Проблемы нравственного воспитания на уроках обществознания
Социальные условия, в которых живут современные школьники, хаpaктеризуются небывалой разноплановостью влияний и информации, которые, с одной стороны, расширяют круг нравственных проблем, встающих перед молодым поколением, а с другой, - нередко преподносят им извне готовые решения этих проблем, отучая от трудностей мopaльного выбора, т.е способствуя формированию нравственной беспомощности, нравственного инфантилизма. Многое зависит от того, каковы духовные и нравственные ценности молодого человека, но многое зависит и от мopaльных потенций каждого, от способности принять на себя ответственность за свою судьбу и судьбу других людей, общества, страны, всего человечества. Но ни первое (ценности), ни второе (потенциал) не возникают сами по себе. Они формируются, взращиваются, прививаются юному человеку другими людьми. Заметную роль в этом деле играет образование, школа, учитель.
Среди школьных предметов, обладающих значительным потенциалом в деле духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения, есть один, занимающий особое место – обществознание. Все помнят, что данный школьный курс рождался в муках, отстаивал свое право на жизнь в упopной борьбе. И, конечно же, его нынешнее существование в обязательной школьной программе – это серьезное достижение в деле гуманизации и гуманитаризации современного образования.
Что же мы имеем на сегодняшний день? Возможность вести курс из расчета 1 час в неделю с 5 по 9 класс, хотя 5 класс только за счет часов вариативной части (34 урока в год), всего 170 часов, и по 2 часа в неделю в 10-11 классах – это еще 136 часов. Итого, за время школьного обучения есть возможность более 300 раз говорить о гуманитарных проблемах, обсуждать вопросы человеческого бытия не косвенно, а так сказать, напрямую. Необходимо это делать? Да, безусловно. Есть у учащихся в этом потребность? Да. Ведь целый ряд проблем социальной и духовной жизни вообще больше нигде в школьных курсах не поднимается и даже не затрагивается.
Среди целей современного образования федеральный компонент государственного стандарта общего образования по обществознанию провозглашает: «Формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе». Однако, потенциал данного курса значительно больше, чем просто передача набора фрагментов из ряда гуманитарных наук. Обществознание может стать средством для расширения опыта социальной жизни ученика. И, что особенно ценно, с нашей точки зрения, опыта духовно-нравственной жизни.
Школьный курс обществознания я преподаю с момента его появления в школьном расписании. За эти годы накоплен опыт, сложилось свое видение предмета и позиции детей в учебном процессе. Опробовано несколько вариантов учебно-методических комплектов. Последние годы работаем по УМК, разработанному большим авторским коллективом под руководством Л.Н. Боголюбова. По замыслу авторов, данный предмет «должен приходить» к ребенку уже в 5 классе (а не в 6, как предусматривает базисный учебный план) с такими темами как: «Человек», «Семья», «Школа», «Труд», «Родина», «Добродетели». Каждая из этих тем, это не только определенная «порция» новой информации для ученика, но и еще раз обозначенная с помощью наставника ситуация, требующая нравственного решения.
Вот первая же проблема, возникающая при изучении первой темы: «Зачем человек родится?» Нужна ли она для пятиклассника? Не рано ли? И способен ли он ответить на поставленный вопрос? А разве надо дать на этот вопрос ответ? Ведь главное не в том, чтобы выработать «рецепт», а в том, чтобы вопрос прозвучал, и пусть юный человек ищет ответ на него всю свою жизнь. А нравственные сентенции великих людей станут пищей для его размышлений, а может быть когда-нибудь и личными жизненными принципами. Разговор о возрастных периодах человека завершается нравственным посылом к каждому: «прояви внимание к старикам». Но грош цена всем этим разговорам на уроке, если за этим не последует пpaктического действия. И забота учителя, всего педагогического коллектива дополнить духовно- нравственный процесс на уроке пpaктическим действием в жизни. Поэтому живут в сельской школе старые добрые традиции: приветствия старшего человека, встретившегося на сельской улице, безвозмездной помощи, содействия нуждающимся, тимуровской и благотворительной работы.
Следующее занятие: «Человек среди людей», посвящено проблемам общения человека. Учащиеся ищут ответ на вечный библейский вопрос: «Как нужно относиться к людям?» А затем решают, бывают ли люди бесчеловечными? Конечно же, жизненный и нравственный опыт ученика только что вышедшего из начальной школы невелик. Но он есть. Задача учителя активизировать этот потенциал на уроке, ведь дети у нас разные, есть общительные и замкнутые, интеллектуально развитые и те, которые еще даже и не задумывались о высоких «материях», обсуждаемых на занятиях.
Педагог должен умело, гибко реагировать на возникающие ситуации, нестандартно высказанные мысли со стороны учащихся, чтобы не разрушить, сложившееся общение. Не только высокая квалификация, но и личный жизненный опыт, широта кругозора, эрудиция, интуиция - необходимые элементы профессионального портрета учителя обществознания. Нельзя ставить учителем обществознания человека эмоционально «сухого», скучного, ведущего предмет, отбывающего положенные часы… Он «уничтожит» и учебный курс и его возможности в деле духовно-нравственного воспитания школьников.
Следующие несколько уроков посвящаются такому социальному институту как «Семья». Весь блок юридических и особенно нравственных проблем семьи в поле зрения педагога и учащихся: Зачем люди создают семьи, какими они бывают, каким должен быть хозяин дома. Особенно ценно акцентировать внимание детей на вопросах об их личных обязанностях пред семьей, своими родными и близкими, а так же на вопросах о рациональном использовании личного свободного времени. И то, и другое – пусть маленький, но шажок в деле борьбы с ленью, «ничегонеделаньем» со стороны юных, с зародышем инфантилизма и нахлебничества и прививки элементов здорового образа жизни, правильного времяпрепровождения.
Особая тема и для ученика, и для учителя – «Школа». С одной стороны известная до мелочей, с другой – одни вопросы… При изучении данной темы важно не только систематизировать, обобщить и расширить накопленные учеником знания о школе, важнее другое: закрепить положительную ценностную ориентацию на школу, на образование, что связано как с процессом, так и с результатом личного учения школьника. Почти в каждом классе (в том числе и в младших) есть ученик (или ученики), которые на вопрос: «Хочешь ли ты ходить в школу?» отвечают отрицательно. И это позиция не только четко осознанная, но уже и озвученная. А ведь ходить в школу мечтают все дошкольники. Что же тогда происходит за первые годы обучения, чтобы очень быстро ребенок мог осознать свое негативное отношение к основному делу в жизни на данном этапе… Учитель обществознания должен помочь распутать затянувшийся клубок проблем в жизни ученика 5-го класса, связанных с образованием, прежде всего с нравственных позиций, и может быть, данные уроки получат иное продолжение в работе классного руководителя, учителей- предметников, школьного психолога, социального педагога, всего педагогического сообщества. И вторая сторона в жизни школьника, связанная со школой, – отношения с одноклассниками, друзьями, сверстниками. Об этом тоже важно поговорить на уроках, но здесь учитель может больше слушать учащихся, чутко ловить все нюансы, оттенки стиля взаимоотношений в коллективе, подводить детей к нравственным оценкам ситуаций, вносить корректировки в тон и ход диалога.
В сегодняшней системе нравственных ценностей общества может быть самое сложное положение у его фундаментального основания – Труда. С одной стороны, кажется всем очевидно, что в рыночных условиях труд – основа основ и он должен быть уважаем и почетен, но, с другой стороны, весь уклад жизни современной России, все идеологические орудия превозносят не сам труд, а его результат – богатство. Вольно или невольно, но молодежь более интересует последнее. Такой перекос в нравственном отношении к труду - одна из самых больших нравственных опасностей, подстерегающих общество. «Мне все равно, что делать (какую профессию выбрать), лишь бы платили много! » - такая фраза звучит среди старшеклассников очень часто. Труд, если и заслуживает хоть какого-то уважения то только потому, что приносит блага, а не сам по себе, не как средство самореализации и удовлетворения. Труд, который не привел к успеху, презирается априори. Обозначить духовно-нравственное значение трудовой деятельности человека, ее личностно-образующую роль важно не только на уроке у старшеклассников, но и в младших классах. Поговорить о творческом отношении к труду и, конечно, уделить достаточное количество времени еще одной извечной нравственной проблеме – отношению богатства и бедности.
Глава V учебного пособия – это разговор с учеником 5–го класса о Родине, Отечестве, о России. Патриотизм – одно из нравственных чувств, один из духовных фундаментов нашей российской цивилизации. Но любовь к Родине бывает разная, именно в силу ее различного нравственного побудительного мотива. Именно на это надо сделать акцент на уроке: «Как ты относишься к такому мнению: где хорошо, там и Родина?» Осознав, что любовь к России «не за что-то», «а потому что», мы будем решать нравственную задачу: «А что я могу сделать для Родины? Мне всего 10 лет?» А это уже связь со следующей важнейшей темой «Гражданин – Отечества достойный сын». И очевиден приоритет, прежде всего нравственного, а не юридического наполнения данного понятия. Огромное значение в современных условиях имеет проблема межнациональных отношений. Заложить основы нравственного отношения к данной проблеме, сформировать понимание многообразия наций и народов в России, в мире и ценностного отношения к данному явлению российской истории - вот направление работы учителя на уроке.
Завершающий раздел учебного курса для пятиклассников – «Добродетели». Пусть ученики сами найдут для себя «золотое правило» нравственного поведения, сформулируют понятия добра и зла, увидят проявления того и другого в окружающем мире и постараются перейти от слов к делу, то есть добротворчеству. Важный разговор на уроке необходимый для пятиклассника – это разговор о смелости и трусости, и какая смелость является истинной.
И еще одно, школьный курс обществознания в 5-м классе не оставил места для разговора с учеником о таком важном духовном явлении как вера, религия в жизни человека. Хотя государственный образовательный стандарт предусматривает это. Логика авторов понятна – у нас светское государство, школа отделена от церкви. Однако, есть и иная логика – логика жизни, нередко, а теперь все чаще за школьной партой сидят дети, воспитываемые в семьях, живущих достаточно насыщенной религиозной жизнью. Проще говоря, дети верующие… Как грибы после дождя растут храмы, а голос священнослужителей все весомее и тверже звучит в политике, идеологии, культуре. На мой взгляд, учащиеся имеют право и должны знать об этом, и разговор на уроке обществознания должен быть. Тем более что в ходе изучения учебного курса истории древнего мира, они уже знакомятся с историей возникновения языческих верований, а затем и двух мировых религий: буддизма и христианства, с их догматами и обрядами. Учитель вправе и должен поговорить с учащимися об этой стороне человеческой жизни, хотя бы за страницами учебника, ведь объем учебного времени позволяет ему это сделать.
PS: Ну, вот и все. Позади пятый класс. Какое богатство нравственных проблем за первый год могут обозначить на уроках учитель и ученики только одного школьного курса обществознания и только в одном классе. А в будущем году мы продолжим диалог о нравственных проблемах отношения человека к природе, и снова о личности, ее деятельности и взаимоотношениях. А еще через год встреча с экономическими вопросами и вопросами права. И везде есть возможность и необходимость нравственной оценки изучаемого материала. Только так можно формировать подлинно духовную личность.
Не стоит только обольщаться возможностями как школы в целом, так и учебного курса обществознания в деле духовно-нравственного воспитания. Эти возможности не велики, и мы не сможем победить «зло» только работая в школе, если по ту сторону нравственной баррикады останутся общество, государство, средства массовой информации. Нравственное возрождение русского общества возможно только как целостный процесс (или все или никто). Вариант «вы нам воспитайте наших детей – белых и пушистых ангелочков» (будущих наследников), а мы будем жить так, как нам выгодно ( а жить по нравственным нормам почти всегда не выгодно) не пройдет. Смешно видеть ситуацию, когда после какого-то очередного чрезвычайного происшествия, громкого дела, политики на экране телевизора задаются вопросом, какой бы еще новый учебный предмет ввести в школе, дабы впредь подобного не случалось. Нет такого предмета, да и школа – не резиновый шарик, надуваться не в состоянии. Спасение молодежи только в общем нравственном оздоровлении страны, в возрождении нравственных эталонов – как высшей ценности. А школа способна внести свою лепту, пока еще способна, в процесс духовно-нравственного развития России, и работу эту мы ведем, ведем каждый день, в том числе и на уроках школьного курса обществознания.
Дебаты - форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Дебаты воспитывают толерантность, целеустремленность, эрудированность, умение делать осознанный выбор и отвечать за него перед собой и обществом....
15 05 2022 2:25:23
Предлагаемый урок входит в элективный курс «Выборы: путь к власти» (образовательная область обществознание) и ставит своей целью способствовать формированию у учащихся убеждений, что только сам человек через свою политическую активность может не допустить скатывания общества к тоталитарному режиму....
14 05 2022 3:55:20
Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие творческого мышления, формирование навыков коммуникабельности....
13 05 2022 0:12:20
Общешкольное мероприятие для учащихся 7–11-х классов. Его педагогическая целесообразность его заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, формировании нравственно-патриотического воспитания, умения работать в комaнде. Мероприятие достаточно ценно и актуально в наше время, так как военная тема не интересна современным подросткам 13–15 лет и, чтобы привлечь их внимание, необходимо чаще и больше говорить о прошлом нашей Родины, гордиться её героями....
12 05 2022 16:19:19
Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время.
...
11 05 2022 20:24:37
Урок содержит материал об образовании единого государства в Китае в III в. до н.э.: роль императора Цинь Шихуана, деятельность по организации единого государства, строительство Великой Китайской стены, гробница императора, гибель династии Цинь.
...
10 05 2022 7:38:19
Проблемно-проектная дискуссия с элементами ролевой игры «Единство — основа независимости российского народа». Основная цель дискуссии — сформировать у учащихся многоплановый образ национальной идеи Российской Федерации. Данное мероприятие способствует воспитанию личности, для которой самыми «престижными» будут такие вечные ценности, как патриотизм, гражданственность, честность и ответственность....
09 05 2022 21:59:53
Занимаясь одним предметом (историей) длительное время, применяя метод погружения (концентрированного обучения), можно смело заниматься проектированием, моделированием и т.д. Моделирование исторической ситуации на уроках истории является важным фактором развития творческих способностей учащихся. Новые подходы требуют и изменения структуры учебной программы. Не зажатые узкими рамками урока, объединенные общей идеей, дети не просто изучают историю, а, общаясь, занимаются любимым делом.
...
08 05 2022 20:52:49
Изучение курса позволит учащимся глубже погрузится в изучение истории родного края, изучить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании курса исторического краеведения. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России и родного края.
...
07 05 2022 3:19:54
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины.
...
06 05 2022 18:49:45
Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ.
Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ.
...
05 05 2022 19:11:59
Программа факультативного курса "Становление и развитие православия в России. Православие
и культура". Программа дает большой простор для применения
различных технологий в работе с учащимися....
04 05 2022 10:39:49
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
03 05 2022 18:23:15
Статья посвящена развитию речи, формированию коммуникативных умений и навыков. Учитель приводит примеры из собственной пpaктики по организации учебной деятельности над совершенствованием устной и письменной речи учащихся....
02 05 2022 4:50:45
На уроке рассматривается дискуссионный вопрос о цивилизационной принадлежности России. Работа ведется по группам, которые защищают одну из точек зрения на российскую цивилизацию с применением презентации. Урок предполагает использование примеров из истории и умение выражать свое мнение....
01 05 2022 5:16:12
Урок помогает показать влияние пропаганды на формирование образа - "непобедимой страны", "непобедимого народа", проанализировать реальное положение дел в экономике и Красной Армии перед войной....
30 04 2022 2:11:27
На уроке происходит углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в.
...
29 04 2022 0:41:26

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
28 04 2022 22:43:38
Поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права, или противоправным, т.е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным, совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями. Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.
...
27 04 2022 11:53:51
На уроке учащиеся знакомятся с историческим портретом Екатерины II. Целью урока является знакомство с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики. Показать роль дворянских привилегий и продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками....
26 04 2022 5:13:13
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
25 04 2022 23:43:34
Автор предлагает проанализировать советско-германские отношения накануне войны; выяснить плюсы и минусы этих отношений; охаpaктеризовать советско-финскую войну и ее последствия; определить степень готовности СССР к войне с Германией....
24 04 2022 0:58:22
Эту викторину можно применять на уроках истории для повторения и более глубокого изучения темы в 6-м классе, с целью развития интеллектуальных способностей, расширения исторического кругозора, мотивации к познавательной деятельности. Как подсказывает опыт, более прочные и глубокие знания учащиеся получают именно в ходе интеллектуальных соревнований. У учителя появляется уникальная возможность заинтересовать историей всех своих учеников....
23 04 2022 7:17:36
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания по истории Египта, Междуречья, Финикии. Развивают умение воспроизводить полученную информацию, выделяют главное, ориентируются в основных событиях истории Древнего Востока, выявляют причинно-следственные связи, анализируют и делают выводы....
22 04 2022 9:32:29
Занятие призвано продолжить знакомство с одним из наиболее важных политических прав граждан РФ – правом на участие в управлении делами государства, направлено на повышение интереса к институту выборов школьников; воспитание у подростков активной жизненной позиции....
21 04 2022 15:25:16
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету.
...
20 04 2022 4:54:36
Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....
19 04 2022 16:51:55
Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма.
...
18 04 2022 17:47:56
На изучение данной темы в 11-м классе отводится пять часов. Блочно-модульная система позволяет за счёт использования активных форм обучения, посредством работы с несколькими учебными пособиями, документами, монографиями расширить объём знаний по данной теме.
...
17 04 2022 17:50:19
Цель занятия: знакомство школьников с историческими личностями начала XVII века и раскрытие понятия «Смутное время»....
16 04 2022 12:41:31
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
15 04 2022 10:46:57
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
14 04 2022 17:24:47
Данный урок продолжает изучение социально-экономических, этнических, внутри- и внешнеполитических особенностей и культурных процессов княжеств-государств периода феодальной раздробленности. Дана хаpaктеристика своеобразия их политического устройства.
...
12 04 2022 9:30:28
Данная игра рассчитана на учащихся старших классов, но её можно использовать и на факультативах по истории. В игре принимают участие несколько комaнд. Учитель напоминает ученикам правила игры и объявляет, что она состоит из 14 раундов....
11 04 2022 19:47:49
В ходе освоения дисциплины студенты приобретают знания и умения, которые позволят им толерантно воспринимать адептов иной конфессии, распознавать и отличать деструктивные секты от традиционных религиозных систем. С учетом специфики задач указанной дисциплины и содержания изучаемого материала в преподавании рекомендуется использовать проблемный и интеpaктивный подходы, метод сравнительного анализа, разнообразную методику семинарских занятий - обсуждение, дискуссию, фронтальную беседу....
10 04 2022 16:33:46
Данный урок помогает понять детям, почему же икона «Троица» А.Рублёва считается одним из чудес России, а также позволяет познать радость творчества при изготовлении куклы-ангела по старинной русской технологии....
09 04 2022 4:52:45
В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют новую тему....
08 04 2022 11:48:19
Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма....
07 04 2022 9:32:58
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
06 04 2022 3:25:18
В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ "Средневековье", "Русь и Византия", схема опopного конспекта "Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н.В Загладина для 10-го класса "Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....
05 04 2022 1:18:29
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
04 04 2022 18:52:50
Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике комaндами-участницами. Материалы раздаются комaндам-участницам и высвечиваются на интеpaктивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего хаpaктера....
03 04 2022 13:10:47
Тема рассчитана на один урок. Так как объем материала достаточно большой, целесообразно организовать работу в группе и парами. Для работы на каждую парту раздаются листы с планом урока и заданиями. Ученикам даются рекомендации, как работать с листами в группах и в парах. Проверка знаний проводится в виде теста. Перед выполнением задания также даются рекомендации.
...
02 04 2022 11:18:39
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по новой истории XIX века или в ходе декады истории.
...
01 04 2022 16:40:32
Предлагаемые уроки разработаны на основе системно-деятельностного подхода, в нём обозначены планируемые результаты: предметные умения, личностные качества, метапредметные универсальные учебные действия; ключевые компетенции; сформулированы педагогические цели. Сценарий урока содержит тесты из авторской рабочей тетради на печатной основе, что позволяет использовать их для подготовки учащихся к итоговой аттестации....
31 03 2022 20:58:57
Этот литературный и краеведческий материал, музыкальное сопровождение (адажио Альбиони, песня о партизанке Ларисе) пробудил у участников и зрителей в зале чувство сопереживания, помог по-новому взглянуть на Великую Отечественную войну (глазами детей), создал скорбно-торжественную атмосферу в зале.
...
30 03 2022 0:28:47
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
29 03 2022 11:12:47
Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интеpaктивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интеpaктивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....
28 03 2022 7:43:29

На уроке через исторические сведения об орудиях Великой Отечественной войны автор статьи показывает учащимся влияние трудового порыва и творчества на героизм народа. Воспитывает патриотизм и уважение к истории России. В ходе урока представлены как индивидуальные, так и разные модели коллективной деятельности учащихся, воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков....
27 03 2022 16:50:14
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::