Интегрированный урок по теме "Священная война"
Цели урока:
Образовательная:
- использовать интеграции истории и литературы для более глубокого усвоения учащимися темы;
- изучить события Великой Отечественной войны на малой Родине – Кубани;
- проанализировать лирику кубанских поэтов, посвященную ВОВ;
Воспитательная:
- воспитывать чувства патриотизма и гражданской ответственности;
- прививать любовь и чувство сострадания к своему народу;
- способствовать формированию нравственных ценностей, осознанию таких понятий, как историческая память, долг, честь, совесть.
Развивающая:
- развить мышление, речь, память, образное представление, умение высказывать свою точку зрения.
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия, оборудование: карта “Битва за Кавказ”, таблица “Соотношение сил советской и фашистской армии в начале битвы за Кавказ”, плакаты, видеозапись, аудиозапись песен, выставка литературы, посвященной ВОВ на Кубани.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово преподавателей.
Преподаватель истории.
Ребята, сегодня у нас урок необычный, мы его будем проводить с преподавателем русского языка и литературы Ольгой Юрьевной.
Тема урока: “Священная война” (записать в тетради). Приложение 1.
Цели урока: Мы сегодня повторим изученный ранее материал по теме “Великая Отечественная война”; рассмотрим события войны на территории нашей малой Родины - Кубани, особое внимание уделим событиям тех огненных лет в нашем родном селе Белая Глина. Вспомним героев – земляков, заплативших за победу своими жизнями и их матерей, без которых подвиг сыновей был невозможен .
Мы обратимся к литературе военных лет и проследим, как пересекается поэзия кубанских авторов с событиями той страшной войны.
В конце урока постарайтесь ответить на вопрос: Жизнь миллионов – победа одна, не велика ли цена?
Преподаватель литературы.
Работа с эпиграфом.
Не ради славы незабвенной
На этой памятной земле,
Исполнив долг святой и верный,
Бойцы сражались на войне.
“Виталий Лукшин”
- Ребята, как вы понимаете слова “Слава незабвенная”?
- Что такое долг?
- Что означают эпитеты “святой” и “верный”? Словарная работа (толковый словарь С.И.Ожегова) (Приложение 3).
III. Основная часть урока.
1. Повторение изученного материала.
Вопросы повторения (фронтальный опрос) (Приложение 3).
2. Изучение нового материала.
Преподаватель истории.
План урока (записать):
1. Начало войны на Кубани
2. Оккупация Краснодарского края
3. Битва за Кавказ. Освобождение Кубани
4. Герои и матери героев
5. Благодарная память потомков.
Ребята, мы с вами изучаем тему “Великая Отечественная война”. На прошлых уроках мы рассмотрели события войны на территории Советского государства. Сегодня мы поговорим о том, какой след оставила та страшная война на нашей малой родине Кубани, в нашем родном селе Белая Глина. Ведь Великая Победа ковалась из множества больших и малых побед.
Нашими учащимися была проведена исследовательская работа. Они посетили краеведческий музей, библиотеку, собрали материалы о военных событиях на Кубани и в нашем селе; подобрали стихотворения кубанских и белоглинских поэтов, в которых отражены эти события. Результатом этой работы является наш сегодняшний урок.
Преподаватель литературы.
Уже на третий день начала войны была создана песня на стихи В. Лебедева-Кумача “Священная война”, которая стала гимном военных лет. Давайте прослушаем её и постараемся ответить на вопрос: Почему песня “Священная война” стала гимном военных лет? (в песне содержится призыв к действию, к защите Родины, к единению народа). Звучит запись песни.
1. Начало войны на Кубани
Преподаватель истории. Рассмотрим первый вопрос плана урока.
Как и весь советский народ, наши земляки – кубанцы с гневом и возмущением восприняли нападение врага. Все, кто мог держать оружие, призывались в армию, вступали в народное ополчение, уходили в партизанские отряды.
В период войны Кубань побывала и глубоким тылом, и прифронтовой полосой, и театром военных действий, и зоной оккупации. О начальном периоде войны расскажет учащийся.
Выступление учащегося.
С первых дней Великой Отечественной войны на Кубани развернулось добровольческое движение. Только за первый месяц в военкоматы было подано 17 тысяч заявлений от людей, которые не подлежали призыву. А за первый год войны, с июля 1941-го года по июль 1942-го на фронты войны ушло более 600 тысяч кубанцев – около 20% населения.
Преподаватель истории . Сейчас мы посмотрим сюжет о том, каким было начало войны для жителей с. Белая Глина (просмотр видео).
Преподаватель литературы.
В те страшные дни мобилизации в селах и станицах Кубани можно было видеть длинные ряды отправляющихся на войну мужчин. Этому событию посвящено стихотворение Кронида Обойщикова “ По длинной улице села…” (Приложение 2)
Давайте прослушаем его и ответим на вопрос: Какими чувствами проникнуто стихотворение? ( чувство печали, горя, неизвестности)
Кронид Александрович Обойщиков – поэт- фронтовик, родился в 1920 году в Ростовской области. В качестве штурмана авиации участвовал в боях на Юго-Западном и Северном фронтах. Его перу принадлежит более 20 поэтических сборников. Последний сборник “Салют Победы” посвящён 60-летию победы в ВОВ.(запись в тетрадь).
Учащийся продолжает рассказ.
С первых дней войны на Кубани была сформирована 50-я отдельная кавалерийская дивизия, которая в составе корпуса генерала Доватора прославилась в битве под Москвой в ноябре-декабре 1941года.
Осенью 1941 года в кубанских селах и станицах стали формироваться добровольческие кавалерийские сотни. От Белоглинского района добровольцами ушли 97 человек. Во главе сотни стоял комaндир Костенко Петр. В 1942 году эта сотня вошла в 4-й кубанский казачий кавалерийский корпус, сформированный из числа добровольцев непризывного возраста (демонстрация плакатов).
Записать: 4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус – гордость земли кубанской и образец казачьей славы. Он награжден 26-ю орденами.
2. Кубань в период оккупации
Преподаватель истории
Ребята, мы с вами говорили о том, каким тяжелым было начало войны для Советского государства. Враг напал внезапно, имея опыт военных захватов.
Красная армия не закончила перевооружение, была ослаблена репрессиями комaндного состава перед ВОВ.
К осени 1942г. германская армия заняла значительную часть территории СССР, на которой проживало около 80 млн. человек. Захватил враг и нашу Кубанскую землю.
Захватывая Кубань, фашисты приступили к реализации генерального плана “ОСТ”, в котором воплотилась политика геноцида нацистской Германии. Согласно этому плану немцы собирались реализовать свою главную идею – создание “жизненного прострaнcтва” на Востоке,а для этого надо было истребить 30 млн. русских, оставшихся превратить в послушных рабов. О страшном времени оккупации расскажет учащийся.
Выступление учащегося
В ходе упopных боев гитлеровцам удалось к началу сентября 1942 г. занять почти всю территорию Краснодарского края. В августе 1942 года был захвачен Краснодар.
Преподаватель литературы
Нелегко фашистам далась победа над Краснодаром. На защиту родного города встали все, даже дети. Послушаем стихотворение Виталия Бакалдина “Краснодарская быль”, которая посвящено тем страшным дням. (Приложение 2)
Ребята, как вы понимаете последние строки стихотворения: “Памятник поставит исполину – мальчику с винтовкою в руках”? Кого называют исполином? (Исполин – богатырь, великан).
Сообщение учащегося: Устанавливая так называемый “новый порядок”, оккупанты полагали, что им удастся без особого труда колонизировать богатую природными ресурсами Кубань. Фашистские стратеги рассчитывали на поддержку со стороны казачества, на раздоры и взаимную вражду кавказских народов. Они вынашивали планы создания казачьих частей с помощью своей армии. С этой целью немцы привезли с собой бывших казачьих атаманов, генералов Краснова и Шкуро. Генерал Шкуро являлся в кубанские станицы со знаменем черного цвета, на котором была изображена волчья голова.
Надежды фашистов на создание антибольшевистской армии не были осуществлены. За 6 месяцев оккупации Кубани было сформировано всего лишь несколько казачьих отрядов численностью 800 человек.
Сразу же после оккупации немцы объявили кубанскую землю собственностью германского государства. Край разделили на 10 областей, возглавляемых с/х комендантами. Фашистская пропаганда пыталась представить оккупационный режим как власть “освободителей” и “благодетелей”. Листовки, газеты, кинофильмы, радиопередачи - все было пущено в ход для того, чтобы “умиротворить” казаков.
В газете “Кубань” печатались материалы о внимании немцев к нуждам граждан. Например, в заметке “Подарок германского комaндования” сообщалось: “К рождественским праздникам комaндование германской армии подарило работающему населению Краснодара 1200 кг. соли”.
Но той лояльности к оккупантам, на которую они рассчитывали, немцы на Кубани не дождались. Сопротивление захватчикам нарастало. Чтобы сломить волю к сопротивлению, запугать население, фашисты вернулись к проверенным методам - истрeблению населения. Немецкие солдаты вспомнили инструкцию гитлеровского комaндования, написанную специально для воюющих на восточном фронте. В ней говорилось: “ Уничтожать в себе жалость и сострадание - убивай всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, дeвoчка или мальчик – убивай, этим ты обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века”.
В Краснодаре фашисты впервые применили душегубки. Запертые в машине люди задыхались, трупы закапывали в противотанковом рву в районе завода измерительных приборов. Всего за время оккупации на территории Краснодарского края гитлеровцы уничтожили более 61 тыс. человек.
Зверскую расправу учинили фашисты 13 ноября 1942 года над мирными жителями пос. Михизеева Поляна. Они выгнали из поселка всех граждан с детьми и расстреляли их из пулеметов и автоматов. Раненых пристреливали из пистолетов, докалывали штыками. Всего было убито 207 чел., из них 72 женщины и 105 детей. Рабочий поселок был полностью сожжен. В память о расстрелянных жителях Михизеевой Поляны администрация края создала музей скорби жертвам фашизма – Кубанская Хатынь.
Преподаватель литературы: Послушайте стихотворение Т.Зориной “Кубанская Хатынь” (Приложение 2) и скажите, какие мотивы здесь преобладают. (Мотивы скорби и жизнеутверждения) Выразительное чтение стихотворения учащимся:
Продолжает учащийся: Трудно назвать город, хутор, станицу, где бы изверги не оставили своего кровавого следа. За малейшее подозрение в связях с партизанами расстреливали целые семьи, а их дома сжигали. Так были убиты родные и близкие партизан Новороссийского куста К.У. Воробьева, С.Н. Гончарова, В.И. Тосенко и многих других. Больную, с парализованными ногами дочь Г.Ф. Лысенко Ольгу на казнь принесли на носилках.
Преподаватель истории: 1 августа 1942 года фашисты оккупировали Белую Глину. Посмотрите сюжет об оккупации нашего села. (просмотр сюжета).
Преподаватель литературы: Трудно было сломить фашистам волю народа, ведь кубанцы защищали свое Отечество, сражаясь за каждый метр родной земли. Давайте прослушаем стихотворение Ивана Вараввы “Поле боя” (Приложение 2) и постараемся найти слова, в которых заключена главная мысль.
Автор данного стихотворения Иван Федорович Варавва (1924-2005г.) - участник ВОВ, ушел на фронт 17-летним парнишкой. Участвовал в Битве за Кавказ, прорыве “Гoлyбой линии”, в боях за освобождение Украины, Белоруссии, Польши. Свой первый автограф Варавва оставил на стене рейхстага. Заслуженный работник Кубани и члeн Союза писателей СССР и РФ (записать в тетрадь).
Давайте запишем несколько предложений по этому вопросу.
3. Битва за Кавказ. Освобождение Кубани.
Преподаватель истории: Перейдем к рассмотрению следующего вопроса. В истории Великой Отечественной войны произошли десятки важных сражений, в том числе Битва за Кавказ. Об этом расскажет учащийся.
Сообщение учащегося: Основной замысел по овладением Кавказом был изложен в директиве гитлеровского комaндования под условным названием “Эдельвейс”. Враг хотел разгромить и уничтожить советские войска в районе Ростова-на-Дону, захватить Кавказ и Закавказье, установить связь с турецкой армией, создать предпосылки для вторжения на Ближний и Средний Восток.
Битва за Кавказ состояла из 2-х этапов: освободительного (25июля - 31декабря 1942г.) и наступательного (1января - 9октября1943г.)
Разгром гитлеровцев под Сталинградом создал условия для освобождения Северного Кавказа. Кровопролитные бои разгорелись на 110 км. “Гoлyбой линии”- мощном траншейном оборонительном рубеже. В результате немцы были отброшены.
Весной 1943г. в небе Кубани происходила одна из самых крупных воздушных битв, в которой участвовало более 2000 самолетов, 52 советских летчика были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них А.И. Покрышкин, в прошлом воспитанник Краснодарского аэроклуба. В небе Кубани он сбил 20 самолетов врага. Появление Покрышкина, наводившее ужас на гитлеровских летчиков, всегда сопровождалось криком наблюдателей в эфире: “Внимание, внимание! Ас Покрышкин в воздухе!” (демонстрация фото). В воздушных боях на Кубани прославился женский авиаполк легких бомбардировщиков “ночные ведьмы” под комaндованием Евдокии Бершанской (показ фото).
Подвигу этих бесстрашных и мужественных дeвyшек посвящено стихотворение В. Сааковой “Их помнит небо” (Приложение 2) (чтение наизусть учащимся).
Продолжения сообщения учащегося: В битве за Кавказ особую роль сыграли события на Малой Земле г. Новороссийска. С сентября 1942 г. по сентябрь 1943 г. Новороссийск был ареной жесточайших сражений. В феврале 1943 г. южнее Новороссийска был высажен десант под комaндованием Цезаря Kyникова. 225 дней моряки удерживали отвоёванный у врага плацдарм площадью 30 кв. км. На каждого участника обороны пришлось 1250 кг. вражеского металла. Но герои выстояли. 21 воин – малоземелец удостоен звания Героя Советского Союза, более 6 тыс. – награждены орденами и медалями.16 сентября 1943 г. был освобожден г. Новороссийск. Через 30 лет память героев битвы за город была увековечена “Золотой Звездой”, Новороссийску присвоено звание город – герой.
Великий подвиг милосердия совершили медицинские работники г. Сочи, который в годы войны стал городом – госпиталем. Самоотверженному труду сочинских медиков посвящен памятник “Подвиг во имя жизни”.
Во время наступательного этапа битвы за Кавказ 44-й армией под комaндованием генерал – майора Хоменко В.А и генерал – майора Печерицы П.Л. было освобождено с. Белая Глина. Это произошло 25 января 1943 г. Белоглинский район – первый районный центр Кубани, освобожденный от фашистов.
4. 12 февраля была освобождена столица Кубани - г. Краснодар.
Преподаватель литературы: Давайте прослушаем стихотворение В. Архипова “Весна освобождения в Краснодаре”, (Приложение 2) постараемся раскрыть смысл названия (выразительное чтение учащимся).
(Весна символизирует возрождение, начало новой послевоенной жизни)
Преподаватель истории дает краткие сведения под запись.
Преподаватель литературы: Весь народ поднялся на защиту Родины, никто не остался безучастным в судьбе страны и народа. Но были люди, подвиг которых останется в веках. (Приложение 2)
Это стихотворение посвящено братьям-партизанам Евгению и Гению Игнатовым, которые удостоены звания Героя Советского Союза поcмepтно.
Сообщение учащегося о героях, прославившихся в битве за Кавказ.
Преподаватель литературы: Без подвига матерей не было бы подвига сыновей. Сколько любви, нежности, добра вложили матери в своих детей. Как тяжело и страшно было провожать их на фронт, но они мужественно держались, подбадривали сыновей и с надеждой крестили их в дорогу.
О кубанских матерях, потерявших на войне сыновей, нам расскажет учащихся.
Сообщение учащегося: Тяжелое горе выпало на долю многих кубанских семей. Вот только некоторые примеры. В боях за Родину пали cмepтью храбрых 5 братьев Грузинских из Новороссийска. 6 сыновей не вернулись с войны у Е.Р. Горбуновой из Сочи. Такая же тяжелая участь выпала и на долю Н.М.Собакарь из Кореновского района, таманской колхозницы А.А Пелипенко, М.Мезужок из Адыгeи. Не вернулись к родному очагу 6 сыновей из семьи Аpaкелян Лазаревского р-на.
Велик подвиг Епистинии Федоровны Степановой из г. Тимашевска, которая положила на алтарь Отечества самое дорогое, что у нее было, - жизни своих сыновей. На фронтах, в партизанских отрядах, фашистских лагерях погибли сыновья Николай, Василий, Филипп, Федор, Иван, Илья, Павел и Александр. Последнему за подвиг на Днепре в 1943 г. было присвоено звание Героя Советского Союза поcмepтно. До последнего часа ждала мать своих сыновей, верила в чудо.7 февраля 1969г. сердце её перестало биться на 95 году жизни. Солдатскую мать похоронили в ст. Днепровской Тимашевского р-на с воинскими почестями, под салют автоматов и мелодию Государственного гимна.
В 1975г. в г. Тимашевске был открыт музей семьи Степановых. Позднее в мемориальном сквере г. Тимашевска был возведен памятник Е.Ф Степановой - матери – героине сынов – героев.
Этому знаменательному событию посвящено стихотворение Кронида Обойщикова “Сквер в Тимашевске”. (Приложение 2)
5. Благодарная память потомков!
Преподаватель истории: Дорогой ценой досталась советскому народу победа над фашизмом. СССР потерял 27 млн. человек. Кубань положила на алтарь Победы жизни почти 500 тыс. сыновей и дочерей. До войны в с. Белая Глина проживало около 20 тыс. человек, на войне погибло почти 8 тыс. Эти люди погибли, чтобы мы могли жить. И наша благодарность может выразиться лишь в одном – в памяти.
Преподаватель литературы: Огромное мужество понадобилось воинам для победы в этой страшной войне. Давайте послушаем стихотворение белоглинского поэта Виталия Лукшина “Не ради славы незабвенной…” (Приложение 2)
Ребята, давайте послушаем сообщение учащегося о поэтах - белоглинцах, в творчестве которых тема ВОВ занимает одно из ведущих мест, сделаем краткие записи.
Сообщение учащегося: Виталий Лукшин - самый молодой из наших поэтов. Первый свой сборник “К Отчизне - вечная любовь” посвятил 60-летию ВОВ.
Семен Никифорович Никитин родился в Орловской области в 1938г. Но большую часть жизни провел в с. Белая Глина. Долгие годы работал в газете “Путь Октября”. Его перу принадлежат сборники “Сила жизни”, “Две матери”, “Философия бытия” и др.
Зинаида Федоровна Перкова – дочь погибшего в 1943г. фронтовика. Пишет стихи на различные темы, но тема войны занимает в её творчестве особое место.
Преподаватель истории: В память о погибших в годы ВОВ белоглинцах в центре села построен Мемориальный комплекс. Вечный огонь символизирует вечную память потомков. Многие белоглинцы могут прочитать на мраморных плитах фамилии своих родных. В Белоглинском р-не много памятников воинам - освободителям, но есть у нас особый памятник, который никого не оставляет равнодушным.
“Земля дышала здесь после расстрелов” - вспоминают очевидцы. 25 захоронений, более 3800 невинно убиенных. Именно сюда, на 4км. трассы Белая Глина – Новопавловка, фашисты вывозили белоглинцев на расстрел.
К 60-летию Великой победы был воздвигнут новый памятник. Автором новой скульптурной композиции стал ростовский скульптор В.Басаковсий. Он назвал композицию “Крик”, сказав, что идея памятника и его название вышли отсюда, из-под земли. “Перед началом работы я стоял в этом месте и словно слышал крик, какой-то подземный гул…”
Ребята нашего училища активно учувствуют во всех мероприятиях, посвященных памяти воинов-освободителей. Каждый год они встречаются с ветеранами ВОВ, отдают дань памяти с зажженными свечами у мемориала, участвуют в мотопробеге в честь праздника Победы.
Давайте посмотрим сюжет о празднование 65-летия Великой Победы в нашем селе.
IV.Закрепление изученного материала.
Ребята, сейчас мы проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Вы разделились на две группы: историков и литераторов, должны самостоятельно подготовить по 3 вопроса. Историки - по историческому материалу, литераторы – по материалу литературы. На подготовку вопросов 5минут.
Предполагаемые вопросы по литературе: (Приложение 3)
V. Подведение итогов урока.
Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели события ВОВ на территории нашей малой Родины – Кубани и Белой Глины: начало войны, годы оккупации, освобождения от фашистских захватчиков. Поговорили о героях – кубанцах и их матерях; узнали, как благодарные потомки чтят память своих героев. Мы обратились к литературе кубанских авторов, в которой нашли отражение события тех огненных лет.
Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока (высказывания учащихся). Учитель делает заключение .
VI. Выставление поурочного балла
VII. Домашнее задание. Написать сочинение - рассуждение по теме “Зачем мне помнить о войне?”.
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
18 03 2024 12:54:35
Цель урока: сформировать представление учащихся о предпринимательской деятельности, ее функциях, роли в развитии экономики страны....
17 03 2024 23:10:26
Урок способствует формированию у учащихся представлений о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века, о сложном внутриполитическом положении России в данный период, а также развитию креативных способностей учащихся....
16 03 2024 12:37:57
Спopна и интересна история казачества его роль в истории России. А если в каждом классе данный субэтнос представлен довольно многочисленно, учитель обязан обратиться к вопросам рождения Войска донского, волжского воровского казачества и волжского государева казачьего войска. Тема благодатная и для активизации родительского социума. ...
15 03 2024 1:29:46
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
14 03 2024 19:34:29
Урок личностно-ориентированный с дифференцированным подходом к обучению детей, с большой долей самостоятельной работы учеников. Он помогает дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации; развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся....
13 03 2024 18:56:49
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
12 03 2024 13:12:40
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
11 03 2024 20:14:29
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....
10 03 2024 17:30:54
Разработка сценария торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда....
09 03 2024 18:34:16
Итоговый урок по теме "Русь изначальная" позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся о происхождении, расселении восточных славян, их занятиях, верованиях, образе жизни. Для осознания усвоенного материала используется компьютер....
08 03 2024 9:11:52
На уроке происходит формирование у учащихся представления об общественных организациях в период царствования Александра I; формирование понятий у учащихся: декабристы, тайное общество; знакомство с историческими личностями; уяснения учащимися исторического значения тайных обществ в России в начале XIX века....
07 03 2024 19:39:12
Занятие рассказывает об истории зарождения родного поселения, о славных трудовых традициях земляков, живших несколько сот лет назад. Предназначено для обучающихся 7-го класса, развивает интерес к родному краю и его истории. Занятие сопровождается наглядной презентацией, рассказом учителя....
06 03 2024 23:28:16
Изучение темы "Тоталитаризм. Сталинские репрессии" представляет определенные трудности для старшеклассников. Один из самых трагических периодов отечественной истории вызывает у них много вопросов: каковы причины этого явления, последствия, судьбы людей, попавших под колесо репрессивной машины. Урок посвящен истории Вятлага, одного из сталинских лагерей, расположенных в Кировской области в 1930–1950 годы. Краеведческий материал может помочь учащимся более глубоко осмыслить исторический материал. ...
05 03 2024 5:21:12
Представленный материал представлен в виде путевого очерка. Автор предлагает обратить свой взор к историческим истокам родного города, бережно передаваемых от поколения к поколению. Ведь они богаты и многогранны. Рассматриваются разделы «Происхождение названия города», «Древние жители Приокской долины», «Легенды и предания», «Исторические источники», «Ямщик, лошадь и верстовой столб»....
04 03 2024 19:22:59
На уроке рассматривается городская жизнь в Европе Средних веков, причины возникновения городов, их влияние на развитие цивилизации. ...
03 03 2024 8:28:11
Цель урока: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной....
02 03 2024 8:23:29
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
01 03 2024 13:16:20
Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....
29 02 2024 3:38:59
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
28 02 2024 21:15:57
Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....
27 02 2024 19:47:29
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
26 02 2024 1:26:24
Материал урока знакомит с ходом Отечественной войны 1812 года и героизмом российского народа. Воспитать чувство гордости и любви к Родине....
25 02 2024 8:59:17
Цели урока: формирование ключевых компетенций на уроке; ознакомление обучающихся с причинами и хаpaктером феодальных войн, с организацией феодального войска (его вооружением и тактикой); хаpaктеристика основных этапов Столетней войны; героическая роль Жанны Д'Арк в освобождении Франции....
24 02 2024 17:26:24
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
23 02 2024 20:40:21
Предлагается разработка урока по истории в 5-м классе с использованием технологии критического мышления, метода «Шесть шляп мышления». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений. Он позволяет избежать назиданий со стороны взрослого, дает возможность самим школьникам рассмотреть ситуацию с разных сторон и сделать самостоятельные выводы, мысля при этом и творчески, и критически....
22 02 2024 21:36:27
Интеpaктивное занятие развивает критическое мышление и формирует активную гражданскую позицию личности. Учащиеся, проанализировав различные точки зрения на современные СМИ, должны осознать роль массовой культуры и СМИ в формировании личности, научится формулировать и аргументированно отстаивать свое мнение в ходе дискуссии....
21 02 2024 6:39:20
Литературно-историческая композиция ‒ общешкольное мероприятие. В его подготовке и проведении принимают участие школьники средних и старших классов. Готовятся иллюстративные материалы ("зрительный ряд"), которые включают плакаты военных лет, выставку книг и детских работ, посвященные Московской битве. Ребята, которые не выступают на сцене, готовят иллюстративные материалы, монтируют видеофрагменты, подбирают музыкальное сопровождение....
20 02 2024 18:44:53
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
19 02 2024 4:53:56
Урок-консультация позволит решить сразу несколько важных задач: отработка умений классифицировать, работа с текстом, схемой, составление плана и т.п....
18 02 2024 1:40:49
Урок позволяет сформировать у школьников представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века, показать достижения русского искусства и художественную ценность новых направлений в искусстве. ...
17 02 2024 7:53:12
Методическая цель урока: создание условий для личностного осмысления учебной информации о русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Задачи: выявить причины, ход, итоги войны; развить умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать материал; воспитать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма....
16 02 2024 16:36:33
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX в. сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса. На уроке используются различные формы, методы и приемы работы с учащимися, современные педагогические технологии....
15 02 2024 17:45:21
Урок истории по программе для общеобразовательных школ к учебнику "История древнего мира" для 5-го класса (авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая) издательства "Просвещение", 2003 год. Изложение нового материала – основная часть этого урока. Приёмы и методы, используемые на уроке: рассказ, беседа, творческие задания, работа по настенной карте и атласу, виртуальная экскурсия, применение ПК, мультимедиапроектора....
14 02 2024 10:57:26
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории позволяет не только поставить вопросы и обозначить проблемы, но и подкрепить свой индивидуальный подход к их решению убедительной аргументацией, реализовать свои творческие замыслы через синквейны и даже рисунки, которые не имеют ничего общего с данной технологией....
13 02 2024 23:27:38
Я считаю, что разработанный мною проект целесообразно использовать учителям истории, работающим в 5-х классах. ...
12 02 2024 1:20:51
Интегрированный урок обществознания, географии, информатики в 11-м классе. Целью данного урока является хаpaктеристика мировых и национальных религий. На уроке учащиеся расширят и углубят знания, полученные ранее, смогут высказать своё отношение к тому, какую роль религия играет в современном обществе. ...
11 02 2024 17:29:41
Игра на уроке - это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Школьники моделируют историческую реальность через "вживание" в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретенные ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными. ...
10 02 2024 3:54:42
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи. ...
09 02 2024 17:44:11
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
08 02 2024 3:18:19
Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры "Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д. ...
07 02 2024 2:11:32
В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....
06 02 2024 21:41:56
Урок посвящен одной из выдающихся личностей истории России – Петру Великому. При подготовке к уроку учащимся дается опережающее задание: подготовить сочинение-размышление на тему: "Мне нравится Петр I", "Мне не нравится Петр I", а также познакомиться с дополнительной информацией по изучаемым вопросам темы. ...
05 02 2024 7:24:49
Цели урока: используя знания учащихся, продолжить работу над формированием понятий: гражданин, гражданство, патриотизм. Ознакомиться с правами и обязанностями граждан России. Проследить взаимосвязь понятий "гражданин" и "государство"....
04 02 2024 20:13:27
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
03 02 2024 10:20:18
Проектная деятельность в школе вызвана пpaктической потребностью общества в личности, обладающей логическим мышлением. Эта потребность связана с общей тенденцией к свободному обществу, в котором адаптируется свободная, творческая личность. Очевидно, что адаптация личности в этом обществе подразумевает социальное творчество, основанное на реконструировании старых и конструировании новых ценностей, что невозможно без проектной деятельности....
02 02 2024 4:42:22
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
01 02 2024 5:50:42
Урок "Культура древнегреческого полиса" предназначен для учащихся 10-го класса в курсе "Всеобщая история". Данный урок замыкает блок, посвященный античной цивилизации Греции периода Рассвета. Познавательная, дидактическая, аксиологическая цели урока соответствуют требованиям ФОС. Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривает подготовку к ЕГЭ к форме тестов. В ходе урока варьируются виды самостоятельной работы учащихся с учебником. Домашнее задание предусматривает задание по выбору. ...
31 01 2024 5:23:18
Работа посвящена систематизации пройденного материала по теме "История объединения Руси"....
30 01 2024 15:31:29
В процессе изучения нового материала, обсуждения итогов Второй мировой войны, событий послевоенного периода сформировать представление у учащихся о "холодной войне". Подчеркнуть причинно-следственную связь между итогами Второй мировой войны и последующими событиями "холодной войны"....
29 01 2024 7:34:50
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::