Интегрированный урок "литература + история" по теме "Современный облик "послепожарной" Москвы"" (по страницам комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума") > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированный урок "литература + история" по теме "Современный облик "послепожарной" Москвы"" (по страницам комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")


    Интегрированный урок "литература + история" по теме "Современный облик "послепожарной" Москвы"" (по страницам комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")

Цели урока:

  • исследовать историческую обстановку действия комедии “Горе от ума”;
  • проследить на примерах литературных персонажей, какие изменения произошли в социальном составе, в мировоззрении московского общества после войны 1812 года;
  • выявить причины этих изменений и их последствия на основе исторических фактов.

Тип урока: интегрированный урок по литературе и истории.

План урока.

  1. Историко-архитектурный облик “послепожарной” Москвы.
  2. Социальный состав российского (московского) общества.
  3. Служба Отечеству или карьера?
  4. Духовно-нравственные изменения передовой части дворянства.
  5. Неизбежный 1825 год.

Ход урока

Презентация. Слайд 1

Учитель литературы. Сегодня тему нашего урока мы определили так: Социальный облик “послепожарной” Москвы. (по страницам комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”). Почему?

Вся художественная литература XIX века имеет исторический фон. Вспомните литературные произведения, иллюстрирующие к исторические факты, события? “Слово о полку Игореве”, “Тарас Бульба” Гоголя Н.В., “Капитанская дочка” Пушкина А.С. и др. (“Дубровский” Пушкина А.С., “Cмepть Ермака” Рылеева К.Ф.).

Слайд 2. А какие цели мы определим сегодня? Сегодня на примере комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” мы:

  • исследуем историческую обстановку действия комедии “Горе от ума”;
  • проследим на примерах литературных персонажей, какие изменения произошли в социальном составе, в мировоззрении московского общества после войны 1812 года;
  • выявим причины этих изменений и их последствия на основе исторических фактов

Учитель истории. На примере художественных произведений мы можем проследить причины возникновения тех или иных исторических событий. На примере данного произведения выявим причины восстания декабристов 1825 года.

Слайд 3. Учитель истории. Перед вами инструктивная карта, которая будет вести вас по уроку. В карте есть ПЛАН урока. Зачитаем. И вспомним основные даты и понятия к теме урока:

Слайд 4

  • 1812 – Отечественная война с Наполеоном; пожар Москвы.
  • 1813-1814 – заграничный поход русской армии в Европу.
  • 4-7 октября 1813 – сражение под Лейпцигом “Битва народов” (Скалозуб: В тринадцатом году мы отличились с братом.)
  • 1808-1809 – война со Швецией, присоединение Финляндии (Скалозуб: Я с восемьсот девятого служу.)
  • 14 декабря 1825 – восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге.

Слайд 5

  • Социальный строй – система общественного устройства, хаpaктеризующаяся определенными общественными отношениями и политической системой.
  • Социум – общество.
  • Сословия – большие группы людей с правами и обязанностями, передающимися по наследству.
  • Крепостничество – наиболее жесткая форма феодальной зависимости крестьянина с максимальным ограничением его политических и гражданских прав.
  • Тайные общества – это формы социальной организации, не вписывающиеся в господствующую (официальную) социальную структуру.

Слайд 6

  • Карьера – быстрое и успешное продвижение в области общественной, научной, служебной или другой деятельности; достижение известности, славы или материальной выгоды.
  • Служба – это работа, профессиональная деятельность: военная, государственная, общественная.

Слайд 7. Учитель литературы.

  • Конфликт художественный – противоречие между изображенными в произведении группами действующих лиц или отдельными персонажами, героем и обществом (средой), противоборство хаpaктеров, идей.
  • Персонаж – действующее лицо драмы, романа, повести и других художественных произведений.

Учитель литературы. Давайте уточним время написания комедии. Критическая литература точно не называет дату написания. Дело в том, что комедия писалась на протяжении нескольких лет. Задумана была комедия еще в 1816 г. В 1825 году готовую пьесу читает Пушкин А.С. Рамки написания – 10 лет.

Написана после 1812 года, написана о современниках, поэтому на примере героев комедии мы можем судить, изменились ли нравы или остались прежними.

Учитель истории. Обратимся к 1 пункту плана.

1. Историко-архитектурный облик “послепожарной” Москвы.

Слайды 8–16. Выполним задания по инструктивной карте:

1-е задание: просмотрите слайды.

Какая была Москва? (Здания – деревянные, улицы – немощеные, грязные.) Произошли изменения благодаря пожару Москвы. Это произошло в 1812 году. Как Москва изменилась, в какую сторону? (Каменные здания, широкие мощеные улицы.)

Согласны ли вы с утверждением Скалозуба: “Пожар способствовал ей много украшенью”?

2-е задание. Запишите названия памятников архитектуры, которые вы увидели.

Вывод: Москва внешне изменилась.

Учитель истории. Выполним небольшую исследовательскую работу.

Слайд 17

2. Социальный состав российского (московского) общества.

Вы должны заполнить правую колонку.

1-е задание. На основании материала комедии заполните таблицу:

Учитель литературы. Вспомните какие сословия упоминаются на страницах пьесы. Впишите их.

Российское общество 1800–1824 Московское общество в комедии “Горе от ума”
Благородное сословие: дворянство (военные, чиновники)
Духовенство
Купечество 1, 2, 3 гильдии
Мещане (горожане)
Казачество
Крестьянство (государственные, помещичьи, вольные хлебопашцы)
 

2-е задание. Произошли ли серьезные изменения в структуре московского общества после войны 1812 года? (Нет духовенства, купечества.) Главные сословия в комедии представлены.

Российское общество 1800–1824 Московское общество в комедии “Горе от ума”
Благородное сословие: дворянство (военные, чиновники)
Духовенство
Купечество 1, 2, 3 гильдии
Мещане (горожане)
Казачество
Крестьянство (государственные, помещичьи, вольные хлебопашцы)
Благородное сословие: дворянство (военные, чиновники)


 

Крепостные

Учитель истории. Вывод из таблицы: произошли ли серьезные изменения в структуре московского общества после войны 1812 года? – нет.

Учитель истории. Но может что-то изменилось в духовно-нравственном облике героев?

Следуем дальше по плану.

3. Служба Отечеству или карьера?

Слайд 18. Учитель истории. 1-е задание. Что такое карьера?

Слайд 19. 2-е задание. Кем и когда определен порядок прохождения военной и гражданской службы? (вспомним “Табель о рангах” Петра I 1722 г. Табель существовала вплоть до 1917 года).

Слайд 20. 3-е задание. Приведите примеры бескорыстного служения Отечеству.

Учитель истории. Вспомните имена героев Отечественной войны.

Учитель литературы. Слайд 21.

В доме Фамусова, важного чиновника, много говорят о службе и карьере.

4-е задание. Как делается карьера на страницах комедии? Приведите примеры. Работа с таблицей устно. Возьмем основных персонажей: Фамусова, Молчалина, Чацкого и Скалозуба.

Слайд 22–23.

Фамусов 2:2, стр. 105 Сказал бы я, во-первых: не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А главное, поди-тка послужи.

2:5, стр. 111 При мне служащие чужие очень редки,
Все больше сестрины, свояченицы детки,
Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой.
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!..

Чацкий 2:2, стр. 106 Служить бы рад, прислуживаться тошно.

стр. 107 У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднять платок.

стр. 108 Кто служит делу, а не лицам.

Молчалин 3:2, стр. 132 Умеренность и аккуратность.

стр. 133 Так: частенько там
Мы покровительство находим, где не метим.

стр. 135 В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
Ведь надобно ж зависеть от других.

Чацкий 3:2, стр. 132 Чины людьми даются,

А люди могут обмануться.

Чацкий 3:13, стр. 147 Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит!

В нем Загорецкий не умрет…

О Загорецком Платон Мих. 3:9, стр. 143

Молчалин 4:12, стр. 173 Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья, –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья.
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Репетилов 4:5, стр. 166 Барон фон Клоц в министры метил,

А я – к нему в зятья…
Боялся, видишь, он упреку
За слабость будто бы к родне!

Слайд 24. 5-е задание. Проследите карьеру Скалозуба: 2:5, стр. 111; 2:5, стр. 112; 2:5, стр. 113

стр. 111. В тринадцатом году мы отличились с братом.

стр. 112. Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты,
То старших выключат иных,
Другие, смотришь перебиты.

Не жалуюсь, не обходили,
Однако за полком два года поводили.

стр. 113 Да, чтоб чины достать, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу;
Мне только бы досталось в генералы.

Ему дали чины за ум? Храбрость?

Много ли пользы от такого “служения” Отечеству?

У Репетилова и Молчалина не получилось сделать карьеру через женитьбу на дочери важного человека. Почему? (Время изменилось, требуются другие люди.) Что выбирает большинство героев комедии службу или карьеру?

Слайд 25. Вывод. Изменилось ли мировоззрение дворянства? Словами какого героя комедии можно сделать вывод? (2:5, стр. 115) Дома новы, но предрассудки стары.

4. Духовно-нравственные изменения передовой части дворянства.

Слайд 26. Учитель истории. 1-е задание. Вспомните из истории: какой увидели Европу русские солдаты во время заграничного похода 1813–1814 гг.

Для чего мы останавливаемся подробно на этой дате? Для того, чтобы понять дальнейшую судьбу прогрессивного дворянства и выяснить, какие события истории способствовали изменению взглядов на жизнь, службу, образование и как эти события и изменения отразились в комедии.

Итак, заграничный поход русской армии в Европу. Что увидели российские воины за границей?

Крепостное право в Европе было отменено еще в XV веке. Солдаты Наполеона были свободны. А русские чудо-богатыри? Крепостные крестьяне, рекруты на 25 лет, возвращались в Россию в крепостное ярмо. (Задание 1, 2, 3)

2-е задание. Что чувствовал русский солдат-победитель, оставаясь рабом-крепостным?

3-е задание. Что думали и чувствовали передовые офицеры-дворяне, видя свободную Европу?

Слайд 26. Учитель литературы. 4-е задание. Как в комедии Чацкий хаpaктеризовал российское крепостничество? Как он к нему относился? 2:5, стр. 116 Обобщите:

Учитель литературы. Изменилось ли отношение к существующему общественному строю среди передовых русских дворян-офицеров? Откуда у Чацкого такие мысли, скажите, зная историческую обстановку. Где он был в течение 3-х лет? (1:9, стр. 103 Хотел объехать целый свет, И не объехал сотой доли.)

Слайд 27. Учитель литературы. Какое мнение о Чацком сложилось в Москве? Фамусов, Графиня бабушка и другие представители знати – не желают изменений. Как только они слышат прогрессивные речи – обвиняют Чацкого в инакомыслии.

5-е задание. Как называют Чацкого представители московского общества и почему? (2:2, стр. 107 Фамусов; 4:20, стр. 152 Графиня бабушка) В результате кем объявляют Чацкого?

Слайд 28. Учитель литературы. Упоминаются ли в комедии другие “безумцы”, подобные Чацкому?

Посмотрим примеры на страницах комедии:

2:4, стр. 112 Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать. (Скалозуб о двоюродном брате)

3:21, стр. 154 Он химик, он ботаник князь Федор, мой племянник. (Княгиня)

Почему их называют безумцами? Какой можем сделать вывод?

Вывод: дворянство поделилось на два лагеря: прогрессивную молодежь, стремящуюся к обновлению строя, и дворян, не желающих слушать о нововведениях и изменениях.

Слайд 29. Учитель истории. Что делать? Прогрессивные молодые дворяне создают тайные общества с целью борьбы с самодержавным строем. Обращаемся к пункту 5.

5. Неизбежный 1825 год.

1-е задание. Молодых, прогрессивных дворян, подобных Чацкому в России было не так много, но это были яркие личности, готовые к борьбе с существующим строем. Они объединялись в революционные организации – союзы. Назовите их:

Вспомним их названия: 1821 “Северное общество” в Петербурге, Рылеев; 1821 “Южное общество” в Тульчине на Украине, П. Пестель. Они планируют свое выступление в 1826 году.

Слайд 30. Учитель литературы. Грибоедов не обошел вниманием тайные движения и упомянул об одном из них. 2-е задание. В комедии также упоминается тайное общество. О нем болтает Репетилов (4:4, стр. 163). Что нам становится известным? Какой фразой хаpaктеризует деятельность данного общества А.С. Грибоедов?

Но как относится к этому обществу Грибоедов? Через Репетилова он показывает несерьезность данных попыток. И Чацкий бежит от Репетилова и его революционных предложений.

3-е задание. Мог ли Чацкий вступить в это общество?

Слайд 31. Учитель литературы. Пока Чацкий не готов вступить в тайное общество. Что он делает? – бежит (4:14, стр. 178 “Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!”)

Учитель истории. А куда побежит герой комедии? Возможно в круг декабристов. И место свободомыслящему Чацкому на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.

Слайд 32. 4-е задание. Вспомните о событии 14 декабря 1825 года и его значении в истории России.

Вывод. Когда будет реализована одна из важнейших задач тайных обществ?

Слайд 33. Учитель литературы. Какие мы можем сделать выводы на основании изученного материала? Для того, чтобы сформулировать выводы, обратимся к целям урока.

Помочь вопросами.

  • Исследовать историческую обстановку действия комедии “Горе от ума”. (На каком фоне развивалась.)
  • Проследить на примерах литературных персонажей, какие изменения произошли в социальном составе, в мировоззрении московского общества после войны 1812 года. (Появились новые взгляды.)
  • Выявить причины этих изменений и их последствия на основе исторических фактов. (Заграничный поход – причина, последствие – отмена крепостного права.)

Учитель литературы. Зная историческую обстановку, проще понимать задумку автора и направленность произведения.

В художественной литературе тем или иным способом отражается историческая действительность.

Литературные герои – обобщенные персонажи. Поэтому глядя на них, мы можем проследить какие изменения произошли в облике “послепожарной” Москвы, ее социальном составе, в настроениях населения.

Учитель истории. Изменения начинают зарождаться. Молодое, прогрессивное дворянство стремится к изменениям. Это произойдет в 1861 году.

Д/з Подготовиться к сочинению на тему “Причины изменения мировоззрения московского дворянства”, “Дальнейший путь прогрессивной молодежи”: найти материалы, составить план.

Приложение.

Литература:

  • Хрестоматия по литературе для 9 класса средней школы. Часть 1. Редактор-составитель Назаренко Л.В. Ростов-на-Дону, изд-во Ростовского университета, 1996.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

11 07 2024 22:37:21

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

10 07 2024 2:24:54

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

09 07 2024 16:57:36

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

08 07 2024 18:29:43

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

07 07 2024 13:11:46

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

06 07 2024 23:48:22

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

05 07 2024 1:38:55

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

04 07 2024 5:38:45

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

03 07 2024 10:36:23

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

02 07 2024 22:41:28

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

01 07 2024 22:23:28

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

30 06 2024 23:11:10

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

29 06 2024 0:43:31

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

28 06 2024 1:20:41

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

27 06 2024 11:28:29

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

26 06 2024 13:12:13

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

25 06 2024 10:33:57

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

24 06 2024 23:50:20

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

23 06 2024 4:59:13

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

22 06 2024 20:48:49

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

21 06 2024 15:47:58

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

20 06 2024 14:10:49

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

19 06 2024 21:49:46

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

18 06 2024 19:59:23

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

17 06 2024 17:20:52

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

16 06 2024 15:55:33

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

15 06 2024 11:12:10

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

14 06 2024 12:32:22

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

13 06 2024 17:54:22

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

12 06 2024 6:17:51

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

11 06 2024 5:39:55

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

10 06 2024 11:41:19

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

09 06 2024 15:25:14

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

08 06 2024 3:50:36

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

07 06 2024 0:11:35

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

06 06 2024 5:36:31

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

05 06 2024 0:38:49

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

04 06 2024 5:42:46

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

03 06 2024 6:49:50

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

02 06 2024 15:40:14

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

01 06 2024 18:47:34

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

31 05 2024 2:48:27

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

30 05 2024 15:46:21

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

29 05 2024 8:48:16

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

28 05 2024 15:50:50

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

27 05 2024 14:51:56

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

26 05 2024 21:44:24

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

25 05 2024 9:27:44

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

24 05 2024 2:42:40

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

23 05 2024 12:57:23

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::