Крымская война. Оборона Севастополя: борьба не за город, а за Родину > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Крымская война. Оборона Севастополя: борьба не за город, а за Родину


    Крымская война. Оборона Севастополя: борьба не за город, а за Родину

«За Севастопольской стеной держался гpyдью русский строй…»
Графиня Евдокия Ростопчина

Цель: систематизировать и углубить знания учащихся по теме «Внешняя политика России времени правления Николая I. Крымская война»

Задачи:

Образовательные:

  • знать основные этапы Крымской войны
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи при изучении вопроса подготовки России к войне и причинах поражения русской армии
  • формировать умения анализа и обобщения на основе знаний об истории Крымской войны
  • уметь определять роль обороны Севастополя на завершающем этапе Крымской войны

Воспитательные:

  • показать на примере произведения «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого человеческий и воинский подвиг жителей и защитников Севастополя
  • формирование понимания порочности и «гнилости» крепостнической системы Российской империи
  • патриотическое воспитание;

Развивающие:

  • развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы
  • развитие логического мышления учащихся
  • развитие познавательного интереса учащихся, установление межпредметных связей (литература)
  • продолжить развитие навыков самообразования – работа с дополнительной литературой
  • развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

Вид урока: урок-семинар

Продолжительность – 80 минут (2 урока)

Универсальные учебные действия:

Личностные: осмысление и нравственное оценивание подвига героев обороны Севастополя и жителей города; осмысление своей деятельности и оценивание работы других.

Регулятивные: постановка цели, прогнозирование результата, оценка и самооценка деятельности

Познавательные: поиск дополнительной информации, построение устного речевого высказывания, выдвижение гипотез

Коммуникативные: эффективное взаимодействие с одноклассниками: активное слушание, восприятие, передача информации, самопрезентация

Оборудование: карта «Россия во второй половине XIX в.», учебные картины по обороне Севастополя, портреты героев обороны Севастополя. Экран, проектор для трaнcляции презентаций учащихся, слайдов, фрагмента фильма «Николай I», тетрадь на печатной основе Данилов А.А.. Косулина Л.Г. «История России XIX в.»( тема Крымская война. Оборона Севастополя), Атлас Отечественная История России XIX в. с контурными картами.

Новые понятия: редут, люнет, ложемент, бастион

  • Что ребёнок будет делать на уроке, чтобы достичь этих результатов (форма урока, виды работы)?
  • Как я организую деятельность ребёнка, чтобы он достиг результатов (методические приёмы, система заданий)?
  • Как я и ребёнок узнаем, что результаты достигнуты?

Вопросы семинара ученики получили за 2 недели до проведения урока, в них включены такие задания, которые плохо освещены в учебнике, но неизменно всегда вызывают интерес у восьмиклассников, имеют огромное воспитательное значение, показывают человеческий и воинский подвиг героев обороны Севастополя.

  1. Тотлебен и организация обороны Севастополя. «Неприступная крепость с моря»
  2. Защитники города – мирные жители (по «Севастопольским рассказам»)
  3. Адмиралы: Нахимов П.С., Корнилов В.А., Истомин
  4. Госпиталь – описание по «Севастопольским рассказам». Н.И. Пирогов – подвиг хирурга.
  5. Герои обороны – Дарья Севастопольская, П.Кошка
  6. Севастополь сегодня. Как увековечена память о героях Севастополя.
  7. Итоги Крымской войны. Парижский мирный договор.

1 этап – Вводное слово учителя:

1. Крымская война 1853-1856 гг. завершилась неудачно, но весь мир тогда следил за одной из самых героических страниц нашей истории – обороной города – крепости Севастополя, которая продолжалась 11 месяцев, с 1854-1855 гг, она то и решила исход войны. На этой войне, в числе защитников города был и Л.Н. Толстой – писатель, в то время поручик артиллерии, 27 лет, сражался на 4-ом бастионе вместе с простыми русскими солдатами. Поэтому при подготовке вопросов семинара вы прочитали его произведение «Севастопольские рассказы»

2. Выявление субъективных представлений учеников по теме, совместная постановка познавательной задачи: какую роль в исходе Крымской войны сыграла оборона Севастополя, возникновение личных познавательных мотивов: как смогли герои обороны продержаться 11 месяцев, не имея достаточно боеприпасов, медикаментов, свежего подкрепления, под непрерывным огнем англичан, турков и французов.

Деятельность учащихся: на контурной карте Севастополя отмечаем положение города с военной точки зрения, устно определяем сильные и слабые стороны обороны; комментируем планы обороны города, предложенные Тотлебеным, представляем личность этого человека.

2 этап

Предъявление главного в новом материале в концентрированном виде, организация его первичного осмысления и усвоения.

Учащиеся представляют доклады, сообщения, презентации по вопросам семинара:

2. Защитники города – мирные жители (по «Севастопольским рассказам»)
3. Адмиралы: Нахимов П.С., Корнилов В.А., Истомин
4. Госпиталь – описание по «Севастопольским рассказам». Н.И. Пирогов – подвиг хирурга.
5. Герои обороны – Дарья Севастопольская, П.Кошка

Активная работа с текстом «Севастопольские рассказы» и с репродукциями

Учитель делает краткие комментарии

П.С.Нахимов – российский флотоводец, адмирал, герой Севастопольской обороны, человек-легенда. Закончил Морской кадетский корпус, полностью посвятил себя морскому делу, не имел семьи. Он был комaндиром Севастопольского порта, временным военным губернатором города. Совершил 3-х летнее кругосветное плавание, участвовал в Русско-турецкой войне. В 29 лет был комaндиром фрегата «Паллада».

В 1855 году cмepтельно ранен на Корниловском бастионе Малахова кургана. Похоронен в усыпальнице Морского собора в Севастополе, рядом с Корниловым и Истоминым.

В 1944 году утверждены медаль Нахимова и орден Нахимова 1 и 2 степени.

В день его похорон враг не стрелял. Были даже приспущены флаги английской армии в знак уважения к великому флотоводцу.

Н.И.Пирогов – основатель военно-полевой хирургии и отечественного общества Красного Креста. В октябре 1854 года прославленный хирург приезжает в осаждённый Севастополь.

Из 349 огненных дней героической обороны учёный 282 дня провёл в Крыму. Оперировал с утра до вечера. Не хватало и врачей, и перевязочных материалов, и коек.

Впервые в мире Н.И.Пирогов осуществил сортировку раненых и больных в зависимости от хаpaктера и места ранения, применил использование гипсовой повязки на поле боя.

Не меньшим вкладом является применение им эфирного наркоза в военно-полевой хирургии. Привлёк на театр военных действий сестёр милосердия, составил для них Инструкцию.

Даша Севастопольская. Во время героической обороны Севастополя (1854-1855) среди защитников города то здесь, то там появлялся маленький юнга, который под огнём противника ловко делал перевязки раненым, подвозил воду изнывающим от жажды солдатам. В разгар боя в открытой ложбине бесстрашный юнга организовал перевязочный пункт для раненых. Только через несколько дней солдаты узнали, что в тяжёлом сражении с ними участвовала в качестве юнги дочь погибшего солдата Даша.

Было так. Узнав о приближении неприятеля, Даша продала домашнее имущество, купила лошадь и, переодевшись в матросский костюм, с бочонком воды и чистой ветошью для перевозки раненых появилась на поле боя. Так она стала первой в мировой истории военной медицинской сестрой. Товарищи по оружию любовно называли её Дашей Севастопольской. За боевой подвиг адмирал В.А. Корнилов представил дeвyшку к награде Золотой медалью. Кроме медали, она была пожалована золотым крестом с надписью «Севастополь», а царь подарил ей 500 рублей. Настоящая фамилия Даши Севастопольской – Александрова.

3 этап дидактического цикла процесса обучения

Организация самостоятельной работы учеников по фрагменту фильма «Николай I . Оборона Севастополя» с вариативным компонентом нового материала и ответы на вопросы (краткие записи в тетрадь)

1. Кого из героев обороны Севастополя вы узнали в сюжете?
2. Почему оборона Севастополя в истории считается трагическими страницами крымской войны?

4 этап

1. Презентация и проверка результатов самостоятельной работы: представление презентаций, слайдов по шестому вопросу Севастополь сегодня. Как увековечена память о героях Севастополя. (прилагаются)

2. Коррекция, оценка и самооценка. Достигнута ли цель семинарского занятия «Крымская война. Оборона Севастополя: борьба не за город, а за Родину»: систематизировать и углубить знания учащихся по теме «Внешняя политика России времени правления Николая I. Крымская война» Самооценка – анкетирование. Устная публичная оценка деятельности учеников на семинаре(чьё выступление понравилось, кто был наиболее активен)

5 этап

1. Ребятам предлагалось дома придумать интересный вопрос по теме семинара. Победил вопрос «Почему существует такая поговорка: «Доброе слово и Кошке приятно»

2. Прокомментировать стихотворение Вл. Коссинского «Братская могила». Написать отзыв о стихотворении, используя знания, полученные на семинаре.

Вл. Коссинский «Братская могила».

В Крыму, где всюду cмepть витала,
На бастионах, средь полей,
Россия много потеряла
Храбрейших, преданных детей!
Таланты, доблести и силы
Земле спасенной преданы
Друзьями: "братския могилы"
Могилы храбрых названы.
Прошли года; где схоронили
Героев падших, ныне там
Над их бесcмepтною могилой
Воздвигнут колоссальный храм.
Пройдут века; к местам священным
Потомок поздний наш придет,
И там, по надписям нетленным,
Былого истину прочтет.
Слезою чистой уваженья
Он память праотцов почтит,
И, полный чувств благоговенья,
С мольбой колена преклонит.
Поймет в тот миг, какая сила
Спасала Русь, – какой гранит!
И сколько каждая могила
В себе великого хранит!

Памятники, посвященные обороне Севастополя и героям обороны.

  1. Памятник Тотлебену http://www.vmireinteresnogo.com/article/eduard-ivanovich-totleben
  2. Памятники событиям Крымской войны http://balaklava.ru.russian-women.net/wallpapers/balaklavaNi703408.shtml http://balaklava.ru.russian-women.net/big/balaklava_n29088.shtml http://www.alma.crimea.ua/forum/index.php?topic=102.0 http://balaklava.ru.ircha.net/index47.shtml
  3. Памятник батарее Костомарова http://www.alma.crimea.ua/forum/index.php?topic=102.0
  4. Памятник матросу Кошке http://www.liveinternet.ru/users/sscorpiona/rubric/3461987/
  5. Памятник затопленным кораблям http://www.sevmir.net/photo/6-19-0-0-2
  6. Памятник Нахимову http://gidtravel.com/country/ukraine/Pamytnik_Pavlu_Stepanovihu_Nahimovu_dp2306.html


Урок по обществознанию "Политическая система общества"


    Урок по обществознанию "Политическая система общества"

      Урок разработан в логике компетентностного подхода с использованием технологии критического мышления. Его суть заключается в разработке обучающимися аналитических моделей политической системы общества, ее функций путем анализа и структурирования текстового материала учебного пособия и документа. В проекте урока выделены стадии ТРКМ: вызов, осмысление, рефлексия, функции каждой стадии, приемы и методы, роль учителя, формы познавательной деятельности обучающихся, формируемые компетенции....

08 08 2022 10:57:47

Урок по теме "Русско-японская война 1904–1905 гг.: причины, историческое значение" (история России, 9-й класс)


    Урок по теме "Русско-японская война 1904–1905 гг.: причины, историческое значение" (история России, 9-й класс)

      Урок блочно-модульного структурирования. Процесс формирования блоков основан на просмотре отрывков из учебного кинофильма: соединяя увиденное с содержанием материала учебника, ученики составляют соответствующий блок. В результате работы ученики имеют готовые технологические карты для домашнего повторения, а также для подготовки к контрольным срезам....

07 08 2022 18:30:10

От Удельной Руси к Единой России


    От Удельной Руси к Единой России

      Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....

06 08 2022 4:14:20

Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"


    Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"

      Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...

05 08 2022 2:19:31

Опopные конспекты


    Опopные конспекты

      Опopный конспект – это визуальная модель содержания учебного материала, построенная по специальным принципам, позволяющим существенно сократить учебный материал. Это наглядное свёрнутое знание, готовое развернуться в объёмное, созданное с помощью различных символов, дат и событий. Наглядность цветовых гамм создаёт положительный эмоциональный настрой при изучении и раскрытии материала в устной и письменной формах....

04 08 2022 22:47:30

Столетняя война


    Столетняя война

      Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «история» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нахождения интересного материала, ему удастся заинтересовать ученика в получении знаний. Цели урока: раскрыть причины войны; дать представление о подготовке войск к войне двух стран; сформировать представление о ходе военных действий; ознакомить учащихся с личностью народной героини Жанны д'Арк; рассмотреть итоги Столетней войны....

03 08 2022 1:11:51

Урок по обществознанию и финансовой грамотности. Раздел "Экономика". Тема: "Налоги и налогообложение". 11-й класс


    Урок по обществознанию и финансовой грамотности. Раздел "Экономика". Тема: "Налоги и налогообложение". 11-й класс

      Представлена методическая разработка урока для 11-го класса «Налоги и налогообложение» в системе уроков по дисциплине «Обществознания» в разделе «Экономика» и «Финансовая грамотность». В разработке представлены: презентация, технологическая карта урока, задачи расчёта НДФЛ для физических лиц и задания для подготовки к ЕГЭ....

02 08 2022 5:27:38

Урок по теме "Мы в ответе за все" (посвящается 70-летию Алтайского края)


    Урок по теме "Мы в ответе за все" (посвящается 70-летию Алтайского края)

      Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....

01 08 2022 5:16:21

Урок "Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы"


    Урок "Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы"

      На уроке использована технология развития критического мышления, способствующая повышению мотивации учащихся, формированию навыков работы с информацией. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учащихся в группе....

31 07 2022 3:11:23

Нашествие с Востока


    Нашествие с Востока

      Урок знакомит учащихся с историей монголо-татарского нашествия на Русь. ...

30 07 2022 11:40:17

Образовательная программа "История развития культуры Москвы"


    Образовательная программа "История развития культуры Москвы"

      Предлагаемая программа предусматривает подробное и последовательное изучение истории развития культуры Москвы с древнейших времён до наших дней. В каждом периоде выделены такие темы, как развитие архитектуры, науки и искусства, быта, нравов москвичей. Большое внимание уделяется людям, так много сделавшим для развития культуры Москвы, для сохранения её исторических, архитектурных, мемориальных памятников....

29 07 2022 10:14:30

Урок "Начало Первой мировой войны"


    Урок "Начало Первой мировой войны"

      Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint. ...

28 07 2022 12:57:16

Мировое хозяйство и международная торговля. 8-й класс


    Мировое хозяйство и международная торговля. 8-й класс

      Одним из самых сложных для восприятия подростков на уроках обществознания в средней школе является тема "Мировое хозяйство и международная торговля". Связано это с обилием сложных для восприятия и запоминания терминов, а также малым жизненным опытом обучающихся. Данный урок посредством дискуссии, решения наглядных задач, обращения к историческим примерам позволяет повысить процент усвоения материала на уроке....

27 07 2022 14:58:19

Великая Отечественная война. Урок-повторение


    Великая Отечественная война. Урок-повторение

      Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....

26 07 2022 21:42:39

Викторина по истории Кубани


    Викторина по истории Кубани

      Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....

25 07 2022 22:32:17

Правовое воспитание учащихся


    Правовое воспитание учащихся

      Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....

24 07 2022 18:27:40

Тема: "Идеология и культура после Второй мировой войны: почему усилился идеологический пресс, опустился "железный занавес"?"


    Тема: "Идеология и культура после Второй мировой войны: почему усилился идеологический пресс, опустился "железный занавес"?"

      Данный урок завершает тему «СССР в период апогея тоталитаризма: 1945–1953 гг.», подводит к пониманию сущности этого периода в истории нашей Родины. Материал урока отобран с целью как можно ярче проиллюстрировать те процессы, которые происходили в советском государстве. Используемые методы позволяют осуществить деятельностный подход в обучении....

23 07 2022 1:50:41

Поход Александра Македонского на Восток


    Поход Александра Македонского на Восток

      Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....

22 07 2022 16:37:37

Урок обществознания по теме "Конституция РФ — Основной закон страны"


    Урок обществознания по теме "Конституция РФ — Основной закон страны"

      Конституция РФ – основа политической и правовой системы России. Она представляет собой совокупность зафиксированных в специальном документе относительно стабильных правил, определяющих основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положения личности в государстве. ...

21 07 2022 19:22:32

Программа факультативного курса для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида "Я — гражданин России"


    Программа факультативного курса для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида "Я — гражданин России"

      Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....

20 07 2022 21:19:10

"Международные отношения в конце XIX — начале XX века", 8-й класс


    "Международные отношения в конце XIX — начале XX века", 8-й класс

      Урок проводится по традиционной методике. Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой. Материал данного урока может быть успешно рассмотрен при условии предварительного чтения текста учебника учащимися дома. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала....

19 07 2022 3:56:53

Мастерская "Сальвадор Дали"


    Мастерская "Сальвадор Дали"

      Мастерская «Сальвадор Дали» проводится на уроках курса всеобщей истории в 10–11-х классах при изучении темы «Культура». Цель мастерской – стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом....

18 07 2022 5:39:14

Основные политические центры в период раздробленности Руси


    Основные политические центры в период раздробленности Руси

      Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси....

17 07 2022 5:52:45

Исторический вечер в лицах


    Исторический вечер в лицах

      Цель: формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. ...

16 07 2022 15:40:25

Мероприятие ко Дню памяти жертв политических репрессий


    Мероприятие ко Дню памяти жертв политических репрессий

      Урок призван привлечь внимание учащихся к изучению истории политических репрессий и сопротивлению несвободе в СССР. Сохранение памяти о жертвах репрессий и необходимость мopaльно-правовой оценки советского режима. Воспитание чувств гражданской ответственности и патриотизма. Материал можно использовать на уроках истории и обществознания. ...

15 07 2022 8:40:51

Храм Христа Спасителя в Москве - выдающийся Архитектурный памятник, посвященный победе русского народа в Отечественной войне 1812 года (материал для проведения экскурсии)


    Храм Христа Спасителя в Москве - выдающийся Архитектурный памятник, посвященный победе русского народа в Отечественной войне 1812 года (материал для проведения экскурсии)

      Работа посвящена проведению экскурсии для учащихся 8–10-х классов в храм Христа Спасителя в Москве. Автор придерживается хронологической канвы как основного композиционного принципа построения экскурсии, использует приёмы описания и объяснения, сравнения и аналогии, предполагающие ознакомление учеников с внешними и внутренними архитектурно-конструктивными особенностями этого храма-памятника, историческими событиями и фактами, связанными с его строительством....

14 07 2022 4:34:33

Великие победы россиян


    Великие победы россиян

      На занятии у учащихся воспитывается патриотизм, уважение к истории родины, гражданственность, мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, осознание себя как представителей исторически сложившегося гражданского сообщества, способности определять собственные позиции по отношению к явлениям общества....

13 07 2022 16:26:59

Мой край в истории Гражданской войны

В ходе знакомства с учебным материалом учащиеся узнают, что Гражданская война не обошла стороной Царицын, и о том, какие кровопролитные бои шли на территории нашего посёлка, читая воспоминания очевидцев тех страшных лет. Познакомятся с историей сражений на северных подступах к Царицыну в годы Гражданской войны, изучат ход боевых сражений в п.Городище. Учащиеся познакомятся с памятными местами, посвящёнными Гражданской войне на территории Царицына....

12 07 2022 4:19:35

Игра "За семью печатями": Великий полководец Г.К. Жуков. 9–11-е классы


    Игра "За семью печатями": Великий полководец Г.К. Жуков. 9–11-е классы

      Игра "За семью печатями" является исторической, развивающей, познавательной игрой. Она учит детей логически мыслить, анализировать исторические события, ощущать взаимосвязь событий. В игре участвуют три человека (или три комaнды) и зрители. Игроки отвечают на семь вопросов и записывают ответы в формуляре № 1. За каждый правильный ответ игрок получает печать. Если игроки не знают правильного ответа, то вопрос задаётся зрителям. Правильно ответивший полученную печать отдает любимому игроку. Игрок, получивший наибольшее количество печатей, признаётся победителем и называет имя героя. ...

11 07 2022 10:13:39

Урок истории по теме "Дворцовые перевороты"


    Урок истории по теме "Дворцовые перевороты"

      На уроке хаpaктеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....

10 07 2022 15:56:20

"Мой дом – моя родина"


    "Мой дом – моя родина"

      Для раскрытия темы данной работы выбрана уникальная деревня Русского Севера – Суходол. Она расположена на северо-востоке Ленского района Архангельской области. В 2009 году она будет отмечать свое 425-летие. ...

09 07 2022 12:32:59

Интегрированный урок права, риторики и русского языка по теме "Судебный процесс"


    Интегрированный урок права, риторики и русского языка по теме "Судебный процесс"

      Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....

08 07 2022 12:11:33

Урок "Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение"


    Урок "Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение"

      Автор знакомит учащихся с образом Владимира Красно Солнышка, целями проводимых им войн, походов и реформ....

07 07 2022 14:32:30

Бинарный урок литературы и истории по теме "Через учение счастлив будь…"


    Бинарный урок литературы и истории по теме "Через учение счастлив будь…"

      Цель бинарного урока: знакомство с достижениями М.В. Ломоносова в разных областях наук: истории, литературе, языкознании, искусствоведении. На примере жизни и творчества М.В. Ломоносова воспитывается в учащихся положительная мотивация к учению, чувство патриотизма и любви к родине. Особенность урока заключается в наличии метапредметных связей в области литературы, истории, языкознания, МХК, искусствоведения....

06 07 2022 22:39:54

Тестовые задания по теме «От язычества к крещению Руси»


    Тестовые задания по теме «От язычества к крещению Руси»

      Урок повторения. Вопросы – разноуровневые, предназначены для проверки знаний учащихся в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме. В конце статьи приведён список использованной литературы....

05 07 2022 14:20:57

Методические рекомендации "Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время"


    Методические рекомендации "Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время"

      Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....

04 07 2022 14:46:40

Интегрированный метапредметный урок английского языка и обществознания по теме "Молодежь в современном обществе"


    Интегрированный метапредметный урок английского языка и обществознания  по теме "Молодежь в современном обществе"

      В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....

03 07 2022 7:39:56

Урок истории в 4-м классе по теме "Итоги правления Петра I и Екатерины II"


    Урок истории в 4-м классе по теме "Итоги правления Петра I и Екатерины II"

      Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....

02 07 2022 5:34:50

Концепция социокультурной динамики Питирима Сорокина


    Концепция социокультурной динамики Питирима Сорокина

      Труды П.А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....

01 07 2022 14:26:19

Развитие критического мышления на уроках истории Древнего мира


    Развитие критического мышления на уроках истории Древнего мира

      Урок по теме «Vita brevis, ars longa», или Искусство Древнего Египта» для учащихся 5-го класса служит примером развития критического мышления....

30 06 2022 16:35:30

Ассамблеи эпохи Петра Великого


    Ассамблеи эпохи Петра Великого

      Урок помогает сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра I в области культуры и быта на примере изменений образа жизни привилегированного сословия – дворянства, подвести учащихся к выводу, что реформы Петра I носили двойственный хаpaктер, познакомить с историей создания ассамблей....

29 06 2022 14:55:18

Интегрированный урок ОРКСЭ на тему «Слава в Вышних Богу…»


    Интегрированный урок ОРКСЭ на тему «Слава в Вышних Богу…»

      Урок знакомит с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, праздничной иконой Рождества Христова. Обогащается словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения....

28 06 2022 20:25:28

Разработка курса по выбору по истории Древнего мира "По следам древних людей" с использованием метода проектов


    Разработка курса по выбору по истории Древнего мира "По следам древних людей" с использованием метода проектов

      Программа курса по выбору "По следам древних людей" предназначена для учащихся 5-го класса. Цель курса является пробудить у учащихся 5-го класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности. Основной задачей курса является освоить с пятиклассниками основы проектной деятельности, научиться разpaбатывать различные виды проектов по истории, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся. ...

27 06 2022 10:55:12

Сценарий мероприятия «Сталинград: 200 дней мужества и стойкости»


    Сценарий мероприятия «Сталинград: 200 дней мужества и стойкости»

      Внеклассное мероприятие посвящено наиболее славным страницам летописи Великой Отечественной войны – победе советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом....

26 06 2022 0:57:40

Использование приёма персонификации для формирования исторической эмпатии: из опыта работы


    Использование приёма персонификации для формирования исторической эмпатии: из опыта работы

      Используя прием персонификации на уроках истории, учитель не только развивает индивидуальные способности ученика, но и нравственные потребности ребенка, предлагая ему взглянуть на исторические события глазами человека прошлого. В статье представлен пример такого урока. ...

25 06 2022 0:11:45

Эпоха дворцовых переворотов


    Эпоха дворцовых переворотов

      Цель урока: формирование образного представления об эпохе «Дворцовых переворотов». Рассмотрены предпосылки и причины дворцовых переворотов, выясняется значение понятия «дворцовые перевороты». Ученики знакомятся историческими фигурами, работают с историческим источником. Отмечается индивидуальная работа каждого, что находит отражение в рабочей карте к уроку....

24 06 2022 7:57:51

Интегрированный урок (история + литература) по теме "Сталинградская битва: исторические факты и их художественное отображение"


    Интегрированный урок (история + литература) по теме "Сталинградская битва: исторические факты и их художественное отображение"

      Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности....

23 06 2022 13:47:24

Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"


    Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"

      Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....

22 06 2022 3:49:26

Нетрадиционные формы уроков истории (урок-аукцион)


    Нетрадиционные формы уроков истории (урок-аукцион)

      Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....

21 06 2022 2:23:21

Урок-образ по истории "Быт и обычаи россиян в XVIII веке". 7-й класс


    Урок-образ по истории "Быт и обычаи россиян в XVIII веке". 7-й класс

      Представлены хаpaктеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....

20 06 2022 20:40:32

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Интегрированный урок истории с курсом литературы: "XIII век: Русь, Запад и Восток"

Урок с элементами семинарского занятия уместен в рамках курса отечественной истории или курса "История цивилизаций". Основная цель занятия – обратить внимание школьников на некоторые истоки возникновения культурной оппозиции Россия–Запад. Урок, в основе которого предусмотрена работа с адаптированным текстом жития святого благоверного князя Александра Ярославича, призван помочь школьникам по-новому взглянуть на некоторые хорошо известные факты, оценить их место в длительной исторической перспективе. Примерно за неделю учитель предлагает учащимся прочитать текст "Сказания о житии Александра Невского" (Древнерусская литература: Книга для чтения. М.: Школа-Пресс, 1993. С. 137–147) и подготовить ответы на вопросы семинарского занятия.

Урок-лекция по истории в 10-м классе с использованием шаблона. Тема: "Становление самодержавия Романовых (XVII век)"

В нашем Лицее, где учатся только старшеклассники (10–11 классы), большинство учебных предметов переведены на лекционно-семинарскую технологию. Школьная лекция как метод обучения широко используется в пpaктике учителей. Преподаватель должен составить шаблон за неделю до лекции, разместить его на сервере и на почте Лицея, а учащиеся обязаны самостоятельно распечатать необходимый материал. Преподавание истории ведется по учебнику "Россия и мир" (авторы: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин). Программа рассчитана на 68 часов в год. Представлен опыт проведения урока-лекции в 10-м классе по теме "Становление самодержавия Романовых" с использованием шаблона. Все, что напечатано курсивом, - это и есть возможные записи учащихся.