Урок истории "Горожане и их образ жизни"
Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с хаpaктерными чертами средневековых городов, внешним обликом и городскими жителями, организацией управления, обликом средневекового города.
- Развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать активизации творческого потенциала учащихся, умения сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать, строить высказывание
- Воспитывать чувства уважения к культуре других народов.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Учитель использует на уроке компьютерную Презентацию.
Этапы урока:
- Проверка домашнего задания.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление нового знания.
1 этап. Проверка домашнего задания
"Средневековый город" (Слайд 1)
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с возникновением средневековых городов. Сейчас проверим, как вы усвоили материал прошлого урока.
Задания:
1 ученик – рассказ по опopному конспекту (ОК)
«Причины возникновения городов» (Приложение
1);
2 ученик – рассказать с помощью ОК (Приложение
2) и картины о борьбе городов с
сеньорами;
3 ученик – ответить на вопрос задания о
ремесленной мастерской;
4 ученик – объяснить смысл содержание цепочек:
М-П-У (мастер – подмастерье – ученик), Т-Д-Т2 (товар
– деньги – товар2);
5 ученик – задание о ярмарке;
6 ученик – объяснить выражения: «Городской
воздух делает свободным», «Что с воза упало, то
пропало»;
6 учеников – письменные задания.
Учитель: Что такое город?
Ученики предлагают варианты ответов. Учитель, рассматривая все варианты, принимает во внимание "город как огороженное место".
Учитель: Первые города в Европе –
это римские крепости, построенные по всем
правилам военной науки (на экране – слайд 2 "Римская
крепость"). Подобных городов ко времени
правления Карла Великого насчитывалось чуть
более 1,5 десятков (на экране – слайд 3 с
картой "Завоевания Карла Великого"). Прошло
200-300 лет и города в Европе стали расти как на
дрожжах – иногда бывало, что за 10 лет
основывалось по 100-200 городов!
– Что же произошло? Почему Европа в XI-XIII веках
внезапно покрывается густой сетью городов?
Учитель предлагает ученикам рассказать по ОК
«Причины возникновения городов».
Ученик 1 выходит к доске и рассказывает по
схеме.
Учитель предлагает учащимся просмотреть
иллюстративный ряд на экране (слайды 4-8).
Учитель: Где же возникали города?
Ученик 1 продолжает рассказ по ОК.
Учитель предлагает учащимся просмотреть
Слайд 9.
Учитель выводит на экран схему
"Образование средневековых городов" с
опopными сигналами.
Учащиеся (исследуя схему): На мостах, на берегах рек, на перекрестках дорог, у удобных гаваней, у стен замков и монастырей.
Учитель: Объясните выражение «Нет земли без феодала». Вывод: города возникали на земле феодалов.
Ученик 2 рассказывает по ОК о борьбе городов с феодалами.
Учитель: Назовите главные занятия горожан (ремесло и торговля).
Ученик 3 отвечает на вопрос задания о ремесленной мастерской.
Ученик 4 – объясняет смысл содержания цепочек: М-П-У, (мастер – подмастерье – ученик), Т-Д-Т2 (товар – деньги – товар2);
Ученик 6 объясняет выражения: «Городской воздух делает свободным», «Что с воза упало, то пропало».
5 ученик – задание о ярмарке;
Собираются письменные задания.
Учитель: В конце этапа проверки знаний – тест (Слайд 10)
Оценки за работу.
2 этап. Объяснение нового материала
Запись в тетрадь темы урока.
Сообщение целей и задач урока.
Учитель: А сейчас мы совершим прогулку по средневековому городу (Слайд 11). Определите, что необычного было в средневековом городе? Какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми и были символами города?
На экране проходит ряд слайдов (Слайды 12-22) с изображением средневековых городов: стен, ворот, улиц, рыночной площади, соборов, ратуш, домов и т. п. Учитель комментирует иллюстрации. На заключительных слайдах ряда (Слайды 23-24) учитель просит угадать отмеченные стрелкой городские постройки (ратушу, собор, рыночную площадь).
Учитель (повторяет вопросы): Определите, что необычного было в средневековом городе? Какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми и были символами города?
Ученики называют особенности средневекового города: высокую крепостную стену для защиты от многочисленных врагов, узкие улочки и трехэтажные дома с нависающими этажами (признак дороговизны городской земли), грязь на улицах и т.п.
Учитель: Определите, что за сооружения являлись символами города (на экране – слайд 27 с символическими изображениями рынка, ратуши и собора).
Учащиеся называют символы города и делают записи в тетради: "Ратуша – место заседания городского совета, рынок – место постоянной торговли, собор – главная городская церковь".
Учитель: Эти сооружения определяли облик средневекового города, а какие еще сооружения были в средневековом городе.
Задание «Поиск». Работа с текстом учебника – с.119-120.
Работа с исторической картиной
Учитель: Как мы определяем, что перед нами – город? Чем средневековый город отличается от современного? Чем отличается город от деревни? Можем ли мы сказать, каковы были ценности средневековых горожан, глядя на картину?
Ответ на вопросы учителя: указана городская стена, удобное место положения, большое число тесно стоящих строений, грязные, узкие улочки, рынок, дома в несколько этажей, каменные здания, ратуша – свобода, часы – время, рынок и лавки ремесленников – продажа изделий ремесла, городской собор – вера в бога.
Учитель: (слайды 27-28). Итак,
мы познакомились со средневековым городом. Как
же назывались его жители?
Ученики: Горожане.
Учитель: Чем занимались горожане?
Ученики: Ремеслом и торговлей.
Учитель: Чем занимались
деревенские жители?
Ученики: Земледелием, скотоводством
(сельским хозяйством).
Учитель: Чем еще отличались горожане от
других жителей средневековой Европы, вы найдете
в тексте учебника – с.121-122.
Одновременно – заполнение схемы (слайд 29).
Вывод:
1. Горожане – особое сословие со своими
привилегиями и свободами, которые они
отстаивали.
2. Союз короля с городами: 1) короли считались с
городами – они имели крепкие стены, платили
налоги, выставляли ополчение; 2) города – боялись
разорительных войн.
3 этап. Закрепление нового знания
1. Вопрос 4 с.123. учебника.
2. Игра «Поймай рыбку» (учащиеся берут из
«аквариума» листочки в форме рыбки с
написанными на них терминами и объясняют их
значение.)
Домашнее задание
Цели: познакомить учащихся с участниками Великой Отечественной войны, жителями села Мостовское; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей малой родины; способствовать патриотическому воспитанию учащихся....
28 03 2024 16:35:27
Урок предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. Учащимся предлагается поработать с текстом учебника, с историческими документами, выполнить задания в парах, высказать свою точку зрения по отдельным вопросам, проверить свои знания, выполняя тестовые задания. Прилагается презентация к уроку. При проведении урока используется диск «История России 862–1917», Ледовое побоище – анимация и фрагмент художественного фильма....
27 03 2024 23:41:39
Урок для 6-го класса по истории средних веков на тему "Классическое средневековье в Европе". Урок проходит в форме игры. Все задания направлены на закрепление знаний по данной теме, повышение интереса к истории. ...
26 03 2024 9:36:27
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
25 03 2024 16:24:10
Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения автором была разработана программа курса "В мире вспомогательных исторических дисциплин", конспекты занятий и дидактические материалы. Занятия ориентированы на пpaктическое применение исторических знаний, формирование различных умений работать с информацией....
24 03 2024 13:26:29
В уроке-игре принимают участие учащиеся одного класса. Можно провести его как внеклассное занятие на всю параллель. Жюри набирается из учеников класса или старшеклассников. Оценки за конкурсы объявляются перед каждым новым конкурсом. В конце игры подводятся итоги, вручаются грамоты и выставляются отметки....
23 03 2024 23:15:55
Урок позволит учащимся познакомиться с избирательным правом. Основные понятия, вводимые на уроке, подкрепляются пpaктическими примерами. Анализ документов, знакомство со стенограммой заседания Госсовета по вопросам развития политической системы, речь президента РФ Д.Медведева сделают урок более наглядным и действенным. Главная задача - воспитание гражданской активности....
22 03 2024 4:58:14
Урок направлен на то, чтобы расширить знания учащихся по истории политических репрессий, познакомить с лагерями на территории Казахстана, показать с каким мужеством переносили люди испытания, выпавшие на их долю, верили, что история все расставит по своим местам. У учащихся развивается чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому своей Родины. ...
21 03 2024 9:23:14
Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации «Россия на рубеже веков», сайтов Интернета и модели «Шесть шляп мышления». На уроке совершенствуется работа с различными источниками, анализируется полученная информация. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....
20 03 2024 1:29:49
Урок позволит расширить историческую грамотность школьников, а так же позволит изучить на примере Чехии деятельность католической церкви в средние века....
19 03 2024 16:21:50
В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из пpaктики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах. ...
18 03 2024 4:19:19
Разработанный урок предназначается для проведения в 10-м классе. Обобщающий урок имеет своей целью закрепление знаний по пройденной теме и формирование у ученика устойчивых представлений об истории страны в данный период. Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в конце XVII в. Была готова к масштабным преобразованиям, которые впоследствии провел Петр I....
17 03 2024 6:54:19
На уроке учащиеся знакомятся с архитектурой главного города Афинского государства, формируется умение составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употрeбллять и объяснять исторические термины, понятия....
16 03 2024 15:29:52
Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....
15 03 2024 9:16:47
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-пpaктических задач, которые осваиваются учащимися в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий - универсальных и специфических для каждого учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных....
14 03 2024 8:31:48
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе хаpaктеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки....
13 03 2024 4:39:28
Интегрированный урок информатики и обществознания, исследовательского типа. Методы: групповая пpaктическая работа с Интернетом. Технологии: проектная, критического мышления, веб-квест. Учащиеся самостоятельно определяют проблему, планируют деятельность, отбирают, анализируют и структурируют информацию. Формируются навыки распределения рабочего времени, ответственности за результаты своей деятельности и деятельности группы....
12 03 2024 6:18:20
Данный урок в первую очередь расширяет кругозор учащихся в области истории, экономики и информационных технологий. Он адаптирует ученика к успешному развитию в социуме. Проект позволяет развивать мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других. Ожидается, что самостоятельная работа по проектному методу позволит заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладеют основными теоретическими положениями учебных тем и разовьют в себе исследовательские навыки....
11 03 2024 16:10:31
Цели урока: продолжить работу по формированию у учащихся понятия "государство"; дать представление об организации власти князя над покоренными племенами; рассказать о походах первых русских князей и их роли в расширении государства; формирование ИКТ-компетентности учащихся на уроках истории....
10 03 2024 12:57:40
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
09 03 2024 6:47:36
Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте ХХ века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы....
08 03 2024 1:43:20
Цели мероприятия: познакомить учащихся со вспомогательными историческими науками; научить ребят ориентироваться в многообразии исторических дисциплин; воспитать, привить чувство патриотизма, любовь к Родине и ее истории. Данное мероприятие можно проводить в форме игры как в одном отдельно взятом классе, так и среди комaнд 8–11-х классов....
07 03 2024 16:38:25
Привлечение источников способствует формированию умений обучающихся, самостоятельно их анализировать и систематизировать содержащийся в них материал, делать выводы, используя исторический источник для аргументации, анализировать и обобщать факты. Целенаправленное использование источников позволяет развивать и расширять познавательный интерес у школьников, активизирует внимание. Работа с документами помогает становлению творческой деятельности учащихся....
06 03 2024 4:55:57
Урок дает представление о нравственных и духовных ценностях православия, знакомит учащихся с историей Рыжковского храма и иконы Успения Пресвятой Богородицы, показывает схожесть судеб русских храмов, развивает личность, способную самостоятельно открывать для себя новые знания, основываясь на изучении материала по истории родного края....
05 03 2024 17:35:38
Мероприятие направленное на воспитание патриотизма. В качестве примера проявления истинной любви к Родине приведены жизнь и подвиг замечательного человека – Чичварина В.И. – москвича, участника Отечественной и Японской войн....
04 03 2024 11:39:59
Урок включает в себя освещение и ролевое проживание исторического события. Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
03 03 2024 20:20:50
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
02 03 2024 13:16:19
На уроке «Русь и Орда в XIII–XIV вв.» показаны тяжёлое, бедственное положение Русского государства, его зависимость от Орды, последствия ордынского владычества и необходимость объединения русских князей для консолидации и совместного отпора внешнему врагу, а также предпосылки для начала объединительного процесса русских земель вокруг Москвы....
01 03 2024 12:54:39
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
29 02 2024 18:25:15
В статье рассмотрен один из вариантов работы с документами, изучение которых активизирует творческую, познавательную деятельность учащихся, учит сравнивать, анализировать, делать выводы, а при решении познавательных задач формируется мотивация к изучению нового материала. Предлагаемый урок позволяет рассказать ученикам о гуситских войнах, вовлекая учащихся в повествование. ...
28 02 2024 4:18:14
Победа советского народа в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года, которая во многом определила итог всей Второй мировой войны, является одним из ключевых событий истории XX в. Представленный урок сообщения новых знаний с использованием мультимедийных средств обучения ставит своей задачей не только изучение нового материала, но и активизацию интереса учащихся, развитие навыков работы с электронными образовательными ресурсами....
27 02 2024 6:13:41
Хочу предложить игру по обществознанию в виде презентации, которая называется «Общество – не простая сумма индивидов…», по всем разделам курса. Игра позволяет вовлечь в работу всех учеников и является ценным средством воспитания умственной активности детей, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний....
26 02 2024 16:15:32
Урок проводится с целью ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирования уважительного отношения к правам и свободам человека. Представлен большой фактографический материал. Предложены интересные формы работы: создание и защита мини-проектов, дискуссия по самым важным вопросам. ...
25 02 2024 2:58:33
Вашему вниманию предлагается электронное обучающее средство, выполненное в формате презентация по курсу "Государственные символы России". Курс рассчитан на 17 часов и может быть использован как элективный курс, факультатив, спецкурс....
24 02 2024 17:25:14
Описание серии модульных уроков по теме и пример первого из них. ...
23 02 2024 14:32:52
Курс построен с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму обществоведческих знаний, готовы к восприятию правовых основ Российской Федерации. Темы прав человека в курсе "Обществознания" так обобщены, что без дополнительных пpaктических занятий сложно усвоить ученикам данные темы....
22 02 2024 10:45:24
Некоторые педагоги считают, что возможности информационных технологий полностью раскрываются только в точных науках, а не в гуманитарных. В статье совершена попытка доказать обратное. Автор делится своим опытом работы использования ИКТ не только на уроках истории, но и во внеурочной деятельности....
21 02 2024 23:33:59
Уроки интегративного типа, в основе которых лежит философская проблематика, способствуют развитию готовности и потребности учащихся к самопознанию и самореализации своей личности, формированию целостного мировоззрения. ...
20 02 2024 23:59:21
Внеклассное мероприятие может проводиться как составная часть недели истории или интеллектуального марафона. Тема викторины позволяет не только проверить знания учащихся о биографиях правителей разных времен, но и повысить познавательный уровень детей, развить логическое мышление, применить знания из различных наук....
19 02 2024 10:35:17
Цель данного урока – показать нравственную природу власти, отметить важность участия каждого субъекта в политической жизни страны. Материал этого учебного занятия дает возможность формировать нравственные убеждения, что, на наш взгляд, очень важно в работе с обучающимися. Психологическими особенностями контингента обусловлен и выбор технологии встречных усилий учителя и ученика. ...
18 02 2024 4:53:31
Урок-погружение – особая форма современного образовательного процесса, может быть использован с целью повышения интереса к отдельным темам, в данном случае к событиям эпохи становления Наполеона Бонапарта как правителя, его взлета и падения, краха идеалов революции, или как вариант обобщения и повторения изученного материала. Урок рассчитан на 1,5 часа....
17 02 2024 3:20:49
Урок составления проекта программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Ученики класса работают в 3-х группах. Им дано было опережающее задание: подумать, почему совершаются правонарушения. Дети провели опрос среди старшеклассников, родителей, записали ответы в виде тезисов. Выяснив причины правонарушений, ученики составляют проект программы по профилактике правонарушений....
16 02 2024 14:11:51
Данное мероприятие проводилось для учащихся 8–10-х классов в канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и посвящалось женщинам-участникам войны и труженицам тыла. При проведении использовался краеведческий материал....
15 02 2024 4:13:29
Урок по программе А.Н. Кравченко «Человечество как сумма поколений» позволяет реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (математика, литература, искусство, история, краеведение). Формирование интеллектуальных и творческих способностей школьников на основе краеведческих знаний, бережного отношения к традициям своей семьи представляет пpaктическую ценность в воспитании....
14 02 2024 3:13:43
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
13 02 2024 23:48:32
Разработка представляет собой игру по истории России XVI – начала XVI вв. Главной целью работы "Страницы истории" является формирование интереса не только к предмету истории, но и к истории России в целом. Игра может использоваться как на уроках истории (в форме итогового урока), так и на внеклассных мероприятиях....
12 02 2024 19:54:30
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
11 02 2024 15:13:29
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....
10 02 2024 10:35:43
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
09 02 2024 19:32:51
В данной статье предлагается методическая разработка урока, в ходе которого используются различные формы и методы обучения, направленные на формирования умений и навыков (работать с текстом, выделять главное, знать понятия и уметь их применять, разpaбатывать мини-исследования, делать мини-проекты и уметь их представлять, делать выводы), с целью формирования ключевых компетенций. ...
08 02 2024 17:21:54
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::