Историко-литературный портрет Кенесары
Камни прошлого – это ступени, ведущие в будущее
Н. Рерих
Цели урока: Актуализировать опopные знания из истории Казахстана века, использовать проблемно-интегрированный подход к обучению, направлять поисковую деятельность учащихся на решение системы взаимосвязи внутри-и межпредметных проблем. Создать условия для развития учащимися умения анализировать результаты своих исследований. Способствовать закреплению навыков работы с научной и художественной литературой, составлению текстов для выступления, развитию монологической и диалогической речи. Продолжить работу по исторической карте, рассматривая события в хронологической последовательности и динамике.
Оборудование: портрет Кенесары, карта по данной теме, идеограммы (значки-символы исторических событий), схема управления ханства, родословное древо Кенесары, полонез Огинского
Ход урока
I этап. Ориентировочно-мотивационный.
Создается эмоциональный настрой, формируются желание “пройти по камням” эпохи хана Кене, представить то время, выяснить разницу исторического портрета народного героя с прототипом. Исследовать тему поможет деление класса на три творческие группы: литературоведов, архивариусов и артистов.
II этап. Операционно-исследовательский
Литературоведы сообщают, кто и когда писал а Кенесары , его эпохе. (Приложение 1) Итак, самым большим и значительным произведением является роман Ильяса Есенберлина “Кочевники” в трех томах, а историческим трудом - монография Е. Бекмаханова “Казахстан в 20-40-е гг. XIX века”. Содержательную литературу по этой теме появилась возможность читать и изучать только в начале 90-х годов ХХ века. Пусть “спрессуется “ время и мы окажемся в 19 веке, помогут нам в этом артисты. (Приложение 2)
Беседа с классом: О каком указе говорят батыры? Какие изменения произошли в Казахстане согласно “Уставу о сибирских киргизах 1822года”? Почему Сейтен и Ожар говорят в пути? Куда лежит путь героев и почему? Т.о. по “Уставу о сибирских киргизах 1822 года” не только ликвидировалась политическая самостоятельность северных регионов Казахстана, но и ухудшались условия для ведения хозяйства, в первую очередь скотоводства. “Быть схватке…”. Историческая справка архивариусов о времени и месте семьи Касымовых в решении главных проблем. (Приложение 3. Приложение 4)
Беседа с классом. Формируется вывод о том , что именно Кенесары мечтал повторить дело своего деда, построить независимое Казахское государство. Прежде чем поднять народ на борьбу, семья Касымовых много времени и сил прилагает для решения проблемы дипломатическим путем (отправляются письма императору Николаю I, старшие братья Саржан и Есенгельды едут в г.Ташкентдля переговоров).
Приложение 5
С какой целью братья поехали в г.Ташкент? Как вел себя кушбеги во время переговоров с ними? Почему? История распорядилась таким образом, что после гибели братьев и отца, старшим остается Кенесары, и он должен возглавить национально-освободительную борьбу. Основными целями, которой являлись: уничтожение власти иностранного государства, ликвидация колониального гнета, завоевание национальной независимости. Есенберлин, раскрывая образ Кенесары, показывает читателю не только смелого полководца, способного поднять на борьбу тысячи людей.
Работа учащихся по карте. Под руководством учителя учащиеся “оживляют” карту идеограммами, чтобы в хронологической последовательности и в динамике развития проследить события с 20-х годов XIX века до 1847 года.
№ | Дата, событие | Идеограмма на карте (описание) |
1 | 20-30-е гг. - семья Касымовых предпринимает усилия для дипломатического решения вопроса | Cвиток, перо для письма |
2 | 1836 г. – гибель Саржана и Есенгельды в Ташкенте | Перечеркнутое рукопожатие |
3 | 26 мая 1836 года – сожжение Акмолинской крепости | Пламя |
4 | 1838 г. объединение Младшего и Среднего жузов | Стрелки зеленого цвета навстречу друг другу |
5 | 1840 г. - перемирие с Оренбургским генерал-губернатором | Рукопожатие |
6 | Август 1841 г. - выступление на Ташкент | Стрелка зеленого цвета |
7 | Сентябрь 1841 г. - провозглашение Кенесары ханом | Слово ХАН у г.Туркестана |
8 | Смещение Перовского с поста Оренбургского генерал-губернатора | Убираем рукопожатие |
9 | 1842 г. - движение Сотникова из Сибирской военной линии | Стрела черного цвета |
10 | 1843 г. - наступление отряда Лебедева из 300 казаков по приказу Николая I | Стрелки черного цвета |
11 | 1-7 августа 1843 г. - битва Кенесары с царскими отрядами закончилась безрезультатно | Скрещенные мечи и знак “?” на зеленом фоне |
12 | 20-21 июля 1844 г. - победа Кенесары в верховьях р.Тобол | Скрещенные мечи “!” на зеленом фоне |
13 | 1844 г. - 3 отряда царских войск отправлены для для подавления восстания: первый - из Орска, второй - из Алу Тау, третий – от Тобола. | 3 стрелки черного цвета |
14 | Итогом этого противоборства явились, начавшиеся переговоры Оренбургской администрации с Кенесары. Они были прерваны, т.к. условия договора противоречили целям восстания. Позиция царя: “В царстве другого царства не может быть” | Перечеркнутое рукопожатие |
15 | Второй этап борьбы. 1845 г. - Кенесары уходит на юг (Алатау, р.Или). Участились погромы, грабежи. Киргизы провели курултай и отвергли притязания казахского хана. | Стрелка зеленого цвета |
16 | 1847 г. сражение Поражение войск Кенесары. Переход в Киргизию он рассматривал как ответ на действия манапов, перешедших на сторону Коканда. | Перечеркнутые мечи |
Таким образом, к 1845 году ситуация для Кенесары и его армии сложилась так, что нужно было покидать Родину. Прощание с Родиной. Звучит “Полонез Огинского”.
Перед казнью, при огромном стечении народа Кенесары запел песню, в которой вспоминал весь путь суровой борьбы за независимость своей страны. “Долго лилась эта песня среди собравшейся толпы и словам сим она долго внимала, не имея сил, ни желания оторваться от властных слов его песни, что глубоко западали в душу каждого, кто слушал их. И в песне своей вспоминал он всю жизнь в родных и привольных степях, в кругу родного аула”, так писала “Тургайская газета” в 1901 году.
В конце 40-х гг. XIX века на Востоке и в Средней Азии появилась такая пословица: “В Турции – блаженство. В Дамаске – благотворительность. А в Туркестане ничего кроме злобы и вражды”
Прием “Говорящая карта”. Приложение 6
III этап. Рефлексивно-оценочный возвращаемся к эпиграфу урока. Подведение итогов урока. Тестирование по истории восстания. Домашнее задание: написать отзыв об уроке.
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
27 03 2024 4:12:29
В работе учителя обществознания со старшеклассниками необходимо несколько изменить подходы и сместить акценты, что позволяет сделать проектная деятельность, в результате которой пpaктически каждый ученик сам приобщается к истории Великой Отечественной войны, повышается познавательная активность учащихся, изменяется эмоциональный настрой. Только путем перехода к личностно-ориентированному эмоциональному подходу можно достичь целей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»....
26 03 2024 21:13:16
Автор учит учащихся составлять переход от исторического факта к литературным образам. Ученики дают историческую оценку личностям XVIII в. Е.Пугачеву и Екатерине II. Анализируют, сопоставляют, делают выводы, оценивают свою работу....
25 03 2024 4:17:20
На уроке использованы технологические приёмы: концептуальная таблица, инсерт, акростих. Наряду с технологическими использованы традиционные приёмы: актуализационная беседа, работа с исторической картой....
24 03 2024 4:51:45
В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....
23 03 2024 4:27:40
Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
22 03 2024 7:11:14
Мероприятие является финальным соревнованием в конкурсе "Лучшие знатоки истории". Участие принимают три комaнды первого и второго курса. Игра включает пять конкурсов: "Историческая мозаика", "Маска, я вас знаю", "Исторические события", "Аукцион", Финал. ...
21 03 2024 15:26:31
Как повысить интерес учеников к предмету? Решению задачи в определённой мере способствуют внеклассные мероприятия по истории, способствует внеклассная работа и особенно игры по предмету. Интересная захватывающая игра – составная часть учебно-воспитательного процесса, способ углубления знаний по истории....
20 03 2024 21:32:27
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
19 03 2024 18:33:14
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
18 03 2024 3:49:41
Материалы данного сценария могут быть использованы полностью или частично при подготовке мероприятий гражданско-патриотической направленности....
17 03 2024 1:22:26
На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта. ...
16 03 2024 3:46:21
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
15 03 2024 16:34:41
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
14 03 2024 5:57:23
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
13 03 2024 11:58:31
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...
12 03 2024 11:14:37
Урок-игра рассчитан на развитие познавательного интереса молодых избирателей к знаниям в области избирательного права. В виде наглядности выступают документальные материалы избирательной комиссии муниципального образования. Благодаря сочетанию конкурсов и деловой информации из реальной жизни поселения, а также дифференцированному домашнему заданию имеется возможность выбора индивидуальной траектории получения образования. ...
11 03 2024 0:10:44
Урок предполагает повторение отдельных аспектов внутренней и внешней политики Александра I и Николая I. Особое внимание уделяется дискуссионным вопросам истории России первой половины XIX века, в ходе работы с которыми учащихся развивают умение анализировать противоположные точки зрения и аргументировать собственную позицию....
10 03 2024 21:47:48
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
09 03 2024 2:58:49
Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....
08 03 2024 4:26:31
Цель урока – обеспечение качества усвоения знаний по истории и обществознанию; развитие общеучебных умений и навыков; содействие развитию ИКТ-компетентности; организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности....
07 03 2024 16:43:55
Урок проводится в форме путешествия. Цель урока - познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; основными занятиями жителей, развитием письменности. На уроке учащиеся сравнивают географическую среду Египта и Древнего Двуречья, развивают навыки работы с исторической картой, учатся анализировать фрагмент исторического документа....
06 03 2024 12:11:43
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
05 03 2024 8:55:17
Разработка урока создает содержательные и организационные условия для развития у школьников исследовательских навыков, формирует познавательные, коммуникативные компетенции учащихся. Урок разработан в технологии критического мышления....
04 03 2024 0:29:58
Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....
03 03 2024 10:41:31
Урок по новой истории для 7-го класса знакомит учащихся с историей возникновения США. ...
02 03 2024 6:11:33
Цель урока: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка - рынке труда; охаpaктеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению....
01 03 2024 0:53:14
Урок завершает изучение основ государственного права и посвящен проблеме выборов, как одного из наиболее доступных способов гражданского участия в жизни государства. На уроке учащиеся знакомятся с различными сторонами предвыборной кампании: дебаты, агитация, деятельность СМИ и избирательных комиссий, изготовление предвыборных агитационных листков и приобретают пpaктические навыки участия в процедуре голосования. Занятие способствует развитию творческих способностей, формирует у детей целостное представление об ответственности каждого за свой выбор, о влиянии выборов на судьбу своего государства. ...
29 02 2024 8:39:36
Увлекательная викторина по отечественной истории для старшеклассников расширяет знания учащихся о своей родине, воспитывает любовь к России. В увлекательной форме учащиеся смогут узнать судьбу своей страны, проверить полноту и прочность знаний....
28 02 2024 11:11:38
Содержание урока включает в себя повторение основных событий Смутного времени, хронологии, исторических лиц, причин и хаpaктерных черт Смуты. Основные проблемы урока — сравнение позиции Василия Шуйского и Боярской думы, опирающихся в борьбе за власть на иноземные силы, и патриарха Гермогена, К.Минина, Д.Пожарского, олицетворяющих позицию выбора национальной независимости. Важная образовательная составляющая урока – социализация учащихся....
27 02 2024 1:30:42
Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности, личная ответственность обучающихся. Технологии индивидуально-ориентированного обучения, в основе которой лежит организация коллективных учебных занятий и индивидуальный хаpaктер усвоения ЗУН, и ИКТ дают ученику право выбора уровня обучения и его темпа....
26 02 2024 1:54:53
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
25 02 2024 8:43:23
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
24 02 2024 5:23:57
Исторический вечер «Подвиг во имя любви», посвященный памяти жен декабристов. Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов и посвящено истории декабристки, одной из ярких страниц Отечественной истории. Материал эмоционально насыщен, учащиеся сопереживают героям, испытывают чувство гордости за тех, кто отдал свою жизнь на благо Родины....
23 02 2024 4:59:53
Литература и история обладают широким интеграционным потенциалом. При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести бинарный урок следует cпроектировать: содержание межпредметных понятий, способы учебной деятельности учащихся, выбрать интегративные формы обучения....
22 02 2024 9:22:54
Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что единое Древнерусское государство IX–XI вв. было раннефеодальной монархией; сформировать умение анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой....
21 02 2024 15:17:25
На уроке проверяются, обобщаются и углубляются знания учащихся по истории советского общества за период конца 40-х – начала 80-х гг.; развиваются умения анализировать, сравнивать и давать собственную оценку деятельности правительства во главе с лидером, а также развитию творческого воображения. Решается задача воспитания чувства ответственности за судьбу своего Отечества. Занимательный хаpaктер урока способствует усилению мотивации к изучению предмета....
20 02 2024 12:38:34
Урок обществознания в 11-м классе посвящен обсуждению темы: можно ли в России стать богатым человеком. Этот вопрос актуален для старшеклассников сегодня, т.к. затрагивает мopaльно-нравственные аспекты: можно ли стать богатым честно, и что для этого необходимо знать....
19 02 2024 13:48:42
Цель урока - сформировать представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров....
18 02 2024 18:27:58
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
17 02 2024 8:54:26
Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....
16 02 2024 11:52:10
Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения. ...
15 02 2024 17:51:46
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
14 02 2024 14:59:19
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
13 02 2024 22:28:16
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
12 02 2024 19:37:52
Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки. ...
11 02 2024 16:38:41
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
10 02 2024 9:55:54
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
09 02 2024 1:41:41
На уроке учащиеся повторяют и запоминают основные сведения из истории родного края. По ходу урока формируется чувство уважения и гордости за свой народ. ...
08 02 2024 15:53:28
Исследовательская деятельность, подкрепленная использованием программного продукта, подобного PowerPoint или Microsoft Publisher, связанная с работой в Интернет-сети, позволяет проявить творческий потенциал, раскрыть индивидуальность, сделать научную и учебную работу неповторимой, незабываемой....
07 02 2024 22:28:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::