"Чудо, имя которому ‒ книга. Из истории книгопечатания". 6-й класс > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

"Чудо, имя которому ‒ книга. Из истории книгопечатания". 6-й класс


    "Чудо, имя которому ‒ книга. Из истории книгопечатания". 6-й класс


1. Хаpaктеристика читательской группы

Занятие проводится с учащимися шестого класса и связано по теме с уроком обществознания «Роль книгопечатания в развитии образования». Эта тема также перекликается с параграфами учебников: «История средних веков» и «История России».

2. Форма проведения занятия: групповая

3. Тип занятия: урок – презентация с пpaктической деятельностью учащихся (класс делится на две комaнды, в каждой из которых пять  групп).

4. Методы обучения: поисковый и эвристический.

5. Цель: Показать огромную роль в истории государств выдающихся людей, стоявших у истоков книгопечатания в Западной Европе и на Руси в средние века.

6. Задачи:

  • информационные  – познакомить с предпосылками возникновения книгопечатания, с историей появления первых печатных книг;
  • воспитательные –  показать величие гражданского подвига первопечатников, их мастерство, трудолюбие и патриотизм;
  • образовательные –  проверить умение работать со справочной литературой по поиску информации;
  • развивающие –  научить кратко излагать свои мысли.

7. Оборудование:

  • научно-популярная литература, энциклопедии, словари, справочники, статьи из периодики, подобранные библиотекарем по теме;
  • книжная выставка  «Чудо, имя которому – книга», цитаты;
  • электронная презентация «Из истории книгопечатания» (Презентация).

8. Задания для подготовки учащихся:

Повторить соответствующие теме параграфы учебников по истории.
Повторить правило написания синквейна.

9. Ожидаемый результат

В результате освоения темы у учащихся должны закрепиться знания и умения поиска информации в предложенной литературе.

В ходе проведения занятия хотелось бы выявить:

  • отношение учащихся к историческим сведениям о первопечатниках и уровень их подготовки к мероприятию;
  • желание использовать полученные знания в самостоятельной творческой работе;
  • уровень активности и заинтересованности  в предложенной теме; 

10. Связь с уроком обществознания.

Проведение теста по теме: «Чудо, имя которому – книга. Из истории книгопечатания» (Приложение 1).

ХОД УРОКА

Слайды 1, 2. Титульный лист

Мы хорошо удерживаем в памяти:  

10%   из того, что читаем
20%   из того, что слышим
30%   из того, что видим
70%   из того, что обсуждаем 
90%    из того, что делаем сами

Наше занятие посвящено истории книгопечатания. Сегодня мы должны прочитать и обсудить, услышать и увидеть материал по данной теме из разных подобранных источников информации, критически его оценить и  определить критерии отбора найденной информации. 

Вступление: «На пути к новой книге»

Слайд 3. Эпиграф

«История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывает человеку новый мир…»

Н.М.Карамзин

Слайды 4, 5, 6

Вспомним предысторию:

VIII век – в буддийских монастырях возникает самый ранний способ механического размножения книги – ксилография  (обрезная гравюра на дереве).
868 г. – в Китае впервые в мире отпечатана книга.
Еще в XI в. наборную форму, составленную из глиняных литер, использо­вал китайский кузнец Би Шэн, печатавший так несложные тексты.
Около 1400 г. – ксилография появляется в Западной Европе.
XIII век – изобретен способ печатания деревянными литерами.
1403 г. – в Корее для печати стали отливать металлические шрифты.

В истории каждого народа есть имена, ставшие гордостью национальной культуры, и среди них Иоганн Гутенберг и Иван Федоров — люди, стоявшие у истоков книгопечатания. Докажите это, выполнив первое пpaктическое задание.

Слайд 7. Вопросы к пpaктическому заданию № 1.

Пpaктическое задание № 1.

Найдите ответы на вопросы в предложенных вам различных источниках.

(Поиск материала по теме в энциклопедиях,  в научно-популярной  и справочной литературе). 

Вопросы группам первой комaнды: Иоганн Гутенберг

1. Причины возникновения книгопечатания в Европе в середине XV века:
2. Иоганн Гутенберг – первопечатник и …
3. Заслуга Иоганна Гутенберга в том, что …
4. Самые известные книги, изданные Иоганном Гутенбергом:
5. Объясните слово  «ИНКУНАБУЛА» –

Вопросы группам второй комaнды: Иван Фёдоров

1. Причины возникновения книгопечатания на Руси в середине XVI века:
2. Иван Федоров – первопечатник и …
3. Заслуга Ивана Федорова  в том, что …
4. Самые известные книги, изданные Иваном Федоровым:
5. Объясните слово  «ДРУКАРЬ».
(обсуждение прочитанного: параллельные ответы учащихся).

Пpaктическое задание  № 2:

Запишите алгоритм поиска материала по своему источнику:

  • по научно-популярной литературе;
  • по энциклопедиям;
  • по словарям;
  • по периодике.

(учащиеся комментируют ход поиска по своим записям)

Пpaктическое задание № 3

Из всех предложенных источников выберите те, которые наиболее подходят для подготовки презентации по данной теме и объясните – почему.
(учащиеся определяют критерии отбора найденной информации)

Первые книгопечатники  (продолжение презентации)

Слайды 8-12

Немецкий первопечатник Иоганн Гутенберг

Ничто в мире не происходит случайно. Закономерным было и появление типографского станка в Европе в середине XV столетия. Книгопечатание было детищем того явления культурной и общественной жизни, которое известно под названием Ренессанса, или Возрождения.

Во дворцах и монастырях возникают крупные библио­теки. Для простых людей рукописная книга была слишком дорога. Между тем развитие ремесла и становление промышленности вынуждали человечество заняться систематизацией и распространением знаний, накопленных в предше­ствующие века. Сделать это можно было лишь с помощью массовой книги.

Книгопечатание — детище городской культуры. Для школ и университетов нужны были книги, учебные пособия. Тогда еще никто не задумывался об их «стабильности». Но какое-то единообразие все же требовалось. Дать его могло только механическое воспроизведение текстов. Спрос на учебники рос с каждым годом, и рукописные мастерские не могли удовлетворить его. Этот спрос и стал одной из побудительных причин возник­новения книгопечатания.

Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг облек в реальные технические формы идеи, которые высказывались и ранее, нашел наилучшее конкретное ре­шение проблемы, поставленной перед человечеством всем ходом мировой истории.

Будущий изобретатель, сын богатого горожанина из Майнца появился на свет около 1399 г. Он с юности был знаком с основами химии, знал, что такое чеканка, штамповка, литье и сплавы. Ученые предполагают, что в 1418—1420 гг. Гутенберг учился в Эрфуртском университете, где приобрел основательные познания в области латинского языка. Известно также, что Гутенберг был «золотых дел мастером», то есть владел профессией шлифовщика и гранильщика драгоценных камней.

Первые опыты кни­гопечатания были предприняты Гутенбергом в начале 30-х гг. XV века. Свое великое открытие он обдумывал и осуществлял в течение 10 лет. Отливка литер  в ручном словолитном инструменте и есть, как считают ученые, главное изобретение Гутенберга. Он придумал, как составить из литер и скрепить строку набора. Мастер изобрел инструмент, который до сих пор применяется в типографиях с ручным набором, – верстатку. Он же придумал, как соединять набранные строки в страницу, чтобы она не рассыпалась, когда ее переносят на печатный станок.

Нечто подобное произошло и с печатным станком. Такие станки были известны давно. Применялись они совершенно для другой цели – для отжимки винограда, а также для изготовления бумаги. Гений Гутенберга заставил их служить другой цели. Его станок в отличие от предыдущих громоздких и неуклюжих машин работал быстро и безотказно. Пресс позволял печатать текст на двух сторонах листа.

С воодушевлением Гутенберг печатает краткую латинскую грамматику «О восьми частях речи», издает небольшие листовки-календари, которые зачитывались до дыр. С годами улучшилась техника печати, что позволило мастеру взяться за издание большой книги.

Первым представительным изданием, в котором новое изобретение нашло свое законченное художественное и техническое выражение, была 42-строчная Библия, названная так по количеству строк на полосе.

В полном экземпляре Библии1282 страницы. Это два тома довольно-таки внушительных размеров, примерно 40 X 30 см. Титульного листа в книге нет. Этот элемент книжного убранства появился позднее — на рубеже XV и XVI вв. Полиграфическим способом в Библии воспроизведен лишь текст, набранный в две колонки. Все украшения  сделаны от руки. В каждом экземпляре они разные.

Ученые считают, что Гутенберг отпечатал 165 экземпляров «42-строчной» Библии, из которых сохранилось всего 48. Это самая дорогая книга в мире. В 1458-1460 г.г. Гу­тенбергом была напечатана другая Библия, которую по  числу строк на полосе называют «36-строчной». Это издание еще более редко: известно всего 13 на­печатанных на бумаге экземпляров.

Жизнь Иоганна Гутенберга прошла в неустанных трудах и хлопотах. Лишь под старость он получил возможность жить, не заботясь о хлебе насущном. Гутенбергу был пожалован придворный чин и пожизненная пенсия. Умер Иоганн Гутенберг 3 февраля 1468 года.

Слайды 13-17

Еще при его жизни началось триумфальное шествие печатного станка по странам Европы. Первые печатные книги «разговаривали» на латыни — класси­ческом языке античности, но постепенно они «изучили» все языки Европы.

Примерно за 40 лет многочисленные ти­пографии выпустили в свет около 40000 изданий общим тиражом в 10-12 миллионов экземпляров. Эти первые книги, изданные в Европе по 31 де­кабря 1500 г., называют инкунабулами. В основе термина лежит латинское слово, обозначающее «колыбель». Инкунабулы — это книги колыбельного пе­риода книгопечатания.

Вслед за изобретением печатного станка в Европе начинается невиданный прежде расцвет наук, искусств, ремёсел...

Слайд 7. Вопросы к пpaктическому заданию № 1.

Слайды 18-26

Первопечатник Иван Фёдоров

В XVI веке в России бурно развивались культура и просвещение. Впервые на Руси создавалась система школьного обучения. Появление же сети училищ и школ с неизбежностью ставило вопрос об учебных пособиях, которых должно было потребоваться немало. Решить этот вопрос могло только книгопечатание. Печатная книга должна была стать могучим орудием просвещения, фактором создания единого русского литературного языка и главное – отражением  политики централизации власти, проводимой Иваном Гроз­ным.

У истоков русского и украинского книгопечатания стоял создатель старопечатного стиля орнаментики Иван Федоров. Мы удивляемся его таланту, преклоняемся перед его мужеством. Исследования последних лет открыли новые, ранее неизвестные стороны деятельности Ивана Федо­рова. Сейчас мы видим в  нем писателя, художника, педагога, просветителя, безгра­нично преданного делу.

Датой рождения Ивана Федорова при­нято считать 1510 год. В одной из старых книг Кpaковского университета найдена запись о том, что в 1532 году здесь был удостоен степени бакалавра «Иван Федоров Москвитин». А затем источники молчат о нем на протяжении 30 с лишним лет. Вновь его имя появляется уже в связи с организацией типографского дела в Москве. Человек одаренный и образованный, он становится во главе первой государственной типографии, устроенной с благословления митрополита Макария в 1563 году.

В 1564 году в этой типографии вышла в свет первая точно датированная русская печатная кни­га «Апостол», в послесловии которой сказано, что печатали ее «Николы чудотворца Гостунского дьякон Иван Федоров да Петр Тимофеев Мстиславец». «Апостол» в Древней Руси использовал­ся для обучения духовенства.

Из послесловия к «Апо­столу» известно, что поли­графические работы велись в течение года. Книга напечатана старо­печатным стилем, который разработал сам Иван Федо­ров. Издание украшает фронтисписная гравюра с изображением апостола евангелиста Луки. Первопечатный «Апо­стол» отличает высочайшая редакторская культура. В нем не обнаружено ни одной орфографической ошибки, подчистки или опечатки. Исследователей продолжают восхищать высокохудоже­ственные гравюры, фили­гранный рисунок шрифта, оригинально выполненные заставки и прекрасное каче­ство двухкрасочной печати. Иван Федоров сам резал и отливал буквы, гравировал рисунки и заставки, редак­тировал и набирал текст и печатал весь «завод» — около 1200 книг. До нашего вре­мени дошли 60 экземпляров этого издания, они хранятся в крупнейших библиотеках и музеях мира.

Высшие круги церковной иерархии выступили против книгопечатания. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец были вынуждены уехать в великое княжество Литов­ское, а затем в Львов, где в 1574 году Иван Федоров напечатал «Азбуку» — первый восточнославян­ский учебник. Иван Федоров писал, что составил его «ради скорого младенческого научения».

В 1580 году в Остроге Иван Федоров печатает «Новый завет с Псалтырью». Изда­ние сопровождала «Книжка — собрание вещей нужнейших» — первый в истории на­шей словесности алфавитно-предметный указатель и одновременно сборник афоризмов и крылатых выражений. А затем была напечатана Острожская «Библия» — замечательный памятник восточно­славянской культуры.

Иван Фёдоров похоронен во Львове. Здесь на могильной плите изображен книжный знак печатника, а под ним высечено: «Друкарь книг пред тым невиданных».

Слайды 27-29

 Заключение

Только изобретение книгопечатания открыло мир духовных богатств широкому кругу людей и тем самым дало новый толчок развитию науки, техники, общественной мысли. Появление первой печатной книги не только совпало по времени, но и сравнимо с великими географическими открытиями. Изобретение книгопечатания – одно из удивительных творений человеческого ума. Книга есть и будет основой духовной жизни народа.
Черные оттиски букв на белой бумаге, листы, собранные в книгу, – лучшее универсальное хранилище мысли, вдохновляющий источник новых идей.

Пpaктическое задание № 4:

Составьте   синквейн

Первая комaнда: Иван Федоров  
Вторая комaнда: Иоганн Гутенберг

Список литературы:

1. Древний мир. Средневековье / Сост. А.М.Цирульников. – М.: ООО Мир книги. Изд. дом Современная педагогика, 2005. – 128 с.
2. Дьяченко, Н.П. Рождение книги: кн. для уч-ся ст. кл. ср. шк. / Н.П. Дьяченко.– М.: Просвещение, 1990.– 112 с.
3. История в лицах и событиях: Исторический лексикон XIV – XVI – В 2-х кн. / РАН. – М.: Академ. Книга / Учебник; Знание, 2006. – 800 с. ил. (Кн. 1.).
4. История в лицах и событиях: Исторический лексикон XIV – XVI – В 2-х кн. / РАН. – М: Академ. Книга / Учебник; Знание, 2006. – 800 с. ил. (Кн. 2.).
5. Книга для чтения по истории средних веков: пособ. для уч-ся 7 кл. ср. шк. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
6. Львов, С.Л. Книга о книге / С.Л. Львов. – М.: Просвещение, 1980. – 208 с.
7. На заре книгопечатания: пособие для учителей. / В.С. Люблинский. – Л.: ГУП ИЗД., 1959.–160 с.
8. Немировский, Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания: книга для учащихся / Е.Л. Немировский. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
9. Осетров, Е.И. Сказ о Друкаре Иване и его книгах / Е.И. Осетров.– М.: Изд. Малыш, 1981. – 96 с.
10.Слово о книге: Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. – 2-е изд., доп./ Сост. Е.С.Лихтенштейн. – М.: Книга, 1974. – 320 с.
11. Самые знаменитые изобретатели России / Авт.- сост. С.Истомин.– М.: ВЕЧЕ, 2000.– 496 с.
12.Энциклопедия для детей. Всемирная история / Глав. ред. М.Аксёнова. – М.:Аванта +, 2006. – 688 с.
13.Энциклопедия для детей. Русская литература. От былин и летописей до классики XIX века / Глав. ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта +, 2006. – 672 с. 14.Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык / Глав. ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта +, 2005. – 704 с.
15. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – в 4-х Т. / В.И.Даль. – М.: Русский язык Медиа, 2006. – 702 с.
16. Словарь иностранных слов. – 18-е изд., стереотип./Ред. фил. слов. рус. яз. – М.: «Русский Язык», 1989. – 624 с.

Список статей из периодической печати:

1. Бесхлебникова В.А. Изобретатель книгопечатания // Читаем, учимся, играем. – 2005. – Вып.5. – С.36–41.
2. Кузякина Н. Любите книгу и цените библиотеку: Метод, пособие для
школьных библиотекарей. – 2. Ч. – М.: Изд. Первое сентября, 2004. – № 4 (Вып. 122). – 16-31 июля. – 66 с.
3. Мальгин А.С., Мальгин М.А. Литера к литере, строка под строкой...// Читаем, учимся, играем. – 2008. – Вып. 10. – С. 63-72.

Список использованных дисков CD-ROM:

1.   Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007. [Электронный ресурс]. – М.: CD-ROM, 2007. – 3 электрон, опт. диска (CD – ROM).



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Создание Книги Памяти «Я помню и горжусь…» учащимися 5–7-х классов. Технология поиска информации об участнике военной поры


    Создание Книги Памяти «Я помню и горжусь…» учащимися 5–7-х классов. Технология поиска информации об участнике военной поры

      В Книге памяти опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах. Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим)....

22 10 2021 15:41:23

Урок правоведения (профильный уровень) "Правотворчество и правореализация", 10-й класс


    Урок правоведения (профильный уровень) "Правотворчество и правореализация", 10-й класс

      Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...

21 10 2021 8:27:59

Урок истории в 8-м классе "Феодальная раздробленность на Руси"


    Урок истории в 8-м классе "Феодальная раздробленность на Руси"

      Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....

20 10 2021 16:54:11

Страна пирамид. Сценарий интеллектуальной игры по теме "Древний Египет". 5-й класс


    Страна пирамид. Сценарий интеллектуальной игры по теме "Древний Египет". 5-й класс

      Историческая наука рассматривает события прошлого человечества в индивидуальном облике и многообразии. Тема "Древний Египет" особенно увлекает пятиклассников. Сохраняя и поддерживая этот интерес, игра развивает стремление узнать как можно больше об истории и культуре одной из самых удивительных цивилизаций древности, формирует восприятие культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим. ...

19 10 2021 15:17:39

Использование современных педагогических технологий на уроках истории


    Использование современных педагогических технологий на уроках истории

      В статье описан опыт применения современных технологий на уроках и обозначены те проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы учителю....

18 10 2021 6:32:41

История России. 10-й класс


    История России. 10-й класс

      Что являлось главной движущей силой присоединения Сибири: народные массы или государственная власть? Этот вопрос давно интересовал историков, и ответ на него не прост. С одной стороны, в деле присоединения Сибири к России явно прослеживается соблюдение государственных интересов, а с другой - если сосредоточим внимание на деятельности торгово-промыслового населения, приходящего в Сибирь, то увидим, что они первыми, продвигаясь вперед, узнавали о новых землях, открывали их богатства. ...

17 10 2021 5:33:37

Урок истории по теме "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс


    Урок истории по теме "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс

      Цель урока: способствовать формированию гражданской идентичности через изучение борьбы Руси с экспансией крестоносцев. На уроке используются формы индивидуальной и групповой работы, направленные на формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события....

16 10 2021 1:43:49

Урок истории кубанского казачества "Переселение черноморского казачества на Кубань". 8-й класс


    Урок истории кубанского казачества "Переселение черноморского казачества на Кубань". 8-й класс

      Цели урока: формирование представления о важнейшем этапе развития кубанских земель – о переселении черноморских казаков на Кубань, об истории становления Кубанского казачьего войска; привитие любви к малой Родине – Кубани, чувства гордости за свой край и его жителей; воспитание гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции....

15 10 2021 11:34:24

Содержание и формы духовной деятельности


    Содержание и формы духовной деятельности

      На уроке обсуждаются содержание, особенности и формы духовной деятельности. Учитель знакомит с особенностями сферы духовной деятельности, взглядами философов, тpaктовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям, полученным на уроке....

14 10 2021 0:40:34

Урок истории России на тему "Московское государство в конце XV – начале XVI в." 6-й класс


    Урок истории России на тему "Московское государство в конце XV – начале XVI в." 6-й класс

      На уроке изучается новый материал в группах. Полученные знания каждая группа закрепляет, выступая с резюме по своей теме и составляя определения и схемы на доске из представленных терминов, выражений, символов (изготовленных из бумаги, закрепленных на доске магнитами)....

13 10 2021 11:30:42

Урок мужества


    Урок мужества

      Урок мужества как форма внеклассной работы, проведенный в органической связи с учебным материалом, приуроченный ко Дню Великой Победы, дающий возможность каждому сказать своё слово о героях войны, может стать значительным фактором в нравственном становлении подростка как личности, в его самовоспитании, в формировании нравственного идеала, в воспитании настоящего патриота....

12 10 2021 23:51:23

История города Байконур в постсоветский период (1991–2014 гг.). Нормативная правовая база функционирования комплекса «Байконур» в условиях аренды


    История города Байконур в постсоветский период (1991–2014 гг.). Нормативная правовая база функционирования комплекса «Байконур» в условиях аренды

      Урок формирует знания и представления о истории города Байконур и нормативных правовых основах его функционирования в условиях аренды. Урок – один из серии уроков, посвященных истории, традициям и быту представителей разных народов в городе Байконур и собственно истории города Байконур....

11 10 2021 19:33:53

Языческие верования и обычаи древних славян


    Языческие верования и обычаи древних славян

      Урок знакомит обучающихся с новыми понятиями (язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы), развивает образное мышление, обогащает лексический запас и формирует эрудицию. Цель урока - развитие у учащихся первичных представлений о верованиях и обычаях восточных славян....

10 10 2021 14:42:53

Интегрированный урок истории и экономики по теме "Чем знамениты районы Белгородской области". 11-й класс


    Интегрированный урок истории и экономики по теме "Чем знамениты районы Белгородской области". 11-й класс

      Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов. ...

09 10 2021 21:15:13

Обобщающий урок "Преобразования Петра Великого"


    Обобщающий урок "Преобразования Петра Великого"

      Урок повторяет и закрепляет пройденную тему. Учащиеся совершенствуют навыки умения обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать....

08 10 2021 16:33:11

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. 7-й класс


    Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. 7-й класс

      Цель урока: объяснить учащимся противоречивые процессы в развитии экономики России во второй половине XVIII века. Задачи: создать условия для осмысления темы урока в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся; продолжить формирование у учащихся метапредметных навыков работы с учебником, чтения карт и диаграмм, умения составлять таблицы; развивать интерес к истории, воспитывать чувство гордости за свою Родину....

07 10 2021 22:57:38

Урок по истории древнего мира «Поход Александра Македонского на Восток»


    Урок по истории древнего мира «Поход Александра Македонского на Восток»

      Урок по курсу истории древнего мира соответствует требованиям ФГОС как урок открытия новых знаний на основе групповой работы с текстом учебника и дополнительными материалами, элементами игры «греческого» голосования, физкульт-паузы, имитирующей разрубание «гордиева меча»....

06 10 2021 17:30:48

Пояснительная записка к уроку обществознания "Формы культуры". 9-й класс


    Пояснительная записка к уроку обществознания "Формы культуры". 9-й класс

      Уроку предшествовала долгая подготовительная работа, в ходе которой была подготовлена анкета "Мое свободное время" и проведено анкетирование среди старшеклассников школы. В результате занятия учащиеся смогли узнать, какие формы культуры существуют, и сравнивать их; давать определение таким понятиям, как "элитарная", "народная" и "массовая культура"; определить, к какому типу культуры относятся произведения; выступать публично в ходе пресс-конференции; проводить анкетирование и анализ результатов....

05 10 2021 6:25:13

Конкурсная игра «По страницам истории Марийского края»


    Конкурсная игра «По страницам истории Марийского края»

      Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....

04 10 2021 5:40:38

Современные методы преподавания исторического краеведения


    Современные методы преподавания исторического краеведения

      Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....

03 10 2021 14:18:33

Урок-исследование в 6-м классе "Верования восточных славян"


    Урок-исследование в 6-м классе "Верования восточных славян"

      Данный урок способствует дальнейшему развитию навыков исследовательской деятельности школьников. Цель урока: познакомить обучающихся с языческой культурой восточных славян, ставшей основой многих современных традиций. ...

02 10 2021 16:27:39

Урок по истории Древнего мира "Афины при Перикле"


    Урок по истории Древнего мира "Афины при Перикле"

      Предложенный материал предполагает активные формы работы и может быть применим в сильных классах. Отличие урока в параллельном применении документов и зрительного ряда, звукового сопровождения и решения творческих заданий. Подобранные отрывки документов позволяют проводить урок и в курсе 10-го класса. ...

01 10 2021 6:13:26

Использование игровых методов в проведении итоговых занятий по предмету "История"


    Использование игровых методов в проведении итоговых занятий по предмету "История"

      Игровые методы на уроках используются для активизации познавательной деятельности студентов. Использование различных по сложности заданий позволяет вовлекать в работу пpaктически всех учащихся, при этом обеспечивается оптимальный уровень активности участников и выполняется такой объем работы, который в обычных условиях трудно реализуем. Игра, помимо образовательной цели, несет воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....

30 09 2021 23:16:45

Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")


    Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")

      Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....

29 09 2021 15:23:56

Программа по обществознанию. 5-й класс


    Программа по обществознанию. 5-й класс

      Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации. Представлена программа по обществознанию для 5-го класса....

28 09 2021 19:42:27

Гражданское образование, граждане и социальные процессы


    Гражданское образование, граждане и социальные процессы

      Цели занятия: познакомить с концепцией гражданского образования и объяснить, что такое гражданство, а также рассмотреть существующие точки зрения по поводу конфликта: знать и уметь описать права и обязанности граждан, а также помогать всем людям, начиная с тех, кто живет в ближайшем окружении, реализовывать их права: брать инициативу на себя, с тем чтобы активно участвовать в управлении своим обществом....

27 09 2021 13:59:34

Повседневная жизнь русского города и деревни в XV–XVII вв. (женский взгляд)


    Повседневная жизнь русского города и деревни в XV–XVII вв. (женский взгляд)

      В работе проблема освещается с точки зрения русской женщины, положение которой в обществе было особым, а потому представляет дополнительный интерес. На примере двух представительниц российского общества, двух его полярных сословий – боярства и крестьянства, показана обыденная жизнь общества данного периода. В работе рассматриваются такие аспекты, как устройство дома, традиции питания и организации быта....

26 09 2021 12:14:11

Урок-викторина: обобщение и повторение по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир"


    Урок-викторина: обобщение и повторение по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир"

      Представляемый урок – урок повторения и обобщения пройденного материала по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир". Урок проводится в игровой форме, в форме интеллектуальной викторины. Учащиеся закрепляют пройденный материал в ходе интеллектуального соревнования, используются все виды навыков мышления, навыки работы в малых группах....

25 09 2021 8:22:56

Урок "Волжская Булгария в X – начале XIII вв.: особенности булгарской цивилизации"


    Урок "Волжская Булгария в X – начале XIII вв.: особенности булгарской цивилизации"

      Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....

24 09 2021 21:31:29

"История денег. Нумизматика - наука о деньгах". Урок истории в 3-м классе по программе Е.В. Саплиной, А.И. Саплина


    "История денег. Нумизматика - наука о деньгах". Урок истории в 3-м классе по программе Е.В. Саплиной, А.И. Саплина

      Представленный урок позволит узнать много интересного и полезного об истории денег, их роли в жизни человека и общества. Применение активных приемов, форм и методов работы по развитию речи, обогащению словарного запаса, развитию умения высказывать свою точку зрения позволит учителю реализовать цели и задачи урока, а ученикам – продемонстрировать свои знания по конкретной теме. ...

23 09 2021 13:45:20

Урок истории. Тема: "Владимир Святославович: от язычества к христианству". 6-й класс


    Урок истории. Тема: "Владимир Святославович: от язычества к христианству". 6-й класс

      Цель урока: сформировать представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны; развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы....

22 09 2021 14:57:33

Разработка урока по истории Средних веков по теме: "Введение в историю Средних веков. Мир варварства". 6-й класс


    Разработка урока по истории Средних веков по теме: "Введение в историю Средних веков. Мир варварства". 6-й класс

      Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....

21 09 2021 21:52:47

Урок истории в 10-м классе "Монголо-татарское нашествие на Русь"


    Урок истории в 10-м классе "Монголо-татарское нашествие на Русь"

      В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....

20 09 2021 10:52:14

Методическая разработка урока-повторения в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Древняя Греция"


    Методическая разработка урока-повторения в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Древняя Греция"

      Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....

19 09 2021 6:38:23

Неделя истории в школе — одна из форм воспитания творческих способностей учащихся


    Неделя истории в школе — одна из форм воспитания творческих способностей учащихся

      Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....

18 09 2021 0:18:48

Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"


    Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"

      На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...

17 09 2021 15:47:11

Урок обществознания по теме "Радости и сложности общения". 6-й класс


    Урок обществознания по теме "Радости и сложности общения". 6-й класс

      Урок помогает разъяснить учащимся сущность "общения" в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения....

16 09 2021 10:55:40

Нетрадиционные формы уроков истории (урок-аукцион)


    Нетрадиционные формы уроков истории (урок-аукцион)

      Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....

15 09 2021 13:46:53

В защиту традиционной (классической) технологии


    В защиту традиционной (классической) технологии

      При детальном ознакомлении с содержанием современных педагогических технологий невольно приходишь к выводу о том, что все они - производное от традиционной технологии. Показаны структурные элементы витагенной технологии, технологии развития критического мышления, технологии глобального образования, технологии уровневого обучения и традиционной технологии. Элементы пpaктически совпадают, имеют лишь разные названия и предполагают расстановку акцентов. На примере урока в 10-м классе доказано, что в зависимости от желания учителя, урок можно заявить как воплощение любой из названных технологий. Главное в нашей работе - не поиск интригующих названий технологии, а соответствие результатов целеполаганию и оптимизация затрат усилий педагога и его времени на подготовку к уроку. ...

14 09 2021 7:56:31

Технология проблемного обучения на уроках истории


    Технология проблемного обучения на уроках истории

      Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....

13 09 2021 1:29:58

Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"


    Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"

      Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....

12 09 2021 15:23:54

Методическая разработка урока по теме "Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Рынок труда"


    Методическая разработка урока по теме "Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Рынок труда"

      Данная разработка может использоваться на уроках обществознания в школах, училищах, отдельные ее элементы на уроках экономики и права, а также на классных часах в старших классах по проблеме выбора профессии. Основная идея урока заключается в предоставлении возможности ученикам самим сделать анализ рынка труда (по отдельным направлениям) на основании предложенной выборки реклам по местным газетам....

11 09 2021 22:10:20

Проблемы организации учебно-воспитательного процесса учащихся-спортсменов старших классов на уроках обществознания


    Проблемы организации учебно-воспитательного процесса учащихся-спортсменов старших классов на уроках обществознания

      В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....

10 09 2021 4:34:29

"Свобода в деятельности человека". Методическая разработка урока обществознания в 10-м классе


    "Свобода в деятельности человека". Методическая разработка урока обществознания в 10-м классе

      Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе "Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра "Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....

09 09 2021 1:31:59

Диспут "Легко ли быть молодым?"


    Диспут "Легко ли быть молодым?"

      Основные задачи диспута - развитие логического мышления, формирование самостоятельности мышления старшеклассников....

08 09 2021 18:59:29

"Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"


    "Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"

      В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....

07 09 2021 10:29:38

Человек среди людей. Товарищество и дружба


    Человек среди людей. Товарищество и дружба

      Люди нуждаются в доброжелательных, тесных и продолжительных отношениях. Это отношения товарищества и дружбы. Такие отношения дают людям почувствовать, что они нужны друг другу, что они могут надеяться на помощь, поддержку, сочувствие, сопереживание другого человека. Но тождественны ли эти понятия? Именно этой проблеме и посвящен данный урок....

06 09 2021 2:26:11

Открытый урок истории на тему "Эпоха дворцовых переворотов"


    Открытый урок истории на тему "Эпоха дворцовых переворотов"

      На уроке изучаются причины дворцовых переворотов XVIII века. Учащиеся знакомятся с ходом дворцовых переворотов; исследуются сущность и хаpaктер....

05 09 2021 7:59:18

Открытый урок по Всемирной истории "Внешнеполитические приоритеты ведущих мировых держав накануне начала Второй мировой войны в контексте политических портретов их лидеров". 10-й класс


    Открытый урок по Всемирной истории "Внешнеполитические приоритеты ведущих мировых держав накануне начала Второй мировой войны в контексте политических портретов их лидеров". 10-й класс

      На уроке закрепляется и обобщается материал темы, формируя у учащихся навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях. Урок способствует осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; способствует утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека....

04 09 2021 8:36:34

Альтернатива развития России в 1917 г. 9-й класс


    Альтернатива развития России в 1917 г. 9-й класс

      Представлен урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текстом, анализ фактов и мнений, погружение в эпоху облегчит понимание учащимися ситуации, возникшей в России в 1917 году и приведшей впоследствии к гражданской войне....

03 09 2021 13:16:34

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::