Интегрированный урок "литература + история" по теме "Современный облик "послепожарной" Москвы"" (по страницам комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")
Цели урока:
- исследовать историческую обстановку действия комедии “Горе от ума”;
- проследить на примерах литературных персонажей, какие изменения произошли в социальном составе, в мировоззрении московского общества после войны 1812 года;
- выявить причины этих изменений и их последствия на основе исторических фактов.
Тип урока: интегрированный урок по литературе и истории.
План урока.
- Историко-архитектурный облик “послепожарной” Москвы.
- Социальный состав российского (московского) общества.
- Служба Отечеству или карьера?
- Духовно-нравственные изменения передовой части дворянства.
- Неизбежный 1825 год.
Ход урока
Презентация. Слайд 1
Учитель литературы. Сегодня тему нашего урока мы определили так: Социальный облик “послепожарной” Москвы. (по страницам комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”). Почему?
Вся художественная литература XIX века имеет исторический фон. Вспомните литературные произведения, иллюстрирующие к исторические факты, события? “Слово о полку Игореве”, “Тарас Бульба” Гоголя Н.В., “Капитанская дочка” Пушкина А.С. и др. (“Дубровский” Пушкина А.С., “Cмepть Ермака” Рылеева К.Ф.).
Слайд 2. А какие цели мы определим сегодня? Сегодня на примере комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” мы:
- исследуем историческую обстановку действия комедии “Горе от ума”;
- проследим на примерах литературных персонажей, какие изменения произошли в социальном составе, в мировоззрении московского общества после войны 1812 года;
- выявим причины этих изменений и их последствия на основе исторических фактов
Учитель истории. На примере художественных произведений мы можем проследить причины возникновения тех или иных исторических событий. На примере данного произведения выявим причины восстания декабристов 1825 года.
Слайд 3. Учитель истории. Перед вами инструктивная карта, которая будет вести вас по уроку. В карте есть ПЛАН урока. Зачитаем. И вспомним основные даты и понятия к теме урока:
Слайд 4
- 1812
Слайд 5
- Социальный строй – система общественного устройства, хаpaктеризующаяся определенными общественными отношениями и политической системой.
- Социум – общество.
- Сословия – большие группы людей с правами и обязанностями, передающимися по наследству.
- Крепостничество – наиболее жесткая форма феодальной зависимости крестьянина с максимальным ограничением его политических и гражданских прав.
- Тайные общества – это формы социальной организации, не вписывающиеся в господствующую (официальную) социальную структуру.
Слайд 6
- Карьера
Слайд 7. Учитель литературы.
- Конфликт художественный – противоречие между изображенными в произведении группами действующих лиц или отдельными персонажами, героем и обществом (средой), противоборство хаpaктеров, идей.
- Персонаж – действующее лицо драмы, романа, повести и других художественных произведений.
Учитель литературы. Давайте уточним время написания комедии. Критическая литература точно не называет дату написания. Дело в том, что комедия писалась на протяжении нескольких лет. Задумана была комедия еще в 1816 г. В 1825 году готовую пьесу читает Пушкин А.С. Рамки написания – 10 лет.
Написана после 1812 года, написана о современниках, поэтому на примере героев комедии мы можем судить, изменились ли нравы или остались прежними.
Учитель истории. Обратимся к 1 пункту плана.
1. Историко-архитектурный облик “послепожарной” Москвы.
Слайды 8–16. Выполним задания по инструктивной карте:
1-е задание: просмотрите слайды.
Какая была Москва? (Здания – деревянные, улицы – немощеные, грязные.) Произошли изменения благодаря пожару Москвы. Это произошло в 1812 году. Как Москва изменилась, в какую сторону? (Каменные здания, широкие мощеные улицы.)
Согласны ли вы с утверждением Скалозуба: “Пожар способствовал ей много украшенью”?
2-е задание. Запишите названия памятников архитектуры, которые вы увидели.
Вывод: Москва внешне изменилась.
Учитель истории. Выполним небольшую исследовательскую работу.
Слайд 17
2. Социальный состав российского (московского) общества.
Вы должны заполнить правую колонку.
1-е задание. На основании материала комедии заполните таблицу:
Учитель литературы. Вспомните какие сословия упоминаются на страницах пьесы. Впишите их.
Российское общество 1800–1824 | Московское общество в комедии “Горе от ума” |
Благородное сословие: дворянство
(военные, чиновники) Духовенство Купечество 1, 2, 3 гильдии Мещане (горожане) Казачество Крестьянство (государственные, помещичьи, вольные хлебопашцы) |
2-е задание. Произошли ли серьезные изменения в структуре московского общества после войны 1812 года? (Нет духовенства, купечества.) Главные сословия в комедии представлены.
Российское общество 1800–1824 | Московское общество в комедии “Горе от ума” |
Благородное сословие: дворянство
(военные, чиновники) Духовенство Купечество 1, 2, 3 гильдии Мещане (горожане) Казачество Крестьянство (государственные, помещичьи, вольные хлебопашцы) |
Благородное сословие: дворянство
(военные, чиновники)
Крепостные |
Учитель истории. Вывод из таблицы: произошли ли серьезные изменения в структуре московского общества после войны 1812 года? – нет.
Учитель истории. Но может что-то изменилось в духовно-нравственном облике героев?
Следуем дальше по плану.
3. Служба Отечеству или карьера?
Слайд 18. Учитель истории. 1-е задание. Что такое карьера?
Слайд 19. 2-е задание. Кем и когда определен порядок прохождения военной и гражданской службы? (вспомним “Табель о рангах” Петра I 1722 г. Табель существовала вплоть до 1917 года).
Слайд 20. 3-е задание. Приведите примеры бескорыстного служения Отечеству.
Учитель истории. Вспомните имена героев Отечественной войны.
Учитель литературы. Слайд 21.
В доме Фамусова, важного чиновника, много говорят о службе и карьере.
4-е задание. Как делается карьера на страницах комедии? Приведите примеры. Работа с таблицей устно. Возьмем основных персонажей: Фамусова, Молчалина, Чацкого и Скалозуба.
Слайд 22–23.
Фамусов 2:2, стр. 105 Сказал бы
я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А главное, поди-тка послужи. 2:5, стр. 111 При мне служащие чужие очень редки, |
Чацкий 2:2, стр. 106 Служить бы
рад, прислуживаться тошно. стр. 107 У покровителей зевать на потолок, стр. 108 Кто служит делу, а не лицам. |
Молчалин 3:2, стр. 132
Умеренность и аккуратность. стр. 133 Так: частенько там стр. 135 В мои лета не должно сметь |
Чацкий 3:2, стр. 132 Чины людьми
даются, А люди могут обмануться. Чацкий 3:13, стр. 147 Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит! В нем Загорецкий не умрет… О Загорецком Платон Мих. 3:9, стр. 143 |
Молчалин 4:12, стр. 173 Мне
завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья, – |
Репетилов 4:5, стр. 166 Барон
фон Клоц в министры метил, А я – к нему в зятья… |
Слайд 24. 5-е задание. Проследите карьеру Скалозуба: 2:5, стр. 111; 2:5, стр. 112; 2:5, стр. 113
стр. 111. В тринадцатом году мы отличились с братом.
стр. 112. Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты,
То старших выключат иных,
Другие, смотришь перебиты.
Не жалуюсь, не обходили,
Однако за полком два года поводили.стр. 113 Да, чтоб чины достать, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу;
Мне только бы досталось в генералы.
Ему дали чины за ум? Храбрость?
Много ли пользы от такого “служения” Отечеству?
У Репетилова и Молчалина не получилось сделать карьеру через женитьбу на дочери важного человека. Почему? (Время изменилось, требуются другие люди.) Что выбирает большинство героев комедии службу или карьеру?
Слайд 25. Вывод. Изменилось ли мировоззрение дворянства? Словами какого героя комедии можно сделать вывод? (2:5, стр. 115) Дома новы, но предрассудки стары.
4. Духовно-нравственные изменения передовой части дворянства.
Слайд 26. Учитель истории. 1-е задание. Вспомните из истории: какой увидели Европу русские солдаты во время заграничного похода 1813–1814 гг.
Для чего мы останавливаемся подробно на этой дате? Для того, чтобы понять дальнейшую судьбу прогрессивного дворянства и выяснить, какие события истории способствовали изменению взглядов на жизнь, службу, образование и как эти события и изменения отразились в комедии.
Итак, заграничный поход русской армии в Европу. Что увидели российские воины за границей?
Крепостное право в Европе было отменено еще в XV веке. Солдаты Наполеона были свободны. А русские чудо-богатыри? Крепостные крестьяне, рекруты на 25 лет, возвращались в Россию в крепостное ярмо. (Задание 1, 2, 3)
2-е задание. Что чувствовал русский солдат-победитель, оставаясь рабом-крепостным?
3-е задание. Что думали и чувствовали передовые офицеры-дворяне, видя свободную Европу?
Слайд 26. Учитель литературы. 4-е задание. Как в комедии Чацкий хаpaктеризовал российское крепостничество? Как он к нему относился? 2:5, стр. 116 Обобщите:
Учитель литературы. Изменилось ли отношение к существующему общественному строю среди передовых русских дворян-офицеров? Откуда у Чацкого такие мысли, скажите, зная историческую обстановку. Где он был в течение 3-х лет? (1:9, стр. 103 Хотел объехать целый свет, И не объехал сотой доли.)
Слайд 27. Учитель литературы. Какое мнение о Чацком сложилось в Москве? Фамусов, Графиня бабушка и другие представители знати – не желают изменений. Как только они слышат прогрессивные речи – обвиняют Чацкого в инакомыслии.
5-е задание. Как называют Чацкого представители московского общества и почему? (2:2, стр. 107 Фамусов; 4:20, стр. 152 Графиня бабушка) В результате кем объявляют Чацкого?
Слайд 28. Учитель литературы. Упоминаются ли в комедии другие “безумцы”, подобные Чацкому?
Посмотрим примеры на страницах комедии:
2:4, стр. 112 Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать. (Скалозуб о двоюродном брате)
3:21, стр. 154 Он химик, он ботаник князь Федор, мой племянник. (Княгиня)
Почему их называют безумцами? Какой можем сделать вывод?
Вывод: дворянство поделилось на два лагеря: прогрессивную молодежь, стремящуюся к обновлению строя, и дворян, не желающих слушать о нововведениях и изменениях.
Слайд 29. Учитель истории. Что делать? Прогрессивные молодые дворяне создают тайные общества с целью борьбы с самодержавным строем. Обращаемся к пункту 5.
5. Неизбежный 1825 год.
1-е задание. Молодых, прогрессивных дворян, подобных Чацкому в России было не так много, но это были яркие личности, готовые к борьбе с существующим строем. Они объединялись в революционные организации – союзы. Назовите их:
Вспомним их названия: 1821 “Северное общество” в Петербурге, Рылеев; 1821 “Южное общество” в Тульчине на Украине, П. Пестель. Они планируют свое выступление в 1826 году.
Слайд 30. Учитель литературы. Грибоедов не обошел вниманием тайные движения и упомянул об одном из них. 2-е задание. В комедии также упоминается тайное общество. О нем болтает Репетилов (4:4, стр. 163). Что нам становится известным? Какой фразой хаpaктеризует деятельность данного общества А.С. Грибоедов?
Но как относится к этому обществу Грибоедов? Через Репетилова он показывает несерьезность данных попыток. И Чацкий бежит от Репетилова и его революционных предложений.
3-е задание. Мог ли Чацкий вступить в это общество?
Слайд 31. Учитель литературы. Пока Чацкий не готов вступить в тайное общество. Что он делает? – бежит (4:14, стр. 178 “Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!”)
Учитель истории. А куда побежит герой комедии? Возможно в круг декабристов. И место свободомыслящему Чацкому на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.
Слайд 32. 4-е задание. Вспомните о событии 14 декабря 1825 года и его значении в истории России.
Вывод. Когда будет реализована одна из важнейших задач тайных обществ?
Слайд 33. Учитель литературы. Какие мы можем сделать выводы на основании изученного материала? Для того, чтобы сформулировать выводы, обратимся к целям урока.
Помочь вопросами.
- Исследовать историческую обстановку действия комедии “Горе от ума”. (На каком фоне развивалась.)
- Проследить на примерах литературных персонажей, какие изменения произошли в социальном составе, в мировоззрении московского общества после войны 1812 года. (Появились новые взгляды.)
- Выявить причины этих изменений и их последствия на основе исторических фактов. (Заграничный поход – причина, последствие – отмена крепостного права.)
Учитель литературы. Зная историческую обстановку, проще понимать задумку автора и направленность произведения.
В художественной литературе тем или иным способом отражается историческая действительность.
Литературные герои – обобщенные персонажи. Поэтому глядя на них, мы можем проследить какие изменения произошли в облике “послепожарной” Москвы, ее социальном составе, в настроениях населения.
Учитель истории. Изменения начинают зарождаться. Молодое, прогрессивное дворянство стремится к изменениям. Это произойдет в 1861 году.
Д/з Подготовиться к сочинению на тему “Причины изменения мировоззрения московского дворянства”, “Дальнейший путь прогрессивной молодежи”: найти материалы, составить план.
Приложение.
Литература:
- Хрестоматия по литературе для 9 класса средней школы. Часть 1. Редактор-составитель Назаренко Л.В. Ростов-на-Дону, изд-во Ростовского университета, 1996.
Бинарный урок по истории и иностранному языку, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной – Второй Мировой войне, разработан в форме пpaктического занятия. Урок направлен на формирование уважения к старшему поколению, интереса студентов к боевому прошлому нашей страны - СССР и стран-союзников, Великобритании и США. Развитие исторических и языковых компетенций студентов достигается через использование информационных технологий....
18 03 2024 15:52:30
Посещение музея должно не повторять, а обогащать урок. Помощь музея школе не в дублировании урока, а в расширении представления ребят об окружающем мире, в формировании эстетического вкуса. Музейная экспозиция способствует особому восприятию темы, достоверной оценке исторической подлинности события или предмета. ...
17 03 2024 1:24:16
Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....
16 03 2024 21:27:52
Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры "Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д. ...
15 03 2024 6:13:56
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....
14 03 2024 17:18:31
Цель интеллектуальной игры, посвященной двум знаменательным датам: обогатить знания учащихся об эпохе, хаpaктерах людей, народном духе XIX века. Игра построена по типу телепроекта "Умники и умницы"; учащимся заранее объявлена тема, предложен список литературы для повторения. Количество участников ‒ 15–20 человек....
13 03 2024 3:52:43
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
12 03 2024 19:24:31
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями развития Спартанского государства в сравнении с Афинским, а также изучение быта и нравов спартиатов. Для усиления познавательного интереса учащихся к истории Древнего мира, а также технологизации образовательного процесса использована презентация. Наличие кругограммы, опopных схем, исторических документов, загадок позволяют сделать процесс обучения более интересным, содержательным в плане развития умений учащихся анализировать, сопоставлять, обобщать. Героизация исторического прошлого, я считаю, — одна из важных задач исторической науки. На уроке есть возможность самореализации как сильным ученикам, так и более слабым. ...
11 03 2024 8:48:28
Внеклассное мероприятие содержит познавательный исторический материал.Учащиеся учатся применять комбинированные знания в области математики и краеведения. Мероприятие проводится для повышения интереса учащихся к учёбе. Решая задачи по математике, дети погружаются в историю блокадного Ленинграда, а сухие цифры и задачи приобретают живое звучание. Задания представлены разного уровня, преподносятся кратко и доступно....
10 03 2024 3:48:59
Вопрос о первой русской революции остается чрезвычайно сложным. Её понимание зависит от времени и готовности людей учиться у истории. Материал урока активизирует познавательный интерес учащихся к изучению этого исторического периода, дает возможность интегрировать знания, полученные на уроках истории и литературы, развивает заинтересованность историей своей страны, приобщает к культурному наследию прошлого, формирует представление о роли России в первой русской революции....
09 03 2024 17:29:34
Урок разработан в соответствии с технологией развития критического мышления в форме дебатов. Данная тема и выбранная форма способствует формированию у учащихся умений критически мыслить, отстаивать собственную точку зрения, работать в группе, а также воспитывать патриотизм, чувство ответственности, толерантность. Во время дебатов комaнды высказывают аргументы, подтверждающие или опровергающие заявленную тему, которая формулируется в виде тезиса. Комaнды состоят из трёх человек. Одна комaнда защищает тему игры, другая – опровергает эту тему. ...
08 03 2024 16:36:10
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
07 03 2024 23:35:41
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе. ...
06 03 2024 7:15:59
Комбинированный урок в игровой форме изучает события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье». Учащиеся овладевают исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, учатся применять знания, высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию. Форма обучения – групповая....
05 03 2024 2:46:34
Автор предлагает проанализировать советско-германские отношения накануне войны; выяснить плюсы и минусы этих отношений; охаpaктеризовать советско-финскую войну и ее последствия; определить степень готовности СССР к войне с Германией....
04 03 2024 6:42:14
Презентация выполнена в виде известной интеллектуальной игры: “Своя игра”. Участие принимают 4 комaнды. Проводится игра в два тура. В I туре четыре категории вопросов: картография, замени выражение, страноведение, ребусы. Во II туре три категории вопроса: Маска, я тебя знаю, мифология, волшебный ларец. В каждой категории по пять вопросов, от пяти до двадцати пяти баллов. По итогам подсчёта голосов, выигрывает комaнда, набравшая наиболее большое количество баллов....
03 03 2024 17:41:34
Лекция учителя сопровождается презентацией с гиперссылками на сайты в Интернете. Учитель по своему усмотрению может использовать дополнительный материал. Может предложить презентацию для самостоятельного изучения, если ученик отсутствовал. Ссылки на сайты можно предложить ученикам для подготовки сообщений по теме или подготовки учебных проектов....
02 03 2024 10:16:36
Урок в 5-м классе проводится в форме игры-турнира по знанию истории, религии и культуры древневосточных цивилизаций Египта и Азии. Урок построен на повторении и закреплении у учащихся знаний исторических фактов и имен, их сопоставлении и обобщении; позволяет развивать умение работы с исторической картой и источниками, дает возможность учащимся проявить находчивость и юмор. ...
01 03 2024 6:39:30
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
29 02 2024 0:42:58
Целью данной статьи я ставлю осветить историю градообразующего предприятия и храмовый комплекс села. Работая над этой темой, я пользовалась источниками, предоставленными Государственным архивом Ивановской области и Государственным архивом Владимирской области, материалами краеведческого музея средней школы №4 г. Тейкова, оставшимися фондами городского краеведческого музея (к сожалению, музей уже перестал существовать), библиотекой Ильинской церкви, рядом статей в местной печати и публикациями по истории Тейкова. Работа не претендует на статус научной, это только первые шаги в этом направлении. Материал разделен на части: история возникновения градообразующего предприятия и первые предприниматели, храмовый комплекс села. Почему именно история села? Да потому, что из истории таких сел, городков складывается история Отечества. Настоящий гражданин должен быть патриотом. Но невозможно любить то, что не знаешь, то, что ты воспринимаешь как что-то абстpaктное. Мне ближе познание большого через малое. Чтобы не вырасти "Иванами, не помнящими родства", мы в школе и решили заняться изучением родных мест. Почему именно градообразующее предприятие? Это предприятие дает экономическую возможность жить тысячам наших горожан, помогает развиваться городу. Почему именно история храмового комплекса? Это истоки нашей духовности. Без души невозможно существование русского человека, без нее теряет всякий смысл жизнь. ...
28 02 2024 2:59:53
В работе ставится задача выявить причины "Перестройки". Закрепляется теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы. Учащиеся выясняют необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги....
27 02 2024 9:43:30
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
26 02 2024 14:57:17
На уроке в 5-м классе учащиеся знакомятся с древнеегипетской культурой: архитектурой, медициной, письменностью. Узнают, какие научные знания возникли в Древнем Египте, как и где использовались? Каковы достижения египтян?...
25 02 2024 10:33:31
Историческая реконструкция московских балов XIX в. является одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией. В сочетании с тематически связанными с ними экскурсиями и интеллектуальными играми, они помогают школьникам более полно представлять себе картину той или иной исторической эпохи, расширить знания об истории и культурной жизни Москвы....
24 02 2024 21:44:38
Урок по истории России помогает учащимся сделать вывод об основных особенностях промышленной революции в России после «великих реформ» 60–70-х гг. XIX века; показывает, что незавершенность реформ отрицательно сказалась на развитии экономики страны. Построен с применением технологий общения, деловых и ролевых игр. ...
23 02 2024 14:43:27
Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме "История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"....
22 02 2024 10:15:10
Интеграция предметов в современной школе — одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих повышению интереса детей к изучаемым предметам, углублению знаний, воспитанию патриотических чувств. Положительным примером такой интеграции является объединение предметов изобразительного искусства и истории через выполнение творческого проекта с элементами исследования, приводимого в данной работе....
21 02 2024 21:53:15
Цель проекта: выявить наиболее актуальные для села экологические проблемы....
20 02 2024 14:57:47
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся при составлении портрета своего родного села. На уроке формируется представление об историческом прошлом своей местности, выявляются выдающиеся люди села, оставившие яркий след в истории нашего края....
19 02 2024 11:27:28
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
18 02 2024 23:42:34
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
17 02 2024 14:29:10
Учитывая в личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий с целью осмысления, обобщения и систематизации знаний. Данный урок связан с предыдущими, на которых ученики познакомились с понятиями демократия, научились выявлять её признаки. Урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам управления в древних государствах....
16 02 2024 10:54:25
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
15 02 2024 22:15:52
В статье приведены примеры из опыта работы учителя истории. Даны рекомендации как работать с хронологическим материалом, понятиями; как добиться грамотного и аккуратного ведения тетрадей; что нужно сделать, чтобы интерес к предмету не только не угас, но и развивался. В статье даны рекомендации о том, как сделать предмет интересным для учащихся....
14 02 2024 7:40:18
Данный урок направлен на формирование у учащихся представления о республиканской форме правления, о многообразии республик в мире. Вместе с тем, урок позволяет расширить представления учащихся о некоторых странах, о таком международном объединении, как "Большая восьмёрка". Использование презентации позволяет учащимся не только лучше воспринимать новый материал, но и увидеть много нового, например, гербы, флаги стран, их лидеров. Урок тесно связан с курсом истории....
13 02 2024 12:47:39
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
12 02 2024 4:41:11
В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....
11 02 2024 20:27:15
Глухие дети овладевают словесной речью позже слышащих и на иной основе. В развитии их мышления наблюдается много особенностей: преобладание наглядных форм мышления над понятийными, логическое и абстpaктное мышление пpaктически не развито. Целью уроков в школе для глухих и слабослышащих детей является не только передача информации учащимся, но и их социализация. Изучение материала строится по наглядным пособиям с использованием ИТ. Большое внимание уделяется словарной и речевой работе....
10 02 2024 17:20:36
На данном уроке используются различные формы деятельности учащихся: работа с учебником, документами, исторической картой, схемой, ПОПС-формулой, разными видами творческих заданий. Автор сознательно ограничился использованием только «традиционных» форм, так как применение различного вида «технологических инноваций» пока еще ограничивается ситуативными возможностями многих образовательных учреждений. ...
09 02 2024 16:19:54
Урок-путешествие проводится в 6-м классе как урок обобщения материала и помогает ребятам окунуться в эпоху Средневековья. Различные задания и формы работы дают возможность не только вспомнить пройденный материал, но и повысить интерес к истории Средневековья. ...
08 02 2024 4:42:13
Урок расширяет знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала. Показывает пагубность тоталитарных режимов, культа личности. Содействовует пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства. ...
07 02 2024 22:27:32
Урок разработан с применением метода проектной технологии. Форма урока в виде ролевой игры «Избирательная кампания» способствует пpaктическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, умением вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение....
06 02 2024 0:25:20
Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать знания....
05 02 2024 20:16:26
Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа. ...
04 02 2024 11:22:16
Государственные символы - неотъемлемая часть истории и культуры любой страны. Гордость за свою родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости воспитания детей гражданами России, формирования у ребенка сознания своей причастности к судьбе Родины. Учебный год принято начинать с урока, посвященного государственной символике страны. Цель такого урока: формирование уважения к символам государства. А это является важной составной частью воспитания гражданина России. В целях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания учащихся, формирования у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России накануне Дня Конституции РФ также рекомендовано проводить "Урок России". ...
03 02 2024 15:30:43
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
02 02 2024 6:40:25
Задачи урока: охаpaктеризовать изменения внешнеполитического курса СССР и США; раскрыть противоречивость международных отношений в 1950–1960-х гг., показать возрастание опасности «горячей» ядерной войны в результате Берлинского и Карибского кризисов; сопоставить цели и методы соперничества сверхдержав за влияние в «третьем мире»....
01 02 2024 8:21:25
Данный урок помогает понять детям, почему же икона «Троица» А.Рублёва считается одним из чудес России, а также позволяет познать радость творчества при изготовлении куклы-ангела по старинной русской технологии....
31 01 2024 19:20:40
На уроке закладываются представления об основных принципах участия граждан в выборах. На личном примере учащиеся в ходе игры усвоят то, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства и осознают важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах....
30 01 2024 12:50:54
Заключительный урок в системе уроков «Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отpaбатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....
29 01 2024 4:32:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::