Бинарный урок литературы и истории по теме "Через учение счастлив будь…"
Содержание урока: расширение знаний учащихся о М.В.Ломоносове как о великом русском учёном.
Цели урока:
- познакомить учащихся с достижениями М.В.Ломоносова в разных областях гуманитарных наук: истории, литературе, языкознании, искусствоведении;
- на примере жизни и творчества М.В.Ломоносова воспитывать в учащихся положительную мотивацию к учению, чувство патриотизма и любви к Родине;
- показать наличие метапредметных связей в области литературы, истории, языкознания, МХК, искусствоведения.
Оборудование:
компьютер;
ХОД УРОКА
Вступительное слово 1 ведущего: Добрый день, ребята. Мы сегодня проводим интегрированный урок истории и литературы.
Вступительное слово 2 ведущего: Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы приглашаем Вас к разговору на тему “Через учение счастлив будет…”. Это слова из письма М.В.Ломоносова, адресованные его 13-летнему племяннику. Получается, по словам Ломоносова, путь к счастью человека лежит через учение.
1 ведущий: Прежде чем мы перейдём к теме нашего урока, давайте выполним одно несложное упражнение.
Упражнение “Салфетка”.
Инструкция: На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.
Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат? Дети отвечают.
2 ведущий. Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Разговор наш сегодня пойдёт о великом русском учёном, гениальном, уникальном человеке М.В.Ломоносове. Наша с вами задача – понять, в чём уникальность этого человека, чем заслужил он всеобщее признание и уважение, почему он стал знаменитым, известным всему миру. И первый вопрос, на который нам предстоит ответить: что же сделало этого человека уникальным?
Ответ скрыт на экране. Чтобы ответить на этот вопрос, каждой группе мы предлагаем такие задания: в красных конвертах возьмите на карточках слова и попробуйте из них составить пословицу. За верное выполнение вы получаете приз, то есть возможность открыть одну букву.
Задание “Составь пословицу” (выполняется в группах). (На столах разрезанные пословицы: Кто хочет много знать, тому мало надо спать. Незнайка лежит, а знайка далеко бежит. Корень учения горек, да плод его сладок. Учись доброму, худое на ум не пойдёт. Красна птица перьем, а человек уменьем. На экране за каждую правильно составленную пословицу открываем буквы. В итоге составляем слово “знание”). Делаем вывод: так что же сделало уникальным, знаменитым М.В.Ломоносова? (слайд 2)
1 ведущий. Нынешнему поколению Ломоносов почти неизвестен. Ломоносов из тех гениев, которые появляются в истории народов не то чтобы раз в тысячелетие, а вообще – один только раз появляются.
2 ведущий: (слайд 3) “Все испытал и все проник” – эти слова принадлежат А.С Пушкину и сказаны о Ломоносове. И хотя в несколько строк невозможно вместить судьбу великого русского ученого, это пушкинское высказывание заставляет задуматься об удивительно многогранной деятельности Ломоносова, о гениальности и смелости его мысли. Невозможно, конечно, за один урок осветить все сферы деятельности этого человека, так как нет такой области науки, где он не оставил бы яркого, заметного следа, поэтому сегодня мы остановимся в основном на открытиях, преобразованиях Ломоносова в гуманитарных науках: истории, литературе, языкознании, искусствоведении. При подготовке к уроку у нас работали 5 групп исследователей, которые изучали различные сферы знания Ломоносова.
1 ведущий. О первых годах жизни М.В. Ломоносова имеется немного сведений, основаны они на воспоминаниях, написанных им самим. Трудную и нелёгкую жизнь прожил этот удивительный учёный-энциклопедист, первый русский академик.
Давайте предоставим слово нашим биографам. Выступление биографов будет сопровождаться иллюстрациями. Внимательно слушайте и смотрите на экран, потому что в конце выступления вам будет предложено задание.
1 биограф (слайд 4). Верстах в 80 от Архангельска Северная Двина круто поворачивает на север и разделяется на несколько рукавов и протоков, между которыми лежат девять больших и малых островов. Один из них – Куростров, расположенный прямо против Холмогор. На острове к началу XVIII века было несколько небольших деревень, в которых жили крестьяне. Богат был их край рыбою, зверем и лесом. И поморы (так они себя называли) славились как отважные мореходы. Ходили они на своих судах в Белое море, в Ледовитый океан.
2 биограф (слайд 5). Здесь, на Курострове, в деревне Мишанинской Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 ноября 1711 года у промысловика Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михайло.
(Слайд 6) 3 биограф М.В. Ломоносов рано познал трудовую жизнь. С десятилетнего возраста он начал помогать отцу. Ранней весной они отправлялись на рыбный промысел. Как и другие поморские мальчишки, учился у отца его ремеслу, постигал вековую мудрость поморов.
4 биограф. От матери Елены Ивановны в юном возрасте Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению; позднее она, по-видимому, была поддержана в нём поморами-старообрядцами. Рано, по-видимому, зародилось в Ломоносове сознание необходимости “науки”, знания. Михаил рано обучился грамоте и пристрастился к чтению. Грамотные местные крестьяне привезли ему книги из Москвы, из которых он особенно полюбил славянскую грамматику Милетия Смотрицкого, стихотворную Псалтирь Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого.
5 биограф (в рубахе и лаптях). Сам Ломоносов впоследствии вспоминал: “Матери я лишился, когда мне было 9 лет. Имеючи отца по натуре доброго человека, однако, в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая считала, что я сижу по-пустому за книгами, я принуждён был читать и учиться чему возможно было в уединённых и пустых местах, терпя стужу и голод. Знакомство с книгами убедило меня в необходимости учиться, чтобы познать окружающий мир. Страсть к науке, тяжелая обстановка в семье заставили меня оставить родной дом и отправиться в Москву (слайд 7)
2 ведущий. “Жажда знаний была сильной страстью всея души, исполненной страстей”, – сказал о Ломоносове впоследствии А.С. Пушкин.
1 биограф.
Невод рыбак расстилал на берегу студёного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Иные тебя ожидают заботы:
Будешь умы умолять, будешь помощник царя! –
писал А.С. Пушкин в своем стихотворении “Отрок”.
2 биограф. В январе 1731 г. М. Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение и назвавшись сыном холмогорского дворянина, поступил в Славяно-греко-латинскую академию (слайд 8), лучшее в тогдашней России учебное заведение.
5 биограф. “Малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать приехал латыни учиться…. Имея один алтын в день жалования нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, я жил пять лет и наук не оставил”.
3 биограф. В ноябре 1735 года в числе 12-ти лучших учеников академии Михайлу Ломоносова отрекомендовали в университет при Петербургской Академии наук, (слайд 9) где в течение 8-ми месяцев он изучал экспериментальную физику и много занимался проблемами стихосложения.
В сентябре 1736 года Ломоносов направлен на учёбу в Германию для изучения химии и горного дела.
4 биограф. В 1741 году сформировавшимся учёным возвращается в Россию, в Петербургскую Академию наук. Солидная научная подготовка, полученная в Германии, позволила ему рассчитывать на занятие высокой научной должности.
1 ведущий: А в заключение группа биографов предлагает вам решить кроссворд. Если кроссворд будет решен правильно. то мы сможем прочитать название науки, в развитие которой Ломоносов внес неоценимый вклад. Внимание на экран. (Слайд 10 -17)
Итак, в развитие какой науки внес большой вклад Ломоносов?
Для Ломоносова история была удивительной наукой, поэтому он писал: “Открой мне бывшие, о древность, времена; Ты разности вещей и чудных дел полна”. (Слайд 18) Чтобы лучше понять личность Ломоносова, нужно представить себе время, в котором он жил. Ломоносову всегда интересны были события прошлого.
1 историк. Это была эпоха быстрых перемен. Сколько императоров и императриц сменилось на троне России за неполные 54 года жизни М. Ломоносова. (Слайд 19). Это и Пётр I Великий, Екатерина I, Пётр II, Анна Иоановна, Иоанн VI, Елизавета Петровна, Пётр III, Екатерина II Великая.
2 ведущий: Предлагаем вашему вниманию сцену времени правления Елизаветы Петровны.
Елизавета пишет письмо (2 историк): Хочу к тебе за помощью обратиться. Слышала, что имеешь ты склонность большую к изучению летописей, истории нашей российской. Знаешь, Михайла Васильевич, что втянулись мы нынче в войну в Европе, а враги наши распространяют многочисленные пасквили, всякие небылицы о стране нашей, особо стараются Англия и Пруссия. Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России, написанная профессором слова. Знаю, что ты давно собираешь материалы по истории Отчизны нашей. Знаю, что привлекает тебя особенно время отца нашего Петра Алексеевича. Знаю, что хотел бы ты сам продолжить дело написания истории. Тебе известны хорошо сведения об устройстве страны, копии документов, царских указов, дипломатических бумаг, военных донесений, писем царя Петра…. Да, впрочем, ты, Михайла Васильевич, лучше моего знаешь, что для того надо….
3 историк. В 1740-х г. М.В. Ломоносов приступил к серьезным занятиям русской историей, в результате чего появился уникальный труд “Древняя Российская история”. (Слайд 20) Книга эта ознакомила Европу с историей российской, поразила всемогущей силой страны нашей.
1 ведущий: Происхождение древнерусского государства (слайд 21) является основной темой исторических исследований Ломоносова.
Вопросы:
- Что такое государство?
- Как называлось древнерусское государство? Когда оно было образовано?
- Какие теории происхождения древнерусского государства вы можете назвать?
М.В.Ломоносов был одним из первых, кто выступил с критикой “норманнской теории”, считая ее клеветой на древних славян. В своих исторических трудах он показал этнические различия скандинавов и славян, роль и место славян во всемирной истории. Именно он стал основоположником “ антинорманнской теории”.
Задание: Возьмите синий конверт, в котором даны факты, хаpaктеризующие норманнскую и антинорманнскую теории. Распределите по группам эти факты. В первую группу отнесите факты, раскрывающие суть норманнской теории, во вторую – антинорманнской. Давайте проверим, что у вас получилось. Внимание на экран. (Слайд 22 – норманнская) (Слайд 23 – антинорманнская). Многие из выводов Михаила Ломоносова, касающиеся развития Руси, нашли свое подтверждение и в современной исторической науке.
4 историк. Горячий патриот России, Ломоносов задумал основать университет в Москве. Он составил проект его организации и предложил создать при университете гимназии. “Указ об учреждении в Москве университета” был подписан 25 января 1755 года. В отличие от западноевропейских университетов преподавание в нем велось не на латинском, а на русскомязыке. В университете могли учиться дети не только дворян, но и других сословий. В настоящее время Московский Государственный Университет носит имя М.В. Ломоносова. (Слайд 24 )
2 ведущий. “Механик, художник, историк, химик, он все испытал и все проник …” , – так писал А.С.Пушкин о М.В.Ломоносове. Давайте предоставим слово нашим искусствоведам. (2 группа) (слайд 25).
1 искусствовед: В 1746 году был издан указ о постройке химической лаборатории (Слайд 26). К тому времени Ломоносов Высочайшим указом Елизаветы Петровны был назначен профессором химии и стал действительным члeном Российской Академии наук. Первым, с чего начал Ломоносов работу в новой химической лаборатории, было изготовление окрашенных стёкол. Мозаичная палитра до нескольких тысяч оттенков хранилась итальянскими мастерами в большом секрете. Ломоносов поставил перед собой цель – раскрыть эту тайну.
2 искусствовед: В ходе исследования после почти четырех тысяч опытов Ломоносову удалось возродить древнее искусство мозаики, найти рецепты цветных стекол и специальной мозаичной массы – смальты. (Слайд 27) Ломоносов открывает способ получать смальты любого цвета, разнообразных оттенков. В первых опытах Ломоносов, применив ртуть, получил стекло “бледно-пурпурового цвета”. А вот “золотое рубиновое стекло” Ломоносов изобрёл впервые, опередив итальянских мастеров.
3 искусствовед: В Усть-Рудице Ломоносов основал фабрику по производству различного стекла и мозаики. Здесь изготовлены мозаичные панно и портреты, многие из которых стали настоящими шедеврами. (Слайд 28)
4 искусствовед: Стекольная фабрика Ломоносова, построенная в Усть-Рудице, в 64 верстах от Петербурга, являлась современным по тому времени предприятием. На ней применялись различные технологические приёмы обработки стекла: выдувание, вытягивание, литьё (слайд 29) прессование, шлифовка, полировка, гранение.
2 искусствовед: Всего в мастерских Ломоносова было выложено около 40 мозаичных картин.
За работы в области мозаичного искусства Болонская академия наук в 1764 году избрала Ломоносова своим почётным члeном.
1 ведущий: В благодарность за учреждение Усть-Рудицкой фабрики учёный подарил Сенату мозаичный портрет Петра I. (слайд 30)
А теперь задание от группы искусствоведов.
Задание: “Реставраторы” Перед вами лежат розовые конверты, в которых находятся фрагменты одной из мозаичных картин М.В.Ломоносова Попробуйте восстановить эту картину.
Вот эта картина (слайд 31). Это была первая мозаичная картина “Полтавская баталия”. Размещена она была в Петропавловском соборе. Картина поразила всех своей красотой и размерами: её длина 6,4 метра и высота около 5 метров.
Ломоносов не просто занимался изготовлением стекла и мозаичной смальты, это было его жизненным увлечением. Создание новых сортов бесцветных и цветных стекол было одной из главных тем научной и научно-технической деятельности Ломоносова. В своем “Письме о пользе стекла”, которое по праву считается гимном научному знанию, Ломоносов воспевает красоту стекла, его удивительные свойства. (Слайд 32)
1 ведущий:
Начинается стихотворение такими словами:
Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучем блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
Задание: Это стихотворение необычно тем, что его можно назвать калейдоскопом загадок, раскрывающих роль стекла в жизни человека. Возьмите желтые конверты. Прочитайте фрагменты стихотворения и определите, в каких жизненных ситуациях, в каких сферах человек использует стекло. (Слайды 33-42 )
2 ведущий. Завершается “Письмо о пользе стекла” восторженной похвалой науке, знаниям, учению:
И пользу общую отечества прозря,
Учению велит расшириться в моря…
Тебе похвальны все, приятны и любезны,
Что тщатся постигать учения полезны…
Учения, знания – это одна из основных тем Ломоносовской поэзии. Академик Штелин вспоминал первое прочтение этого стихотворения: “Мы были очень удивлены таким, еще не бывалым в русском языке размером стихов …”
Задание: Давайте определим, каким размером написано это стихотворение. Что для этого нужно сделать? (Ответы учащихся: разделить строку стихотворения на слоги и расставить ритмическое ударение). Выполнение задания и проверка. (Слайд 43)
Немалый вклад в науку внёс Ломоносов и как филолог, литературовед. Белинский говорил: (Слайд 44) “С Ломоносова начинается наша литература”. Слово литературоведам.
1 литературовед Ломоносов разработал новую систему стихосложения. До него в Петровскую эпоху было основным силлабическое стихосложение (слоговое, то есть основанное только на ровном числе слогов в строке).
(Слайд45): Силлабическое стихосложение:
Солн-це лу-чи сво-и на ме-ня спус-ти-ло (12 слогов)
И злу пе-чаль во ра-дость мне об-ра-ти-ло (12 слогов))
Ломоносов осуществляет переход к силлабо-тоническому стихосложению (слогоударному, то есть основанному на ровном количестве слогов и ударений)
(Cлайд 46): Силлабо-тоническое стихосложение:
2 литературовед. В 1739 году Ломоносов издаёт свой труд “Письмо о правилах русского стихотворства”, в котором заявляет, что силлабические стихи “приличнее назвать прозою”, а ритм и напевность основана может быть на одинаковом количестве ударений в стихе.
3 литературовед. Самым подходящим для русской поэзии Ломоносов считал ямб, полагая, что стихи, написанные ямбом, “материи благородство, великолепие, высоту умножают”, они лёгкие и способны передавать достаточно разнообразные состояния.
Задание: Возьмите зелёные конверты. Вам предлагается отрывок из оды Ломоносова “На день восшествия на всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны…”. Давайте прочтём его. Теперь прочитайте фрагмент ещё раз самостоятельно и скажите, значение каких слов в этом стихотворении вам непонятно. (Cлайд 47) О чём же размышляет поэт в этом стихотворении? (о пользе знаний). Определите стихотворный размер (“О вы, которых ожидает…”)
Вывод: Какой размер чаще всего встречается в произведениях Ломоносова?
1 ведущий Преобразования Ломоносовым были внесены не только в развитие литературоведения, но и в развитие языкознания. В.А.Жуковский называл Ломоносова “гениальным человеком, создавшим наш поэтический язык”. (Cлайд 49)
1 лингвист (слайд 50 – таблица). Ломоносов в книжной речи выделяет три “штиля” (стиля): высокий, средний и низкий Высокий штиль составляется в основном из старославянских слов, иногда малопонятных и малоупотрeбляемых. Таким стилем пишутся возвышенные оды, героические поэмы, речи важные и значительные.
2 лингвист. Средний стиль в основном использует общеупотребительные слова. Встречается в дружеских письмах, сатирах, научных сочинениях. Низкий стиль хаpaктеризуется использованием разговорной лексики, простонародных слов. Таким стилем пишутся комедии, басни, песни.
3 лингвист. Старославянские слова, придающие, по мнению Ломоносова, речи торжественность, возвышенность, значительность – это заимствованные слова из старославянского языка. Эти слова можно обнаружить в языке по следующим признакам: (слайд 51)
- Неполногласные сочетания -ра-, -ла-, -ре- между согласными, соотносящиеся с русскими полногласными сочетаниями -оро-, -оло-, -ере-. (град (город), младой (молодой).
- ЖД, Щ, соответствующие русским Ж,Ч (освещать (свеча), вождь (вожатый).
- Начальная Е в корне, соответствующая русскому О. (един (один))
- Начальная Ю. (В русском языке не было такой буквы)
- Суффиксы -АЩ- (-ЯЩ-), -УЩ- (-ЮЩ-), -ЫН(я), -СТВ-, -СТВИ(е) (алчущий, твердыня, бедствие)
- Корни в сложных словах: добро-, зло-, благо-, велико-, често-, суе-.
Задание: (слайд 52 – таблица). Вернёмся ещё раз к фрагменту из произведения М.В.Ломоносова “О, вы, которых ожидает…”. К какому жанру принадлежит это произведение? Жанр указан в названии. (Ода) К какому стилю относится ода? (по таблице). Какие слова являются признаком этого стиля? (старославянские). Давайте найдём старославянизмы в стихотворении Ломоносова, опираясь на данные признаки (слайд 53). Проверка: Сколько слов вам удалось найти? (проверка: слайд “Проверьте себя”)
Какую роль они играют в стихотворении? (придают речи торжественность, возвышенность) Да, в данном фрагменте говорится о пользе знаний. Для Ломоносова это было важно и значительно. Он возвышает знания, показывает их значительную роль в жизни каждого человека. (Слайд 54)
1 ведущий: Ломоносов до сих пор является для нас примером человека, целеустремленного, необыкновенной силы воли, стремящегося к знаниям. Научные достижения и просветительские взгляды Ломоносова по достоинству оценены потомками. Его именем названы город, улицы, площади, учебные заведения. Высшей наградой Российской Академии наук за выдающиеся работы в области гуманитарных наук является присуждение золотой медали Ломоносова.
Выходят чтецы.
2 ведущий. Около трех веков отделяет нас от его жизни, его судьбы. И все это время имя Михаила Васильевича Ломоносова занимает одно из главных мест в летописи нашей Родины. Уже при жизни ученого была велика его слава, причем не только в “пределах российских”, но и в других странах. Уважением и восхищением перед его научным и жизненным подвигом исполнены слова А.С. Пушкина: ”Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов объял все области просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей”.
1 ученик: Обращаясь к босоногому крестьянскому мальчишке-школьнику, Николай Алексеевич Некрасов, поэт XIX века, ободрял его ставшими впоследствии крылатыми словами:
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
2 ученик: И в XX веке интерес к личности Ломоносова не угасает. Чтение учеником стихотворения Николая Рыжова “Михаил Ломоносов” (См. приложение 2)
1 ведущий: И до сих пор Ломоносов является для нас, людей, живущих в XXI веке, примером человека, целеустремленного, необыкновенной силы воли, стремящегося к знаниям. И завершить наш разговор о великом, удивительном человеке М.В.Ломоносове нам хотелось бы ещё одним стихотворением, написанным нашей ученицей Барковой Екатериной. Чтение стихотворения учеником. (См. приложение 2)
Подведение итогов урока.
1 ведущий: Итак, давайте подведём итог нашего разговора. Что нового вы узнали сегодня о М. В. Ломоносове? В каких областях знаний, какие открытия были сделаны Ломоносовым? (Ответы учащихся) И в заключение нашего урока мы хотим вам подарить буклеты, в которых отражены основные достижения, открытия, сделанные М. В. Ломоносовым.
Приложение 3. Список литературы
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
01 12 2024 1:50:16
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
30 11 2024 17:50:56
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
29 11 2024 0:37:34
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
28 11 2024 20:50:56
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
27 11 2024 22:45:42
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
26 11 2024 23:38:36
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
25 11 2024 11:44:58
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
24 11 2024 16:54:39
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
23 11 2024 14:11:17
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
22 11 2024 2:38:59
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
21 11 2024 19:44:43
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
20 11 2024 14:18:54
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
19 11 2024 5:21:22
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
18 11 2024 3:59:20
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
17 11 2024 12:35:34
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
16 11 2024 1:49:34
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
15 11 2024 6:19:24
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
14 11 2024 1:58:31
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
13 11 2024 0:59:54
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
12 11 2024 14:28:58
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
11 11 2024 13:20:28
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
10 11 2024 22:46:41
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
09 11 2024 13:52:53
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
08 11 2024 7:24:16
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
07 11 2024 16:44:37
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
06 11 2024 21:41:37
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
05 11 2024 2:57:43
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
04 11 2024 16:34:23
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
03 11 2024 1:24:56
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
02 11 2024 0:40:44
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
01 11 2024 21:27:39
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
31 10 2024 13:45:23
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
30 10 2024 0:23:50
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
29 10 2024 19:27:54
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
28 10 2024 5:26:26
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
27 10 2024 14:55:47
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
26 10 2024 10:33:13
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
25 10 2024 19:41:49
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
24 10 2024 15:24:54
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
23 10 2024 13:21:32
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
22 10 2024 2:55:52
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
21 10 2024 16:16:44
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
20 10 2024 20:52:18
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
19 10 2024 12:59:26
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
18 10 2024 0:29:44
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
17 10 2024 2:26:32
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
16 10 2024 7:48:47
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
15 10 2024 23:55:34
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
14 10 2024 7:15:46
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
13 10 2024 11:17:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::