располагайтесь”,– сказали им в переселенческом отделе Владивостока. Порешили всем миром расположиться вдоль речки, где и обнаружили развалины монастыря. Вот и назвали поселение Монастырищем, а речку – Монастыркой.

Название села Дмитриевка произошло от села Дмитрова Константиногородского уезда Полтавской губернии.

Часто названия давались по имени или фамилии одного из ходоков, выбравших место поселения, основателей села. Так были названы села Меркушевка (по имени помощника инженера Меркушева, который планировал строение села), Вадимовка (свое название село взяло от имени землеустроителя Сивакова Вадима Петровича), а название села Реттиховка дано в честь полковника Генерального штаба Ф. Реттиха, чиновника особых поручений переселенческого управления.

Спор о будущем названии села Вассиановка решил черниговский волостной староста: каждый из переселенцев хотел назвать село так же как и то место откуда он родом, а староста посоветовал назвать село в честь святого Вассиана, именины которого выпадали на этот день.

Жители Горного хутора не только прекрасно знают историю названия своего села, но и очень гордятся ей: “Почему наше село называется Горный Хутор? Село наше маленькое совсем, а основали его переселенцы с Украины, там маленькие деревеньки называются хуторами. Стоит оно в сопках. А по украинским понятием в горах. На русском языке это было бы “деревня в сопках”, ну а по– украински — Горный Хутор”, --так рассказывал местный житель Мартеха Семен Михайлович [3].

Все версии происхождения названия села Халкидон очень интересны и вполне могут быть достоверны. Одна из них рассказывает, что первоначально на месте поселения стояли два чума и хозяина одного звали Халка, а другого– Дун, или Дэн. Отсюда и пошло название – Халкидон. Другая версия гласит, что поселенцы увидев реку Лефу, воскликнули: “Река как Дон!”. Вот и стали называть: Какидон, Халкидон.

Село Снегуровка обязано своим названием первопоселенцу из Николаевской губернии Степану Снегурову.

Название реки Лефу, на первый взгляд, можно принять за китайское. На самом деле, оно на всех языках тунгусско – маньчжурских народов означает в переводе на русский -– “медведь”. Переименована в реку Илистую в 1972 году, после событий на острове Даманский.

В небольшом озере на южной окраине села Халкидон, жители мочили коноплю, поэтому его назвали Конопляным. Окружающее село сопки почти все безымянные, за исключением сопки, которая находится за речкой. Ее называют Богдановой, по имени халкидонского мужика, построившего на речке мельницу и полевой стан.

В 1903 году в Черниговке была построена большая государственная мельница или “мукомольня”, которая выpaбатывала и отправляла муку всем гарнизонам военного округа. Отсюда название станции “Мучная”.

Интересна история происхождения названия сопок, окружающих Черниговку: Крестовая сопка, Гусарская сопка. Крестовая называлась так потому, что возле сопки стоял сине-красный крест. Он указывал путь по тpaкту, который вел в Шмаковский монастырь. Существует еще одна версия на звания Крестовой сопки, связанная с событиями Гражданской войны в районе.

Гусарская сопка, а рядом с ней и Гусарово озеро, находящиеся между селами Дмитриевка и Черниговка, называются так в честь жителя тех мест Ларионова, который служил в гусарских войсках (из рассказа Маруты Михаила Илларионовича) [5].

Переселенцев всегда поражала богатая природа Приморья. Множество речушек, ручейков, озер, поросших лесом сопок. И всему хотелось дать интересное, образное название. Чаще всего речки возле сел называли теми же именами. Так речушку Скрынку возле села Дмитриевки, переименовали в Дмитриевку. за ней есть небольшие озера —Середка и Ивовое. В речку впадает ключ Студеный: даже в самый жаркий день вода в нем ледяная.

Название села Синий Гай прямо указывает на то, что переселенцы были украинцами, ведь “лес” по – украински “гай”. По воспоминаниям местных жителей такое название первоначально носила сопка, расположенная в пяти километрах от поселения.

В двух километрах от Синего Гая расположена станция Тиховодное, бывшее Лебехе, также переименованное в 1972 году.

Станция и поселок Сибирцево обязаны своим появлением железной дороге. Первоначально и станция и поселок назывались Манзовкой (по одной версии “манзы”– чаша, так как местность, где расположен поселок, напоминает собой чашу, окруженную сопками; по другой версии—в местности проживали манзы – одна из коренных народностей Приморья). Поселок и станция получили свое название—Сибирцево в 1972 году. Река Скотская, протекающая в окрестностях Сибирцево, была местом водопоя колхозного стада, вода в ней была в те времена очень чистой. Озеро Сибирцево недалеко от поселка называют в народе Старыми Копанками, что указывает на его искусственное происхождение.

Село Орехово получило свое название из-за обильного произрастания вокруг орешника.

Село Грибное первоначально носило название Лунза по имени своего основателя Лу Ин За. Новое имя селу присвоили так же в 1972 году.

С именем инженера, начальника службы пути Южно-Уссирийской железной дороги Ф. И. Кнорринга связано название села Кнорринг (с 1964 года – село Искра).

Район официальный.

4 января 1926 года Президиум ВЦИК принял постановление об образовании из губерний Забайкальской, Амурской, Приморской (с северной частью о. Сахалин), Камчатской Дальневосточного края в центре в городе Хабаровске. В крае было создано 9 округов: Владивостокский, Хабаровский, Николаевский, Амурский, Зейский, Читинский, Сретинский, Камчатский и Сахалинский. Владивостокский округ объединил 14 районов: Шмаковский, Спасский, Яковлевский, Черниговский, Ивановский, Ханкайский, Гродековский, Покровский, Суйфунский, Посьетский, Шкотовский, Сучанский и Ольгинский.

1 февраля 1963 года в связи с укрупнением сельских районов в своих границах Черниговский район был упразднен и вошел в состав Спасского. 12 января 1965 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР район организован вновь. В его территорию вошли населенные пункты Ханкайского района: рабочий поселок Ярославский, Вознесенский Совет села, Вознесенка, Камышовка, Дальзавод, Малая Ярославка, Петровичи, Вадимовка, Привольное, Вассиановский сельский Совет с селами: Сандуганка, Абражеевка, Снегуровка, Прогресс.

3 ноября 1965 года в связи с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР “Об образовании Октябрьского, Пожарского и Хорольского районов” Черниговский район был разукрупнен.

Ярославский, Вознесенский и Лусковские Советы, село Петровичи отошли в Хорольский район, а села Вадимовка и Привольное (бывшие Петровичанского сельского Совета) остались в составе Черниговского района и в ноябре 1965 года был образован Вадимовский сельский Совет.

После 3 ноября 1965 года установились границы Черниговского района, Площадь которых составила на 31 декабря 1965 года 1,8 тысяч кв. км. с проживанием населения 44000 человек (приложение 8).

История развития местного самоуправления.

История развития местного самоуправления в Черниговском районе неразрывно связана с развитием местного самоуправления в России.

В период возникновения первых сел в районе 1886–1888 годы в России была земская система местного самоуправления, основой которой являлась земская реформа Александра II. Земское собрание избрало земскую управу. Земское избирательное право было обусловлено имущественным цензом. Земства имели свой бюджет, который формировался частично из спецналога, частично из государственного бюджета. В ведении земства были школы, больницы, мосты, дороги, больницы, торговля и др. они были подчинены местной администрации, однако свою деятельность осуществляли под контролем государства. Земства избирались в уездах и губерниях, в селах органом самоуправления был сход, который избирал старосту.

В 1890 году было пересмотрено положение о земских учреждениях; усилилась роль дворянства, крестьяне лишались права избирать гласных, которые назначались губернатором из избранных крестьянами кандидатов. Органы самоуправления попадали под контроль правительственных чиновников.

После февральской революции 1917 года Временное правительство предприняло попытку провести реформу местного самоуправления, однако осуществить ее не удалось. После революции 1917 года в основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти с жесткой соподчиненностью нижестоящих органов вышестоящим.

Интерес к идее местного самоуправления возрос во второй половине 80-х годов XX столетия. Осенью 1983 года начался новый этап реформирование местного самоуправления. В соответствии с Указом Президента РФ от 29 октября 1993 года в октябре 1994 года в районе были проведены выборы представительных органов местного самоуправления: муниципальные комитеты и старосты.

В селе Черниговка и Сибирцево представительным органом местного самоуправления являлся муниципальный комитет, избранным населением путем прямого тайного голосования. Депутаты работали на непостоянной основе. Комитет созывался главой администрации, назначенным главой администрации района для решения особо важных вопросов территории.

В селах Грибное, Горный Хутор, Майское, Искра, Синий Гай, Тиховодное, Абражеевка, Каленовка, Высокое, Орехово, Буянки, Светлое местное самоуправление осуществлялось непосредственно населением через собрания, Сходы и выборным главой местного самоуправления – старостой.

В селах Дмитриевка, Снегуровка, Халкидон, Монастырище, Алтыновка, Вадимовка, Вассиановка, Реттиховка местное самоуправление осуществлялось главой администрации, назначенным главой администрации района и староста, избранным прямым тайным голосованием.

Главы администраций и старосты перечисленных сел представлены были в одном лице.

В соответствии с Законом Приморского края о Черниговском муниципальном районе от 06 августа 2004 года №132—КЗ район поделен на пять муниципальных образований:

1. Дмитриевское;
2. Сибирцевское;
3. Снегуровское;
4. Реттиховское;
5. Черниговское,

Административный центр Черниговского муниципального района – село Черниговка.

1. Дмитриевское муниципальное образование включает в себя села: Дмитриевка, Искра, Майское, Меркушевка, Синий Гай и железнодорожную станцию Тиховодное и имеет статус сельского поселения.

Административный центр Дмитриевского сельского поселения – село Дмитриевка.

2. Сибирцевское муниципальное образование включает в себя поселок городского типа Сибирцево, села: Высокое, Монастырище, Орехово, Халкидон, поселок Сибирцево-3, железнодорожный разъезд Светлояровка, железнодорожные станции Орехово-Приморское и Халкидон и наделено статусом городского поселения.

Административный центр Сибирцевского городского поселения—поселок Сибирцево.

3. Снегуровское муниципальное образование включает в себя села: Абражеевка, Вассиановка, Каленовка и Снегуровка и наделено статусом сельского поселения.

Административный центр Снегуровского сельского поселения – село Снегуровка.

4. Реттиховское муниципальное образование включает в себя поселок городского типа Реттиховка и наделено статусом городского поселения.

Административный центр Реттиховского городского поселения – поселок Реттиховка.

5. Черниговское муниципальное образование включает в себя села: Алтыновка, Вадимовка, Горный Хутор, Грибное и Черниговка и наделено статусом сельского поселения.

Административный центр Черниговского сельского поселения – село Черниговка.

Структуру органов местного самоуправления Черниговского района образуют:

Дума Черниговского района – представительный орган местного самоуправления;

Глава Черниговского района – высшее должностное лицо муниципального образования;

Администрация Черниговского района – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.

Деятельность муниципального образования.

Черниговский район регламентируется Законом Приморского края о Черниговском муниципальном районе от 21 июля 2004 года и Уставом муниципального образования Черниговский район (Принят Решением Думы Черниговского района № 163 от 24. 05. 2006 года).

Устав определяет организационные, правовые, экономические и финансовые осуществления местного самоуправления в черниговском муниципальном районе, регулирует организацию и деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления [4].

Черниговский район имеет свой герб (Рисунок 1), отражающий самобытность и традиции муниципального образования [5].

Геральдическое описание герба гласит: “В червленом (красном) столбе щита, имеющего лазоревую оконечность, расположен серебряный (белый) раскрытый цветок лотоса с золотой семенной коробочкой и золотой (желтый) колос”. В вольный части – герб Приморского края. Щит обрамлен ветвями зеленых дубовых ветвей, перевитых красной лентой и увенчан золотой территориальной короной о трех листовидных зубцах.

Положение о гербе муниципального образования Черниговский район утверждено Решением муниципального комитета Черниговского района от 22.05.2002 года за № 75 (внесены изменения Решением муниципального комитета № 294 от 20.04. 2005 г.). Численность населения на 01.01.2005 г. составляет 43,6 тыс. чел., в том числе проживающих в поселках городского типа 19 тыс. сел., сельского – 24,6 тыс. чел.

Наибольшая плотность населения в селе Черниговка и в поселке Сибирцево. Население района многонационально, но большинство его составляют – русские и украинцы, незначителен процент корейцев, белорусов, татар и других национальностей [2].

Другие статистические данные (на 01.01.2005 г.) [1]

Площадь застроенных земель: 3859 га.

Площадь, которая может быть отведена по гражданское и промышленное строительство: 200 га.

Из общей численности населения трудовые ресурсы: 23,9 тыс. чел. Численность пенсионеров (всего): 10,3 тыс. чел.

Продолжительность жизни населения:

Женщин: 63 года.

Мужчин: 59 лет.

По территории района проходит участок Tрaнcсибирской железнодорожной магистрали с узловой станцией Сибирцево. От нее отходят железнодорожные ветки Сибирцево – Турий Рог, Сибирцево – Новочугуевка. С севера на юг проходит автошоссе федерального значения Хабаровск – Владивосток.

Профиль района – сельскохозяйственный.

Черниговский район – один из крупнейших в Приморье производитель зерновых, сои, риса, овощей, меда, строительных материалов.

Лесной фонд Черниговского района (на 1.01.2005 г.) составляет:

Общая площадь лесов: 72,9 тыс. га.

Общие запасы лесов: 8488,1 тыс. м3,

в том числе:

– лиственных пород: 8059,2 тыс. м3
– хвойных пород: 422,6 тыс. м3.

Земельный фонд Черниговского района (на 1.01.2005 г.) составляет:

Пашня: 31505 га.

Сенокосы: 20687 га.

Залежь: 11318 га.

Многолетние насаждения: 358 га.

Леса: 72944 га.

Кустарники: 7174 га.

Болота: 8015 га.

Список использованных источников и литературы.

  1. Атлас Черниговского района. – Владивосток, 2000.
  2. Приморский край. Краткий энциклопедический справочник. – Владивосток. 1997.
  3. Точенюк Т. Расцветай, село родное: [История Халкидона в воспоминаниях старожила А.И. Стрeблянского] // Новое время. – 2003. – 6 нояб.
  4. Устав Черниговского муниципального района (новая редакция). – Черниговка, 2006.
  5. Черниговский район: 80 лет в Приморье: Краткие информационные материалы. – Черниговка, 2006.
  6. Шелудько В.О. История Черниговского района (1886-1917) – Владивосток, 1998.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

20 05 2024 9:37:18

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

19 05 2024 7:42:21

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

18 05 2024 3:21:40

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

17 05 2024 7:53:36

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

16 05 2024 19:39:18

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

15 05 2024 14:56:13

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

14 05 2024 11:54:55

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

13 05 2024 16:37:42

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

12 05 2024 10:13:37

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

11 05 2024 21:21:17

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

10 05 2024 17:38:36

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

09 05 2024 0:42:14

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

08 05 2024 13:15:52

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

07 05 2024 9:31:53

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

06 05 2024 5:19:20

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

05 05 2024 11:52:39

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

04 05 2024 23:20:43

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

03 05 2024 22:48:51

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

02 05 2024 13:45:18

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

01 05 2024 19:43:31

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

30 04 2024 9:15:50

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

29 04 2024 2:45:26

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

28 04 2024 17:13:35

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

27 04 2024 14:32:57

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

26 04 2024 2:51:42

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

25 04 2024 3:41:34

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

24 04 2024 19:42:41

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

23 04 2024 14:56:43

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

22 04 2024 17:13:48

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

21 04 2024 19:58:35

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

20 04 2024 8:17:38

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

19 04 2024 12:28:16

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

18 04 2024 7:19:27

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

17 04 2024 21:29:34

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

16 04 2024 11:15:22

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

15 04 2024 3:19:19

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

14 04 2024 3:57:36

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

13 04 2024 18:12:42

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

12 04 2024 0:48:57

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

11 04 2024 6:12:11

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

10 04 2024 17:14:47

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

09 04 2024 7:34:32

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

08 04 2024 16:25:12

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

07 04 2024 20:37:43

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

06 04 2024 8:21:51

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

05 04 2024 5:54:17

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

04 04 2024 0:21:40

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

03 04 2024 19:41:26

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

02 04 2024 3:34:50

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

01 04 2024 10:17:39

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::