Полиперспективность в пpaктике преподавания региональной истории
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования “Сочинский колледж поликультурного образования” ориентировано на подготовку специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в поликультурном регионе, каковым является Большой Сочи и Краснодарский край в целом. В этой связи особую значимость приобретает задача формирования у будущих специалистов значимых социокультурных компетенций – политической толерантности, критического мышления, умения формировать и отстаивать собственную точку зрения. Формированию вышеуказанных компетенций служит принцип полиперспективного подхода к преподаванию истории. Возможность его реализации показана на примере изучения темы “Гражданская война на Кубани и Черноморье” по программе дисциплины “История и культура сочинского региона”, которая преподается студентам педагогических специальностей.
В ходе двух предусмотренных программой учебных занятий изучается следующий материал:
Учебные занятия | Содержание изучаемого материала |
1. | Создание Советов в Сочинском округе. Деятельность
Ревкома. Провозглашение Советской власти. Начало социалистических преобразований. Захват побережья войсками меньшевистской Грузии. “Ледяной поход” Добровольческой армии. Выход из окружения Таманской армии. Германская оккупация российской территории. Судьба Черноморского военного флота. “Новороссийская трагедия”. Черноморское побережье как объект геополитических притязаний Германии и стран Антанты. Меньшевистско-деникинский территориальный конфликт. |
2. | Захват Сочинского округа деникинцами. Партизанское
движение. Наступление Красной армии на Кубани и Черноморском побережье. Освобождение Сочи 34-й дивизией Красной армии под ком. П.В. Егорова. Восстановление советской власти. Бои Красной армии с десантом Врангеля на Кубани. Разгром “Армии возрождения России”. Антименьшевистское восстание в Грузии. Вступление Красной армии в Абхазию. |
Данные занятия являются ключевыми с точки зрения перехода от истории региона до 1918 г. к истории социалистического периода. События, происходившие здесь в 1918–1920 гг., открывают значительные возможности для постановки самых разнообразных образовательных, педагогических и мировоззренческих целей. С учетом специфики такого образовательного учреждения, как Сочинский колледж поликультурного образования, представляется целесообразным, не отходя от исторической канвы событий, сосредоточить основное внимание на следующих ключевых позициях:
- преемственность геополитических интересов на Кавказе великих держав, стремящихся воспользоваться падением Российской империи;
- особенности сочетания классово-политических и этнонациональных интересов представленных здесь участников гражданской войны;
- многомерность и нелинейность причинно-следственных связей, хаpaктерных для событий такого рода;
- полиперспективный подход при анализе и оценке результатов событий 1918–1920 гг.
Восприятие материала студентами по данной теме подготовлено преподавателем при изучении ряда предшествующих вопросов, особенно тех, которые связаны с формированием геополитических интересов великих держав на Кавказе: “Кавказская война”, “Крымская война” и др. Этот факт существенно облегчает объяснение причин высокой степени вовлеченности стран Антанты и Четверного союза в дела России, и в ситуацию на Кавказе в частности.
С другой стороны, избранный для данного курса общекавказский подход позволяет органично показать мотивы активизации Грузии в отношении территориального роста вдоль побережья.
Наконец, уже сформированное представление студентов об этническом ландшафте данного региона дает необходимые основания для понимания ими особенностей отношения местного населения к приходу регулярных армий (грузинской, деникинской, Красной).
Ключевые позиции преподавания темы.
Сам факт вовлечения Сочинского региона в гражданскую войну не требует специального объяснения. Причины гражданской войны хорошо известны студентам из курса истории; поэтому целесообразно, дав краткую хаpaктеристику событиям конца октября 1917 – января 1918 гг. в Сочинском округе (создание Советов, деятельность Ревкома, провозглашение советской власти), начать с “экспозиции” политических сил, которыми предстояло стать главными авторами в течение периода гражданской войны. Преподаватель называет и дает краткие классово-политические, а в ряде случаев – персональные хаpaктеристики действовавшим здесь политическим силам и их вождям (советской власти и большевистского подполья, белой армии, силам местной самообороны, грузинских оккупационных войск, английских и германских военных представителей). Важнейшие из этих хаpaктеристик основываются на прямых извлечениях из воспоминаний участников событий, а также из справочной литературы, свободной от идеологической тенденциозности (Приложение 1).
Чрезвычайно важное значение на этой фазе изучения материала принадлежит исторической карте-схеме, на которой показаны направления движения войск, районы действия партизанских отрядов и т.д.
Основным системообразующим принципом преподавания данной темы является полиперспективность. Для формирования такого взгляда на сложный исторический процесс едва ли можно найти более подходящий сюжет. События гражданской войны дают великолепный пример крайней разнонаправленности интересов, их временного сложения и перехода в состояние новых противоречий, принципиальной непредсказуемости конкретного хода событий, и в то же время предзаданности конечного результата, который был определен не здесь и не этими участниками, а соотношением всей совокупности сил и обстоятельств, определивших ход гражданской войны. Кроме того, тема предоставляет уникальную возможность обсудить со студентами роль субъективного фактора в истории (имеется в виду несостоявшийся союз лидеров белого движения, который мог коренным образом изменить исход гражданской войны).
Полиперспективный взгляд позволяет студентам понять мотивы и интересы всех основных участников событий и помогает сформировать собственное представление об этом сложном периоде отечественной истории. В то же время привязка учебной информации к краеведческим реалиям позволит максимально “приблизить” их месту действия.
Однако, при всей важности анализа макроисторических факторов специальный акцент делается на самочувствии простого человека, сочинского обывателя, сельского жителя, который невольно оказался в водовороте событий. С этой точки зрения чрезвычайно интересной предстает история организации и действий сил местной самообороны, для участников которой и белые, и красные, и грузинские силы, как и стоящие за их спинами союзники, предстают в качестве внешних, чуждых и крайне опасных захватчиков. Особенно драматичным это состояние обывателя становится в те моменты, когда он совершенно утрачивает логику происходящего. При этом особое значение придается фактору интернациональности при формировании местных партизанских отрядов: это позволяет подчеркнуть, что общие интересы (какова бы ни была их политическая природа), сближают людей не по национальным, а по реальным жизненным основаниям.
Особое внимание уделяется преодолению стереотипа оценки гражданской войны только с точки зрения победителей. Показывается столь же искреннее патриотическое начало белого движения, не упуская при этом из виду, как подвигов, так и жестоких жертв с обеих сторон. Общий вывод, к которому подводятся студенты – оценка гражданской войны как страшной национальной трагедии, последствия которой народу не удалось преодолеть в сознании до настоящего времени.
Интеpaктивное внеурочное занятие для учащихся 9-11-х классов экономическо-правовой школы "Академия делового успеха". Материалы занятия соотнесены с реальной жизнью, в течение урока учащиеся обобщают, анализируют, переживают конкретный социальный опыт. При выборе уровня сложности заданий учащиеся планируют результат собственной учебной деятельности.
...
18 08 2022 18:26:54
Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....
17 08 2022 2:38:30
Одним из важных направлений разрешения назревающих проблем в образовании
является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным
признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической
системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации
познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения
требованиям школы....
16 08 2022 12:19:29
Урок является первым в блоке "Времена Российской империи. XVIII – начало XIX в.". Его главная цель – сформировать у учащихся образ преобразований Петра Великого. Реформы Петра I коснулись всех сторон общественной и экономической жизни России. Россию стали уважать, с ней стали считаться, она получила выход ("прорубила окно") в Европу. Россия стала великой державой.
...
15 08 2022 1:37:16
В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ "Средневековье", "Русь и Византия", схема опopного конспекта "Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н.В Загладина для 10-го класса "Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....
14 08 2022 16:31:48
Урок проводится в 9-м классе. На примере данной темы рассматриваются циклы мировой политики после Второй мировой войны. Учащиеся готовят материал о развитии арабо-израильского конфликта. Изученный материал связывается с современной обстановкой на Ближнем Востоке. На уроке затрагивается тема терроризма и последствий локальных конфликтов на мировое развитие.
...
13 08 2022 20:57:33
История развития государства есть история борьбы за власть. Но история дореволюционной России знает и другие примеры. Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания о хаpaктере царской власти, ее взаимоотношениях с обществом и оппозицией, о причинах и последствиях Февральской революции 1917 года.
...
12 08 2022 14:43:22
В уроке-игре принимают участие учащиеся одного класса. Можно провести его как внеклассное занятие на всю параллель. Жюри набирается из учеников класса или старшеклассников. Оценки за конкурсы объявляются перед каждым новым конкурсом. В конце игры подводятся итоги, вручаются грамоты и выставляются отметки....
11 08 2022 20:46:40
Урок изучения нового материала и обучения учащихся постановке вопросов к тексту. Приведены образцы вопросов: их после изучения темы могут сформулировать как сами учащиеся, так и учитель. Вопросы предназначены для простого повторения и закрепления темы, так и для более глубокого ее изучения с привлечением дополнительной литературы. Самостоятельная постановка учащимися вопросов позволит им совершенствовать умение постановки к первоисточникам....
10 08 2022 1:20:43
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
09 08 2022 13:43:54
Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе.
...
08 08 2022 16:10:43
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
07 08 2022 12:46:57
Несколько групп учащихся готовят мини-исследования по различным темам. В ходе работы дети овладевают такими методами исследования, как анкетирование, интерпретация полученных результатов. Для оформления материалов проекта используются компьютерные технологии. На уроке у ребят есть возможность продемонстрировать свои информационные умения, навыки публичного выступления....
06 08 2022 17:28:40
Игра «Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....
05 08 2022 22:21:54
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
04 08 2022 20:44:57
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
03 08 2022 4:24:52
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
02 08 2022 14:32:47
Мероприятие посвященное жителям Омска в годы Великой Отечественной войны – солдатам, труженикам тыла и детям....
01 08 2022 20:48:34
Урок разработан в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС. В Приложении представлена технологическая карта урока....
31 07 2022 8:16:22
В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....
30 07 2022 1:40:52
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века – проблеме начала Второй мировой войны. В процессе учебного занятия, построенного по технологии проблемного обучения в форме семинарского занятия с элементами дискуссии, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследователей о виновнике развязывания войны. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер. Используя учебную информацию из курса "Обществознание" об особенностях социального познания, учащиеся анализируют причины разночтений в освещении периода конца 30-х – начала 40-х годов, учатся выpaбатывать и аргументированно излагать собственную позицию....
29 07 2022 0:19:37
В представленном материале показана возможность интеграции в преподавании курса истории Средних веков (6-й класс) на примере темы "Средневековый город и горожане" с курсом "Этики" при изучении темы "Мopaльные ценности". Материал может быть использован при подготовке тематического классного часа.
...
28 07 2022 22:58:58

На протяжении многих веков Смоленская земля была ареной ожесточенной борьбы с врагами, рвавшимся к Москве. Именно у стен Смоленска противник не раз получал решительный отпор. Война с Польшей в 1609–1611 гг. тому пример. Почти на 2 года враг был остановлен и задержан у стен нашего города. За это время в городе Ярославле Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение, которое осадило Москву и изгнало чужеземцев....
27 07 2022 3:40:45
В процессе подготовки учащиеся расширяют свои знания о людях и событиях начала XVIII века, в ходе игры выполняют задания познавательного и развлекательного хаpaктера, а также представляют собственный проект ассамблеи.
...
26 07 2022 5:44:42
Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе.
...
25 07 2022 9:38:45
Одной из главных целей современного образования является воспитание творческой и всесторонне развитой личности, которая будет не только правильно и аналитически мыслить, но и проявлять своё эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу. Это залог творческого мышления, в основе которого лежат эмоции и чувства, позволяющие нам более правильно и продуктивно создать образ изучаемого объекта. При этом важен процесс соединения образно-эмоционального восприятия и рационально-логического познания. И именно преподавание истории позволяет нам добиться желаемых результатов.
...
24 07 2022 12:33:43
Проблемно-проектная дискуссия урока формирует у учащихся четкое представление о борьбе за крестьянскую реформу, основных лагерях в этой борьбе, воссоздает ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права. Форма урока позволяет сформировать важнейшие интеллектуальные умения - анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документами.
...
23 07 2022 23:55:16
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления.
...
22 07 2022 9:55:39
Литературно-музыкальная композиция одной из своих основных задач ставит воспитание чувства патриотизма, гордость за свою Родину и граждан, которые ценою своей жизни готовы были спасти свой любимый город. При подготовке к данному мероприятию студенты знакомятся с кинохроникой военных лет, документами, изучают героико-патриотическую литературу, что дает возможность ещё больше погрузиться в историю родного города.
При подготовке сценария использованы материалы из различных интернет-ресурсов....
21 07 2022 10:52:41
Урок истории разработан для учащихся 5-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
20 07 2022 7:38:53

Историческая игра «Первые Романовы» активизирует знания по истории России XVII века, может быть проведена на предметной декаде, а также использоваться на уроках истории. Игра состоит из 6 этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
19 07 2022 8:46:30
В статье рассматривается тестирование как одно из важных и эффективных форм контрольно-оценочной деятельности учителя. Тесты позволяют получить объективную оценку уровня знаний, умения и навыков учащихся. Использование тестов вносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, помогает учащемуся снять психологическую напряженность во время уроков, а также самому оценить свои знания....
18 07 2022 7:56:59
Тема проекта подсказана самой жизнью: уходят из жизни ветераны, кто пережил тяжелейшие годы нашей страны. Вместе с ними уходят и бесценные реликвии: документы, фотографии, письма. И сегодня школа должна сделать все возможное для сбора и сохранения материала о великом подвиге советских воинов. Школа должна стремиться донести этот материал до ныне живущих. Память о погибших, пропавших без вести, о тех, кто пришел с войны, но не дожил до великого праздника Победы, нужна прежде всего нам, живым....
17 07 2022 17:30:38
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
16 07 2022 23:35:26
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
15 07 2022 13:54:23
Игра – одна из эффективных форм проведения урока, позволяющая формировать интерес учащихся к материалу. Данный урок предполагает закрепление изученной темы, поэтому вместо традиционного опроса проводится всем известная телеигра «Поле чудес». Победители игры получают подарки и призы, а также участников можно поощрить хорошими отметками в журнале....
14 07 2022 16:36:38
Урок проводится как обобщающий по теме «Эпоха Екатерины II». Главный акцент в хаpaктеристике исторического деятеля делается на индивидуальном своеобразии, уникальности, неповторяемости, на психологических мотивах и нравственных аспектах его деятельности.
...
13 07 2022 22:36:14
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
12 07 2022 18:20:19
Обобщающий урок по теме "Внешняя политика России"; сравнительный анализ Крымской и Русско-японской войн для учащихся 10–11-х классов. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащиеся изучают документы, справочные материалы, заполняют аналитическую таблицу. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
11 07 2022 2:47:59
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
10 07 2022 8:18:15
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
09 07 2022 21:15:18
Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П.А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы.
...
08 07 2022 5:49:32
Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке.
...
07 07 2022 16:44:45
Урок-суд над режимом репрессий по теме "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР: Кубань в 1920—1930-е годы" призван обобщить и закрепить знания, полученные учащимися 9-го класса при изучении темы "Политическая система сталинизма". Он развивает мышление школьников, формирует полезные в социальном общении умения и нравственные ориентиры, в числе которых - способность сопереживать другим людям , воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов.
...
06 07 2022 12:20:12
Урок предназначен для изучения истории мира вещей, которые нас окружают в повседневной жизни. Тема урока способствует развитию учебно-исследовательских умений учащихся через работу с дополнительным материалом к уроку....
05 07 2022 14:33:31
Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....
04 07 2022 23:53:27
Применение на уроках технологии ЛСМ В.Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами ЛСМ, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....
03 07 2022 19:18:29
Занимаясь одним предметом (историей) длительное время, применяя метод погружения (концентрированного обучения), можно смело заниматься проектированием, моделированием и т.д. Моделирование исторической ситуации на уроках истории является важным фактором развития творческих способностей учащихся. Новые подходы требуют и изменения структуры учебной программы. Не зажатые узкими рамками урока, объединенные общей идеей, дети не просто изучают историю, а, общаясь, занимаются любимым делом.
...
02 07 2022 20:44:22
Актуальность данной игры обусловлена 150-летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. В представленном устном журнале и игре актуализируются знаний обучающихся по теме "Жизнь и быт российского крестьянства". Игра проводится с обучающимися 5–8-х классов, которые еще не изучали по истории тему "Падение крепостного права в России"....
01 07 2022 16:31:24
Урок в 6-м классе "Нашествие с Востока". Интегрированный урок (история + литература) с элементами анализа и сопоставления документов. Данный урок эмоционально насыщен, ибо широко используется чтение стихотворений, фрагментов литературной прозы, элементы театрализации. Ярким дополнением к уроку служат медиаиллюстрации....
30 06 2022 1:36:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::