Эпоха палеолита на территории Красноярского края
Тип урока: урок-пpaктикум
Цель урока: рассмотреть расселение первобытного человека на территории Приенисейского края в эпоху палеолита.
Задачи урока:
- Образовательная: узнать как расселялся первобытный человек на территории Приенисейского края в эпоху палеолита.
- Развивающая: способствовать развитию навыков работы с картой: показывать на карте Красноярского края стоянки первобытных людей;
- Воспитательная: высказывать свое отношение к расселению первобытного человека на территории Приенисейского края.
Средства обучения: карта «Красноярский край», раздаточные материалы по теме, электронная презентация (приложение 1)
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания: Проверить тетради с д/з. 2-3 ученика рассказывают про герб и флаг Красноярского края.
Изучение нового материла.
Работа в группах.
Приенисейская Сибирь охватывает огромную территорию, пpaктически все климатические и природно - географические зоны Евразии. В географическом отношении край является своеобразным рубежом, с одной стороны, между северо-восточной и другими частя ми Азии, с другой между Европейским и Западносибирским азиатски м регионами Евразии и остальной Азии. Все это в конечном итоге обусловило тот факт, что Красноярский край имеет уникальную историю, которая привлекает ученых всего мира.
Когда же первый человек пришел на эту землю, и что заставило его прийти суда? Эти вопросы волнуют не одно поколение исследователей Сибири, и до сих пор на них нет однозначного ответа.
Все же большинство ученых считает, что освоение человеком центральной части Енисейского бассейна происходило в раннем палеолите (древне каменном веке) не позднее 50 тысяч лет назад. Палеолит первый и самый длительный период истории человечества.
«Палеолит» — «древнекаменный век» — ранний период каменного века.
Зарождение современного Homo sapiens произошло в Африке в течение эпохи Палеолита после долгого периода эволюции человека, что подтверждено наукой на основе генетических данных и изучения ископаемых останков. Предки людей, например Homo erectus, использовали простые орудия труда свыше тысячи тысячелетий, но, с течением времени, они становились значительно более сложными. Возникновение языка также произошло где-то в период Палеолита, как и возникновение некоторых обычаев, включая систематическое захоронение мёртвых.
Первые признаки возникновения доисторического искусства также появились в этот период.
В течение Палеолита все люди были охотниками и собирателями, что подразумевало в основном кочевой образ жизни.
Задание: Прочитать материал и заполнить таблицы на основе анализа источников (Приложение 2)
Название эпохи Признаки Стоянки
1гр. Древнейший человек пришел на территорию Сибири около 400тыс. лет назад. К этому времени относятся находки примитивных галечных орудий на местонахождениях Разлив, Разлог и гора Чанинская (Новоселовский район).
Уже около 200-40 тыс. лет назад древний человек стал использовать камни, с которых путем обивки получались острые осколки, из них изготавливали скрeбла и остроконечники.
Для жилья использовали естественные убежища – пещеры (грот Проскурякова на Чулыме, грот Двуглазка в Хакасии). Там, где не было естественных укрытий, строили земляные дома – Кузнецкий Алатау над излучиной р. Белый Июс. Новый этап начался 30-40 тыс. лет назад с появлением человека современного физического типа - неантропа. Останки найдены на стоянке Афонтова гора-11 под Красноярском. Для изготовления орудий стали использовать кость и рог. 16-10 тыс. лет назад изобретается копьеметалка, на территории края выделяются афонтовская и кокоревская культуры; стоянки Афонтовой горы (Красноярск), Таштык 1, Таштык 11, Кокорево 1, Кокорево 11, (Новоселовский район), в районе Дивногорска Лиственка. Люди селились вблизи рек – Стрелка (Красноярск), Усть-Кова (Северное Приангарье), Усть –Мана.
2гр. С отступлением ледников в крае произошли изменения. На местах стоянок (в бассейнах реки Пясины и Хета, Усть-Кова, Чадобец (Сев. Приангарье), Караульная, Еленева, Шалунин бык (окрестности Красноярска). Найденные орудия труда были тщательно обработаны, вплоть до шлифовки рабочего края. При помощи этих орудий рубили дрова, делали лодки – долбленки. В захоронениях обнаружены останки первого домашнего животного - собаки.
3гр. Важнейшим изобретением этой эпохи стало появление глиняной посуды, появляются луки усиленного типа. На смену рубящим и режущим орудиям из сланцев пришли топоры, тесла, треугольные ножи – острия из нефрита, поддающиеся только пилению и шлифованию. На территории Красноярского края известно большое количество памятников этой эпохи: Невонка, Кода, Чадобец, Усть-Кова 11, Бадарма (сев. Приангарье), Боровое, верхний слой пещеры Еленева (окрестности Красноярска) Базаиха.
Работа с контурной картой
Заполнение карты расселения первобытного человека по территории края группами на основе полученной информации.
(Каждая группа заполняет карты на местах по периоду, над которым работала. Заполнение общей карты)
Закрепление нового материала
- Отметьте на карте края флажками стоянки первобытных людей. (используем флажки разного цвета)
- Что нового о расселении первобытного человека на территории края вы узнали?
Поблагодарить за урок, оценки.
Домашняя работа. Конспект.
Цель урока – проанализировать причины, этапы Гражданской войны, действия «белых» и «красных» в период Гражданской войны и сделать вывод, почему в Гражданской войне победили большевики. У учащихся развивается умение работать с фактическим материалом, документами, картой....
03 12 2023 6:36:36
Методика использования урока в образовательном процессе: предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Урок строится на основе электронного учебника "История XX века". М.: Клио Софт. 2001....
02 12 2023 21:44:19
Цели урока: познать хаpaктерные черты богов древних египтян; сформировать представления о богах Египта; воспитать интерес к истории Древнего мира....
01 12 2023 3:25:47

Урок-презентация, показывающий Отечественную войну 1812 года как одно из ярчайших событий в истории России. Ученики знакомятся с легендарными русскими полководцами и военачальниками, лидерами французской армии....
30 11 2023 20:54:24
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
29 11 2023 15:12:18
Урок проводится в 10-м классе в рамках изучения курса «Право». Тип урока: повторительно-обобщающий. Цель: повторить, обобщить, закрепить знания по теме «Гражданское право», научиться пользоваться ими в повседневной жизни. Помимо плана-конспекта урока, в статье есть и самоанализ урока....
28 11 2023 3:53:48
Урок позволяет сформировать у школьников представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века, показать достижения русского искусства и художественную ценность новых направлений в искусстве.
...
27 11 2023 10:56:13
Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре.
...
26 11 2023 5:33:29
Перспективная, стратегическая цель, которую мы ставим и имеем в виду при изучении всех тем по культуре всех периодов, выработать навыки системно-научного подхода к истории культуры России, а также познать основные этапы культурно- исторического развития России. На данном уроке учащиеся должны познать специфические особенности храмового искусства Киевской Руси....
25 11 2023 10:40:57

Цель игры: повторить и обобщить знания учащихся по теме "Политика"; познакомиться с заданиями ГИА по этой теме; развивать навык групповой работы и с заданиями в форме ГИА....
24 11 2023 7:59:41
Цель урока: систематизировать знания обучающихся по теме "Страны Запада в 1945–2011 гг."....
23 11 2023 8:54:42
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
22 11 2023 17:26:51
Автор знакомит учащихся с понятием "право", его значением для общества. Ученики совершенствуют умение рассуждать на тему, формируют мнение о значении государства и права....
21 11 2023 6:29:38
Интеpaктивная лекция – выступление преподавателя перед большой аудиторией с активными формами обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. На основе интеpaктивных форм обучения сочетаются несколько методов обучения для решения проблемы, осмысления темы....
20 11 2023 10:45:50
Цель урока: создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления....
19 11 2023 15:24:39
Урок помогает представить общую картину жизни в России начала XIX века; заинтересовать учащихся, пробудить интерес к изучению истории России и её народа....
18 11 2023 15:42:18
Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....
17 11 2023 15:37:41
Предлагамая разработка бинарного урока «Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы» содержит лекцию и тест, позволяющие организовать закрепление темы. Урок проводится с применением презентации.
...
16 11 2023 3:38:17
Данная методическая разработка полезна прежде всего преподавателям истории и классным руководителям, ставящим перед собой цель патриотического воспитания детей. В основу материала легли художественные произведения, пословицы и поговорки, познавательные задания, посвященные Древней Руси перед нашествием монголо-татар. Сильное воздействие на детей оказывают стихи на сюжеты истории и исторические инсценировки. Знания о Руси IX–XII веков – важнейшем периоде складывания древнерусского государства – необходимы, так как эта эпоха определила дальнейшую судьбу страны и народов, ее населяющих.
...
15 11 2023 16:51:51
Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....
14 11 2023 18:24:34
Урок разработан для 11-го класса и рассчитан на два учебных часа. На уроке использована проектная технология с элементами технологии развития критического мышления. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учеников в группах по поиску информации в Интернете и ее обработке. В процессе занятия ими создается единая презентация по указанной теме. На заключительном этапе урока учащиеся каждая группа отчитывается о проделанной работе.
...
13 11 2023 14:12:57
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
12 11 2023 1:34:31
Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики СССР в 20-х годах прошлого века. НЭП затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить НЭП с современностью....
11 11 2023 1:12:10
Цель урока: подготовка к итоговому зачету по курсу "История Древнего мира"; повторить основные этапы политического, экономического и культурного развития первых государств; систематизировать знания учащихся по курсу; научить отделять главное от второстепенного....
10 11 2023 23:49:31
Конспект интегрированного урока по литературе и истории, рекомендуемый для проведения в 10-м классе. Ученики выступают как активные участники образовательного процесса, получают целостное представление об историческом событии - постройке Покровского храма в Москве.
...
09 11 2023 22:18:43
Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма.
...
08 11 2023 2:51:18
Проверочные материалы по истории могут использоваться на уроках истории в начальной школе.
...
07 11 2023 5:31:26
Урок повторения и обобщения знаний в 11-м классе проводится в форме проблемной игры по наиболее спopным вопросам истории Отечества. Проблемно-познавательные задания активизируют познавательную деятельность учащихся, формируют критическое отношение к событиям прошлого.
...
06 11 2023 22:37:25
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
05 11 2023 16:34:16
Раскрывая проблему предлагаемого урока, следует помнить, что данный урок как по форме, так и по отбору содержания материала имеет свою вариативность. Не следует перегружать урок датами, терминами и т.п., главное - поднять мopaльный дух учеников, развить чувство гордости за свою Родину, пробудить патриотизм....
04 11 2023 3:59:35
Урок обобщает и систематизирует теоретический материал раздела «СССР в 1965–1985 гг., развивает навыки исследовательской работы, воспитывает потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему.
...
03 11 2023 3:20:17
На уроке создается образ эпохи Первобытного мира. Учащиеся учатся находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира; учатся сравнивать, формулировать вопросы, работать с текстом, картой, иллюстрацией....
02 11 2023 9:49:28
Урок обобщения материала по теме "Россия в конце XVII - начале XVIII в. Форма урока - урок-суд, на котором закрепляются знания учащихся по данной теме, развивается познавательная активность как деятельность ученика, направленная на поиск и переработку информации, а также формируются навыки самообразовательной деятельности учащихся.
...
01 11 2023 8:12:49
Занятие построено на основе игры «Наши соседи», являющейся неролевой познавательной игрой. Задания основываются на краеведческом материале. Проведение игры способствует знакомству студентов с историей и культурой хакасского народа....
31 10 2023 13:17:33
Комбинированный урок в игровой форме изучает события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье». Учащиеся овладевают исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, учатся применять знания, высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию. Форма обучения – групповая....
30 10 2023 3:17:39
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
29 10 2023 22:21:29

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
28 10 2023 16:43:49
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
27 10 2023 18:53:16
Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона.
...
26 10 2023 15:44:47
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....
25 10 2023 7:17:27
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
24 10 2023 13:26:18
Автор статьи разработала и провела урок истории в 5-м классе в форме ролевой игры, так как законы Хаммурапи являются наиболее ярким примером писаного права. Придерживаясь гендерного подхода в обучении, она учитывала то, что визуализация и интересное изложение материала, занимательность уроков истории увеличивают к ним интерес подростков, что позволяет им лучше усваивать учебный материал....
23 10 2023 4:14:20
Урок по литературе, истории, МХК и краеведению направлен на формирование чувства патриотизма и гордости за защитников Отечества, на ознакомление с историей самого знаменательного события в истории нашей страны в XX веке, на привитие любви к родному краю, на формирование навыков поисково-исследовательской работы. Урок подготовлен в рамках празднования годовщины Победы....
22 10 2023 6:39:26
Представленный урок позволяет обратить внимание учащихся на анализ деятельности исторической личности с позиции современного гражданина, не только изучить исторический материал, но и попытаться поучиться на нем, найти личностный смысл в истории. Многообразие используемых приемов позволяют учителю построить урок с учетом современных требований к нему.
...
21 10 2023 19:50:57
Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по пpaктическим правовым ситуациям.
...
20 10 2023 11:17:30
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
19 10 2023 16:14:39
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
18 10 2023 11:26:45
На уроке использованы различные виды работы: фронтальная работа, работа в группах, в парах. С целью повышения интереса, в урок включены дополнительные сведения о Семи чудесах света, что способствует расширению кругозора детей, кроссворд, составленный учителем по закреплению пройденного материала....
17 10 2023 11:50:11
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
16 10 2023 4:58:42
Конспект интегрированного урока музыки и истории (2-й класс, II четверть). Урок проходит в школьном музее «Старая русская деревня». На уроке дети знакомятся с историей создания русских народных костюмов. Урок направлен на формирование устойчивого интереса к культуре своего (любого) народа....
15 10 2023 2:59:14
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::