"Чудо, имя которому ‒ книга. Из истории книгопечатания". 6-й класс
1. Хаpaктеристика читательской группы
Занятие проводится с учащимися шестого класса и связано по теме с уроком обществознания «Роль книгопечатания в развитии образования». Эта тема также перекликается с параграфами учебников: «История средних веков» и «История России».
2. Форма проведения занятия: групповая
3. Тип занятия: урок – презентация с пpaктической деятельностью учащихся (класс делится на две комaнды, в каждой из которых пять групп).
4. Методы обучения: поисковый и эвристический.
5. Цель: Показать огромную роль в истории государств выдающихся людей, стоявших у истоков книгопечатания в Западной Европе и на Руси в средние века.
6. Задачи:
- информационные – познакомить с предпосылками возникновения книгопечатания, с историей появления первых печатных книг;
- воспитательные – показать величие гражданского подвига первопечатников, их мастерство, трудолюбие и патриотизм;
- образовательные – проверить умение работать со справочной литературой по поиску информации;
- развивающие – научить кратко излагать свои мысли.
7. Оборудование:
- научно-популярная литература, энциклопедии, словари, справочники, статьи из периодики, подобранные библиотекарем по теме;
- книжная выставка «Чудо, имя которому – книга», цитаты;
- электронная презентация «Из истории книгопечатания» (Презентация).
8. Задания для подготовки учащихся:
Повторить соответствующие теме параграфы
учебников по истории.
Повторить правило написания синквейна.
9. Ожидаемый результат
В результате освоения темы у учащихся должны закрепиться знания и умения поиска информации в предложенной литературе.
В ходе проведения занятия хотелось бы выявить:
- отношение учащихся к историческим сведениям о первопечатниках и уровень их подготовки к мероприятию;
- желание использовать полученные знания в самостоятельной творческой работе;
- уровень активности и заинтересованности в предложенной теме;
10. Связь с уроком обществознания.
Проведение теста по теме: «Чудо, имя которому – книга. Из истории книгопечатания» (Приложение 1).
ХОД УРОКА
Слайды 1, 2. Титульный лист
Мы хорошо удерживаем в памяти:
10% из того, что читаем
20% из того, что слышим
30% из того, что видим
70% из того, что обсуждаем
90% из того, что делаем
сами
Наше занятие посвящено истории книгопечатания. Сегодня мы должны прочитать и обсудить, услышать и увидеть материал по данной теме из разных подобранных источников информации, критически его оценить и определить критерии отбора найденной информации.
Вступление: «На пути к новой книге»
Слайд 3. Эпиграф
«История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывает человеку новый мир…»
Н.М.Карамзин
Слайды 4, 5, 6
Вспомним предысторию:
VIII век – в буддийских монастырях
возникает самый ранний способ механического
размножения книги – ксилография (обрезная
гравюра на дереве).
868 г. – в Китае впервые в мире отпечатана
книга.
Еще в XI в. наборную форму, составленную из
глиняных литер, использовал китайский кузнец Би
Шэн, печатавший так несложные тексты.
Около 1400 г. – ксилография появляется в
Западной Европе.
XIII век – изобретен способ печатания
деревянными литерами.
1403 г. – в Корее для печати стали
отливать металлические шрифты.
В истории каждого народа есть имена, ставшие гордостью национальной культуры, и среди них Иоганн Гутенберг и Иван Федоров — люди, стоявшие у истоков книгопечатания. Докажите это, выполнив первое пpaктическое задание.
Слайд 7. Вопросы к пpaктическому заданию № 1.
Пpaктическое задание № 1.
Найдите ответы на вопросы в предложенных вам различных источниках.
(Поиск материала по теме в энциклопедиях, в научно-популярной и справочной литературе).
Вопросы группам первой комaнды: Иоганн Гутенберг
1. Причины возникновения книгопечатания в
Европе в середине XV века:
2. Иоганн Гутенберг – первопечатник и …
3. Заслуга Иоганна Гутенберга в том, что …
4. Самые известные книги, изданные Иоганном
Гутенбергом:
5. Объясните слово «ИНКУНАБУЛА» –
Вопросы группам второй комaнды: Иван Фёдоров
1. Причины возникновения книгопечатания на Руси
в середине XVI века:
2. Иван Федоров – первопечатник и …
3. Заслуга Ивана Федорова в том, что …
4. Самые известные книги, изданные Иваном
Федоровым:
5. Объясните слово «ДРУКАРЬ».
(обсуждение прочитанного: параллельные ответы
учащихся).
Пpaктическое задание № 2:
Запишите алгоритм поиска материала по своему источнику:
- по научно-популярной литературе;
- по энциклопедиям;
- по словарям;
- по периодике.
(учащиеся комментируют ход поиска по своим записям)
Пpaктическое задание № 3
Из всех предложенных источников выберите те,
которые наиболее подходят для подготовки
презентации по данной теме и объясните – почему.
(учащиеся определяют критерии отбора
найденной информации)
Первые книгопечатники (продолжение презентации)
Слайды 8-12
Немецкий первопечатник Иоганн Гутенберг
Ничто в мире не происходит случайно. Закономерным было и появление типографского станка в Европе в середине XV столетия. Книгопечатание было детищем того явления культурной и общественной жизни, которое известно под названием Ренессанса, или Возрождения.
Во дворцах и монастырях возникают крупные библиотеки. Для простых людей рукописная книга была слишком дорога. Между тем развитие ремесла и становление промышленности вынуждали человечество заняться систематизацией и распространением знаний, накопленных в предшествующие века. Сделать это можно было лишь с помощью массовой книги.
Книгопечатание — детище городской культуры. Для школ и университетов нужны были книги, учебные пособия. Тогда еще никто не задумывался об их «стабильности». Но какое-то единообразие все же требовалось. Дать его могло только механическое воспроизведение текстов. Спрос на учебники рос с каждым годом, и рукописные мастерские не могли удовлетворить его. Этот спрос и стал одной из побудительных причин возникновения книгопечатания.
Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг облек в реальные технические формы идеи, которые высказывались и ранее, нашел наилучшее конкретное решение проблемы, поставленной перед человечеством всем ходом мировой истории.
Будущий изобретатель, сын богатого горожанина из Майнца появился на свет около 1399 г. Он с юности был знаком с основами химии, знал, что такое чеканка, штамповка, литье и сплавы. Ученые предполагают, что в 1418—1420 гг. Гутенберг учился в Эрфуртском университете, где приобрел основательные познания в области латинского языка. Известно также, что Гутенберг был «золотых дел мастером», то есть владел профессией шлифовщика и гранильщика драгоценных камней.
Первые опыты книгопечатания были предприняты Гутенбергом в начале 30-х гг. XV века. Свое великое открытие он обдумывал и осуществлял в течение 10 лет. Отливка литер в ручном словолитном инструменте и есть, как считают ученые, главное изобретение Гутенберга. Он придумал, как составить из литер и скрепить строку набора. Мастер изобрел инструмент, который до сих пор применяется в типографиях с ручным набором, – верстатку. Он же придумал, как соединять набранные строки в страницу, чтобы она не рассыпалась, когда ее переносят на печатный станок.
Нечто подобное произошло и с печатным станком. Такие станки были известны давно. Применялись они совершенно для другой цели – для отжимки винограда, а также для изготовления бумаги. Гений Гутенберга заставил их служить другой цели. Его станок в отличие от предыдущих громоздких и неуклюжих машин работал быстро и безотказно. Пресс позволял печатать текст на двух сторонах листа.
С воодушевлением Гутенберг печатает краткую латинскую грамматику «О восьми частях речи», издает небольшие листовки-календари, которые зачитывались до дыр. С годами улучшилась техника печати, что позволило мастеру взяться за издание большой книги.
Первым представительным изданием, в котором новое изобретение нашло свое законченное художественное и техническое выражение, была 42-строчная Библия, названная так по количеству строк на полосе.
В полном экземпляре Библии1282 страницы. Это два тома довольно-таки внушительных размеров, примерно 40 X 30 см. Титульного листа в книге нет. Этот элемент книжного убранства появился позднее — на рубеже XV и XVI вв. Полиграфическим способом в Библии воспроизведен лишь текст, набранный в две колонки. Все украшения сделаны от руки. В каждом экземпляре они разные.
Ученые считают, что Гутенберг отпечатал 165 экземпляров «42-строчной» Библии, из которых сохранилось всего 48. Это самая дорогая книга в мире. В 1458-1460 г.г. Гутенбергом была напечатана другая Библия, которую по числу строк на полосе называют «36-строчной». Это издание еще более редко: известно всего 13 напечатанных на бумаге экземпляров.
Жизнь Иоганна Гутенберга прошла в неустанных трудах и хлопотах. Лишь под старость он получил возможность жить, не заботясь о хлебе насущном. Гутенбергу был пожалован придворный чин и пожизненная пенсия. Умер Иоганн Гутенберг 3 февраля 1468 года.
Слайды 13-17
Еще при его жизни началось триумфальное шествие печатного станка по странам Европы. Первые печатные книги «разговаривали» на латыни — классическом языке античности, но постепенно они «изучили» все языки Европы.
Примерно за 40 лет многочисленные типографии выпустили в свет около 40000 изданий общим тиражом в 10-12 миллионов экземпляров. Эти первые книги, изданные в Европе по 31 декабря 1500 г., называют инкунабулами. В основе термина лежит латинское слово, обозначающее «колыбель». Инкунабулы — это книги колыбельного периода книгопечатания.
Вслед за изобретением печатного станка в Европе начинается невиданный прежде расцвет наук, искусств, ремёсел...
Слайд 7. Вопросы к пpaктическому заданию № 1.
Слайды 18-26
Первопечатник Иван Фёдоров
В XVI веке в России бурно развивались культура и просвещение. Впервые на Руси создавалась система школьного обучения. Появление же сети училищ и школ с неизбежностью ставило вопрос об учебных пособиях, которых должно было потребоваться немало. Решить этот вопрос могло только книгопечатание. Печатная книга должна была стать могучим орудием просвещения, фактором создания единого русского литературного языка и главное – отражением политики централизации власти, проводимой Иваном Грозным.
У истоков русского и украинского книгопечатания стоял создатель старопечатного стиля орнаментики Иван Федоров. Мы удивляемся его таланту, преклоняемся перед его мужеством. Исследования последних лет открыли новые, ранее неизвестные стороны деятельности Ивана Федорова. Сейчас мы видим в нем писателя, художника, педагога, просветителя, безгранично преданного делу.
Датой рождения Ивана Федорова принято считать 1510 год. В одной из старых книг Кpaковского университета найдена запись о том, что в 1532 году здесь был удостоен степени бакалавра «Иван Федоров Москвитин». А затем источники молчат о нем на протяжении 30 с лишним лет. Вновь его имя появляется уже в связи с организацией типографского дела в Москве. Человек одаренный и образованный, он становится во главе первой государственной типографии, устроенной с благословления митрополита Макария в 1563 году.
В 1564 году в этой типографии вышла в свет первая точно датированная русская печатная книга «Апостол», в послесловии которой сказано, что печатали ее «Николы чудотворца Гостунского дьякон Иван Федоров да Петр Тимофеев Мстиславец». «Апостол» в Древней Руси использовался для обучения духовенства.
Из послесловия к «Апостолу» известно, что полиграфические работы велись в течение года. Книга напечатана старопечатным стилем, который разработал сам Иван Федоров. Издание украшает фронтисписная гравюра с изображением апостола евангелиста Луки. Первопечатный «Апостол» отличает высочайшая редакторская культура. В нем не обнаружено ни одной орфографической ошибки, подчистки или опечатки. Исследователей продолжают восхищать высокохудожественные гравюры, филигранный рисунок шрифта, оригинально выполненные заставки и прекрасное качество двухкрасочной печати. Иван Федоров сам резал и отливал буквы, гравировал рисунки и заставки, редактировал и набирал текст и печатал весь «завод» — около 1200 книг. До нашего времени дошли 60 экземпляров этого издания, они хранятся в крупнейших библиотеках и музеях мира.
Высшие круги церковной иерархии выступили против книгопечатания. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец были вынуждены уехать в великое княжество Литовское, а затем в Львов, где в 1574 году Иван Федоров напечатал «Азбуку» — первый восточнославянский учебник. Иван Федоров писал, что составил его «ради скорого младенческого научения».
В 1580 году в Остроге Иван Федоров печатает «Новый завет с Псалтырью». Издание сопровождала «Книжка — собрание вещей нужнейших» — первый в истории нашей словесности алфавитно-предметный указатель и одновременно сборник афоризмов и крылатых выражений. А затем была напечатана Острожская «Библия» — замечательный памятник восточнославянской культуры.
Иван Фёдоров похоронен во Львове. Здесь на могильной плите изображен книжный знак печатника, а под ним высечено: «Друкарь книг пред тым невиданных».
Слайды 27-29
Заключение
Только изобретение книгопечатания открыло мир
духовных богатств широкому кругу людей и тем
самым дало новый толчок развитию науки, техники,
общественной мысли. Появление первой печатной
книги не только совпало по времени, но и сравнимо
с великими географическими открытиями.
Изобретение книгопечатания – одно из
удивительных творений человеческого ума. Книга
есть и будет основой духовной жизни народа.
Черные оттиски букв на белой бумаге, листы,
собранные в книгу, – лучшее универсальное
хранилище мысли, вдохновляющий источник новых
идей.
Пpaктическое задание № 4:
Составьте синквейн:
Первая комaнда: Иван Федоров
Вторая комaнда: Иоганн Гутенберг
Список литературы:
1. Древний мир. Средневековье / Сост.
А.М.Цирульников. – М.: ООО Мир книги. Изд. дом
Современная педагогика, 2005. – 128 с.
2. Дьяченко, Н.П. Рождение книги: кн. для уч-ся
ст. кл. ср. шк. / Н.П. Дьяченко.– М.: Просвещение,
1990.– 112 с.
3. История в лицах и событиях: Исторический
лексикон XIV – XVI – В 2-х кн. / РАН. – М.: Академ. Книга
/ Учебник; Знание, 2006. – 800 с. ил. (Кн. 1.).
4. История в лицах и событиях: Исторический
лексикон XIV – XVI – В 2-х кн. / РАН. – М: Академ. Книга
/ Учебник; Знание, 2006. – 800 с. ил. (Кн. 2.).
5. Книга для чтения по истории средних веков:
пособ. для уч-ся 7 кл. ср. шк. – М.: Просвещение, 1991.
– 240 с.
6. Львов, С.Л. Книга о книге / С.Л. Львов. – М.:
Просвещение, 1980. – 208 с.
7. На заре книгопечатания: пособие для учителей. /
В.С. Люблинский. – Л.: ГУП ИЗД., 1959.–160 с.
8. Немировский, Е.Л. Путешествие к истокам
русского книгопечатания: книга для учащихся / Е.Л.
Немировский. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
9. Осетров, Е.И. Сказ о Друкаре Иване и его книгах /
Е.И. Осетров.– М.: Изд. Малыш, 1981. – 96 с.
10.Слово о книге: Афоризмы. Изречения.
Литературные цитаты. – 2-е изд., доп./ Сост.
Е.С.Лихтенштейн. – М.: Книга, 1974. – 320 с.
11. Самые знаменитые изобретатели России / Авт.-
сост. С.Истомин.– М.: ВЕЧЕ, 2000.– 496 с.
12.Энциклопедия для детей. Всемирная история /
Глав. ред. М.Аксёнова. – М.:Аванта +, 2006. – 688 с.
13.Энциклопедия для детей. Русская литература. От
былин и летописей до классики XIX века / Глав. ред.
М.Аксёнова. – М.: Аванта +, 2006. – 672 с.
14.Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский
язык / Глав. ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта +, 2005. – 704
с.
15. Даль, В.И. Толковый словарь живого
великорусского языка. – в 4-х Т. / В.И.Даль. – М.:
Русский язык Медиа, 2006. – 702 с.
16. Словарь иностранных слов. – 18-е изд.,
стереотип./Ред. фил. слов. рус. яз. – М.: «Русский
Язык», 1989. – 624 с.
Список статей из периодической печати:
1. Бесхлебникова В.А. Изобретатель
книгопечатания // Читаем, учимся, играем. – 2005. –
Вып.5. – С.36–41.
2. Кузякина Н. Любите книгу и цените
библиотеку: Метод, пособие для
школьных библиотекарей. – 2. Ч. – М.: Изд. Первое
сентября, 2004. – № 4 (Вып. 122). – 16-31 июля. – 66 с.
3. Мальгин А.С., Мальгин М.А. Литера к литере,
строка под строкой...// Читаем, учимся, играем. –
2008. – Вып. 10. – С. 63-72.
Список использованных дисков CD-ROM:
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007. [Электронный ресурс]. – М.: CD-ROM, 2007. – 3 электрон, опт. диска (CD – ROM).
Урок воссоздаёт картину боевых событий на Курской дуге и проявления мужества в условиях военного времени. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры и личностные качества людей. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу. Подводит учащихся к пониманию своей сопричастности к событиям тех лет с использованием исторического, литературного, документального и музыкального материала. Формирует чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству....
16 08 2022 19:54:28
На каждом уроке необходимо обращать внимание на формирование гражданской позиции учащихся. Необходимо ярко показывать достижения наших прадедов. Для этого стараюсь, чтобы ни один урок не проходил без изучения достойных личностей. Вот и получается, что история – это и есть учитель. Учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры и в прошлом, и в настоящем. Учитель, помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины....
15 08 2022 19:39:33
Цели урока:объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков, знать причины и хронологические рамки периода раздробленности; хаpaктеризовать особенности географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель....
14 08 2022 9:11:57
Урок является органическим продолжением предыдущего урока в 7-м классе. Ряд слайдов с текстом, картами, таблицами, иллюстрациями, позволяет оживить рассказ учителя и организовать повторение, обсуждение, закрепление предлагаемых вопросов. Презентация дает возможность работать самостоятельно тем учащимся, которые имеют навыки работы на компьютере.
...
13 08 2022 13:46:55
Цель урока – выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий; определить последствия Смуты; развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.
...
12 08 2022 6:38:54
Разработка представляет собой интеpaктивную экскурсию на краткосрочной музейной выставке. Учебный материал адаптирован для начальной школы. Время экскурсии – один учебный час. В экскурсионной программе задействован кукольный театр, представляющий добрых и злых духов. Учащиеся становятся активными участниками экскурсии, работая на интеpaктивной доске....
11 08 2022 16:21:33
Урок ориентирован на самостоятельную работу. Учащиеся имеют возможность выбрать тип заданий, после их выполнения провести проверку, и выставить себе оценку в соответствии с набранными баллами. Конспект урока снабжен текстами заданий, формами оценочного, рабочего и проверочного листов....
10 08 2022 18:23:21
Урок-обобщение по разделу «Средневековое общество» проводится в форме этапной игры. В ходе урока дети обобщают и систематизируют знания о жизни средневекового общества, повторяют основные понятия и термины, а также работают с текстом средневековой поэмы....
09 08 2022 15:19:27
Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....
08 08 2022 22:59:51
Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....
07 08 2022 23:35:21
На данном уроке представлена технология модульного обучения. Специфика предмета такова, что блоки-модули целесообразно применять в старшем звене (10-11-й классы). При построении технологической карты учтены принципы модульного обучения.
...
06 08 2022 22:43:59

Цель урока: выявить факторы международной политики, влиявшие на формирование внешнеполитического курса СССР и США. Учащиеся работают с документами, смотрят презентацию и заполняют схему....
05 08 2022 17:46:19
Краеведческий материал содержит большой познавательный и воспитательный потенциал, помогает конкретизировать исторический материал, развивает любознательность, интерес к предмету, повышает качество знаний, приближает историческое прошлое к сознанию школьников, к осознанию роли родного края в жизни страны, их причастности к исторической судьбе Родины. Важна его роль в развитии умений самостоятельной работы учащихся, привлечении их к поисковой, исследовательской, проектной деятельности, к активной внеклассной и внеурочной работе, в воспитании человека, гражданина, патриота....
04 08 2022 8:20:32
Урок помогает познакомить обучающихся с основными нормами МГП и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов.
...
03 08 2022 15:57:51
Лепка неолитической керамики - пpaктическое занятие по истории первобытного общества в 5-м классе, насыщенное, интересное, увлекательное, познавательное. Все учащиеся класса получают за урок положительные отметки....
02 08 2022 20:57:38
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
01 08 2022 2:44:33
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
31 07 2022 3:31:46
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
30 07 2022 18:35:34
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
29 07 2022 8:22:35
Урок истории проводится на основе межпредметной интеграции (литература,
краеведение, экономика, культурология). Противоречия общественно-политической
жизни страны победившего социализма раскрываются в поисковой и творческой
деятельности. Продолжением урока могут стать классные часы, исследовательская работа,
элективные занятия, что не только повышает научный потенциал урока, но и формирует
активную жизненную позицию подростков, воспитывая гуманное отношение к людям,
чувство справедливости....
28 07 2022 1:23:31
Заочная экскурсия в одно из древних государств - Критское, организованное с применением технических средств обучения: мультимедийного проекта, программы MS PowerPoint, дает возможность увидеть достопримечательности прошлого, знать исторических деятелей, привить интерес к предмету "История Древнего мира".
...
27 07 2022 6:27:36
В статье рассматривается вопрос об изучении творческого наследия крупнейшего русского историка А.Е. Преснякова в школе, в частности, об использовании его взглядов о Киевской Руси, причинах образования единого Русского государства, о Московском государстве XVI—XVII веков, движении декабристов, даются методические рекомендации.
...
26 07 2022 16:26:21
Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....
25 07 2022 10:25:55
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам.
...
24 07 2022 6:26:52
Цели урока: углубить представления учащихся по проблеме феодальной раздробленности; выявить особенности этого явления на Руси....
23 07 2022 13:54:43
Представлен урок-экскурсия по территории Московского Кремля. Он поможет учащимся побывать за Кремлевской стеной и увидеть своими глазами все великолепие архитектуры московского Кремля. А также познакомит с историей создания памятников....
22 07 2022 13:58:12
Это нетрадиционный урок истории. Представленный урок интересен тем, что повторительное обобщение темы «Древняя Греция» осуществляется в форме заочного путешествия с элементами игры. Само заочное путешествие осуществляется в выполнении учащимися 7-го класса заданий различной степени сложности в конечном пункте каждого направления маршрута. Такая форма проверки знаний, умений, навыков учащихся с целью повторения пройденного материала способствует активизации их мыслительной деятельности и речевого общения, что немаловажно в школе, где обучаются слабослышащие и позднооглохшие дети.
...
21 07 2022 22:29:57
В предлагаемом "круглом столе" рассматриваются различные точки зрения. Рассматривая Кавказскую войну как историческое явление, ее сущность, причины, ученики выясняют, возможно ли было избежать подобных трагических событий, стараются ответить на вопрос - нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем?...
20 07 2022 21:59:24
Цели урока: повторить и закрепить с учащимися основные положения темы "Глобальные проблемы современности и пути их решения"; сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний на пpaктике....
19 07 2022 2:27:24
Тема Отечественной войны 1812 года является одной из ключевых тем истории России XIX в. Данный урок представляет собой мастер-класс по разработке и написанию проектов. Применение метода проекта на уроке позволяет мотивировать учащихся к более глубокому изучению предмета самостоятельно, то есть развивает предметные компетенции....
18 07 2022 0:32:43
Цель данного урока — сравнение и анализ языческих верований жителей нашей страны на примере славян и сибиряков. Рекомендуется использовать данную разработку как внеклассное занятие или при изучении регионального компонента. Возраст учащихся 10—11-й класс. Эта тема может быть интересна учащимся социально-гуманитарных классов.
...
17 07 2022 17:16:18
Предлагаются материалы для написания работы на тему "Дворянское землевладение в Балашовском уезде во второй половине XIX века". Прилагаются вопросы для занятия с учащимися. Мастер-класс построен с использованием архивных материалов....
16 07 2022 12:12:16
Наглядность на уроках истории повышает интерес учащихся к предмету, способствует лучшему восприятию материала. Одной из проблем является недостаточное количество наглядного материала или трудность его использования. Выходом из данной проблемы является использование на уроках истории мультемидийной презентации, в которую можно включить видеофрагменты, портреты исторических деятелей, карты и схемы.
...
15 07 2022 17:31:36
Выбор темы обусловлен необходимостью изучения культуры Древней Греции, ставшей фундаментом европейской культуры. В разработку урока включены: цели, формируемые навыки обучающихся, предполагаемые ответы, разноуровневые задания; материалы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Содержание материала соответствует обязательному минимуму содержания образования.
...
14 07 2022 15:12:13
Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....
13 07 2022 8:40:21
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
12 07 2022 7:49:45
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
11 07 2022 23:36:58
Цель урока: проанализировать завоевательные походы, причины образования державы Александра Македонского, дать оценку личности полководца, продолжить формировать умение работать с интеpaктивным материалом....
10 07 2022 13:28:30
Цель: познакомить студентов с событиями связанными с битвой под Москвой; показать героизм и патриотизм нашего народа....
09 07 2022 23:49:56
Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам.
...
08 07 2022 4:18:41
Классный час посвящен уникальным памятным местам родного города. С помощью краеведческого материала учащиеся знакомятся с прошлым и настоящим родного города. Цель: формирование активной гражданской жизненной позиции. Необходимо использовать презентацию «Уникальные памятные места города Пензы»....
07 07 2022 14:54:27
Представленный материал предназначен для педагогов, преподающих в 5-м классе основной школы по курсу «История Древнего мира». В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся....
06 07 2022 15:35:10
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
05 07 2022 0:32:23
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
04 07 2022 8:40:22
Такие приемы как мозговой штурм, синквейн, эвристическая беседа способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Дети не просто воспринимают материал, они активно участвуют в поиске, обработке информации, а главное - осмысливают ее. Кроме того, происходит формирование основ гражданской позиции пятиклассников: да, войны велись всегда и можно уважать смелость, благородство воинов древности и современности. Но избежать военных конфликтов мы можем и нужно стремиться к этому, воспитывая в себе и обществе одно из главных качеств - толерантность....
03 07 2022 8:59:38
Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....
02 07 2022 2:35:41
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
01 07 2022 22:11:19
История – это тот предмет, где через элементы краеведения можно более глубоко изучить тот или иной исторический факт или историческое событие. В старших классах при изучении истории, кроме констатации исторического факта, необходим ещё и анализ происходящего, его оценка. Поэтому необходимо привлекать учащихся к научной работе по изучению края и прививать умение правильно оформлять свои работы....
30 06 2022 10:16:17
Данный урок проводился в 7-м классе Стерлитамакской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида и способствовал развитию
представлений об истории восточных славян....
29 06 2022 9:17:45
На уроке автор статьи знакомит с особенностями садово-паркового дизайна и театрального искусства Японии. Раскрывает своеобразие и неповторимость японской культуры....
28 06 2022 9:39:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::