Потенциал школьного исторического музея «Моя семья в истории страны. Век ХХ» в преподавании истории
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. (http://standart.edu.ru/)
Помощником в реализации поставленной цели может быть музей, созданный в образовательном учреждении.
История создания музея.
Материалы для нашего музея начали собирать еще в 1997-1998 учебном году после проведения среди старшеклассников итоговых уроков по истории на темы “Защита ХХ века” и “Мне рассказали о войне” (Приложение 1). Из собранных материалов, документов и работ учащихся оформлялись тематические стенды и выставки в кабинете истории.
А стихи, написанные выпускницей 1998 года, заставили всерьез задуматься о создании школьного музея памяти двадцатого века.
Двадцатый, скоро ты уйдешь.
Что ты нам дал? Что ты возьмешь?
Известно всем, не только нам,
Что ты нам дал войну, и сам
Веков всех прогрессивней был,
Зато народ ты погубил.Внук, ты в наследство получи
Больных с Чернобыля детей
И черствых, словно кирпичи,
В Думу пробравшихся мужей.
Набор болезней всяких вот.
Возьми еще Чечню в придачу,
Возьми Афгана горький опыт,
Возьми экологов задачу…
Ну, что же ты сейчас стоишь?
Не хочешь брать дедов наследство?
Ты знаешь, зла не запретишь,
Так что прости, куда же деться?
Твой век стоит перед тобой –
Желай ему всего, он твой!Что пожелать тебе, мой век?
Чтоб жил без войн человек.
Чтоб не было обид и зла.
Чтобы хватало всем тепла.
Чтоб ты чему-то научил
Всех тех, кто власть заполучил:
“Нельзя играть жизнью людей!
Нельзя убить, сказав: "Убей!"”
Не повтори ошибок тех,
За что страдали в этот век!А ведь решать совсем не веку
Как жить и жить ли человеку.
Все дело в том, что люди сами
Творят беду из века в век.
И горю, длится что веками,
Одно есть имя – Человек!Двадцатый, скоро ты уйдешь…
Ты что-то дал, что-то возьмешь…
Для того чтобы познакомить учеников других классов с проделанной работой, в 2000 году была создана первая лекторская группа. Результаты поисковой работы, освоение различных форм и приемов поисковой и музейной работы, накопление большого фактического и информационного материала позволили создать музей.
В 2004 году для музея был выделен отдельный кабинет. Силами учеников 6-11-х классов было отремонтировано и оформлено помещение. Большим праздником стало открытие музея в канун празднования 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Основная идея музея – историю страны пишет каждая семья!
Концепция музея.
Тематика музея, выраженная в словах “Познать историю страны через историю семьи”, определяет основные направления воспитательной работы:
- формирование у школьников гражданско-патриотических качеств (воспитание историей, воспитание через историю, когда сами факты воспитывают);
- расширение кругозора школьников средствами дополнительного образования (музейная тематика направлена на повышение общей успеваемости учащихся);
- изучение истории своей семьи и своей страны;
- овладение навыками музейной и экскурсионной деятельности;
- развитие творческих способностей учащихся и навыков межличностного общения при музейной работе;
- вовлечение учащихся в общественную жизнь школы.
Музей воспитывает учеников, приобщает их к истории и традициям народа.
Наша жизнь.
Наш музей – живой организм. С его помощью происходит “погружение” в историческое прошлое.
Сегодня музей – центр образования и воспитания школьников. На базе музея или с использованием экспонатов музея проводятся уроки и воспитательные мероприятия по истории, обществознанию, литературе. Старшеклассники участвуют в проектно-исследовательской работе. Актив музея выступает организатором праздников, конкурсов, посвященных “красным” датам календаря и событиям из истории нашей страны.
Об обычных и необычных уроках.
Нестандартные уроки по предметам проводятся в музее или с использованием экспонатов музея. Они эффективнее реализуют задачи обучения, развития и воспитания учащихся.
Уроки с измененными способами организации:
- урок-лекция,
- защита знаний,
- защита идей,
- урок-встреча.
Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ:
- урок-экскурсия,
- заочная экскурсия,
- путешествие в прошлое (будущее),
- телеурок без телевидения,
- путешествие по стране.
Уроки с игровой состязательной основой:
- урок-викторина.
Уроки, предусматривающие трaнcформацию стандартных способов организации:
- урок-семинар,
- ученическая конференция.
О проектной работе.
На уроках и во внеурочное время ученики школы участвуют в проектной деятельности по предложенным темам.
Данная форма работы позволяет применять разнообразные педагогические технологии, такие как личностно-ориентированное развивающее обучение, обучение в сотрудничестве (КТД, комaндная, групповая работа), дифференцированное обучение.
Стало традицией участие в одном проекте учеников из разных классов. Например, разновозрастная группа школьников 8-11-х классов выполняет проект. Определившись с целью, гипотезой, планом и методами работы, происходит распределение ролей в зависимости от возраста, способностей и интересов. Собранный материал обобщается, систематизируется и представляется с учетом возраста, индивидуальных способностей, умений и навыков каждого участника проекта. Результат – постер, фильм, слайдовая презентация, макет или музыкальная композиция. После представления продукта обязательно проводится обсуждение того, чего и как добились (!).
Заинтересованные школьники участвуют в акциях, конкурсах различного уровня, используя материалы школьного исторического музея, обобщая и систематизируя полученные данные.
Результат.
Участие школьников в работе музея “Моя семья в истории страны. Век ХХ” позволяет им изучать историю государства не только по учебникам, художественным произведениям и фильмам, а непосредственно общаясь с участниками событий, их близкими, используя экспонаты и исторические источники.
Музейные уроки, внеклассные мероприятия к “красным датам” календаря и Дням воинской Славы России, участие в конкурсах и социальных проектах повышают учебную мотивацию и познавательную активность учащихся на уроках и во внеклассных мероприятиях, раскрепощают и способствуют самовыражению каждого ученика, развивают творческие способности и интерес к изучению истории.
Итог.
Изменившиеся условия жизни требуют от учителя сегодня новых подходов к организации, обоснованию и обеспечению учебно-воспитательного процесса. Используя потенциал школьного музея можно проводить нетрадиционные уроки, дополнительные занятия и добиваться значительных результатов в учении и воспитании.
Одной из самых любимых игр у девятиклассников является игра «Колесо истории». За две недели создается творческая мастерская (изучение рекомендованной литературы, создание стилизованных костюмов, изготовление игрового баpaбана с каретами). Правила игры просты: за каждый правильный ответ комaнда получит 100 верст. Кроме этого, можно получить 100 верст, если цвет кареты на игровом баpaбане совпадет с цветом поля. Так же будет проходить конкурс зрителей, среди которых определят победителя....
27 01 2023 13:28:58
Материалы могут быть использованы не только на уроке истории, но и на внеклассном мероприятии. Занятие проводится в форме коллективного исследования, где учащиеся, жители Архангельской области, находят с помощью различных источников доказательства определяющей роли города Архангельска в создании регулярного военного морского флота в России при Петре I....
26 01 2023 9:41:44
Урок формирует у обучающихся исторические знания о Петровской эпохе в Северной войне, формирует информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивает навыки работы с художественным текстом, воспитывает гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к истории России XVII–XVIII вв., гордость за героические свершения предков, любовь к художественному слову....
25 01 2023 16:18:59
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
24 01 2023 13:14:10
Цели урока: изучение политического режима в СССР в 60–80-х гг.; формирование умения работать с историческими источниками, сравнивать политические режимы, давать собственную оценку исторических событий; формирование интереса к истории своей Родины....
23 01 2023 21:34:56
Обобщающий урок в цикле «История Средних веков» проводится в форме викторины «Своя игра». Все вопросы и задания представлены в форме презентации и могут быть использованы любым педагогом....
22 01 2023 5:52:56
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
21 01 2023 0:51:29
Урок обществознания построен в виде пpaктической работы с подобранными учителем Интернет-ресурсами. Учит самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме, развивает умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и Интернет-ресурсами....
20 01 2023 18:21:38
В основе педагогической деятельности лежат три основополагающие педагогические технологии, которые позволяют реализовать цели компетентностного подхода в обучении. Это личностно-ориентированная технология, активное и проблемное обучение. Цель: использование комбинированных технологий в зависимости от типа и целей урока. Это важно для будущего профессионального образования и самообразования, для достойной жизни в обществе.
...
19 01 2023 5:24:20
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
18 01 2023 17:31:24
Задержка психического развития проявляется в медленном темпе усвоения учебного материала ребенком, сниженной его способности к волевым усилиям, неумении самостоятельно организовать деятельность, что сказывается на обучении. Вместе с тем, ребенок может удовлетворительно усваивать общеобразовательную программу. Динамика развития детей с ЗПР возможна, если обучение ведется с учетом сложности развития личности этой категории детей....
17 01 2023 15:12:42
Историческая игра рассчитана на учащихся 9‒11-х классов. Активизирует знания истории России ХХ века, может быть проведена на предметной декаде, уроках истории. Игра состоит из 5-и этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
16 01 2023 10:14:23
На уроке использованы методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Показать наличие в послевоенном СССР двух альтернатив общественно-политического развития: демократической и тоталитарной, определить причины возрождения первой и победы второй; раскрыть причины и хаpaктер изменений в структурах власти после окончания войны, нового витка репрессий....
15 01 2023 6:47:32
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
14 01 2023 3:22:55
В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из пpaктики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах.
...
13 01 2023 3:31:37
Цель урока – систематизировать знания учащихся по истории и культуре стран Древнего Востока, повысить интерес школьников к предмету. Путешествие в таинственный и загадочный мир древних цивилизаций проходит по станциям, на которых комaнды получают золотые и серебряные ключи от спрятанных "кладов" с сокровищами. ...
12 01 2023 3:22:11
Урок обществознания с электронным модулем из коллекции ФИПИЦОР «Избирательное право». Урок построен на самостоятельной работе учащихся с источниками, решении ситуационных задач, по ходу урока учащиеся заполняют рабочие листы, работают в группе....
11 01 2023 12:12:24
Проведение урока-лекции по данной теме позволяет обратить внимание учащихся на новые аспекты становления и развития демократического общества, ещё раз показать влияние сильной личности на ход политических и экономических процессов, происходящих в обществе. Урок такого плана дает возможность нестандартно и интересно раскрыть изучаемую тему.
...
10 01 2023 2:19:52
Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности.
...
09 01 2023 0:54:50
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
08 01 2023 18:22:41

Внеклассное мероприятие с привлечением представителей общественности раскрывает учащимся понятие «малая родина», знакомит с историей родного края, формирует чувство патриотизма. Включение исследовательской работы учащихся по изучению родного края расширяет внеклассную работу, а исполнение частушек и гимна Данков развивает чувство гордости за уголок края, где ты родился, вырос и учишься....
07 01 2023 16:54:18
Что такое патриотизм? Какими средствами можно воспитать это чувство в маленьком человеке, чтобы он вырос настоящим гражданином? Патриотизм, прежде всего – это гордость, гордость за свою страну, за свой народ. Благо жителю России, россиянину, есть чем гордиться. Но поистине днем, связанным в нашей истории с общей идеей борьбы за независимость нашей Родины, является 9 мая – День Победы. Мной разработана целая серия вечеров памяти и внеклассных мероприятий, посвященных героическим подвигам простых защитников Родины, под общим названием «Война и судьба человека»....
06 01 2023 20:24:29
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
05 01 2023 0:10:10
Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н.С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....
04 01 2023 21:17:33
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
03 01 2023 8:59:11
За 300 лет своего правления Романовы оставили глубочайший след в истории не только России, но и всего мира. Любопытно, как бы могла развиваться история нашего государства, если бы так, и не суждено было наступить 21 февраля 1613 года, когда боярина Михаила Федоровича Романова, "ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого", избрали на царство Великим земским собором в Москве....
02 01 2023 8:22:39
Цель урока: показать взаимосвязь учебных предметов истории и экономики в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия материала; расширить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную эпоху через ролевую игру и внедряя экономический компонент в данную историческую тему.
...
01 01 2023 0:10:22
Урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению истории Московской Руси. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках – "Создание единого Русского государства", дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока "Государственные реформы середины XVI в. Опричнина".
...
31 12 2022 4:10:54
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
30 12 2022 0:19:45
Цель урока: формирование у учащихся навыков работы с различными источниками информации....
29 12 2022 17:25:37
Представлен урок изучения новой темы с элементами лабораторной работы. В ходе занятия учащиеся анализируют исторические документы, самостоятельно определяя причины неудач первых дней войны, отвечают на сопутствующие вопросы в ходе урока, с помощью электронной методической разработки знакомятся с основными событиями и фактами, предполагается заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Данный урок является попыткой правдиво рассказать о трагических событиях первых дней войны, проанализировать их и дать оценку. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать происходившие события, устанавливать причинно-следственные связи, сопереживать.
...
28 12 2022 21:57:51
Глава «Труд» призвана раскрыть учащимся роль и значение труда в жизни человека, хаpaктеризовать результаты труда, правила его организации, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему....
27 12 2022 14:16:58
Cоставляющая исторического образования сегодня - региональный компонент.
Дисциплина "История региона" введена в учебный план АКВТ как самостоятельная дисциплина и имеет целью пробудить и развить гражданственность.
На занятиях учащиеся выступают с творческими докладами, поднимая проблемы развития края.
На пpaктических занятиях организуются экскурсии в Кремль, на раскопки столицы Золотой Орды.
Студенты привлекаются к научно-исследовательской работе.
Дисциплина предусматривает различные способы и формы изучения студентами истории края....
26 12 2022 5:27:51
Подготовлен урок к встрече Дня Победы, поэтому рекомендуется проводить 6 мая, в день памяти святого Ге opгия. Рассказывает о святом Ге opгии Победоносце и его роли в истории России, о наградах и людях, связанных с ним. Может служить началом беседы с ветераном Великой Отечественной войны, началом краеведческой конференции, посвященной землякам – кавалерам ордена Славы....
25 12 2022 23:44:25
Данный урок входит в состав темы «Европа: от Средневековья к Новому времени». По программе на изучение данной темы отводится 1 час. Данная тема важна для изучения развития капиталистических отношений в раннее Новое время, развития мировой торговли....
24 12 2022 23:25:38
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем.
Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
23 12 2022 8:21:48
В статье представлен урок по теме «Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля». Организуется проектная работа в 3 этапа.
Цель:проследить процесс возрождения казачества в нашей стране и в р.п. Иловля, продолжить формирование умения учащихся работать в группах....
22 12 2022 3:22:21
На уроке изучаются следующие вопросы: три политических лагеря в годы войны; "красный" и "белый" террор; "военный коммунизм"; очаги гражданской войны и иностранной интервенции; причины поражения "белых" и победа "красных". Изучаемый материал способствует формированию ценностных ориентаций у учащихся, таких как человеческая жизнь, патриотизм....
21 12 2022 16:47:54
Один из методов, который развивает ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную — метод учебного проекта (МУП).
Работая над проектом, ученик формулирует проблему, осуществляет планирование своей работы, осуществляет поиск информации, выступает с результатами своей работы, оформляет найденный материал.
...
20 12 2022 17:54:34
Общей целью исторического образования является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности на основе знания прошлого и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современного общества....
19 12 2022 11:31:31
Урок на тему «Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....
18 12 2022 13:58:26
Цель проведения викторины – пропаганда знаний по истории Великой Отечественной войны, привлечение внимания к литературным произведениям военных и послевоенных лет, патриотическое воспитание обучающихся. К участию в викторине можно привлекать обучающихся 8–11-х классов не только своей школы, но и других школ (в рамках сетевого взаимодействия)....
17 12 2022 0:16:46
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
16 12 2022 11:17:47

Урок знакомит учащихся с архитектурными памятниками Древнего Рима и повторяет архитектурные особенности Древней Греции. На уроке ученики смотрят репродукции, сцены из жизни древних греков. Основной метод подачи материала – беседа....
15 12 2022 13:51:20
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования....
14 12 2022 0:49:18
На уроке используются различные виды работы: игра-викторина «Умники и умницы», работа с перфокартой «Русь в датах»; словарная работа; работа с различными источниками; решение тестов; работа со схемой «Система властвования Золотой орды над русскими землями»; дискуссия по историографии о последствиях ига для истории Руси.
...
13 12 2022 20:19:15
Лепка неолитической керамики - пpaктическое занятие по истории первобытного общества в 5-м классе, насыщенное, интересное, увлекательное, познавательное. Все учащиеся класса получают за урок положительные отметки....
12 12 2022 17:19:32
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
11 12 2022 12:50:35
Цель данного урока – показать нравственную природу власти, отметить важность участия каждого субъекта в политической жизни страны. Материал этого учебного занятия дает возможность формировать нравственные убеждения, что, на наш взгляд, очень важно в работе с обучающимися. Психологическими особенностями контингента обусловлен и выбор технологии встречных усилий учителя и ученика.
...
10 12 2022 11:31:34
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
09 12 2022 2:32:55
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::