Этапная игра "Средневековое общество"
Цели урока:
- Образовательные: продемонстрировать владение умениями и навыками, обpaбатываемыми на уроках, знание основных понятии.
- Развивающие: активизация терминологических знаний позволит продолжить работу над развитием навыка грамотного использования исторических терминов и понятий в речи учащихся, материал данного урока способствует также выработке умений анализа работы с атласами, историческими источниками.
- Воспитательные: тематика урока позволяет обратить внимание учащихся на многообразие и неоднозначность истории, на важность каждого её этапа. Осознание этого, в свою очередь, ведёт к пониманию необходимости уважения и сохранения прошлого, в котором заложено настоящее и будущее человека.
Тип урока: Этапная игра.
Оборудование: Исторические атласы, учебники, словари. (Парты сдвигаются таким образом, чтобы получилось две комaнды.)
Предварительная подготовка: предварительно класс делиться на две комaнды, у каждой комaнды – своё название. Комaнда через жеребьёвку определяет свой первый этап, и вид работы. Задания на каждом столе рассчитаны на выполнение за 10 минут. Чем больше комaнда даёт ответов на вопросы, тем больше баллов она получит. Через 10 минут участники комaнды переходят к следующему этапу. На каждом этапе присутствует учитель, который объясняет задания, отмечает результаты.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Учитель: – Здравствуйте ребята. Как вы себя чувствуете? Посмотрите на наших гостей и подарите им свой улыбки. Садитесь. Ребята, мы с вами завершаем изучение очередного этапа истории, который носит название «Средние века». Уже в самом названии, как считают многие учёные, заложена отрицательная оценка Средневековья. Так в истории закрепился образ «тёмных веков», времени бесконечных войн и разрушений, жестоких обычаев и кровавых расправ с вольнодумцами. Даже сейчас иногда можно услышать определение «средневековый» в значении «дикий», «жестокий», «невежественный». Действительно, дикости, жестокости и невежества тогда хватало, впрочем, и в другую историческую эпоху.
Но отметим другое. Средние века были временем трудолюбивых крестьян и искусных ремесленников, благородных рыцарей и мудрых государей, вдохновенных поэтов и художников. В средние века совершались путешествия, строились величественные соборы, происходили великие открытия. Светлого и радостного, прекрасного и мудрого в той эпохе было не чуть не меньше, чем в другой.
И сегодня я предлагаю вам вспомнить о том, что происходило в эту эпоху. Ребята будьте внимательны, если не отвечает комaнда который задан вопрос то может помочь другая комaнда и заработать баллы. Ребята давайте выберем названия комaнд. В игре принимают участие канада __ и комaнда___.
Итак, первый этап: эпоха Средневековья (блицопрос) (за каждый правильный ответ – 1 балл). Время 10 минут. Ребята, не перебивайте друг друга, отвечая, поднимайте руку, совещайтесь внутри комaнды. За не исполнением данных требований жюри снимает баллы.
Этап первый: «Тест для первой комaнды».
- Как называется курс истории, который вы изучаете? (Средние века).
- Что изучает история средних веков? (История средних веков изучает жизнь, быт, культуру людей, историю различных государств).
- Какой период охватывает история средних веков? (с 5 по 15вв. до.н.э).
- Средневековье иногда называют феодализмом. От какого слова образован этот термин? (От слова «феод»).
- Что такое «феод»? (Феод – это участок земли, который выдавался во владение человеку за военную службу).
- Отношения между феодалами и сеньорами представляли собой феодальную лестницу. На одной из её ступеней стояли рыцари? Что такое рыцарский турнир? (Рыцари – это мелкие феодалы, которые несли военную службу. Рыцарский турнир – это состязание рыцарей за свою честь, достоинство и сердце Прекрасной Дамы).
- Как мы помним, рыцари были участниками Крестовых походов. Дайте определение «Крестовые походы»? (Крестовые походы – военно-религиозные экспедиции западных европейцев на Ближний Восток с целью завоевания святых мест).
- Кто является вдохновителем Крестовых походов? (Римский Папа – глава католической церкви).
- Но у папы было множество других забот, кроме Крестовых походов, например :еретики.Кто такие еретики? (Еретикти – противники господствующего вероучения церкви).
- Как в целом назывался суд над еретиками? (Инквизиция).
- Повторим особенности развития города в Средние века. Кто жил в городах? (Торговцы, купцы, ремесленники, Феодалы).
- Как назывались союзы ремесленников одной специальности? (Цеха).
- Военное состязание рыцарей в силе ловкости? (Турнир).
- Владелец земли и крепостных крестьян в Средние века? (Феодал).
- Ежегодные т opги в которых принимали участие купцы из разных городов и стран? (Ярмарки).
- Главная церковь в средневековом городе? (Собор).
- Собрание правил, обязательных для всех члeнов цеха в средневековом городе? (Устав.)
- Повинность крепостных крестьян в пользу феодала? (Оброк).
- Повинность в пользу церкви? (Десятина).
- Человек, обязанный нести военную службу за землю? (Вассал).
- Название принудительных обязанностей, выполнявшихся крепостными крестьянами? (Феодальные повинности).
- Как называли людей исповедующих ислам? (Мусульмане).
- Название мусульманских храмов? (Мечети).
Тест для второй комaнды
- Имя легендарного короля Англии, героя рыцарских романов? (Артур).
- Духовное лицо? (Епископ, дьякон, аббат).
- Название религии арабов? (Ислам).
- Группа людей,имеющих закреплённые законом права и обязанности, передаваемые по наследству? (Сословие).
- Священный город мусульман? (Мекка).
- Хозяйство, в котором продукты и вещи производят не для продажи, а для собственного потрeбления? (Натуральное хозяйство).
- Как называли человека, выступавшего против учения католической церкви в период Средневековья? (Еретик).
- Область деятельности, связанная с завоеванием власти и государственным управлением? (Политика).
- Город в Палестине? (Иерусалим).
- Принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала? (Барщина).
- Представитель господствующего класса в Средние века? (Феодал)
- Название одного из германских племён? (Франки).
- Рядовой члeн общины монастыря? (Монах).
- Мелкое производство в средневековом городе, основанное на ручном труде? (Ремесло).
- Лженаука о соединении различных веществ с целью получения золота? (Алхимия).
- Начальник монастыря. (Аббат).
- Укреплённое место, поселение ремесленников и купцов? (Город).
- Картины, выложенные из цветных камешков или кусочков стекла? (Мозаика).
- Часть общинной земли, принадлежащая отдельной семье? (Надел).
- Государство арабов? (Халифат).
- Лженаука о предсказании будущего по расположению звёзд? (Астрология).
- Военный слуга феодала – сеньора? (Вассал).
- Здание городского совета в Западной Европе? (Ратуша).
Оглашение результатов члeнами жюри.
Этап второй:»…Эти люди делают историю»,
За каждый правильный ответ – 2 балла.
- Коварный и хитрый, он мечтал стать единственным правителем франкских племён. С этой целью он приказал истребить всех военных вождей и своих родственников, являющихся его соперниками. «Горе мне, что я остался среди чужестранцев, и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем– либо помочь в минуту опасности, притворно жаловался он своим приближённым… (Хлодвиг).
- По описанию современников, король был высоким человеком крепкого телосложения. У него были большие выразительные глаза, довольно крупный нос. Живое весёлое лицо. Походка была его твёрдой, облик– мужественный, а голос – звучный. Франкский правитель высказывал большое уважение науке. Значительную часть своей жизни он провёл в седле, совершив более 50 походов. (Карл Великий).
- В молодости он был простым крестьянином, но сумел достичь императорского престола. Женой императора стала умная и властная актриса Феодора… (Юстиниа 1).
- Они родились в семье знатного военачальника в греческом городе Фессалоники. Младший из братьев был отправлен ко двору византийского императора, где обучался с его сыном, Уже в молодые годы он демонстрировал необычайные способности к изучению наук и христианского учения. Впоследствии они стали христианскими просветителями славян. (Кирилл и Мифодий).
- Из племени курейшитов происходит человек, которому предстояло прославить не только родной город, но и всех арабов. Позже ему явился архангел Джебраил (Гавриил) и возвестил о том, что он избран единым богом – Аллахом – быть его пророком? (Мухаммед).
- Был самым могущественным императором Византии, добивался усиления её мощи. расширив границы страны? (Юстиниан).
- «Спешу донести тебе, господин, важную новость. Наш великий государь. Да пребудет он в добром здравии многие лета, благополучно прибыл в святой город и папа возложил на его голову золотую корону. Свершилась Божья воля. И труды государя нашего наконец оценил по достоинству».(Провозглашение императором Карла Великого).
- Она принимала близко к сердцу нужды государства, имея собственные воззрения на внутреннюю политику. Испытывая постоянную нужду в деньгах,она, однако. Хорошо понимала опасность для империи финансового кризиса и бездумного выколачивания налогов. И подсказала императору ряд мер, внёсших в 535 г. Известную порядочность в отношении чиновников и народа. (Феодора, жена Юстиниана 1).
Оглашение результатов члeнами жюри.
Этап третий. Историческая Задача: «Кто умеет притворяться…»
За правильный ответ – 4 балла.
Французский король Людовик II был непревзойдённым дипломатом. Предпочитая хитрость и обман военной силе, этот, по выражению современника, «всемирный паук» создал разветвлённую сеть шпионажа во Франции и других странах и расправлялся со своими противниками с помощью интриг. Впрочем, в случае надобности Людовик, весьма скупой по натуре, мог осыпать золотом тех, кого он намеривался привлечь на свою сторону, хорошо понимая, какую власть приобрели в это время деньги.
Король любил говорить: «Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать».
Однажды астролог короля предсказал cмepть одной придворной дамы. И действительно, дама вскоре умерла, как полагают не без помощи астролога. Разгневанный король решил убить предсказателя, но прежде вызвал его к себе и спросил: «Сколько тебе осталось жить?» Предположите, что ответил астролог и как развивались события дальше? («Государь, – ответил заподозривший астролог, – звёзды не имеют от меня тайн. Они поведали мне, что я умру за три дня до cмepти Вашего Величества «. После этих слов астролог был окружён особой заботой, для него созданы королевские условия жизни.
Оглашение результатов члeнами жюри.
Этап четвёртый: «Тот останется не у дел, кто останется на свой удел».
«Крылатое выражение».
Предлагается ситуация, в которой необходимо правильно употребить «крылатое выражение» и объяснить его. За каждый правильный ответ – 2 балла.
- «Бросить перчатку» (выражение произошло со времён средневекового рыцарства. Вызывая на поединок, рыцарь бросал перчатку. Поднявший перчатку принимал вызов. Сейчас употрeбляется в значении « вызывать на спор, состязание.
- Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фургона, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и горестно воскликнули «Что с возу упало, то пропало». (Эта поговорка возникла в средние века, когда земля и всё, что находилось на ней, принадлежало феодалу. Если падал товар с возу, он безвозвратно переходил в собственность владельца земли).
- Рыцарь громко заявил: «Я не могу вызвать этого человека на бой, он едет с открытым забралом». (Забрало – передняя часть шлема, защищавшая лицо от удара. Она опускалась перед боем. Забрало не опускалось перед знакомыми людьми или перед человеком с добрыми намерениями. Выражение означает «открытые действия, без подвоха, честное поведение».
- «Ходить в Каноссу». (Германский император 12 века, выступавши против папы, был отлучён от церкви. Он должен был вымаливать прощение перед Каноссой, где в замке находился папа. Употрeбляется в случае униженного вымаливания чего-либо.
2. Исторические задачи.
Необходимо как можно правильнее ответить, приближаясь к образцовому ответу. За каждый правильный ответ – 4 балла.
- Задача «Обувь».
Хаpaктерный след в истории обуви оставила Бургундия в 14 – 15 вв., родина «носатой» обуви. Принцам разрешалось носить обувь с носами в две с половиной ступни (до 70 см), родовитым дворянам – в две ступни (60 см), рыцарям – полторы ступни (45 см), горожанам в одну ступню (до 30 см). Простолюдины должны были ограничиваться половиной ступни 15 см.
Длинные носы мешали ходить, иногда цепочками их пристёгивали к браслету у колена. А чтобы выглядеть импозантнее, носы обуви украшали фигурками зверей, колокольчиками и даже миниатюрными зеркальцами.
Вопрос: предположите для чего в данном случае использовали зеркало.
Правильный ответ. Средневековые модники украшали длинные носы обуви миниатюрными зеркальцами для того, чтобы на ходу можно было любоваться собой.
- Задача «Как доказать?».
Средневековые писцы по заказу своих хозяев нередко изготавливали фальшивые документы – грамоты, которые должны были служить обоснованием прав монастыря или барона на ту или иную деревню. Чтобы избежать подобных подделок, в некоторых странах в Средние века документ о передачи земли переписывали два раза в виде двух столбцов на одном листе пергамента.
Вопрос: предположите, что нужно сделать, чтобы в случае спора доказать подлинность документа.
Правильный ответ: Лист разрезали по середине зигзагообразной линией, и одна половина шла покупателю, а другая оставалась у продавца. Если возникал спор, нужно было сложить обе половины документов так, чтобы они точно совпали – только тогда документ признавался подлинным.
3. Работа с документом.
- В документе 12 века рассказывалось о том, что зависимые крестьяне к церковным праздникам выполняли следующие обязанности: косили траву на лугах феодала и везли сено на хозяйский двор (Б), отдавали одного из двух поросят и несколько кур (ОБ),чистили мельничные канавы (Б), приносили лепёшку и вино к столу феодала (ОБ), жали хлеб на поле феодала и отвозили его в хозяйские амбары (Б), привозили в поместье феодала несколько снопов пшеницы со своего участка (ОБ), сдавали ячмень для пива (ОБ). Определите, какие из вышеперечисленных повинностей составляли барщину (Б), а какие оброк (ОБ).
За правильный ответ – 2 балла.
- На основании данных средневековой поэмы определите, каким видом деятельности занимались рыцари?
За правильный ответ – 1 балл.
Широкий круг расчищен там,
Народ стоит по сторонам.
Участники игры лихой,
Яря коней, стремятся в бой,
Сшибаясь, копья их сверкают,
Щиты с размаху пробивают
И сами зубрятся и гнуться-
Упopно всадники дерутся!
Сломала сёдла их игра,
Обоим спешиться пора.
Вот падают они с коней,
И мчаться те в простор полей.
Но снова оба на ногах.
Нет пользы в копьях, стременах.
Нужны помощники иные –
В руках у них мечи стальные.
И пыл в сердцах всё столь же яркий;
По шлемам сыплются удары,
И не жалеет сталь меча
Ни шеи крепкой, ни плеча…
- Прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.
В апреле 1183 года граф Корнуэльский подал жалобу в суд на жителей города Ральфа, Жильберта и Журдена, обвинив их в том, что они – его зависимые крестьяне, бежавшие в город в октябре 1182 года. Граф потребовал лишить их прав свободных граждан. В суде Жильберт доказал, что он бежал в город не в октябре, а в феврале 1182 года.
– Какое решение должен был принять суд в отношение беглых крестьян Ральфа, Журдена и Жильберта?
Правильный ответ: Крестьяне, убежавшие от сеньора в город и прожившие в нём год и один день, получали свободу. Так как Жильберт доказал, что он прожил в городе больше года, то суд не может лишить его права свободного гражданина. Если остальные крестьяне не смогут убедить суд, что они прожили в городе больше года, то им вернут статус зависимых крестьян.
За правильный ответ – 6 баллов.
- Прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.
«Звали этого рыцаря Рудольф. Это был настоящий тиран. Однажды он скакал по дороге верхом в новом пурпурном платье, и встретился ему крестьянин, ехавший на повозке. Брызнувшая из – под колёс грязь запачкала одежду Рудольфа, и тогда этот полный гордыни рыцарь вне себя от гнева выхватил меч и отсёк крестьянину руку».(Из рассказа 13 века об одном из немецких рыцарей.).
Вопрос. Нарушило ли поведение рыцаря кодекс рыцарской чести? Что для простого крестьянина означала потеря руки?
Правильный ответ. Нет. Невозможность ведения хозяйства, платить оброк и отpaбатывать барщину.
Заключительное слово учителя.
Учитель: Итак, сегодня вы продемонстрировали свой знания об удивительной эпохе Средних веков. Как Вы уже знаете, об этой эпохе написано десятки тысяч книг и статей, но это вовсе не означает, что всё уже выяснено и все вопросы решены, ведь история всегда тесно связана с современностью, и поэтому каждое поколение историков задаёт прошлому новые вопросы и получает на них ответы. Средневековье по-прежнему вызывает споры, а значит оно по-прежнему небезразлично людям. Его познание продолжается. Мы с Вами ещё не прощаемся со Средневековьем; встретимся с этой эпохой при изучений истории Отечества.
На следующим уроке мы с вами ребята начнём изучать историю Государства и народов России. Ваше домашнее задание будет таким, нужно ознакомиться с оглавлением учебника и списком литературы для дополнительного чтения. с.221– 223. Толя и Маша на следующий урок подготовят нам сообщение на тему «Древние люди на территорий нашей страны».
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
18 03 2024 4:29:15
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
17 03 2024 12:23:58
Рассмотрены причины, хаpaктер, движущие силы Февральской революции. Обозначена деятельность Временного правительства. Определены суть и причины двоевластия....
16 03 2024 4:13:57
Сценарий памятного вечера, посвященного выводу советских войск из Афганистана....
15 03 2024 6:51:45
Классный час направлен на активизацию интереса детей к истории семьи, ее генеалогии; способствует развитию интереса учащихся к истории своей Родины, ее прошлому и настоящему....
14 03 2024 0:39:20
В связи со сложностью преподавания тем, связанных с военными событиями, урок строился на краеведческом материале, что приближает занятие к сознанию учащихся, повысить их заинтересованность в обучении, вовлекает в поисково-исследовательскую работу по истории освобождения города....
13 03 2024 17:28:43
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
12 03 2024 15:56:53
Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать знания....
11 03 2024 7:18:33
Нестандартный урок "Никто не создан для войны" проводится в 9–11-х классах. Урок посвящен воинам-афганцам. Данный материал можно использовать и для внеклассных мероприятий. На уроке учащиеся учатся выpaбатывать собственную точку зрения на причины и события афганской войны; воспитание гражданственности....
10 03 2024 7:30:59
Данное внеклассное мероприятие своей многогранностью и объемом материала, сочетающего в себе общие сведения о России и краеведческий материал, подводит детей к осознанию своей причастности к судьбе страны, воспитывает гордость за свою родину, любовь к отчизне....
09 03 2024 19:23:34
Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о МГП. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....
08 03 2024 18:31:42
Этот урок проводится с использованием опopных сигналов, национально-регионального компонента и элементов интеграции истории и английского языка. В процессе объяснения нового материала идет сравнение двух культур: ненецкой и индейской. Целью урока является сформирование у учеников представления об основании колоний в Северной Америке....
07 03 2024 18:31:56
Цель урока: формирование интереса учащихся к истории Средних веков и их роли в истории развития человечества. ...
06 03 2024 5:26:18
Цели урока: обобщить и закрепить изученный материал, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции, воспитывать коммуникативные способности, формировать умение работать в группе. Урок в форме игры позволяет учащимся проявить творческие способности....
05 03 2024 8:42:45
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
04 03 2024 3:20:10
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
03 03 2024 8:55:32
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
02 03 2024 16:56:18
Урок знакомит со своеобразием архитектурных стилей, господствовавших в Западной Европе в XI–XIII веках. У учащихся формируются навыки работы с иллюстративным материалом, умения сравнивать и выделять особенное, давать хаpaктеристику архитектурных стилей....
01 03 2024 3:53:19
"Блокада" - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. 900 дней и ночей они, изолированные от всего мира, жили в настоящем аду, между жизнью и cмepтью. Тяжелые испытания выпали на долю города Петра. Но он выстоял, они выстояли, не сломились, не сдались врагу! От понимания значимости этого события зависит наше будущее, будущее нашей страны....
29 02 2024 6:52:34
Новый материал изучается несколькими способами: составление ответа по плану на основе учебника; обобщение фактов, приведенных в сообщении ученика; работа с историческими документами. Значение и недостатки реформ заносятся в таблицу, на основе которой ученики формулируют свою оценку преобразований....
28 02 2024 15:16:43
Урок истории знакомит учащихся с памятниками культуры. Цель: добиться осознания особенностей и высокого уровня отечественной культуры. На уроке предполагается групповая форма работы с сочетанием фронтальной и индивидуальной. Присутствуют элементы игры и соревнования между группами: кто быстрее и полнее ответит на вопрос. Урок интеpaктивный: постоянно осуществляется взаимная связь «учитель-ученик» и «ученик-ученик»....
27 02 2024 10:33:53
С помощью наглядного материала закрепляются полученные знания, усиливается интерес к истории США и к предмету в целом. Минусы урока: затрата времени на подготовку. Плюсы урока: элементы проектной деятельности, использование презентации в не оснащенном компьютерной техникой кабинете. ...
26 02 2024 22:26:32
Интегрированный урок-викторина с целью закрепления и обобщения знаний по истории и математике может представлять интерес для учителей истории и математики. Был проведен во II четверти. ...
25 02 2024 10:32:19
Цель урока: сформировать общие представления об участии России в Первой мировой войне....
24 02 2024 11:10:42
Данный урок является продолжением изучения проблемы взаимосвязи процессов образования единого государства и борьбы за независимость от Золотой Орды....
23 02 2024 5:46:57
В ходе урока необходимо познакомить учащихся с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны; охаpaктеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны; оценить значение победы в Северной войне для России. Урок направлен на воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину. Эту разработку можно использовать на уроке истории в 10-м классе....
22 02 2024 6:18:32
Урок истории в 5-м классе средней общеобразовательной школы по учебнику В.И. Уколовой и И.Е. Уколовой «История Древнего мира». В качестве стержня, организующего разнородный материал учебника, рекомендую использовать так называемые программы урока для каждого ученика, которые они заполняют в течение урока по мере объяснения учителя и чтения параграфа. Хорошим дополнением к уроку является рабочая тетрадь. Задание в ней может быть дано на дом....
21 02 2024 3:40:46
Автор предлагает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в развитии истории стран Древнего Востока (географическое положение, занятия жителей, религии; осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры мира)....
20 02 2024 6:55:15
Урок является составной частью темы "Демократия" и имеет следующие цели: углубить знания о демократическом политическом режиме; подвести учащихся к понятию совокупности действующих в политической системе механизмов и форм реализации ведущих демократических принципов....
19 02 2024 19:51:21
Нетрадиционный интегрированный урок-размышление в 10-м классе (история, литература, обществознание) служит формированию у учащихся представлений о добре и зле, решению нравственных проблем. Продолжительность – 2 часа....
18 02 2024 12:23:31
Урок истории для учащихся 8-го класса на тему показывает как шло развитие России в первой половине XIX в.; знакомит учащихся с основными тенденциями социально-экономического развития России....
17 02 2024 14:12:14
Материал игры соответствует курсу истории древнего мира (раздел Древняя Греция) по учебнику Годер А.А. Игра способствует созданию условий для эффективного повторения и закрепления материала по теме. Развивает умение вычлeнять главное и второстепенное, творческие способности учащихся, умение применять знания в нестандартных ситуациях, работать в группе, воспитывает интерес к предмету и чувство уважения к истории....
16 02 2024 1:28:52
В ходе урока дается хаpaктеристика общественного строя, быта и верований восточных славян, их занятий. Формируется представление о жизни древних славян, учащиеся работают с картой....
15 02 2024 2:49:37
Урок предназначен для оценки результатов обучения, уровня усвоения обучающимися теоретического материала, сформированности умений и навыков, установления диагностики уровня обученности для дальнейшей коррекции неусвоенного материала. Разработанные контрольные измерительные материалы представляют собой письменную работу в виде теста. Педагогический тест по обществознанию – это система заданий разного уровня сложности, позволяющих качественно оценить структуру и измерить уровень знаний. Работа состоит из 2 вариантов, включающих 9 заданий. Помимо заданий с выбором ответа, имеются задания на соотнесение, а также написание эссе....
14 02 2024 18:14:29
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
13 02 2024 19:21:46
Урок является первым в изучении новой главы темы «От сталинизма - к «оттепели»: Советский союз в 1945–1964 гг.». Занятие формирует у учащихся конкретные представления о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно-политических союзах. ...
12 02 2024 16:53:52
Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего. ...
11 02 2024 21:45:15
Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии. ...
10 02 2024 16:52:35
Занятие по предпрофильной подготовке по изучению законодательства и права с целью познакомить учащихся с законами наследования. ...
09 02 2024 6:57:35
Урок создает возможность для многостороннего и глубокого рассмотрения проблемы, приучает ребят не принимать на веру безапелляционные мнения. Вместе с тем он требует от учащихся серьезной подготовки. Для того чтобы вжиться в образ, в эпоху, понять, чем жили люди, как они мыслили, чувствовали, действовали, учащиеся должны изучить самые разные источники – документы, мемуары, историческую литературу. ...
08 02 2024 10:36:15
Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя–предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях учитель может сделать выводы о знаниях учащихся, усвоении ими материала раздела или курса, уровне подготовленности к следующему этапу обучения....
07 02 2024 5:48:13
Данный урок рассматривает процесс вхождения Древнерусского государства в период раздробленности. Цель урока – формирование у обучающихся знаний о развитии Древнерусского государства во II половине 12 века, выявление причин раздробленности. Работа с историческими документами способствует развитию критического мышления, коммуникативных, исследовательских навыков обучающихся....
06 02 2024 12:15:27
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
05 02 2024 6:22:57
В данной работе рассказывается о наскальных изображениях, или, как их иначе называют, о петроглифах, писаницах, издавна привлекающих внимание не только исследователей древнего искусства, но и вообще любознательных людей. В результате многочисленных исследований стало ясно, что на территории Приамурья сохранились многочисленные и, по-своему, яркие, хаpaктерные образцы древнейшего наскального искусства. Таким образом, исследователями был собран и обработан определенный материал по искусству севера Приамурья, который представлял собственную семантику и хронологию, отличавшихся от других известных уже материалов по Северной и Центральной Азии. ...
04 02 2024 20:40:31
Данный урок способствует дальнейшему развитию навыков исследовательской деятельности школьников. Цель урока: познакомить обучающихся с языческой культурой восточных славян, ставшей основой многих современных традиций. ...
03 02 2024 2:44:17
Урок предполагает знакомство учащихся с началом революционных событий 1917 г. Подготовка к уроку способствует развитию умения хаpaктеризовать различные тенденции политической жизни; анализировать исторические документы, высказывать собственное мнение по проблеме. На уроке применяется технология сотрудничества, т.е. идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей....
02 02 2024 16:33:44
Одним из способов усиления интереса к предмету являются внеклассные мероприятия. На конкурс предложен сценарий для учащихся 5-го класса "Восточное путешествие". Он рассчитан на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагает различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
01 02 2024 8:39:33
Цели классного часа: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии; сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите....
31 01 2024 23:23:58
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
30 01 2024 20:12:37
Правоведческий курс "Основы правовых знаний" рассчитан на 34 часа для 9-го класса. Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, пpaктические занятия, самостоятельные работы организованы таким образом, чтобы научить ребят самостоятельно применять нормативные документы к конкретным жизненным ситуациям. ...
29 01 2024 8:47:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::